Научная статья на тему 'Вклад академика Д. А. Жданова в учебный процесс кафедры Анатолии человека ММА им. И. М. Сеченова'

Вклад академика Д. А. Жданова в учебный процесс кафедры Анатолии человека ММА им. И. М. Сеченова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочаров В.Я.

Излагаются принципы изучения одной из основных медико-биологических наук анатомии человека. Эти принципы в свое время были предложены академиком АМН СССР Д. А. Ждановым и в последующем получили успешное развитие на кафедрах России и странах СНГ. Работа приурочена к 100-летию со дня рождения ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочаров В.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад академика Д. А. Жданова в учебный процесс кафедры Анатолии человека ММА им. И. М. Сеченова»

В. Я. Бочаров

Кафедра анатомии человека Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова

ВКЛАД АКАДЕМИКА Д. А. ЖДАНОВА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАФЕДРЫ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ММА тм, 14 М. СЕЧЕНОВА

УДК 61 (09):611

Излагаются принципы изучения одной из основных медико-биологических наук — анатомии человека. Эти принципы в свое время были предложены академиком АМН СССР Д. А. Ждановым и в последующем получили успешное развитие на кафедрах России и странах СНГ. Работа приурочена к 100-летию со дня рождения ученого.

Ключевые слова: учебный процесс на кафедре анатомии человека, основные принципы изучения.

3 этом году 20 сентября отмечалось 100-летие со дня рождения академика АМН СССР, заслуженного деятеля науки РСФСР, лауреата Государственной премии, председателя Всесоюзного научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, президента Всемирной ассоциации анатомов, заведующего кафедрой нормальной анатомии 1 Московского ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова (ныне ММА им. И. М. Сеченова) (с 1656 по 1971 гг.), доктора медицинских наук, профессора Дмитрия Аркадьевича Жданова (15.09.1908—25.09.1971). В связи с этой датой считаем важным обратиться к его наследию, неотъемлемой частью которого является учебный процесс, осуществлявшийся на кафедре анатомии человека.

В 1964 г. Д. А. Жданов выступал с докладом на известном совещании в городе Упсала (Швеция), посвященном совершенствованию преподавания анатомии.

Ученый считал, что анатомия как наука о форме и строении человека в целом и составляющих его органов во взаимоотношении с функцией в процессе становления и развития должна изучаться по следующим направлениям:

а) систематическое описание формы, строения, положения и топографии органов и телосложения человека в целом с учетом половой, возрастной и индивидуальной изменчивости;

б) выяснение взаимозависимости анатомических особенностей изучаемых органов и их функций;

в) освещение особенностей тела человека в целом и форма, строение и положение составляю-

щих его органов в их возникновении, становлении и развитии по ходу эволюции позвоночных животных и в онтогенезе человека. Цель такого освещения — выявление внутренних и внешних причин и факторов, определяющих анатомические особенности человека по сравнению с другими животными, адаптацию формы и строения органов к меняющимся условиям функции, возрастную, половую и индивидуальную изменчивость;

г) рассмотрение всех фактических данных и теоретических обобщений анатомии в свете их значения для практической медицины. В условиях высшей медицинской школы при изучении анатомии должно преобладать практическое медицинское направление. Поэтому большое внимание должно быть уделено топографическим взаимоотношениям органов, проекции внутренностей, сосудов и нервов на поверхности тела, послойному препарированию головы, торса и конечностей, характеристике нарушений функций мышц и выпадений чувствительности при поражениях нервных стволов и т. п. Также необходимо повысить внимание к размерам, весу органов, расстояниям между ними, величине суставных поверхностей, амплитудам движения в суставах и т. д. Практический врач должен знать, где найти ответы на эти вопросы. Анатомия должна опираться на широкую биологическую основу. Однако не следует перезагружать лекции и практические занятия данными фило- и онтогенеза, не стоящими в прямой связи с усвоением топографических отношений, пониманием важнейших вариантов анатомических структур, уяснением возрастных изменений формы и строения органов. Следует усилить функцио-

нально-анатомическоеитопографо-анатомическое направление, так как именно в выяснении топографии органов находят большое применение материалы истории развития. Для подготовки к изучению патологии и клинической медицины такое направление преподавания анатомии Д. А. Жданов считал наиболее важным.

Что касается лекций, то они являются идейной основой преподавания. На лекционных занятиях студент учится понимать анатомические данные в свете их функционального значения, рассматривать телосложение и форму, строение, положение и топографию органов взрослого человека как результат сложной и причинно-закономерной истории развития в фило- и онтогенезе. Анатомия представляет огромный материал для обоснования общебиологических закономерностей. Чтобы студент почувствовал практическую значимость анатомии как основы медицины, преподаватель должен подчеркивать вопросы, имеющие практическое значение, и, не стесняясь того обстоятельства, что его слушают первокурсники, делать экскурсы в патологическую анатомию, клинику или оперативную хирургию.

При этом основой лекционного курса было и остается квалифицированное, систематическое и подробное изложение фактического материала анатомии. Поэтому главнейшим условием успеха лекций является их демонстративность.

Разработав и внедрив новые методы и направления, которые улучшали учебный процесс на кафедре анатомии человека, Д. А. Жданов одним из главных направлений считал совершенствование лекций, в которых приводились бы примеры из практической и профилактической медицины. Он требовал от преподавателей достаточного количества влажных и сухих анатомических препаратов на практических занятиях по излагаемой теме. А для уяснения и уточнения полученных сведений должны служить самостоятельные занятия студентов в секционных залах и музеях кафедры.

Великолепный лектор и замечательный оратор, энциклопедист, эрудит и искусствовед Д. А. Жданов демонстрировал на лекциях рисунки и таблицы больших размеров в ярком художественном оформлении. Все это помогало слушателям лучше представлять особенности излагаемого материала.

Каждая его лекция по анатомии была своеобразным событием для всех, слушали и записывали и студенты, и преподаватели кафедры. Во время лекций Д. А. Жданов постоянно выходил из-за кафедры, подходил к студентам, демонстрируя свежие препараты, рассекал их и показывал цвет и консистенцию органа. К примеру, при изучении подвижности печени лектор просил студента передать ему свой дипломат или чемодан-

чик, а затем, открывая и закрывая его, комментировал фиксирующий аппарат, подвижность печени. На лекции о функции и биомеханике мышц, о центре тяжести и об опоре тела он для наглядности принимал вид летящей ласточки, опираясь на одну ногу, что вызывало в аудитории оживление и надолго запоминалось. На этих лекциях демонстрировались черно-белые и цветные диапозитивы [слайды] с изображением мышц тела человека в статике и динамике.

Для улучшения учебного процесса на кафедре по инициативе Д. А. Жданова были приобретены и установлены в учебных залах новые секционные столы, оборудована комната для хранения и выдачи костных препаратов. Для самостоятельных занятий студентов был реорганизован и пополнен новыми анатомическими препаратами музей, установлены новые шкафы и витрины оригинальной конструкции, которые были разработаны Д. А. Ждановым совместно сМ. Р. Сапиным. Каждый препарата музее был снабжен сигнатурой и экспликацией. Для повышения демонстративности лекций и практических занятий изготовлены крупные модели по различным разделам анатомии, а также таблицы больших форматов.

В целях унификации учебного процесса составлены новые методические указания к каждому практическому занятию с учетом плана на соответствующем факультете. Усилено снабжение студенческих групп трупным материалом для препарирования, а также демонстративными препаратами. В план практических занятий были включены демонстрационные рентгенограммы, а пру изучении анатомии внутренних органов человеке проводилось посещение патологоанатомических вскрытий в морге.

На практических занятиях была введена демонстрация свежих препаратов под бинокулярным микроскопом «МБС-1». При изучении сердечно сосудистой, дыхательной и пищеварительной си стем на практических занятиях студентам демон стрировалась на наркотизированных животных (со баках и кроликах): пульсация сердца и крупны) кровеносных сосудов, экскурсия легких, перис тальтика кишечника. Студентов знакомили с инст рументами и приборами, применяемыми в клини ке. Для контроля знаний студентов по пройденное теме и усвоения новой темы впервые был приме нен метод программированного обучения с помо щью машины «08М-2».

Научные идеи, высказанные Д. А. Ждано вым по совершенствованию учебного процесса, ь предложенные им методы обучения успешно раз виваются в настоящее время на кафедре анато мим человека под руководством заведующегс кафедрой, академика РАМН М. Р. Сапина. Руко водимый т коллектив за последние годы прсве;

огромную работу по созданию новых учебно-методических пособий, руководств, тестов как на русском, так и на иностранных языках. Опубликовано большое количество научных статей, посвященных вопросам организации и совершенствованию учебно-методической работы. Эти достижения внедрены также на анатомических кафедрах многих других медицинских вузов страны.

Двадцатого сентября 2008 г. в Москве на кафедре анатомии человека ММА им. И. М. Сеченова (Москва, ул. Моховая, 11) состоялась научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика АМН СССР Дмитрия Аркадьевича Жданова, где была представлена обширная программа. Открыл конференцию академик РАМН М. Р. Сапин, который выступил с докладом «Д. А. Жданов в науке и жизни».

В своем выступлении В. А. Галкин — первый зам. председателя Ученого медицинского совета МЗ СССР (1967—1973), профессор, заслуженный деятель науки РФ, заместитель Д. А. Жданова по ученому совету МЗ СССР — рассказал о совместной с ним работе.

На конференции выступили: П. И. Лобко (Минск, Беларуссия), М. К. Каримов (Душанбе, Таджикистан), А. А. Идрисов (Алма-Ата, Казахстан), А. С. Омурбаев (Бишкек, Киргизия), В. М. Петренко (Санкт-Петербург, Россия), Т. С. Гусейнов (Махачкала, Дагестан), В. Ш. 8а-гапова (Уфа, Башкирия), И. Н. Боголепова (Москва, Россия) и другие.

В процессе работы конференции, в перерывах между заседаниями, при личных беседах, во время посещения музеев кафедры установился контакт между морфологами многих кафедр Рос-

сии и стран СНГ. Этот обмен мнениями, несомненно, послужит дальнейшему укреплению научной связи между учеными, к чему всегда стремился Д. А. Жданов.

Мемориальная мраморная доска академику АМН СССР Д. А. Жданову, установленная 15 сентября 1972 г. на здании Анатомического корпуса Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова (ул. Моховая, 11, корп. 10)

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов Д. А. II Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1965. - № 11.-С. 93-105.

2. Жданов Д. А. Лекции по функциональной анатомии человека. — М.: Медицина, 1979. — 316 с.

3. Петренко В. М. II Актуальные проблемы современной морфологии / под ред. ПЗО проф. В. М. Петренко; СПбГМА им. И. И. Мечникова. - СПб.: Изд-во ДЕАН, 2008. - С. 5.

4. Сапин М. Р., Бочаров В. Я. II Морфология. — 2008. — № 4. - С. 50-52.

5. Сапин М. Р., Никитюк Д, Б. Д. А. Жданов в науке и жизни (1908-1971). - М.: ИД «Русский врач», 2008. - 72 с.

6. Сапин М. Р., Никитюк Д. В. II Морфология. — 2008. — № 4. - С. 47-49.

В, Я. Скворцов, Н. И. Гончаров

Волгоградский государственный медицинский университет

О ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ АСПЕКТАХ ИСТОРИИ АНАТОМИИ

УДК61(09):1:611

История анатомии излагается под углом зрения аксиологического и гносеологического аспектов (подходов) с привлечением богатого эмпирического материала из области изобразительного искусства и художественной литературы.

Ключевые слова: история анатомии человека, ценности, познание.

Известно, что обязательным условием научного способа познания является отношение к любым исследуемым явлениям и процессам как к объектам [11]. «Объект» (позднелат. — предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. «Объектами» выступают: 1) вещи сами по себе

(собственно «объекты»); 2) их представления (репрезентации) в чувственных данных («чувственные объекты»); 3) эмпирические (абстрактные) объекты; 4) теоретические (идеальные) объекты [13].

Чтобы зафиксировать объект, ученый должен знать методы такой фиксации. Вне метода он не выделит изучаемый объект из его многочисленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.