Научная статья на тему 'Музейное строительство в Палехе (часть II: 1945-1990 гг. )'

Музейное строительство в Палехе (часть II: 1945-1990 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
LACQUER MINIATURE / PALEKH / THE STATE MUSEUM OF PALEKH ART / HISTORIC HOUSE MUSEUM / THE IVANOVO REGION / VITALIY TIMOFEEVICH KOTOV / ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА / ПАЛЕХ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ПАЛЕХСКОГО ИСКУССТВА / ДОМ-МУЗЕЙ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВИТАЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ КОТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лавров Дмитрий Евгеньевич

В статье рассматривается деятельность Государственного музея палехского искусства в посёлке Палех Ивановской области в послевоенный период существования СССР, раскрываются основные достижения и проблемы музея за это время. Цель статьи дать развернутую характеристику послевоенному этапу деятельности Государственного музея палехского искусства (1945 -1990 гг.) как важнейшему в осмыслении достижений и проблем, стоящих перед музейной жизнью в Палехе на ее современном этапе. В статье раскрываются заслуги Виталия Тимофеевича Котова в развитии палехского музея за указанный период. Дана краткая характеристика невоплощенным проектам палехского музея, а также причины их невыполнения. Автор приходит к выводам, согласно которым достижения палехского музея в этот период сводятся к трем основным направлениям: распространение знаний о палехском музее среди населения; пополнение музейных фондов; наконец, значительное расширение музейной площади за счет создания нескольких филиалов (дом-музей, дом-мастерская).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum Construction in Palekh (Part II: 1945-1990)

The article examines the activities of the State Museum of Palekh Art in Palekh settlement of the Ivanovo region in the post-war period of the USSR existence, the main achievements and problems of the museum during this time are revealed. The purpose of the article is to give a detailed description of the post-war stage of the activity of the State Museum of Palekh Art (1945 -1990) as the most important in understanding the achievements and problems in the museum life of Palekh at its present stage. The article reveals the merits of Vitaly Timofeevich Kotov in the development of the Palekh Museum during this period. A brief description of the non-embodied projects of the Palekh Museum is given, as well as the reasons for their non-fulfillment. The author comes to conclusions that the achievements of the Palekh Museum in this period are reduced to three main areas: the dissemination of knowledge about the Palekh Museum among the population; replenishment of museum funds; finally, a significant expansion of the museum area due to the creation of several museum branches (historical house museum, historical house workshop).

Текст научной работы на тему «Музейное строительство в Палехе (часть II: 1945-1990 гг. )»

УДК 7.036

Д. Е. Лавров

МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПАЛЕХЕ (ЧАСТЬ II: 1945-1990 гг.)

Ужесточения в области идеологии и культуры, характерные для послевоенного сталинского периода, коснулись и музейной жизни провинциального Палеха, и палехского лакового промысла. В августе 1946 г. в Палехе проходит широкая антирелигиозная кампания против связей палехского искусства с иконописными традициями, оживившимися во время Великой Отечественной войны. Среди тех, кого затронула чистка, оказался заместитель директора Государственного музея палехского искусства (далее—ГМПИ) Николай Барютин, который занимал этот пост с 1943 г. Гонения в отношении Н. Барютина были предрешены тем, что он к концу войны, по воспоминаниям старожилов, почти открыто начал проявлять свои религиозные убеждения православного верующего. Известный палехский художник Н. М. Зиновьев, бывший в это время директором ГМПИ, ничем не мог помочь Н. Барютину, за что в частном письме 1956 г. просил у него прощения. В итоге подобных антирелигиозных чисток, в 1946 г. Н. Барютин уходит с поста заместителя директора ГМПИ и вообще покидает Палех, в котором утверждается нервозная обстановка и боязнь витка репрессий1.

Подобная обстановка лишь усиливалась некоторыми бывшими сотрудниками палехского музея. Так, на конференции по русскому народному искусству в Москве, состоявшейся в 1947 г., первый директор ГМПИ Герман Васильевич Жидков (ставший к этому времени заместителем директора Государственной Третьяковской галереи) подвергает критике весь палехский промысел за чрезмерный интерес к дореволюционным темам русской истории и особенно идеализированный показ русских царей, призывая местных художников создавать произведения, современные по духу и теме. Разумеется, подобные установки означали изменения и в области музейной деятельности палехского промысла, в частности—смены экспозиции ГМПИ с акцентированием внимания посетителей на изделия с «современной» тематикой.

Вместе с тем во второй половине 1940-х годов, несмотря на идеологические баталии и послевоенную разруху, музейное строительство в Палехе продолжает постепенно развиваться. В 1946 г. в ГМПИ был создан отдельный фонд экспонатов для особой передвижной выставки, предназначенной для широкого знакомства населения Советского Союза с палехским промыслом2. На рубеже 1940-1950-х годов передвижная выставка ГМПИ перемещалась по территории РСФСР, давая возможность советским гражданам, живущим в провинции, лично познакомиться с произведениями палехского лакового промысла. Так, в марте 1948 г. передвижная выставка палехского искусства состоялась в Шуе и получила множество похвальных отзывов от посетителей (в выставочной книге отзывов противопоставлявших палехскую миниатюру «гнилому» искусству Запада)3.

1 Jenks A. L. Russia in a Box: Art and Identity in an Age of Revolution. DeKalb, 2005. P. 166.

2 Гусева С. И. Сокровищница народного творчества // Призыв (Палех). № 186. 1964. 3 декабря.

3 Jenks A. L. Russia in a Box. P. 173.

В июне 1949 г. передвижная выставка ГМПИ прошла в Ярославле, а в июле—в городе Молотове (ныне Пермь) и также получила множество похвал посетителей4. В 1952 г. передвижная выставка ГМПИ прошла в Калуге, Рязани, Ярославле и во многих других городах Центральной России5. Всего за 1950-1960-е годы передвижная выставка объехала многие десятки городов СССР, став важнейшим орудием ГМПИ в деле популяризации палехского искусства среди советского населения.

Кроме создания передвижной выставки, музейная деятельность в Палехе послевоенного периода характеризовалась и другими положительными изменениями. Так, в 1947 г. Палехское художественное училище имени А. М. Горького (центр профессионального образования палехских художников) начинает планомерно собирать дипломные произведения своих выпускников, положив, таким образом, начало отдельному музею в Палехе6. Несмотря на многие трудности послевоенного времени (например, из-за организационных проблем дипломные произведения долгое время не проходили обязательную для папье-маше стадию полировки), музей местного художественного училища смог стать еще одним центром музейной жизни Палехского района.

Проведение ГМПИ массовой информационной кампании по популяризации палехского искусства, наряду с поворотом к осознанию ценности русских традиций, имевшим место в стране в 1950-е годы, привело к изменению в области музейного собирания и изучения палехского искусства. Так, с 1955 г. Министерство культуры РСФСР начинает проводить широкую закупочную и выставочную политику в отношении палехских художественных лаков. В 1955-1958 гг. 15 музеев РСФСР (включая Государственную Третьяковскую галерею и Государственный Русский музей, а также и региональные музеи) получают финансовые средства на расширение или создание новых коллекций палехских художественных лаков, причем в основном на «русскую» тему (то есть со сказочным и фольклорным содержанием) и в меньшей степени—на современную советскую тематику7.

Музейная деятельность в Палехе во второй половине ХХ века неразрывно связана с именем Виталия Тимофеевича Котова (1916-2002)—искусствоведа, выпускника Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ), где В. Т. Котов учился у первого директора ГМПИ Германа Васильевича Жидкова. В. Т. Котов приехал в Палех в 1949 г. с направлением на должность заместителя директора ГМПИ по научной работе и одновременно преподавателя истории искусств в местном художественном училище8. С этого времени вся рабочая и художественная деятельность В. Т. Котова (как музейного работника, крупного ученого и самобытного художника) оказывается неразрывно связанной с Палехом и его главным музеем.

В. Т. Котов в качестве заместителя директора ГМПИ принимал личное и весьма деятельное участие в проведении передвижной выставки ГМПИ по Советскому Союзу (определяя как ее перемещение по городам, так и ее состав9), а также и научно-просветительскую работу сотрудников музея с населением. Для того чтобы дать возможность

4 JenksA.L. Russia in a Box. P. 236.

5 Гусева С. И. Палехское искусство глубоко проникает в народные массы // Трибуна Палеха (Палех). № 108. 1952. 23 ноября.

6 Палех древний, Палех новый // Призыв (Палех). № 80. 1974. 6 июля.

7 Лешуков Т. И. Мы—ивановские // Нева. 1959. № 12. С. 202.

8 Jenks A. L. Russia in a Box. P. 177-179.

9 Виталий Тимофеевич Котов. Ученый. Учитель. Художник. Каталог выставки живописи, графики, книг, публикаций и личных вещей из архива В. Т. Котова. Иваново, 2008. С. 5.

оценить уровень предпринятых усилий в лекционной деятельности музея, достаточно указать, что лекторий по русскому искусству для палешан новому музейному сотруднику пришлось открывать в неиспользуемой конюшне бывшего хозяина одной из иконописных мастерских10. После же получения от Госснаба (Государственного комитета по материально-техническому снабжению) передвижной электростанции, необходимой для показа диапозитивов, В. Т. Котов по собственному почину едет по деревням Ивановской области, выступая как самоотверженный пропагандист русского народного искусства. В. Т. Котов также находит время и для проведения активной научно-исследовательской деятельности в музее. Так, именно В. Т. Котов стал вдохновителем и главным организатором научно-технической конференции «Советская тематика в искусстве Палеха» в октябре 1958 г.—первой конференции, целиком посвященной советской проблематике в изделиях художественной лаковой миниатюры. Конференция, проходившая в Палехе 8-10 октября, собрала более 200 участников (музейных работников, искусствоведов, художников) и сопровождалась огромной выставкой палехских изделий на советскую тематику в стенах ГМПИ (около 700 работ всех периодов развития промысла). Интерес к советской теме в палехской лаковой миниатюре у В. Т. Котова был настолько силен, что, несмотря на осуждение «культа личности» в 1956 г., на организованной в честь конференции музейной выставке присутствовали и изделия с портретами И. В. Сталина11.

В 1960-1980-е годы ГМПИ продолжает широкую выставочную деятельность, начатую музеем еще в послевоенный период. В среднем в указанное тридцатилетие ГМПИ проводил 15 выставок в год—тематических и особенно часто—персональных, посвященных творчеству отдельных художников. При этом, кроме выставок местных мастеров, ГМПИ периодически устраивал смотры и работам художников других народных промыслов, в том числе работ, выполненных не в технике художественной лаковой миниатюры. Так, летом 1974 г. в палехском музее с успехом прошла выставка картин и акварелей известного художника, жителя села Холуй, Г. А. Кукулиева12. Наиболее масштабные же выставки в ГМПИ устраивались к широко освещаемым в районной и центральной печати юбилеям палехского промысла (возникшего в декабре 1924 г.)—в 1964, 1974, 1984 гг., когда музей, по сути, становился единым центром подготовки Палеха к очередной юбилейной дате13.

В ГМПИ периодически организовывались встречи зрителей с авторами выставляемых работ, на которых научные сотрудники музея выступали с докладами об искусстве Палеха перед посетителями. Музей в этот период стал общественной площадкой, на которой как начинающие, так и опытные художники Палеха могли получать новые, необходимые в их работе знания. Кроме этого, в 1969 г. В. Т. Котов добивается организации при ГМПИ реставрационной мастерской, что стало первым опытом музейной реставрации на промысле14.

В. Т. Котов (став в 1963 г. директором ГМПИ и оставаясь на этой должности до 1968 г., после чего он опять становится заместителем директора музея по научной работе) продолжает традиции собирания фондов ГМПИ с помощью музейных экспедиций, начавшихся еще в первые годы существования палехского музея. Только в 1965 г. в результате

10 Котов В. Т. Есть ли будущее у села-академии? // Призыв (Палех). № 149. 1999. 27 декабря.

11 Jenks A. L. Russia in a Box. P. 182.

12 Мельников Г.М. Выставка живописи Г. А. Кукулиева // Призыв (Палех). № 80. 1974. 6 июля.

13 Сурин А. Е. Сокровищница показывает богатства // Призыв (Палех). № 142. 1974. 28 ноября.

14 Виталий Тимофеевич Котов. Ученый. Учитель. Художник. С. 5.

организованной В. Т. Котовым экспедиции по Ивановской области коллекция ГМПИ увеличилась на 200 предметов, включая иконы, деревянную скульптуру, медное литье, а также деревянные резные изделия15. Кроме изделий церковного характера, фонды ГМПИ пополнялись новыми произведениями лаковой миниатюры палешан, а также художников Мстёры и Холуя, скульптурой, эскизами книжного оформления и станковыми картинами. В итоге активной собирательной деятельности В. Т. Котова, продолженной его преемниками на должности директора ГМПИ Григорием Михайловичем Мельниковым (1970-1976) и Алевтиной Геннадьевной Страховой (директор музея с 1976 г.), коллекция музейных фондов уже к концу 1982 г. составляла более 13 тыс. единиц хранения16. Отметим, что еще в 1954 г. в фондах ГМПИ находилось лишь около трех тысяч предметов17.

Однако наиболее значимой вехой в биографии В. Т. Котова как директора ГМПИ стало значительное расширение музейной площади за счет организации филиалов палехского музея. Так, в 1967 г. В. Т. Котов инициирует передачу музею пустовавшей Ильинской церкви—второго культового здания в Палехе, наряду с Крестовоздвиженским храмом, уже давно включенным в состав ГМПИ. Ильинская церковь была передана палехскому музею вместе с прилегающим некрополем, в котором, наряду с хозяевами местных дореволюционных иконописных мастерских, были похоронены и знаменитые миниатюристы—основатели лакового промысла Иван Иванович Голиков, Иван Михайлович Баканов и Иван Иванович Зубков18.

В. Т. Котов также добивался создания мемориальных домов-музеев в Палехе этих и других известных художников (на правах филиалов ГМПИ). Началом процесса стало открытие 15 декабря 1968 г. дома-музея Ивана Ивановича Голикова (1886-1937)—напротив здания ГМПИ, на углу улиц Баканова и Ленина19. Дом был продан в 1967 г. музею наследниками художника, до 1968 г. проходил реставрацию, в результате которой был воссоздан интерьер избы, в которой в 1930-е годы жил и работал этот крупнейший мастер палехского промысла. Дом-музей И. И. Голикова, став наиболее известным музейным мемориальным объектом в Палехе, и поныне входит в обязательный маршрут туристических экскурсий, приезжающих в поселок.

Еще одним объектом музеефикации стал дом другого знаменитого палехского художника-миниатюриста, народного художника СССР, Николая Михайловича Зиновьева (1888-1979), расположенный в деревне Дягилево (в 2 км к северу от Палеха)20. Мемориальный дом-музей Н. М. Зиновьева, в котором этот художник родился и прожил почти всю свою долгую жизнь, был открыт 8 декабря 1984 г., в дни празднования 60-летия палехского промысла, став единственным филиалом ГМПИ вне самого Палеха.

Кроме мемориальных домов-музеев миниатюристов-палешан, ГМПИ инициирует создание таких музеев и для тех художников, которые, будучи уроженцами Палеха, достигли известности в других областях изобразительного искусства. Так, в декабре 1974 г. на 50-летие лакового промысла в Палехе на улице Демьяна Бедного открывается дом-музей прославленного советского художника-станковиста и музейного реставратора, народного

15 Виталий Тимофеевич Котов. Ученый. Учитель. Художник. С. 5.

16 Горева О. И. Музей—очаг воспитания // Призыв (Палех). № 148. 1982. 11 декабря.

17 ЗиновьевН.М. Сокровищница лаковой миниатюры // Рабочий край (Иваново). № 250. 1954. 19 декабря.

18 Колесова О. А. Палех и палешане. Иваново, 2010. С. 122.

19 Алексин Е. А. Красная радость // Рабочий край (Иваново). № 290. 1968. 17 декабря.

20 Горева О. И. Творчества связующая нить // Призыв (Палех). № 139. 1984. 22 ноября.

художника СССР, уроженца Палеха Павла Дмитриевича Корина (1892-1967)21. Дом рода палехских иконописцев и художников Кориных, являясь самым старым деревянным зданием Палеха (построен в конце 1860-х годов), стал уникальным памятником быта и искусства иконописцев дореволюционного Палеха. Тогда же, в декабре 1974 г., в Палехе в торжественной обстановке открываются и мемориальные доски на домах, где жили художники-миниатюристы И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин и А. И. Ватагин22. Наконец, в декабре 1978 г. в Палехе, в доме 25/а по улице Ленина, открывается музей-мастерская известного советского скульптора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Васильевича Дыдыкина (1894-1975)—также уроженца этих мест, завещавшего Палеху свою летнюю мастерскую и все находившиеся в ней скульптурные работы (более 100 произведений)23.

В. Т. Котов всячески способствует организации Всероссийского архитектурного конкурса на проект нового здания ГМПИ, поскольку двухэтажный особняк бывшего хозяина иконописной мастерской Дмитрия Петровича Салаутина, в котором музей располагался с 1936 г., уже в 1970-е годы оказался явно неспособным вмещать все разраставшуюся коллекцию палехского музея24. Выигравшая в 1974 г. конкурс московская проектная организация «Гипротеатр» разработала документацию на постройку нового музейного здания в самом сердце Палеха, на улице Баканова25. Проект двухэтажного здания (так и не построенного из-за финансовых неурядиц в стране в 1980-е годы) включал элементы русской церковной архитектуры, но также предполагал 2000 м2 выставочных площадей, гардеробную на 500 мест, кафетерий, буфет, зал для проведений лекций и просмотра фильмов, отдельный концертный зал, библиотеку для 50 тыс. книг и, наконец, отдельные помещения для музейного архива, читального зала и созданной В. Т. Котовым музейной реставрационной мастерской26.

Наиболее же амбициозным проектом В. Т. Котова, который, к сожалению, также до сих пор не воплотился в жизнь, стала разработка концепции особого палехского Музея-заповедника деревянной архитектуры. Ивановским районным исполнительным комитетом были издано постановление об учреждении нового палехского музея, был составлен список из 15 деревянных построек, которые планировалось разобрать и перевезти в Палех, знаменитому специалисту по русской деревянной архитектуре А. В. Ополов-никову был заказан проект заповедника27. Единственным реальным успехом проекта, однако, стала установка в 1973 г. возле палехской Ильинской церкви деревянной мельницы (XIX в.) из Пестяковского района (соседнего с Палехским) Ивановской области, которая замышлялась В. Т. Котовым в качестве первого экспоната нового музея28. Там же, у Ильинской церкви (входившей тогда в состав ГМПИ), В. Т. Котов планирует поставить деревянную церковь из Гаврилово-Посадского района (на западе Ивановской области), однако этому начинанию уже не удалось осуществиться. Несмотря на то, что

21 Светлов П. И. Новый дом-музей села-академии // Призыв (Палех). № 148. 1974. 12 декабря.

22 Борисов Я. И. Живая память // Ленинец (Иваново). 1974. 10 декабря.

23 Колесова О. А. Палех и палешане. С. 142.

24 Сурин А. Е. Сокровищница показывает богатства. C. 2.

25 Мельников Г.М. Хранитель и пропагандист искусства // Рабочий край (Иваново). № 291. 1974. 13 декабря.

26 Jenks A. L. Palekh and the Forging of a Russian Nation in the Brezhnev Era // Cahiers du Monde Russe. 2003. № 44/4. P. 648-649.

27 Котов В. Т. Есть ли будущее у села-академии?

28 Солонин П. Н. Здравствуй, Палех! Ярославль, 1979. С. 228.

для будущего музея удалось собрать коллекцию местных деревянных изделий (домовую резьбу, прялки), из-за финансовых проблем проект палехского Музея-заповедника деревянной архитектуры так и не удалось претворить в жизнь. В итоге происходивших в 1980-х—начале 1990-х годов изменений в стране Палехский музей-заповедник, наиболее масштабное начинание В. Т. Котова, по его собственному горькому замечанию, был «заживо погребен»29.

Тем не менее, несмотря на то, что наиболее грандиозные проекты по музейному строительству в Палехе не удалось реализовать (по финансовым и организационным причинам), в период второй половины ХХ в. Государственный музей палехского искусства, по сравнению с первоначальным этапом свой деятельности, смог достичь определенного качественного рывка (главным образом, за счет самоотверженного труда самих музейных работников). Основные достижения ГМПИ в это время, как показала настоящая статья, свелись к трем важнейшим итогам: это популяризаторское направление (организация передвижной выставки по стране, широкая лекционная и выставочная деятельность); значительное пополнение музейных фондов; огромное расширение музейной площади за счет создания нескольких филиалов ГМПИ в Палехе и Дягилеве.

В трудных экономических условиях постсоветского периода, в которых оказались все художественные промыслы России (как и связанные с ними местные художественные музеи), именно ГМПИ, наряду с Палехским художественным училищем имени А. М. Горького, было суждено стать единственным гарантом сохранения народной памяти о богатейших палехских художественных традициях прошлого, а также, по сути, и единственной реальной надеждой на их возрождение. Изучение истории музейной жизни Палеха современного периода—дело исследователей уже совсем недалекого будущего.

Информация о статье Автор: Лавров Дмитрий Евгеньевич—кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, agitlak@mail.ru.

Заглавие: Музейное строительство в Палехе (Часть II: 1945-1990 гг.) Абстракт: В статье рассматривается деятельность Государственного музея палехского искусства в поселке Палех Ивановской области в послевоенный период существования СССР, раскрываются основные достижения и проблемы музея за это время. Цель статьи—дать развернутую характеристику послевоенного этапа деятельности Государственного музея палехского искусства (1945-1990 гг.) как важнейшего в осмыслении достижений и проблем, стоящих перед музейной жизнью в Палехе на ее современном этапе. В статье раскрываются заслуги Виталия Тимофеевича Котова в развитии палехского музея в указанный период. Дана краткая характеристика невоплощенных проектов палехского музея, а также причины их невыполнения. Автор приходит к выводам, согласно которым достижения палехского музея в этот период сводятся к трем основным направлениям: распространение знаний о палехском музее среди населения; пополнение музейных фондов; наконец, значительное расширение музейной площади за счет создания нескольких филиалов (дом-музей, дом-мастерская).

Ключевые слова: лаковая миниатюра, Палех, Государственный музей палехского искусства, дом-музей, Ивановская область, Виталий Тимофеевич Котов.

29 Котов В. Т. Есть ли будущее у села-академии?

^исок использованной литературы

Jenks, Andrew. Russia in a Box: Art and Identity in an Age of Revolution. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2005. 274 p.

Jenks, Andrew. Palekh and the Forging of a Russian Nation in the Brezhnev Era // Cahiers du Monde Russe. 2003. № 44/4. P. 629-655.

Алексин, Евгений Александрович. Красная радость // Рабочий край (Иваново). № 290. 1968. 17 декабря.

Борисов, Яков Иванович. Живая память // Ленинец (Иваново). № 223. 1974. 10 декабря. Виталий Тимофеевич Котов. Ученый. Учитель. Художник. Каталог выставки живописи, графики, книг, публикаций и личных вещей из архива В. Т. Котова в Ивановском областном художественном музее. Иваново: Ивановский областной художественный музей, 2008. 36 с.

Горева, Ольга Ивановна. Музей—очаг воспитания // Призыв (Палех). № 148. 1982. 11 декабря.

Горева, Ольга Ивановна. Творчества связующая нить // Призыв (Палех). № 139. 1984. 22 ноября.

Гусева, Серафима Ивановна. Палехское искусство глубоко проникает в народные массы // Трибуна Палеха (Палех). № 108. 1952. 23 ноября.

Гусева, Серафима Ивановна. Сокровищница народного творчества // Призыв (Палех). № 186. 1964. 3 декабря.

Зиновьев, Николай Михайлович. Сокровищница лаковой миниатюры // Рабочий край (Иваново). № 250. 1954. 19 декабря.

Колесова, Ольга Александровна. Палех и палешане. Иваново: Издательский дом «Референт», 2010. 156 с.

Котов, Виталий Тимофеевич. Есть ли будущее у села-академии? // Призыв (Палех). № 149. 1999. 27 декабря.

Лешуков, Тимофей Иванович. Мы—ивановские // Нева. 1959. № 12. С. 197-205. Мельников, Григорий Михайлович. Выставка живописи Г. А. Кукулиева // Призыв (Палех). № 80. 1974. — 6 июля.

Мельников, Григорий Михайлович. Хранитель и пропагандист искусства // Рабочий край (Иваново). № 291. 1974. 13 декабря.

Палех древний, Палех новый // Призыв (Палех). № 80. 1974. 6 июля. Светлов, Павел Иванович. Новый дом-музей села-академии // Призыв (Палех). № 148. 1974. 12 декабря.

Солонин, Павел Николаевич. Здравствуй, Палех! Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1979. 256 с.

Сурин, Александр Евгеньевич. Сокровищница показывает богатства // Призыв (Палех). № 142. 1974. 28 ноября.

Information on article Author: Lavrov Dmitrii Evgen'evich—PhD in Arts, Senior Lecturer, Institute of History, Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, agitlak@mail.ru. Title: Museum formation in Palekh (Part II: 1945-1990).

Abstract: The article examines the activities of the State Museum of Palekh Art in Palekh settlement of Ivanovo region in the post-war period of the USSR existence, the main achievements and problems of the museum during this time are revealed. The purpose of the article is

to give a detailed description of the post-war stage of the activity of the State Museum of Pale-kh Art (1945-1990) as the most important in understanding the achievements and problems in the museum life of Palekh at its present stage. The article reveals the contribution of Vitaly Timofeevich Kotov to the development of the Palekh Museum during this period. A brief description of the unrealized projects of the Palekh Museum is given, as well as the reasons for their non-fulfillment. The author comes to the conclusions that the achievements of the Palekh Museum in this period can be divided into three main areas: spreading knowledge about the Palekh Museum among the population; replenishment of museum funds; finally, a significant expansion of the museum area due to the creation of several museum branches (historical house-museum, historical house workshop).

Keywords: lacquer miniature, Palekh, the State Museum of Palekh Art, historic house-museum, Ivanovo region, Vitaliy Timofeevich Kotov.

References

Jenks A. Russia in a box: Art and identity in an age of revolution. DeKalb, Northern Illinois University Press Publ., 2005. 274 p.

Jenks A. Palekh and the forging of a Russian nation in the Brezhnev era. Cahiers du Monde Russe, 2003, no. 44/4, pp. 629-655.

Aleksin Ye. A. Krasnaya radost [The red joy]. Rabochij kraj, no. 290, 1968, 17 December (in Russian).

Borisov Ya. I. Zhivaya pamyat [Living memory]. Leninets, no. 223, 1974, 10 December (in Russian).

Goreva O. I. Muzey—ochag vospitaniya [Museum as the center of education]. Prizyv, no. 148, 1982, 11 December (in Russian).

Goreva O. I. Tvorchestva svyazuyushchaya nit [The connecting thread of creativity]. Prizyv, no. 139, 1984, 22 November (in Russian).

Guseva S. I. Palekhskoe iskusstvo gluboko pronikaet v narodnye massy [Palekh art deeply penetrates into the masses]. Tribuna Palekha, no. 108, 1952, 23 November (in Russian).

Guseva S. I. Sokrovishhnica narodnogo tvorchestva [Treasury of folk art]. Prizyv, no. 313, 1964, 3 December (in Russian).

Kolesova O. A. Paleh i paleshane [Palekh andpaleshane]. Ivanovo, Referent Publ., 2010. 156 p. (in Russian).

Kotov V. T. Yest li budushchee u sela-akademii? [Is there a future for the village-academy?]. Prizyv, no. 149, 1999, 27 December (in Russian).

Leshukov T. I. My—ivanovskie [We are from Ivanovo]. Neva, 1959, no. 12, pp. 197-205 (in Russian).

Melnikov G. M. Hranitel i propagandist iskusstva [Guardian and propagandist of art]. Rabochij kraj, no. 291, 1974, 13 December (in Russian).

Melnikov G. M. Vystavka zhivopisi G. A. Kukulieva [Exhibition of paintings by G. A. Ku-kuliyev]. Prizyv, no. 80, 1974, 6 July (in Russian).

Palekh drevniy, Palekh novyy [Palekh ancient, Palekh new]. Prizyv, no. 80, 1974. 6 July (in Russian)

Solonin P. N. Zdravstvuy, Palekh! [Hello, Palekh!]. Yaroslavl, Verkhnevolzhskoe Publ., 1979. 256 p. (in Russian).

Surin A. Ye. Sokrovishchnitsa pokazyvaet bogatstva [The treasury shows its wealth]. Prizyv, no. 142, 1974, 28 November (in Russian).

Svetlov P. I. Novyy dom-muzey sela-akademii [New historic house museum of the village-academy]. Prizyv, no. 148, 1974, 12 December (in Russian).

Vitaliy Timofeevich Kotov. Uchenyy. Uchitel. Khudozhnik. Katalog vystavki zhivopisi, gra-fiki, knig, publikatsiy i lichnykh veshchey iz arkhiva V. T. Kotova v Ivanovskom oblastnom khu-dozhestvennom muzee [Vitaliy Timofeevich Kotov. Scientist. Teacher. Artist. Catalog of the exhibition of paintings, graphics, books, publications and personal belongings from the archive of V. T. Kotov in the Ivanovo Regional Art Museum]. Ivanovo, Ivanovskoy oblastnoi khu-dozhestvenniy muzei Publ., 2008. 36 p. (in Russian).

Zinoviev N. M. Sokrovishnica lakovoj miniatjuiy [Treasury of lacquer miniature]. Rabo-chij kraj, no. 250, 1954, 19 December (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.