Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в музеях. Из опыта подготовки специалистов сферы туризма'

Организация самостоятельной работы студентов в музеях. Из опыта подготовки специалистов сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЭКОЛОГИЯ / MUSEUM / TOURISM / EXCURSION / SELF-DIRECTED LEARNING OF STUDENTS / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троицкий Дмитрий Анатольевич

Статья посвящена методике организации работы студентов в музеях. Приведены рекомендации по использованию материала музейных экспозиций в учебном процессе. Практическое применение этой методики рассмотрено на примере преподавания учебного курса «Экология» для студентов туристских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article refers to methodology of students activity organization in museums. Recommendations are given in order to use materials of museum expositions in learning. Practical application of this methodology is presented on example of teaching the course «Ecology» for students of touristic specialties.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в музеях. Из опыта подготовки специалистов сферы туризма»

Статья посвящена методике организации работы студентов в музеях. Приведены рекомендации по использованию материала музейных экспозиций в учебном процессе. Практическое применение этой методики рассмотрено на примере преподавания учебного курса «Экология» для студентов туристских специальностей.

Ключевые слова: музей, туризм, экскурсия, самостоятельная работа студентов, экология.

The article refers to methodology of students' activity organization in museums. Recommendations are given in order to use materials of museum expositions in learning. Practical application of this methodology is presented on example of teaching the course «Ecology» for students of touristic specialties.

Key words: museum, tourism, excursion, self-directed learning of students, ecology.

Современная эпоха, часто называемая эпохой глобализации, характеризуется, в частности, все большим обострением экологических проблем. Одним из направлений, с которым связываются надежды на смягчение этих проблем, является экологическое просвещение и воспитание общества. Обеспокоенностью современной экологической ситуацией в России было вызвано, в частности, прозвучавшее летом этого года заявление Президента РФ Д.А. Медведева о не-

Организация самостоятельной работы студентов в музеях.

Из опыта подготовки специалистов сферы туризма

Троицкий Д. А.

обходимости ввести во всех ВУЗах России курс экологии продолжительностью в один учебный год. Реализация этой идеи была бы большим шагом вперед в процессе осуществления программы непрерывного экологического образования [1].

При подготовке специалистов в сфере туризма преподавание курса «Экология» в настоящее время предусмотрено Государственным образовательным стандартом РФ для специальностей «Социально-культурный сервис и туризм» и «Экономика отрасли». Как правило, этот предмет читается на младших курсах. Причем в соответствии с требованиями Государственного стандарта первостепенное внимание в тематике данной дисциплины должно уделяться проблемам общей экологии, а также принципам и методам экологичного природопользования. Эти аспекты экологии чрезвычайно важны для сферы экологического туризма, являющейся в настоящее время одной из наиболее бурно развивающихся отраслей мировой туристской индустрии [2, 3]. Объектами экологического туризма и, особенно, экологических экскурсий являются не только особо охраняемые природные территории (ООПТ), но и менее масштабные объекты, в том числе естественно-научные и политехнические музеи. Одновременно они являются важнейшим компонентом современной культуры и, в частности, образования.

Использование музейных экспозиций в учебном процессе существенно расширяет

Туристское образование: организационно-методические аспекты

61

ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

методические возможности преподавателя, которые ограничены аудиторными формами проведения занятий. С другой стороны, они существенно расширяют кругозор студентов.

Традиционная экскурсия при всех ее достоинствах не всегда эффективна с точки зрения тех задач, которые ставит перед собой преподаватель. Поэтому в дополнение к традиционным экскурсиям или как альтернативу им в статье предлагаются методические рекомендации для преподавателя по организации самостоятельной работы студентов в музее по определенным темам программы. Такие занятия при тщательной их организации являются весьма эффективным средством приобщения студентов к миру природы и культуры, воспитывают вкус к самообразованию.

На первом этапе преподаватель определяет возможности того или иного раздела экспозиции для формулировки заданий студентам. Определяются темы, и выделяется время для их проведения. В соответствии с тематикой курса и материалом, представленным в музее, преподаватель формулирует вопросы и задания, которые будут даны студентам.

Следующим этапом изучения темы является аудиторное занятие. Это может быть, например, лекция с показом иллюстративного материала. Студенты должны прийти в музей, имея ясное представление о том, что они увидят, какую информацию необходимо собрать (аннотации к экспонатам, описание экспозиции того или иного зала музея). Преподавателю следует рассказать об истории музея, его создателях, о помещении, в котором располагается экспозиция. В конце занятия (лекции или семинара) студентам даются конкретные вопросы и задания, которые им предстоит выполнить при посещении музея. Задания предполагают определенную последовательность действий студентов. В них указывается определенный порядок посещения залов музея, называются наиболее важные экспонаты, которые следует найти и рассмотреть, и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения определенных разделов экспозиции.

Затем занятия переносятся в музей. Преподаватель выполняет функцию консультанта. Студенты, руководствуясь системой вопросов и заданий, разработанных преподавателем, целенаправленно знакомятся с определенными разделами экспозиции музея.

Заключительный этап — подведение итогов работы в аудитории. Проще всего это сделать методом фронтальной беседы по предложенным вопросам, в ходе которой воспроизводится приобретенная информация, впечатления, полученные в процессе изучения музейной экспозиции. Преподаватель, беседуя с группой, делает выводы о качестве проделанной работы, степени наблюдательности отдельных студентов. Часто у студентов возникают неожиданные вопросы, вызывающие живое обсуждение. В ходе беседы желательно использовать иллюстративный материал по экспозиции музея. Весьма целесообразны и такие формы контроля, как итоговый письменный отчет, эссе, презентация. Знания, приобретенные студентами в ходе работы, могут найти отражение в экзаменационных билетах, в вопросах для контрольных работ. Ниже приводится примерный вариант таких рекомендаций.

Рекомендации и задания к самостоятельному изучению музейной экспозиции:

1. Перед тем как посетить музей, найдите информацию о данном музее (путеводитель, проспект и т. д.). Как звучит полное название музея? Где он расположен? Если здание является памятником архитектуры, расскажите о нем, кто его строил.

2. Кто является основателем музея? Когда он был открыт? Что вы знаете об истории музея?

3. Если музей мемориальный (он может быть посвящен ученому, изобретателю, художнику, писателю), ознакомьтесь предварительно с творческой биографией данного лица.

4. Перед началом осмотра ознакомьтесь со справкой, предваряющей экспозицию. Выясните, в каком порядке следует осматривать экспозицию музея.

5. Обойдите экспозицию, найдите нужные вам экспонаты, определенные заданием преподавателя, или наиболее интересные

62

№ 4/2010

Современные проблемы сервиса и туризма

Организация самостоятельной работы студентов в музеях

для вас. Рассмотрите неторопливо и внимательно. Прочтите аннотации к ним; рассмотрите детали, попытайтесь создать общее впечатление об экспонате. Позднее вернитесь к повторному осмотру экспоната. Не увидели ли вы какие-либо новые детали? Какие экспонаты вас заинтересовали больше всего? Почему?

6. Не старайтесь в одно посещение охватить все, что есть в музее. Внимательно рассмотрите то, что вас более всего заинтересовало. Краткие записи помогут вам лучше запомнить то, что вы считаете для себя важным и интересным.

7. Напишите краткий отчет или составьте конспект экскурсии по музею.

8. Было бы очень полезно, если бы через некоторое время вы самостоятельно посетили музей еще раз и прошли по уже знакомым залам.

План отчета

1. История создания музея.

2. Общая характеристика содержания экспозиций музея.

3. Экспонаты, вызвавшие у вас особый интерес.

4. Ответы на вопросы, сформулированные преподавателем по конкретным экспонатам музейной экспозиции.

5. Ваше общее впечатление от посещения музея. План отчета и экскурсии (заочной) могут

быть дополнены самими студентами.

Изучение естественно-научной и техникотехнологической проблематики, относящейся к предмету «Экология» на базе музеев Москвы, может предусматривать посещение таких музеев как Политехнический, Дарвиновский музеи, Российский музей леса, Музей воды, зоопарк и некоторых других. Ниже в качестве примера приведен фрагмент задания для работы студентов на базе экспозиции Государственного Дарвиновского музея.

На основе экспонатов и пояснений к ним, а также с помощью путеводителя [7] ответить на следующие вопросы.

1. Кому принадлежит идея создания музея? Рассказать об основоположниках и об ос-

новных этапах истории Дарвиновского музея. Назвать основные отличительные черты этого музея по сравнению с классическими естественно-научными музеями (1-й этаж, зал № 2).

2. Что такое биомы? Назвать основные типы биомов и дать их общую характеристику (1-й этаж, зал № 3).

3. Что такое вид? Каковы критерии разделения видов? (2-й этаж, зал № 5, витрина 20).

4. Что такое межвидовая гибридизация? Назовите основные изолирующие механизмы, препятствующие межвидовой гибридизации. При каких условиях может происходить межвидовая гибридизация? Приведите примеры (2-й этаж, зал № 5, витрины 25—26).

5. Назовите разновидности негативных межвидовых взаимодействий. Приведите примеры. Что такое трофические цепи? Какие типы межвидовых связей реализуются в трофических цепях? Приведите примеры (2-й этаж, зал № 5, витрины 27, 28).

6. Назовите разновидности положительных межвидовых взаимодействий. Приведите примеры. Что такое экологическая ниша? Привести примеры разделения экологических ниш между видами (2-й этаж, зал № 5, витрина 30).

7. Что такое сукцессия? Привести примеры (2-й этаж, зал № 5, витрина 31).

8. Охарактеризовать основные зоогеографические области и природные зоны России (3-й этаж, зал № 6).

9. Охарактеризовать экосистемы Восточноевропейской равнины и влияние на них развития сельского хозяйства и промышленности (3-й этаж, зал № 7, витрины 35—37).

10. Назвать и дать характеристику крупнейшего в Европе и ближайшего к Москве национального парка (3-й этаж, зал № 7, витрины 38-40).

11. Что такое «Красная книга»? Привести примеры редких и исчезающих видов (3-й этаж, зал № 7, витрины 41, 42).

12. Что такое урбанизация? Охарактеризовать городскую жилую среду человека. Расска-

Туристское образование: организационно-методические аспекты

63

ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

зать об абиотических и биотических факторах городской квартиры как искусственной экосистемы (3-й этаж, зал № 7, витрины 43). Использование музейных экспозиций существенно расширяет возможности осуществления принципа межпредметных связей, прежде всего между учебными курсами «Экология» и «Концепции современного естествознания», относящихся к блоку естественно-научных дисциплин. Однако предлагаемая методика позволяет реализовать межпредметные связи и с такими дисциплинами гуманитарного цикла, как «Философия» и «Культурология». Ведь с точки зрения экологического воспитания большое значение может иметь приобщение к выдающимся произведениям искусства, особенно пейзажной живописи. Поэтому в рамках курса «Экология» представляются целесообразными экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею для знакомства с творчеством великих мастеров пейзажа, таких как А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильев, И. К. Айвазовский, В. Д. Поленов, В. А. Серов и другие, а также в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, который располагает замечательными коллекциями пейзажей малых голландцев, художников Барбизонской школы, импрессионистов.

При этом следует обращать внимание студентов на то, как в ряде произведений таких великих мастеров пейзажа, как, например, И. И. Левитан или Якоб Исаакс ван Рейсдал, передано настроение художника, побуждающее к философским размышлениям о бытии, о жизни и смерти, о красоте. Описанная методика расширяет возможности для изучения темы «Экофилософия». При этом студенты должны осознать определяющее значение духовно-философских детерминаций в культуре, формирующих потребительский характер доминирующей в современную эпоху модели природопользования. Ведь не секрет, что первопричиной так называемых глобальных проблем современности является хищническое отношение к природе, которое является логическим следствием философии гедонизма и общего обмирщения культу-

ры, выраженных в известных афоризмах «После нас — хоть потоп» и «Бери от жизни все».

При посещении таких музеев, как Дарвиновский музей или Российский музей леса, также необходимо обратить внимание студентов на их замечательное художественное оформление, сознательно преследующее цели экологоэстетического воспитания, сформулированные еще в начале XX века основоположниками Дарвиновского музея, к числу которых относился замечательный художник-анималист В. А. Ватагин [7]. Таким образом, художественно-культурные цели могут гармонично сочетаться с целями воспитания любви к природе и наоборот, экологические воспитание будет сопровождаться пробуждением эстетического чувства в процессе созерцания замечательных произведений искусства.

С этой точки зрения особый интерес представляют объекты, имеющие двойной статус историко-культурных и природно-ландшафтных музеев-заповедников, по которым могут быть организованы комплексные экскурсии, отражающие как природно-экологический, так и историко-художественный аспекты данного объекта, чаще всего имеющего официальный статус ООПТ. Например, в Москве к таким объектам относятся Царицыно, Коломенское, Измайлово, Кузьминки, Архангельское, Кусково, Останкино и некоторые другие. Представляется интересным также проведение комплексных экскурсий по близко расположенным объектам экологии и художественной культуры (например, посещение Малого ботанического сада МГУ (бывший Аптекарский огород) и дома-музея В. М. Васнецова в рамках одной комплексной экскурсии). В ходе такой экскурсии нужно обратить внимание на деятельность с одной стороны В. М. Васнецова и его брата — А. М. Васнецова по сохранению историко-культурного наследия Москвы, обратить внимание на роль пейзажа в живописи В. М. Васнецова. С другой стороны, обратить внимание на деятельность создателей и хранителей Малого ботанического сада МГУ как не только экологического, но именно природно-культурного памятника, направленного на эстетическое воспитание граждан и пользу-

64

№ 4/2010

Современные проблемы сервиса и туризма

Организация самостоятельной работы студентов в музеях

ющегося огромной популярностью не только среди москвичей, но и среди гостей столицы. В ходе такой экскурсии необходимо подчеркнуть многосторонность деятельности этих различных по своему характеру музеев, в конечном счете, преследующих один и тот же комплекс образовательных и воспитательных целей.

Дополнительным стимулом к творческой активности студентов могут быть задания по фотографированию или зарисовкам экскурсионных объектов, особенно пейзажей и вписанных в эти пейзажи архитектурных сооружений. Это предполагает такую художественно-творческую работу, как выбор наиболее удачного объекта или группы объектов, ракурса, что само по себе стимулирует более внимательное, детальное визуальное изучение объекта, его эстетическую оценку, что важно для воспитания эстетических вкусов учащихся.

В целом предлагаемая методика способствует формированию у студента таких ключевых общекультурных компетенций, как получение знаний о структуре и принципах функционирования экологических систем, развитие умения анализировать различные явления реальности на основе экологических приоритетов, приобретение навыков здорового образа жизни, ноосферного мышления.

Кроме того, в процессе совместного посещения музеев и других объектов открываются новые возможности для неформального содержательного общения студентов между собой и с преподавателем, что может позитивно сказаться как на степени доверительности отношений преподавателя и студентов, так и на появлении чувства сплоченности в самой группе.

Разработка заданий для работы студентов на базе музейных экспозиций может быть по-

Литература

1. Андреева Н. Д., Соломин В. П., Васильева Т. В. Теория и методика обучения экологии. — М.: «Академия», 2009.

2. Сергеева Т. К. Экологический туризм. — М.: «Финансы и статистика», 2004.

3. Егоренков Л. И. Экология туризма и сервиса. — М.: «Финансы и статистика», 2003.

лезна и для преподавателя, поскольку вносит существенный элемент новизны в его собственную работу, чувство свежести в ощущение уже привычного материала.

Описанный подход к преподаванию экологии особенно эффективно может быть реализован в столичных городах нашей страны — Москве и Санкт-Петербурге, в которых не только в максимальной степени сконцентрированы музеи и ООПТ различных типов, но и сама структура экскурсионно-туристического потенциала симметрична. Например, шедевры отечественной пейзажной живописи представлены в Третьяковской галерее (Москва) и в Русском музее (Санкт-Петербург), а западно-европейской живописи — соответственно в Музее изобразительных искусств (Москва) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Природно-архитектурные ансамбли Москвы (Коломенское, Царицыно, Кусково и др.) могут быть использованы в этих целях также как изумительные дворцово-парковые ансамбли Петергофа, Царского села, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума. В обеих столицах есть ботанические сады, зоопарки, зоологические, минералогические, технические (в Москве — Политехнический, а в Санкт-Петербурге — Историко -технический), мемориальные музеи. Есть даже музеи воды (Музей воды Мосводоканала и Мир воды Санкт-Петербурга) и леса (Российский музей леса в Москве и Музей лесной энтомологии и лесной зоологии в Санкт-Петербурге).

Однако и в областных и районных центрах страны такой подход вполне реализуем на базе в первую очередь историко-краеведческих музеев, как правило, имеющих как историко-художественные, так и природно-экологические отделы, а также местных ООПТ.

4. Юренева Т. Ю. Музееведение. — М.: «Академический проект», 2006.

5. Сотникова С. И. Музеология. — М.: «Дрофа», 2004.

6. Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. — М.: «Омега — Л», 2005.

7. Государственный Дарвиновский музей. —

М., 2002.

Туристское образование: организационно-методические аспекты

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.