Научная статья на тему 'Музей церковных древностей при Орловском церковном историкоархеологическом обществе (по докладу П. С. Ткачевского от 27 августа 1910 г. )'

Музей церковных древностей при Орловском церковном историкоархеологическом обществе (по докладу П. С. Ткачевского от 27 августа 1910 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПИСЬ / П.С. ТКАЧЕВСКИЙ / ОРЁЛ / ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ / КРЕСТЫ / ИКОНЫ / РУКОПИСИ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ / ДЕРЕВЯННАЯ РЕЗЬБА / ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ / P.S. TKACHEVSKY / A MANUSCRIPT / OREL / A CHURCH MUSEUM / CROSSES / ICONS / MANUSCRIPTS / THE ARCHEOLOGICAL FINDINGS / CARVING / CHURCH PLATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Г. П.

В статье идет речь о содержании случайно сохранившейся рукописи доклада орловского краеведа, археолога и музееведа П.С. Ткачевского о музее церковных древностей. Цель статьи исследование этого важного источника по истории данного музейного учреждения церковно-археологического профиля. Дается характеристика коллекций музея, содержится информация о его организаторах, сотрудниках и лицах, пополнявших его коллекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSEUM OF THE CHURCH ANTIQUITIES AT THE OREL CHURCH HISTORICAL-ARCHEOLOGICAL SOCIETY (according to the report of P.S. Tkachevsky, the 27th of August, 1910)

The article says about the contents of the casually preserved manuscript of the report of the Orel museum-manager, regional ethnographer, archeologist P.S. Tkachevsky, about the museum of the church antiquities. The purpose of this article is the investigation of this important source on the history of this museum institution of the church-archeological profile. The description of the collections of the museum is given here, there is some information about its organizers, assistant-workers and the persons who enciphered its collections.

Текст научной работы на тему «Музей церковных древностей при Орловском церковном историкоархеологическом обществе (по докладу П. С. Ткачевского от 27 августа 1910 г. )»

Г.П. ПОЛЯКОВ, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории древности и средневековья Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского

Тел.: 69-02-10, 64-34-62; sweet.er@mail.ru

МУЗЕЙ ЦЕРКОВНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ ПРИ ОРЛОВСКОМ ЦЕРКОВНОМ ИСТОРИКОАРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ (по докладу П.С. Ткачевского от 27 августа 1910 г.)

В статье идет речь о содержании случайно сохранившейся рукописи доклада орловского краеведа, археолога и музееведа П. С. Ткачевского о музее церковных древностей. Цель статьи - исследование этого важного источника по истории данного музейного учреждения церковно-археологического профиля. Дается характеристика коллекций музея, содержится информация о его организаторах, сотрудниках и лицах, пополнявших его коллекции.

Ключевые слова: рукопись, П.С. Ткачевский, Орёл, церковный музей, кресты, иконы, рукописи, археологические находки, деревянная резьба, церковная утварь.

В начале XXI века, разбирая бумаги своих родителей - известных российских археологов Ростислава Леонидовича и Ирины Гавриловны Розенфельдт, их дочь Ольга Ростиславовна Лебедева обнаружила рукопись, на титульном листе которой были рисунок здания и подпись: «Орловский музей церковных древностей при Орловском церковном историко-археологическом обществе». На тридцати страницах рукописи излагалась история создания данного музея и приводилась подробная опись хранящихся в нем предметов. Автором рукописи, составленной 1 сентября 1910 г., был П.С. Ткачевский, отметивший в конце рукописи: «... настоящую свою работу я имел честь докладывать на собрании Орловского церковного историко-археологического общества ... в 1910 г. 27 августа».

Эта рукопись О.Р. Лебедевой была передана научному сотруднику Института археологии РАН, к.и.н. Г.К. Патрик - автору-составителю археологической карты Орловской области [1], которая и ввела ее частично в научный оборот [2]. Копия данной рукописи благодаря любезному разрешению Г.К. Патрик ее супругом, М.Г. Гусако -вым (которому выражаю свою искреннюю признательность), была передана нам для последующего изучения.

Целью данной статьи является дальнейшее исследование этого важного источника по истории Орловского музея церковных древностей - одного из интереснейших провинциальных музейных учреждений России начала XX в.

Автором текста доклада являлся Петр Сергеевич Ткачевский (1880-1966), в то время учитель рисования в частной женской гимназии М. А. Аблецовой и А. А. Байковской в г. Орле [3] и слушатель Московского археологического института [4]. Со временем он стал известным орловским археологом, музейным работником и краеведом. В 1919-1927 гг. он заведовал Орловским губернским худо -жественно-историческим музеем (с 1925 г. - Орловский объединенный государственный литературный музей. - Г.П.) [5].

Петр Сергеевич являлся активным членом Орловской ученой архивной комиссии,

__________ Общества любителей изящных искусств, Орловского церковного историко-археоло-

© Г.П. Поляков

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

гического общества [3, с. 377]. Он был создателем и руководителем (1925-1927) Орловского общества краеведения [5, с. 241].

В декабре 1927 г. Ткачевский был арестован по сфабрикованному делу, возникшему в результате ревизии его музея, и 27 февраля уволен со службы. 22 августа 1928 г. его дело было прекращено, как безосновательное. После этого он покинул Орел, работал научным сотрудником по подготовке кадров ВСНХ, а 27 марта 1931 г. был вновь арестован в Москве по делу т.н. воронежского «Центра контрреволюционной монархической организации «Краеведы» в Центрально-Черноземной области». По постановлению коллегии ОГПУ от 5 июля 1931 г. он был сослан на три года в Северный край (Архангельск. - ГП.)[3, с. 379].

В 1934 г. П.С. Ткачевский перебрался в Курск, где работал в городском школьном педагогическом кабинете художником «по выпуску учебных пособий и оформлению выставок для городских школ». В период немецкой оккупации г. Курска он был сотрудником краеведческого музея [6].

Известный отечественный археолог и историк А.А. Формозов вспоминал: «Ткачевского я застал в 1948 г. в Курске. Он краеведением специально не занимался, но собирал древности и интересовался ими» [7, с. 195]. Скончался Петр Сергеевич в 1966 г. в Курске и был похоронен на Всех-святском кладбище [8, с. 66]. Реабилитирован посмертно в 1978 г. [3, с. 379].

В своем докладе от 27 августа 1910 г. П.С. Ткачевский приводит краткую справку по истории создания Орловского музея церковных древностей (далее - ОМЦД). Предшественником этого музея стало хранилище церковных древностей (старинных церковных книг, икон и предметов церковной утвари), организованное в 1893 г. ректором Орловской духовной семинарии протоиереем Владимиром Антоновичем Сахаровым [9, с. 45] «при фундаментальной библиотеке». Кроме того, в кон -це XIX в. в Орле «многими частными лицами собирались коллекции икон, крестов, монет, русских выставок и прочее, а антиквариями скупались и перепродавались различные предметы старины в другие города».

28 сентября 1 900 г. по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора (Каменского) был учрежден Орловский церковно-археологический комитет (далее - ОЦАК), главной задачей ко -торого стало «описание церквей, приходов и мона-

стырей епархии, приведение в известность рукописного, архивного материала, хранящегося в кон -систории, архива Брянского Свенского монастыря, рукописей, имеющихся в частных руках города Орла, равно и вещественного материала, имеющего историческое значение».

Особое внимание ОЦАК было обращено на то, чтобы «весь материал, и письменный, и вещественный, был сосредоточен, по возможности, в одном месте, с каковою целью и был основан, вместе с учрежденным комитетом, археологический музей».

Открывшемуся музею в первые годы его существования было подарено много интересных и ценных экспонатов; «первым и самым ценным вкладчиком был сам основатель музея преосвященный Никанор, за ним следовали: семинария со своим хранилищем (древлехранилище. - ГП.), ризница Архиерейского дома, церкви, монастыри, частные лица и целые общества». Заведующим музеем был назначен эконом Архиерейского дома священник М.С. Никольский, а после его смерти священник Гавриил Бунин. Помещение для музея было отведено в бывшей церкви Петра и Павла на Архиерейском дворе.

Его развитие было замедленно переводом в 1902 г. епископа Никанора в другую епархию. Его преемник епископ Ириней «временно ослабил энергию членов ОЦАК по собиранию памятников старины, сосредоточив внимание на описании церквей и монастырей Орловской епархии. При вступлении на кафедру преосвященного Кириона в 1904 г., знатока истории и церковной археологии, археологический комитет снова с еще большей энергией принялся за свое дело. В частых заседаниях своих, которые устраивались каждую неделю, настоятельно распространялись сведения и сочувствие к устроению музея, и он стал заметно расширяться. В это время заведующим музеем избирается Н.Е. Евсеев, энергичный, неутомительный труженик. Привлекаются новые члены, и открывается новый приток пожертвований: от епископа Кирио-на, местного духовенства, от монастырей Свен-ского Брянского, Орловского Введенского, Севского женского монастыря, Орловского Архиерейского дома. Книжные пожертвования поступили от Императорского Московского Археологического общества, Тульской архивной Палаты древностей, Орловской губернской ученой архивной комиссии; покупкою приобретены несколько предметов церковной утвари» [10, л. 1].

27 августа 1905 г. Орловский церковно-археологический комитет преобразовывается в Церковное историко-археологическое общество.

За первое десятилетие своего существования Орловский музей церковных древностей при содействии частных лиц и учреждений, без особых материальных затрат «значительно развился и теперь представляет из себя довольно крупную величину по сравнению с другими подобными провинциальными музеями. Правда, некоторые отделы его недостаточно подобраны, но зато среди них имеются такие предметы, которые можно редко встретить даже в столичных музеях. Из собранных предметов в музее только немногие имеют общенаучный и археологический интерес, но зато все они в достаточной степени обслуживают интересы местного края. Общее число всех предметов насчитывает до 1500, при этом нельзя не заметить, что все собранные предметы носят отпечаток разрозненности; это не удивительно, если вспомнить, что пожертвования поступали от разных обществ и лиц, которые собирали свои коллекции без определенной программы (из числа таких собраний можно исключить только собрание крестов, энколпио-нов и икон Л .Н. Пущина, недавно внесенное на хранение в Орловский музей церковных древностей). Да и сам г. Орел, если не считать его некоторые уезды, слишком молодой город, чтобы искать в нем обилие исторических памятников; весь Орловский край в XVI-XVII вв. был новым колонизационным краем Московского государства».

Летом 1909 г. хранителем музея И.С. Комягин-ским при участии слушателя Московского Археологического института П.С. Ткачевского «была произведена перестановка и группировка предметов, были намечены следующие отделы:

1) отдел литейных произведений и икон;

2) отдел рукописный, старопечатных книг и архивного материала;

3) отдел церковной утвари, шитья и предметов бытового характера;

4) отдел археологический (христианская и бытовая археология) [10, л. 2].

Отдел № 1 состоял из музейных предметов, изготовленных путем «отливки из металлов - серебра, меди, бронзы и т.д.». Сначала собрание крестов, складней, иконок было небольшим и состояло из «случайных пожертвований частных лиц», а затем пополнилось богатой коллекцией, собранной Л.И. Пущиным. Лаврентий Иванович

Пущин, любитель и знаток старины, внес на хранение в музей собрание «крестов, складней и т.п., заключающее в себе свыше 800 предметов, приобретенных им у разных коллекционеров и антиквариев. сравнивая с предметами этого рода, хранящимися в больших столичных музеях и в больших собраниях частных лиц, приходится радоваться за ту многочисленность и разнообразие форм, типов, которые принимали крест, энколпион, панагия и складень за время своего существования от первых времен христианства до новейшего времени».

Небольшое собрание икон музея, «писанных на полотне и дереве, не настолько богато, как предыдущий отдел, но все-таки из всего собрания найдется немало икон, заслуживающих интереса в смысле художественного исполнения, стиля и компоновки; среди них есть немного образцов, исполненных мас-терами-иконописцами пошибов старинных школ: московской, новгородской, строганов-ской и др., что дает наглядное представление о художественной иконописи прошлых столетий. Есть работы, исполненные местными мастерами-иконописцами для нужд церкви и дома, и образцы резьбы по дереву - иконы, архитектурные части и т.п.» [10, л. 3].

Отдел № 2 состоял из трех частей: а) библиотеки Брянского Свенского монастыря (за термином «библиотека» здесь скрывается и архив монастыря. - ГП.), б) древнехранилища местной (т.е. Орловской, а ранее - Свенской. - ГП.) духовной семинарии и в) письменных памятников, поступивших от частных лиц и учреждений».

«Рукописи Свенского монастыря можно разделить на два отдела: на древнейший XV-XVII вв. и новейший XVIII-XIX вв.». К первому относится небольшое число богослужебных, церковно-назидательных и вкладных книг XV-XVII вв., ко второму - рукописи XVIII-XIX вв., содержащие «главным образом аскетическое учение, возродившееся у нас в монастырях при Паисии Величковском, вышедшем из Молдавии ( +1794 г.) ... и переводы книг аскетического учения, влияние которого выразилось в XIX столетии в возвышенных идеалах на подвижничество и старчество».

Вторая часть отдела № 2 возникла «по мысли ректора Орловской духовной семинарии В. А. Сахарова. При библиотеке ... устроено было древ-нехранилище для собирания исторических памятников - письменных и вещественных. Обильный материал по делу раскольников 60-70-х гг., отобранный следствием судебных приставов, лите-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ратурные и академические работы питомцев бывшей Севской семинарии (1778-1829 гг.), присланные из консисторского архива, положили основание семинарскому древнехранилищу. Затем путем частных пожертвований и приобретений покупками оно стало быстро расширяться.

В 1900 г. по инициативе преосвящ. Никанора наиболее ценные памятники письменности из семинарии были перенесены на хранение в музей церковных древностей при Орловском историкоархеологическом обществе [10, л. 5].

Третья часть отдела представлена письменными памятниками, «пожертвованными частными лицами. Они носят случайный характер и могут иметь значение лишь в связи с другими имеющимися в музее памятниками письменности».

Затем П.С. Ткачевский выражает свое глубо -кое уважение бывшему хранителю музея Ивану Евсеевичу Евсееву, который так умело и так подробно в своем «Описании рукописей Орловского древнехранилища» [11 ] описал главнейшие письменные документы, имеющиеся в Орловском музее и у частных лица г. Орла и некоторых его уездов» [10, л. 5].

Отдел № 3 был сформирован после открытия музея. Предметы старины, находящиеся по ризницам церквей и монастырей . из благородных и других металлов, а также шитье золотом и серебром, были препровожены на хранение в Орловский музей церковных древностей, где они могли бы не только храниться в надежном помещении, но, главное, служить материалом при изучении местной орловской старины и различных вопросов религии.

Главное место среди хранящихся предметов в этом отделе занимает коллекция из Брянского Свенского монастыря, как имеющая большое значение . и не имеющая за собою достаточного ухода и вполне безопасного места для хранения. Большую ценность для музея эти предметы имеют потому, что большинство из них отмечены годом происхождения (датированы) и на многих обозначены имена жертвователей, кроме того, они представляют лучшие образцы работ по металлу XVII-XVIII вв. ... Просматривая вкладную книгу Свенского монастыря за 1699 г., можно подивиться тому богатству, которое сыпалось на долю монастыря со стороны его жертвователей . в изобилии поступали церковная утварь и облачения, как в готовом виде, так и материалами для

них: парча, бархат, жемчуг, дорогие камни и т.п.

Наиболее ценные из сохранившихся работ шитья золотом и серебром середины XVII - начала XVIII в. имеются в собрании музея.

Отдел бытовых предметов - шитья золотом, серебром, нитками и бисером - полностью состоит из коллекции Л.Н. Пущина, внесенной им вместе с крестами на хранение в музей и состоящей главным образом из кокошников, сарафанов и других предметов женского убранства, имевшихся в употреблении в XVIII-XIX вв. [10, л. 6].

Отдел № 4 - Археологический («доисторической и бытовой археологии»), «самый молодой и немногочисленный: несколько таблиц с каменными орудиями представляют доисторическую эпоху, немного предметов из Херсонских раскопок характеризуют древнехристианский период, раскопки 1901 г. в с. Вщиж, в 1902 г. при д. Пеклиной, в 1909 г. на Игрище в с. Ледебке и под Нарышкиным».

В то время понятие «археология» использовалось в более широком значении этого термина, чем в наши дни, т.е. как «древлеведение». Это была наука об исторических памятниках - всех без исключения, т.е. не только о вещественных остатках далекого прошлого, в большинстве своем скрытых под землей, но и о памятниках старинной письменности, первопечатной книжности, фольклоре, исторической географии, нумизматике , обычном праве, архитектуре, иконописи и других образцах изобразительного искусства минувших столетий.

В археологическом отделе музея церковных древностей было представлено и описано 420 предметов. Это были и древние вещи, добытые в ходе археологических раскопок и разведок, размещенные на «13 щитах», и вещи XVIII-XIX вв. Среди последних резные деревянные фигуры, изображающие Христа, св. Николая Мирликийского, св. Параскеву Пятницу, Царские врата, «архиерейское седалище из Севского архиерейского дома», резные кресты и иконы. Третья коллекция отдела состояла из металлических предметов: медных складней, дарохранительниц, подсвечников, лжиц, звездиц, брачных венцов и т.п. Четвертая - из более чем 70 икон. Пятая - из образцов художе -ственных шитых тканей - плащаниц, фелоней, епитрахилей, воздухов, клобуков, «шитых образов и риз» [10, с. 6-30].

Настоящим украшением коллекции отдела

были два напрестольных Евангелия с серебряными чеканными окладами с рельефными изображениями из Свенского монастыря. Одно из них датируется 1681 г., а другое - 1744 г. [10, с. 28 и 27].

Впрочем, как собственно археологическая, так и коллекция церковных древностей этого отдела требуют специального изучения.

Подводя итоги данной статьи, следует отметить, что случайно сохранившаяся и дошедшая до наших дней рукопись известного орловского крае-

веда, археолога и музееведа П .С. Ткачевского является важным источником по изучению истории становления и развития церковно-археологических музеев российской провинции, церковной археологии, прикладного христианского искусства начала ХХ в. Рукопись также проливает свет на состав коллекций музея, среди которых подчас встречались уникальные экспонаты, а также содержит информацию об орловских энтузиастах музейного дела того времени.

Библиографический список

1. Археологическая карта России. Орловская область. [Текст] / Автор-составитель Г.К. Патрик. - М., 1992. - 220 с.

2. Патрик Г.К. Доклад П.С. Ткачевского на собрании Орловского историко-археологического общества 27 августа 1910 г. [Текст] / Г.К. Патрик // Археология Верхнего Повол^кья (к 80-летию К.^Н. Комарова). М., 2006. С. 58.

3. Еремин В.П. Орловские краеведы [Текст] / В.П. Еремин // Краеведческие записки. Вып. 4. - Орел: изд-во «Вешние воды», 2005. - С. 377.

4. Краснощекова С.Д., Красницкий Л.Н. Археология Орловской области [Текст] / С.Д. Краснощекова // Краеведческие записки. Вып. 5 (тематический). - Орел: изд-во «Вешние воды», 2006. - С. 126.

5. Гольцова А.В., Ткачевский П.С. [Текст] / А.В. Гольцова // Российская музейная энциклопедия. Т.П. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - С. 241.

6. Государственный архив Курской области. ФР-3139. Оп. 1. Д. 14. Л. 10 об.

7. Формозов А.А. Очерки истории отечественной археологии. Вып. 2 [Текст] / А.А. Формозов. - М., 1998. 296 с.

8. Щавелев С.П. «Дело краеведов ЦЧО» 1930-1931 гг. (Курский «филиал») [Текст] / С.П. Щавелев. - Курск: КГМУ, 2007. - 272 с.

9. Краткая история Брянской епархии [Текст] / Брянск: издание Брянского епархиального управления, 2009. - 77 с.

10. Ткачевский П.С. «Орловский музей церковных древностей при Орловском церковном историко-археологическом обществе», доклад от 27 августа 1910 г. Копия с рукописи. Лл. 1-30.

11. Евсеев И.Е. Описание рукописей, хранящихся в Орловском древлехранилище [Текст] / И.Е. Евсеев // Сборник Орловского церковно-археологического комитета. Т. I. - Орел, 1905. - С. 2-172.

12. Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Т. II. - Орел, 1906. - С. 125-282.

G.P. POLYAKOV

THE MUSEUM OF THE CHURCH ANTIQUITIES AT THE OREL CHURCH HISTORICAL-ARCHEOLOGICAL SOCIETY (according to the report of P.S. Tkachevsky, the 27th of August, 1910)

The article says about the contents of the casually preserved manuscript of the report of the Orel museum-manager, regional ethnographer, archeologist P.S. Tkachevsky, about the museum of the church antiquities. The purpose of this article is the investigation of this important source on the history of this museum institution of the church-archeological profile. The description of the collections of the museum is given here, there is some information about its organizers, assistant-workers and the persons who enciphered its collections.

Key words: a manuscript, P.S. Tkachevsky, Orel, a church museum, crosses, icons, manuscripts, the archeological findings, carving, Church plate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.