Научная статья на тему 'Музей школы: к вопросу о методике построения и функционирования ("Европейский случай")'

Музей школы: к вопросу о методике построения и функционирования ("Европейский случай") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сальникова А. А.

Анализируются современные тенденции в создании музея, посвященного истории школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MUSEUM: TECHNIQUES OF CONSTRUCTION AND OPERATION ("EUROPEAN STYLE")

Modern trends in the development of European museums devoted to the history of school education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Музей школы: к вопросу о методике построения и функционирования ("Европейский случай")»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)

МУЗЕЙ ШКОЛЫ: К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ("ЕВРОПЕЙСКИЙ СЛУЧАЙ”)

© А.А.Сальникова

Анализируются современные тенденции в создании музея, посвященного истории школьного образования.

Среди всего типологического многообразия существующих на сегодняшний день музеев нельзя не упомянуть и такой исключительно специфичный их вид, как музей школы. Причем сразу же хотелось бы четко разграничить два понятия, которые часто накладываются друг на друга, но далеко не всегда совпадают и уж тем более не являются тождественными, - это такие понятия, как "музей школы" и "школьный музей". "Школьный музей" - это музей, созданный обычно при школе и посвященный практически любому из избранных его создателями периоду, сюжету или персоналии (или тому, другому, третьему вместе). Таким образом, речь в данном случае идет, в первую очередь, о стратификационном принципе его организации. "Музей школы" - это музей, посвященный истории школьного образования. Он может быть построен по принципу "case study", когда история национального образования воссоздается на примере одной, конкретной школы. Такого рода музеи нередки в нашей стране. Обычно они посвящены школам, имеющим древнюю и славную историю и выдающихся выпускников. Так, например, в 1995 г. в Санкт-Петербурге был открыт Музей школы Карла Мая, одного из старейших казенных учебных заведений страны, возникшего еще в 1856 г. У истоков школы стоял талантливый педагог, последователь и пропагандист идей Яна Амоса Коменского, Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинс-кого, выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета Карл Иванович Май. Среди выпускников школы были и члены Государственного Совета России, и губернаторы, и министры, и выдающиеся военачальники и флотоводцы; более 90 ее выпускников стали докторами наук, 26 были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Российской Академии наук и Академии художеств. Численность фондов музея на сегодня составляет более 2500 единиц хранения.

Значительно меньшее распространение в российской музейной традиции получили музеи, посвященные истории школьного образования и истории школы как феномена. Между тем такие

музеи представляют особый интерес, поскольку теснейшим образом теоретически, методологически и проблемно увязаны с новым направлением современного гуманитарного знания - культурой детства.

Очевидная необходимость в сохранении и презентации информации о детстве, в том числе путем музейного коллекционирования и экспонирования, была осознана не сразу и не вдруг. "Детский мир" на протяжении долгого времени был практически исключен из сферы музейной теории и практики. Это было связано не только с закономерностями развития и функционирования исторической науки и музейного дела, но и с отношением общества к ребенку и детству вообще. "Историков очень занимала шумная песочница истории, где сооружались волшебные замки и устраивались великолепные битвы, но они совершенно игнорировали то, что происходило в домах вокруг этой игровой площадки", -писал по этому поводу один из классиков американской психоистории Ллойд Демоз. А ведь именно там "поколения родителей и их детей создавали между собой то, что в дальнейшем было разыграно на арене публичной жизни" [1, с.14]. Традиционное отношение общества к ребенку как к некоему "неполноценному", "несо-стоявшемуся" взрослому приводило к исключению его из анналов исторической памяти, запечатленных в том числе и в музейных экспонатах, до тех пор, пока он этим взрослым не становился. Причем продолжительность самого детства -в силу его мнимой малозначимости - сводилась до минимума и соотносилась с самым "хрупким" его периодом, когда маленький человек не мог "обходиться без посторонней помощи; очень рано, едва окрепнув физически, ребенок смешивался со взрослыми, разделяя с ними работу и игры. Из маленького дитя он сразу же становился молодым взрослым" [2, с.8]. До этого момента дети оказывались никому не интересны, а предметы детского обихода специально никто не собирал и не хранил. Дети, особенно маленькие, оставались, таким образом, наиболее молчаливыми и наиболее замалчиваемыми среди всех действующих лиц истории.

А. А. САЛЬНИКОВА

Отношение к детям, как к "сырому" материалу, приводило к тому, что они либо вообще исключались из музейных экспозиций, либо были представлены в них случайно, либо присутствовали в музеях-персоналиях лишь как "предисловие" к истории жизни "великого человека". Это, кстати, отчасти было связано с тем, что они оставили слишком мало бросающихся в глаза следов, в том числе и текстов, написанных ими самими, и вещей, которыми они пользовались. Они, как правило, не оказывали активного влияния на так называемые "важные" исторические события, а жили, как казалось, только в мире рутинной повседневности.

Школьная жизнь детей гораздо более интересовала современников, поскольку школа представлялась (да и действительно являлась) важнейшим институтом социализации личности -тем социальным институтом, который делал из ребенка взрослого человека. Но репрезентация школы и школьной жизни на протяжении долгого времени была достаточно одностороння и специфична - это была школа, увиденная глазами взрослого, но отнюдь не глазами ребенка.

В последние десятилетия XIX века в отношении общества к детям и детству произошел существенный перелом. Было осознано, что кажущееся отсутствие или недостаток детей в истории, их мнимая удаленность от деятельности государственных институтов и экономических структур - это еще отнюдь не повод для исключения их из сферы исследования, историографической и музейной практики. В это время зарождается и активно развивается детская психология, повсеместно распространяется осознание особости детства как возрастного периода, школа начинает расцениваться не только как социальный институт, но и как неотъемлемый и необходимый атрибут детского мира. Неудивительно, что как раз с этим периодом связано появление первых музеев школы как особого социокультурного феномена, динамично развивающегося и изменяющегося во времени и пространстве.

Сегодня трудно, пожалуй, назвать европейскую страну, где не функционировали бы музеи школы и не проходили бы выставки предметов и атрибутов "школьной жизни". Такие музеи функционируют в Бельгии и Германии, Испании и Италии, Франции и Швейцарии. Однако одним из наиболее интересных и значимых музеев такого типа является Словенский музей школы, расположенный в городе Любляне, Словения. Этот музей был открыт в 1898 г. по инициативе группы словенских учителей, возглавляемой учителем начальной люблянской школы Якобом

Дымником. Первоначальной целью было представить в музее историю словенской школы и результаты работы словенских учителей. По случаю 50-летия правления императора Франца-Иосифа 2 августа 1898 г. состоялось ежегодное общее собрание Словенской ассоциации учите -лей, сопровождавшееся специальной выставкой, на основе которой и был образован музей. Финансирование музея было явно недостаточным, что привело к неоднократным его переездам на протяжении первого десятилетия ХХ века. Наконец музей обосновался в помещении Учительской типографии, но в 1912 г. был закрыт.

После Первой мировой войны встал вопрос о возрождении музея. Однако реально это произошло лишь в мае 1938 г., когда специальным правительственным постановлением он был преобразован в Музей словенского образования. С тех пор музей стал функционировать как самостоятельное учреждение.

Главная цель деятельности музея, определенная в 1938 г., заключалась в собирании материалов по истории начальной и средней школы в Словении. Эта базовая концепция была подтверждена в 1951 г., когда в музее были созданы три отдела: экспозиционная коллекция, библиотека по истории образования и архив, включавший и исторические документальные коллекции. Помимо экспозиционной и собирательской деятельности, музей начал активно заниматься и исследовательской работой. Указанная концепция обусловила миссию музея и его организационную структуру. Собранная музеем документация - как историческая, так и текущая - позволила открыть здесь в 1960 г. "Центр документации по истории школы". Однако текущее делопроизводство и архивная коллекция разведены и хранятся раздельно. Позднее к собирательской и исследовательской деятельности музея была добавлена и образовательная программа, в частности, лекции, семинары и ролевые игры. С 1998-1999 учебного года в музее проводится пользующийся огромной популярностью цикл интерактивных занятий для детей разных возрастов, подростков и юношества (но в них могут принять участие и взрослые посетители) под названием "Радость за школьной партой - уроки наших дедушек и бабушек".

Участники урока садятся за старинные парты, им выдаются мелки и индивидуальные грифельные доски - и урок письма начинается. На другом уроке - уроке словенского языка, дети, одетые на манер XIX века, получают учебники 1896 года и заучивают так называемую "Песню императора", которая была включена во все словенские школьные учебники по чтению для пер-

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЕЙНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

вых трех лет обучения и которую дети пели в школе и в церкви. В 2000-е г. были разработаны уроки по естественной истории края второй половины XIX - начала ХХ века, уроки по истории Югославии 1918-1930 гг., а также урок "Мы -пионеры", относящийся к истории Югославии социалистической. Такая форма обучения была весьма результативна, поскольку она нравится детям. В 2006 г. музей провел выставку "Музей глазами детей", где было выставлено 243 рисунка и 197 сочинений маленьких посетителей. Многие из них заканчивались словами: "Я надеюсь вернуться сюда снова".

Коллекции музея очень богаты и разнообразны. Наиболее ценной среди них считается так называемая коллекция "черно-золотых книг", включающая тетради, сертификаты, учебные пособия, ежегодные школьные отчеты, стереоскопические школьные изображения, фотографии школьных зданий и классов, школьное оборудование (парты, стулья, доски) и т.д. Библиотека музея содержит более 55000 книг, включая антикварные издания по истории образования, восходящие к XVIII-XIX вв., и даже инкунабулы, в частности, знаменитую "Яи&шейа grammatices". Постоянно действующей является экспозиция "Образование в Словении на протяжении веков". Ежегодно разворачиваются специальные выставки, обязательно сопровождаемые обстоятельными каталогами (на сегодняшний день таковых издано уже 62). Кроме того, посетители имеют

возможность побывать в классной комнате XIX века.

Словенский музей школы издает журнал "Школьная хроника". Это единственное в Словении периодическое издание, посвященное истории и традициям словенского учительства, учительским ассоциациям и словенской школьной системе.

Данный музей и вся его деятельность представляют собой чрезвычайно удачный опыт, который может быть широко востребован музейным сообществом других стран, в том числе и России. Представляется не только вполне возможным, но и насущно необходимым создание аналогичного музея в Казани, являющейся высокоразвитым образовательным центром с давней образовательной традицией. Здесь причудливо переплелись между собой существенно отличающиеся друг от друга национальные, культурные и конфессиональные образовательные устои, обычаи и системы, вылившиеся, в конечном итоге, в успешный, самобытный и плодотворный результат. И этот результат, безусловно, заслуживает не только изучения и осмысления, но и музейной, доступной для широкой аудитории презентации, чтобы не только словенские, но и татарстанские дети могли сказать: "Я хотел бы вернуться в этот музей еще раз!"

1. Демоз Л. Психоистория. Ростов/н/Д., 2000.

2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом

порядке. Екатеринбург, 1999.

SCHOOL MUSEUM: TECHNIQUES OF CONSTRUCTION AND OPERATION ("EUROPEAN STYLE”)

А.А.Salnikova

Modem trends in the development of European museums devoted to the history of school education are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.