Научная статья на тему 'Церковная археология как фактор формирования церковных музеев наглядных пособий'

Церковная археология как фактор формирования церковных музеев наглядных пособий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
609
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ / НАГЛЯДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУЗЕИ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHURCH ARCHEOLOGY / ARCHAEOLOGICAL CONGRESSES / VISUAL TRAINING / MUSEUMS OF VISUAL AIDS / MONUMENT PROTECTION PRESERVATION OF MONUMENTS / SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полякова Елена Александровна

В данной статье автор исследует причины формирования церковных музеев наглядных пособий. Выявляется роль церковной археологии в формировании документирующей и образовательно-воспитательной функции таких музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church Archeology as a Factor of Church Museums of Visual Aids Formation

In given article the author investigates the reasons of church museums of visual aids formation and reveals the role of church archeology in formation of their documenting and educational function.

Текст научной работы на тему «Церковная археология как фактор формирования церковных музеев наглядных пособий»

УДК 006.99:930.25

Церковная археология

как фактор формирования церковных

музеев наглядных пособий

Е. А. Полякова

В данной статье автор исследует причины формирования церковных музеев наглядных пособий. Выявляется роль церковной археологии в формировании документирующей и образовательно-воспитательной функции таких музеев.

Ключевые слова: церковная археология; археологические съезды; наглядное обучение; музеи наглядных пособий; охрана памятников; научная деятельность.

Церковная археология как научная дисциплина начала формироваться в 30-х гг. XIX в. Её истоки выходят из литургики и богословия, но впоследствии «от литургических образов археология переходит к изучению конкретных богослужебных предметов, представленных памятниками культуры» [3, с. 88]. Ко второй половине XIX века наряду с богословско-литургическим направлением формируется и историко-художественная составляющая, ориентированная на изучение иконописи, архитектуры и прикладного искусства. Например, известный историк, археолог, профессор Московской духовной академии А. П. Голубцов, характеризуя этот аспект церковной археологии как «монументальный» (в противопоставление литургическому), отмечал, что необходимый предмет науки о церковных древностях представляют собой, помимо прочего, «те вещественные средства, которые со-

ставляют обстановку и материал литургических действий, т. е. храм как архитектурное целое, со всеми приспособлениями, относящимися к богослужению, церковная живопись, одежда, утварь» [1, с. 192].

Главным фактором становления церковной археологии стало развитие археологической науки в целом. Начиная с 1869 года в России регулярно проводились «археологические съезды», на которых постепенно уточнялось понятие «церковная археология» и происходило становление ее как области научного знания. На первом и втором съездах вопросы церковной археологии затрагивались лишь опосредованно, не входили в их программу. Тем не менее важным событием первого съезда стало выступление профессора Ф. И. Буслаева о необходимости изучения в духовных школах христианских древностей. Он акцентировал внимание на изучении греко-русской иконографии, поскольку это актуально для атрибуции подлинников и для борьбы с тем воздействием, которое оказывает на православие внедрение зарубежной традиции в русскую живопись, что может привести к церковному расколу. Кроме того, именно им впервые была высказана идея организации церковных музеев наглядных пособий при духовных учебных заведениях для ознакомления с произведениями церковного искусства.

На втором съезде профессор Киевской духовной академии П. А. Лашкарёв продолжил эту тему в своём выступлении, посвященном проекту организации с «научно-педагогическими» целями «му-зеума христианских древностей». На первом этапе этой деятельности профессор предлагал создать церковно-археологическую комиссию из «лиц, способных своими трудами, пожертвованиями и знанием» способствовать формированию и функционированию полноценного собрания. Выступление повлекло за собой обмен мнениями, в ходе которого участник съезда П. И. Савваитов сообщил о судьбе подобных начинаний, предпринимавшихся прежде. В частности, им было отмечено, что «ещё Иннокентий епископ Вологодский <...> положил основание

епархиальному музею <...>, но с его кончиной дело остановилось», а кроме того, он сам «хлопотал об учреждении в Санкт-Петербурге, или Москве, такого центрального церковно-археологического музеу-ма под именем “хранилище церковного благочестия”»; но его мысль «не только не нашла поддержки, но даже возбудила противодействие»^, с. 262].

К 1874 году в структуре третьего съезда появляется «отдел церковного быта», а на седьмом (1887 г.) самостоятельным подразделением становится «отдел церковных древностей» [3].

Развитие церковной археологии и ее становление как науки включало формирование ее теоретической базы. Уже после второго съезда обществом была признана необходимость практических мер по формированию новых социокультурных институтов — церковных музеев наглядных пособий. В 1872 году на страницах «Православного обозрения» выходит статья известного археолога, профессора Московской духовной академии, председателя Совета общества любителей духовного просвещения И. Д. Мансветова «Об устройстве церковноархеологических музеев», в которой на основе анализа деятельности зарубежных христианских музеев был представлен проект создания российских древлехранилищ. Предварительное теоретическое изучение собраний российских памятников древностей показало, что предметы церковного искусства занимают весьма значительное место в их структуре, и в связи с этим, по мнению ученого, данные коллекции способны оказать «важную услугу» общей археологии, но лишь при условии оформления их в специализированные центры — древлехранилища. И. Д. Мансветов отмечал, что в структуре светских учреждений опыт формирования данных тематических собраний уже был накоплен при Академии художеств, Московском публичном музее (собрание церковных древностей Савостьянова) и Художественно-промышленном музее. Безусловно, в церковном ведомстве тоже существовали по-

добные коллекции, не уступавшие по ценности светским собраниям, а порой и превосходившие их (например, знаменитая патриаршая ризница и ризница Троице-Сергиевой лавры) [2]. Но эти коллекции при всей их полноте не могли использоваться в научно-педагогических целях: в светских собраниях они были лишены надлежащего идейно-концептуального оформления, так как рассматривались с эстетическо-ху-дожественной точки зрения, а собрания ризниц были недоступны для широкого круга посетителей. Указанные причины обосновывали важность и необходимость открытия специализированных музеев в духов -но-учебных заведениях при кафедрах церковной археологии.

Идея использования музея в педагогических целях не была на тот момент новой. После проведения образовательной реформы в учебных заведениях России внедрялся наглядный метод обучения, пришедший на смену прежней схоластической традиции преподавания. В связи с этим потребовалось основание нового типа музея, направленного прежде всего на решение образовательных задач. В результате этого на территории Российской империи стали повсеместно появляться педагогические музеи, также известные как музеи наглядных пособий. Новая категория музеев способствовала обеспечению образовательных учреждений наглядными пособиями и разноплановой литературой (наличие библиотеки при педагогическом музее было обязательным). Так как педагогические музеи были ориентированы в первую очередь на методическое обеспечение учебного процесса, то и создавались они при учебных заведениях и могли быть как стационарными, так и подвижными. Данные учреждения играли роль своеобразных учебнометодических центров дополнительного образования, в которых можно было получить не только консультацию, но и взять во временное пользование пособия и литературу [4, с. 21—31]. Аудиторию этих музеев составляли педагоги как светских школ Министерства народного просвещения, так и начальных школ церковного ведомства (приход-

ских училищ). Министерством народного просвещения был утвержден «Нормальный устав педагогических музеев по начальному образованию», в котором среди прочего оговаривалась их структура, предусматривавшая следующие элементы: «коллекцию наглядных пособий по всем предметам обучения в низших учебных заведениях; собрание учебных пособий и руководств для тех же заведений; коллекцию планов, рисунков, моделей школьных зданий, классной мебели и вообще всех предметов и изданий, касающихся школьной архитектуры и гигиены; специальную педагогическую библиотеку; библиотеку по прикладным знаниям, примененную к потребностям учителя начального училища и образцовую школьную библиотеку для учителей и учащихся» [4, а 29]. В этом же документе были описаны порядок организации и принципы работы новых общественных институтов.

К моменту первого археологического съезда Педагогический музей Военно-учебных заведений (1864 г.) успешно функционировал уже около 5 лет и заслужил широкую известность в обществе. С 1869 года церковная археология постепенно стала одной из составляющих образовательного процесса в духовных учебных заведениях, но дисциплина абсолютно не была обеспечена наглядными средствами обучения на местах. Все это также способствовало осознанию насущной потребности открытия церковных музеев наглядных пособий. В упомянутой ранее работе И. Д. Мансветова излагаются выводы автора о том, что «изучение памятников искусства без наглядного знакомства с ними никогда не достигнет своей цели», о том, что «самое добросовестное описание древнего памятника не в состоянии дать такого живого, ясного и полного о нем понятия, как наглядное знакомство с ним», а «преподаватель, имеющий время и средства наглядного изучения ближайших и доступных памятников», поставлен в более выгодные условия, чем, например, слушатели его курсов, вынужденные довольствоваться лишь объяснениями да снимками из специальных археологических из-

даний [2, с. 264]. В связи с этим можно констатировать, что в то время в сфере духовного образования назрела проблема создания собственных музеев наглядных пособий, основу которых должны были составить все типы церковно-археологических памятников. Таким образом, становление церковной археологии как науки о церковных древностях способствовало возникновению при архивных комиссиях, археологических обществах, профильных образовательных учреждениях и епархиальных братствах церковных музеев наглядных пособий, служивших научным или учебным целям. Т. Е. Сиволап в своей работе отмечает: «Уже фактически с 70-х годов XIX века стали организовываться церковно-археологические музеи и древлехранилища, коллекции которых служили предметными пособиями для учащихся. <...> Со временем многие музейные собрания пополнялись древними рукописями, редкими по иконографическим изводам и художественным достоинствам иконами, образцами церковного шитья, резьбы, о чем свидетельствуют их издания и каталоги»[5, с. 407].

Одним из отличий древлехранилищ от светских педагогических собраний стал состав их фондов. Говоря о специфике формирования фонда музея наглядных пособий как такового, следует отметить, что в нём наличие подлинных предметов было желательно, но не обязательно, поскольку ценность определялась степенью использования его материалов в образовательном процессе. Что же касается аналогичных заведений церковного ведомства, то уже в период разработки их научной концепции как музеев наглядных пособий при духовных учебных заведениях были сформулированы пожелания относительно состава их собраний. В отличие от светских музеев наглядных пособий, в церковных музеях должны были быть представлены и подлинные произведения искусства (иконы, ткани), и коллекции слепков, фотографий, характеризующих состояние искусства в различные исторические периоды, причем каждый отдел должен был строиться по систе-

матическому принципу, что способствовало бы наибольшей полноте и информативности музея. Основа фонда такого музея составлялась из предметов ризничных собраний, принадлежавших приходам, монастырям и уже вышедших из употребления, но представлявших интерес для науки о церковных древностях. Помимо прочего, «частные лица» могли дарить церковно-археологические материалы или продавать их «по уменьшенной цене», пополняя тем самым фонд музея. Как отмечает источник, «такое собрание должно быть устроено в историческом плане и наглядно пояснять то, что в теоретическом курсе излагается в целом ряде чтений». Таким образом, с развитием церковной археологии состоялось формирование всех аспектов (комплектование, научное изучение, сохранение и трансляция) реализации документирующей функции церковных музеев. Фактически все церковные музеи занимались на местах организацией научно-исследовательской деятельности по «приведению в известность» и «охранению <...> памятников православной древности». Кроме того, они осуществляли деятельность по музеефикации, приведению объектов наследия в музейное состояние, заключавшемуся «в обращении их по возможности в состав музея, в принятии мер и предупреждении утраты древних памятников» православных святынь не только в рамках стационарных экспозиций, но и посредством «издания памятников древней письменности» [5, с. 407].

Были некоторые отличия и в реализации музеями образовательно-воспитательной функции. Педагогические музеи были в первую очередь ориентированы на педагогов и воспитателей, а церковные музеи расширили состав своей аудитории за счет учащихся, которые могли пользоваться их фондами и через преподавателей (в ходе учебных занятий), и в процессе самоподготовки. Таким образом, церковная археология как учебная дисциплина поставила задачи методического обеспечения учебного процесса и обосновала необходимость создания церковных музеев наглядных пособий. По замечанию И. Д. Манс-

ветова, «специальные археологические собрания и наши ризницы в большинстве случаев неудобны, <...> предметы хранятся в витринах и недоступны для ближайшего с ними ознакомления, <...> они не имеют надлежащей полноты и плана, столь необходимых в интересах учебного дела» [2, с. 246]. С точки зрения таких специалистов в области церковной археологии, как И. А. Голубцов, Н. В. Покровский, И. Д. Мансветов, именно для полноценной организации преподавания в академиях и семинариях науки о церковных древностях и должны быть созданы специализированные музеи, приспособленные к научно-педагогическим и воспитательно-религиозным целям.

Эти предложения, проекты не были случайны. С одной стороны, они опирались на отечественный опыт формирования аналогичных музеев, с другой стороны, учитывали западноевропейский опыт (например, «Музеум христианских древностей» при Берлинском университете, основанный Ф. Пипером) [2, с. 265].

Российские музеи, в отличие от зарубежных, сформировались позднее. Указом святого Синода, адресованного церквям и монастырям, им было предписано передать древние иконы в пользу учрежденного в 1871 году московского епархиального музея. Инициатором создания этого музея стали члены отдела иконоведения при «Московском обществе любителей духовного просвещения», которые видели свою обязанность в сохранении и изучении образцов старинной иконописи. Подобное собрание (около 70 ед. хр.) было создано при Московской Духовной Академии, оно состояло из икон, «отобранных из раскольничьих церквей» [2, с. 266]. На территории европейской части России большинство церковных музеев возникло в результате интереса правящего епископа в период 80—90-х годов XIX века, когда, по свидетельству Т. Е. Сиволап, «лихорадка собирательства охватила все круги образованного общества и потребовалось оградить церковные древности от расхищения частными коллекционерами»[5, с. 407]. Но при

музеях, основанных на базе духовных учебных заведений, церковноархеологических обществ и православных братств, музейное собрание выполняло несколько иную функцию, заключавшуюся не только в сохранении, но и в обучении и миссионерском служении. Для церковных управлений, особенно тех, которые располагались в отдаленных районах империи, таких, как Западная Сибирь, последние две задачи зачастую были превалирующими.

Вышеизложенный материал свидетельствует о том, что форма музея наглядных пособий, заимствованная у светских учебных заведений и адаптированная для нужд духовного образования, оказалась вполне жизнеспособной. Развитие церковной археологии как науки способствовало формированию документирующей функции церковных музеев, а развитие церковной археологии как учебной дисциплины привело к формированию их образовательно-воспитательной функции. Церковные музеи, в отличие от светских (педагогических) стали научнопедагогическими, так как занимались не только методическим обеспечением учебного процесса, но и научным комплектованием, исследованием и презентацией наследия православной культуры.

Литература

1. Голубцов А. П. Введение в церковную археологию / А. П. Голубцов // Богословский вестник. — 1912. — Январь. — С. 192—215.

2. МансветовИ. Д. Об устройстве церковно-археологических музеев / И. Д. Мансветов // Православное обозрение. — 1872. — № 2 (февраль). — С. 259-282.

3. Мусин Е. М. Церковная археология как часть современной российской культуры / Е. М Мусин // Культурное наследие Российского государства : Прошлое и современность. Ученые, политики, журналисты об историческом и культурном достоянии. — Вып. 2. — Санкт-Петербург : Вести, 2000. — С. 88—89.

4. Полякова Е. А. Педагогические музеи Западной Сибири как учреждения культуры конца XIX — первой трети XX вв. / Е. А. Полякова ; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Федер. гос. образоват. учреж-

дение высш. проф. образования «Алт. гос. акад. культуры и искусств». — Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2009. — 175 с.

5. Сиволап Т. Е. Роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России (вторая половина XIX — начало XX века) / Т. Е. Сиволап // Триумф музея? / С.-Петерб. гос. ун-т, Гос. Эрмитаж ; [редколлегия: М. Б. Пиотровский и др.]. — Санкт-Петербург : Осипов, 2005. — С. 404 — 418.

© Полякова Е. А., 2012

Church Archeology as a Factor

of Church Museums of Visual Aids Formation

E. Poljakova

In given article the author investigates the reasons of church museums of visual aids formation and reveals the role of church archeology in formation of their documenting and educational function.

Key words: church archeology; archaeological congresses; visual training; museums of visual aids; monument protection preservation of monuments; scientific activity.

Полякова Елена Александровна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры музеологии и охраны культурного и природного наследия, Алтайская государственная академия культуры и искусств (Барнаул), [email protected].

Poljakova, E., PhD in Culturology, associate Professor, Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage Chair, Altay State Academy of Culture and Arts (Barnaul), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.