Научная статья на тему 'Проблемы зарождения и функционирования музея как историко-культурной формы'

Проблемы зарождения и функционирования музея как историко-культурной формы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
194
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / COLLECTING / ПРОТОМУЗЕЙНЫЕ ФОРМЫ / PROTOMUSEUM FORMS / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / MUSEMFICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются историко-культурные особенности зарождения и функционирования музея как культурной формы. Музей прошел сложный и неоднозначный путь развития и заимствований начиная от собирательства архаических обществ до современного целенаправленного коллекционирования произведений материальной и духовной культуры на Западе и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of origin and functioning of museum as the history-cultural feature

The paper is considered the history-cultural peculiarity of origin and functioning of museum as a cultural form. The museum has passed a complex and ambiguous way of development and adoptions, beginning from gathering of the archaic community until the purposive collecting the products of material and spiritual culture at the West and Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы зарождения и функционирования музея как историко-культурной формы»

III. Проблемы музеологии

Е.Ю. Степанова

ПРОБЛЕМЫ ЗАРОЖДЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ФОРМЫ

В статье рассматриваются историко-культурные особенности зарождения и функционирования музея как культурной формы. Музей прошел сложный и неоднозначный путь развития и заимствований начиная от собирательства архаических обществ до современного целенаправленного коллекционирования произведений материальной и духовной культуры на Западе и в России.

Ключевые слова: музей, коллекционирование, протомузейные формы, музеефикация.

Появление музея как новой культурной формы в России состоялось в XVIII в. При современном подходе понятие «культурная форма» рассматривается как модель культуры, воспроизводимая на отдельном участке ее функционального спектра1. По мнению ряда исследователей2, музей является одной из подсистем культуры, выполняя функции сохранения, изучения и экспонирования свидетельств об истории предметного мира.

Музей как культурная форма зарождается, адаптируется к меняющимся историческим условиям, постепенно развивается и видоизменяется. На каждом этапе этого пути он удовлетворяет насущную потребность общества в сохранении культурно значимой информации3.

Предлагаемый подход к феномену музея позволяет преодолеть фрагментарность в изучении отдельных сфер музейной деятельности и рассмотреть музей со всеми его структурными подразделениями как единый организм.

Культурологи давно пытались найти истоки конкретных идей и представлений, сопутствующих формированию музеев. Установлено, что уже в самые ранние периоды истории человечества

© Степанова Е.Ю., 2011

проявлялось стремление людей к собирательству, коллекционированию, хранению предметов, значимых для данного коллектива. Более того, некоторые исследователи доказывают, что «инстинкт коллекционирования» присущ не только человеку, но и многим видам животных и птиц, которые тащат в свои норы и гнезда разные блестящие предметы - раковины, камушки, стекла. Такова «биологическая» модель возникновения процессов музеефика-ции4. Согласно другой, «эстетической», концепции, начало накопления музейных ценностей объясняется «врожденной любовью к прекрасному» у людей, их потребностью окружать себя красивыми предметами.

Необходимо уточнить, что предыстория музейного дела свидетельствует не только об эстетических, но и о религиозных представлениях людей, причем архаические «коллекции» играли роль овеществленной памяти народа. Все начиналось с собирания и хранения предметов, обладающих сакральной семантикой для людей, живших в условиях родоплеменного строя. Одной из самых ярких форм их религиозной культуры был шаманизм, доживший до наших дней. Шаман выполнял ту роль, которую в современном мире выполняет психоаналитик, устанавливающий связь с подсознанием пациентов. Манипуляции шамана имели целью вызвать конкретную реакцию у своих соплеменников, часто - вылечить их5. Шаманские ритуалы общения с духами (злыми и добрыми) сопровождались использованием магических предметов и целых их коллекций; к ним относились, например, шаманские бубны и колокольчики, кости животных, жемчужины и ожерелья и т. д.

Многие мифологические мотивы, народные обычаи и религиозные обряды также связаны с идеями собирательства, хранения, закрепления традиций. В.Я. Пропп определяет миф как «рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит»6. В мифе события, состоявшиеся в определенное время, существуют «вне времени»7. Мифологические представления о смерти можно считать древнейшей основой идеи сохранения важнейших ценностей человечества (прежде всего самой жизни). Речь идет об идеях повторного рождения, возвращения умершего, существования в «ином царстве» (фигуры перевозчика-путеводителя, охранителей входа в это царство).

Хранителями мифов, их тайного смысла обычно становились старики, отвечавшие за передачу традиций предков молодому поколению; это происходило чаще всего во время обряда инициации8. Предки приобретали ту же функцию, что и боги - дарители знаний, необходимых для выживания племени. Сказания и легенды об этом воспроизводились с величайшей точностью, их хранили как

святыни - наряду с образцами орудий труда, домашней утвари, предметами религиозного культа.

В эпоху античности Академия Платона, Лицей (Ликей) Аристотеля и особенно Александрийский мусейон начали выполнять некоторые функции современных музеев. Постепенно шел процесс выделения приоритетных направлений их деятельности - собирания, хранения, документирования, исследования. Однако за пределами Европы многие народы не испытывали потребности в подобном социальном институте. Например, для большинства жителей бывших колоний Африки музеи, созданные европейцами, на протяжении долгих веков оставались чем-то чужим и опасным. Функции ретранслятора культурных традиций здесь выполняли иные организационные формы - общинные дома, мужские союзы, святилища, хранилища семейных реликвий. Нередко европейцы насильно отбирали для экспонирования в музеях понравившиеся им предметы, без учета специфики местных верований9. Между тем в представлениях африканских народов такие магические предметы обладают душой и нередко выполняют роль тотемов; изымать их из святилищ, помещать в закрытые шкафы музеев совершенно недопустимо - из-за этого они могут «умереть». В результате у многих африканцев сложилось довольно прохладное отношение к музеям как символам насилия над национальной культурой; отсюда их редкое посещение местными жителями (в отличие от иностранных туристов).

Как известно, в дохристианской Руси существовали культовые места (священные рощи, камни, деревья, капища, святилища), предназначенные для совершения языческих ритуалов. Там происходило поклонение идолам, приносились жертвы, произносились заклинания, скапливался определенный набор магических предметов и символических изображений10. Эти культовые комплексы тоже можно считать формой музеефикации памяти прошлого, древних религиозных обрядов и обычаев.

Примеры взаимосвязи народных традиций и символического собирательства можно найти в русском фольклоре. Так, согласно сюжету сказки «Крошечка-Хаврошечка», главная героиня не ест мясо своей любимицы-коровы (которая была зарезана по требованию ее злой мачехи), а собирает в платочек ее косточки, закапывает их в саду и периодически поливает водой, чтобы корова ожи-ла11. Согласно русским народным традициям, кости животных действительно не уничтожались, а закапывались; это может служить свидетельством потребности общества сохранить нечто уходящее в прошлое, не потерять связь с ним. Сам факт фиксации в фольклорном тексте стремления собрать коровьи кости можно рассмат-

ривать как начало формирования одной из функций будущих музеев и прообраза первых коллекций из разрозненных предметов.

Необходимо отметить, что традиции собирательства, хранения, сбережения культурных ценностей существовали уже в древнерусском обществе. Об этом свидетельствует, в частности, летописный свод «Повесть временных лет» (начало XII в.), дошедший до нас в более поздних списках12. В этом же уникальном источнике содержатся ценные сведения о первых книжных собраниях русских князей. Например, в разделе «Похвалы князю Ярославу и книгам» говорится:

Любил Ярослав книги, читал их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. <...> Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными13.

К числу первых русских собирателей можно отнести и князя Владимира Красное Солнышко, о котором в летописи сказано:

В лето 989 г. задумал Владимир создать церковь пресвятой Богородицы и послал привести мастеров от Греков. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсуня-нину, и поставил служить в ней Корсунских попов, дав ей все, взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты. И сказал так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов»14.

Большая часть упомянутых в летописи ценностей (оружие, драгоценные ткани, ювелирные изделия) поступали на Русь в основном из Византии, реже - из государств средневековой Европы. Некоторые из этих поступлений служили свидетельствами важных исторических событий. Например, после описания победоносного похода князя Олега на Царьград (907 г.) в летописи зафиксировано: «И пришел Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье»15. Судя по этой записи, военные трофеи были показаны народу во время своеобразного парада ради возбуждения его патриотического энтузиазма.

Подобные свидетельства летописи относятся и к более позднему времени, как и перечисления различных светских и церковных сооружений. К ним относятся такие памятники древнерусской

культуры Киева, как деревянные изображения языческих богов (идолы) Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокши, православные соборы - св. Софии, св. Василия, Пресв. Богородицы, киевские Золотые Ворота.

Таким образом, функция хранения различных ценностей (как и их дарения) не была для музеев чем-то искусственным, нарушающим народные традиции. Само появление музея как социокультурного института было призвано компенсировать утрату этих традиций в европейской культуре Нового времени. Разумеется, при этом архаическое собирательство приобретало новый смысл и современные организационные формы.

Потенциальными предметами современных музейных коллекций становились предметы, предварительно собранные в погребениях различного типа (скифских курганах, египетских пирамидах и т. д.). Первые коллекционеры комплектовали свои собрания сообразно собственным мотивам, вкусам, нередко в корыстных целях, вырывая предметы из контекста их бытования в определенной историко-культурной среде.

На протяжении столетий музей прошел через ряд стадий развития и трансформации. Соприкасаясь с определенной культурной средой, он вбирал в себя ее характерные черты, не превращаясь в слепую копию господствующих социальных институтов (таких, как церковь в эпоху Средневековья). Напротив, музей транслировал и приспосабливал к массовому сознанию различные способы восприятия действительности - научный, эстетический, этический.

Современный музей вырос на базе таких его ранних форм, как кунсткамера, пинакотека, студьоло и др. С XIV в. на Руси также возникают протомузейные формы, к которым относятся культурные сады, «аптекарские огороды», зверинцы, арсеналы16. В последующие столетия формируются церковные и монастырские древлехранилища, частные собрания культовых и исторических реликвий, военных трофеев, книг и старинных рукописей. Владельцами таких коллекций были такие известные светские деятели, как В.В. Голицын, А. Строганов, А.С. Матвеев.

Процесс формирования музея как института официальной культуры России протекал в течение XVIII - начала XX в. В эпоху Петра I это европейское детище начинает утверждаться в Московской Руси, только что вступившей на европейский путь развития. Петровские реформы, углубившие произошедший ранее церковный раскол, способствовали частичной секуляризации общественного сознания. Были упразднены многочисленные запреты, характерные для культуры средневековой Руси, начали осваиваться новые предметные и идейные сферы. Одним из важных признаков

этих перемен и стало появление в России принципиально новой культурной формы - музейного учреждения17. Это служит подтверждением единства процессов историко-культурного развития России и Западной Европы.

При организации музеев в России был использован западный опыт, так как заимствовать «европейскую культурную форму оказалось проще и экономнее, чем выработать собственный аналог»18. Однако со временем русский музей вобрал в себя национальные традиции собирательства, сохранив его своеобразные черты (примером может служить Петербургская кунсткамера). Исследователи отмечают относительную безболезненность внедрения музея в систему российской культуры - в отличие от иных, чужеродных форм инноваций петровского времени. Технологии такого внедрения соответствовали основным тенденциям культурной политики государства благодаря личной заинтересованности Петра I. В дальнейшем музей обрел статус культурной нормы, стал элементом современного образа жизни населения России.

Таким образом, музей как культурная форма прошел сложный и неоднозначный путь развития на протяжении огромного временного периода. Этот процесс отражает историю формирования культурных традиций человечества, удовлетворения потребности любого общества в сохранении и передаче будущим поколениям накопленных им материальных и духовных ценностей.

Примечания

1 Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен. М.: ВК, 2003. С. 104-111.

2 Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996; Калугина Т.П. Худо-

жественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2008.

3 Сундиева А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела //

Триумф музея? СПб.: Осипов, 2005. С. 106-108.

4 Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина,

B. Хербста. М.: ВШ, 1988. С. 16; Грицкевич В.П. История музейного дела до XVIII века: В 2 ч. СПб., 2001. Ч. 1. С. 65-67.

5 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. С. 211.

6 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. С. 27.

7 Тайлор Э.Б. Указ. соч. С. 217.

8 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.

C. 262.

9 Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Русское слово - РС, 2003.

С. 275-283.

10 Сотникова С.И. Музеология: Пособ. для вузов. М.: Дрофа, 2004. С. 154.

11 Крошечка-Хаврошечка // Русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева / Сост.

B.П. Аникин. М.: Художественная литература, 1987. С. 51-53.

12 Повесть временных лет / Под ред. В.П. Аникина, Д.С. Лихачева // Былины. Рус-

ские народные сказки. Древнерусские повести. М.: Дет. литература, 1989.

C. 361-387.

13 Там же. С. 386.

14 Там же. С. 381.

15 Там же. С. 365.

16 Основы музееведения / Отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005.

С. 148.

17 Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.:

Омега-Л, 2003. С. 174.

18 Сундиева А.А. Указ. соч. С. 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.