Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 4 (54). С. 13-23 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;4(54): 13-23. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0695-2024-54-4-13-23
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «АРКАИМ»)
Ирина Владимировна Топчий
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия ivtopchiy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8601-9041
Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования мультимедийных технологий в пространстве музея, а также классификации таких технологий. Рассмотрены теоретические аспекты применения мультимедийных технологий в археологических музеях. Приведены статистические показатели заинтересованности посетителей Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим» темой истории и посещения музейных комплексов. На примере регионального музея, расположенного в Челябинской области, рассмотрена реальная ситуация по использованию мультимедийных технологий в экспозициях. Даны рекомендации по внедрению технологий интерактивного взаимодействия с посетителями.
Ключевые слова: музей, музейное пространство, интерактивность, виртуализация музейного пространства
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».
Для цитирования: Топчий И. В. Мультимедийные технологии в современном музее как инструмент привлечения посетителей (на примере музея-заповедника «Аркаим») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 4 (54). С. 13-23. doi: 10.47475/2070-0695-2024-54-4-13-23
Original article
MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN A MODERN MUSEUM
AS A TOOL FOR ATTRACTING VISITORS (USING THE EXAMPLE OF THE ARKAIM MUSEUM-RESERVE) Irina V. Topchii
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia ivtopchiy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8601-9041
Abstract. The article considers the possibilities of using multimedia technologies in the museum space, as well as the classification of such technologies. Theoretical aspects of using multimedia technologies in archaeological museums are considered. Statistical indicators of interest of visitors to the Chelyabinsk State Historical and Archaeological Museum-Reserve "Arkaim" in the topic of history and visiting museum complexes are given. Using the example of a regional museum located in the Chelyabinsk region, the real situation on the use of multimedia technologies in expositions is considered. Recommendations are given for the implementation of technologies of interactive interaction with visitors.
Key words: museum, museum space, interactivity, virtualization of museum space
Acknowledgments: The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation (in cooperation with the authorities of the Chelyabinsk region) № 23-18-20098, https://rscf.ru/en/project/23-18-20098/, project «Materialized identity: construction of memory in a socio-economic perspective (on the example of the archaeological site Arkaim)».
For citation: Topchii I. V. (2024). Multimedia technologies in a modern museum as a tool for attracting visitors (using the example of the Arkaim Museum-Reserve). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 4(54): 13-23. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-202454-4-13-23
Мультимедийные технологии в пространстве музея
Музей - растущая отрасль, набирающая популярность с каждым годом. По данным ВЦИОМ порядка 48 % россиян хотя бы раз посещали музей за последние 2 года. Еще 40 % посещали музей за последние 4 года и лишь 10 % россиян не ходят в музеи совсем (Пошли в музей? // ВЦИОМ Новости. 20.06.2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poshli-v-muzei). По данным Министерства Культуры число посетителей музеев в Челябинской области за период 2021-2023 г. выросло с 593,2 тыс. чел. до 751,6 тыс. чел. (Музеи. Сводные данные. Статистическая информация // Портал открытых данных Министерства Культуры Российской Федерации. 02.11.2024. URL: https://opendata.mkrf.ru/ opendata/7705851331-stat_museum_svod).
Термин «мультимедийные технологии» подразумевает под собой симбиоз современных телевизионных и аудиальных средств, а также визуальные и виртуальные коммуникации (Новикова 2015). Цель музеев, внедряющих такие технологии в свою деятельность - показать людям искусство, историю и культуру новаторскими решениями, доступным языком, интересным интерфейсом и нестандартной подачей.
Г. С. Чебушев и А. С. Мохова выделяют ряд особенностей использования мультимедийных технологий в образовании (Чебушев, Мохова 2019). Нам кажется уместным применить их и к музейной тематике, немного дополнив:
- индивидуализация и дифференциация (учитываются возможности, потребности и мнения каждого посетителя);
- задействование большого количества информационных каналов;
- наглядность представленной информации (с пояснениями и дополнениями в устном и письменном виде);
- вовлечение интерактивных механизмов в процесс экскурсии;
- эффективный способ подачи информации;
- организация информационной деятельности в формате гипермедиа (совмещение гипертекста, графики, аудио, текста и других форм);
- безграничные возможности в формировании экспозиций;
- систематизация представленной информации, а также возможность ее оценки и контроля.
Конкретизируем преимущества использования мультимедиа в музейных пространствах:
- предоставление полного спектра музейных работ без технических ограничений;
- масштабное распространение новых, менее известных, музейных экспонатов;
- планирование мероприятий, управление им в процессе и четкое следование заданной организации;
- представление объектов в контексте с другими экспонатами в разных местах экспозиции;
- усиление впечатлений посетителей при помощи авторских инсталляций и других видов технологий.
Успешность применения тех или иных технологий зависит от комфортабельности их использования для
посетителей, легкое восприятие пользовательского интерфейса и адаптированности под представленный вид музея. Необходимо структурировать взвешенный подход к применению любых мультимедийных программ. Это возможно только при тщательном изучении каждой технологии и программы, внимательное тестирование перед применением, исследования полного функционала, преимуществ и недостатков и усовершенствованная презентация готового продукта.
Классификация и типологизация мультимедийных технологий в пространстве музея
Т. Е. Максимова (Максимова 2012) разработала подход к классифицированию виртуальных музеев (веб-музеев) и описала цифровые средства, используемые при создании экспозиционно-выставочного пространства в музеях.
Т. И. Белая и А. А. Балакшина изучают вопрос использования VR и AR технологий в музейном пространстве (Белая, Балакшина 2023). Исследователи отмечают, что VR-технологии помогают людям, не имеющим возможности путешествовать, самообразовываться и наслаждаться искусством. К основным недостаткам использования мультимедийных технологий авторы исследования относят высокую стоимость оборудования и его технического обслуживания (Белая, Балакшина 2023: 230).
По мнению Д. Ф. Веселовой и А. И. Коминой «уместное использование интерактивных технологий значительно структурирует работу в экспозиционном пространстве, в первую очередь в образовательном направлении и обязательно - в коммуникативном» (Веселова, Комина 2022: 121). Исследователи отмечают, что при выборе местоположения интерактивных технологий необходимо учитывать несколько факторов: в музеях, где экспонаты имеют историческую ценность, посетители сосредоточены на изучении самих объектов. Если рядом нет экскурсовода, посетителям может понадобиться дополнительная информация об экспонате. В этом случае электронная этикетка к экспонату будет более уместной. Также можно создать специальные зоны или места для более глубокого изучения объектов, но делать это нужно отдельно от основной экспозиции. В музеях, где экспонаты не имеют исторической ценности, посетители могут быть больше заинтересованы в интерактивных технологиях. Также необходимо учитывать тип
посещения музея. Если музей посещают в основном семьи с детьми, то интерактивные технологии должны быть направлены на развлечение и обучение детей. Если музей посещают в основном взрослые, то интерактивные технологии должны быть направлены на более глубокое изучение объектов (Веселова, Комина 2022: 123).
А. Л. Коданина отмечает, что «современные учреждения культуры совмещают академический подход к исследовательской деятельности с созданием познавательно-развлекательных программ, удовлетворяющих информационные потребности аудитории. Такие шаги продиктованы стремлением повысить собственную конкурентоспособность на рынке культурно-развлекательных услуг, связанную с привлечением посетителей и, как следствие, увеличением дополнительных доходов» (Коданина 2024: 57).
Ю. В. Пустовойт предлагает две классификации мультимедийных технологий в выставочном пространстве музея: 1) по способам визуального представления музейных экспонатов и 2) по способам и форматам интерактивности (Пустовойт 2019, Пустовойт 2020). В результате автор исследования выделяет 6 типов визуального представления информации: мультимедийные проекторы и ЖК-панели, панорамные изображения, видеостены, голографическая технология, проекция на шар, видеомэппинг (Пустовойт 2019: 66). А к мультимедиа средствам в экспозиционно-выставочном пространстве музея, реализующим принцип интерактивности, относятся: сенсорные экраны / панели, бесконтактные интерактивные системы, интерактивные симуляторы, электронный этикетаж с применением QR-кода, виртуальная реальность (VR-формат), дополненная реальность (AR-формат), жестовые и сенсорные игры, интерактивный мультимедийный макет (Пустовойт 2020: 59).
Кроме указанных исследований хочется отметить исследование Т. В. Румянцевой, которая рассматривает роль медиапроектов при продвижении музея. Исследователь отмечает, что оригинальный медиаконтент, основанный на уникальной экспозиции, может быть представлен, как формат виртуального пространства музея в виде видеоролика, трейлера в самых различных медиасредах для популяризации его деятельности (Румянцева 2024: 114).
Учеными S. E. Lu, B. Moyle, S. Reid & et. al. были проанализированы 122 научные работы со всего мира, посвященные исследованиям технологий и опыта посетителей музеев. В результате анализа были предложены пять типов технологий в музейном секторе и четырехэтапная модель эволюции, состоящая из (I) инкубации ИКТ; (II) принятия интеллектуальных технологий; (III) трансформации ИКТ; и (IV) футуристических инноваций, которая разграничивает эволюцию совокупности знаний (Lu, Moyle, Reid, Yang, Liu 2023).
Большой обзор современных цифровых технологий в пространстве музея предложен исследователями J. Li, X. Zheng, I. Watanabe, Y. Ochiai (2024). В работе представлен обзор технологий цифровой трансформации, к которым относятся: искусственный интеллект, технологии погружения (иммерсивные технологии - VR, AR, MR и тактильная обратная связь (HF)), аддитивное производство (3D), интернет вещей, облачные вычисления. А также применение данных технологий в музейных экспозициях (Li, Zheng, Watanabe, Ochiai 2024).
Приведем типы мультимедийных технологий, выделенных на основе изученных источников:
1. Мультимедийные макеты и макеты с дополненной реальностью. Мультимедийный макет -смешение материального макета и медиа контента с интерактивным управлением. Пользователи имеют возможность взаимодействовать с представленными объектами, мультимедийная составляющая придает зрелищности, а экспозиции более наглядны и информативны.
2. VR, AR, MR. Виртуальная реальность (VR) - технически смоделированный мир, полностью отделяемый от восприятия реального, позволяющий передавать информацию через чувства и ощущения человека: зрение, слух, обоняние, осязание и т. д. VR позволяет воссоздавать утраченные объекты культуры, воспроизводить исторические события, проводить экскурс по всем эпохам и многое другое. Дополненная реальность (AR) - технология, позволяющая дополнить и преобразовать существующую реальность при помощи цифровых объектов. AR позволяет оживлять экспонаты и узнавать данные о них, создает wow-эффект своей насыщенностью и наглядностью. Смешанная реальность - объединяет VR и AR, позволяя пользователям взаимодействовать с цифровыми и физическими объектами. В отличие от VR, которая полностью погружает пользователя в симулированную среду, или AR, которая накладывает цифровую информацию на реальный мир, MR объединяет их, позволяя виртуальным объектам взаимодействовать с реальным миром более естественно (Li, Zheng, Watanabe, Ochiai 2024).
3. Мультимедийные проекторы и ЖК-панели. Мультимедийный проектор - устройство, проецирующее -фото и -видео изображение с помощью сигнала компьютерного или другого цифрового устройства. Жидкокристаллический дисплей - плоский монитор с активной матрицей, отличающийся быстродействием, контрастностью и четким изображением (Пилко 2014). Обе технологии используются для показов фильмов, слайд-шоу и экспозиций.
4. Видеомэппинг (от англ. mapping - наложение на карту, отображение). 3D проекция, проецированная
на поверхности, плоскости и другие сложные объекты. Видеомэппинг позволяет изменять существующие проекции посредством оптических иллюзий, а также оживлять экспозиции, воспроизводить видео, виртуально перемещаться в другую эпоху (Архипова 2018).
5. Панорамные изображения. Могут быть разного формата (плоские, вогнутые, сферические, круговые и другие). Специальные технические и программные средства позволяют демонстрировать обычные и 3D видео проекты. Зритель в этот момент ощущает полное погружение в объект.
6. Видеостены. Обычно имеют пирамидальную или треугольную форму и позволяют показывать большеразмерные сюжеты с развивающейся хроникой. Воспринимаются такие показы как аналогия стрелы времени.
7. Голография (с др.-греч. - «полное описание, запись»). В основе прозрачная полиэфирная пленка со слоями, задерживающими свет от видеопроектора и невидимый зрителю экран. Голография имеет два вида:
- Голограмма. Виртуальные интерференционные трехмерные изображения отражают реальные физические объекты. Голограмма создает иллюзию реального присутствия объекта в пространстве (персонажи, процессы, предметы и другое).
- Голографический театр. Прозрачный экран посредством оптической иллюзии, позволяет показать образы невидимыми для зрителя, как бы в мнимой плоскости.
8. Информационный киоск - программно-аппаратный автоматизированный комплекс, служащий представлением справочной информации. Собран на базе персонального компьютера, подключается к различному оборудованию (USB, термопринтер, сканер и другое) и имеет функцию навигации (Зотова 2021).
9. Медиакнига. Чаще всего, это сенсорный экран или специализированный фолиант, создающий эффект интерактивного терминала. Может показывать фото, видео, текст, воспроизводить аудио.
10. Интерактивные пол и стол. Интерактивный пол - проекционная система, состоящая из проектора, процессора или других видов программного обеспечения. Пол реагирует на движения и прикосновения, а перенесение изображений с проектора дополняет познавательную деятельность зрелищностью. Интерактивный стол - мультимедийный центр в составе которого дисплей со специализированным покрытием, встроенный компьютер и сенсорная система. Используется для организации выставок, показа презентаций и видео.
Опрос посетителей музея-заповедника «Аркаим»
По данным опроса ВЦИОМ наиболее привлекательными для россиян оказались исторические музеи - 63 %. Одинаково интересны такие музеи как мужчинам (63 %), так и женщинам (62 %), реже зумерам (50 %), но чаще младшим миллениалам (69 %). Их чаще предпочитают граждане с незаконченным высшим и высшим образованием (65 %), жители села и городов с численностью населения 500-950 тыс. чел. (по 68 %), а также проживающие в Северо-Кавказском (68 %), Сибирском (67 %) и Дальневосточном (71 %) федеральных округах (Пошли в музей? // ВЦИОМ Новости. 20.06.2024. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poshli-v-muzei).
Научный коллектив в рамках гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098 проводил исследование интересов аудитории археологического памятника «Аркаим». За 5 экспедиций 2023 года было опрошено 443 посетителя - 127 мужчин и 316 женщин (29 % и 71 % соответственно).
На вопрос «Чем вас привлекает Аркаим» предлагались следующие варианты ответов:
1.1. природные условия, степной ландшафт;
1.2. возможность оказаться на месте раскопок, посетить музейный комплекс;
1.3. окунуться в мир прошлого, обрести связь с поколениями предков;
1.4. почувствовать энергию этого места, его духовную силу;
1.5. решить личную задачу (исцеление, исполнение желания, раскрытие своих способностей);
1.6. решить профессиональную задачу (организация мероприятия, фотосъемка, художественные или научные цели);
1.7. принять участие в конкретном мероприятии (каком?);
1.8. просто провести время в кругу друзей на новом (или знакомом) для себя месте;
1.9. другое (что именно?)
Ответ «возможность оказаться на месте раскопок, посетить музейный комплекс» выбрали 155 человек (35 %). Из них 45 мужчин и 110 женщин (29 % и 71 %). По возрастному признаку мы получили следующее распределение интересующихся данной тематикой:
- Женщины:
o 18-24 года - 5%;
o 25-44 года - 40 %;
o 45-59 лет - 35%;
о 60 лет и старше - 20 %. - Мужчины: о 18-24 года - 4%; о 25-44 года - 49 %; о 45-59 лет - 33%; о 60 лет и старше - 14 %.
Вопрос «Какие конкретные занятия вас особенно привлекают» предлагались следующие варианты ответов:
1.1. посещение музейных комплексов
1.2. возможность встретить восход солнца в степи
1.3. совершить восхождение на горы, находящиеся на территории Аркаима
1.4. поехать на горы, расположенные в нескольких километрах от лагеря
1.5. принять участие в ритуале завязывания ленточек для исполнения желаний
1.6. сделать своими руками дольмен из камней
1.7. прикоснуться к каменным глыбам в Долине Камней
1.8. принять участие в профессиональной экскурсии
1.9. принять участие в физических практиках на природе
1.10. принять участие в коллективных духовных практиках - работа с энергиями (хоровод, объятия, пляска под шаманский бубен, варган)
1.11. самостоятельно совершать жертвенные приношения, рассказать о сокровенных желаниях
1.12. знакомиться с современными инсталляциями
1.13. принять участие в мастер-классах, связанных с древними ремеслами
1.14. приобрести сувениры
1.15. сделать необычные фотографии
1.16. просто провести время с компанией друзей, посидеть у костра
1.17. другое (что именно?)
1.18. медитация наедине с собой
Были получены следующие результаты. «Посещение музейных комплексов» выбрали 50 % ото всех опрошенных посетителей. 27,8 % посетителей хотят «принять участие в профессиональной экскурсии». 7 % хотят «знакомиться с современными инсталляциями» и еще 6 % хотят «принять участие в мастер-классах, связанных с древними ремеслами»
Вопрос «Без обращения к каким объектам /практикам вы не представляете себе посещение Аркаима»:
2.1. восхождение на гору Шаманка
2.2. восхождение на гору Любви
2.3. восхождение на гору Покаяния
2.4. посещение усыпальницы Курган-Темир
2.5. посещение березовой рощи (по легенде - портал времени)
2.6. посещение древнего городища Аркаим
2.7. посещение музея «Природы и Человека»
2.8. посещение музея печей
2.9. посещение жилищ каменного века
2.10. посещение аллеи менгиров
2.11. участие в практиках, воспроизводящих древние ремесла, - гончарное дело, плетение
2.12. посещение этно-музея «Казачья Усадьба» и Ветряной Мельницы
2.13. другое (что именно)
Были получены следующие результаты. «Посещение усыпальницы Курган-Темир» ответили 15 % респондентов. «Посещение древнего городища Аркаим» - 34 %. «Посещение музея человека и природы» - 22,6 %. «Посещение музея печей» - 10 %. «Посещение жилищ каменного века» - 11 %. «Участие в практиках, воспроизводящих древние ремесла» - 5,6 %.
И, наконец, на вопрос «В чем вы видите ценность Аркаима, что важно для вас в этом месте»
3.1. прикоснуться к истории человечества, понять прошлое
3.2. задать себе вопросы о смысле жизни, понять себя
3.3. напитаться целительной энергией, духом и силой места
3.4. изучить историю Аркаима, познакомиться с археологическими находками
3.5. побывать на природе, увидеть степь
3.6. интересно провести время с друзьями, единомышленниками
3.7. другое (что именно)
3.8. затрудняюсь ответить.
Вариант «изучить историю Аркаима, познакомиться с археологическими находками» выбрали 26,6 % посетителей.
Подробнее с результатами опроса можно ознакомиться в статье М. В. Загидуллиной (Загидуллина 2024).
Исходя из полученных ответов, мы можем сделать вывод, что у посетителей Аркаима есть потребность в получении исторической информации и интересном представлении музейного пространства.
Мультимедийные технологии в пространстве археологического музея
Мультимедийные технологии в создании экспозиций музеев археологической тематики и их возможности воздействия на человека рассмотрены в исследованиях И. А. Дубова и О. А. Антюфеевой (2023), А. Ф. Набиуллина (2021), Т. А. Прохоровой и Т. В. Сарапулкиной (2023), М. А. Бережной (2018). Возможности виртуальных музеев рассмотрены в исследованиях Е. С. Юдкиной (2016), В. А. Назарова, Д. А. Алешиной (2022).
И. Л. Тихонов приводит типологию из шести видов музеев, имеющих в своих фондах и экспозициях археологические коллекции (Тихонов 2021: 75-77). Отдельно исследователь останавливается на возможностях мультимедийных технологий при экспонировании. Исследователь приводит примеры реальных практик использования таких технологий. Например, в музее, где выставлено погребение, посетителям демонстрируют движущееся изображение женщины, реконструированной по останкам, чтобы показать, как она могла выглядеть при жизни, и что носила в то время. В Афинском музее кикладской цивилизации есть зал, посвященный классической греческой античности, где фоном для экспонатов служат большие цветные фотографии и монтажи, объясняющие контекст использования этих предметов. Но главным образом посетителей привлекают видеоролики с живыми реконструкциями погребальных обрядов и свадебных процессий, изображенных на керамике. Краковский археологический музей использует подобные технологии, чтобы показать посетителям технологические процессы прошлого, такие как изготовление каменных орудий, керамики и отливку металлических изделий (Тихонов 2021: 78). Исследователь отмечает, что «не всегда для реализации интересных экспозиционных замыслов нужны значительные материальные вложения» (Тихонов 2021: 78).
Т. В. Сарапулкина приводит классификацию способов экспонирования археологического наследия: «экспонирование археологических предметов и локальных реконструкций в музейных зданиях; экспонирование законсервированных раскопов и археологических объектов в различного вида павильонах; экспонирование законсервированных археологических объектов и раскопов под открытым небом; экспонирование реконструкций археологических объектов под открытым небом» (Сарапулкина 2021: 45). Автор отмечает, что в российском контексте термин «музей под открытым небом» часто ассоциируется с законсервированными раскопками или археологическими ландшафтами, в то время как за границей это понятие включает в себя полноценные археологические парки с реконструкциями, что создаёт более интерактивный и образовательный опыт для посетителей. Исследователь также отмечает, что с переходом экскурсионных услуг на рынок акцент сместился с просвещения на развлечение. Это изменение требует от музеев адаптации к новым условиям, что может негативно сказаться на глубине восприятия культурного наследия.
В монографии «Музейно-парковые комплексы в современной России: феномен, опыт, проекты, проблемы, перспективы» определяются характеристики, трудности и возможности музейно-парковых комплексов, исследуется зарубежный и российский опыт их создания, особенности исторических, этнографических и археологических музейно-парковых комплексов, способы и системы представления нематериального наследия в данных комплексах. Особое внимание уделяется уникальным проектам, в разработке которых авторы монографии принимали непосредственное участие (Музейно-парковые комплексы в современной России... 2023).
Мультимедийные технологии в пространстве музея-заповедника «Аркаим»
Челябинский государственный историко-археологический музей-заповедник «Аркаим» создан в 1994 году в Брединском районе Челябинской области. Музей представляет собой объединение нескольких объектов: музей человека и природы, казачью усадьбу, мельницу, жилище каменного века, исторический парк, геологическую экспозицию «Память земли» и курган «Темир». Все они находятся на одной территории.
У музея есть сайт https://arkaim-center.ru и группа в социальных сетях https://vk.com/arkaimgroup. Сайт адаптирован для слабовидящих. На сайте представлена информация обо всех музейных объектах и экскурсиях на них (например, https://arkaim-center.ru/index.php/excursion/nasledie-velikoy-stepi). На странице с объектом приведена информация о длительности экскурсии, численности группы, стоимости, фото объекта и текстовая информация об объекте (Рис. 1). В разделе «Экскурсии онлайн» представлены экскурсии на часть объектов, расположенных на территории комплекса. Например, экскурсия на поселение (городище) Аркаим (https://arkaim-center.ru/ekskursii-onlayn) (Рис. 2). Но на странице самого музейного
объекта ссылки на страницу с данным видео нет. На сайте присутствует раздел «Виртуальный тур», который позволяет посетить заповедник, не выходя из дома. Это достигается благодаря панораме мест с хорошим разрешением. Раздел «Виртуальная экспозиция» содержит информацию о некоторых важных экспонатах музея. Описание и фото каждого экспоната. В целом сайт выглядит продуманным и достаточно проработанным. Но разработчикам и администрации стоит уделить внимание навигации и перекрестным ссылкам на страницы.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ АРКАИМ
Комплексная экскурсионная программа
Рис. 1. Информация об экскурсии на поселение Аркаим на официальном сайте
Рис. 2. Информация об экскурсиях онлайн на официальном сайте
Перед каждым музейным объектом в заповеднике располагается стенд с описанием места. На данном стенде находится информация на 2-х языках: русском и английском. Часть стендов содержат qr-код (Рис. 3). К сожалению, перейдя по этому коду мы попадаем на страницу сайта с той же самой информацией, что и на стенде. Использование qr-кода в данном случае оказывается неоправданным. Рекомендуется расположить на данных страницах сайта расширенную информацию об объекте: фото, видео, историческую справку о месте и т. п. То, что посетитель не сможет получить и узнать, не перейдя на страницу.
Рис. 3. Информационный стенд возле казачьей усадьбы (фото Ильи Бархатова)
В музее «Человека и природы» также не хватает интерактивных и мультимедийных элементов. Мы понимаем, что внедрение таких технологий требует финансовых вложений и у регионального музея может не быть достаточного финансирования, но стоит хотя бы добавить те же qr-коды к экспонатам, которые будут направлять посетителей на сайт музея и это уже позволит посетителям получать информацию независимо от экскурсовода. Ведь на сайте музея, как мы отмечали ранее, представлена информация об экспонатах (Рис. 4).
Рис. 4. Экспонаты в музее «Человека и природы» (фото Ильи Бархатова) и на официальном сайте
Большое пространство в музее отведено двухколесной колеснице, которую сделали специально для документального фильма «Аркаим. Колесница времени». Но описанию данного объекта посвящена небольшая табличка (Рис. 5). Было бы хорошо дать возможность людям посмотреть отрывки фильма. И если не на интерактивных экранах, то просто наведя телефон на qr-код.
Рис. 5. «Дышловая двухколесная колесница» (фото Ильи Бархатова)
Что касается возможности просмотра видео хочется отметить возможность использования обычного телевизора для этих целей. В пространстве музея есть отдельные помещения, позволяющие организовать зону просмотра видео для всех желающих. Она могла бы использоваться для тех, кто не хочет ходить и смотреть на экспонаты, но готов посмотреть научные видео. А также дети могли бы смотреть мультфильмы об Аркаиме («Мы живём на Аркаиме», «Сказ об Аркаиме») и получать новую информацию о месте, в котором находятся.
Отдельно хочется отметить заинтересованность посетителей в участии в практиках, воспроизводящих древние ремесла. Хоть по данным опроса этим заинтересовано всего 5,6 % опрошенных нами посетителей, но мы видим совершенно иную картину во время фестивалей «Пламя Аркаима» и «Крынка». Люди с
удовольствием лепят глиняные горшочки, изготавливают изделия из кожи, разрисовывают ткань и др. Если бы такие мастер-классы проводились на постоянной основе, это бы тоже принесло дополнительную привлекательность музею.
Заключение
На примере музея-заповедника Аркаим мы рассмотрели возможность использования мультимедийных возможностей для региональных музеев. В результате анализа мы пришли к выводу, что администрация данного музея не уделяет должного внимания возможностям интерактивного взаимодействия с посетителями. Не затратным способом расширения такого взаимодействие может быть использование qr-кодов при описании экспонатов и музейных объектов. Кроме того, администрации музея стоит задуматься над возможной коллаборацией с создателями контента. Например, о взаимодействии со школами или вузами для создания интересных медиапроектов. Таким образом музей в том числе сможет привлечь внимание молодого поколения к истории и археологии, а вместе с тем и разнообразить предлагаемые формы мультимедийного взаимодействия.
Список источников
Архипова О. В. Цифровые и информационно-коммуникативные технологии в современном музее // Культура. Наука. Творчество : сборник научных статей. Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2018. С. 49-52.
Белая Т. И., Балакшина А. А. Взаимодействие музеев с аудиторией с помощью УЯ, АЯЯ и мультимедийных технологий // Вопросы системного технологического перехода : сборник научных трудов по материалам конференции «Технологическая перспектива: новые рынки и точки экономического роста» 2021-2022. В 2-х томах, Санкт-Петербург, 10-11 ноября 2022 года. Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2023. С. 227-231.
Бережная, М. А. Как не превратить музей в выставку достижений мультимедийных технологий // Время Музея : сборник статей / Министерство по культуре и туризму Калининградской области; Калининградский областной историко-художественный музей. Том Выпуск 1. Калининград : Аксиос, 2018. С. 451-463.
Веселова Д. Ф., Комина А. И. Роль и внедрение интерактивных и мультимедийных технологий в экскурсию на примере музея истории города Уфы // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2022. № 3 (41). С. 118-124. DOI 10.17122/2541-8904-2022-3-41-117-124.
Дубов И. А., Антюфеева О. А. Археопарк как полифункциональный комплекс // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2023. № 3-4 (92). С. 186-196.
Загидуллина М. В. Освоение меморативного ландшафта как коммуникативная практика (на примере историко-археологического музея «Аркаим») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 88-96. DOI 10.47475/2070-0695-2024-51-1-88-96.
Зотова Т. А. Технологии «живого музея» в современной музейной деятельности: постановка проблемы и задач исследования // Культурологический журнал. 2021. № 4 (46). С. 32-34.
Коданина А. Л. Коммуникационные стратегии в культурно-просветительской работе современного музея (на примере Нижегородского государственного художественного музея) // Динамика медиасистем. 2024. Т. 4, №1. С. 55-61.
Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4 (48). С. 186-190.
Музейно-парковые комплексы в современной России: феномен, опыт, проекты, проблемы, перспективы : коллективная монография [Электронное сетевое издание] / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Пустовойт, О. Ю. Нельзина. Москва : Институт Наследия, 2023. 556 с. DOI 10.34685/ HI.2023.33.60.002.
Набиуллин А. Ф. Применение мультимедийных сенсорных экранов в экспозиции музея археологического дерева «Татарская слободка» государственного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» с целью популяризации культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 55. С. 85-90.
Назаров В. А., Алешина Д. А. Разработка мультимедийного контента для виртуального музея // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). 2022. № 1. С. 1031-1033.
Новикова А. В. Понятие «мультимедийные технологии» в современной науке // Вестник магистратуры. 2015. №2-2(41). С. 13-15.
Пилко И. С., Савкина С. В. Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29. С. 201-207.
Прохорова Т. А., Сарапулкина Т. В. Археологические выставки в музее-заповеднике «Херсонес таврический»: научная концепция и экспозиционный подход // Ученые записки Крымского федерального
университета имени В. И Вернадского. Исторические науки. 2023. № 2. С. 65-100.
Пустовойт Ю. В. Классификация интерактивных мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея // Культурное наследие России. 2020. № 4 (31). С. 55-60. DOI 10.34685/HI.2020.31.4.007.
Пустовойт Ю. В. Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея // Культурное наследие России. 2019. № 1. С. 62-67.
Румянцева Т. В. Музей школы как пространство трансляции семейных ценностей медийными средствами // Медиасреда. 2024. № 1. С. 111-115. DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-111-115.
Сарапулкина Т. В. К вопросу об интерпретации и показе археологических памятников при их музеефикации // Рогачевские чтения: музей, археология, история : международная научно-практическая конференция, приуроченная к 30-летию музея-заповедника «Костенки», Воронеж, 26-27 августа 2021 года / Государственный археологический музей-заповедник «Костенки». Том Выпуск 1. Воронеж : Полиграфический центр «Пресс-Бургер», 2021. С. 43-49.
Тихонов И. Л. Проблемы экспонирования археологических коллекций // Музей. Памятник. Наследие. 2021. № 1 (9). С. 71-84.
Чебушев Г. С., Мохова А. С. Современные средства мультимедиа и их применение // Молодой ученый. 2019. №20 (258). С. 44-47.
Юдкина Е. С. Потенциал виртуальных музеев в современных реалиях // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2021. № 11. С. 18-22. DOI 10.24412/cl-34136-2021-11-18-22.
Li J., Zheng X., Watanabe I., Ochiai Y. A systematic review of digital transformation technologies in museum exhibition // Computers in Human Behavior. 2024. Volume 161, https://doi.org/10.1016/j.chb.2024.108407.
Lu S. E., Moyle B., Reid S., Yang E., Liu B. Technology and museum visitor experiences: a four stage model of evolution // Inf Technol Tourism. 2023. №25. Рр. 151-174. https://doi.org/10.1007/s40558-023-00252-1.
References
Arkhipova, O. V. (2018). Tsifrovye i informatsionno-kommunikativnye tekhnologii v sovremennom muzee [Digital and Information and Communication Technologies in the Modern Museum]. Kultura. Nauka. Tvorchestvo : sbornik nauchnykh statei. Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy universitet kultury i iskusstv, 49-52. (In Russ).
Belaya, T. I. & Balakshina, A. A. (2023). Vzaimodeystvie muzeev s auditoriey s pomoshch'yu VR, AR i multimedia tekhnologiy [Interaction of Museums with the Audience Using VR, AR, and Multimedia Technologies]. Voprosy sistemnogo tekhnologicheskogo perekhoda : sbornik nauchnykh trudov po materialam konferentsii «Tekhnologicheskaya perspektiva: novye rynki i tochki ekonomicheskogo rosta» 2021-2022. V2-kh tomakh, Sankt-Peterburg, 10-11 noyabrya 2022 goda. Sankt-Peterburg: Tsentr nauchno-informatsionnykh tekhnologiy «Asterion», 227-231. (In Russ).
Berezhnaya, M. A. (2018). Kak ne prevratit' muzey v vystavku dostizheniy multimedia nykh tekhnologiy [How not to turn a museum into an exhibition of multimedia technology]. VremyaMuzeya, 1, 451-463. (In Russ).
Veselova, D. F. & Komina, A. I. (2022). Rol' i vnedrenie interaktivnykh i multimedia tekhnologiy v ekskursiyu na primere muzeya istorii goroda Ufy [The Role and Implementation of Interactive and Multimedia Technologies in Excursions: The Case of the Ufa City History Museum]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika. 3 (41). 118-124. DOI 10.17122/2541-89042022-3-41-117-124. (In Russ).
Dubov, I. A. & Antyufeeva, O. A. (2023). Arkheopark kak polifunktsional'nyy kompleks [Archaeopark as a multifunctional complex]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 3-4 (92), 186-196. (In Russ).
Zagidullina, M. V. (2024). Osvoenie memorial'nogo landshafta kak kommunikativnaya praktika (na primere istoriko-arheologicheskogo muzeya «Arkaim») [Mastering the Memorial Landscape as a Communicative Practice: The Case of the Historical and Archaeological Museum "Arkaim"]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2024. 1 (51). 88-96. DOI 10.47475/2070-06952024-51-1-88-96. (In Russ).
Zotova, T. A. (2021). Tekhnologii «zhivogo muzeya» v sovremennoi muzeinoi deyatel'nosti: postanovka problemy i zadach issledovaniya [Technologies of the "Living Museum" in Modern Museum Activities: Problem Statement and Research Tasks]. Kul'turologicheskiy zhurnal. 4 (46). 32-34. (In Russ).
Kodanina, A. L. (2024). Kommunikatsionnye strategii v kulturno-prosvetitelskoy rabote sovremennogo muzeya (na primere Nizhegorodskogo gosudarstvennogo khudozhestvennogo muzeya) [Communication Strategies in the Cultural and Educational Work of the Modern Museum: The Case of the Nizhny Novgorod State Art Museum/. Dinamika mediasistem. Vol. 4(1). 55-61. (In Russ).
Maximova, T. E. (2012). Virtual'nye muzey: podkhody k tipologii [Virtual Museums: Approaches to Typology]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. 4 (48). 186-190. (In Russ).
Polyakov, T. P., Zotov, T. A., Pustovoyt, Yu. V. & Nelzina, O. Yu. (2023). Muzeyno-parkovye kompleksy v sovremennoy Rossii: fenomen, opyt, proekty, problemy, perspektivy [Museum-park complexes in modern Russia: phenomenon, experience, projects, problems, prospects]. Moscow: Institut Naslediya, 556 p. DOI 10.34685/HI.2023.33.60.002. (In Russ).
Nabiullin, A. F. (2021). Primenenie multimedia nykh sensornykh ekranov v ekspozitsii muzeya arkheologicheskogo dereva "Tatarskaya slobodka" gosudarstvennogo muzeya-zapovednika "Ostrov-grad Sviyazhsk" s tselyu populyarizatsii kul'turnogo naslediya [The use of multimedia touch screens in the exhibition of the archaeological wooden museum "Tatar Sloboda" of the State Museum-Reserve "Island City Sviyazhsk" to popularize cultural heritage]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 55, 85-90. (In Russ).
Nazarov, V. A. & Aleshina, D. A. (2022). Razrabotka multimedia nykh kontentov dlya virtual'nogo muzeya [Development of multimedia content for a virtual museum]. Molodye uchenye - razvitiyu Natsional'noy tekhnologicheskoy initsiativy (POISK), 1, 1031-1033. (In Russ).
Novikova, A. V. (2015). Ponyatie «multimediynye tekhnologii» v sovremennoy nauke [The Concept of "Multimedia Technologies"
in Modern Science]. Vestnikmagistratury. 2-2 (41). 13-15. (In Russ).
Pilko, I. S. & Savkina, S. V. (2014). Elektronnye vystavki muzeev: spetsificheskie osobennosti, vidovaya klassifikatsiya [Electronic Exhibitions of Museums: Specific Features and Species Classification]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. 29. 201-207. (In Russ).
Prokhorova, T. A. & Sarapulkina, T. V. (2023). Arkheologicheskiye vystavki v muzeye-zapovednike "Khersones tavricheskiy": nauchnaya kontseptsiya i ekspozitsionnyy podkhod [Archaeological exhibitions in the museum-reserve "Chersonesus Taurica": scientific concept and exhibition approach]. UchenyezapiskiKrymskogofederal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo, 2, 65-100. (In Russ).
Pustovoyt, Yu. V. (2020). Klassifikatsiya interaktivnykh multimediynykh tekhnologiy v ekspozitsionno-vystavochnom prostranstve sovremennogo muzeya [Classification of Interactive Multimedia Technologies in the Exhibition Space of the Modern Museum]. Kul'turnoe nasledie Rossii. 4 (31). 55-60. DOI 10.34685/HI.2020.31.4.007. (In Russ).
Pustovoyt, Yu. V. (2019). Klassifikatsiya multimediynykh tekhnologiy v ekspozitsionno-vystavochnom prostranstve sovremennogo muzeya [Classification of Multimedia Technologies in the Exhibition Space of the Modern Museum]. Kul'turnoe nasledie Rossii. 1. 62-67. (In Russ).
Rumyantseva, T. V. (2024). Muzey shkoly kak prostranstvo translyatsii semeynykh tsennostey mediynymi sredstvami [The School Museum as a Space for the Transmission of Family Values through Media Means]. Mediasreda. 1. 111-115. DOI 10.47475/20700717-2024-1-1-111-115. (In Russ).
Sarapulkina, T. V. (2021). K voprosu ob interpretatsii i pokaze arkheologicheskikh pamiatnikov pri ikh muzeifikatsii [On the issue of interpretation and display of archaeological monuments during their museification]. Rogachevskie chteniya: muzey, arkheologiya, istoriya. Voronezh: Poligraficheskiy tsentr "Press-Burger", 43-49. (In Russ).
Tikhonov, I. L. (2021). Problemy eksponirovaniya arkheologicheskikh kollektsiy [Problems of exhibiting archaeological collections]. Muzey. Pamyatnik. Nasledie, 1 (9), 71-84. (In Russ).
Chebushov, G. S. & Mokhova, A. S. (2019). Sovremennye sredstva multimedia i ikh primenenie [Modern Multimedia Means and Their Application]. Molodoy uchenyy. 20 (258). 44-47. (In Russ).
Yudkina, E. S. (2021). Potentsial virtual'nykh muzeev v sovremennykh realiyakh [The potential of virtual museums in modern realities]. Vestnik Muzeya arkheologii i etnografii Permskogo Predural'ya, 11, 18-22. DOI 10.24412/cl-34136-2021-11-18-22. (In Russ).
Li, J., Zheng X., Watanabe, I. & Ochiai, Y. (2024). A Systematic Review of Digital Transformation Technologies in Museum Exhibition. Computers in Human Behavior. Volume 161, https://doi.org/10.1016/j.chb.2024.108407.
Lu, S. E., Moyle, B., Reid, S., Yang, E. & Liu, B. (2023). Technology and Museum Visitor Experiences: A Four Stage Model of Evolution. Inf Technol Tourism. 25. 151-174. https://doi.org/10.1007/s40558-023-00252-1.
Информация об авторе
И. В. Топчий - кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства
Information about the author
Irina V. Topchii - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Media Production
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.11.2024; одобрена после рецензирования 23.11.2024; принята к публикации 25.11.2024.
The article was submitted 10.11.2024; approved after reviewing 23.11.2024; accepted for publication 25.11.2024.