RAR УДК 008 ББК 71
К ПРОБЛЕМЕ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ КРЫМА: ПРИОРИТЕТ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ (ПРОЕКТ «ПИСАТЕЛИ-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ В ТАВРИДЕ XIX — НАЧАЛА XX ВВ.»)
Николаенко Николай Васильевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии и библиотечно-информационной деятельности, Крымский университет культуры, искусств и туризма, ул. Киевская, д. 39, г. Симферополь, Россия, 295017, e-mail: [email protected]
Резник Оксана Владимировна,
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков и межъязыковых коммуникаций,
Крымский университет культуры, искусств и туризма, ул. Киевская, д. 39, г. Симферополь, Россия, 295017, e-mail: [email protected]
Швецова Антонина Викторовна,
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, культурологии и гуманитарных дисциплин.
Крымский университет культуры, искусств и туризма, ул. Киевская, д. 39, г. Симферополь, Россия, 295017,
e-mail:[email protected]
Аннотация
В статье представлен проект, транслирующий знания о региональном аспекте деятельности музеев в Республике Крым. Авторы выбрали значимый аспект музеологии — проблема развития музейной сети региона по популяризации литературного наследия прошлого. Подчеркивается, что процесс создания новых музейных экспозиций — явление постоянное, зависящее от различных факторов. В данном случае рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты построения литературно-художественной экспозиции, получившей в настоящее время известное развитие в работе научно-информационных учреждений, музеев, творческих организаций Крыма.
Ключевые слова
Экспозиция, художественный образ, реконструкция, макет, экспозиционный комплекс, модель.
Интерес к культурному наследию любого региона объясним тем богатейшим запасом эмоций, которые возникают в процессе приобщения
к мыслям, обстоятельствам жизни, творческому поиску, культурному наследию выдающихся личностей прошлого. Особое место занимают рекон-
61
62
струкции быта, личностных обстоятельств художников слова, оставивших свой след на культурной карте данной территории. Тема данной статьи является достаточно актуальной и практически значимой в современных условиях вхождения Республики Крым в российское культурное пространство, в условиях обновления векторов развития музейной сети полуострова. Такой подход к популяризации отечественной культуры ««выступает необходимой основой формирования активной социальной субъективности, развития общегражданской и региональной идентичности и воспитания подлинного патриотизма»1. Тема литературной персоналии как объекта музейной экспозиции раскрывалась в многочисленных публикациях, посвященных систематизации работы музеев в указанном направлении: в трудах Ломан О. В.2, Овчинниковой С. Т., Рысиной Ф. Ш., Светловой Г. Г.3, Пономаревой Г. Б.4, Поповой Н. И.5 были представлены музеи таких писателей, как А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, но все описания носили локальный характер. Этим объясняется новизна выбранного в данной статье подхода — представить не конкретные, а концептуальные рекомендации по созданию музейных экспозиций данного типа.
Музейная экспозиция представляет собой синтетическую форму презентации историко-культурного наследия через предметную
1 Сборник методических рекомендаций и иллюстративного материала по организации краеведческих маршрутов: науч.-метод. пос./Сост. И. И. Горлова, О. И. Бычкова, Н. А. Костина. Краснодар: Экоинвест, 2018. С. 5
2 Ломан О. В. Государственный мемориальный музей Н. А. Некрасова. Путеводитель. URL:http://hong. Stankiprof.ru/jurnaly/26554cd4669aaeda2ee78f0ed8a80 2db (дата обращения 24.10.2018).
3 Овчинникова С. Т., Рысина Ф. Ш., Светлова Г. Г. Музей-квартира Пушкина на Арбате. URL:http:// www.pushkinmuseum.ru / ?q= content / ekspoziciya-memorialnoy-kvartiry-pushkina-na-arbate (дата обращения 24.10.2018).
4 Пономарева Г. Б. Музей-квартира Ф. М. Достоевского. Путеводитель. URL: https://goslitmuz. ru/museums/muzey-kvartira-f-m-dostoevskogo/ (дата обращения 24.10.2018).
5 Попова Н. И. Музей-квартира А. С. Пушкина. URL:
https://spblib.ru/catalog/ — /books/ 10781662-muzey-
kvartira-a-s-pushkina-na-moyke (дата обращения 24.10.2018).
и пространственную выставку6. Главная особенность — искусственность, намеренная расстановка коллекции предметов. В экспозиции также представлены тексты, произведения искусства, предметы быта, могут быть использованы различные информационные технологии. Группировка и интерпретация экспонатов — отражение своеобразного авторского сценария на основе научной концепции и способов проектирования экспозиции. Поиск новых форм и выявление новых объектов понимается как основное движение по расширению музейной сети. При этом, несомненно, учитываются как сложившаяся на данный момент музейная карта, так и местные традиции. В Республике Крым уместно говорить о поликультурности коммуникативной составляющей музейной экспозиции, так как создание музеев писателя носит не только просветительский, но и воспитательный характер. Сюда следует добавить то обстоятельство, что данный край воспринимался долгое время в романической традиции, заданной в XIX веке и продолженной в двадцатом столетии. Экзотика, наличие различных исторических свидетельств, богатый фольклорный материал — все это делало Крым притягательным для значительного количества видных писателей и поэтов. Они искали здесь особый, не похожий на будничный и мещанский, тип реальности, в котором сочетаются традиционность и свобода чувств. Чёрное море, дворцы и парки — все это возбуждало писательский интерес, становилось фоном или активным участником литературного конфликта. Поэтому в Крыму уже существует ряд литературных музеев: музеи М. Волошина, И. Шмелева, М. Цветаевой, А. Грина, К. Паустовского и других на протяжении десятилетий позволяют посетителям увидеть мир творческой личности, ощутить себя частью общего культурного пространства. В то же время создание типологической (не мемориальной и не архитектурной) литературно-художественной экспозиции представляется наиболее перспективным направлением музейной деятельности, так как локализация места и умелое использование пространства (прежде всего с применением художественных средств) не всегда предполагает
6 Каулен М. Е. Музейная экспозиция на современном этапе // Музейные тетради крымской музеологиче-ской школы. Коктебель, 2017. С. 28-65.
наличие обширной классической экспозиции. Мемориальная среда (как понятие) включает развитие произвольных сюжетов, определенную творческую свободу, что позволяет активно использовать научно-вспомогательный материал7.
Значительную роль в создании новых экспозиций по-прежнему играют профильные музеи: выставка-эксперимент занимает здесь ведущую роль, так создавались известные филиалы в Гурзуфе, Старом Крыму. Особенно уместным такой приём нам представляется по отношению к тем персоналиям, в творчестве которых элемент новаторства обусловлен самой природой творчества: например, русские символисты, футуристы начала ХХ века. На очереди выставки (с перспективой на филиал), посвященные И. А. Бунину, В. В. Набокову, А. И. Куприну. Известные российские музеи (скажем, бунинский в Орле, набоковский в Санкт-Петербурге могут оказать неоценимую помощь в создании предложенных проектов, что потребует принятия определенных организационных решений на начальном этапе). Страницы таких значимых для русской литературы произведений, как «Другие берега» В. Набокова, «Листригоны» А. Куприна, «Жизнь Арсеньева» И. Бунина, органично передают восприятие крымских реалий данными авторами.
Литературно-художественная экспозиция — не конкурент мемориальной: она лишь призвана расширять наши интересы и углублять познания. Современная организация культурно-просветительской и исследовательской деятельности, планы комплектования в контакте с профильным музеем, обращение к позитивному опыту музеев подобного типа, поиски новых форм и творческих решений — основные концептуальные принципы создания данного музейного сегмента. Выступая в роли определенного дополнения, временного образования, постоянно развиваясь и модернизируясь, такая экспозиция имеет серьезные перспективы занять достойное место в музейной сети региона.
В качестве примера практического применения указанных принципов предлагаем к рассмотрению концепцию проекта новой экспозиции,
7 Николаенко Н. В. К проблеме ценностных ориентиров на этапе создания художественной концепции современной музейной экспозиции // Материалы научной конференции КФУ «Культура Северного Причерноморья». Симферополь, 2016.
посвященной известным литераторам — путешественникам, посетившим Крымский полуостров в XIX — начале XX вв. Рабочее название: «Писатели-путешественники в Тавриде XIX — н. XX вв.». Особую новизну данному выставочному объекту придает то обстоятельство, что структура экспозиции ориентирована на детскую аудиторию. На наш взгляд, такая организация материала позволит (может, впервые) ознакомить подрастающее поколение с историей и географией края, увидеть его вечную красоту, узнать о писателях и поэтах, бывавших здесь и писавших о Крыме, узнать о литературных направлениях и творческих объединениях данного периода истории культуры. Из личного педагогического опыта хочется заметить, что, к сожалению, даже студенты 2 и 3 курсов, живущие в Крыму, не знают, кому установлен памятник на Ялтинской трассе (Л. Н. Толстому, М. И. Кутузову), где останавливались в Крыму А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов. Данные экспозиции должны помочь преодолеть подобную инфантильность и интерференцию исторических реалий.
Предлагаем не просто хронологический, но также и «географический» принцип. Экспозиция представляет собой ряд комплексов, связанных сквозной линией: портрет писателя — цитата — маршрутный (путевой) лист. Доминантами выступают географические карты и книжные полки. Предложение М. Т. Майстровской показать «фрагментарный «слепок» на основе незначительного экспонатного ряда подлинных предметов и документов, а, главное, современных представлений о том времени, которое воссоздается и проецируется в стенах музея»8, получает практическое воплощение, приобретает рельефность и осязаемость. Именно реконструкции позволят воссоздать порядок вещей9, когда художественный образ формируется с помощью произведений искусства (портреты, рисунки, географические карты), с помощью макетов (исторические памятники, памятники архитектуры, фрагменты жилищ или интерьеров) и т. п. Всё должно быть максимально наглядно и «реали-
8 Майстровская М. Т. Предмет в музейной экспозиции: концепция восприятия // Новации в музейном мире. Музей как национальный протокол. Сб. науч. тр. Новосибирск, 2013. С. 153-162.
9 Майстровская М. Т. Музейная и выставочная экспозиция: проблемы современного уровня качества // Музейные тетради крымской музеологической школы. Коктебель, 2017. С. 66-79.
63
64
стично», но все макеты исполнены в миниатюре, с использованием элементов театрализации (например, через показ народных костюмов), т. е. как игрушки. В качестве примера вспоминается музейная экспозиция «Комната писателя» посвященная Евгению Белоусову, Лауреату Премии Автономной Республики Крым в библиотеке г. Севастополя. Лампа, кресло, плед, ручка, черновик — всё это позволяло маленьким посетителям увидеть «всамделишные» (т. е. настоящие, подлинные) вещи того, чьи книги они видели на полке! Детский музей предполагает концептуальные новации при построении, но данный принцип может быть использован в любой экспозиции.
Отдельным разделом может стать экспозиционный комплекс, посвященный ныне существующим литературным музеям в Крыму. Доминанта подобной экспозиции — карта с указанием местоположения каждого из них. Обязательно должны быть представлены изображение здания и самой экспозиции (основные фрагменты). Необходимо также указать карту путешествий писателя: так, например, М. Горький, И. Бунин, А. Чехов и М. Волошин любили путешествовать по Крыму, посетили различные интересные географические и исторические объекты. Отдельного упоминания заслуживает А. Грин. Литературная экспозиция по его творчеству — это не что иное, как «Гринландия», с его зашифрованными, но так легко узнаваемыми городами и портами. Художественно данный комплекс отличается наличием большего числа фотографий (это объясняется тем фактом, что в чеховском, волошинском домах всегда было много известных гостей из мира культуры и искусства, которые также предпочитали активно знакомиться с культурой и историей полуострова).
Создание художественного образа является, безусловно, природной особенностью экспозиционного проектирования. Отдельные новации при построении литературно-художественной экспозиции, предназначенной детской аудитории, являются ключевыми, а концептуальные особенности избранного сюжета подводят к специфическому методу построения проекта.
Данный формат не позволяет представить полную структуру экспозиции, потому предлагаем, как пример, четыре экспозиционных ком-
плекса (при этом ограничимся перечислением возможных вариантов).
1. Комплекс — «А. С. Пушкин, 1820».
Портрет.
Цитаты: «Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря — и заслушивался целые часы». «Волшебный край! Очей отрада!»
Маршрутный лист: Керчь -Феодосия — Гурзуф — Никита — Ялта — Гаспра — Алуп-ка — Симеиз — Чертова лестница — Байдарская долина — Георгиевский монастырь — Бахчисарай (Фонтан любви. Фонтан живой!) — Симферополь. (15 августа — 15/16 сентября).
Изображения: акварели (Гурзуф), Байдарская долина, Бахчисарай (виды города и ханского дворца, Фонтан слёз).
Макеты: дом Ришелье, Георгиевский монастырь. Фрагмент дороги из Гурзуфа в Партенит и Кучук-Ламбат (построена в 1779 г. солдатами А. В. Суворова).
2. Комплекс — «А. С. Грибоедов. 1825»
Портрет.
Цитата: «Один и счастлив... Прелесть моря и иных долин, Качи, Бельбека, Кашкли — Узеня (н.р.Черная) и проч., ни с чем сравнить не можно.»
Маршрутный лист: Перекоп — Симферополь — Алушта — Партенит — Гурзуф — Ялта — Алупка — Симеиз — Ялта — Байдары — Балаклава — Инкерман — Севастополь — Херсонес — Мангуп/Кале — Бахчисарай — Иосафатова долина — Успенский монастырь — Симферополь — Саблы — Симферополь (8-13 июля).
Изображения: Иосафатова долина, Успенский монастырь, Мангуп/Кале. План г. Севастополя («Город красив»). Схема Херсонеса («Может, великий Князь стоял на том месте, где я теперь.»).
Макеты: первый православный храм в г. Симферополе, «Замок и башни древнего Чембало».
3. Комплекс — «Л. Н. Толстой. 1854-1855. 1885.
1901-1902».
Портрет.
Цитата: «Россия или должна пасть, или совершенно преобразиться» (1854).
Маршрутные листы: 1) Симферополь — Эски/ Орда (п. Лозовое) — Севастополь. 2) Ялта — Симеиз. 3) Севастополь — Ялта — Гаспра.
Изображения: Виды Севастопольской крепости в период боевых действий 1854-55 гг. Карты сражений. Гравюра Севастополя середины XIX в.
Фотографии писателя (совместные с А. П. Чеховым, А. М. Горьким). Рисунки и фото дачи Софьи Паниной (комнаты на первом и втором этажах, где жил Л. Н. Толстой) — ныне санаторий «Ясная поляна».
Макеты: 4-й бастион, фрагмент: городские разрушения. Корабельное орудие образца 1838 г. Парусные корабли (на выбор). Памятники П. Нахимову, В. Корнилову, Владимирский собор.
Муляжи: награды, оружие (личное). 4. Комплекс — «В. Я. Брюсов. 1877. 1896. 1898. 1899. 1924». Портрет.
Цитата: «Буду учиться любить природу и небо, и зеленое море, и берег с неподвижными кипарисами».
Маршрутный лист: 1) Ялта. 2) Севастополь — Ореанда — Ялта. 3) Севастополь — Ялта — Алуп-ка — Феодосия. 4) Ялта и «Путешествие пешком в шесть дней»: Учан-Су — Гурзуф — Алушта — Корбек (п. Изобильное) — Чатыр-Даг — Кось-мо-Дамиановский монастырь — Кизильташ — Гурзуф — Ялта. 5) Алупка — Коктебель («... приехав на несколько дней, он провел (у Волошина) почти весь месяц»). Примечательная деталь — брюсовские литературные турниры.
Изображения: фото В. Брюсова в коктебельском обществе. Почтовые открытки Ялты, Феодосии.
Макеты: Косьмо-Дамиановский монастырь. Коктебель и г. Карадаг (с рисунка — изд. И. Ва-сермана). Памятник Александру III в Феодосии. Воронцовский дворец и фрагмент парка.
Подобным образом можно представить серию перспективных экспозиционных комплексов либо разработать иные конфигурации (в зависимости от принятой архитектурно-художественной концепции)1011.
Предлагаемые варианты комплексов: Н. Гоголь, В. Жуковский, К. Батюшков, К. Станюкович, А. К. Толстой, В. Короленко, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, О. Мандельштам, И. Бунин, М. Горький, В. Ходасевич, М. Булгаков, В. Маяковский, Г. Газданов, В. Набоков.
10 Николаенко Н. В. К проблеме развития музейной сети Крыма: приоритет литературно-художественной экспозиции // Материалы научной конференции КУКИ-иТ. Симферополь, 2017.
11 Николаенко Н. В. Крымский исход: 1919-1922 (перспективы музейного проекта) // Материалы IV Музе-ологического семинара «Время и пространство в музеях-заповедниках». Коктебель, 2018.
Изображения: Копии рисунков с видами крымских городов и селений, почтовые открытки, акварели (плантации виноградников, сады, Никитский ботанический сад).
Макеты и изображения: христианские храмы, мечети, синагоги, кенасы (Чуфут-Кале и Евпатория), дворцы ЮБК, театры Симферополя и Ялты, библиотеки, фонтаны, курорты, гостиницы, вокзалы, верфи, мастерские, кофейни и прочее. Предметы национального быта.
Доминанты экспозиции: 1) географические карты полуострова (фрагменты карты); 2) книжные полки с произведениями данных писателей.
Таким образом, в данной статье поддерживается идея экспозиционного построения как образа (модели), цель которого — воссоздать возможно более целостную среду обитания указанных писателей. Средовой дизайн — средовая сценография: окружающая природа представлена глазами путешественника, а городской провинциальный ландшафт — глазами столичного жителя (писатель замечает прекрасное, запечатлевает его в описаниях и произведениях, но также требовательно ищет комфорт и замечает недостатки и промахи местной администрации). Фрагментарность и избирательность показа преследуют цель — создать образное представление об ушедшем времени, акцентировать внимание на отдельных аспектах. Экспозиция, предназначенная для детской аудитории, предполагает определенную игровую составляющую, необычность перемещений, эмоциональную настроенность. В целом экспозиционные комплексы составят тот необходимый ансамбль, где герои, их произведения и события связаны между собой — как географически, так и творчески, в четких границах эстетических критериев.
Список литературы
1. Каулен М. Е. Музейная экспозиция на современном этапе // Музейные тетради крымской му-зеологической школы. Коктебель, 2017. С. 28-65.
2. Ломан О. В. Государственный мемориальный музей Н. А. Некрасова. Путеводитель.иКЬ:Ы1р:// hong.stankiprof.ru/jurnaly/26554cd4669aaeda2ee7 8f0ed8a802db (дата обращения 24.10.2018).
3. Майстровская М. Т. Предмет в музейной экспозиции: концепция восприятия // Новации в музейном мире. Музей как национальный протокол. Сб. науч. тр. Новосибирск, 2013. С. 153-162.
65
4. Майстровская М. Т. Музейная и выставочная экспозиция: проблемы современного уровня качества // Музейные тетради крымской му-зеологической школы. Коктебель, 2017. С. 66-79.
5. Николаенко Н. В. К проблеме ценностных ориентиров на этапе создания художественной концепции современной музейной экспозиции // Материалы научной конференции КФУ «Культура Северного Причерноморья». Симферополь, 2016.
6. Николаенко Н. В. К проблеме развития музейной сети Крыма: приоритет литературно-художественной экспозиции // Материалы научной конференции КУКИиТ. Симферополь, 2017.
7. Николаенко Н. В. Крымский исход: 19191922 (перспективы музейного проекта) // Материалы IV Музеологического семинара «Время и пространство в музеях-заповедниках». Коктебель, 2018.
8. Овчинникова С. Т., Рысина Ф. Ш., Светлова Г. Г. Музей-квартира Пушкина на Арбате. URL: http://www. push kin museum. ru/?q=content/ekspoziciya-memorialnoy-kvartiry-pushkina-na-arbate (дата обращения 24.10.2018).
9. Пономарева Г. Б. Музей-квартира Ф. М. Достоевского. Путеводитель. URL: https:// goslitmuz.ru / museums / muzey-kvartira-f-m-dostoevskogo/(дата обращения 24.10.2018).
10. Попова Н. И. Музей-квартира А. С. Пушкина. URL: https://spblib.ru / catalog / — /books/10781662-muzey-kvartira-a-s-pushkina-na-moyke (дата обращения 24.10.2018).
11. Сборник методических рекомендаций и иллюстративного материала по организации краеведческих маршрутов: науч.-метод. пос./Сост. И. И. Горлова, О. И. Бычкова, Н. А. Костина. Краснодар: Экоинвест, 2018. 290 с.
66
THE ASPECTS OF THE MUSEUM NETWORK IN THE CRIMEA: THE PRIORITY OF THE LITERARY AND ART EXPOSITION (THE TITLE OF THE PROJECT «THE WRITERS, WHO TRAVELLED
ACROSS TAURIDA IN THE 19TH — THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY»).
Nickolaenko Nickolay Vasilievich,
PhD in History, Associate Professor of the Department of museology and library and information activities Crimean University of Culture, Arts and Tourism,
Kievskaya str., 39, Simferopol, Russia, 295017, e-mail: [email protected]
Reznik Oxana Vladimirovna.
DSc in Philology, Professor, The Head of the Department of foreign languages and cross-language communications. Crimean University of Culture, Arts and Tourism,
Kievskaya str., Simferopol, Russia, 39, 295017, e-mail: [email protected]
Shvetsova Antonina Viktorovna,
DSc in Philosophy, Professor, The Head of the Department of Philosophy, Culturologyand Humanities, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Kievskaya str., 39, 295017 Simferopol, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
The article deals with the project, that carries the knowledge concerning the regional aspect of the area studies in the Crimea. The authors touch upon the development of the museum network of the region on the issue of popularization of the literary heritage. It is emphasized that the process of the creation of the new expositions in museums, is the process that depends upon different factors. Some theoretical and practical aspects of the creation of the literary and art expositions are considered in the article. Keywords
Exposition, artistic image, reconstruction, layout, exhibition complex, model.
67