УДК 37.02; 371
Т. В. Галкина
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМА СТРУКТУРЫ МУЗЕЙНОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ
Статья посвящена анализу структуры современного печатного музейного путеводителя как посредника между музеем и аудиторией в российских музеях. Выявлены особенности структуры традиционного и интерактивного путеводителя, а также главные признаки: текст, иллюстрации, схематические планы залов, справочная информация. Однако интерактивный путеводитель приобрел еще один признак - познавательно-коммуникативный - это вопросы (задания). Перспективным представляется совершенствование интерактивных путеводителей особенно для работы с детской аудиторией.
Ключевые слова: интерактивный путеводитель, структура, познавательный характер путеводителя.
В последнее время вторгшиеся в музейное пространство коммуникационные и интерактивные технологии требуют настоятельного дальнейшего развития традиционных форм и методов работы с музейной аудиторией нового века, растущей в стремительных ритмах информационно-компьютерного потока. В ответ на этот вызов времени в музеях появились путеводители-автогиды, а также обучающие гиды-путеводители как новый метод индивидуального знакомства с экспозицией. Знакомство с экспозицией при помощи такого путеводителя ставит ребенка в позицию исследователя, вносит элементы творчества, вызывает живой интерес к музейным экспонатам. Об их популярности в Дарвиновском музее (Москва) свидетельствует следующий факт: каждый четвертый посетитель музея знакомится с экспозицией при помощи обучающего гида-путеводителя [1, с. 149]. Вместе с тем изменились запросы аудитории к такому традиционному музейному посреднику между экспозицией и аудиторией, как печатный путеводитель.
Что такое традиционный музейный путеводитель? Сообразуясь с мнением авторов «Толкового словаря русского языка», указывающих, что путеводитель - это справочник о каком-нибудь историческом месте, музее, туристском маршруте [2, с. 633], необходимо констатировать наличие зависимости между объектом показа и его расположением в пространстве, т. е. путеводитель ведет по определенному пути. Следовательно, основополагающим принципом построения традиционного музейного путеводителя являлся тематико-про-странственный, выражающийся в сочетании текста, иллюстраций и указания местонахождения данного экспозиционного комплекса в музейных залах. Так, в путеводителе Государственного Дарвиновского музея указано, что с темой «Многообразие жизни на Земле» можно ознакомиться в зале № 3 на первом этаже, а тем, кому интересна тема «Микроэволюция», нужно пройти в зал № 5 на втором этаже. При этом в путеводителе рядом с текстами помещены графические схемы расположения залов музея на каждом этаже [3]. Такая же
структура отражена в путеводителе по Лувру (Париж), где представлены схематические планы антресольного и трех последующих этажей [4, с. 8-9]. Такие путеводители помогут посетителю лучше ориентироваться в пространственном расположении залов музея и нахождении нужных тематических экспозиций.
Неотъемлемым атрибутом современного музейного путеводителя является справочная информация, которая, как правило, состоит из следующих компонентов: адреса музея, описания проезда до музея (каким видом транспорта и до какой остановки необходимо доехать), режима работы и указания средств коммуникации: телефона, электронной почты, названия сайта.
Таким образом, главными признаками структуры музейного путеводителя являются следующие: 1) текст; 2) иллюстрации; 3) схематические планы с указанием на конкретное месторасположение определенного раздела экспозиции в музее; 4) справочная информация. К таким образцовым путеводителям относятся путеводитель Татьяны и Юрия Парахиных «Лев Толстой в Ясной Поляне» [5], путеводитель по Пушкинскому заповеднику [6], путеводитель «И. В. Сталин с семьей на отдыхе в Сочи» [7], путеводитель «Музеи Тулы» [8] и др.
Однако необходимо отметить, что в схематических планах экспозиции нуждается посетитель крупных столичных музеев, экспозиционные помещения которых расположены, как правило, на нескольких этажах. Что же касается большинства российских музеев, то ориентироваться в них незатруднительно для посетителя. Видимо, с этим связано отсутствие в ряде путеводителей схематических планов расположения музейных экспозиций. К ним относятся путеводители Государственного литературного музея в Москве [9], Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге [10], «Преображение палат» Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника [11], Рязанского кремля [12], крейсера «Аврора» [13], Дома-музея Ивана Ивановича Шишкина в Елабуге [14], Музея-
усадьбы Н. А. Дуровой [15], Поганкиных палат [16], Музея-квартиры Ю. П. Спегальского [17], Мемориального музея-квартиры архитектора-рестав-ратора Ю. П. Спегальского [18], Музея-усадьбы «Михайловское», Музея-усадьбы «Тригорское», Музея-усадьбы «Петровское», Святогорского монастыря Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина [19-23], Тульского государственного музея оружия [24] и др. При этом нужно добавить, что большинство упомянутых путеводителей - это прекрасно изданные, богато иллюстрированные и красочные путеводители, привлекающие внимание посетителей своим уникальным дизайном. Однако не все путеводители обладают полным набором издательских реквизитов: зачастую не указан год или место издания путеводителя.
Некоторые функции путеводителя с углубленным в историю создания П. И. Щукиным музея «Российских древностей» текстом имеет небольшая брошюра «Усадьба на Малой Грузинской» [25].
Если в разработке традиционного музейного путеводителя участвуют, как правило, автор текста и фотограф, то в разработке интерактивных путеводителей зачастую принимают участие целые авторские коллективы. Так, путеводитель по экспозиции школьного Музея отваги в г. Тольятти был создан в 2007 г. авторским коллективом в составе А. Г. Родионова, Н. М. Ланковой, Ж. Н. Горяино-вой, Н. В. Шакиной, а также дизайнером Т. Н. Мин-сафиной и школьниками А. Щербиной и О. Веретенниковой [26]. В итоге получился интересный музейный продукт - интерактивный красочный путеводитель, в структуре которого стихи и справочные тексты, боевые задания («Боевое задание юного пограничника»), вопросы, интерактивные опросы, работа с экспонатами (собрать солдатский вещмешок, правильно надеть противогаз и намотать портянки), освоение новых боевых терминов, и, наконец, посетитель может вывести собственную формулу отваги. Такой путеводитель настолько активизирует работу школьника на выставке, что объемный и серьезный материал, заложенный в экспозицию, становится понятным и принятым, а школьник, успешно переходя от одного задания к другому, повышает свою степень отважности в отважном музее.
Интересный интерактивный путеводитель для родителей и детей придумал Государственный музей-заповедник «Царицыно» в Москве [27]. Иллюстрированный красочный путеводитель состоит из карты-схемы дворцовой зоны музея-заповедника с обозначением 10 точек маршрута; обращения к уважаемым родителям, бабушкам и дедушкам; текста исторического содержания, заданий для де-
тей (рассмотреть, найти, нарисовать) и отдельно для родителей, вопросов, в заключении даны вопросы для закрепления узнанного материала, варианты игр и словарь терминов (19 новых слов). С таким путеводителем любой семье приятно прогуляться по дворцовому ансамблю, получая при этом много новой познавательной информации.
Не менее увлекательно задуман путеводитель по Российскому этнографическому музею с чернобелой графикой Яны Михалко [28]. Путеводитель начинается обращением «Открой для себя Россию!» и предлагает путешествие по разным российским землям. В предложенном маршруте семь остановок, на каждой из которых посетителя ждут задания: отгадать загадки и кроссворды, нарисовать и сравнить рисунки и др. В путеводителе присутствуют схемы первого и второго этажей. Такой путеводитель понравится любому любознательному школьнику.
Новые атрибуты ввел в свой путеводитель «Новые загадки Кусковского сфинкса, или “...Я сам обманываться рад”» Государственный музей керамики и усадьба «Кусково XVIII в.» [29]. Наряду с традиционными атрибутами путеводителя (обращением, текстом, рисунками, заданиями по рисованию) здесь присутствуют, например, условные обозначения для различных действий («рассмотрим внимательнее», «задание», «запиши, зарисуй», «спроси у взрослого», «ссылка на другой музей»). Путеводитель привлекателен для детей рисунками и, в частности, премилым Кусковским сфинксом. В путеводителе приводится много новых слов, что, несомненно, обогащает личный багаж посетителя старинной усадьбы графа П. Шереметева.
В Государственном Биологическом музее им. К. А. Тимирязева в Москве создан целый комплект интерактивных путеводителей по залам музея. Эта серия изданий «Путешествие по залам музея» включает «Зоологический лабиринт», «Животные-строители» и др., а также в музее придуман игровой путеводитель по миру пернатых «Птичья мозаика». А в 2009 г. Л. А. Васильева выпустила в свет рабочую тетрадь «Мы и сами с усами! или Как самостоятельно исследовать наш музей» (авторы заданий В. И. Стрелков и О. Г. Стрелкова) [30-34]. Во всех этих изданиях множество интригующих тем: «Зимние постояльцы», «Гнездо под водой», «Дружба животных», «Доска почета животных-строителей», «Учимся читать следы», «Близкие и дальние родственники», «Почему белый медведь не ест пингвинов?». Такие путеводители - находка для посетителя, стремящегося узнать больше о животном мире нашей планеты.
Функции путеводителя, а также функции учебного пособия выполняет издание Государственного Дарвиновского музея «Многообразие жизни на
Земле» для учащихся 9-11-х классов [35]. Работа школьника с этим изданием является серьезной проверкой полноты его знаний, умения логически мыслить и анализировать.
Анализ существующей обширной коллекции музейных путеводителей позволил сотрудникам детского музея «Волшебная страна» им. А. М. Волкова при Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) и студентам-историкам вуза реализовать музейный проект-марафон «То -тошка и его друзья» посредством создания экспозиции и интерактивного путеводителя в апреле -мае 2010 г. [36]. Концепция проекта-марафона предполагала раскрытие темы «Роль собаки в истории и современности» в нескольких музеях Томска: детском музее «Волшебная страна» им. А. М. Волкова при ТГПУ, отделе природы Томского областного краеведческого музея, Музее истории Томска, а также в планетарии. Кроме этого, к работе по построению экспозиции были привлечены центр кинологической службы УВД по Томской области, клуб служебного собаководства и ветеринарная клиника.
Созданный путеводитель включал маршрут передвижения экскурсантов от музея к музею (с адресами музеев и описанием транспортных средств), а также интерактивные вопросы и задания по каждому экспозиционному комплексу. В проекте-марафоне участвовали более 200 школьников 1-5-х классов, которые с увлечением заполняли путеводитель по разным темам в детском музее: «Подвиги собак», «Породы собак», «Вклад собак в науку», «Чемпион России по кинологическим видам спорта Татьяна Перевертайло и немецкая овчарка Ричард», «Кинологическая служба», «Дрессировка собак», «Собаки - помощники людей», «Как лечить собачку?», «Мода для собачек». Марафон продолжался в отделе природы Томского областного краеведческого музея, где дети знакомились с «прадедушкой» собаки -волком, в музее истории Томска искали «собачью»
загадку в экспозиции, а затем в планетарии смотрели фильмы «Собачий космос» и находили созвездие Гончих Псов. После прохождения всех пунктов маршрута дети приносили полностью заполненные путеводители в детский музей, где производился подсчет набранных баллов и вручались призы. Проект вызвал большой интерес младших школьников, так как предусматривал всевозможные тактильные задания (например, определение породы собак с помощью мягких игрушек, перебинтовывание «больной» лапки, примерка модной одежды (свадебного платья или комбинезона) на игрушечную собачку). Путеводитель помог детям получить и закрепить в памяти добытые сведения, причем эта «добыча» производилась самостоятельно, потому что выставка не предусматривала проведение экскурсий.
Студенты-историки, осуществлявшие детский музейный проект-марафон, получили не только теоретические музееведческие знания, но и самостоятельно произвели монтаж выставки, а также получили навыки работы с музейной детской аудиторией.
Таким образом, на основе анализа печатных путеводителей из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Тулы, Сочи, Владимира, Рязани, Елабуги, Тольятти, Пушкиногорья, Томска можно сделать следующие выводы: 1) налицо существование в настоящее время двух типов печатных музейных путеводителей - традиционных и новых интерактивных; 2) главными признаками структуры традиционного путеводителя являются следующие: текст, иллюстрации, схематические планы залов, справочная информация; 3) главными признаками структуры интерактивного путеводителя наряду с вышеперечисленными являются вопросы, а также задания (как теоретические, так и практические) и даже задания на дом; 4) для детской аудитории предпочтительно использовать интерактивные путеводители, активизирующие познавательные и коммуникативные способности.
Список литературы
1. Дубровская Е. П. Музей и семья - как организовать диалог // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
3. Путеводитель «Государственный Дарвиновский музей». М.
4. Бейль Ф. Louvre. Путеводитель по музею. ARTLYS, 2001. 104 с.
5. Парахина Т., Парахин Ю. Лев Толстой в Ясной Поляне: путеводитель. Тула, 2001. 24 с.
6. Путеводитель по Пушкинскому заповеднику.
7. И. В. Сталин с семьей на отдыхе в Сочи. Санаторий «Зеленая Роща». 2005. 33 с.
8. Путеводитель «Музеи Тулы». Тула.
9. Демкина Ю. Ю., Князева С. П. Государственный литературный музей: путеводитель. М., 2002. 31 с.
10. Губер К. Центральный военно-морской музей. Путеводитель. СПб., 2003. 26 с.
11. Тимофеева Т. П. Преображение Палат. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Владимир, 1998. 14 с.
12. Кусова И. Рязанский кремль: путеводитель. Рязань, 2001. 10 с.
13. Петрова Л. Крейсер «Аврора»: путеводитель. СПб., 2003. 22 с.
14. Курылева Н. И. Дом-музей Ивана Ивановича Шишкина в Елабуге: путеводитель по музею. Елабуга, 2009. 18 с.
15. Крапоткина Н. А. Музей-усадьба Н. А. Дуровой: путеводитель по музею. Елабуга, 2009. 18 с.
16. Лабутин В. И. Поганкины палаты. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Псков, 1991. 9 с.
17. Аршакуни О. К. Музей-квартира Ю. П. Спегальского. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Псков, 1987. 16 с.
18. Аракчеева Ж. М. Мемориальный музей-квартира архитектора-реставратора Ю. П. Спегальского. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Псков, 1999. 14 с.
19. Герасимова В. В. Музей-усадьба «Михайловское»: путеводитель. СПб., 2003. 25 с.
20. Бурченкова Р. В. Музей-усадьба «Тригорское»: путеводитель. СПб., 2003. 25 с.
21. Алексеев Н. А. Музей-усадьба «Петровское»: путеводитель. СПб., 2004. 25 с.
22. Васильев А. М. Святогорский монастырь: путеводитель. СПб., 2003. 25 с.
23. Тульский государственный музей оружия. Тула. (б/д).
24. Пантюлина С. А. Усадьба на Малой Грузинской. Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. М. (б/д).
25. Родионов А. Г., Ланкова Н. М., Горяинова Ж. Н., Шакина Н. В. Музей Отваги - отважный музей: путеводитель по экспозиции школьного музея Отваги для детей от 12 лет и старше. Тольятти, 2007. 15 с.
26. Куркина Л. Н. Дворцовый ансамбль «Царицыно»: путеводитель для родителей и детей. М., 2008. 24 с.
27. Прокофьева С. Российский этнографический музей: буклет. СПб., 2005.
28. Улитова И. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Новые загадки Кусковского сфинкса, или «...Я сам обманываться рад». М. (б/д).
29. Стрелкова О. Г., Стрелков В. И. Путешествие по залам музея. Зоологический лабиринт. М. Вып. 1. 18 с.
30. Биологические прогулки, М., 2001. Вып. 2.
31. Стрелков В. И., Хрибар С. Ф. Путешествие по залам музея. Животные-строители. М., 2008. Вып. 3. 33 с.
32. Стрелков. В., Стрелкова О. Птичья мозаика. Игровой путеводитель по миру пернатых. М., 2001. 48 с.
33. Васильева Л. А., Стрелков В. И., Стрелкова О. Г. Мы и сами с усами, или Как самостоятельно исследовать наш музей. М., 2009. 32 с.
34. Беляков К. Многообразие жизни на Земле. Государственный Дарвиновский музей. М. (б/д).
35. Галкина Т. В., Гордиенко Л., Тарасов О. и др. Путеводитель музейного семейного проекта-марафона «Тотошка и его друзья». Томск: ТГПУ, 2010. 20 с.
Галкина Т. В., кандидат исторических наук, доцент, декан.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.
E-mail: [email protected]. ru
Материал поступил в редакцию 16.06.2010.
T. V Galkina
MUSEUM PEDAGOGY: THE PROBLEM OF THE STRUCTURE OF THE MUSEUM GUIDE-BOOK
The article is devoted to the analysis of structure of a modern printed museum guide-book as a mediator between the museum and audience of Russian museums. It reveals the peculiarities of structure of a traditional and interactive museum guide-book and also main characteristics such as text, illustration, schematic plans of halls, supplemental information. However an interactive museum guide-book has acquired one more characteristic - cognitive-communicative that is questions (or tasks). Perfection of interactive museum guide-books especially in work with children’s audience presents itself perspective.
Key words: interactive museum guide-book, structure, cognitive character of museum guide.
Tomsk State Pedagogical University.
Kiyevskaya Street, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.
E-mail: [email protected]. ru