Научная статья на тему 'Школьные музеи Европы: многообразие подходов'

Школьные музеи Европы: многообразие подходов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1523
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЕВРОПА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ШКОЛА / EUROPE / MUSEUM / EDUCATIONAL MUSEUM / SCHOOL MUSEUM / SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шуштар Бранко

Школьные музеи представляют собой группу, объединяющую достаточно несхожие друг с другом некоммерческие культурные институты. Их объединяет энтузиазм, направленный на сохранение культурного наследия, связанного не столько с классными комнатами, сколько с образованием. Хотя, конечно, и без классных комнат школьный музей существовать не может. К 2004 г. в интернете можно было найти упоминания о 683 школьных музеях, расположенных преимущественно в Европе (442 или 64,7 %). Лидером из 30 европейских государств в этом отношении выступала Германия, где было создано более 100 подобных музеев. Школьные музеи, начавшие возникать в середине XIX в., нередко были связаны с учительскими ассоциациями, а так же коммерческой (или, по крайней мере, рекламной) презентацией новых учебных принадлежностей, с самим современным образованием. Современные школьные музеи имеют другую организационную форму: это местные ассоциации, коллекции по истории школы, региональные или городские музеи (иногда, связанные со школами, университетами или более масштабными музеями), а так же национальные педагогические музеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of Musealization of Education in Some School Museums in Europe

School museums represent a very diverse group of such non-profit cultural institutions. What we have in common more than anything else is our enthusiasm for the preservation of the cultural heritage of education, rather than that of the old classroom which, however, no school museum is without. In 2004 was possible found on the internet as many as 683 school museums, primarily in Europe (442 or 64.7%), where they can be found in nearly 30 countries, with Germany having the highest number (over 100). School museums that started appearing in the mid-nineteenth century have often been linked to teachers’ societies, as well as to commercial or at least advertising presentations of contemporary teaching aids, and to contemporary education. Present-day school museums are in different organizing forms: local associations, school history collections, regional or town museums (sometimes connected with schools, universities or bigger museums) and national pedagogical museum.

Текст научной работы на тему «Школьные музеи Европы: многообразие подходов»

ШКОЛЬНЫЕ И УНИВЕРСИТЕТСКИЕ МУЗЕИ

УДК 069.000.93(048)

Брайко Шуштар

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ ЕВРОПЫ: МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ

Обзор музеев, так или иначе связанных с проблемами образования, предполагает обращение к школьным и педагогическим музеям, музеям, которые, зачастую будучи институтами, руководимыми учительскими ассоциациями, активно стремятся пропагандировать некие новации в деле школьного образования (например, новые учебные принадлежности). Такие музеи появляются во второй половине XIX в. Школьные музеи, многие из которых появились вновь после закрытия целого ряда небольших школ в 1970-е гг.. представляют историю образования, не столько фокусируя свое внимание на ностальгии по ушедшему времени, сколько обращаясь к реальной музеологической работе; от коллекционирования, изучения и экспонирования к получающей все большее распространение педагогической деятельности, с настоящими уроками, проходящими в старых классных комнатах. Как и в сами школы, в школьные музеи чаще всего приходит именно учащиеся (или, по крайней мере, бывшие ученики), которые хотят узнать больше об истории образования. Кроме того детские музеи представляют и ряд других тем, в особой, «дружественной» по отношению к детям манере, это, однако, является темой специального исследования.

Традиция школьных музеев

Развитие школьных музеев можно проследить с середины XIX в. Они создавались в ряде европейских государств (Германия, Россия (1864 г., Санкт-Петербург) и др.), а так же в Северной и Южной Америках и Японии. К 1906 г. в мире насчитывалось 79 школьных музеев. В 1898 г. в Любляне был открыт Словенский школьный музей1.

Школьные музеи представляют собой группу, объединяющую достаточно несхожие друг с другом некоммерческие культурные институты. Их объединяет энтузиазм, направленный на сохранение культурного наследия, связанного не столько с классными комнатами, сколько с образованием. Хотя, конечно, и без классных комнат школьный музей существовать не может. К 2004 г. в интернете можно было найти упоминания о 683 школьных музеях, расположенных преимущественно в Европе (442 или 64,7 %). Лидером

1 1851 г. - музей в Штутгарте, 1854 г - музей в Торонто, 1857 г. - музей в Лондоне, 1864 г. - музей в Санкт-Петербурге, 1868 г. - музей в Вашингтоне, 1878 г. - музей в Токио, 1883 г. - музей в Рио-де-Жанейро, 1888 г. - музеи в Монтевидео и Буэнос-Айресе, 1899 г. - музей в Нью-Йорке. См.: Ostanek F. Slovenski solski muzej v Ljubljani. Ljubljana, 1956. P. 14-19.

из 30 европейских государств в этом отношении выступала Германия, где было создано более 100 подобных музеев2. Эти цифры указывают не столько на стремление государств сохранять культурное наследие, связанное с историей национальных традиций образования, сколько на огромный энтузиазм отдельных подвижников, стремящихся сохранить школьные традиции некоего конкретного места или региона. Эти музеи различаются по своим целям и формам деятельности. Школьные музеи, начавшие возникать в середине XIX в., нередко были связаны с учительскими ассоциациями, а так же коммерческой (или, по крайней мере, рекламной) презентацией новых учебных принадлежностей, с самим современным образованием. Современные школьные музеи имеют другую организационную форму: это местные ассоциации, коллекции по истории школы, региональные или городские музеи (иногда, связанные со школами, университетами или более масштабными музеями), а так же национальные педагогические музеи.

Школьные музеи в Европе: Германия

Со второй половины XIX в. Германия вполне может считаться страной школьных музеев, к 1904 г. здесь их было 333. Однако, многие из этих музеев, выдержавшие проверку временем, были разрушены в ходе бомбардировок 1941 - 1945 гг. Старейшим независимым институтом среди все еще активных школьных музеев Германии, возникших после массовых закрытий школ в 1970-е гг. и появления целого ряда новых школьных музеев с музеологической и педагогической ориентацией, является школьный музей Цетель-Боленбергерфельда во Фрисландии, созданный в 1978 г.4 К началу XXI в. в Германии существовало более 100 различных школьных музеев и экспозиций, посвященных истории образования. Кроме того, следует отметить, что Германия сохраняет лидерство и в области изучения истории образования, которое проводится здесь преимущественно университетами, отдельными научными обществами и институтами, зачастую действующими совместными усилиями5. Например, в 1991 г. четыре региональных организации создали Школьный музей земли Саар в Отвайлере, который привлекает внимание специалистов своей активностью6. Однако центрального, национального школьного музея в Германии все еще нет.

Школьные музеи как новый феномен культуры стали вновь привлекать внимание немецких специалистов в 1990-е гг. (Г. Йенсен)7, а в 2001 г. они оказались предметом кри-

2 Os museos da education en Internet. V. Peña Saavedra et al. (ed.), Santiago de Compostela, Museo Pedagoxico de Galicia - MUPEGA, 2004; Peege J. Museen zeigen Schule, Erziehung, Unterricht. 100 Orte in der Bundesrepublik Deutschland ausgewählt. Rotterdam, 1990 (переработанный вариант последней работы см.: Peege J. Schule und Bildungswesen in Museen in den neuen Bundesländern. Berlin, 1992).

3 Hübner M. Die deutschen Schulmuseen. Breslau, 1904.

4 См.: Nordwestdeutsche Schulmuseum, Zetel-Bohlenbergerfeld, Friesland, http://www.schulmuseum.de (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

5 Schulmuseum.net, http://schulmuseum.net/news/index.php; HBO, http://www.fachportal-paedagogik.de/ hbo/ (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

6 Schiffler Н. Das Saarländische Schulmuseum in Ottweiler // Mitteilungen & Materialien. 1994. № 41. Р 41-46; Museum Ottweiler, http://www.schulmuseum-ottweiler.net/mason/site/view.html (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

7 Jensen G. Idee, Konzeption und Nutzung von Schulmuseen. Regensburg, 1990. В книге рассказывается о некоторых старых школьных музеях Германии, а так же тех, что возникли в ФРГ совсем недавно. Есть и обзор аналогичных музеев в других европейских странах. См. также: Schulgeschichte in Museen. Hrsg. von J. Peege. Mainz, 1993; Das Schulmuseum: Aufgaben, Konzeptionen und Perspektiven.

тического анализа Уллы Нитш8, которая рассмотрела деятельность 17 таких институтов в 1980 - 1990-е гг., т.е. с начала споров о педагогическом музее в Западном Берлине (сегодня

- Музей детства и юности)9 и создания журнала «М&М». В начале 1980-х гг. в Германии было создано еще три музея подобного рода (в Бергиш Гладбахе, Фридрихсхафене и Ашахе). Два музея (в Нюрнберге и Ихенхаузене) возникли при непосредственном участии Университета Эрлангена-Нюрнберга и лично профессора Макса Лидтке, по инициативе которого был проведен целый ряд встреч музеологов и других исследователей, заинтересованных в данной теме. Университеты играли такую же роль при создании музея в Штайнхорсте и ряде других городов. Школьные музеи Бремена и Гамбурга имеют скорее не локальное, а общегосударственное значение. Интересен и музей в Дортмунде, который в 2010 г. отметил свое столетие, проведя выставку, посвященную истории письма10. Многие музеи осознают свою связь с предшественниками, но немногие могут подтвердить ее преемственностью коллекций. Это стало серьезной проблемой в 1970-е гг., когда история образования стала занимать все более значительное место в музейных залах11. В недавней диссертации М. Бойе, посвященной музеологическому анализу коллекций и деятельности школьных музеев Европы, из числа 29 школьных музеев, расположенных в 20 европейских государствах, выделена группа из 7 музеев Германии12. Автор обращает на них особое внимание в связи с их коллекциями и разнообразными формами деятельности.

Сотрудничество школьных музеев и их реорганизация

В Германии, славной своими национальными традициями школьных музеев, их значительным числом, богатством коллекций и многообразием организационных форм, не существует центрального национального школьного или педагогического музея, подобного тем, которые есть в ряде славянских государств, Франции или до недавнего времени был в Дании. Датский музей был временно закрыт в 2008 г. из-за финансовых проблем. На этом примере особенно хорошо видно, что всякий музей сегодня - это живой организм, чрезвычайно чуткий к окружающим условиям. Школьные музеи также нередко реорганизуются, они открыты духу времени и постоянно находятся в поиске своей музейной идентичности, будь это коллекции с этнографическим уклоном, места, пробуждающие ностальгию по ушедшему детству, исследовательские центры или же педагогические семинары. Реорганизация имела место и в ряде музеев бывшей Восточной Германии. Школьный музей, открытый в 1984 г. в Лейпциге, в 2000 г. превратился в «Школьный

Hrsg. von U. Amlung, J. Heimchen, U. Sandfuchs. München, 1997.

8 Nitsch U. M. Schule wandert ins Museum. Eine kritische Rekonstruktion der Musealisierung von Schul-und Pädagogikgeschichte 1977 - 1997. Berlin, 2001.

9 Museum of Childhood and Youth / Das Museum für Kindheit und Jugend im Stadtmuseum e.V., Berlin, http://www.berlin-kindheitundjugend.de/ (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г).

10 100 Jahre Westfälisches Schulmuseum: Sonderschau // Bild.de. 13.4.2010. См. по адресу: http://www. bild.de/BILD/regional/koeln/dpa/2010/04/13/100-jahre-westfaelisches-schulmuseum-sonderschau.html (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

11 Nitsch U.M.: 1) Schule wandert ins Museum. S. 235-238; 2) «Die Sammlung ist das Herz des Museums». Sammlungsschwerpunkte deutscher Schulmuseen // M&M. 1994. №. 41. S. 102-112.

12 BoyerM. Les collections et les muséographies des musées de l’école et de l’éducation en Europe. Étude comparative à partir d’exemples significatifs, PhD thesis. (Thèse dirigée par Dominique Ferriot, Professeure des universités). Paris, 2009. Надеюсь, эта рукопись будет опубликована в ближайшее время, т.к. она представляет значительный интерес для изучения данной темы.

музей - мастерскую по школьной истории». Фокус сместился в сторону большей демократизации, активно стали развиваться исследование и презентация истории школьного образования в Германии периодов национал-социалистской и коммунистической дикта-тур13. Перемены особенно заметны в статусе музеев, все более разнообразных формах их работы (педагогическая деятельность на экспозиции, семинары, уроки в старых классах и т.д.), научно-исследовательской и издательской деятельности. Музеи активно обращаются к использованию интернета. Важно отметить, что музеи стремятся расширять спектр своей деятельности, - например, проводят международные симпозиумы школьных музеев, которые нередко оказываются стимулами к внедрению на практике определенных инноваций.

Международные симпозиумы школьных музеев и коллекций по школьной истории начали проводиться в Австрии в 1984 г. Инициатором их проведения был Рудольф Лукшандерл (1927 - 1990 гг.), основатель Школьного музея в Михельштеттене. Они продолжились в Дебрецене (Венгрия) и затем проводились в целом ряде стран (1997 г. в Лидсе (Великобритания)14, 2001 г. в Бад-Леонфельдене (Австрия), 2007 г. в Бергене (Норвегия)15, 2009 г. в Руане (Франция)16), несколько раз в Германии (1995 г. в Ростоке-Гельденице17, 1999 г. в Фридрихсхафене (Бодензее)18 и 2003 г. в Бремене19), а в 2005 г. в Иттингене (Швейцария) прошел трехъязычный симпозиум20. Четырнадцатая конференция школьных музеев была посвящена теме «“Путешествие в детство”: воспоминания о детстве как свидетельства для истории образования и педагогики». Ее организовал Свободный университет Боцена. Она состоялась в Южном Тироле (Бриксен/ Брессаноне; Италия) в 2011 г.21 Следующая конференция будет подготовлена и проведена словенскими коллегами в 2013 г. в Любляне (26 - 29 июня). Основными вопросами для обсуждения

13 School Museum - Workshop for School History / Schulmuseum - Werkstatt für Schulgeschichte, Leipzig, http://www.schulmuseum-leipzig.de/index.html (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

14 Documentation 1997, 7th International Symposium for School Museums, Leeds / Bremen, 1999.

15 12th International Symposium for Museums of School Life and School History Collections, Bergen, Norway, 2007, School history/school museums and identity, abstracts and manuscripts from the talks given at the symposium: http://bymuseet.no/?vis=358/ (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

16 13th International Symposium for Museums of School Life and School History Collections, 1st - 4 July 2009: Rouen (France) «Pictures and teaching» - International perspectives, http://www.inrp.fr/musee/page3. php?version=anglais&rubrique=SYMPOSIUM (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

17 Dokumentation des 6. Internationalen Symposium für Leiterinnen/ Leitern und Betreuerinn/ Betreuer von Schulmuseen und Schulgeschichtliche Sammlungen in Göldenitz/ Rostock 27. bis 30. Juli 1995 // M&M. 1996. № 45.

18 Dokumentation Friedrichshafen 1999, 8th International Symposium for School Museums, Friedrichshafen / Weingarten 2000.

19 10th International Symposium for School Museums and School Historic Collections, Bremen 2003, Show what you’ve got! Presentation of School History in the Museum, Programme, http://www2.bremen. de/info/presse/schul programm.pdf(ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

20 11 Internationales Symposium für Schulmuseen und Schulgeschichtliche Sammlungen / 11th International Symposium for School Museums and School Historic Collections in Ittingen, Switzerland 2005 /

21 - 24 Juli 2005, Schweiz, Kartäuse Ittingen. Welche Rolle übernehmen Schul- und Kindermuseen sowie schulgeschichtliche Sammlungen im 21. Jahrhundert?

21 14th International Symposium for School Life and School History Collections, Free University of Bozen / Freie Universität Bozen/ Bolzano; Brixen/ Bressanone, 29.6. - 3.7.2011, Exploration into childhood. Time witnesses as cultural memory and their meaning to the history and museum of education, http://www. unibz. it/de/education/research/documentationcentre/Documents/Programm.pdf (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

на ней станут учительство, организации учителей, совместная профессиональная деятельность в школах.

Цель этих встреч - обмен опытом и другие формы сотрудничества школьных музеев, определенно была достигнута, благодаря плодотворной работе, проводившейся на протяжении последней четверти века. Тематика дискуссий охватывала столь различные проблемы, как музейная презентация, вопросы, связанные с музейными предметами, экспозициями, педагогической и исследовательской деятельностью и т.д. Значительное число докладов публиковалось в берлинском музеологическом журнале «M&M», который с 2003 г. выходит под заголовком «Журнал для музеев и образования» («Zeitschrift für Museum und Bildung/ Journal for Museums and Education»)22. В последний день работы симпозиума в Руане (2009 г.) как один из этапов организации официальных связей между школьными/педагогическими музеями была создана новая организация «Сохранение наследия школьной истории в Европе EWIV/EEIG», действующая при Европейском объединении с экономической целью и Европейском союзе научных интересов.

Успешные международные симпозиумы - отнюдь не единственная форма сотрудничества между различными музеями, будь то в рамках отдельной страны или же целого региона. Например, в Великобритании 15 музеев, посвященных проблематике, связанной с образованием, создали Группу школьных музеев23. Эти музеи принимают участие в профессиональных конференциях. Можно упомянуть, например, Викторианский класс в Музее Рединга, Раггедский школьный музей, открытый в Лондоне в 1990 г.. Британский школьный музей в Хитчине24 и музей в Глазго, - один из 14 городских музеев, располагающийся в великолепном здании эпохи Сецессиона, построенном по проекту архитектора Макинтоша. Этот музей пользуется широкой известностью, благодаря оригинальной архитектуре здания, в котором он располагается, интерьерам и интересной экспозиции, посвященной развитию образования, а так же проводимым им педагогическим и исследовательским семинарам. Кроме того, он представляет историю местной школы. В Глазго экспозиционная деятельность музея связана с центральным городским музеем25, а исследования по истории образования - с местным университетом. Университет Лидса, бывший организатором успешного симпозиума школьных музеев в 1997 г., также обладает собственной хорошо известной музейной коллекцией26.

22Nitsch U. M. Schule wandert ins Museum. S. 43-105; The journal Mitteilungen und Materialien of the AG Pädagogisches Museum (Mitteilungen & Materialien - eine Zeitschrift für Museum und Bildung, Journal for Museums and Education) - №. 58, 2002), http://www.weidler-verlag.de/Reihen/Mitteilungen Materialien/mitteilungen materialien.html; Zeitschrift fur Museum und Bildung 2003. № 59. http://www. lit-verlag.de/reihe/zemubi (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

23 UK School Museums Group http://www.ukschoolmuseumsgroup. org.uk (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

24 Dewsbury Museum, Dewsbury. West Yorkshire. www.dewsburvmuseum.co.uk: Victorian classsroom at the Museum of Reading, www.readingmuseum.org.uk; The Ragged School Museum, London, http://en.wikipedia.org/wiki/Ragged School Museum; http://www.raggedschoolmuseum.org.uk/nextgen/; The British Schools Museum , Hitchin, http://www.hitchinbritishschools.org.uk/ (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

25 Scotland Street School Museum, Glasgow, www.glasgowmuseums.com/venue/index.cfm?venueid=12 (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

26 Foster E. Aspects of Education in the U.K. 1700 - 1990 from the collection of the Museum of the History of Education, the University of Leeds // Zeitschrift fur Museum und Bildung. 1994. № 41. Р. 72-81.

В Швейцарии, где сразу несколько заметных институтов связаны с историей образования, музеи, так или иначе посвященные этой проблеме и работе с детьми (например, школьные музеи Мюлебах-Амрисвилла или Берна)27, также стремятся к сотрудничеству друг с другом. Широкие связи установились у школьных музеев из немецкоязычных стран28. Аналогичные тенденции можно обнаружить и в Испании или Португалии. В то время как на проводящихся каждые два года международных симпозиумах школьных музеев основным языком общения является английский, школьные музеи немецкоязычных стран также недавно начали проводить собственные конференции. С 2004 г. такие конференции, которых к 2010 г. состоялось уже четыре, дополняют ставшие уже традиционными симпозиумы29. Годы проведения одних и других намеренно чередуются.

Школьные музеи в других европейских государствах

Современные музеологические проекты и школьные музеи Иберийского полуострова характеризуются различными национальными, лингвистическими и региональными чертами. Сама практика создания школьных музеев началась здесь вполне традиционно в конце XIX в. (музеи в Лиссабоне и Мадриде). Их развитие было приостановлено из-за событий Гражданской войны, а в конце ХХ в. вновь набрало обороты как одно из проявлений демократизации ситуации в Испании, все большей автономности ее регионов и усилий по поддержанию местной идентичности. Некоторые музеи фокусируют внимание на этнологических аспектах образовательных традиций, другие - на отдельных педагогических элементах; одни связаны с муниципальной администрацией или фондами, другие - с университетами или исследовательскими коллективами. Следует упомянуть педагогический музей в Сантьяго-де-Компостела (Г алисия) как один из шести школьных/ педагогических институтов в этом автономном регионе. Музей, который называется «MUPEGA», размещается в современном здании и по праву может гордиться своим интернет проектом, посвященным школьным музеям30. Всего в Испании существует 36 музеев, посвященных проблемам образования. В Португалии их 5. При этом раздаются голоса в поддержку новых инициатив в этой области31, а также создаются онлайн презентации различных тем, связанных с историей школы. Относительно последних, следует выделить инициативу Каталонского Университета в г. Вик32. Активно развивается

27 Vereinigung Schweizer Museen und Sammlungen zur Schul- und Kindheitsgeschichte, http://www. schulmuseum.ch/; School museum / Schulmusum Bern, http://www. schulmuseumbern.ch; Kindermuseum/ Children museum, Baden, http://www.kindermuseum.ch (ссылки последний раз проверялись

02.09.2012 г.).

28 См.: http://www.kinderinfo.de/kultur/schulmuseen.htm (ссылка последний раз проверялась

02.09.2012 г.).

29 Schulmuseumskonferenzen: 2004 Schulmuseum Bergisch Gladbach; 2006 Schulmuseum Bochum; 2008 Reckahner Museen - Rochowmuseum und Schulmuseum; 2010 Schulmuseum Hiddenhausen from 30. July to 1. August 2010. (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

30 Rial Sánches A. El Museo Pedagógico de Galicia (MUPEGA) // Participacion Educativa. 2009. № 10. См. по адресу: http://www.mec.es/cesces/revista/revista10.pdf (ссылка последний раз проверялась

02.09.2012 г.). v

31 Peña Saavedra V. Kratki zapiski o pedagoskih muzejih na Iberskem polotoku // Solska kronika. 2009. № 18 (42). St. 1. P. 211-222.

32 CollelldemontE., Padros N. Principles of virtual museology: the experience of the MUVIP (University of Vic) // Image et pédagogie: perspectives intenationales: programme, résumés et intervenants = Pictures and

сотрудничество в области сохранения школьного наследия в Испании ^ЕРНЕ)33 и Португалии (ШНМГЕ)34, а так же связи между испанскими и португальскими музеями35. Языковые и культурные связи с Южной Америкой способствуют расширению их контактов за счет сотрудничества с музеями этого региона. Музеи и университеты этого региона также всегда участвуют в профессиональных встречах, посвященных проблемам истории школьного образования.

Греческие историки образования гораздо активнее включены в международные научные связи, чем шесть школьных музеев, созданных в этой стране за последние десять - двадцать лет. Некоторые музеи действуют там в непосредственной связи с университетами (например, музеи в Патрасе (Педагогический музей при Университете Патраса) и Афинах); Фракийский педагогический музей в Комотини связан с Ассоциацией педагогических наук, а музей на Крите (Музей школьной жизни в Нерокуросе) был организован по инициативе местных учителей и интеллектуалов при административной поддержке властей36.

В Италии также наблюдается растущий интерес к музейной презентации школьного образования. Он связан с деятельностью отдельных учебных заведений и муниципалитетов, при этом Ф. Пиццигони утверждает, что в стране существует всего четыре настоящих школьных музея, отвечающих всем музеологическим критериям37. Один из них, это музей в Риме, действующий с 1874 г.38 Особенный интерес представляет музей в Бозене/ Больцано, характеризующий образование в немецкоязычной части Северной Италии (Южный Тироль). Он раньше прочих итальянских музеев включился в международное

teaching: international perspectives: programme, abstracts and speakers, 13th international symposium of Museums of Education. Institut national de recherche pédagogique. Roen, 2009. P. 65. - Museia, Grup de recerca sobre Patrimoni, Museologia, Museografia i TIC, http://museia.cat/?page id=13 (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

33 SEPHE - Sociedad española para el estudio y la conservación del Patrimonio histórico-educativo; Boletin informativo SEPHE; http://institucional.us.es/paginasephe/cosaspdf/montajefinalboletin1conportada.pdf; Boletin de Historia de la Educacion; http://www.sc.ehu.es/sfwsedhe/boletin39.pdf; (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

34 RIHMIE - Rede de investigadores em história e museologia da infancia e educajao / Researches net of the history and museology of the childhood and education, http://www.ese.ipsantarem.pt/projectos/museu/ museol folhamie3.htm; httpV/wwweses.pt/proiectos/proiectos.htm#» Museológico (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

35 1° Foro Ibérico de Museísmo Pedagógico; http://www.edu.xunta.es/mupega/files/recursos/ expos/docs/243/399 fr.htm;

http://www.edu.xunta.es/mupega/pub/principal/amosaPaxina.do?idioma=GA&id=250 (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

36 Education Museum, University of Patras / Mouasio naiSsia^ navsmaTq^io Патрюу, http://www.upatras. gr/index/page/id/115; Museum Education Athens; http://www.acrobase.gr/showthread.php?t=249761; Museum Education Athens; http://www.acrobase.gr/showthread.php?t=249761; Thracian Museum of Education, Komotini, http://alex.eled.duth.gr/epek; http://alex.eled.duth.gr/epek/texts/museum.htm; School Life Museum, Nerokouros, Prefecture of Chania, West Part of Crete, Greece; http://en.wikipedia.org/wiki/ School Life Museum; http://www.school-life.gr/ (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

37 Pizzigoni. D. F. Solski muzeji v Italiji: kratek pregled // Solska kronika. 2009. № 18 (42). St. 1. P. 223229. Новый школьный музей «Museo della Scuola "Paolo e Ornella Ricca"» действует при университете Мачераты с июня 2012 г.: http://www.unimc.it/dsef/notizie/20120608-inaugurazione-museo (ссылка последний раз проверялась 08.09.2012 г.).

38 Museo storico della Didattica Mauro Laeng, Roma, http://host.uniroma3.it/laboratori/museodidattica/chi. htm (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

сотрудничество со своими коллегами из разных стран. Музей занимает несколько комнат в здании школы, расположенном в самом центре города, и может похвалиться интересными печатными материалами на немецком и итальянском языках39. Педагогический музей в Падуе связан с местным университетом, а музей в Турине, открытый в 2003 г., является частью большого проекта, включающего в себя также исследовательский центр и библиотеку40. Национальный музей дидактики был создан в 1925 г. во Флоренции и сейчас переживает этап реорганизации, постепенно превращаясь в настоящий национальный центр развития образования41.

Примерно с начала ХХ в. школьные музеи появляются и в ряде славянских стран. Создание Словенского школьного музея в Любляне (в 1898 г., приурочено к юбилею императора Франца Иосифа II) знаменовало собой появление первого словенского специализированного музея, который, к тому же, имел пансловенское значение, преодолевая административные границы провинций империи Габсбургов, населенных словенцами. Вплоть до конца XIX в. на этих территориях было всего четыре музея, еще несколько существовало в центрах провинций со смешанным населением. Школьный музей, как и создавший его Союз учительских ассоциаций, объединял словенских учителей и школы в различных провинциях Австрии, а так же хорватских учителей в Истрии. От той славной эпохи, когда в традициях конца XIX в. основное внимание в данной области уделялось экспозициям современных учебных принадлежностей и историческому развитию данного феномена (в основном, участию учителей в национальном и культурном развитии), до наших дней сохранились богатая библиотека по педагогике и некоторые архивные материалы Союза учительских ассоциаций. Политические причины сыграли определенную роль в том, что музей прекратил получать финансовую поддержку и был закрыт в 1910 г. Усилиями отдельных учителей и администрации ряда школ он был вновь открыт лишь в 1938 г.42 Сегодня - это национальный педагогический музей Словении.

Хотя количество школьных педагогических музеев в ряде славянских стран не очень велико (иногда - всего один на всю страну), зачастую они имеют статус национальных музеев истории образования. Хотя и не очень большие (как правило, не более чем с 10 сотрудниками в штате), эти музеи действуют как национальные или городские институты, реализующие широкий спектр музейной работы: педагогическую деятельность, публикацию каталогов, организацию научных конференций (иногда с международным участием), издание научной и профессиональной периодики. Реальная работа этих музеев обычно зависит от их ограниченных финансовых возможностей. В ряде случаев, их развитие было приостановлено из-за событий Балканской войны начала 1990-х гг. Тем не менее, музеи в Загребе (Хорватский школьный музей, 2000 г.) и Белграде

39 Schulmuseum / Museo della Scuole Bozen/ Bolzano http://www.gemeinde.bozen.it/cultura context. jsp?ID LINK=751&area=48 (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г).

40 Museo dell'Educazione, Padova, http://www.musei.unipd.it/educazione/; Fondazione Tancredi di Barolo

- Museo della Scuola e del Libro per l'infanzia, http://www.fondazionetancredidibarolo.com/, (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

41 L’Agenzia Nazionale per lo Sviluppo dell’Autonomia Scolastica (National Agency for the Development of School Autonomy, ex INDIRE) in Florence, http://www.indire.it (ссылка последний раз проверялась

02.09.2012 г.).

42 Sustar В. Podobe Slovenskega solskega muzeja po 1898: identitete muzeja skozi zgodovino // Argo. 2007. Vol. 50. № 2. Р. 54-68. Summary: http://www. bymuseet.no/?vis=358 (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

(Педагогический музей, 2006 г.) сумели в начале XXI в. создать современные постоянные экспозиции и успешно расширяют свою деятельность43. Упорную работу и стремление к международному сотрудничеству, несмотря на все финансовые трудности, демонстрирует пример Болгарии (Национальный музей образования, Габрово)44 и Словакии (Музей образования и педагогики, Братислава)45.

Некоторые из этих музеев располагаются в центре города, в традиционных зданиях, ассоциирующихся со школами и учителями (школьные постройки, учительские дома и т.д.). За более чем столетнюю историю эти музеи сумели сформировать обширные и интересные коллекции учебных принадлежностей и, особенно, книг. В Словакии кроме национального музея образования, есть еще и музей специального образования, а в Чехии сразу три музея (в Праге, Угерски-Броде и Пжерове) носят имя выдающегося педагога Яна Амоса Коменского46. Педагогический музей Я. А. Каменского в Праге действует как национальный школьный музей с широким диапазоном функций и выполняет важную роль объединяющего центра для всех исследователей, изучающих наследие Я. А. Каменского. Здесь проводятся международные научные конференции, посвященные этому ученому47. Школьные музеи Польши также имеют богатую традицию. Своей издательской работой выделяется Школьный музей Вроцлава. Сегодня в Польше под школьными музеями, как правило, понимают музеи в школах, та же ситуация сложилась и на Украине (мемориальный музей, созданный в одной из киевских школ, несколько раз принимал участие в международных конференциях)48. При этом в Киеве существует и Украинский педагогический музей, один из старейших в городе. Он был создан еще в 1901 г. Здесь представлена история складывания и развития системы образования на Украине. Сегодня музей является частью Украинской Академии педагогических наук и располагается в историческом здании, построенном в 1912 г. специально для Педагогического музея49.

43 Ribaric М. Basic information about Eastern European school museums and comparison with those in Western Europe // Zeitschrift für Museum und Bildung. 2007. № 67. S. 67-81; Hrvatski skolski muzej / Croatian School Museum, Zagreb, http://www.hrskolski-muzej.hr/index.asp; Pedagoski muzej, Pedagogical Museum, Beograd; http://www.pedagoskimuzej.org.rs; http://www.beograd.rs/cms/view.php?id=202316 (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г).

44 National Museum of Education, Gabrovo, - Национален музей на образованието, Габрово, http:// nmo.hit.bg; (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г). См. также: Sustar В. Muzejski zapiski s poti po delu Bolgarije: od Sofije prek Plovdiva do Gabrova // Argo. 2009. Vol. 52. № 1-2. Р. 212-219.

45 Mùzeum skolstva a pedagogiky (MSaP) Bratislava / Museum of Education and Pedagogy (MSaP) Bratislava, http://www.muzeum.sk/default.php?obj=muzeum&ix=mskpe; http://www.uips.sk/ muzea-skolstva/muzeum-skolstva-a-pedagogiky-v-bratislave; (ссылки последний раз проверялись

02.09.2012 г.).

46 Muzeum J. A. Komenského v Uherském Brodé, http://www.mjakub.cz/english/index.php; Komensky's museum in Prerov, http://muzeum.infoprerov.cz (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

47 С 2011 г. Он называется Национальный педагогический музей и библиотека Я. А. Коменского / Narodni pedagogické muzeum a knihovna J. A. Komenského, http://www.pmjak.cz/; - Международная конференция «Наследие Яна Амоса Коменского и культура образования», 2007 г. См.: Jan Amos Komenskÿ. Odkaz kulture vzdélavani / Johannes Amos Comenius : the legacy to the culture of education, Praha, 2009.

48 Petrovska S. The Museum of Klovsky Lyzeum in Kiew, Ukraine // Zeitschrift fur Museum und Bildung. 2004. Bd. 60. S. 64-66.

49 Педагогический музей Украины / Pedagogical museum of Ukraine / Pedagogical museum of Ukraine, Kyiv; http://www.primetour.ua/en/excursions/museum/Pedagogicheskiy-muzey-Ukrainyi.html; http:// www.21st-century.org.ua/main/museums/Pedagogical%20museum.htm;http://www.oldkyiv.org.ua/data/ ped mus.php?lang=en (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

В Беларуси местные власти Витебска также предпринимают определенные попытки для создания Музея образования50.

В России ряд музеев посвящен традициям отдельных школ. В них нередко большое внимание уделяется событиям Великой Отечественной войны. Некоторые российские музеи рассказывают о школах и педагогике в более общем контексте51, строят свою работу, ориентируясь на детскую аудиторию52, представляют определенные педагогические концепции (А. С. Макаренко)53. Очень интересна практика Детского исторического музея в Санкт-Петербурге, где занятия с детьми проводятся в интерьерах старых классных комнат54. В России многие школьные музеи предлагают информацию о себе на специальных вебсайтах55. Есть среди них и университетские музеи56. Традиции и современное состояние различных типов образовательных музеев проанализированы в монографии московской исследовательницы М. Ю. Юхневич57. Не может не удивлять развитие здесь в 1980-е гг. музеев профессионального образования, существующих как региональные отделения (в Омске, Владивостоке, Санкт-Петербурге)58 головного музея, расположенного в Подольске, недалеко от Москвы59. Кроме рассказа об историческом развитии феномена и обычной

50 Belarus, The Museum of Education will be set up in Vitebsk, http://liozno.vitebsk-region.gov.bv/en/ news/region?id=202. (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

51 http://www.russianmuseums.info/M1646; http://schmuseum.edu.ru/moscow/news.asp?ob no=5623) / Московский музей образования, Москва, Вишняковский переулок, д.12, http://www.int-edu.ru/ museum/; http://www.osd.ru/objinf.asp?ob=170; Музей образования в Новосибирске (основан в 1992 г.) http://www.nipkipro.ru/dlva-vas/muzev-obrazovaniva/muzev-obrazovaniva.html; Тамбовский областной народный музей образования (основан в 1982 г.), http: //www.tstu.ru/win/kultur/museum/ muzobr/titobr.htm (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

52 Музей истории Аничкова дворца; http://www.russianmuseums.info/M1772; Детский музейный центр исторического воспитания; http://www.russianmuseums.info/M2562; Детский музей «Дом сказок «Жили-были»», Москва, http://www.russianmuseums.info/M1193; Детский открытый музей (ДОМ), Москва; Народный музей русского быта «Россиянка», http://www.russianmuseums.info/ M548; Музей «Волшебная азбука», Москва, http://www.russianmuseums.info/M504 (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

53 Педагогический музей Антона Макаренко, Москва, http://www.russianmuseums.info/M372 (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

54 Детский Исторический и Детский Музейный Центр Исторического Воспитания - части Музея политической истории России, Санкт-Петербург, http://polithistorv.ru/detskiv-istoricheskiv-muzev (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

55 Портал “Музеи России», http://www.russianmuseums.info/; сайт «Школьные музеи в Интернете» -часть проекта «Музей, школа, Интернет», http://npstoik.ru/museum (ссылки последний раз проверялись

02.09.2012 г.).

56 См., напр.: Музей истории Иркутского государственного педагогического университета, http:// www.russianmuseums.info/M1932; Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, http://www.russianmuseums.info/M204; http://publicus.culture. hu-berlin.de/collections/detail.php?dsn=2378 (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 Юхневич М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М., 2007.

58 Музей истории профессионального технического образования Иркутского региона (основан в 1994 г.), http://www.russianmuseums.info/M1940; Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования, http://www.st-ives.net/museums/st-petersburg-state-museum-historv-professional-education.htm; Приморский региональный музей истории профессионального образования, http://www.russianmuseums.info/M2133; (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

59 Федеральный музей профессионального образования, Подольск, Московская область, http:// www.russianmuseums.info/M3135;http://muzprof.narod.ru/muzprof.html (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

музейной деятельности, эти музеи занимаются популяризацией профессионального образования среди российской молодежи.

С другой стороны, школьные музеи Австрии связаны с традициями XIX в. и нередко действуют совместно с университетами. Чаще, однако, они объединяют профессионалов и энтузиастов-любителей, стремящихся сохранить культурное наследие школьного образования и включить его в контекст туристической или педагогической деятельности. В Австрии также массовое закрытие небольших школ в 1970 - 1980-е гг. привело к появлению целого ряда музеев. Любопытен пример одного из них -музея в Михельштеттене, который из Школьного музея Нижней Австрии превратился в Михельштеттенский школьный музей. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает функционировать и его педагогически ориентированная деятельность привлекает до 10 000 посетителей ежегодно60. Музей в Бад-Леонфельдене организовал экспозицию в старом здании школы и в 2001 г. провел международный симпозиум61. Крупная коллекция хранится в Венском школьном музее (открытом еще в 1903 г.). Музей в Клагенфурте с конца 1980-х гг. занимает особое положение как структурное подразделение Австрийского общества истории педагогики. Он ведет активную издательскую деятельность и осваивает пространства виртуальной реальности62. Однако в Австрии, как и в Германии, не существует одного центрального школьного музея. Ряд музеев действует как региональные музеи образования.

Школьные музеи Венгрии традиционно являются частью международного сообщества школьных музеев, т.к. они были представлены еще на втором профессиональном симпозиуме, состоявшемся в 1986 г. в Дебрецене. Представители активно развивающейся педагогической библиотеки с музеем из Будапешта, а так же сотрудники нескольких небольших музеев страны участвуют в международных встречах и поддерживают контакты с зарубежными коллегами, в том числе, посредством обмена публикациями63. В румынском Брашове функционирует музей «Первая румынская школа»64, а в албанском Корче открыт Национальный педагогический музей65.

60 Niederösterreichisches Schulmuseum / Lower Austria School Museum, Michetstetten. Das Museum muss sparen, NÖN, 14.4.2010, http://www.noen.at/redaktion/n-wei/article.asp?Text=330526&cat=345 (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

61 Upper Austria School Museum / Oberösterreichisches Schulmuseum, Bad Leonfelden, http://

www.ooemuseumsverbund.at/de museum 15 261.html; http://www.waeschepflegemuseum.at/

museumsstrasse/ (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

62 Österreichische Gesellschaft für Historische Pädagogik und Schulgeschichte / The Austrian History of Pedagogics and Schoolhistory Society, http://www. schulmuseum.at; Virtuelles Schulmuseum Klagenfurt, http://www.schulmuseum.at/vsm/index2.htm; с 1992 г. издается журнал «Retrospektiven in Sachen Bildung», http://www.schulmuseum.at/publikationen/frpublikationen.htm (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

63 The National Educational Library and Museum, Budapest / OFI - Orszagos Pedagögiai Könyvtar és Mùzeum, http://www.opkm.hu/?lap=folap&language=en; The Museum of the Reformed College of Debrecen / A Debreceni Reformatas Kollégium Mùzeum, http://silver.drk.hu/eng/muzhone.html; School museum, Iskolamùzeum Tapolca, http://www.tapolca.hu/mas nyelven/angol/english.htm; Pedagogical and Region Historical Collection (District 18) - Budapest, http://www.museum.hu/museum/index en.php?ID=907 (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

64 Museum «First Romanian School» / Muzeul «Prima Scoala Romaneasca», Bra^ov, http://www. primascoalaromaneasca.ro/index.php?p=home (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

65 National Education Museum, Korce http://albania.shqiperia.com/kat/m/shfaqart/aid/2241/National-

Education-Museum------Korce.html, Первый школьный музей был открыт здесь в 1887 г. и разме-

Хорошо известны международному сообществу школьные музеи Балтики, активно включившиеся в научные контакты и сотрудничество с зарубежными музеями. Среди них можно отметить Эстонский педагогический архив-музей при Таллиннском университете66 и Рижский школьный музей, при котором в 2001 г. был открыт Детско-юношеский центр67. Менее известен интересный музей в литовском Каунасе, открытый еще в 1922 г. и действовавший вплоть до Второй мировой войны (восстановлен в 1958 г.). Выделяются его экспозиция и музейно-педагогическая деятельность68.

Положение дюжины школьных музеев Дании оказалось ослабленным, после закрытия в 2008 г. Национального школьного музея этой страны, тем не менее, ряд местных школьных музеев все еще продолжает свою работу. Применительно к другим Скандинавским государствам, следует выделить школьные музеи Норвегии, чрезвычайно активные на международной арене, участвующие в конференциях и принявшие у себя двенадцатый международный симпозиум школьных музеев (прошел в Бергене и был посвящен теме «Школьная история/школьные музеи и идентичность»). На этом прекрасно организованном симпозиуме были представлены школьные музеи Бергена, Вестланда, Ставангера, Эвье69 и Осло, где при наличии весьма ограниченных средств был создан замечательный музей, рассказывающий о школьных уроках столетней давности70. Значительно скромнее международные контакты примерно 60 небольших шведских школьных музеев и коллекций71. При этом история педагогики развивается там достаточно активно (см. работу 28 сессии ШНЕА в Умео, 2006 г.)72. То же самое можно сказать и о международных контактах примерно 20 финских школьных музеев73.

щался в восьми залах того самого здания, где сейчас находится Национальный педагогический музей Корча. См.: http://www.invourpocket.com/albania/korca/Sightseeing/Museums/First-Albanian-School 35793v (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г).

66 Torm M. Collections of the Estonian Pedagogical Archives-Museum - the treasury about the history of education, http://www.bvmuseet.no/?vis=358 (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

67 Riga School Museum / Rlgas Skolu muzejs, http://www.rsp.lv/rigas-skolu-muzejs/ (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

68 Pedagoginiam muziejui 80 metu 1922 - 2002. Kaunas, 2002. - Pedagogical Museum of Kaunas County: http://www.pedagoginismuziejus.lt/page.php?2; http://www.muziejai.lt/kaunas/pedagogikos muziejus. en.htm (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

69 Rugstad Jenssen E. Evje School Museum, Norway // Zeitschrift fur Museum und Bildung. 2004. Bd. 64. S. 52-55.

70 SustarB. Solska muzeja na Norveskem (Bergen in Oslo) in Danski solski muzej v K0benhavnu // Solska kronika. 2009. № 1. Р. 230-245.

71 Os museos da education en Internet. Р. 14, 170-188; Stockholm City museum, The Elementary School, http://www.stadsmuseum.stockholm.se/museet.php?artikel=14&sprak=english (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

72 The 28th Session of the International Standing Conference for the History of Education (ISCHE 28) at Umea University, Sweden. http://www.umea-congress.se/ische28.htm (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

73 Os museos da education en Internet. Р. 14, 115-120. Филиал Городского музея Хельсинки, Школьный музей Хельсинки занимает два деревянных здания 1830 - 1840-х гг., в которых на экспозиции представлены исторические интерьеры классных комнат, учебные принадлежности, фотографии и т.д. См.: http://www.visithelsinki.fi/In English/Visitor/See/Museums/All museums.iw3?showmodul=162&Matko pid=178 (ссылка последний раз проверялась

02.09.2012 г.).

Показательно, что ни те, ни другие не были представлены на симпозиуме, проходившем в соседнем Бергене в 2009 г.74

Центральным национальным школьным музеем Франции является Музей образования в Руане (Нормандия), функционирующий как структурное подразделение Национального института педагогических исследований (ШЯР) и с 2011 г. являющийся частью Педагогического документационного центра (CNDP).75 Деревянное здание, в котором помещается музей, расположено в старой части города и вмещает как постоянную экспозицию, так и временные выставки. Экспозиционной работой, однако, деятельность музея не ограничивается. Он по праву может гордиться своими исследовательскими проектами и публикационной активностью76. Ряд других школьных музеев фокусирует внимание на показе региональных особенностей школьных принадлежностей и проведения уроков. Отметим Музей сельской школы в бретанском Трегарване, который представляет особенности школьного образования в сельской местности и выделяется благодаря своим педагогическим проектам и многочисленным публикациям. Муниципальный музей образования в Ипре - самый значительный из подобных музеев Бельгии77, а Педагогический музей Роттердама выделяется среди голландских музеев78. В Ирландии единственным музеем, посвященным истории образования, является Планкеттовский музей ирландского образования, открытый в 1992 г. при Ирландском педагогическом колледже (Дублин)79.

Музейные коллекции и деятельность школьных музеев на современном этапе

При том, что наиболее очевидной для публики являются педагогическая и экспозиционная деятельность музеев, истинным сердцем этих институтов все же следует считать их коллекции. Тема музейных коллекций привлекала значительное внимание участников международных симпозиумов школьных музеев. В 2001 г. У. Нитш проанализировала деятельность и коллекции 19 школьных музеев Германии, а в 2009 г. М. Бойе рассмотрела с музеологической точки зрения 29 европейских школьных музеев. Данный краткий обзор проблемы основывается на материалах статей, опубликованных в научной периодике, других музейных публикациях,

74 12th International Symposium for Museums of School Life and School History Collections, Bergen, Norway, 2007, Participants, http://bymuseet.no/?vis=247 (ссылка последний раз проверялась

02.09.2012 г.).

75 INRP Musée national de l’Éducation / National / Museum of Education, Rouen, France, http://www.inrp. fr/musee/; Centre national de documentation pédagogique (CNDP), http://www.cndp.fr/musee/?/ (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

76 Musée de l’école rurale en Bretagne, Trégarvan, http://www.musee-ecole.fr; publications: http://www. musee-ecole.fr/publications.html (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

77 Barby R. Urban Museum of Education in Ypres, Belgium / Stadtisches Unterichtsmuseum in Ypern, Belgien // Zeitschrift fur Museum und Bildung. 2004. Bd. 60. S. 48-51.The Municipal Education Museum of Ypres / Onderwijsmuseum, Ieper, http://www.toerisme-ieper.be/en/address/145-148-20/onderwijsmu-seum.html (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.).

78 Dutch National Museum of Education / Nationaal Onderwijsmuseum, Rotterdam, http://www. onderwijsmuseum.nl; См. также Школьный музей «Educatorium» в Оотмарсуме, недалеко от границы с Германией: Het Onderwijsmuseum Educatorium Ootmarsum, http://www.educatorium.nl (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

79 The Plunket Museum of Irish Education, http://www. cice.ie/AboutCICE/Museums.html (ссылка последний раз проверялась 02.09.2012 г.). Его издания: Slates Up! Schools and Schooling in the Nineteenth Century. Ed. by K. Willoughby et. al. Dublin, 2005; Irish Educational Documents. Vol. 1-3.

данных с сайтов музеев, впечатлений от посещения за последние 15 лет 17-ти школьных музеев в разных странах Европы, а так же переписки с коллегами80.

Музеи особенно гордятся своими коллекциями. Это утверждение верно не только для институтов, обладающих столетней традицией, но и для тех музеев, что возникли совсем недавно, но уже успели составить прекрасные собрания, выделяющиеся как по количеству входящих в них предметов, так и по их качеству. Очень немногие музеи склонны подчеркивать как особенно важную характеристику наличие у них специализированной библиотеки с учебниками, школьной периодикой, детской литературой, книгами, вручавшимися в качестве наград отличившимся ученикам, а так же общей педагогической литературой. Коллекции школьных музеев концентрируют внимание на материалах учеников и учителей, а также на образовательных и школьных материалах. Некоторые музеи гордятся своими ценными коллекциями различных учебных пособий: например, дидактических плакатов или карт, материалов, представлявших национальные традиции образования на всемирной выставке 1900 г., школьных дневников, рукописей и личных архивных материалов различных педагогов, школьных поделок, иллюстраций к детским книгам, коллекций фотографий и, особенно, учебных фильмов81.

Какие формы деятельности можно выделить сегодня как наиболее характерные для столь многочисленной и разнообразной категории музеев, как школьные музеи? На развитие музеев влияют различные условия, в которых они существуют, финансовые трудности и необходимость действовать в заданных обстоятельствах. Школьные музеи обычно гордятся своими традициями, т.к. многие из них действуют с большими или меньшими перерывами (а иногда и вовсе без таковых) с конца XIX - начала ХХ вв. Для некоторых предметом особой гордости является здание, в котором располагается музей. Оно может выделять по своим историческим, педагогическим или архитектурным характеристикам82. Если говорить о масштабах деятельности, музеи могут быть местными, региональными и национальными; при этом некоторые коллекции и экспозиции организованы так, чтобы представлять некие общие педагогические идеи и поэтому имеют международный характер. Школьные музеи могут показывать значение национальной культуры, образования как

80 16 коллег в марте-апреле 2010 г прислали мне свои ответы на вопросы, касавшиеся значения их школьных музеев, коллекций и основных направлений работы. Я искренне признателен им за помощь. Вот их имена: MA Maja Nikolova, Pedagogical Museum, Belgrade, 1.3.2010; Tijs van Ruiten, The National Museum on the History of Education, Rotterdam, 2.3.2010; PhD Vladimir Michalicka, Museum of education and pedagogic, Bratislava, 2.3.2010; Norbert Frühmann, Schulmuseum Bad Leonfelden, 3.3.2010; Jazeps Viksers, Riga School Museum, 3.3.2010; Svetlana V. Levadnyaya / Светлана В. Левадняя, Primorsky Region Public Museum of the History of Profession Education, Vladivostok. 4.3.2010; Frauke Hellwig, Schulmuseum Bremen e.V., 9.3.2010; Elizabeta Serdar, Croatian School Museum, Zagreb, 12.3.2010; Francesca Pizzigoni, Fondazione Tancredi di Barolo - Museo della Scuola e del Libro per l'infanzia, Torino, 12.3.2010; Prof. Horst Schiffler, Saarländisches Schulmuseum, Ottweiler, 12.3.2010; PhD. Jan Simek, Pedagogical museum A. J. Comenius, Prague, 15.3.2010; Mare Torm, Estonian Educational Archives-Museum at Tallinn University, 16.3.2010; Ph.D. Myriam Boyer, INRP, Rouen, 19.3.2010; Tamara Tarchanova, Museum of Professional Education of Rusian Federation, Moscow Region, 22.3.2010; Dominik Joos, Schulmuseum Mühlerbach, Amriswil, 16.4.2010; Monique Rogé, Rural school museum in Brittany (Musée de l'école rurale en Bretagne), Trégarvan, 16.4.2010.

81 Michalicka V. School Films 1939 -1989 in the Collections of the Museum of Education and Pedagogy in Bratislava // Zeitschrift fur Museum und Bildung. 2004. Bd. 60. S. 209-211.

82 Например, музей в Бад-Леонфельдене располагается в здании, которое является старейшим школьным зданием во всей Австории. Это так называемый Domus Disciplinae (1577 г.).

части общего культурного развития, роли учителей в этом процессе, а так же школьную повседневность на протяжении определенного исторического периода. В некоторых случаях особенно подчеркиваются критические периоды истории (например, связанные со Второй мировой войной) и акцент делается на вопросах демократизации общества83.

Музеи формируют свой образ посредством постоянных и временных экспозиций, публикации каталогов выставок и исследований, а так же изучения различных вопросов истории образования. Последние могут различаться по тематике, хронологическим рамкам или типу материала. Приоритетными для всякого музея являются работы над постоянной экспозицией, обустройство экспозиционных и фондовых помещений, затем - проведение временных выставок и педагогическая деятельность, которая начинается одновременно с открытием музея для публики и включает презентацию материалов в виртуальном пространстве84. Количество и масштаб постоянных экспозиций зависят от возможностей конкретного музея. Например, музей в Роттердаме, являющийся национальным по своему статусу и обладающий внушительным ежегодным бюджетом и укомплектованными штатами сотрудников, естественно будет отличаться по своим возможностям от небольшого школьного музея, созданного группкой энтузиастов. Некоторые музеи считают важным издавать собственные научные журналы, другие - каталоги, но наиболее характерной формой научной работы является все же участие в профессиональных конференциях, посвященных проблемам музеев или истории образования. Зачастую музеи имеют тесные связи с местными университетами и предоставляют свои фонды для исследований заинтересованным в них ученым. Установление партнерских отношений с каким-либо институтом из того же региона является обычной формой сотрудничества для школьных музеев, большую часть посетителей которых составляют представители местного сообщества (в масштабе региона или страны), преимущественно - группы школьников. Все чаще и чаще такие музеи предлагают своим посетителям пережить опыт школы прошлого, сопровождая его разнообразными и аттрактивными музейно-педагогическими формами. Показателем успешности для музеев является высокая посещаемость, все большее внимание уделяется сайтам, на которых музеи теперь зачастую делают возможным дистанционный доступ к определенным частям своих коллекций85. Например, Словенский школьный музей в Любляне с начала 1970-х гг. начал играть роль национального музея и важного документационного центра и постепенно превратился в музей, обладающий обширной библиотекой, ведущий активную экспозиционную, издательскую и научноисследовательскую деятельность, участвующий в международном сотрудничестве, разрабатывающий пользующиеся все большей популярностью педагогические программы

83 Brunßen Ch., Carr U. The Roland with the Swastika - Children and Youths in Bremen under the National Socialist Regime - Exhibition and Theatrical Production // Zeitschrift für Museum und Bildung. 2004. Bd. 60. S. 166-171; Geteilte Erinnerungen - Jugend in Leipzig unterm Hakenkreuz. Schüler fragen -Zeitzeugen berichten, 2006; Kinder in Uniform - Generationen im Gespräch über Kindheit und Jugend in zwei deutschen Diktaturen. Leipzig, 2008.

84 Müller W., Uphoff I. K. School Wall Charts XL, PICxl - The presentation of the School Wall Charts Data Bank of the VW-Research Project with a New Software // Zeitschrift für Museum und Bildung. 2004. Bd. 60. S. 212-215.

85 Mnemosyne (Rouen), http://www.inrp.fr/mnemo/web/formSimple.php; Pictura Paedagogica Online (PPO), http://www.bbf.dipf.de/virtuellesbildarchiv/projektbeschreibung e.html (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г).

и ориентированный на усиление своего присутствия в виртуальном пространстве и оцифровку все новых и новых материалов86.

Во многом деятельность различных школьных музеев сходна, она не ограничивается лишь показом старинных классных комнат, а связана с настоящим. Эти музеи помогают формировать лингвистическую и культурную идентичность своих посетителей (будь то в масштабе всей страны или же конкретного региона), способствуют большей открытости общества универсальным ценностям качественного школьного образования, распространяют знания и поддерживают на должном уровне систему обучения.

Перевод с английского Ананьева В. Г.

Информация о статье

Автор: Шуштар Бранко - Ph.D., музейный советник, Словения, Словенский школьный

музей, Любляна, branko.sustar@guest.arnes.si

Заглавие: Школьные музеи Европы: многообразие подходов.

Абстракт: Школьные музеи представляют собой группу, объединяющую достаточно несхожие друг с другом некоммерческие культурные институты. Их объединяет энтузиазм, направленный на сохранение культурного наследия, связанного не столько с классными комнатами, сколько с образованием. Хотя, конечно, и без классных комнат школьный музей существовать не может. К 2004 г. в интернете можно было найти упоминания о 683 школьных музеях, расположенных преимущественно в Европе (442 или 64,7 %). Лидером из 30 европейских государств в этом отношении выступала Германия, где было создано более 100 подобных музеев. Школьные музеи, начавшие возникать в середине XIX в., нередко были связаны с учительскими ассоциациями, а так же коммерческой (или, по крайней мере, рекламной) презентацией новых учебных принадлежностей, с самим современным образованием. Современные школьные музеи имеют другую организационную форму: это местные ассоциации, коллекции по истории школы, региональные или городские музеи (иногда, связанные со школами, университетами или более масштабными музеями), а так же национальные педагогические музеи.

Ключевые слова: музей, Европа, педагогический музей, школьный музей, школа.

Information on article

Author: Sustar Branko - Ph.D., Museum Councillor, Slovenia, Slovenian School Museum, Ljubljana, branko.sustar@guest.arnes.si

Title: Images of Musealization of Education in Some School Museums in Europe.

Abstract: School museums represent a vety diverse group of such non-profit cultural institutions. What we have in common more than a^thing else is our enthusiasm for the preservation of the cultural heritage of education, rather than that of the old classroom which, however, no

86 Slovenski solski muzej / Slovenian School Museum, Ljubljana, Slovenia, http://www. ssolski-muzej. si/slo/ Journal Solska kronika / School Chronicle, ISSN 1318-6728, http://www.ssolski-muzei.si/slo/ schoolchronicles.php (ссылки последний раз проверялись 02.09.2012 г.).

school museum is without. In 2004 was possible found on the internet as many as 683 school museums, primarily in Europe (442 or 64.7%), where they can be found in nearly 30 countries, with Germany having the highest number (over 100). School museums that started appearing in the mid-nineteenth century have often been linked to teachers’ societies, as well as to commercial or at least advertising presentations of contemporary teaching aids, and to contemporary education. Present-day school museums are in different organizing forms: local associations, school history collections, regional or town museums (sometimes connected with schools, universities or bigger museums) and national pedagogical museum.

Key words: Europe, museum, educational museum, school museum, school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.