Научная статья на тему 'К вопросу о реализации туристского потенциала палехского промысла'

К вопросу о реализации туристского потенциала палехского промысла Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
258
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАЛЕХ / ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА / ТУРИЗМ / ПРОЕКТ / PALEKH / LAQUER MINIATURE / TOURISM / PROJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ключикова Виктория Борисовна, Чаус Надежда Васильевна

В статье рассматривается актуальность создания и реализации эскизного проекта «Деревня мастеров» в п. Палех Ивановской области, что позволит позиционировать область как регион с активно развивающимся туризмом, привлечь дополнительный поток туристов, наладить пар­тнерские отношения с соседними регионами и государствами в плане перспектив дальнейшего сотрудничества и обмена опытом, а также способствовать развитию культурно-познаватель­ного и научно-исследовательского потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации туристского потенциала палехского промысла»

УДК 796.5

I К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО I ПОТЕНЦИАЛА ПАЛЕХСКОГО ПРОМЫСЛА

Ключикова Виктория Борисовна, кандидат исторических наук, доцент,

klyuchvb@mail.ru,

Чаус Надежда Васильевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,

vchaus.90@mail.ru,

НОЦ изучения народных художественных промыслов, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассматривается актуальность создания и реализации эскизного проекта «Деревня мастеров» в п. Палех Ивановской области, что позволит позиционировать область как регион с активно развивающимся туризмом, привлечь дополнительный поток туристов, наладить партнерские отношения с соседними регионами и государствами в плане перспектив дальнейшего сотрудничества и обмена опытом, а также способствовать развитию культурно-познавательного и научно-исследовательского потенциала.

Ключевые слова: Палех, лаковая миниатюра, туризм, проект

Ивановская область, расположенная в центре России, имеет огромный потенциал для развития новых туристских центров на базе известных, но незаслуженно забытых народных художественных промыслов. Именно в Ивановской области возник и приобрел всемирную известность чудесный палехский промысел лаковой живописи. Многообразие сюжетов лаковой русской живописи воплотило культурное наследие и богатый опыт народа и мастеров величайших произведений русской литературной классики.

Старинный центр иконописи Палех раскинулся на берегах реки Палешки, в 65 км к востоку от города Иваново. История Палеха уходит в глубокую древность. В XVI веке село Палех было в поместном владении сына Ивана Грозного Иоанна.

В конце XIX века Палех был небольшим селом, в котором население занималось ико-нописанием и промыслами: резьбой по дереву, льняным ткачеством, вышивкой, выделыванием овчины. Во время православных праздников здесь проходили богатые ярмарки.

Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля лежат традиции древ-несуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи ХУ—ХУ1 веков.

Для палехского иконописного стиля характерны мягкие плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма. Особой популярностью пользовались иконы с композициями, выполненными на золотом чеканном фоне. Нимбы и поля на них расписывались «под эмаль». Иконописный промысел в Палехе просуществовал до 1917 года, второе его рождение произошло лишь в 90-х годах ХХ века [3].

Художники, оставшиеся без работы, нашли новое применение своему мастерству. Они создали новое искусство, насытив его новым содержанием и образами, используя традиционную технику темперной живописи, соединив ее с технологией изготовления папье-маше. В 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, состоявшейся в Москве, изделия мастеров Палеха были удостоены диплома первой степени.

В декабре 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи». Первоначально в нее вошли семь человек: И. И. Голиков, И.М. Баканов, А. И. и И. И. Зуб ковы, А.В. и В.В. Котухины, И.В. Маркичев. Вскоре к ним присоединились Д.Н. Буторин, А.И. Ва-тагин и другие. Участие палехских художников на международных выставках в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвало сенсацию.

В создании новой живописи Палех исходил из старой художественной традиции, сложившейся к XVIII веку. Новому искусству была присуща и новая тематика — добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок и из произведений русских писателей и поэтов [2].

Художники создали своеобразный художественный язык Палеха, выраженный в гармоничном соединении действительности с иносказательностью: зеленые луга, хлебные нивы, иссиня-черные ручьи и реки изображаются с особой пластичностью, уживаются рядом с фантастическими травами, сказочными птицами, зверями, диковинными палатами. Эта иносказательность, близкая мышлению крестьянских художников, расписавших предметы народного быта, стала одной из своеобразных черт палехской миниатюры.

Искусство палехских художников-сказочников пронизано радостью и удивлением красотой мира и сердечностью, которая роднит палехское искусство с народной песней, сказкой, с голубыми просторами полей и лесов, среди которых раскинулся Палех.

Одним из основателей и создателей стиля Палеха был выдающийся художник И.И. Голиков (1886—1937). Его по праву называют вождем Палеха. Произведения И.И. Голикова пронизаны страстным чувством жизни, бурным движением, эмоциональным напряжением. Одна из работ Голикова изображает выступление Степана Разина перед голытьбой. Революционные идеи и стихийное действо выражено у Голикова динамикой поз, колоритом красок и контрастным соотношением цветов. Здесь все символично и декоративно: красный, полыхающий цвет рубахи Разина, яркое соцветие одежд людей, стоящих вокруг [4, с. 12].

Фольклорность образов, песенная напевность и мягкая лиричность отличают многие произведения палехской миниатюры. Плавные текучие линии, пластичные образы, нежная певучая гармония красок свойственны работам лучших художников-палешан И. Мар-кичева, А. Котухина, А. Дыдыкина, И. Вакуро-ва, И. Зубкова.

Нашли свое отражение в творчестве палешан и советские мотивы: сюжеты крестьянского труда, тема коллективизации деревни, социалистического строительства. Часто создавались иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фадеева, А.М. Горького.

«Артель древней живописи» претерпела множество изменений. В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

В настоящее время в Палехе работает несколько творческих организаций, в том числе:

• ООО «Товарищество Палех» (председатель правления С. И. Каманин). Художники товарищества разных поколений объединены общими целями возрождения и сохранения палехских традиций. Здесь опыт старших поколений находится во взаимодействии с живым творческим полем молодого поколения;

• кооператив «Объединение художников Палеха» (председатель правления А. В. Ду-доров) позиционирует себя как единственное предприятие в Палехе, где полностью сохранена уникальная традиционная технология производства папье-маше, а 100% продукции — изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

• ООО «Художники Палеха» (директор А.М. Зубков). Основой художественной практики этого общества являются богатейшие традиции, сложившиеся в области лаковой миниатюрной живописи на папье-маше и предыдущий творческий опыт мастеров палехской иконописи. Предприятие «Художники Палеха» существует с апреля 2001 года [1].

На современном этапе палехские художники обогащают творческое наследие своего знаменитого промысла, решая новые художественные задачи.

В селе Палех располагается Государственный музей палехского искусства, который был открыт в 1935 году. Сейчас в нем представлены экспозиции, полно отражающие путь развития искусства палехской миниатюры от его возникновения и до сегодняшнего дня. Филиалами музея являются дом-музей И. И. Голикова, одного из основателей «Артели древней живописи», где имеется уникальная экспозиция, представляющая обстановку и особенности дома палехского художника; мемориальный дом-музей П.Д. Корина — народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР; мемориальный дом-мастерская Н.В. Дыдыкина — заслуженного деятеля искусств РСФСР, скульптора; в музее экспонируется большая коллекция скульптур-

ных работ Н.В. Дыдыкина; мемориальный дом-музей Н.М. Зиновьева в деревне Дягилево под Палехом [3].

Научно-образовательный центр изучения народных художественных промыслов РГУ-ТиС на базе предварительно проведенных исследований, анализа существующего исторического, историко-культурного и документального материала по Ивановской области и смежным регионам разработал и запатентовал Эскизный проект «Деревня мастеров» (п. Палех, Ивановская обл.).

Разработана предварительная (общая) концепция проектируемого комплекса «Деревня мастеров».

В настоящее время в международной практике существуют подобные проекты, рассматриваемые в контексте международного и регионального туризма. Перечислим цели и задачи проекта:

• способствовать сохранению и развитию традиционных народных художественных ремесел и промыслов;

• содействовать организации отдыха туристов на природе, а также обогащению жизненного и духовного опыта посредством включения их в непосредственный игровой и ремесленный процесс;

• содействовать социокультурным контактам и обменам, конференциям и научно-исследовательским проектам в сфере сервиса и туризма.

Для обоснования проекта был проанализирован существующий исторический, историко-культурный и документальный материал по Ивановской области и смежным регионам, исследовали литературные источники. Мы ознакомились с местными достопримечательностями и экспонатами музея палехского искусства, встретились и пообщались с администрацией поселка и музейными работниками, определили перспективы дальнейшего сотрудничества.

По результатам поездки выявлены следующие проблемы:

• отсутствие указателей, опознавательных и въездных знаков по пути следования из Московского и Владимирского регионов в п. Палех;

• недостаточное финансирование учреждений культуры;

• недостаточная компьютеризация учреждений культуры;

• отсутствие профессиональных специалистов соответствующего профиля в культур-но-досуговых учреждениях и мн. др. Статус

По функциональному значению комплекс «Деревня мастеров» должен иметь статус ту-ристско-познавательного и культурно-образовательного.

Визуализация проекта

Яркой особенностью территории комплекса является его решение в стиле ХУ1—ХУП веков, а также визуальная доминанта в виде красочного терема с элементами узорочья, декоративным навершием и пр.

Согласно заданию соответственно статусу «Деревни мастеров», а также предварительному согласованию с заказчиком, проектируемый комплекс должен быть:

• тематическим на базе народных промыслов и ремесел;

• информационно-познавательным;

• культурно-образовательным;

• использовать особенности георельефа и водно-ландшафтных элементов, приближенных к природно-естественному типу для реализации своих целей;

• досуговым;

• оригинальным в визуальном плане;

• с эксплуатацией, или в максимально-воз-можной части, в зимнее время;

• с предусмотренной и подготовленной возможностью реализации тематических анимационных постановок, мини-спектаклей, мини-концертов, массовых празднеств, гуляний и т. д.

Объекты комплекса «Деревня мастеров»

Основные объекты комплекса «Деревня мастеров» капитального характера представляют собой здания, где представлены экспозиции промыслов и ремесел Ивановской области и смежных регионов, в частности п. Палех, с. Холуй, п. Мстера, Федоскино как центров лакового промысла центрального региона, с соответствующим внутренним и внешним оформлением, мастерские различного назначения (художественные, гончарные, ткацкие, кузнечные), предназначенные для проведения мастер-классов, а также административно-хозяйственная зона.

Прочие объекты комплекса «Деревня мастеров» — постройки декоративно-художественного характера, как, например, «Избушка на курьих ножках», «Ветряная мельница»,

небольшие аттракционы и сказочные домики для детей и т. п., с динамичными элементами и возможным использованием в функциональном плане утилитарного назначения.

Перечислим предложения в сфере туризма, отдыха и спорта в комплексе «Деревня мастеров»:

• создать условия для реализации познавательной и досуговой деятельности среди различных групп потребителей;

• для реализации мероприятий и более эффективного использования местных зон установить прокатные велоплощадки;

• установить площадки для спортивно-развлекательных игр и занятий;

• организовать зоны для катания на роликовых коньках;

• организовать зоны для катания на лошадях;

• проводить спортивно-массовые мероприятия, организовывать соревнования по некоторым видам спорта (например, во время празднеств: русская борьба, перетягивание каната и т. п.);

• создать благоприятные условия для проведения конкурсов для привлечения инвесторов;

• возможно также проведение различных культурно-досуговых мероприятий (напри-

мер, катание на санях, хороводы и т. д.); • необходимы дальнейшее усиление мотивации труда работников, дополнительное привлечение квалифицированных кадров и инвестиционные ресурсы в данную сферу деятельности.

Необходимо продумать дизайн рекламно-информационной продукции: логотип комплекса «Деревни мастеров», эмблему. Нужно также разработать общий фирменный стиль.

Существование данного комплекса и его жизнеспособность будет зависеть напрямую от качества культурно-архитектурных построений как базы, а также от содержательности и свежести периодически обновляемых программ и услуг, использования как в летний, так и в зимний периоды.

Реализация данного проекта позволит позиционировать область как регион с активно развивающимся туризмом, привлечь дополнительный поток туристов, наладить партнерские отношения с соседними регионами и государствами в плане перспектив дальнейшего сотрудничества и обмена опытом, а также способствовать развитию культурно-познавательного и научно-исследовательского потенциала.

Литература

1. Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области http://culture.ivanovoobl.ru/unions/nhp/ кедиегеётшаШге/ракЬ (дата обращения: 04.12.2012).

2. Искусство Палеха. http://www.artvek.ru/index (дата обращения: 04.12.2012).

3. Палех. История места. Иконопись. http://www.museum.ru/palekh/ (дата обращения: 04.12.2012).

4. Русские художественные лаки ХУШ—ХХ веков. Государственный ордена Ленина исторический музей. Авт. текста Жижина С.Г. М.: Внешторгиздат. 36 с. С. 12—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.