Научная статья на тему 'Сохранение и популяризация культурного наследия как направление деятельности музеев Крыма'

Сохранение и популяризация культурного наследия как направление деятельности музеев Крыма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2316
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крым / музей / культурное наследие / музеефикация. / Crimea / museum / cultural heritage / museumification.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резник Оксана Владимировна, Стельмах Ирина Федоровна, Швецова Антонина Викторовна

Статья посвящена изучению роли музеев в сохранении и популяризации культурного наследия Крыма. Рассмотрены основные направления музейной деятельности — изучение, сохранение, соответствующее использование, популяризация и т. п. объектов культурного наследия, их особенности на примере памятников культуры Крыма. Особое внимание уделено музеефикации объектов культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Резник Оксана Владимировна, Стельмах Ирина Федоровна, Швецова Антонина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION AND POPULARIZATION OF CULTURAL HERITAGE AS A DIRECTION OF THE ACTIVITIES OF CRIMEAN MUSEUMS

The article is devoted to the study of the role of museums in the preservation and promotion of the cultural heritage of the Crimea. The main directions of museum activity are examined — the study, preservation, appropriate use, popularization, etc. objects of cultural heritage, their feature on the example of cultural monuments of the Crimea. Particular attention is paid to the museumification of cultural heritage objects.

Текст научной работы на тему «Сохранение и популяризация культурного наследия как направление деятельности музеев Крыма»

RAR УДК 008 ББК 71

74

СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ КРЫМА

Резник Оксана Владимировна

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков и межъязыковых коммуникаций.

Крымский университет культуры, искусств и туризма, ул. Киевская, д. 39, г. Симферополь, Россия, 295017, e-mail: oreznik2005@yandex.ru

Стельмах Ирина Федоровна

кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии и библиотечно-информационной деятельности.

Крымский университет культуры, искусств и туризма, ул. Киевская, д. 39, г. Симферополь, Россия, 295017, Заведующая научно-методическим отделом.

Центральный музей Тавриды e-mail: irinastelm@mail.ru

Швецова Антонина Викторовна

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, культурологии и гуманитарных дисциплин.

Крымский университет культуры, искусств и туризма, ул. Киевская, д. 39, г. Симферополь, Россия, 295017,

e-mail:voljaton@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению роли музеев в сохранении и популяризации культурного наследия Крыма. Рассмотрены основные направления музейной деятельности — изучение, сохранение, соответствующее использование, популяризация и т. п. объектов культурного наследия, их особенности на примере памятников культуры Крыма. Особое внимание уделено музеефикации объектов культурного наследия. Ключевые слова

Крым, музей, культурное наследие, музеефикация.

Культурное наследие Крымского полуострова уникально — оно включает памятники, начиная от первобытного общества до XXI в., а многовековая традиционная полиэтничность и по-ликонфессиональность являются основой его многообразия. Это культурное наследие, определяющее колорит Крыма как необыкновенно интересной исторической территории, нуждается в специально организованном сохранении,

реставрации и популяризации, что во многом определяет современную деятельность крымских музеев, имеющих богатый опыт и практические наработки в данном направлении.

Независимо от профильной направленности, форм собственности и статуса, основными видами музейной деятельности являются: — научно-исследовательская, заключающаяся в проведении научных исследований в сфере культуры,

истории, искусства, музейных предметов и коллекций, а также организации соответствующих публикаций, конференций, семинаров и т. п.; — научно-фондовая, состоящая в создании условий для комплектования, изучения, сохранности и безопасности музейных предметов и коллекций; — экспозиционно-выставочная, проводящаяся с целью публичного экспонирования музейных предметов и коллекций; — научно-просветительская и культурно-образовательная, направленная на популяризацию культурно-исторического наследия; — экскурсионно-обслу-живающая, предполагающая предоставление информационных услуг населению; — туристская, состоящая в разработке и внедрении экскурсионных и туристских маршрутов; — иная деятельность, соответствующая целям деятельности музеев в Российской Федерации1.

Эти направления деятельности крымских музеев соответствуют целям деятельности музеев, определенных в Ст. 27 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», которые состоят в осуществлении просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранении музейных предметов и музейных коллекций; выявлении и собирании музейных предметов и музейных коллекций; изучении музейных предметов и музейных коллекций; публикации музейных предметов и музейных коллекций.

Отдельным абзацем выделены цели создания музеев-заповедников, в котором указано, что к уже обозначенным целям добавляются цели обеспечения сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, а также сохранение, изучение и популяризация указанных объектов2.

Таким образом, направления и цели музейной деятельности в Крыму полностью соответствуют федеральному законодательству и пред-

1 Закон Республики Крым от 09 января 2018 года № 453 — ЗРК / 2018 «О музеях и музейном деле в Республике Крым». URL:https://mkult.rk.gov. ru/ru/document/show/277 (дата обращения 24.10.2018).

2 Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О музейном фонде Российской Фе-

дерации и музеях в Российской Федерации». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10496/3abac167aec5ca5ea25092032d81fb9b81fcb 92^(дата обращения 24.10.2018).

усматривают комплексный подход к изучению, сохранению и популяризации культурно-исторического наследия, или, как следует из нормативных документов, культурного наследия, объединяя научно-исследовательскую и практическую работу.

Эта деятельность имеет, безусловно, свои исторически сложившиеся особенности и традиции. Объединяющая государственные и негосударственные музеи Республики Крым и Севастополя, достаточно разнообразная и многочисленная музейная сеть Крыма сохраняет и развивает традиции, направленные на охрану и популяризацию памятников истории и культуры, эффективно функционируя и привлекая многочисленных посетителей. Только в 2018 году, по состоянию на 1 октября, 35 государственных и муниципальных музеев Республики Крым посетили более 3,1 миллиона человек. В этих музеях было организовано более 83 тысяч экскурсий, открыто 410 новых выставок, проведено более 3 тысяч культурно-массовых и культурно-образовательных мероприятий, коллекции музеев насчитывают порядка 1 миллиона предметов3.

Результатом этой работы является решение одной из задач музейной деятельности в Крыму — сохранить и популяризовать многочисленные памятники культурного наследия, оставленные современникам предшествующими поколениями.

Исходя из этого, закономерным является вопрос о содержании понятия «культурное наследие». Согласно федеральному законодательству, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся «объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивили-

3 См. Музеи Крыма бьют рекорды по посещаемости.

иКЬ:Ь11р8://сг1теарге88лп1Ь/ти2е1-кгута-Ь]и1-гекойу-

ро-ро8е8ЬЬаето8Ш(дата обращения 24.10.2018).

75

76

заций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры»4.

К недвижимым объектам культурного наследия относятся объекты, которые не могут быть перенесены на другое место, не утратив при этом археологическую, эстетическую, этнологическую, историческую, архитектурную, научную или художественную ценность. Напротив, движимые объекты — это элементы или группы элементов культурного наследия, которые связаны и составляют единую целостность с недвижимым объектом, но могут быть отделены от него, что, в свою очередь может привести к утрате его археологической, эстетической, этнологической, исторической, архитектурной, научной и художественной ценности. Поэтому основная работа должна проводиться по сохранению недвижимых объектов и тех элементов, которые составляют его ценность.

Одной из лучших форм организации сохранения и популяризации недвижимых объектов культурного наследия Крыма является их музеефикация, и прежде всего создание мемориальных музеев и музеев-заповедников. Сегодня на территории полуострова создано и действует девять государственных заповедников: Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник; Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник; Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник; Историко-культурный мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»; Музей-заповедник «Судакская крепость»; Историко-археологический музей-заповедник «Неаполь Скифский»; Историко-археологический музей-заповедник «Калос Лимен»; Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник; Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический».

Музеефикация в значительной степени способствует актуализации дворцовых комплексов, таких, как Алупкинский и Массандровский дворцы (Алупкинский дворцово-парковый му-

4 Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» URL: http://www.consultant. ru/ йоситеп^сош_йос^АШ_37318/(дата обращения 24.10.2018).

зей-заповедник), Ливадийский дворец-музей и Дворец-замок «Ласточкино гнездо», Ханский дворец (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник), которые стали визитной карточкой полуострова.

Широкую известность получили созданные на базе памятников местного и национального значения мемориальные музеи, значительная часть которых включена в состав вышеуказанных заповедников. Прежде всего, это музеи, хранящие память (и соответствующие артефакты) об известных деятелях культуры: Дом-музей А. П. Чехова в Ялте; дача А. П. Чехова и О. Л. Книппер в Гурзуфе; Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе (Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник); Мемориальный музей И. Гаспринского (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник); Дом-музей М. А. Волошина в Коктебеле; Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии; Дом-музей А. С. Грина и Дом-музей К. Г. Паустовского в Старом Крыму (Историко-культурный мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»); Музей-усадьба писателя С. Н. Сергеева-Ценского; Музей-усадьба А. Н. Бекетова; Музей писателя И. С. Шмелева в Алуште; Дом-музей Н. Бирюкова и Музей Леси Украинки в Ялте; Литературно-мемориальный музей А.С. Грина в Феодосии; Дом-музей Ильи Сельвинского в Симферополе.

В Крыму находятся многочисленные памятники, хранящие информацию о военных подвигах и судьбах наших соотечественников: Мемориал Крымской войны — поле Альминского сражения (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник); Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. (Концлагерь «Красный»); Мемориальный комплекс «Сапун-гора»; Мемориальный комплекс памятников обороны города в 1854-1855 гг., 1941-1944 гг. «Малахов курган»; Дом-музей севастопольского подполья; Мемориальный комплекс памятников обороны города в 1854-1855 годах «Исторический бульвар» (Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя); Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен; Музей истории Эльтигенского десанта (Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник); Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Ха-на Султана в г. Алупка и др.

Особого внимания заслуживают мемориальные музеи, созданные в результате общественной и частной инициативы. Музей Веры Мухиной в Феодосии разместился в доме, связанном с детскими годами выдающегося скульптора. В доме семьи Перовских, построенном в 1872 г., размещены экспозиции Музея истории ЗАО им. С. Перовской в Севастополе. Мемориальный музей выдающегося дирижера Н. Г. Рах-лина в Мисхоре открыт по инициативе его семьи, на даче, где жил Натан Григорьевич. На этой же даче бывали такие известные деятели культуры, как И. Козловский, М. Плисецкая, Д. Шостакович и многие другие, что отмечено в музейной композиции5.

Частный мемориально-художественный дом-музей Е. В. Нагаевской и А. Г. Ромма в Бахчисарае расположен в двух небольших комнатах дома, в котором жила известная художница с 1955 г. по 1990 г. В маленьком доме-мастерской бывали известные художники и поэты, писатели и историки, среди них А. Куприн, М. Шагинян, М. Волошина, А. Вознесенский6.

За счет народных пожертвований выполнены все работы по созданию Музея «35-я береговая батарея» в Севастополе.

С деятельностью музеев-заповедников связана музеефикация значительного количества археологических объектов, таких как: Херсонес Таврический (Государственный историко-архе-ологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»); Судакская крепость (Музей-заповедник «Судакская крепость»); Царский курган и Мелек-Чесменский курган — памятники погребальной архитектуры IV в. до н.э.; Пантика-пей, Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Парфений, Порфмий; склеп Деметры и склеп 1891 года; античная загородная усадьба (Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник); античное городище Калос Лимен (Прекрасная Гавань) IV в. до н.э. — II в. н.э. (Историко-ар-хеологический музей-заповедник «Калос Лимен»); крепость Неаполь Скифский; археологический парк «Ак-Кая» (Историко-археологиче-ский музей-заповедник «Неаполь Скифский»);

5 Тарасенко Д. Н. Южный берег Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2006. С. 277.

6 Музеи Крыма: Справочник-путеводитель/Авт.-сост.

A. В. Зубарев, С. Н. Пушкарев, Е. Б. Вишневская,

B. П. Пересунько. Симферополь: ОАО СГТ, 2009. С. 228.

Историко-археологический комплекс Салачик (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник). Особый интерес представляет комплекс пещерных городов Крыма — Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кер-мен, Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Сюйреньская крепость, Бакла, Кыз-Куле, Кыз-Кермен, а также монастырь Шулдан, Челтер-Мармара, Храм Донаторов и другие объекты в составе Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

Интересно, что исторические объекты, к которым относятся отдельные строения, комплексы строений, места массовых захоронений, места боевых действий, в свою очередь, послужили основой для создания целой сети музеев при предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях, а также частных музеев.

В здании театра, построенном в 1911 г. по проекту акдемика архитектуры А. Н. Бекетова в Симферополе, разместился музей истории Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького. Музей истории Артека в Ялте расположен в здании, построенном в 1903 г. в имении В. И. Березина. Инженер-мостостроитель и железнодорожный подрядчик В. И. Березин, купивший по соседству с Гурзуфом большой участок земли, планировал построить большой, по-европейски комфортный курорт. Исполненное в изысканном мавританском стиле по проекту известного архитектора Н. П. Краснова здание первоначально планировалось как казино курорта «Суук-Су»7.

Музей истории виноградарства и виноделия завода шампанских вин (ЗШП) «Новый свет» был открыт в доме, построенном в п. Новый Свет для семьи князя Л. С. Голицына в конце XIX в. В помещении Музейной галереи Главного подвала, построенного в конце XIX в., расположены выставочные залы Музея виноделия ЗАО «Торговый дом «Массандра».

Этнографический Музей истории и культуры крымских караимов им. С. И. Кушуль размещен в евпаторийском комплексе кенасс — храмовом памятнике архитектуры. Комплекс включает Большую и Малую кенассы, мраморные дво-

7 Музеи Крыма: Справочник-путеводитель/Авт.-сост.

A. В. Зубарев, С. Н. Пушкарев, Е. Б. Вишневская,

B. П. Пересунько. Симферополь: ОАО СГТ, 2009. С. 75.

77

78

рики с аркадами, сад с перголой, датируемые ХУШ-Х1Х вв.8

Музей этнографии при коммунальном предприятии «Евпаторийский крымскотатарский культурно-этнографический центр «Текие-дер-виш» создан на территории историко-архитек-турного памятника ХУ-ХУП вв. Комплекс те-кие — храм суфийской общины. Евпаторийский ансамбль, состоящий из медресе, мечети Джу-ма-Джами ХУ11 в. и текие ХУ в. является историческим шедевром эпохи «возрождения» крымского мусульманского зодчества, сохранившимся в первозданном виде. Комплекс Текие дервишей (ХУ1-Х1Х вв.) включает мечеть Шукурла-Эфен-ди, бывшую кофейню конца ХУ-ХУ1 вв.9

Музей 51-й Армии в с. Клепинино Красногвардейского района расположен в здании, в котором в дни обороны Крыма располагалось приемно-сортировочное отделение и аптека Походно-полевого хирургического госпиталя (ППХГ) № 170. Госпиталь был сформирован из преподавателей и студентов старших курсов Крымского медицинского института приказом начальника медико-санитарной службы 51 Армии полковника медицинской службы М. И. Салькова, бывшего директора института. Истории госпиталя посвящен отдельный экспозиционный раздел10.

Этот, далеко не полный обзор музеефициро-ванных памятников Крыма служит ярким подтверждением значительной роли музеев в сохранении и популяризации культурного наследия, а также активного интереса населения к объектам культурного наследия. Музеями проводится исследовательская работа, направленная на получение новой информации о памятниках; производятся ремонтные и реставрационные работы с целью улучшения их технического состояния; создаются условия для современного использования памятников в экспозиционной и туристской деятельности без изменения их характерных особенностей. Музеефикация

8 Список памятников местного и национального значения, расположенных на территории Автономной Республики Крым/Республиканский комитет по охране культурного наследия АРК, РА «Вторая половина». Симферополь: ООО «Форма», 2004. С. 417.

9 Там же. С. 415.

10 Пономаренко В. Путеводитель по музею 51 Армии/Крымский институт агропромышленного производства Украинской Академии Аграрных Наук. Клепинино, 2009. С. 3.

памятника, т. е. реализация научно-обоснованных практических мероприятий по приведению объекта культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения, является важнейшим завершающим этапом сохранения и популяризации его как объекта культурного наследия. В ряде случаев, как, например, в кенассах и текие дервишей, проводится реабилитация памятника, т. е. воссоздание его культурных и функциональных особенностей. По необходимости, как на городище Кара-Тобе, проводятся мероприятия, направленные на консервацию памятника, с целью защиты его от дальнейших разрушений.

Таким образом, современными крымскими музеями, независимо от форм собственности и профильной направленности, реализуется целый комплекс мер, направленных на изучение, сохранение, содержание, соответствующее использование, консервацию, реставрацию, ремонт, реабилитацию и музеефикацию объектов культурного наследия. Представляется, что данная работа должна всемерно развиваться, для чего следует привлекать всевозможные ресурсы — как государственные, так и частные, активно вовлекать общественность, развивать меценатство и межведомственное сотрудничество.

Список литературы

1. Закон Республики Крым от 09 января 2018 года № 453 — ЗРК/2018 «О музеях и музейном деле в Республике Крым». URL:https://mkult. rk.gov.ru/ru/document/show/277 (дата обращения 24.10.2018).

2. Музеи Крыма бьют рекорды по посещаемости. URL: https://crimeapress.info/muzei-kryma-bjut-rekordy-po-poseshhaemosti/(дата обращения 24.10.2018).

3. Музеи Крыма: Справочник-путеводи-тель/Авт.-сост. А. В. Зубарев, С.Н. Пушкарев, Е. Б. Вишневская, В. П. Пересунько. АО «Симферопольская городская типография» (СГТ), 2009. 256 с.

4. Пономаренко В. Путеводитель по музею 51 Армии/В. Пономаренко. Крымский институт агропромышленного производства Украинской Академии Аграрных Наук. Клепинино, 2009. 12 с.

5. Список памятников местного и национального значения, расположенных на территории Автономной Республики Крым/Республикан-

ский комитет по охране культурного наследия АРК, РА «Вторая половина». Симферополь: ООО «Форма», 2004. 487 с.

6. Тарасенко Д. Н. Южный берег Кры-ма/Д.Н. Тарасенко. Симферополь: Бизнес-Ин-форм, 2006. 332 с.

7. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10496/3abac167aec5ca5ea25092032d81fb9b81f cb92c (дата обращения 24.10.2018). 8. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://www. consultant. ru / document / cons_doc_LAW_37318 / (дата обращения 24.10.2018)

PRESERVATION AND POPULARIZATION OF CULTURAL HERITAGE AS A DIRECTION OF THE ACTIVITIES OF CRIMEAN MUSEUMS

Reznik Oksana Vladimirovna

DSc in Philology, Professor,

The Head of the Department of foreign languages and cross-language communications.

Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Kievskaya str., 39, 295017 Simferopol, Russia, e-mail: oreznik2005@yandex.ru

Stelmah Irina Fedorovna

PhD in History,

Associate Professor of the Department of museology and library and information activities

Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Kievskaya str., 39, 295017 Simferopol, Russia, Head of scientific and methodical Department.

Central Museum of Tavrida e-mail: irinastelm@mail.ru

Shvetsova Antonina Viktorovna,

DSc in Philosophy, Professor, The Head of the Department of Philosophy, Culturologyand Humanities, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Kievskaya str., 39, 295017 Simferopol, Russia, e-mail: voljaton@rambler.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the role of museums in the preservation and promotion of the cultural heritage of the Crimea. The main directions of museum activity are examined — the study, preservation, appropriate use, popularization, etc. objects of cultural heritage, their feature on the example of cultural monuments of the Crimea. Particular attention is paid to the museumification of cultural heritage objects. Keywords

Crimea, museum, cultural heritage, museumification.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.