Научная статья на тему 'Музей: от ритуала к социальному творчеству'

Музей: от ритуала к социальному творчеству Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко Алексей Анатольевич

В статье на основе предложенной ранее автором концепции возникновения феномена музея из мифа и ритуала ставится проблема осмысления музея как фактора социального развития и института социокультурного творчества. Привлекается комплекс понятий и методов современной синергетики и универсального эволюционизма в духе идей Н.К. Рериха и Н.Н. Моисеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mtiseum: from a ritual to social and cultural creative work

In this paper the author raises the problem of museum as a factor of social development and as the institution of social and cultural creative work on the basis of his idea that museum originated from myth and ritual. The author uses the ideas and methods of synergetic and universal evolutionism according to their interpretation by N.K. Roerich and N.N. Moiseyev.

Текст научной работы на тему «Музей: от ритуала к социальному творчеству»

Сер. 2. 2007. Вып. 3

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

МУЗЕОЛОГИЯ

A.A. Бондаренко

Музей-институт семьи Рерихов в Петербурге

МУЗЕЙ: ОТ РИТУАЛА К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Постановка вопроса о природе Музея как феномена общественной жизни и института социокультурного творчества и рассмотрение связанной с этим вопросом проблематики вызваны сложным комплексом причин, не поддающимся поверхностному анализу. Однако можно выделить три важных определяющих аспекта указанного комплекса. С одной стороны, эти причины касаются истории феномена и современных интеллектуальных поисков места и роли музея как особой социокультурной формы в пространстве общечеловеческой культуры с ее имманентными механизмами сохранения, наследования и актуализации культурного достояния. С другой стороны, они имеют отношение к нахождению путей индивидуального творчества и личного самосовершенствования человека, его самоидентификации и самореализации в социуме. С третьей стороны, упомянутые причины затрагивают коренные вопросы общественного развития и переустройства, достижения общественного мира и справедливости. Локально заданная таким образом обобщенно-трехмерная система координат и определяет нам рамки постановки и рассмотрения обозначенной проблемы.

Введение. В работе автора «Античный Мусейон: рождение музея из мифа и ритуала»1 представлен подход к феномену Музею через признание его ярко выраженного имманетного общезначимого сакрально-творческого характера, восходящего к античному Мусейону (Moucrei'ov), который является нам как некий историко-культурный пик, вобравший в себя религиозно-творческие искания древних сообществ и унаследовавший таким образом некоторые их архетипические черты.

Древняя мифо-ритуальная практика собирания и накопления материальных свидетельств или условий общения с высшей сферой бытия, управляющей миром человека и природы, имела двоякую цель обретения действенных и надежных средств и приемов этого общения, познания себя и мира и сохранения этого выхода за пределы биологического существования и доступа к Высшему путем подношения богам и помещения своих даров им в святилищах и храмах. Отсюда ярко выраженный двойственный охранительно-твор-ческий характер и «обеспечительное» значение первых собраний и коллекций. Ибо сам мир, само время представлялись древнему мышлению в виде пространства, разделенного на отрезки, которые, в свою очередь, представлялись в виде совокупности гармонически соотнесенных друг с другом вещей.

Трансляция базовых социальных практик собирания, сохранения, упорядочения и идентификации через ритуал и миф (= вербализованный ритуал) означает прорыв

© A.A. Бондаренко, 2007

в знаковое пространство, движение от природы к культуре, от «естественного» к «искусственному» 2. «Жизнь и смерть, дух и тело, души умерших, тень и двойники, сон и сновидение, культурные факторы - огонь, искусственно добываемый, опьяняющий напиток с его загадочным действием на душу, искусство врачевания, чары поэзии, музыка и пение, закон, правда, неправда - весь мир чувств социальных и многое другое - вот огромная область явлений, в пределах которой было достаточно простору и импульсов для деятельности мысли и воображения - для шифослагательного творчества»3. Результатом этого творчества становится собрание представлений о мире, их осмысление и интерпретация. Ритуал, миф, язык выступают как три грани призмы культуры, собирающие и фокусирующие опыт мировосприятия и метафорически преломляющие его в практическую деятельность. При этом важнейшим хранилищем древней истории и культуры социума, орудием его памяти выступают язык и поддерживаемая им устная традиция.

Язык, речь, пение, слово как базис вотивной человеческой деятельности послужили основой для формирования в Древнем мире комплекса так называемых мусических искусств. Занятия мусическими искусствами изначально почитались как высший труд и служение, доступные лишь посвященным. С этими представлениями генетически связан важнейший в древности институт мистерий, который был призван выявлять достойных, проводя претендентов через комплекс испытаний, и приводить их к священному служению, посвящать их избранному богу и виду деятельности. Обрядовость, символизм и иная атрибутика были обязательными для процесса посвящений, за покровами которого должен был вестись творческий поиск подлинности, поиск истины, не отделимый от испытаний и жертв на путях установления справедливости, гармонии и красоты.

Основной целью участников таинства становится восстановление целостности и единства принесенной жертвы, воссоздание ее в первородном, изначальном качестве. Именно в этом ритуальном собирании обнаруживается корень собирательства и коллекционирования вообще. Смыслом здесь является совместное, коллективное воссоздание целостности мира, его первородной гармонии, его воскрешение в новой жизни через внутреннее, духовное приобщение к процессу созидания, жертвы и воскрешения, интимно даруемое участнику мифо-ритаульной практикой.

Ранее нами было отмечено ключевое значение для древних мистерий арийского культа Огня (Света, Солнца) и основного космогонического мифа древности4. В рамках подобных представлений именно огонь выступал средством связи с божеством и в этом своем качестве становился главным объектом заботы и хранения. Так многими нитями универсальная доктрина Огня - Солнца Миро - творчества и Света Его Мудрости оказывалась связанной с первобытным культом огня освещающего, согревающего и поедающего, с повседневной практикой древних сообществ. А наблюдаемое человеком калейдоскопическое разнообразие внешнего мира вещей являлось сознанию человека овеществлением мира идей, слов, представляющих собой рассеяние единого Света - Глагола мудрости. Общий корень слов «вещь» и «весть», «вещать» и «ведать» как раз и является закреплением в языке древней универсальной космогонической доктрины. Мир артикулируется, «выговаривается» в вещах5.

От идеи собирания, концентрации ценностей в жертвенном месте для взаимодействия и связи со сферой божественного, через идею исчисления, упорядочения окружающего предметного пространства, затрагивающего и пространство внутренней жизни, совершается исторический смысловой переход к социально институализированным формам собирания, упорядочения, хранения и презентации - в ритуале, мифе, языке, мистериях и иной культовой и повседневной практике, в культуре.

Здесь чрезвычайно важным оказывается соблюдение баланса центробежных и центростремительных тенденций. Именно поэтому обнаруживается тесная связь социокультурных форм собирания и посвящения с символикой источника вдохновения, благодати, благодатной влаги или огня, света и т. п. и последующего спасения от смерти или избавления от жажды, голода, страдания, тьмы незнания и т. п. Здесь прежде всего выступает идея непременности обратной связи, идея благоволения Высшего избранному низшему, нашедшая свое отражение в многообразных представлениях о мировой духовной иерархии и духовной эволюции6. С символом благодатного источника связан и обряд коллективной трапезы, совместного вкушения жертвенного, освященного снизошедшей благодатью, который станет одним из признаков бытования античного мусейона и даже повседневной практики европейских музеев Нового и новейшего времени.

Антично-эллинистический Мусейон явился важнейшим социокультурным институтом своей эпохи, воплотившем в себе важнейшие архетипические мифо-ритуальные механизмы собирания, исчисления-упорядочения и гармонизации окружающего мира (в том числе и внутреннего мира человека познающего и совершенствующегося), механизмы поддержания связи человека и социума со сферой высших сил, обеспечения устойчивости системы микро-мезо-макрокосма среднеземноморской цивилизации на протяжении последнего ее тысячелетия. Его основой была универсальная духовная традиция, поддерживавшаяся на протяжении тысячелетий институтом древнеегипетских мистерий и далее линией мистерий Древней Греции, соединивших в себе исторически преемственные культы Диониса, Аполлона и Деметры, изоморфные многочисленным культам древнего Ближнего и Среднего Востока и Индии. Наиболее ярким символом этого светлого рационализма стал Аполлон-Феб, Бог света, победитель Пифона мрачного хаоса, покровитель искусств и наук.

И именно в недрах Мусейона освященная авторитетом Аполлона и Муз родилась наука как социально-познавательная и социально-преобразующая сила, ставшая также основой античного рационализма. Отсюда - неизбывный аполлинизм античного рационалистического дискурса, составляющий самую его сердцевину. «Две рукоятки философии - арифметика и геометрия», - говорили в Академии. И если человек не знал ни музыки, ни геометрии, ни астрономии, но претендовал стать учеником, то он вполне мог услышать в свой адрес: «Ступай прочь: тебе не за что ухватить философию!»7 «Не знающий геометрии да не войдет!» - вот предельно символическое выражение этого рационализма как пропуск-напутствие к служению Музам и свету Аполлона. Этот девиз прозвучал как конкретизация уже провозглашенного дельфийским оракулом принципа «Познай себя» и обозначил движение «от мифа к Логосу», как назвал историю С.С. Аверинцев, говоря о «первом рождении» европейского рационализма и научности как «идеале, не воплощенном до конца, но все время воплощающемся в непрерывном настойчивом движении»8.

Музей и механизмы сборки. От всего до сих пор сказанного попробуем перебросить мост к осмыслению Музея как фактора социального развития и института творчества в рамках подходов современного рационализма9. Мы будем рассматривать социум, общество как необходимую форму существования (и сосуществования) людей, основанную на их имманентной духовной общности, общности труда и общности ценностно-смысловых ориентиров. Такое понимание общества сочетает в себе реалистический, деятельност-ный и феноменологический дискурсы и не исключает интерпретаций натуралистического характера10. Здесь также делается допущение о корреляциях в парах указанной триады дискурсов: «духовная общность - общность форм деятельности», «общность духа - общность

ценностно-смысловых ориентиров», «общность труда - общность ценностей жизни». Более того, такое счастливое сочетание трех основных философских подходов представляется возможным и по-настоящему продуктивным как раз в рамках универсального эволюционизма примерно в том понимании, которое придавал последнему H.H. Моисеев, отождествляя его с современным рационализмом".

Подразумевая под культурой субъекта (индивида или общества) совокупность достижений (ценностей, смыслов, норм, знаковых систем, форм и т. д.) его деятельности (= творчества в широком смысле), укорененной в его духовной основе, мы приходим таким образом к пониманию культуры как важнейшей формы или системы социализации человека, его социокультурного укоренения. Культура в реальности и потенциале ее бесчисленных обличий есть база самоопределения, самоидентификации субъекта в мире, будь то отдельный человек, некая профессиональная или иная общность, целый народ или все человечество. Человек самоопределяется в социуме и, посредством опять-таки многообразной его социальности, самоопределяется в мире в целом. Это самоопределение есть установление и восстановление, актуализация глобальной вселенской связи, потенции всесвязности и всеединства, как могли бы сказать представители замечательной плеяды мыслителей XIX-XX вв. от B.C. Соловьева до Т. де Шардена, от С.Н. Булгакова до Н.К. Рериха.

Творчество человека здесь - это, как уже было отмечено выше, духовно укорененная деятельность. Ее многообразие простирается от самых примитивных форм жизнедеятельности, основанных на незыблемых канонах и нормах религиозно-мифологического характера, находя выражение в ритуале, до высших проявлений человеческого гения в области искусства, интеллекта и святости, где духовным каноном вдохновенного труда становится интуиция или совесть. Таким образом, творчество предполагает наличие обратной связи в паре «субъект-цель». Сама эта обратная связь в ее подлинности и первородстве является не только необходимым условием, но и истинной целью, в то время как получаемый и осязаемый результат, преследуемый как цель, оказывается ее знаком, формой ее обретения12. Так что «кристаллизованный» опыт обретения связи в виде результатов творчества и условий их достижения пополняет сокровищницу культуры, составляя самую ее суть, то, что принято называть культурным достоянием. На Востоке этот аспект деятельностного, творческого усовершенствования жизни традиционно именуется карма-йогой. Где словом йога обозначается связьп, а словом карма - духовная деятельность, в чем бы она не выражалась, творчество вместе с комплексом порождаемых им результатов и последствий. Рассматривая под этим углом зрения вопрос о сути и природе творчества, заметим, что творческий потенциал может тогда интерпретироваться как актуализированный духовный потенциал, а сам процесс творчества как процесс актуализации обратной связи в восходящем эволюционном процессе, отмеченный спецификой порождаемых им культурных форм и пополнением культурного багажа.

Что же тогда следует понимать под словосочетанием «социокультурное творчество»? На наш взгляд, это - создание условий и форм активизации и организации творческого потенциала общества как совокупного потенциала составляющих его элементов и системных связей, творческий процесс, субъектом которого выступает общественное сознание, сознание социума, определенным образом иерархизированное, структурированное и ин-ституциализированное. Таким образом, парадоксальное на первый взгляд словосочетание «институт творчества» вполне осмысленно в случае, когда субъектом творческой деятельности выступает социум, его сознание. Институциальность творчества здесь выражается

в ритуальной практике или, например, в создании и деятельности соответствующих общественных (например, региональных, государственных и надгосударственных, частных и корпоративных и т. п.) институтов науки, образования, искусства, социальных и природных преобразований (в том числе и в настоящее время в значительной степени технического характера).

Одной из основных особенностей творчества как института является его регулярный характер. Таким образом, институт творчества должен на регулярной основе обеспечивать выполнение функций сохранения, передачи (трансляции) и актуализации обратной связи. В этом частичном повторении ранее сказанного сделаем акцент на аспекте обеспечения регулярной обратной связи, причем связи означенной.

В древности с ее социальной нерасчлененностью таким институтом и регулярным механизмом был ритуал и позднее наследовавшие ему древние мистерии, составлявшие в определенный исторический период смысловую сердцевину социокультурного бытия современного им общества. Мистерии стали главным результатом отмеченных ранее процессов онтологизации, персонализации, субъективизации, символизации, историза-ции, вербализации и др. на определенном их этапе14. Вместе с этими процессами была онтологически «вдвинута внутрь» индивида, субъекта и таким образом персонализирована проблема источника творчества.

Именно поэтому, возвращаясь в нашем рассмотрении от социума к индивиду, мы возвращаемся к сердцевине вопроса об истоке творчества, о его тайне, о вдохновении, названном нами выше обратной связью в эволюционном процессе. Такое название или, лучше сказать, обозначение дает нам понимание роли вдохновения как генератора законов творчества и деятельности человека в целом, т. е. неких канонов, требующих исполнения, сохранения и передачи их последующим поколениям в качестве образцов и эволюционных ориентиров. Однако вдохновение как обратная связь ничего не говорит нам о своем собственном источнике. Именно вопрос об источнике вдохновения всегда волновал великих мыслителей и творцов культуры всех времен. В зависимости от его решения решался и вопрос о его достижимости и тем более регулярности.

В полном согласии с платоновскими представлениями о мире идей и мире вещей П.И. Чайковский бывало часами и даже днями просиживал в слезах над чистым нотным листом в ожидании хотя бы одной музыкальной мысли, идеи. Хорошо известно о настойчивых творческих исканиях и терзаниях М.А. Врубеля и A.A. Блока. H.A. Римский-Корсаков, отличавшийся исключительной организованностью своей работы, прямо утверждал, что «вдохновение должно стать регулярным». Особое внимание своему творческому общению с Музами уделял A.C. Пушкин, ставший главным выразителем аполлинического культа в России. Многочисленные подобные примеры поисков регулярности вдохновения, или озарения, этой архимедовой «эврики» в области научного творчества приводит в своей книге Ж. Адамар15. «Озарение» - такое название носит вторая книга свода рериховской Живой Этики или, на восточный лад, Агни Йоги16, посвященного современному синтезу западных и восточных подходов к исследованию природы и человека, условий творческого развития, индивидуальной и социальной эволюции.

Всюду здесь речь идет о стихийных попытках или осмысленных и регулярных подходах к своеобразному структурированию некоей «институциализации» приемов подготовки сознания к принятию вдохновения, установлению связи с беспокоящей сердце творца целью. Именно в этом, подчас мучительном беспокойстве и священном трепете сердца творец предчувствует ту самую волну вдохновения или вспышку озарения,

которая уносит прочь завалы сознания, изгоняет тени страхов, просвещает и возвышает над океаном изменчивых форм, над майей, как сказали бы на Востоке, восхищает сердце в обители светлые, зовет к священной лире (и священной жертве). С другой стороны, это беспокойство неискушенного сердца может усугубляться обманом неинституциализиро-ванного сознания, вызванным майявическим размыванием или многократным иллюзорным отражением цели, затемняющим, затуманивающим и ставящим под сомнение выбор пути ее обретения. И именно культура, содержащая опыт уже преодоленных искушений сердца и раскрытых обманов сознания, есть основа правильного выбора, т. е. узнавания и решения. Такой выбор вправе называться творческим, ибо в конце концов он и приводит к цели творчества. Акт выбора становится творческим актом17.

Что же наиболее целесообразно творчеству? Что является главной опорой совершения ответственного выбора? Что является главной институцией культуры? Это - память. Механизмы памяти, припоминания являются необходимой составляющей так называемых «механизмов сборки»18, направляя и обеспечивая действие каналов обратной связи19.

Здесь необходимо пояснить, о какой сборке ведется речь. Динамика социума, как и динамика Универсума, подобна турбулентному потоку, в котором периодически возникают вихри, которые, распадаясь, дают материал новым вихрям, идущим им на смену. Эти процессы объединения элементов возникают непрерывно на всех уровнях организации материального мира - и в так называемой неживой, косной природе, и в живом веществе, и в обществе. Есть все основания считать, что динамика психоэмоциональной сферы человека определяется теми же фундаментальными законами20. Эта непрерывная перестройка организации систем и их объединения в новые формирует основу «мирового движения». Тенденция к «кооперативности» универсальна, она пронизывает все уровни мироздания: макрокосм, мезокосм, микрокосм. Естественно предположить, что эта тенденция есть проявление той самой всепроникающей потенции всеединства, о которой шла речь выше. Определяющие ее законы так же фундаментальны, как и законы сохранения энергии и вещества. Причем одни не сводятся к другим, а дополняют друг друга. Механизмы, определяемые этими законами кооперативности, мы и называем механизмами сборки. Их изучение крайне важно не только в естествознании, в теории самоорганизации и синергетике, но и особенно в сфере общественных наук, в применении к разнообразным социальным процессам, где синергетическая парадигма также успешно прокладывает себе дорогу.

Память как ключевое звено творческой сборки обеспечивает сохранение и наследование опыта, преемственность культурного достояния субъекта, индивидуума или социума. Институциализированным механизмом такого «кооперативного» наследования в обществе и выступает музей21.

Музей, таким образом, может рассматриваться как институт социокультурных механизмов сборки. Он связывает законы сохранения и законы появления новых форм единым узлом; сохраняет не только избранные исторические формы, но и равно потенции их воспроизведения в новых формах. Не только сохраняет, но и выявляет эти потенции, значимые для будущего, значимые для творчества, т. е. создает условия для актуализации памяти как основы рождения нового. Такое сочетание функций превращает музей в резонансную систему. Музей становится базой творческого социокультурного резонанса, институтом социокультурного творчества. Он предстает перед нами как один из важнейших институтов социализации вообще, как, пожалуй, ключевой ее институт. Однако это ни в коем случае не современный «плоский» рынок с его господством горизонтальных

взаимосвязей и не кладбище как предел натурализации. Скорее - это своеобразный театр, представляющий зрителю, посетителю, участнику основную драму истории - драму творчества жизни.

Вещь как собеседник и учитель. Одной из главных, если не главной целью музея является сохранение преемственности в обществе, связи времен, так называемой социальной памяти путем музеефикации, т. е. вскрытия потенциала вещей (объектов культурного или природного наследия) как музейных предметов. Ее результатом становится преображение и служение вещи в качестве знака, символа, вести, ведущей свое «кристаллизованное» повествование о «днях и битвах минувших», не переставших быть реальностью, реальностью, которая просто свернулась, подобно улитке, а лучше сказать, врубелевской Раковине, в своей фрактальной беспредельности. Радуя нас совершенством своих форм, эта Реальность притягивает к себе наше внимание в ожидании заветного часа, когда окружающая тишина и наши отверстые уши окажутся готовыми услышать Ее голос и таким образом удостоятся явления живой субстанции Ее прекрасного кристалла - ожившей речи времен.

Это не что иное, как рукотворный пантеизм. Музей изначально, генетически несет на себе неистребимую печать этого своеобразного пантеизма и панкреационизма. Вещи в музее словно окаменевшие стихийные духи Времени, «временами загорающиеся, временами потухающие», ведущие свой интимный диалог с избранным и заслуженным, как мог бы здесь сказать A.A. Ухтомский, собеседником22. Эта индивидуализация диалога с прошлым и поддерживает базу культурной преемственности и социальности.

Конечно, пространство музея подчас наполнено и как будто навсегда затверженными текстами: этикетками, описаниями, экскурсионными монологами, эдакими говорящими улитками-граммпластинками. На память приходит Бабочкина куколка Льюиса Кэрролла, твердившая Алисе о том, что главное - помнить о главном, и тут же утверждавшая, что это не главное. Однако главными лицами музейного действа все же являются живые свидетельства-свидетели прошлого, готовые отвечать на наши вопросы, если мы только готовы им их задавать, готовые раскрывать тайны собственного происхождения и жизни своих творцов. Музейная вещь как живой свидетель несет нам прежде всего весть о своем сотворении и последующем бытовании, а тем самым о тех, кто ее создавал, быть может, в творческих муках и «воспитывал» в атмосфере своего окружения, устремления и труда.

Эти интимные истории передаются не во всеуслышание, а также доверительно как мастер-учитель передает ученику секреты своего мастерства, знания, добытые личным трудом и открытые ему в свою очередь его учителем. Поэтому когда речь заходит об образовательных функциях современного музея, об образовательных музейных технологиях и программах или музейных подходах в сфере образования, мы не должны упускать из виду наставительную роль музея, исходно и внутренне ему присущую. При этом стоит обратить внимание на то, что указываемое здесь наставничество ни в коем случае не является наставничеством обезличенным, ведущим к пресловутой образованщине. Как раз, напротив, при правильном, так сказать, употреблении музей способен осуществлять наставительные функции в наиболее чистом и продуктивном их варианте, а именно через мобилизацию внутренних познавательных и творческих ресурсов личности, когда знание и умение рождаются как бы изнутри. Как известно, это «как бы» главное в искусстве каждого настоящего педагога, учителя, наставника. Это - старая истина о том, что дверь может быть открыта, надо только (!) уметь в нее постучаться. Ибо в реальности не бывает иного обретения, кроме обретения собственным трудом.

Таким образом, активизация собственного познавательного и творческого потенциала посетителя является важнейшей задачей настоящего музея. В идеале - это самопознание, самоусовершенствование и преображение жизни. Именно так и определял главную предельную задачу музея Н.К. Рерих, стремившийся возвратить музею его исконное понимание Союза и Обители Муз всех родов человеческого творчества. Именно на этом пути стимулирования индивидуального совершенствования и творческого служения общему благу он видел главные задачи и перспективы музейного строительства. Несомненно это - просвещенческий идеал и одновременно реальная цель деятельности музея.

Переходя, таким образом, от понимания Музея как института сохранения социальной памяти к пониманию его как института социально образовательного и социально преобразующего, института социокультурного творчества, мы вплотную подходим к интерпретации музейной системы социума как своего рода компенсаторного механизма социального метемпсихоза. Пока ограничимся здесь лишь этим тезисом и указанием на наличие целого ряда интересных историко- и геокультурных соображений, связанных с общими чертами пифагорейско-платонического и индуистско-буддийско-даосского миросозерцания, а также современными подходами, в том числе в области так называемой трансперсональной психологии. В этой связи представляется продуктивным интерпретация музейного пространства как аполлинического пространства творческого служения и жертвы, где жертвенным выступает сохраняемое и экспонируемое, иными словами, плоды творческого гения. Возникающая таким образом музейная коммуникация предстает перед нами как литургия и последующая трапеза с вкушением жертвенного, т. е. созерцанием творческих даров, пресуществленных интимностью проникновения в тайну их творения. Несомненно, это своеобразная, возможно, эволюционно неизбежная компенсация за секуляризацию, а точнее, десакрализацию человеческого бытия, потерю чувства сопричастности с вечностью. И восстановление этой сопричастности, пожалуй, в наиболее чистой и демократической форме.

1 Бондаренко A.A. Античный Мусейон: рождение музея из мифа и ритуала // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2007. Вып. 1. С. 257-273.

2 Топоров В.Н. Предисловие / Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993. С. 18-19.

3 Овсянико-Куликовский Д.Н. Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности. Ч. 1. Одесса, 1884 // Цит. по: Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 17.

4 Бондаренко A.A. Указ. соч. С. 258-260.

5 Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии веков. М., 1988. С. 306.

6 Именно отрицание феномена избранничества привело Жиля Делеза к отрицанию творческого характера акта выбора и идее «низвержения платонизма». - Об этом см.: Маковецкий Е.А. Музей и «низвержение платонизма» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2006. Вып. 1. С. 34-39; Бондаренко A.A., Мельников B.JI. Музейная идеология Н.К. Рериха: проблемы актуализации рериховского наследия // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2006. Вып. 1. С. 42-44.

7 Диоген Лаэртский. IV, 2.

8 Вторым рождением европейского рационализма С.С. Аверинцев считает «подготовку революции в мысли Фрэнсиса Бэкона [...] эпоху энциклопедистов; и затем стабилизацию результатов в философии первой половины XIX в.» (Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма и простейшие реальности литературы // Человек в системе наук. М„ 1989. С. 332-342).

9 Моисеев H.H. Расставание с простотой. М., 1998.

10 Очерки социальной философии // Под ред. К.С. Пигрова. СПб., 1998.

11 Моисеев H.H. Указ. соч. С. 62-69.

12 Рерих Н.К. Наставление ловцу, входящему в лес // О вечном... М., 1994. С. 438-443.

13 Заметим, что и слово «религия» является производным от латинского religare, т. е. связывать, связывать с миром Высшего.

14 Бондаренко A.A. Указ. соч. С. 258.

15 Адамар Ж. Исследование процесса изобретения в области математики. М., 1970.

16 Агни-Йога.: В 3 т. Самара, 1991-1992.

17 Ср.: Бондаренко A.A., Мельников В.Л. Музейная идеология Н.К. Рериха: проблемы актуализации рериховского наследия//Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер, 6. 2006. Вып. 1. С. 42-44.

18 Моисеев H.H. Указ. соч. С. 75.

19 Ср.: Платон. Федр / Соб. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 158.

20 См., напр.: Агни Йога; Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.; Богданов В.А. Ясновидящая материя. Космология общества. СПб., 1995; Князева E.H., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002.

21 По существу, такой точки зрения придерживаются М.С. Каган, З.А. Бонами, В.Ю. Дукельский и некоторые другие специалисты.

22 Ухтомский A.A. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск, 1997.

Статья принята к печати 5 мая 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.