ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)
МУЗЕЙ ШКОЛЫ: К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ("ЕВРОПЕЙСКИЙ СЛУЧАЙ”)
© А.А.Сальникова
Анализируются современные тенденции в создании музея, посвященного истории школьного образования.
Среди всего типологического многообразия существующих на сегодняшний день музеев нельзя не упомянуть и такой исключительно специфичный их вид, как музей школы. Причем сразу же хотелось бы четко разграничить два понятия, которые часто накладываются друг на друга, но далеко не всегда совпадают и уж тем более не являются тождественными, - это такие понятия, как "музей школы" и "школьный музей". "Школьный музей" - это музей, созданный обычно при школе и посвященный практически любому из избранных его создателями периоду, сюжету или персоналии (или тому, другому, третьему вместе). Таким образом, речь в данном случае идет, в первую очередь, о стратификационном принципе его организации. "Музей школы" - это музей, посвященный истории школьного образования. Он может быть построен по принципу "case study", когда история национального образования воссоздается на примере одной, конкретной школы. Такого рода музеи нередки в нашей стране. Обычно они посвящены школам, имеющим древнюю и славную историю и выдающихся выпускников. Так, например, в 1995 г. в Санкт-Петербурге был открыт Музей школы Карла Мая, одного из старейших казенных учебных заведений страны, возникшего еще в 1856 г. У истоков школы стоял талантливый педагог, последователь и пропагандист идей Яна Амоса Коменского, Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинс-кого, выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета Карл Иванович Май. Среди выпускников школы были и члены Государственного Совета России, и губернаторы, и министры, и выдающиеся военачальники и флотоводцы; более 90 ее выпускников стали докторами наук, 26 были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Российской Академии наук и Академии художеств. Численность фондов музея на сегодня составляет более 2500 единиц хранения.
Значительно меньшее распространение в российской музейной традиции получили музеи, посвященные истории школьного образования и истории школы как феномена. Между тем такие
музеи представляют особый интерес, поскольку теснейшим образом теоретически, методологически и проблемно увязаны с новым направлением современного гуманитарного знания - культурой детства.
Очевидная необходимость в сохранении и презентации информации о детстве, в том числе путем музейного коллекционирования и экспонирования, была осознана не сразу и не вдруг. "Детский мир" на протяжении долгого времени был практически исключен из сферы музейной теории и практики. Это было связано не только с закономерностями развития и функционирования исторической науки и музейного дела, но и с отношением общества к ребенку и детству вообще. "Историков очень занимала шумная песочница истории, где сооружались волшебные замки и устраивались великолепные битвы, но они совершенно игнорировали то, что происходило в домах вокруг этой игровой площадки", -писал по этому поводу один из классиков американской психоистории Ллойд Демоз. А ведь именно там "поколения родителей и их детей создавали между собой то, что в дальнейшем было разыграно на арене публичной жизни" [1, с.14]. Традиционное отношение общества к ребенку как к некоему "неполноценному", "несо-стоявшемуся" взрослому приводило к исключению его из анналов исторической памяти, запечатленных в том числе и в музейных экспонатах, до тех пор, пока он этим взрослым не становился. Причем продолжительность самого детства -в силу его мнимой малозначимости - сводилась до минимума и соотносилась с самым "хрупким" его периодом, когда маленький человек не мог "обходиться без посторонней помощи; очень рано, едва окрепнув физически, ребенок смешивался со взрослыми, разделяя с ними работу и игры. Из маленького дитя он сразу же становился молодым взрослым" [2, с.8]. До этого момента дети оказывались никому не интересны, а предметы детского обихода специально никто не собирал и не хранил. Дети, особенно маленькие, оставались, таким образом, наиболее молчаливыми и наиболее замалчиваемыми среди всех действующих лиц истории.
А. А. САЛЬНИКОВА
Отношение к детям, как к "сырому" материалу, приводило к тому, что они либо вообще исключались из музейных экспозиций, либо были представлены в них случайно, либо присутствовали в музеях-персоналиях лишь как "предисловие" к истории жизни "великого человека". Это, кстати, отчасти было связано с тем, что они оставили слишком мало бросающихся в глаза следов, в том числе и текстов, написанных ими самими, и вещей, которыми они пользовались. Они, как правило, не оказывали активного влияния на так называемые "важные" исторические события, а жили, как казалось, только в мире рутинной повседневности.
Школьная жизнь детей гораздо более интересовала современников, поскольку школа представлялась (да и действительно являлась) важнейшим институтом социализации личности -тем социальным институтом, который делал из ребенка взрослого человека. Но репрезентация школы и школьной жизни на протяжении долгого времени была достаточно одностороння и специфична - это была школа, увиденная глазами взрослого, но отнюдь не глазами ребенка.
В последние десятилетия XIX века в отношении общества к детям и детству произошел существенный перелом. Было осознано, что кажущееся отсутствие или недостаток детей в истории, их мнимая удаленность от деятельности государственных институтов и экономических структур - это еще отнюдь не повод для исключения их из сферы исследования, историографической и музейной практики. В это время зарождается и активно развивается детская психология, повсеместно распространяется осознание особости детства как возрастного периода, школа начинает расцениваться не только как социальный институт, но и как неотъемлемый и необходимый атрибут детского мира. Неудивительно, что как раз с этим периодом связано появление первых музеев школы как особого социокультурного феномена, динамично развивающегося и изменяющегося во времени и пространстве.
Сегодня трудно, пожалуй, назвать европейскую страну, где не функционировали бы музеи школы и не проходили бы выставки предметов и атрибутов "школьной жизни". Такие музеи функционируют в Бельгии и Германии, Испании и Италии, Франции и Швейцарии. Однако одним из наиболее интересных и значимых музеев такого типа является Словенский музей школы, расположенный в городе Любляне, Словения. Этот музей был открыт в 1898 г. по инициативе группы словенских учителей, возглавляемой учителем начальной люблянской школы Якобом
Дымником. Первоначальной целью было представить в музее историю словенской школы и результаты работы словенских учителей. По случаю 50-летия правления императора Франца-Иосифа 2 августа 1898 г. состоялось ежегодное общее собрание Словенской ассоциации учите -лей, сопровождавшееся специальной выставкой, на основе которой и был образован музей. Финансирование музея было явно недостаточным, что привело к неоднократным его переездам на протяжении первого десятилетия ХХ века. Наконец музей обосновался в помещении Учительской типографии, но в 1912 г. был закрыт.
После Первой мировой войны встал вопрос о возрождении музея. Однако реально это произошло лишь в мае 1938 г., когда специальным правительственным постановлением он был преобразован в Музей словенского образования. С тех пор музей стал функционировать как самостоятельное учреждение.
Главная цель деятельности музея, определенная в 1938 г., заключалась в собирании материалов по истории начальной и средней школы в Словении. Эта базовая концепция была подтверждена в 1951 г., когда в музее были созданы три отдела: экспозиционная коллекция, библиотека по истории образования и архив, включавший и исторические документальные коллекции. Помимо экспозиционной и собирательской деятельности, музей начал активно заниматься и исследовательской работой. Указанная концепция обусловила миссию музея и его организационную структуру. Собранная музеем документация - как историческая, так и текущая - позволила открыть здесь в 1960 г. "Центр документации по истории школы". Однако текущее делопроизводство и архивная коллекция разведены и хранятся раздельно. Позднее к собирательской и исследовательской деятельности музея была добавлена и образовательная программа, в частности, лекции, семинары и ролевые игры. С 1998-1999 учебного года в музее проводится пользующийся огромной популярностью цикл интерактивных занятий для детей разных возрастов, подростков и юношества (но в них могут принять участие и взрослые посетители) под названием "Радость за школьной партой - уроки наших дедушек и бабушек".
Участники урока садятся за старинные парты, им выдаются мелки и индивидуальные грифельные доски - и урок письма начинается. На другом уроке - уроке словенского языка, дети, одетые на манер XIX века, получают учебники 1896 года и заучивают так называемую "Песню императора", которая была включена во все словенские школьные учебники по чтению для пер-
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЕЙНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
вых трех лет обучения и которую дети пели в школе и в церкви. В 2000-е г. были разработаны уроки по естественной истории края второй половины XIX - начала ХХ века, уроки по истории Югославии 1918-1930 гг., а также урок "Мы -пионеры", относящийся к истории Югославии социалистической. Такая форма обучения была весьма результативна, поскольку она нравится детям. В 2006 г. музей провел выставку "Музей глазами детей", где было выставлено 243 рисунка и 197 сочинений маленьких посетителей. Многие из них заканчивались словами: "Я надеюсь вернуться сюда снова".
Коллекции музея очень богаты и разнообразны. Наиболее ценной среди них считается так называемая коллекция "черно-золотых книг", включающая тетради, сертификаты, учебные пособия, ежегодные школьные отчеты, стереоскопические школьные изображения, фотографии школьных зданий и классов, школьное оборудование (парты, стулья, доски) и т.д. Библиотека музея содержит более 55000 книг, включая антикварные издания по истории образования, восходящие к XVIII-XIX вв., и даже инкунабулы, в частности, знаменитую "Яи&шейа grammatices". Постоянно действующей является экспозиция "Образование в Словении на протяжении веков". Ежегодно разворачиваются специальные выставки, обязательно сопровождаемые обстоятельными каталогами (на сегодняшний день таковых издано уже 62). Кроме того, посетители имеют
возможность побывать в классной комнате XIX века.
Словенский музей школы издает журнал "Школьная хроника". Это единственное в Словении периодическое издание, посвященное истории и традициям словенского учительства, учительским ассоциациям и словенской школьной системе.
Данный музей и вся его деятельность представляют собой чрезвычайно удачный опыт, который может быть широко востребован музейным сообществом других стран, в том числе и России. Представляется не только вполне возможным, но и насущно необходимым создание аналогичного музея в Казани, являющейся высокоразвитым образовательным центром с давней образовательной традицией. Здесь причудливо переплелись между собой существенно отличающиеся друг от друга национальные, культурные и конфессиональные образовательные устои, обычаи и системы, вылившиеся, в конечном итоге, в успешный, самобытный и плодотворный результат. И этот результат, безусловно, заслуживает не только изучения и осмысления, но и музейной, доступной для широкой аудитории презентации, чтобы не только словенские, но и татарстанские дети могли сказать: "Я хотел бы вернуться в этот музей еще раз!"
1. Демоз Л. Психоистория. Ростов/н/Д., 2000.
2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом
порядке. Екатеринбург, 1999.
SCHOOL MUSEUM: TECHNIQUES OF CONSTRUCTION AND OPERATION ("EUROPEAN STYLE”)
А.А.Salnikova
Modem trends in the development of European museums devoted to the history of school education are analyzed.