УДК 069(091)
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО Г. ЯЛТЫ: ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ
Пахомова Н.А., студент, natka.sosnina@gmail.com
Таврическая академия Крымского Федерального университета им. В .И. Вернадского, г. Симферополь, Россия Ливадийский дворец-музей, г. Ялта, Россия
В статье приводится ретроспективный анализ научно -просветительской деятельности Ялтинского историко-литературного музея (Республика Крым) с момента его создания при Ялтинском отделении Крымского горного клуба по современность. Основной акцент в работе делается на актуальных приемах и технологиях, которые могли бы быть модифицированы под нужды Ялтинских музеев. Это такие технические средства, как аудиогиды для разных посетителей, мобильные приложения, путеводители, листки активности, виртуальные игры, блоги, события (акции, перформансы, встречи, дискуссии, чтения), которые можно было бы использовать наравне с классическими видами музей но-педагогических приемов: театрализации, использования в экспозиции предметов из подсобного фонда, которые можно брать в руки, диалога вокруг опорных экспонатов. Данные совмещения и преобразования качественно отразились бы на деятельности научно -просветительского характера. Музей — это «хранитель» истории своего региона, и решение ряда проблемных сторон в положении муниципальных музеев, в том числе в сфере интеграций инновационных технологий, вывело бы музейное дело Ялтинского округа на новый, современный уровень развития.
Ключевые слова: научно-просветительская работа, Ялтинское отделение Крымского горного клуба, историко-литературный музей, инновационные технологии, интеграция.
Научно-просветительская работа является одним из важнейших аспектов деятельности любого музейного учреждения. Сегодня, также, как и на протяжении многих десятилетий, традиционные музеи являются центрами, предоставляющими дополнительные знания для школьников и студентов - более углубленные, узко направленные или просто, позволяющие закрепить изученный с преподавателем материал. Музей - это социальный институт, который, и в соответствии с российским законодательством, и в соответствии с международным определением, занимается сохранением, изучением и предъявлением культурного наследия [1, с. 27]. Именно на основе «изучения и предъявления» строятся методы музейной научно -просветительской работы.
С постоянным развитием современного социума традиционный музей не может продолжать существовать в качестве стационарного и неизменного центра, где веками сохранялись культура и традиции. Крупные музейные учреждения страны находят различные способы и приемы для того, чтобы успешно находить точку баланса между традиционными формами взаимодействия музея с посетителем и новейшими методами работы, включающими в себя различные технические инновации и интерактив.
Актуальность выбранной темы заключается в давно назревшем вопросе о проблемах интеграции инновационных технологий в
муниципальные музеи, которые, благодаря своей «оторванности» от ведущих столичных музейных центров, продолжают в своей работе использовать в основном традиционные методы научно -просветительской деятельности с молодёжью и детьми. Результатом подобных подходов становится низкая заинтересованность и безразличность молодого поколения к деятельности музейной сети своего города, к изучению истории и культуры родного края.
Цель статьи - сделать краткий ретроспективный обзор деятельности Ялтинского историко-литературного музея, а также обозначить некоторые проблемы небольших муниципальных музеев в сфере взаимодействия с современным социумом.
Для достижения указанной цели следует определить следующие исследовательские задачи:
- провести анализ традиционных видов работ музея с посетителями с конца Х1Х века по настоящее время (на примере Ялтинского историко-литературного музея);
- выделить комплекс методов и технических средств, которые активно применяются в музейной работе;
- обозначить основные проблемы музейного дела г. Ялта в деле интеграции инновационных технологий.
Источники и историографию, использованную при разработке данной статьи, можно структурировать следующим образом:
- документы из фондов Государственного архива Республики Крым: отчеты о деятельности музея при Ялтинском отделении Крымско -Кавказского горного клуба, Естественно -исторического музея и Объединенного музея Краеведения (ныне - Ялтинский историко-литературный музей);
- документы, опубликованные в Записках Крымско -Кавказского горного клуба, хранящихся в фондах МКУК «Ялтинский историко -литературный музей»;
- отечественные и зарубежные труды современных исследователей и музееведов, посвященные инновационным технологиям и их использованию в музейной среде.
Основными методами исследования являются метод индукции, сравнительный, описательный метод при изучении истории музейного дела и научно-просветительской работы музея.
Муниципальное казенное учреждение культуры «Ялтинский историко -литературный музей» (Республика Крым) - единственный музей, где можно познакомиться с историей Южного берега Крыма с древнейших времён до современности. В связи с данным положением, бесспорно, на него возлагается роль ведущего центра по сохранению и изучению истории края, а также по просвещению и приобщению к культуре подрастающего поколения региона.
Для выполнения возложенной исторической традицией миссии, музей должен идти «в ногу со временем». В современном мире он выступает не только «хранителем» истории, но и в качестве воспитательного и, в какой-то степени, образовательного центра. Для того, чтобы соответствовать требованиям перманентно развивающегося социума, музей должен постоянно видоизменяться и приспосабливаться, учитывать новые
тенденции в работе с аудиторией, использовать дополнительные средства, позволяющие посетителям лучше усваивать информацию.
Ранняя научно-просветительская деятельность музея начинается с его возникновения при Ялтинском отделения Крымского горного клуба 8 октября (по новому стилю) 1892 года. Основу Ялтинского отделения тогда составляли общественные деятели небольшого кружка любителей природы Крыма, который действовал на общественных началах еще с 80-х годов ХХ века [2, с. 239]. Именно благодаря членам данной организации в городе появился первый музей.
Помимо научных экспедиций участников Горного клуба, ранняя деятельность музея включала в себя экскурсии в горы для крымских школьников, которые сопровождались подробными лекциями по естествознанию, геологии и ботанике. Именно данные мероприятия можно определить, как первоначальный опыт просветительской работы.
Следует сказать, что согласно отчетам, местное население города Ялты первое время достаточно холодно относилось к музею и его деятельности. Однако уже тогда работники Горного клуба не только проводили экскурсии для приезжих туристов, но также приобщали к деятельности музея учащихся различных образовательных учреждений, причем не только местных. Так в отчете за 1908 год, представлен список из 20 различных школ и курсов, ученики которых были обслужены экскурсиями. [3, с. 127]. И с каждым годом наблюдается все более массовый охват населения. В 1909 году список увеличивается в два раза и включает в себя еще больше учреждений из различных губерний Российской империи [4, с. 124].
События Первой мировой войны 1914-1918 гг., революции и Гражданской войны, бесспорно оказали огромное влияние на музейную жизнь города. На 1917 год сотрудниками было запланировано проведение различных лекций по крымоведению и экскурсий для выздоравливающих офицеров и солдат из лазаретов. Однако в конце года работники отчитались только за 1 лекцию, проведенную Е.В. Вульфом. Остальные занятия не состоялись. Запланированные образовательные экскурсии для местных учебных заведений и иные мероприятия также не были осуществлены в полной мере [5, л. 46]. Однако уже в советское время начинается подъем научно-просветительской деятельности ялтинских музеев.
За период своего существования сотрудники Ялтинского естественно -исторического музея проводили просветительскую деятельность по распространению знаний среди широких слоев населения. В 1920 -е годы были организованы курсы для учителей, экскурсии в горы, выездные лекции в лазареты и санатории. В помещениях музея проводились занятия для школьников и прочего населения [6, с. 3].
Традиционными методами работы с аудиторией в процессе проведения музейных мероприятий являлись - рассказ и показ. И, в целом, способы взаимодействия с посетителем не изменялись на протяжении многих десятилетий и остаются ведущими вплоть до начала ХХ I века. Видоизменялась идеологическая направленность лекториев, степень изученности фондовых материалов, а также внешнее оформление - качество иллюстративного материала. Исследователь Макеева И.А. в своей статье определяет 5 моделей отечественных музеев, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея. Выделены
следующие модели: образовательная (вт. пол. XVIII в.) - связана с появлением первых музеев учебных заведений, просветительная (конец XIX-начало ХХ вв.) - основным назначением которой является научно -просветительская миссия, политизированная (20-50-е гг. ХХ в.) -осуществляющая коммунистическое воспитание граждан, информативная (1960-е сер. 1080-х гг.) - музей как средство распространения знаний и коммуникативная (конец 1980-х начало 2000 гг.), которая в отличие от информативной модели, рассматривает посетителя как активного участника культурного диалога, строящегося на партнерских отношениях.
Данная периодизация в нашем случае может быть без изменений применена к культурно -образовательным назначениям Ялтинского музея [7, с. 165].
Переходя к современному этапу, на сегодняшний день муниципальные музеи активно используют методы музейной педагогики, которая является достаточно молодой отраслью знаний в отечественном музееведении. Разрабатываются лекции и тематические экскурсии для учеников разной возрастной категории. Методика проведения занятий со школьниками и студентами опирается в основном на достижения советской, бесспорно когда-то качественной методике преподавания с исключением партийной идеологической направленности и с дополнением элементов мультимедийных и интерактивных технологий. Однако, учитывая требования современного динамичного и мультикультурного общества, методы музейной работы с посетителями требуют постоянного развития и научного поиска.
В трудах современных отечественных и западных исследователей большое внимание уделяется инновационным технологиям, которые в большом объеме внедряются в музейную жизнь. За последние 8-10 лет методы музейной работы как со взрослыми, так и с детьми, сильно изменились. Ведущие музеи применяют в своих программах полный арсенал классических музейно-педагогических приемов: театрализацию, ролевую игру, использование в экспозиции предметов из подсобного фонда, которые можно брать в руки, диалог вокруг опорных экспонатов, и наравне с данными приемами, экспозиции пронизаны многочисленными «сервисами»: аудиогидами для разных посетителей, мобильными приложениями, путеводителями, листками активности, виртуальными играми, блогами, событиями (акциями, перформансами, встречами, дискуссиями, чтениями), которые вовсе не являются дополнительными и факультативными. Как отмечает эксперт в деле развития музейного дела (г. Санкт-Петербург) Д. А. Агапова: «Музей стремится не упростить мир для посетителя, а, наоборот, помочь ему искать собственные пути осознания и принятия мира во всей его удивительной, а иногда и травмирующей сложности» [8, с. 17]. Автор анализирует в своей статье современное состояние и тенденции развития детских и взрослых музеев. «Современный музей, - пишет исследователь, - ориентируется не на конечный продукт (текст, дизайн-проект и пр.), а на грамотно выстроенный процесс взаимоотношений с партнерами: с некоммерческими организациями и общественными объединениями, с художниками, с молодежным клубом друзей, с волонтерами, с тем или иным конкретным сообществом (субкультурной группой, национальной диаспорой и т. д.)».
В историографии неоднократно поднимается вопрос о «полезности» технических интеграций, которые в больших количествах применяются в ведущих западных музеях и порой могут перекрывать и заменять собой оригинальный памятник - артефакт.
Западные искусствоведы и музееведы большое внимание в своих работах уделяют вопросу использования технических инноваций в музее. К таким новшествам, например, относятся 3Б технологии (моделирование и печать). Английский исследователь Элиша Монтегна в своем труде, посвященном 3Б технологиям в музейной сфере, выдвигает ряд положительных и отрицательных сторон в их использовании. Так, например, оцифровка и создание 3Б моделей оказывает значительную помощь в восстановлении артефактов. Применяя подобные методы, специалисты могут создавать цифровые визуализации скелетных останков, керамики, архитектурных сооружений, скульптур и т.д. [9]. Также 3Б моделирование и печать можно использовать для создания копий артефактов, которые можно активно внедрять в музейные лекции и занятия, придавая просветительской деятельности музея качественно новый уровень. Бесспорно, существуют проблемы, которые на данном этапе 3Б технологии решить не способны. А дороговизна подобного типа инноваций на многие годы сделают их недоступными для небольших муниципальных музеев.
В случае отечественного музееведения, помимо вышеперечисленных моментов, актуальной является проблема, озвученная американским исследователем Лисой Херзог. В своей работе она описывает основной конфликт в организации музейной деятельности, который встает между бюджетом организации и научной работой. На примере анализа развития и современного состояния естественно - исторического музея в Чикаго, автор показывает, что, по всей видимости, администрация музея не всегда бывает справедлива в формулировке основных направлений работы музея [10]. Исследователи, работающие в музейной сфере, часто сталкиваются с конфликтами между тем, что необходимо делать для получения (увеличения) дохода и собственно исследованиями, которые не всегда бывают востребованы для обычной публики. Бесспорно, данная проблема характерна не только для наших западных коллег, но и для многих музейных учреждений постсоветского пространства.
Обращаясь к музейному делу небольших городов, таких как Ялта, можно сказать, что на сегодняшний день острой проблемой музеев является отсутствие экспозиционных площадей в противовес богатейшим фондовым собраниям, которые хранятся в запасниках и являются недоступными. Старые городские музеи города, которые занимают помещения бывших особняков и имеют огромное историко-культурное значение, находятся в аварийном состоянии и требуют основательного ремонта, который катастрофически затягивается бюрократическими процессами. Учитывая данное положение, довольно сложно говорить о разработке и внедрении новых методик и практик, скорее речь идет о том, чтобы направить все силы сотрудников на сохранение бесценных коллекций, откладывая все второстепенные задачи на плечи будущих поколений работников.
Таким образом, сделан краткий обзор истории научно -просветительской деятельности Ялтинского историко-литературного музея, обозначен ряд методологических приемов и технических инноваций, которые используются в работе с посетителями современными музеями.
Учитывая уникальное место, которое занимает Ялтинский историко-литературный музей как хранитель истории Южного берега Крыма, на него возлагается сложная задача приобщения гостей и жителей региона к его богатой истории. Потребность в расширении музея и создании большого исторического и археологического центра на Южном берегу Крыма давно назрела, а привлечение новых современных методов работы с посетителем может не только повысить популярность Ялты, как туристического города, но и поможет повысить заинтересованность среди образовательных учреждений города и подрастающего поколения, путем активного участия в научных исследованиях и распространении полученных знаний через создание стационарных экспозиций и временных выставок. Популяризация научных знаний - это известная миссия любого музея, однако для благополучного выполнения своих функций, музей должен придерживаться определенной политики, начиная от исполнительного персонала, заканчивая финансированием, стабильностью и беспристрастностью в научных исследованиях.
Литература
1. Артамонов А., Синицына О. Музейные образовательные программы на рынке онлайн-образования. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Москва, 2015, выпуск 2. С. 27.
2. Непомнящий А.А. Музейное дело в Крыму и его старатели (Х1Х- начало ХХ вв.): библиографическое исследование. Симферополь, 2000. С. 239.
3. Отчет о состоянии музея Ялтинского отделения Крымско- Кавказского горного клуба в 1908 г. Записки Крымско - Кавказского горного клуба. Одесса, 1909, № 2. С. 127.
4. Отчет о деятельности Ялтинского отделения Крымско - Кавказского горного клуба за 1909 г. Записки Крымско-Кавказского горного клуба. Одесса, 1910, N°2. С. 124.
5. ГАРК, ф.661, о .1, д .8. л. 46
6. Краткий отчет за 1918 - по 1 января 1922 г. Записки Ялтинского естественно-исторического музея. Под ред. А.С. Моисеева. Ялта: Окрполитпросвет, 1922, N° 1. С. 3.
7. Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2011, т. 17, С. 164-168.
8. Агапова Д. А. Переходный возраст: ресурсы развития детской музейной среды. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Москва, 2015, выпуск 2, С. 10-22.
9. Mantegna E. Downloading Digital Artefacts: Impacts, Implications, and Limitations of Current 3D Scanning, Modelling, and Printing Applications on Curation Approaches and User Access within Museums (Thesis) // UCL Institute of Archaeology. London, 2015. 42 p.
10. Herzog L. Institutional Analysis of Natural History Museum: Formation and dissemination of scientific knowledge (Thesis). DePaul University. Chicago, 2011. 68 p.
MUSEOLOGY OF YALTA: ISSUES OF INTEGRATION OF INNOVATIVE METHODS OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL WORK Natalya A. Pakhomova, postgraduate student Taurida Academy of the Crimean Federal University of V.I. Vernadsky, researcher at the state budget cultural institution of the Republic of Crimea «Liva dia Palace-Museum», Russia. The article presents a retrospective analysis of scientific and educational activities of the Yalta Historical and Literary Museum (the Republic of Crimea) from the moment it was created under the Yalta branch of the Crimean Mountain Club to modern times. The main emphasis in the work is
done on topical techniques and technologies that could be modified for the needs of Yalta 's museums. These are such technical means as audio guides for different visitors, mobile applications, guidebooks, activity sheets, virtual games, blogs, events (actions, performances, meetings, discussions, readings) that could be used on a par with classical types of museum and pedagogical techniques, such as theatricalization, the use of objects from the subsidiary fund in the exposition, which can be taken in hand, a dialogue around the supporting exhibits. The combined data and transformations would have a qualitative impact on the activities of a scientific and educational nature. The museum is a "keeper" of the history of its region, and the decision of a number of problematic parties in the position of municipal museums, including in the sphere of integrating innovative technologies, would bring the museum business of the Yalta District to a new, modern level of development.
Keywords: scientific and educational work, Yalta Department of the Crimean Mountain Club, historical and literary museum, innovative technologies, integration.
Дата поступления статьи в редакцию 14.07.2017.