Научная статья на тему 'Музейное образование как составная часть инновационного естественнонаучного образовательного пространства программы «Научный туризм школьников»'

Музейное образование как составная часть инновационного естественнонаучного образовательного пространства программы «Научный туризм школьников» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейное образование как составная часть инновационного естественнонаучного образовательного пространства программы «Научный туризм школьников»»



Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности в образовании

Музейное образование

как составная часть инновационного

естественнонаучного

образовательного пространства

программы «Научный туризм

школьников»

Седых

Наталья Павловна,

кандидат

фармацевтических наук

Чистяков

Дмитрий Викторович,

научный сотрудник НИИ ФХБ

им. А.Н. Белозерского, МГУ

Формирование интереса школьников к научно-исследовательской деятельности, безусловно, представляет собой типовую последовательность этапов. Первым этапом является создание образовательного пространства.

Образовательное пространство должно быть продумано, организовано и построено таким образом, чтобы в нем сложилась настоящая система, цель которой — изучение предмета на принципиально ином, более серьезном уровне, с помощью новых технологий. Использование педагогической инноватики — необходимая пропедевтика для начала работы в рамках научно-исследовательской деятельности, поскольку ее использование совершенствует знания, умения, навыки учащихся. И это само по себе повышает уверенность ребенка в своих силах, позволяет сделать обучение более индивидуальным, способствует саморазвитию и появлению желания изучать предмет дальше, на более высоком уровне.

К инноватике преподавания всех естественно-научных дисциплин относятся такие виды преподавания, как обучение школьников через самостоятельную научно-исследовательскую работу в лаборатории, лекции ученых в форме интерактивного диалога и т.п.

В данной статье речь пойдет об опыте использования музейного обучения в инновационной программе «Научный туризм школьников» «Школы 5+». Работа с учениками в музее -совершенно особое направление педагогики, требующее иных подходов, чем принятых в классических университетских курсах. Если не учитывать ее специфики, преподаватель скорее потеряет время, чем добьется успеха. Мы попробовали учесть как можно больше факторов, отличающих каждое из направлений инновационного образования, при составлении программы «Научный туризм школьников».

Образовательная среда программы «Научный туризм школьников» «Школы 5+» включает: 1) авторские уроки по

Седых Наталья Павловна, Сергеева Марина Глебовна, Чистяков Дмитрий Викторович

естественно-научным дисциплинам (биология, химия, физика) и информатики в небольших группах (включая проведение самостоятельного исследования); 2) музейное обучение в музеях естественно-научного профиля; 3) лекции ученых ведущих научно-исследовательских институтов и университета; 4) психологическую поддержку.

В программе использовались разработки Е.М. Тесаковой с соавторами «Преподавание палеонтологии в естественно-исторических музеях Москвы» о применении различных типов музейного обучения студентов-палеонтологов.

Согласно Е.М. Тесаковой музейное обучение бывает двух типов. Первое - это регулярные тематические занятия в одном и том же музее в течение долгого времени, когда отсматривает-ся только та часть экспозиции, которая отвечает теме занятия. Поэтому вся экспозиция бывает освоена только к концу цикла, но достаточно полно. Второе - это посещение музея с экскурсией, когда студентам показывают иллюстрации к ключевым моментам изучаемого курса. В этом случае музей бывает осмотрен полностью за один раз, но весьма поверхностно.

Преимущества музейного обучения одинаковы как для регулярных занятий, так и для экскурсий, и совершенно очевидны. В первую очередь, любой музей - это не просто хранилище колоссальной информации, он несет в себе огромный эмоциональный заряд. Преподнесенное в неформальной, красивой, можно даже сказать праздничной обстановке, знание впитывается не только умом, но и душой, всегда стремящейся к прекрасному, что создает чрезвычайно благоприятную почву для интенсивного эмоционального обучения. В такие минуты мозг способен вместить и удержать большее количество информации, чем обычно. А также, полученная в музее и оттого эмоционально окрашенная информация существенно легче взаимодействует с уже имеющейся, что приводит к возникновению из разрозненных фрагментов знания более объемной и целостной картины, чем в результате классического аудиторного обучения, и достигается результат гораздо быстрее.

Исследования в рамках программы «Научный туризм школьников» в «Школе 5+» проводились на трех группах школьников химико-биологического и физико-математического профилей 8-11 классов. Каждая группа школьников до погружения в образовательную программу оценивалась психологами и настраивалась на обучение-погружение в «Страну Знаний». Отличительной чертой нашего Курса являлось психологическое сопровождение специалистами кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета (рук. А.С. Обухов), которое состояло в проведении двух коммуникативно-игровых тренингов - вводного, в 1 день курса, и

Сергеева

Марина Глебовна,

доктор химических наук, зав. кафедры биологии Специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник института физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского (МГУ им. М.В. Ломоносова). Главный редактор журнала «Потенциал. Химия. Биология. Медицина»

Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности в образовании

выводного - в последний день курса. Проведение этих тренингов, на наш взгляд, увеличивает краткосрочную и долгосрочную продуктивность обучения созданного нами формата курса.

Далее школьники проходили ежедневное обучение по программе погружения в образовательную среду: урок в классе или научно-исследовательской лаборатории, закрепление материала и новая информация в естественно-научном музее и/или лекция естественно-научного профиля по тематике образовательной программы в форме интерактивного общения с лекторами-учеными.

В программе «Школы 5+» применялся метод разовых экскурсий — обзорных или тематических. При этом формате обучения главной задачей является - доставить школьникам максимальное удовольствие от экскурсии, разгрузить от четырех часов утренней интенсивной работы в лаборатории или по программам олимпи-адной подготовки. Поскольку в программе принимали участие дети, приехавшие в Москву в первый раз, то посещение музеев носило ознакомительный характер. Все нужные знания школьники уже получили во время лекционно-практических занятий в классах, в музей они приходят лишь для общего ознакомления с ним и ради некоторых конкретных экспонатов. Это скорее элемент психологического воздействия для закрепления информации, полученной в утренние часы. В этом случае ни от преподавателя, ни от учащихся не требовалось ни давать, ни усваивать профессиональную информацию (разве что весьма поверхностно).

По результатам программы можно сделать следующие выводы:

1. Экскурсия эмоционально закрепляет полученные знания и продолжает обучение, начатое на уроке.

2. Экскурсия лучше всего работает тогда, когда материал частично знаком, новый материал составляет не более 20%, хорошо знаковый материал — 80% темы экскурсии. Лучше всего ограничивать экскурсию рамками какой-нибудь одной темы, но такой, которая могла бы объединить большое число экспонатов.

3. Отдавать предпочтение музеям, соответствующим профилю обучения учащихся: биологический профиль — Государственный Дарвиновский музей, Палеонтологический музей, Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова и другие; химический профиль - посещение лабораторий химического факультета; физико-математический профиль — Политехнический музей, Московский планетарий и др.

4. Время экскурсии не должно составлять более двух часов, т.к. более продолжительные не воспринимаются школьниками, особенно после интенсивных утренних занятий в классах.

5. Материал лучше запоминается и эмоционально окрашивается, если он сопровождается просмотром

Седых Наталья Павловна, Сергеева Марина Глебовна, Чистяков Дмитрий Викторович

научно-образовательных фильмов независимо от последовательности фильм - экскурсия: до, во время или после.

6. В образовательную программу очень хорошо включать рассказы об ученых. Как только за музейным объектом встает личность, он перестает быть просто экспонатом, становясь историческим персонажем с собственной судьбой. Учащиеся начинают соотносить свою жизнь с жизнью знаменитого ученого.

7. Закрепление материала, полученного в комплексе занятий в классических формах обучения + музейное обучение, нужно проводить как результат короткого тестирования по теме. Это мотивирует учащихся на активное восприятие услышанного и увиденного. Мы использовали формы тестирования в он-лайн режиме на сайте вечером, в день посещения музея. Это позволяло провести рефлексию прошедшего дня, а также включить посещение музея в общую систему Курса. Эффективно, на наш взгляд, должно быть и тестирование (опрос) на следующий день, на уроке.

Как результат оценок психологов, программа погружения в образовательную среду «Научного туризма» для части старших школьников группы помогла разобраться в своих интересах, склонностях к научно-исследовательской деятельности, в выборе будущей профессии и вуза. В конце обучения у ребят обнаружилась большая ясность, емкость формулировок, обобщение, услышалось определение четких целей и неожиданное открытие новых областей знаний. T/R

Использованная литература:

1. Тесакова Е.М. с соавт. Преподавание палеонтологии в естествен-ноисторическиях музеях Москвы: Учебно-методическое пособие. Рукопись.

2. Седых Н.П, Чистяков Д.В. Научный туризм школьников// Потенциал. 2012. №1.

3. Огородникова Н.В. Ключевые моменты организации исследовательских проектов (на примере предметной области «География»// Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика и практика организации: научно-методический сборник в 2 тт. /Под общ. ред. А.С. Обухова. М.: ООДИ, 2007. Т. 1. С. 575-584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.