Научная статья на тему 'Музейное строительство в Палехе (часть i: 1928-1945 гг. )'

Музейное строительство в Палехе (часть i: 1928-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
LACQUER MINIATURE / PALEKH / THE STATE MUSEUM OF PALEKH ART / MUSEUM / MUSEUM PERSONNEL / IVANOVO REGION / HERMAN VASILYEVICH ZHIDKOV / ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА / ПАЛЕХ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ПАЛЕХСКОГО ИСКУССТВА / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЕ КАДРЫ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГЕРМАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЖИДКОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лавров Дмитрий Евгеньевич

В статье рассматриваются проблемы организации Государственного музея палехского искусства в посёлке Палех Ивановской области, раскрывается важность данного музея как наиболее значительного и ценного хранилища палехской иконописи и лаковой миниатюры в стране. Цель статьи дать развернутую характеристику начальному этапу деятельности Государственного музея палехского искусства (1930-е первая половина 1940-х гг.) как ключевой в становлении музея. Автор раскрывает заслуги работников музея в создании и развитии оригинальной экспозиции 1930-1940-х гг., а также изменения в ней, произошедшие в годы Великой Отечественной войны. В статье также раскрывается идеологическая и пропагандистская сторона организации палехского музея, а также его повседневная жизнь в годы Великой Отечественной войны, не получившая должного освещения в научной литературе. Автор приходит к выводам, согласно которым в 1930-1940е гг. музейные работники Палеха стремились, несмотря на трудности данного периода, к собиранию и пропаганде как дореволюционной палехской иконописи, так и нового искусства палехской лаковой миниатюры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum Construction in Palekh (Part I: 1928-1945)

The article deals with the problems of the organization of the State Museum of Palekh Art in the village of Palekh, Ivanovo region, the importance of this museum as the most significant and valuable storehouse of Palekh icon painting and lacquer miniature in the country is revealed. The purpose of the article is to give a detailed description of the initial stage of the activity of the State Museum of Palekh Art (1930s first half of the 1940s) as a key element in the formation of the museum. The author reveals the merits of the museum workers in the creation and development of the original exposition during 1930-1940s, as well as changes in it that occurred during the Great Patriotic War. The article also reveals the ideological and propaganda aspect of the organization of the Palekh Museum, as well as its daily life during the Great Patriotic War, which has not yet received adequate coverage in the scientific literature. The author comes to conclusions, according to which in 1930-1940s the museum workers of Palekh sought, despite the difficulties of this period, to collect and promote both pre-revolutionary Palekh icon painting and the new art of the Palekh lacquer miniatures.

Текст научной работы на тему «Музейное строительство в Палехе (часть i: 1928-1945 гг. )»

УДК 7.036

Д. Е. Лавров

МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПАЛЕХЕ (ЧАСТЬ I: 1928-1945 гг.)

В первые послереволюционные годы в России начинается бурное музейное строительство. Этому помогала политика советской власти, включавшая национализацию монастырских и церковных земель, помещичьих имений, а в 1920-е годы—имущества церквей. Решение открыть для трудящихся «сокровища искусства» содержалось уже в Ленинском кооперативном плане, принятом на УШ съезде Российской коммунистической партии большевиков, проходившем в марте 1919 г.1 Непосредственно перед этим событием, в феврале 1919 г., состоялась Первая Всероссийская музейная конференция, на которой обсуждался вопрос о месте музеев в обществе, о необходимости подготовки местных музейных кадров, а также об организации реставрационных служб. На конференции было решено превратить местные провинциальные музеи в культурные центры, которые в своей деятельности опирались бы на научные исследования и при этом были бы открыты для народа. Планировалось создать единую музейную сеть, объединявшую в строгую систему как старые, так и вновь создаваемые музеи в российской провинции.

Подобные устремления как нельзя более подходили для провинциального Палеха с его уникальными художественными традициями и огромным малоизученным культурным наследием, нуждавшимся в музейном собирательстве, тщательном изучении и активной пропаганде нового вида народного искусства, созданного палешанами в начале 1920-х годов—палехской лаковой миниатюры.

Первая мысль о создании музейного собрания палехского искусства принадлежала писателю Алексею Максимовичу Горькому, бывшему известным другом и покровителем палехских художников. А. М. Горький, в юности практически узнав палехскую иконопись (в 1882-1883 гг. будущий писатель полгода учился в нижегородской иконописной мастерской палешанки Ирины Яковлевны Салабановой), искренне восхищался блестящими успехами бывших палехских иконописцев в 1920-е годы, создавших в этот период совершенно новое, самобытное и уникальное искусство — палехскую лаковую миниатюру. Уже в 1928 г., по совету влиятельного писателя, при Артели древней живописи (в форме которой был организован палехский лаковый промысел) была создана особая «комната образцов» для хранения лаковых миниатюр2. Собрание состояло из лучших произведений, написанных в палехской артели и отобранных наиболее авторитетными из них3. В 1932 г. в Палех приезжает уполномоченный писателя А. А. Сидоров для исполнения обещания А. М. Горького помочь палехским художникам, данного им в ходе их

1 КПСС в резолюциях и решениях. М., 1954. Ч. I. С. 421-422.

2 Палехская школа. 1923-1950. Лаковые миниатюры иконописцев: каталог выставки. Мюнстер, 2011. С. 61.

3 МельниковГ.М. Хранитель и пропагандист искусства // Рабочий край (Иваново). 1974. № 291. 13 декабря.

встречи 9 мая того же года. А. А. Сидоров проводит интенсивную работу по улучшению условий труда художников, а также для организации в Палехе местного художественного музея4. Деятельности А. А. Сидорова немало способствовал тот факт, что уже в 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан единый орган управления музейным делом—отдел по делам музеев и охране памятников старины. Под руководством данного Комиссариата при отделах народного образования местных Советов действовали органы управления музейным делом.

20 мая 1934 г. вышло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР о создании в Палехе местного художественного музея (на всю подготовку был дан всего 1 год), при этом инициатором постановления также стал А. М. Горький. Планируемый музей получил вначале название «Музей древней живописи», однако еще до своего открытия (в марте 1935 г.) был переименован в Государственный музей палехского искусства (далее —ГМПИ), и это название палехский музей носит по сей день5.

ГМПИ был открыт 13 марта 1935 г., в дни широкого празднования 10-летнего юбилея палехской Артели древней живописи6, на втором этаже местного сельпо, в бывшем доме купцов Шалагиных. Первая экспозиция музея занимала всего четыре комнаты и демонстрировала произведения палехской лаковой миниатюры, а также образцы местного иконописания. Уже через год музей был перенесен в более вместительный двухэтажный дом, ранее принадлежавший бывшему хозяину местной иконописной мастерской Дмитрию Петровичу Салаутину в центре Палеха. Создание музея в Палехе горячо поддерживали и сами палехские художники. Так, известный палехский миниатюрист Иван Васильевич Маркичев писал в сборнике «Палешане»: «Нужно приветствовать идею создания в Палехе музея, который, без сомнения, даст много наглядных пособий и поможет в нашей работе как на папье-маше, так и на фарфоре, не говоря уже о культурном значении музея для всего Палеха и окружающих деревень»7. Общими стараниями местной и московской общественности, а также государственной советской политики ГМПИ постепенно становится центром музейного изучения местной художественной культуры: палехской лаковой миниатюры, иконописи, графики, предметов народного прикладного искусства.

Первым директором ГМПИ стал известный искусствовед, специалист по истории русской живописи и архитектуры Герман Васильевич Жидков, первым научным сотрудником музея—Ф. Л. Лукашова. Оба они проделали большую практическую работу по организации музея.

В собрании ГМПИ в самом начале было около 540 экспонатов, наиболее полно отражавших развитие палехской лаковой миниатюры за годы советской власти, при этом произведения палешан из бывшей артельной «комнаты образцов» составили ядро экс-позиции8. Кроме залов с лаковой миниатюрой, в организованном музее были оформлены залы советской и старой западной живописи с образцами итальянской, фламандской и голландской школ XVII в. Картины в ГМПИ поступали из Государственного музея

4 Вихрев Е. Ф. Палешане. Записки палехских художников об их жизни и творчестве, написанные летом 1932 г. и иллюстрированные ими самими. М., 1934. С. 53-54.

5 Палех. Записки палехских художников. Иваново, 1954. С. 9.

6 Музей в Палехе // Трибуна Палеха (Палех). № 100. 1936. 13 марта.

7 Вихрев Е. Ф. Палешане. С. 205.

8 ЗиновьевН.М. Сокровищница лаковой миниатюры // Рабочий край (Иваново). № 250. 1954. 19 декабря.

изобразительных искусств в Москве, а также через Ленинградскую закупочную комиссию Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. Также в ГМПИ был создан и специальный зал временных выставок для тематических экспозиций и юбилеев палехских художников9. Таким образом, ГМПИ изначально создавался музейными работниками не только как сокровищница местной лаковой миниатюры и старой иконописи, но и как полноценный культурный центр, в котором палехские художники могли бы очно, не уезжая в Москву и Ленинград, познакомиться с подлинниками русской, советской и западной живописи. В статье «Музей в Палехе», помещенной в первом номере местной газеты «Трибуна Палеха» за 13 марта 1935 г., первый директор ГМПИ сформулировал две основные задачи, стоявшие перед новым музеем: «Первая—с исчерпывающей полнотой, научно показать историю палехского искусства на материалах художественных произведений, начиная с ХУШ века и до наших дней. Вторая задача—это создание условий, способствующих расширению и повышению общекультурного и профессионального художественного уровня мастеров»10. Таким образом, с самого начала ГМПИ задумывался как место неразрывного соединения теории и практики, изучения палехского искусства иконописного прошлого и руководства палехским искусством советского настоящего.

Экспозиция музея постоянно пополнялась новыми произведениями лаковой миниатюры Палеха, а также соседних с Палехом лаковых промыслов Мстёры и Холуя. Кроме этого, в первые годы существования музея велась и собирательская работа в отношении богатейшего иконописного наследия Палеха. Уже в 1936 и 1938 гг. в ГМПИ из местного Крестовоздвиженского храма была поставлена большая группа наиболее ценных икон палехской работы ХУП-ХУШ вв., чрезвычайно обогативших собрание музея. Кроме Крестовоздвиженского храма, музей получал иконы и из других закрытых церквей и часовен.

В том же 1936 г. ГМПИ было передано и само здание Крестовоздвиженского храма со всеми хранившимися в нем замечательными памятниками старины и искусства11. Передача храма, по сути, спасла его от разорения, которого не смогли избежать другие культовые сооружения в данной местности. В здании Крестовоздвиженского храма был создан дополнительный отдел ГМПИ под названием «Старый Палех», ставший в условиях того времени своего рода идеологической антитезой основной части собрания, получившей название «Советский Палех». Теперь знакомство с лаковой миниатюрой для музейных посетителей предварялось посещением палехского храма, где на материале старой дореволюционной иконописи они должны были постигать «глубокое символическое значение уродства, побежденного простой свободой творчества»12. Соответствующим было оформление экспозиции отдела «Старый Палех»: в палехском храме был разобран местный барочный иконостас, а составлявшие его иконы поставлены на подставки для визуального подтверждения экспозиции, рассказывавшей об ошибочности христианской религии и инстинктивном стремлении палехских иконописцев к широко трактовавшемуся в то время «реализму»13. Снятые со стен иконы вместе с церковными принадлежностями были перемещены на местный склад, а сами стены (покрытые замечательными фресками начала XIX в.) закрыты брезентом. К лету 1937 г. Крестовоздвиженский храм

9 Замечательный очаг художественной культуры // Трибуна Палеха (Палех). № 132. 1936. 13 марта.

10 ЖидковГ.В. Музей в Палехе // Трибуна Палеха (Палех). № 1. 1935. 13 марта.

11 Котов В. Т. Государственный музей палехского искусства: альбом. М., 1975. С. 10.

12 Палех. Записки палехских художников. С. 144.

13 Там же. С. 147.

Палеха окончательно был превращен в отдел ГМПИ с ярко выраженной антирелигиозной направленностью, и в храме-музее, согласно методическим требованиям, велась атеистическая пропаганда.

Важным источником пополнения коллекции ГМПИ стали и сами палехские художники, дарившие музею свои рисунки и эскизы к театральным постановкам. Кроме этого, в музей поступали целые собрания от энтузиастов и знатоков палехского искусства. Например, известный пропагандист Палеха, писатель Ефим Федорович Вихрев передал в дар ГМПИ 82 лаковые миниатюры основателей палехской Артели древней живописи, а член Президиума Высшего совета народного хозяйства РСФСР Я. С. Ганецкий (как и А. М. Горький оказывавший постоянную поддержку новому палехскому искусству) подарил музею свою уникальную коллекцию палехского фарфора14.

Ужесточение внутренней политики в СССР конца 1930-х годов в полной мере сказалось и на уровне ГМПИ. Так, в апреле—августе 1937 г. проходит серия собраний палехской партячейки с критикой руководства музея и прежде всего его директора Г. В. Жидкова за «политическую неустойчивость»15. Кроме этого обвинения, Г. В. Жидкова упрекали в излишнем внимании к собиранию и изучению местного древнерусского наследия, якобы не нужного советским палехским художникам. В результате, как известно, Г. В. Жидков был вынужден покинуть свой музейный пост и уехать в Москву. Более того, уже в начале 1939 г. новый директор палехского музея Василий Тарасович Бондаренко получает указание составить опись икон Крестовоздвиженского храма, «не имеющих историко-культурной ценности» для последующей продажи на Запад. В этих целях была составлена особая комиссия, в числе ее членов был знаменитый живописец, уроженец Палеха Павел Дмитриевич Корин, возглавлял же комиссию местный руководитель НКВД16. Музейная комиссия в срочном порядке к заранее определенной дате 21 июня 1939 г. составила списки предназначенных к продаже за бесценок музейных икон, в нем значилась 51 позиция (все—второй половины XIX—начала ХХ в.).

Новый поворот в отношении руководства страны к древнерусскому искусству сказался уже во время Великой отечественной войны. В августе 1943 г. Всекохудожник, в чьем подчинении находился ГМПИ, посылает в Палех Г. В. Жидкова (ставшего к тому времени заместителем директора Государственной Третьяковской галереи) для проведения тщательной инвентаризации палехских икон из собрания ГМПИ и разработки программы будущего развития музейной коллекций местного «религиозного» (то есть древнерусского) искусства. Уже в сентябре 1943 г. вступает в силу новая программа по приобретению местных икон Ивановской области на средства палехского музея. Только в декабре 1943 г. ГМПИ приобретает у жителей 27 палехских икон17. В 1944 г. новый директор музея, знаменитый палехский художник Н. М. Зиновьев восстанавливает первоначальный интерьер Крестовоздвиженского храма (называвшегося тогда «Отделом старого искусства Палеха»), дав поручение убрать со стен брезент, восстановить разобранный иконостас и разместить на стенах бывшие ранее на своих местах иконы18. Наконец, в июле 1945 г. при активной помощи директора ГМПИ Н. М. Зиновьева (действовавшего вместе с другими старейшими палехскими мастерами) был утвержден новый

14 Колесова О. А. Палех и палешане. Иваново, 2010. С. 129.

15 JenksA.L. Russia in a Box: Art and Identity in an Age of Revolution. DeKalb, 2005. P. 139-140.

16 Ibid. P. 141, 154.

17 Ibid. P. 155.

18 Ibid.

учебный план для местного художественного училища, в котором главный упор приходился на изучении древнерусской иконописи (прежде всего на богатом материале местного музея).

Кроме интереса к палехской старине, поощряется собирание и музейное изучение местной лаковой миниатюры. Так, в 1943-1944 гг. в ГМПИ начинается целенаправленное собирание эскизов и работ первых палехских миниатюристов (1920-х годов), на эти цели Всекохудожником было отпущено 100 000 руб. (до этого, в конце 1930-х годов, ГМПИ приобретал в основном работы городских художников)19. Эта коллекция эскизов и работ первых палешан—основателей лаковой миниатюры стала ядром будущей знаменитой передвижной выставки палехского искусства, с успехом проводившейся ГМПИ на территории Советского Союза и за рубежом в послевоенный период (для этого уже в 1946 г. в музее был создан специальный фонд передвижных выставок из идеологически отобранных образцов)20. Серия передвижных выставок советской палехской миниатюры, проводившаяся ГМПИ в послевоенный период в СССР, послужила важной причиной очного знакомства многих живущих в провинции людей с этим замечательным явлением русской культуры.

Интерес к религии и местным православным истокам в Палехе, оживившийся во время Великой Отечественной войны, коснулся не только местных музейных сотрудников. В мае 1945 г. жители поселка оформляют прошение властям открыть для проведения религиозных служб превращенный в музейный отдел Крестовоздвиженский храм. Такое же прошение тогда же отправляют в Москву глава Иваново-Владимирской епархии (обе петиции закончились неудачей). Вторичная петиция палешан, составленная весной 1946 г., была направлена непосредственно председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Швернику и содержала 22 подписи (в том числе—некоторых старых палехских мастеров). Петиция на этот раз включала обязательства не мешать проведению музейных экскурсий в храме, содержать за счет местной религиозной общины имевшиеся в храме иконы и фрески (то есть уменьшить финансовые расходы ГМПИ) и даже регулярно молиться за И. В. Сталина и одержанную им Победу. Вторая петиция также была отклонена (4 июня 1946 г.) с указанием в качестве официальной причины мнения сотрудников самого ГМПИ о том, что верующие во время проведения служб могут нанести неумышленные повреждения храмовым иконам и фрескам.

Военный период парадоксальным образом положительно сказался и на посещаемости ГМПИ, особенно большим поток посетителей в местный музей оказался в 1942-1943 гг. — за счет солдат во время выздоровления либо отпуска, а также эвакуированных штатских с запада страны. Взрыв интереса к палехскому искусству в целом (связанный с поиском советскими людьми своих духовных основ, обострившимся во время войны) оказал положительное воздействие и на увеличение продаж лаковой миниатюры в музейном магазине, и на повышение прежнего статуса музея: именно в военный период ГМПИ из районного музея превращается в республиканский с непосредственным подчинением Всекохудожнику в Москве21. Именно в поздневоенный период также возникает идея перестройки и расширения существовавшего здания ГМПИ, уже тогда не вмещавшего в себя все музейные коллекции. Так, в июне 1945 г. в Палех прибывает целая группа московских архитекторов, которые на месте составили проект перестройки музейного

19 Jenks A. L. Russia in a Box. P. 156.

20 Гусева С. И. Сокровищница народного творчества // Призыв (Палех). № 313. 1964. 3 декабря.

21 Jenks A. L. Russia in a Box. P. 155.

здания (а попутно и проекты перестройки здания палехского художественного училища и здания Товарищества художников Палеха).

В итоге данных мер уже к середине 1940-х годов ГМПИ стал наиболее значительным и влиятельным музейным собранием палехской иконописи и лаковой миниатюры в Советском Союзе. Начав свою историю в качестве вспомогательной «комнаты образцов» при местной художественной артели лаковой миниатюры, за 1930-е годы и первую половину 1940-х годов музей окончательно сформировался как основной центр музейного изучения и пропаганды всего палехского искусства—от иконописи XVII-XVIII вв. до лаковой миниатюры времени Великой Отечественной войны—на современной территории Ивановской области и всего СССР в целом.

Информация о статье Автор: Лавров Дмитрий Евгеньевич—кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, agitlak@mail.ru.

Заглавие: Музейное строительство в Палехе (Часть I: 1928-1945 гг.). Абстракт: В статье рассматриваются проблемы организации Государственного музея палехского искусства в поселке Палех Ивановской области, раскрывается важность данного музея как наиболее значительного и ценного хранилища палехской иконописи и лаковой миниатюры в стране. Цель статьи—дать развернутую характеристику начальному этапу деятельности Государственного музея палехского искусства (1930-е—первая половина 1940-х годов) как ключевой в становлении музея. Автор раскрывает заслуги работников музея в создании и развитии оригинальной экспозиции 1930-1940-х годов, а также изменения в ней, произошедшие в годы Великой Отечественной войны. В статье также раскрывается идеологическая и пропагандистская сторона организации палехского музея и его повседневная жизнь в годы Великой Отечественной войны, не получившая должного освещения в научной литературе. Автор приходит к выводам, согласно которым в 1930-1940-е годы музейные работники Палеха стремились, несмотря на трудности данного периода, к собиранию и пропаганде как дореволюционной палехской иконописи, так и нового искусства палехской лаковой миниатюры.

Ключевые слова: лаковая миниатюра, Палех, Государственный музей палехского искусства, музей, музейные кадры, Ивановская область, Герман Васильевич Жидков.

^исок литературы

Jenks, Andrew. Russia in a box: art and identity in an age of revolution. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2005. 274 p.

Вихрев, Ефим Федорович. Палешане. Записки палехских художников об их жизни и творчестве, написанные летом 1932 г. и иллюстрированные ими самими. Москва: Московское товарищество писателей, 1934. 400 с.

Гусева, Серафима Ивановна. Сокровищница народного творчества // Призыв (Палех). № 313. 1964. 3 декабря.

Жидков, Герман Васильевич. Музей в Палехе // Трибуна Палеха (Палех). № 1. 1935. 13 марта.

Замечательный очаг художественной культуры // Трибуна Палеха (Палех). № 132. 1936. 13 марта.

Зиновьев, Николай Михайлович. Сокровищница лаковой миниатюры // Рабочий край (Иваново). № 250. 1954. 19 декабря.

Колесова, Ольга Александровна. Палех и палешане. Иваново: Издательский дом «Референт», 2010. 156 с.

Котов, Виталий Тимофеевич. Государственный музей палехского искусства: альбом. Москва: Изобразительное искусство, 1975. 160 с.

Мельников, Григорий Михайлович. Хранитель и пропагандист искусства // Рабочий край (Иваново). № 291. 1974. 13 декабря.

Музей в Палехе // Трибуна Палеха (Палех). № 100. 1936. 13 марта.

Палех. Записки палехских художников: сборник статей. Иваново: Ивановское книжное издательство, 1954. 156 с.

Палехская школа. 1923-1950. Лаковые миниатюры иконописцев: каталог выставки. Мюнстер: Хирмер Ферлаг ГмбХ, 2011. 288 с.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. 1898-1945. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1954. Т. 1.

Information on article Author: Lavrov Dmitrii Evgenyevich—PhD in Arts, Senior Lecturer, Institute of History, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, agitlak@mail.ru. Title: Museum formation in Palekh (Part I: 1928-1945).

Abstract: The article deals with the problems of the organization of the State Museum of Palekh Art in the village of Palekh, Ivanovo region. The importance of this museum as the most significant and valuable storehouse of Palekh icon painting and lacquer miniature in the country is revealed. The purpose of the article is to give a detailed description of the initial stage of the activity of the State Museum of Palekh Art (1930s—first half of the 1940s) as a key element in the formation of the museum. The author reveals the merits of the museum workers in the creation and development of the original exposition during the 1930-1940s, as well as changes in it that occurred during the Great Patriotic War. The article also reveals the ideological and propaganda aspect of the organization of the Palekh Museum, as well as its daily life during the Great Patriotic War, which has not yet received adequate coverage in scientific literature. The author comes to conclusions that in the 1930-1940s the museum workers of Palekh sought, despite the difficulties of this period, to collect and promote both pre-revolu-tionary Palekh icon painting and the new art of Palekh lacquer miniatures. Keywords: lacquer miniature, Palekh, the State Museum of Palekh Art, museum, museum personnel, the Ivanovo region, Herman Vasilyevich Zhidkov.

References

Jenks A. Russia in a box: art and identity in an age of revolution. DeKalb, Northern Illinois University Press Publ., 2005. 274 p.

Guseva S. I. Sokrovishhnica narodnogo tvorchestva [Treasury of folk art], in Prizyv, no. 313, 1964, 3 December (in Russian).

Kolesova O.A. Paleh ipaleshane [Palekh andPaleshane]. Ivanovo, Referent Publ., 2010. 156 p. (in Russian).

Kotov V. T. Gosudarstvennyj muzej palehskogo iskusstva [State Museum of Palekh Art]. Moscow, Art Publ., 1975. 160 p. (in Russian).

Kommunisticheskaya Partiya Sovetskogo Soyuza v rezoljucijah i reshenijah sezdov, kon-ferencij i plenumov. 1898-1945 [The Communist Party of the Soviet Union in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums. 1898-1945], vol. 1. Moscow, State Publ. House of Political Literature Publ., 1954 (in Russian).

Melnikov G. M. Hranitel i propagandist iskusstva [Guardian and propagandist of art], in Rabochij kraj, 1974, no. 291, 13 December (in Russian).

Muzej v Palehe [Museum in Palekh], in Tribuna Paleha, 1936, no. 100, 13 March (in Russian).

Paleh. Zapiski palehskih hudozhnikov: sbornik statej [Palekh. Notes of Palekh artists: a collection of articles]. Ivanovo, Ivanovo Book Publishing House Publ., 1954. 156 p. (in Russian).

Palekhskaja shkola. 1923-1950. Lakovye miniatjury ikonopiscev. Katalog vystavki [Palekh school. 1923-1950. Lacquer miniatures of icon painters. Exhibition Catalog]. Munster, Hirmer Ferlag Publ., 2011. 288 p. (in Russian).

Vikhrev Ye. F. Paleshane. Zapiski palehskih hudozhnikov ob ih zhizni i tvorchestve, napi-sannye letom 1932 g. i illjustrirovannye imi samimi [The Palekhians. Notes of Palekh artists about their life and work written in the summer of 1932 and illustrated by themselves]. Moscow, Moscow Association of Writers Publ., 1934. 400 p. (in Russian).

Zamechatelnyj ochag hudozhestvennoj kultury [A wonderful center of artistic culture], in Tribuna Paleha, no. 132, 1936, 13 March (in Russian).

Zhidkov H. V. Muzej v Palehe [Museum in Palekh], in Tribuna Paleha, 1935, no. 1, 13 March (in Russian).

Zinoviev N. M. Sokrovishnica lakovoj miniatjury [Treasury of lacquer miniature], in Rabochij kraj, 1954, no. 250, 19 December (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.