Научная статья на тему 'Музей кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией РязГМУ как учебная база и база пропаганды медицинских знаний и здорового образа жизни среди населения (к 50-летию музея кафедры)'

Музей кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией РязГМУ как учебная база и база пропаганды медицинских знаний и здорового образа жизни среди населения (к 50-летию музея кафедры) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией РязГМУ как учебная база и база пропаганды медицинских знаний и здорового образа жизни среди населения (к 50-летию музея кафедры)»

© Ларькин А.И., Хубутия Б.И., 2001 УДК 611:006.901.5]: 378.147.1

МУЗЕЙ КАФЕДРЫ НОРМАЛЬНОЙ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ С ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИЕЙ РГМУ КАК УЧЕБНАЯ БАЗА И БАЗА ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ (к 50-летию музея кафедры)

А.И.Ларькин, Б.И.Хубутия

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова

В системе медицинского образования роль музея кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией чрезвычайно велика. Музей является неотьемлемой частью учебного процесса, особенно в настоящее время, когда приобретение натуральных препаратов, трупов становится непростой задачей.

50 лет назад привезенные из Москвы препараты были размещены в залах кафедры нормальной анатомии на улице Полонского. В организации музея неоценима роль наших учителей, замечательных ученых, организаторов кафедры и позже ее руководителей профессоров М.Ф.Иваницкого, Б.М.Соко-лова, Г.А.Рихтера, М.А.Егорова. Под их руководством сотрудники кафедры, не жалея сил и времени, оборудовали залы музея, восстановили поврежденные в процессе перевозки препараты. Мы с благодарностью вспоминаем и отдаем дань уважения первым лаборантам и препараторам кафедры

В.С.Рак, Е. А. Кочетковой, А.В.Рогожи-ной, М.И.Левиной, которые своим нелегким, каждодневным трудом создавали нормальную рабочую атмосферу кафедры и музея. Они реставрировали поврежденные препараты и готовили новые. Постоянную помощь им оказы-

вали преподаватели: доценты

Н.Н.Лавров, Е.И.Золина, Г.Б.Швецов, И.В.Толкачев, ассистенты: Ф.П.Пля-кин, Л.Ф.Гаврилов, И.М.Швецов, А.П.Докунина, Л.М.Зайцева. Общими стараниями сотрудников и постоянной помощи и внимания руководства института музей превратился в уникальное подразделение кафедры.

Вначале музей служил исключительно базой учебного процесса и хранилищем фундаментальных препаратов по научным, диссертационным работам сотрудников. В те годы залы музея во внеучебное время полностью заполнялись студентами, даже не хватало мест, чтобы разместить всех желающих. Очень скоро популярность музея вышла за стены института. К нам стали обращаться из педагогического института, медицинского училища, художественного училища и других организаций с просьбами об организации экскурсий в музей. Руководство кафедры никогда не отказывало всем желающим посмотреть экспозиции музея. Потом стали частыми гостями музея школьники старших классов г. Рязани и области. Это было частью большой работы руководства института по профессиональной ориентации школьников, привлечению их для учебы в наш

университет. Посещение музея нашей кафедры для значительной части школьников становилось решающим моментом в выборе профессии. Интерес к медицине, зародившийся дома, в школе оформлялся в осознанное желание непременно учиться в медицинском институте, чтобы стать врачом. Для других посещение музея было решающим моментом в выборе иной профессии, что тоже важно.

На базе музея несколько лет занимались школьники из клуба “Юный медик” , организованного при институте. Многие из них становились студентами, а потом прекрасными врачами.

В настоящее время музей кафедры выполняет очень важную роль в ходе учебного процесса. Он служит местом, где студенты находят дополнительные наглядные пособия - качественные, тематически подобранные, натуральные анатомические препараты.

Студенты посещают музей во время занятий, а также во внеучебное время. В ходе занятий преподаватель демонстрирует препараты, отражающие вариабельность строения тех или иных органов, возрастные особенности и аномалии развития. Студенты имеют возможность познакомиться с различными натуральными препаратами по всем разделам изучаемого предмета, увидеть препараты, изготовленные преподавателями, студентами-круж-ковцами.

Каждое посещение музея рождает у студентов массу вопросов, стимулирует их познавательную деятельность и заставляет более активно и добросовестно работать на занятиях, лекциях, пробуждает интерес к препарированию и самостоятельному изготовлению препаратов. Они видят анатомические и топографические образования различных частей человеческого тела, различные модификации оперативных вмеша-

тельств и др. и более реально начинают понимать значение анатомических знаний для практического врачевания.

По рекомендации преподавателей студенты иногда используют музейные препараты для подготовки сообщений по УИРС или для докладов на заседаниях научного студенческого кружка. Это, в основном, препараты редкие, с вариантами строения органов, сосудов, нервов, что студенты не могут видеть на практических занятиях.

Внимание студентов медико-профилактических и экологических факультетов особо акцентируется на препаратах, измененных под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды (токсические вещества, алкоголь, курение и др.)

Препараты в музее экспонируются, в основном, по системному принципу, но есть специализированные, тематические витрины - шкафы по тератологии, эмбриогенезу, изменению органов под влиянием алкоголя, курения и т.д. В ходе учебного процесса в соответствии с темами занятий комплектуются специальные подборки препаратов, например, “Череп”, “Артрология”, “Эндокринные органы”, “Сердце” и др. Эти препараты студенты должны осмотреть и изучить обязательно.

Студенты с удовольствием посещают музей в свободное от занятий время. Светлые, уютные залы музея с цветами и необходимыми препаратами создают приятную атмосферу для занятий.

С 1967 года к анатомическому музею прибавилась коллекция препаратов музея кафедры топографической анатомии с оперативной хирургией. В этой коллекции препараты по топографическим образованиям различных участков человеческого тела, оперативным доступам, модификации операций и т.д. Препараты используются на за-

нятиях и во внеучебное время студентами 2 и 3 курсов лечебного и медикопрофилактического факультетов.

Стараниями преподавателей, сту-дентов-кружковцев музей постоянно пополняется новыми препаратами. В настоящее время в музее кафедры около 2000 натуральных препаратов, много стендов, тематических шкафов, витрин.

В музей кафедры приходят студенты других вузов, училищ, организаций с целью познакомиться более детально со строением своего тела. Строение тела всегда интересовало человека, особенно с позиций направленного влияния и воздействия на те или иные органы, ткани, на зависимость их строения и функции от этих воздействий. Эти вопросы посетители видят на наших препаратах. Студенты художественного лицея, занимаясь у нас по несколько дней, познают детали строения человеческого тела и более анато-мично и правильно изображают человека в своих рисунках. Посещение нашего музея дает очень мощный толчок человеку для более разумного отношения к своему телу, к пересмотру, иногда, образа жизни, поведения.

В последние годы сотрудники кафедры при проведении экскурсий боль-

шое внимание уделяют изменению органов и тканей человеческого организма при воздействии неблагоприятных факторов (алкоголизм, наркомания, курение, отравляющие вещества и т.д.). В комплексе профилактических мер борьбы с вредными привычками, на наш взгляд, более убедительными и действенными являются наглядные, зримые впечатления от последствий этих злоупотреблений. Наши препараты с измененными тканями, органами и частями человеческого тела как раз это показывают. Мозг людей, посещающих музей, сохраняет надолго эти зрительные впечатления. Некоторые приходят еще раз, приводят своих знакомых, друзей, родственников. Иногда мы проводим целенаправленные беседы с посетителями “по заказу”, просьбе родственников, которые приводят своих близких, злоупотребляю-щих теми или иными вредными привычками.

Эта работа ложится исключительно на преподавателей. Они в свободное от занятий время, проводят многие годы беседы, экскурсии. Это энтузиасты, которые делают очень важное и полезное дело, внося свою лепту в борьбу с вредными привычками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.