ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЯ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
Алёна Владимировна ЮРИКОВА,
заведующая научно-просветительским отделом Оренбургского областного музея изобразительных искусств, магистр культурологии, аспирант кафедры культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры, г. Оренбург, Россия
e-mail: [email protected]
В статье анализируются основные типы взаимодействия музея и церкви, как светского и религиозного мировоззрений, в контексте культурной и образовательной деятельности. Сотрудничество музея и церкви рассматривается на материале совместной деятельности Оренбургского областного музея изобразительных искусств и Оренбургской епархии МЦ РПЦ, раскрывающей культуру как целостность. Церковь обогащает музей традиционными сферами сакрального мировосприятия, музей традиционно направляет деятельность на сохранение культуры и культурных ценностей.
Ключевые слова: духовность, икона, целостность, музей, искусство, сотворчество, культура.
FORMS OF INTERACTION BETWEEN MUSEUMS AND THE CHURCH IN THE FIELD OF CULTURAL HERITAGE PROTECTION BY THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGIONAL MUSEUM OF FINE ARTS
A. V. Yurikova, Head of the Scientific and Educational Department of the Orenburg Regional Museum of Fine Arts, Master of Cultural Studies, doctoral student of Department of Culturology and Sociology, Chelyabinsk State Institute of Culture, Orenburg, Russia
e-mail: [email protected]
The article analyzes the main types of interaction of the museum and the church, such as secular and religious worldviews in the context of cultural and educational activities. The interaction of the museum and the church views on the material of the activity of the Orenburg Regional Museum of Fine Arts and the Orenburg diocese, revealing a culture as integrity. Church enriches museum of the traditional field of the sacred world view, the museum has traditionally activities about conservation of culture and cultural values.
Key words: spirituality, icon, integrity, museum, art, co-creation, culture.
На протяжении длительного исторического отрезка существования России православие и культура были глубоко взаимосвязаны. В разные исторические периоды светские и церковные институты находились в тесном сотрудничестве.
Русская православная церковь взаимодействовала с государственными, общественными организациями и музеями по сохранению культурного наследия, при храмах открывались музеи или древлехранилища, но и бывали времена, когда церковное искусство сохранялось только благодаря научно-исследовательской деятельности музейных работников и кафедр музейного дела в вузах.
Многие православные храмы России были включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, в частности, церковь Покрова на Нерли, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Лестничная башня в Боголюбове, архитектурный ансамбль Кижского погоста, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, церковь Вознесения в Коломенском и другие. Академик Д. С. Лихачев писал: «... Россия - великая страна. Великая не своими территориями, не военной славой, даже не промышленностью и сырьевыми запасами, а прежде всего своей тысячелетней культурой, давшей миру бессмертные произведения литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства [6, с. 50]».
Приметой времени стало возвращение Русской православной церкви предметов религиозного искусства, церквей и храмов. Так, в 2000-х годах Русской православной церкви были переданы Храм Воскресения Христова в Кадашах, Новодевичий монастырь, Храм апостола Иоанна Богослова под Вязом, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Смольный собор, Сампсониевский собор. Соответственно, важным направлением деятельности Русской православной церкви должно стать сохранение наследия в виде культовой архитектуры. На примере работы прихода Оренбургской епархии МЦ РПЦ и Оренбургского областного музея изобразительных искусств рассмотрим, как могут выстраиваться взаимоотношения церкви и учреждений культуры.
Современные проблемы сохранения культурного наследия, самобытности русской культуры в определённой степени могут быть решены при взаимодействии музея и церкви, в рамках реализации совместных проектов в сфере культуры и образования, направленных на повышение нравственно-эстетического уровня развития российского общества. Музей и церковь являются одними из главных хранителей истории и самобытности российской культуры.
В XXI веке приходит понимание новых форм взаимодействия между музеем и церковью - это открытие церковных музеев и выставок, посвя-щённых истории церкви и религиозной живописи, проведение богослужений в музее-храме или музее-монастыре.
Важным аспектом взаимодействия является деятельность по сохранению церковных произведений искусства и памятников старины от гибели и уничтожения.
Во время советского периода многие храмы и церковные памятники были разрушены, некоторые были переданы музеям, некоторые из храмов вошли в состав музейных комплексов. В 1886 году в Оренбурге был заложен собор в честь Казанской Божией Матери на Сакмарской площади (сквер перед Домом советов). Расписывали собор выпускники Императорской академии художеств. Несколько росписей, созданных в 1894-1895 годах, были выполнены профессором живописи Императорской академии художеств Владимиром Егоровичем Маковским. Он написал основные иконы главного иконостаса собора - Богоматерь Табынская, Архангел Гавриил, Архангел Михаил, Христос Вседержитель, Богоматерь с младенцем в полный рост и в медальонах. 27 мая 1931 года горсовет вынес постановление о закрытии Казанского Собора, а в 1936 году он был разрушен [3, с. 11].
Имя Оренбургского художника Лукиана Попова - академика Императорской Академии художеств, члена Товарищества передвижных художественных выставок, чьи работы являются центральной коллекцией музея, тесно связано с Успенским женским монастырем, Казанским кафедральным собором - он расписывал некоторые домовые церкви в городе. Лукиан Попов был учеником В. Маковского, и ему доверили следить за сохранностью иконостаса Казанского кафедрального собора. По его настоянию было приведено в порядок несколько работ Маковского. «Оренбургская газета» в 1913 году опубликовала сообщение: «Для сохранности ... решено под наблюдением художника Попова освежить и застеклить имеющиеся в соборе семь картин Маковского [3, с. 9]».
В 1853 году в Оренбурге был построен Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В советский период с 1931 года «здание Покровской церкви было передано для использования в качестве жилой площади под культурные нужды [2, с. 88]».
Некоторые работы кисти Владимира Маковского сохранились, и сейчас они находятся в Храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Оренбурге - это два изображения Воскресшего Иисуса Христа, «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», «Моление о чаше».
В период с 1993 по 1995 годы Оренбургским областным музеем изобразительных искусств на временное хранение в Церковь Пресвятой Богородицы г. Оренбурга был передан 21 предмет. Были переданы работы Владимира Маковского «Христос в пустыне», «Моление о Чаше», 1894 года, «Воскресший Христос», 1894, «Явление Богородицы», «Воскресение Христа» и другие. Большая часть переданных работ Маковского составляет иконостас церкви [1].
Были переданы иконы начала XX века: «Утоли мои печали», одна из самых почитаемых православных икон, в настоящее время находится в Свято-Андреевском монастыре (Саракташский район), «Св. Сергий Радонежский» начала XX века, Крест запрестольный начала XX века. Передача была выполнена в 1993 году в рамках подготовки выполнения распоряжения Президента Российской Федерации «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от 23 апреля 1993 года № 281-рп и по письменной просьбе настоятеля Покровской церкви священника А. Майрова. (Священник Александр Майров был избран Председателем Приходского собрания 26 октября 1991 года.) При нем проводилось большое количество работ по возрождению и восстановлению храма [5].
В контексте современного взаимодействия музея и церкви необходимо отметить следующие выставочные проекты. В 2013 году в музее прошёл показ современной иконописи «Небо на земле», на выставке было представлено около 30 икон, написанных художниками Оренбурга и Орска. Среди участников экспозиции - И. А. Кравченко (член Оренбургского отделения Союза художников РФ), И. А. Маслова, Е. Ф. Смитиенко, священники: Александр Ежов (член Оренбургского отделения Союза художников РФ), Иоанн Качанкин, художники иконописной мастерской под руководством протоиерея Сергия Баранова. Были показаны также работы современных российских мастеров иконы В. П. Федотова и А. В. Федотова (члены Палехского отделения Союза художников РФ), заслуженного художника России
A. Н. Хопкина (Ногинск).
В 2016 году в музее была открыта выставка «От чистого истока» Палехского отделения художников, на которой была представлена иконопись, с её вековыми традициями, лауреата Государственной премии России
B. С. Макашова, заслуженных художников РФ И. В. Ливановова, Н. П. Лопатина, Т. Н. Макашова, В. П. Федотова, А. В. Федотова, А. В. Смирнова и других.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств совместно с Оренбургской епархией МЦ РПЦ проводит и ряд других мероприятий. Так, в 2013 году состоялась презентация фотовыставки «Православие - в объективе современности» в рамках мероприятий, посвященных 1025-летию Крещения Руси и 25-летию возрождения Русской Церкви.
Ежегодно в Оренбуржье проводится областной праздник «Дни Оренбургского пухового платка» и акция «В Покров день платок надень», посвя-щённая православному празднику - Покрову Пресвятой Богородицы. Именно с Покрова в Оренбуржье начинали вязать пуховые шали и паутинки. Музей традиционно реализует выставочный проект «Пасха - праздников праздник», организатором и идейным вдохновителем выставки является заслуженный работник культуры Российской Федерации Геннадий Александрович Найданов. Выставка получила благословение
Митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина. В России давно существует традиция коллекционирования пасхальных яиц. Одна из лучших коллекций принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Экспонатами выставки были пасхальные яйца, часть коллекции выполнена по эскизам профессиональных художников в традиционных центрах лаковой миниатюры - Палеха, Мстёры, Холуя.
Церковное восприятие искусства позволяет понять культурное наследие через духовность, представляет её религиозные искания, раскрывающие искусство в поле религиозного и светского мировоззрений. Например, как отмечал Е. Н. Трубецкой, с религиозной точки зрения храм - это «иная действительность, то небесное будущее, которое манит к себе, но которого в настоящее время человечество ещё не достигло [7, с. 8]».
Взаимодействие музея и церкви утверждает целостный подход к культуре, нерасторжимость коллекций церковного и светского искусства в выставочном пространстве или храме, возможность доступа к коллекциям. На них возложены актуальные историко-культурная, педагогическая и просветительская миссии. По словам Д. С. Лихачёва: «Вне культуры настоящее и будущее народов и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества [6, с. 52]». Музейное и церковное сообщества могут также проводить совместные экспедиции, поиск религиозных памятников, заниматься научной деятельностью, сотрудничать в области издательских и выставочных проектов.
Примеры взаимодействия музея и церкви показывают, что сегодня не стоит выбирать категоричные точки зрения между религиозным и светским опытом в сфере охраны и презентации культурного наследия. Музейное и церковное сообщества могут друг друга поддерживать как две традиционные единицы культуры. Сегодня музей и церковь могут быть вовлечены в процессы взаимодействия, сотворчества и строить диалог.
Музей - это светская институция, призванная сохранять культурные ценности и способствовать обучению человека. Сегодня церковь понимает возможности музея, его культурное служение в области научных исследований и сохранения культурного наследия, презентации нравственных ценностей. Музей и церковь транслируют красоту разными способами в совместной деятельности, где вера и искусство неразрывно связаны.
Сотрудничество церковных общин и музеев может также заключаться в совместной работе по возрождению православных храмов, входящих в состав музейных комплексов, в осуществлении необходимого ремонта и реставрации. Музейные специалисты, обладая необходимым опытом, могут помочь правильно организовать процесс восстановительных работ. Благодаря профессионализму музейных работников удалось сохранить
часть наследия Оренбургской епархии МЦ РПЦ. Важной формой взаимодействия музея и церкви является проведение совместных мероприятий в дни православных праздников, в памятные дни, связанные с историей музея.
Безусловно, во взаимодействии церкви и музея важно придерживаться симфонии, когда каждое учреждение в первую очередь выполняет свои первоочередные функции. Таким образом, музей и церковь играют важную роль в деле просвещения различных групп людей, осмысления современных стратегий культуры, способствующих духовному преображению общества.
Литература
1. Акт на выдачу из Оренбургского областного музея изобразительных искусств музейных экспонатов на постоянное (временное) хранение от 29 мая 2001 г. № 16.
2. Горлов Г. Е., Боброва О. Ю. Духовная нива Оренбуржья. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2009. - 264 с.
3. Десятков Г. М. Казанский кафедральный собор. - Оренбург : Южный Урал, 2000. - 38 с.
4. Ефименко М. Н. Оренбургская епархия как уникальное явление Православной истории // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики [Электронный ресурс]. Серия «Гуманитарные науки». - 2013. - № 03-04.
- URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/-gn13-03/808 (дата обращения: 26.01.2017).
5. Историческая справка. Церковь Пресвятой Богородицы г. Оренбурга [Электронный ресурс]. - URL: http://oren-pokrov.prihod.ru/istorija_prikhoda (дата обращения: 26.01.2017).
6. Лихачев Д. С. Великая культура примирительна по своей сути : речь на Международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России», 22-23 мая 1997 г. // Д. С. Лихачев - университетские встречи : 16 текстов / [науч. ред. А. С. Запесоцкий] ; Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2006.
- С. 50-55.
7. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры и её международное значение [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/ znachenie/ (дата обращения: 26.11.2017).
8. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. - Москва : тип. т-ва И. Д. Сытина, 1916. - 44 с.