Научная статья на тему 'МУЗЕЙ ШКОЛЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЛЯЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЕДИЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ'

МУЗЕЙ ШКОЛЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЛЯЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЕДИЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
Ключевые слова
медиапроект / музей / школьный музей / воспитательная среда / образовательная организация / семейные ценности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таисия Валериевна Румянцева

Статья посвящена формам и приемам организации работы с молодежью по формированию ценностей. Автор акцентирует внимание на том факте, что в воспитательной среде образовательной организации особое место занимает школьный музей. На практическом опыте показана роль такой работы по формированию у обучающихся семейных ценностей. При этом, основным инструментом организации работы выступают медиапроекты. Используя общенаучные и специальные методы: наблюдение, описание, метод включенного наблюдения, метод кейс-стади, тематический и функциональный анализ, исследователь убедительно показывает, что именно медиапроекты позволяют расширять аудиторию музея, привлекают внимание родителей школьников и общественности, служат основой социального партнерства. Таким образом, школьный музей сегодня реализует воспитательную функцию и создает общую образовательную среду для обучающихся. В статье акцентируется внимание на том, что оригинальный медиаконтент, основанный на уникальной экспозиции, может быть представлен, как формат виртуального пространства музея в виде видеоролика, трейлера в самых различных медиасредах для популяризации его деятельности. Автор исследования ставит перед собой цель показать, что при организации работы школьных музеев разной направленности – боевой славы, историко-энографического музея, музея истории школы и т. п. – именно ориентация на семейные ценности позволяет им стать актуальным средством решения воспитательных задач при обучении молодежи. В качестве эмпирической базы исследования послужили медиапроекты школьного музея «Истоки» МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таисия Валериевна Румянцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-111-115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ ШКОЛЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЛЯЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЕДИЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ»

Медиасреда. 2024. № 1. С. 111-115. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 111-115. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070:37

DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-111-115

МУЗЕЙ ШКОЛЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЛЯЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЕДИЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Таисия Валериевна Румянцева

МБОУ «СОШ 144 г. Челябинска», Челябинск, Россия, taisija77@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена формам и приемам организации работы с молодежью по формированию ценностей. Автор акцентирует внимание на том факте, что в воспитательной среде образовательной организации особое место занимает школьный музей. На практическом опыте показана роль такой работы по формированию у обучающихся семейных ценностей. При этом, основным инструментом организации работы выступают медиапроекты. Используя общенаучные и специальные методы: наблюдение, описание, метод включенного наблюдения, метод кейс-стади, тематический и функциональный анализ, исследователь убедительно показывает, что именно медиапроекты позволяют расширять аудиторию музея, привлекают внимание родителей школьников и общественности, служат основой социального партнерства. Таким образом, школьный музей сегодня реализует воспитательную функцию и создает общую образовательную среду для обучающихся. В статье акцентируется внимание на том, что оригинальный медиаконтент, основанный на уникальной экспозиции, может быть представлен, как формат виртуального пространства музея в виде видеоролика, трейлера в самых различных медиасредах для популяризации его деятельности. Автор исследования ставит перед собой цель показать, что при организации работы школьных музеев разной направленности - боевой славы, историко-энографического музея, музея истории школы и т. п. - именно ориентация на семейные ценности позволяет им стать актуальным средством решения воспитательных задач при обучении молодежи. В качестве эмпирической базы исследования послужили медиапроекты школьного музея «Истоки» МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».

Ключевые слова: медиапроект, музей, школьный музей, воспитательная среда, образовательная организация, семейные ценности.

Для цитирования: Румянцева Т. В. Музей школы как пространство трансляции семейных ценностей медийными средствами // Медиасреда. 2024. № 1. С. 111-115. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-111-115

For citation: Rumyantseva T. V (2024). The school museum as a space for transmitting family values through media. Mediasreda, 1: 111-115. (InRuss.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-111-115

Введение

Проблеме организации работы музеев и, в частности, школьных музеев посвящено немало научных исследований. В рамках подготовки статьи наиболее полезными нам показались те, в которых отражены роль и место современного музея в формировании ценностей молодежи, культурно-образовательная деятельность музея; статьи, знакомящие нас с работой школьных музеев, их возможностей и развивающего потенциала.

Е. А. Каверина рассматривает музей как субъект креативных индустрий. Исследователь отмечает, что современный музей - это не авторитарная точка зрения, а спектр мнений в их динамике. Эти изменения отражаются как в содержании его работы - обращение к актуальным темам современности, - так в инфраструктурном (физическом) и организационном плане. Музей вынужден заботиться об открытом доступе в его пространство; практиковать различные вовлекающие формы работы: клубы друзей, кружки, студии и т. п. Развиваются виртуальные формы работы (Каверина 2022: 84). Современный музей предлагает потребителю различные пути для организации совместной работы - это и интерактивные программы, и общественные мероприятия, и образовательные проекты и др. (Там же). Не менее важной является мысль автора о возможности инвестиций в культуру, в том числе и в музеи, с целью наращивания символического капитала (Каверина 2022: 81-82). О роли музеев в формировании символического капитала пишет С. И. Симакова (2023; 2024). Вместе с тем следует отметить, что «отдельное важнейшее направление деятельности музея - это информационная деятельность и создание качественного информационного

сервиса (создание и «доставка» до аудитории актуального контента)» (Каверина 2022: 85). Таким образом, современный музей - это «креативная фабрика по производству и доставке смыслов, интеллектуально и эстетично упакованных» (Каверина 2022: 85).

О формах взаимодействия музеев и образовательных организаций в условиях информационного общества пишет О. В. Иванова. Исследователь отмечает, что в современных условиях внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность учреждений культуры, в частности, музеев становится обычной практикой. А это создает условия для развития совместной работы музеев и образовательных организаций. Делает возможным создание единого информационного музейно-образовательного пространства (Иванова 2018: 131). Автор статьи отмечает, что актуальным является вопрос о положительном влиянии музеев на образовательную практику школ: какие существуют продуктивные формы совместной работы (Иванова 2018: 132).

Обобщению опыта работы школьных музеев посвящена книга В. Е. Туманова (2003). Вопросам истории появления школьного музея, его сохраняющейся актуальности и истории развития посвящена статья И. А. Макеевой, рассматривающей школьный музей как уникальную точку преломления культуры и образования. Именно здесь, как считает автор статьи, происходит передача социальной памяти (Макеева 2012: 125). По мнению Д. В. Васюткина, школьный музей - это «исторически обусловленный многофункциональный институт информатизации, призванный сохранять культурные, исторические и естественнонаучные ценности, накапливать и распространять информацию через музейные объекты <...> он используется в научных, образовательных и пропагандистских целях» (Васюткин 2018: 34).

Многие исследователи отмечают воспитательный потенциал школьного музея. Так, вопросам формирования патриотизма у обучающихся посредством школьного музея посвящены исследования С. Ю. Гаджиевой (2015), А. С. Фидлер (2021); о нравственно-патриотическом воспитании в пространстве школьного музея пишет С. Б. Соколова (2008); о роли музея в формировании духовно-нравственных ценностей школьников пишет Ф. П. Климов (2023); статья К. А. Шолкиной (2018) посвящена формированию семейных ценностей.

Всех авторов объединяет мысль, что школьный музей является частью образовательного пространства образовательного учреждения, но вместе с тем исследователи акцентируют внимание на каких-либо конкретных ситуациях и возможностях. Так, С. Ю. Гаджиева отмечает, что школьный музей - это не только образовательная среда, реализующая воспитательные функции, но и пространство, которое предоставляет возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся (Гаджиева 2015: 253). Ф. П. Климов уверен, что именно в музейной деятельности заложен потенциал для формирования духовно-нравственных ценностей. Исследователь утверждает, что музей «создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения» (Климов 2023: 171) и в качестве убедительного примера рассматривает работу школьного музея общеобразовательной школы Московской области (Климов 2023: 171-173). Подводя итоги формирующего эксперимента, С. Б. Соколова, рассматривая деятельность музея на примере дубровской средней школы Всеволожского района Ленинградской области, приходит к выводу о том, что в процессе сотрудничества с музеем у обучающихся «происходит качественное изменение личностных характеристик учащихся -формирование культурно-нравственных ориентиров» (Соколова 2008: 453). В рамках нашего исследования наиболее важной выглядит статья, посвященная описанию опыта актуализации семейных ценностей музейными средствами (Шолкина 2018).

Как мы можем заметить, вопрос изучения темы школьного музея абсолютно новым в научной литературе назвать нельзя. Однако статей, обобщающих опыт работы по формированию семейных ценностей с помощью медийных средств, мы не встретили. Соответственно, наша статья направлена на восполнение образовавшегося пробела. В этом заключается актуальность и новизна предложенного исследования.

Методами исследования на этапе рассмотрения контента являются функциональный и тематический анализ, метод кейс-стади; на этапе описания результатов исследования - метод включенного наблюдения. Кроме специальных методов исследования, описанных выше, при подготовке статьи были применены общенаучные методы исследования, такие как наблюдение и описание.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в обобщении практического опыта и возможности использования материалов при организации работы со школьниками в исследовательской и медиадеятельности.

Медиапространство современного музея

По мнению Е. А. Кавериной, музеи сегодня становятся активными участниками креативных индустрий, переосмысляют и расширяют свой статус, создают новые форматы и каналы взаимодействия с общественными и целевыми аудиториями. Кроме того, музей сегодня сам становится осознанно создаваемым авторским креативным проектом и креативным продуктом (Каверина 2022: 80). А поэтому посетители, приходя в современный школьный музей, получают не только возможность соприкасаться с

экспонатами, но и получать социальный опыт, а также транслировать лучшие семейные ценности через музейные проекты конкурсных событий городского, областного, регионального и всероссийского уровней.

Медиапроекты музеев образовательных организаций - это либо контент на сайте или в официальной группе, либо на отдельном сайте музея с тематическими материалами по направлению деятельности. К их числу мы относим виртуальные музеи, сайты (См. Топчий 2021), странички в социальных сетях (См. Сергеева 2016).

Как отмечают исследователи, создание медиапространства современного музея, где раскрывается коммуникативный потенциал между музеем и посетителем, играет огромную роль в ходе взаимодействия посетителя и экскурсовода (Нуридинова 2023: 122), «вопрос предназначения и функций музея в изменившемся обществе - хранить информацию и артефакты или просвещать посетителей снимается сам собой с развитием медиапространства» (Нуридинова 2023: 125).

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на происходящие изменения, роль музея как института культуры - это место, где сохраняются и воспроизводятся культурные ценности. Это необходимо учитывать при создании музея любого профиля, в том числе и школьного.

Современный школьный музей: воспитательный потенциал

Основной целью нашей работы является формирование семейных ценностей. Реализация этого будет описана в настоящей статье на примере работы школьного музея «Истоки» МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».

Видеофильм для музейного проекта может совмещать художественный и документальный жанр повествования. В первую очередь потому, что в кадре можно показать интересные экспонаты, но чтобы домыслить остальной сюжет, можно ввести персонаже или закадровый текст для раскрытия ключевых идей сценария. Например, можно использовать интересную метафору: путешествие или перемещение во времени, встречи с героями прошлого, погружение в среду через использование природных ресурсов местности, предметов эпохи или элементов костюма. Так, при рассказе о школьном музее «Истоки» МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска» мы использовали метафору реки, которая имеет исток и то, что школа имеет традиции изучения и сохранения своего прошлого для будущего. В фильме об истории озера Синеглазово (Путешествие во времени. Легенда об озере Синеглазово. 2017. URL: https://cloud.mail.ru/public/YMJT/ KdudErRp1) мы сочинили легенду об озерной деве и казаках, когда-то живших на его берегах.

Современные дети - активисты музея - в фильме попадают на то же место, задаются вопросом, что могло быть здесь раньше, видят дорогу с необычным свечением, попадают в портал времени из будущего, проходят из него в прошлое и участвуют вместе с героями легенды в настоящих событиях.

Такой ход позволяет транслировать и исторические факты, и легенду, а также делает сюжет привязанным к историческому месту. В фильме раскрывается историческая значимость озера Синеглазово, так как на его берегах в 1960-х годах были найдены курганы, являющиеся археологическими памятниками IX-X вв. н. э. (Стоколос 1962), ценные находки из которых сейчас хранятся в Государственном историческом музее Южного Урала. В сюжете нами раскрывается и топонимическая легенда о названии озера, названного в честь казака Синеглазова Емельяна, Семенова сына, создавшего на его берегах казачью заимку в 1739 г.

Вторая форма, которую можно использовать в учебно-просветительских целях в музейной практике -серия коротких видеороликов, собранных в один подкаст или плейлист и объединенных общей темой.

Например, виртуальная Книга Памяти «Герой моей семьи» (URL: https://youtube.com/playlist?list=PL Vo5Ovsrw7KugdQG63hUxL5g_UyywoqST&si=XRtWufj0-vM4C2XS), где все участники в одном формате раскрывают тему подвига своих прадедов, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Непременными условиями становится общее оформление, единый хронометраж, оформление кадра и наличие фотографии героев или самих героев и артефактов (медали, документы, личные вещи) в кадре.

Это позволяет выстроить сюжет в виртуальную энциклопедию, использовать контент отдельными сериями и группами. По такому же принципу можно построить рассказ о героях - тружениках тыла, культурных деятелях, писателях своего края и т. п.

События городских музейных сообществ ВКонтакте, таких как «Музей муниципальной образовательной системы» (https://vk.com/museum_mos), «Слет школ, носящих имена героев Отечества» (https://vk.com/ public200693783), «Города Трудовой Доблести. Дети» (https://vk.com/gorodatrudovoydoblesti.deti) создают тематический контент для изучения лучших практик создания таких сюжетов и позволяют вдохновиться сюжетными линиями и художественными приемами повествования.

Так как для создания видеоролика всегда берется уникальный исторический материал, он всегда имеет неповторимый сюжет.

По условиям многих музейных конкурсов важно выдержать хронометраж, использовать перечень объектов. В условиях указывается должен ли быть человек в кадре или это нежелательно. Также в конкурсных критериях задается основная концепция, которую необходимо отразить в видеосюжете.

Можно использовать Яндекс-карты маршрута и съемку с квадрокоптеров объектов, если речь идет о местности (Оха. Город, которым я горжусь // Города Трудовой Доблести.Дети. 2024. URL: https://vk.com/ video-216666067_456239090).

Также при создании видеороликов музейной направленности часто используется инфографика. Ее можно использовать для ключевых понятий, подписи музейных экспонатов, указания авторства человека в кадре и его регалий (Там же).

Титры видеоролика предполагают согласие на это объекта, а также должны содержать информацию о технической составляющей и ссылки на использование музыкальных, литературных или киноматериалов (Книга Памяти «Герой моей семьи» // YouTube. https://youtube.com/playlist?list=PLVo5Ovsrw7KugdQG63h UxL5g_UyywoqST&si=XRtWufj0-vM4C2XS). Использование семейных архивов, которые не передаются в музеи образовательных организаций в силу их материальной и духовной значимости, часто делают видеосюжеты о героях Великой Отечественной войны, героях локальных войн, тружениках тыла, героях Отечества уникальными, фиксируя материальные объекты в кадре с его носителем или членом семьи (Слет школ, носящих имена героев Отечества. URL: https://vk.com/public200693783).

Важными объектами для раскрытия темы являются архитектура города или села, предприятия, места, где происходили события. В кадре может быть мемориальная доска или памятная стела.

Со временем видеоматериалы становятся важным историческим источником.

В 2023 году в МБОУ «СОШ № 144» приезжала съемочная группа общероссийского федерального телеканала НТВ, которая снимала фильм о семье Ревель-Мурозов, члены которой работали в ней и были ее выпускниками (Интервью. Павел Ревель-Муроз, вице-президент ОАО «АК «Транснефть»» // YouTube РБК Пллюс. 2017. https://www.yandex.ru/video/preview/1310497413364318772).

Для организации съемок, часть которых проходила в школьном музее, были подготовлены локации, приглашены представители семьи Ревель-Мурозов и гости, лично знавшие героев, которые выступали экспертами. Были подготовлены экспонаты музея: альбомы выпусков, страницы альбома воспоминаний, фотографии. Репортер озвучил круг тем предстоящих вопросов для участников съемок, режиссер следил за выполнением хронометража съемки и соблюдением сценарного плана. С героями работали гримеры и участники съемочной группы, которые предварительно беседовали с участниками и настраивали их на деловой лад. В процессе съемок мы узнали потрясающую историю французской семьи, начиная от Иосифа Петровича Ревель-Муроза, попавшего на Урал в поисках счастья еще в XIX веке. Семьи, пережившей репрессии в XX веке и достигшей известности как семейная врачебная династия, об их вкладе в общественную жизнь Челябинска и их настоящем: теперь они работают в нефтяной промышленности на уровне государства.

Таким образом, музей школы как пространство трансляции семейных ценностей в воспитательной среде образовательной организации приобретает новые креативные способы взаимодействия с посетителями через видеоролики и видеофильмы.

Список источников

Васюткин Д. В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. Ставрополь : Изд-во СГУ 2018. 342 с.

Гаджиева С. Ю. Школьный музей как важнейшее средство формирования патриотизма у учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 252-253.

Иванова О. В. Формы взаимодействия музеев и общеобразовательных организаций в условиях информационного общества // Ценности и смыслы. 2018. № 6 (58). С. 130-142.

Каверина Е. А. Музей как субъект креативных индустрий: предыстория // Общество. Среда. Развитие. 2022. № 3. С. 80-85. DOI: 10.53115/19975996_2022_03_080-085

Климов Ф. П. Роль школьного музея в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи // Духовно-нравственное воспитание: исторические вызовы и выбор человека : материалы VIII международной научно-образовательной конференции. Москва, 2023. С. 166-177.

Макеева И. А. Школьный музей: история и перспективы развития // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2012. С. 125-127. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2714/ (дата обращения: 28.06.2024).

Нуридинова З. Л. К. Медиапространство как средство общения музеев с посетителями // Oriental Art and Culture. 2023. № 4. С. 122-126.

Сергеева И. Л. Репрезентация музея в плоскости цифровой массовой культуры (на примере сервиса микроблоггинга Твиттер) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3. С. 176-182.

Симакова С. И. Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 112-118. DOI: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118.

Симакова С. И. Практики освоения пространства меморативного ландшафта как элемент символического капитала Аркаима // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 103-107. DOI: 10.47475/2070-0695-2024-51-1-103-107

Соколова С. Б. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в пространстве школьного музея // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 55. С. 451-455.

Стоколос В. С. Курган на озере Синеглазово //Археология и этнография Башкирии. Т. 1. / Отв. ред. Р. Г. Кузеев, К. В. Сальников. Уфа : БФАН СССР, 1962. C. 163-168.

Топчий И. В. Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 27-36. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10303.

Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. М. : ЦДЮТиК. 2003. 154 с.

Фидлер А. С. Возможности школьного музея в патриотическом воспитании детей и подростков // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 60-63.

Шолкина К. Е. Школьный музей и реставрация семейных ценностей // Вестник МАЭ. 2018. №8. С. 90-93.

Информация об авторе

Т. В. Румянцева - педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ 144 г. Челябинска».

Статья поступила в редакцию 30.06.2024; одобрена после рецензирования 05.07.2024;

принята к публикации 15.07.2024.

The article was submitted 30.06.2024; approved after reviewing 05.07.2024; accepted for publication 15.07.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.