Научная статья на тему 'МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ'

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образование / музей / педагогика / музейная педагогика / воспитательная работа / education / museum / pedagogy / museum pedagogy / educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенатова Н.И.

Статья посвящена актуальной проблеме в образовании музейной педагогике, которая является перспективным направлением в развитии личности учащихся. Рассматривается новизна использования музеев в качестве учебных площадок с интерактивными методами обучения. В работе подчеркивается важность перехода от пассивного восприятия информации к активному вовлечению посетителей через интерактивные программы и выставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенатова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY AS NEW DIRECTION OF EDUCATIONAL WORK WITH SCHOOLCHILDREN

Article is devoted to an urgent problem in education museum pedagogy, which is a promising direction in the development of students' personality. The novelty of using museums as educational platforms with interactive teaching methods is considered. The paper emphasizes the importance of moving from passive perception of information to active involvement of visitors through interactive programs and exhibitions.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ»

УДК 374.3

Сенатова Н.И.

Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь, Россия)

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме в образовании - музейной педагогике, которая является перспективным направлением в развитии личности учащихся. Рассматривается новизна использования музеев в качестве учебных площадок с интерактивными методами обучения. В работе подчеркивается важность перехода от пассивного восприятия информации к активному вовлечению посетителей через интерактивные программы и выставки.

Ключевые слова: образование, музей, педагогика, музейная педагогика, воспитательная работа.

В современном образовании все большее внимание уделяется проведению воспитательной работы, направленной на развитие личности учащегося. И одним из современных и перспективных направлений является музейная педагогика. В 1980-х гг. XX в.а один из ведущих музееведов России А. М. Разгон отметил, что «создание такой научной дисциплины, находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». [2, с.42]

Актуальность темы музейной педагогики в воспитательной работе со школьниками заключается в том, что она позволяет использовать музейные коллекции и экспозиции для учебных целей.

Новизна применения музейной педагогики заключается в переходе от пассивного восприятия к активному вовлечению посетителей. Вместо

традиционного подхода, когда информация была пассивно представлена в виде табличек и отчетов, сегодня в музее стремятся создать интерактивные выставки и программы, которые позволяют посетителям самостоятельно исследовать тему.

Музейная педагогика как область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что накопило человечество.[1,с.13]

Одной из основных проблем, которые музейная педагогика помогает решить, является отсутствие интереса к культуре и истории у молодого поколения, постоянно разрабатывает новые методики и программы, чтобы привлечь молодежь и заинтересовать их историей, искусством и культурой.

Активно внедряется использование новых технологий и мультимедийных инсталляций в музейном пространстве. Эти средства обеспечивают визуальную и интерактивную составляющую, делая обучение в музее более увлекательным и запоминающимся. Школьники могут использовать технические средства для самостоятельного исследования темы и поиска дополнительной информации.

Например, онлайн-школа "Фоксфорд" показывает, как посещать лучшие музеи мира бесплатно, без других посетителей и не выходя из дома. [4] С помощью сервиса Arts & Culture от Google можно посетить в формате видеоэкскурсий сотни музеев, дворцов, художественных галерей, национальных парков и других удивительных мест по всему миру.

Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему. [3]

Таким образом, музейная педагогика как новое направление воспитательной работы со школьниками имеет большой потенциал для развития личности молодого поколения. Применение различных методик музейной педагогики в российских школах позволяет расширить кругозор учащихся, развить их творческий потенциал и обогатить знания об окружающем мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики. Сборник методических материалов по развитию музейной работы в образовательных организациях субъектов Российской Федерации / Сост. В.А. Березина, А.Н. Бубнова. Под общ. ред. В.А. Березиной. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. — 253 с;

2. Разгон А. М. Музейный предмет как исторический источник / А.М.Разгон // Проблемы источниковеденения истории CCCР и специальных исторических дисциплин.-М., 1984. - С. 177-185;

3. Таушканова, А.О. Роль музея в образовательном процессе школы / А.О.Таушканова, Е.А. Шанц. - Текст: непосредственный //Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции (г.Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - с.98-100;

4. Самые интересные онлайн-музеи для школьников [Электронный ресурс]. https://media.foxford.ru/articles/samye-interesnye-onlayn-muzei-dlya-shkolnikov#callback

Senatova N.I.

North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia)

MUSEUM PEDAGOGY AS NEW DIRECTION OF EDUCATIONAL WORK WITH SCHOOLCHILDREN

Abstract: article is devoted to an urgent problem in education - museum pedagogy, which is a promising direction in the development of students' personality. The novelty of using museums as educational platforms with interactive teaching methods is considered. The paper emphasizes the importance of moving from passive perception of information to active involvement of visitors through interactive programs and exhibitions.

Keywords: education, museum, pedagogy, museum pedagogy, educational work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.