Медиасреда. 2024. № 1. С. 111-115. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 111-115. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070:37
DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-111-115
МУЗЕЙ ШКОЛЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЛЯЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЕДИЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Таисия Валериевна Румянцева
МБОУ «СОШ 144 г. Челябинска», Челябинск, Россия, taisija77@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена формам и приемам организации работы с молодежью по формированию ценностей. Автор акцентирует внимание на том факте, что в воспитательной среде образовательной организации особое место занимает школьный музей. На практическом опыте показана роль такой работы по формированию у обучающихся семейных ценностей. При этом, основным инструментом организации работы выступают медиапроекты. Используя общенаучные и специальные методы: наблюдение, описание, метод включенного наблюдения, метод кейс-стади, тематический и функциональный анализ, исследователь убедительно показывает, что именно медиапроекты позволяют расширять аудиторию музея, привлекают внимание родителей школьников и общественности, служат основой социального партнерства. Таким образом, школьный музей сегодня реализует воспитательную функцию и создает общую образовательную среду для обучающихся. В статье акцентируется внимание на том, что оригинальный медиаконтент, основанный на уникальной экспозиции, может быть представлен, как формат виртуального пространства музея в виде видеоролика, трейлера в самых различных медиасредах для популяризации его деятельности. Автор исследования ставит перед собой цель показать, что при организации работы школьных музеев разной направленности - боевой славы, историко-энографического музея, музея истории школы и т. п. - именно ориентация на семейные ценности позволяет им стать актуальным средством решения воспитательных задач при обучении молодежи. В качестве эмпирической базы исследования послужили медиапроекты школьного музея «Истоки» МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».
Ключевые слова: медиапроект, музей, школьный музей, воспитательная среда, образовательная организация, семейные ценности.
Для цитирования: Румянцева Т. В. Музей школы как пространство трансляции семейных ценностей медийными средствами // Медиасреда. 2024. № 1. С. 111-115. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-111-115
For citation: Rumyantseva T. V (2024). The school museum as a space for transmitting family values through media. Mediasreda, 1: 111-115. (InRuss.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-111-115
Введение
Проблеме организации работы музеев и, в частности, школьных музеев посвящено немало научных исследований. В рамках подготовки статьи наиболее полезными нам показались те, в которых отражены роль и место современного музея в формировании ценностей молодежи, культурно-образовательная деятельность музея; статьи, знакомящие нас с работой школьных музеев, их возможностей и развивающего потенциала.
Е. А. Каверина рассматривает музей как субъект креативных индустрий. Исследователь отмечает, что современный музей - это не авторитарная точка зрения, а спектр мнений в их динамике. Эти изменения отражаются как в содержании его работы - обращение к актуальным темам современности, - так в инфраструктурном (физическом) и организационном плане. Музей вынужден заботиться об открытом доступе в его пространство; практиковать различные вовлекающие формы работы: клубы друзей, кружки, студии и т. п. Развиваются виртуальные формы работы (Каверина 2022: 84). Современный музей предлагает потребителю различные пути для организации совместной работы - это и интерактивные программы, и общественные мероприятия, и образовательные проекты и др. (Там же). Не менее важной является мысль автора о возможности инвестиций в культуру, в том числе и в музеи, с целью наращивания символического капитала (Каверина 2022: 81-82). О роли музеев в формировании символического капитала пишет С. И. Симакова (2023; 2024). Вместе с тем следует отметить, что «отдельное важнейшее направление деятельности музея - это информационная деятельность и создание качественного информационного
сервиса (создание и «доставка» до аудитории актуального контента)» (Каверина 2022: 85). Таким образом, современный музей - это «креативная фабрика по производству и доставке смыслов, интеллектуально и эстетично упакованных» (Каверина 2022: 85).
О формах взаимодействия музеев и образовательных организаций в условиях информационного общества пишет О. В. Иванова. Исследователь отмечает, что в современных условиях внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность учреждений культуры, в частности, музеев становится обычной практикой. А это создает условия для развития совместной работы музеев и образовательных организаций. Делает возможным создание единого информационного музейно-образовательного пространства (Иванова 2018: 131). Автор статьи отмечает, что актуальным является вопрос о положительном влиянии музеев на образовательную практику школ: какие существуют продуктивные формы совместной работы (Иванова 2018: 132).
Обобщению опыта работы школьных музеев посвящена книга В. Е. Туманова (2003). Вопросам истории появления школьного музея, его сохраняющейся актуальности и истории развития посвящена статья И. А. Макеевой, рассматривающей школьный музей как уникальную точку преломления культуры и образования. Именно здесь, как считает автор статьи, происходит передача социальной памяти (Макеева 2012: 125). По мнению Д. В. Васюткина, школьный музей - это «исторически обусловленный многофункциональный институт информатизации, призванный сохранять культурные, исторические и естественнонаучные ценности, накапливать и распространять информацию через музейные объекты <...> он используется в научных, образовательных и пропагандистских целях» (Васюткин 2018: 34).
Многие исследователи отмечают воспитательный потенциал школьного музея. Так, вопросам формирования патриотизма у обучающихся посредством школьного музея посвящены исследования С. Ю. Гаджиевой (2015), А. С. Фидлер (2021); о нравственно-патриотическом воспитании в пространстве школьного музея пишет С. Б. Соколова (2008); о роли музея в формировании духовно-нравственных ценностей школьников пишет Ф. П. Климов (2023); статья К. А. Шолкиной (2018) посвящена формированию семейных ценностей.
Всех авторов объединяет мысль, что школьный музей является частью образовательного пространства образовательного учреждения, но вместе с тем исследователи акцентируют внимание на каких-либо конкретных ситуациях и возможностях. Так, С. Ю. Гаджиева отмечает, что школьный музей - это не только образовательная среда, реализующая воспитательные функции, но и пространство, которое предоставляет возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся (Гаджиева 2015: 253). Ф. П. Климов уверен, что именно в музейной деятельности заложен потенциал для формирования духовно-нравственных ценностей. Исследователь утверждает, что музей «создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения» (Климов 2023: 171) и в качестве убедительного примера рассматривает работу школьного музея общеобразовательной школы Московской области (Климов 2023: 171-173). Подводя итоги формирующего эксперимента, С. Б. Соколова, рассматривая деятельность музея на примере дубровской средней школы Всеволожского района Ленинградской области, приходит к выводу о том, что в процессе сотрудничества с музеем у обучающихся «происходит качественное изменение личностных характеристик учащихся -формирование культурно-нравственных ориентиров» (Соколова 2008: 453). В рамках нашего исследования наиболее важной выглядит статья, посвященная описанию опыта актуализации семейных ценностей музейными средствами (Шолкина 2018).
Как мы можем заметить, вопрос изучения темы школьного музея абсолютно новым в научной литературе назвать нельзя. Однако статей, обобщающих опыт работы по формированию семейных ценностей с помощью медийных средств, мы не встретили. Соответственно, наша статья направлена на восполнение образовавшегося пробела. В этом заключается актуальность и новизна предложенного исследования.
Методами исследования на этапе рассмотрения контента являются функциональный и тематический анализ, метод кейс-стади; на этапе описания результатов исследования - метод включенного наблюдения. Кроме специальных методов исследования, описанных выше, при подготовке статьи были применены общенаучные методы исследования, такие как наблюдение и описание.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в обобщении практического опыта и возможности использования материалов при организации работы со школьниками в исследовательской и медиадеятельности.
Медиапространство современного музея
По мнению Е. А. Кавериной, музеи сегодня становятся активными участниками креативных индустрий, переосмысляют и расширяют свой статус, создают новые форматы и каналы взаимодействия с общественными и целевыми аудиториями. Кроме того, музей сегодня сам становится осознанно создаваемым авторским креативным проектом и креативным продуктом (Каверина 2022: 80). А поэтому посетители, приходя в современный школьный музей, получают не только возможность соприкасаться с
экспонатами, но и получать социальный опыт, а также транслировать лучшие семейные ценности через музейные проекты конкурсных событий городского, областного, регионального и всероссийского уровней.
Медиапроекты музеев образовательных организаций - это либо контент на сайте или в официальной группе, либо на отдельном сайте музея с тематическими материалами по направлению деятельности. К их числу мы относим виртуальные музеи, сайты (См. Топчий 2021), странички в социальных сетях (См. Сергеева 2016).
Как отмечают исследователи, создание медиапространства современного музея, где раскрывается коммуникативный потенциал между музеем и посетителем, играет огромную роль в ходе взаимодействия посетителя и экскурсовода (Нуридинова 2023: 122), «вопрос предназначения и функций музея в изменившемся обществе - хранить информацию и артефакты или просвещать посетителей снимается сам собой с развитием медиапространства» (Нуридинова 2023: 125).
Вместе с тем следует отметить, что несмотря на происходящие изменения, роль музея как института культуры - это место, где сохраняются и воспроизводятся культурные ценности. Это необходимо учитывать при создании музея любого профиля, в том числе и школьного.
Современный школьный музей: воспитательный потенциал
Основной целью нашей работы является формирование семейных ценностей. Реализация этого будет описана в настоящей статье на примере работы школьного музея «Истоки» МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».
Видеофильм для музейного проекта может совмещать художественный и документальный жанр повествования. В первую очередь потому, что в кадре можно показать интересные экспонаты, но чтобы домыслить остальной сюжет, можно ввести персонаже или закадровый текст для раскрытия ключевых идей сценария. Например, можно использовать интересную метафору: путешествие или перемещение во времени, встречи с героями прошлого, погружение в среду через использование природных ресурсов местности, предметов эпохи или элементов костюма. Так, при рассказе о школьном музее «Истоки» МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска» мы использовали метафору реки, которая имеет исток и то, что школа имеет традиции изучения и сохранения своего прошлого для будущего. В фильме об истории озера Синеглазово (Путешествие во времени. Легенда об озере Синеглазово. 2017. URL: https://cloud.mail.ru/public/YMJT/ KdudErRp1) мы сочинили легенду об озерной деве и казаках, когда-то живших на его берегах.
Современные дети - активисты музея - в фильме попадают на то же место, задаются вопросом, что могло быть здесь раньше, видят дорогу с необычным свечением, попадают в портал времени из будущего, проходят из него в прошлое и участвуют вместе с героями легенды в настоящих событиях.
Такой ход позволяет транслировать и исторические факты, и легенду, а также делает сюжет привязанным к историческому месту. В фильме раскрывается историческая значимость озера Синеглазово, так как на его берегах в 1960-х годах были найдены курганы, являющиеся археологическими памятниками IX-X вв. н. э. (Стоколос 1962), ценные находки из которых сейчас хранятся в Государственном историческом музее Южного Урала. В сюжете нами раскрывается и топонимическая легенда о названии озера, названного в честь казака Синеглазова Емельяна, Семенова сына, создавшего на его берегах казачью заимку в 1739 г.
Вторая форма, которую можно использовать в учебно-просветительских целях в музейной практике -серия коротких видеороликов, собранных в один подкаст или плейлист и объединенных общей темой.
Например, виртуальная Книга Памяти «Герой моей семьи» (URL: https://youtube.com/playlist?list=PL Vo5Ovsrw7KugdQG63hUxL5g_UyywoqST&si=XRtWufj0-vM4C2XS), где все участники в одном формате раскрывают тему подвига своих прадедов, воевавших в годы Великой Отечественной войны.
Непременными условиями становится общее оформление, единый хронометраж, оформление кадра и наличие фотографии героев или самих героев и артефактов (медали, документы, личные вещи) в кадре.
Это позволяет выстроить сюжет в виртуальную энциклопедию, использовать контент отдельными сериями и группами. По такому же принципу можно построить рассказ о героях - тружениках тыла, культурных деятелях, писателях своего края и т. п.
События городских музейных сообществ ВКонтакте, таких как «Музей муниципальной образовательной системы» (https://vk.com/museum_mos), «Слет школ, носящих имена героев Отечества» (https://vk.com/ public200693783), «Города Трудовой Доблести. Дети» (https://vk.com/gorodatrudovoydoblesti.deti) создают тематический контент для изучения лучших практик создания таких сюжетов и позволяют вдохновиться сюжетными линиями и художественными приемами повествования.
Так как для создания видеоролика всегда берется уникальный исторический материал, он всегда имеет неповторимый сюжет.
По условиям многих музейных конкурсов важно выдержать хронометраж, использовать перечень объектов. В условиях указывается должен ли быть человек в кадре или это нежелательно. Также в конкурсных критериях задается основная концепция, которую необходимо отразить в видеосюжете.
Можно использовать Яндекс-карты маршрута и съемку с квадрокоптеров объектов, если речь идет о местности (Оха. Город, которым я горжусь // Города Трудовой Доблести.Дети. 2024. URL: https://vk.com/ video-216666067_456239090).
Также при создании видеороликов музейной направленности часто используется инфографика. Ее можно использовать для ключевых понятий, подписи музейных экспонатов, указания авторства человека в кадре и его регалий (Там же).
Титры видеоролика предполагают согласие на это объекта, а также должны содержать информацию о технической составляющей и ссылки на использование музыкальных, литературных или киноматериалов (Книга Памяти «Герой моей семьи» // YouTube. https://youtube.com/playlist?list=PLVo5Ovsrw7KugdQG63h UxL5g_UyywoqST&si=XRtWufj0-vM4C2XS). Использование семейных архивов, которые не передаются в музеи образовательных организаций в силу их материальной и духовной значимости, часто делают видеосюжеты о героях Великой Отечественной войны, героях локальных войн, тружениках тыла, героях Отечества уникальными, фиксируя материальные объекты в кадре с его носителем или членом семьи (Слет школ, носящих имена героев Отечества. URL: https://vk.com/public200693783).
Важными объектами для раскрытия темы являются архитектура города или села, предприятия, места, где происходили события. В кадре может быть мемориальная доска или памятная стела.
Со временем видеоматериалы становятся важным историческим источником.
В 2023 году в МБОУ «СОШ № 144» приезжала съемочная группа общероссийского федерального телеканала НТВ, которая снимала фильм о семье Ревель-Мурозов, члены которой работали в ней и были ее выпускниками (Интервью. Павел Ревель-Муроз, вице-президент ОАО «АК «Транснефть»» // YouTube РБК Пллюс. 2017. https://www.yandex.ru/video/preview/1310497413364318772).
Для организации съемок, часть которых проходила в школьном музее, были подготовлены локации, приглашены представители семьи Ревель-Мурозов и гости, лично знавшие героев, которые выступали экспертами. Были подготовлены экспонаты музея: альбомы выпусков, страницы альбома воспоминаний, фотографии. Репортер озвучил круг тем предстоящих вопросов для участников съемок, режиссер следил за выполнением хронометража съемки и соблюдением сценарного плана. С героями работали гримеры и участники съемочной группы, которые предварительно беседовали с участниками и настраивали их на деловой лад. В процессе съемок мы узнали потрясающую историю французской семьи, начиная от Иосифа Петровича Ревель-Муроза, попавшего на Урал в поисках счастья еще в XIX веке. Семьи, пережившей репрессии в XX веке и достигшей известности как семейная врачебная династия, об их вкладе в общественную жизнь Челябинска и их настоящем: теперь они работают в нефтяной промышленности на уровне государства.
Таким образом, музей школы как пространство трансляции семейных ценностей в воспитательной среде образовательной организации приобретает новые креативные способы взаимодействия с посетителями через видеоролики и видеофильмы.
Список источников
Васюткин Д. В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. Ставрополь : Изд-во СГУ 2018. 342 с.
Гаджиева С. Ю. Школьный музей как важнейшее средство формирования патриотизма у учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 252-253.
Иванова О. В. Формы взаимодействия музеев и общеобразовательных организаций в условиях информационного общества // Ценности и смыслы. 2018. № 6 (58). С. 130-142.
Каверина Е. А. Музей как субъект креативных индустрий: предыстория // Общество. Среда. Развитие. 2022. № 3. С. 80-85. DOI: 10.53115/19975996_2022_03_080-085
Климов Ф. П. Роль школьного музея в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи // Духовно-нравственное воспитание: исторические вызовы и выбор человека : материалы VIII международной научно-образовательной конференции. Москва, 2023. С. 166-177.
Макеева И. А. Школьный музей: история и перспективы развития // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2012. С. 125-127. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2714/ (дата обращения: 28.06.2024).
Нуридинова З. Л. К. Медиапространство как средство общения музеев с посетителями // Oriental Art and Culture. 2023. № 4. С. 122-126.
Сергеева И. Л. Репрезентация музея в плоскости цифровой массовой культуры (на примере сервиса микроблоггинга Твиттер) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3. С. 176-182.
Симакова С. И. Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 112-118. DOI: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118.
Симакова С. И. Практики освоения пространства меморативного ландшафта как элемент символического капитала Аркаима // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 103-107. DOI: 10.47475/2070-0695-2024-51-1-103-107
Соколова С. Б. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в пространстве школьного музея // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 55. С. 451-455.
Стоколос В. С. Курган на озере Синеглазово //Археология и этнография Башкирии. Т. 1. / Отв. ред. Р. Г. Кузеев, К. В. Сальников. Уфа : БФАН СССР, 1962. C. 163-168.
Топчий И. В. Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 27-36. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10303.
Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. М. : ЦДЮТиК. 2003. 154 с.
Фидлер А. С. Возможности школьного музея в патриотическом воспитании детей и подростков // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 60-63.
Шолкина К. Е. Школьный музей и реставрация семейных ценностей // Вестник МАЭ. 2018. №8. С. 90-93.
Информация об авторе
Т. В. Румянцева - педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ 144 г. Челябинска».
Статья поступила в редакцию 30.06.2024; одобрена после рецензирования 05.07.2024;
принята к публикации 15.07.2024.
The article was submitted 30.06.2024; approved after reviewing 05.07.2024; accepted for publication 15.07.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.