образования. - 2012. - №1. - 51 с.;
3. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе / Л.Ф. Беликова // Социологические исследования. - 2000. - № 6. - 63 с.;
4. Емельянова И.Н. Практика совершенствования внеучебной деятельности в условиях высшего учебного заведения / И.Н. Емельянова, Н.А. Ермакова // Вестник ТюмГУ. - 2002. - № 1. - 92 с.;
5. Збровский Г., Шуклина Е., Тейтельман Н. Образовательные потребности студентов в малом городе // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. -114 с.;
6. Иванова А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Юж.-Ур. гос. ун-т. - Челябинск, 2010. - 25 с.
УДК 614.8.013
И.В. Гайворонский 12, Г.И. Ничипорук h2, С.А. Бунин1, И.А. Горячева1'2, П.С. Пащенко1, Н.Д. Вердиев 2
РОЛЬ НАГЛЯДНОЙ АНАТОМИИ В ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1 Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, 2 Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург,
nichiporuki 120@mail. ru
Резюме.
По данным литературы и на основании проведенного анкетирования показан низкий уровень подготовки по основам медицинских знаний среди школьников и студентов немедицинских учебных заведений, и необходимости соблюдения здорового образа жизни.
Для реализации поставленных задач в 2003-2013 гг. совместно со специалистами информационно-методического центра Приморского района г. Санкт-Петербурга была разработана технология наглядного преподавания основ медицинских знаний и популяризации здорового образа жизни для различных категорий обучающихся, а также навыков оказания само- и взаимопомощи. В
дальнейшем она была успешно апробирована в ряде школ Приморского района, в Санкт-Петербургском государственном университете, Ленинградском государственном университете имени А.С.Пушкина, в рамках форума «Право на жизнь. Русская неделя» (г. Порво, Финляндия), в образовательной программе «Здоровье на всю жизнь».
Разработанные идеи получили свое развитие в созданной профессором И.В. Гайворонским научно-просветительской выставке «Тело человека», которая функционировала в г. Санкт-Петербурге в 2009-2011 гг. и в 2015-2017 гг. На данной выставке экспонировались натуральные анатомические препараты, иллюстрирующие основные закономерности строения человеческого организма. Вместе с ними демонстрировалась наиболее яркая патология, а также преобразования органов и тканевых структур, вызванные негативным влиянием вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Важное место отводилось популяризации положительного влияния физической культуры и спорта, а также соблюдению здорового образа жизни.
В процессе наглядного знакомства с анатомическими препаратами и другим наглядным материалом, у посетителей формировались глубокие впечатления от внешнего вида патологически измененных органов.
Полученный опыт был обобщен в научно-практической разработке «Инновационные формы наглядной научно-просветительской работы по сохранению здорового образа жизни и изучению основ медицинских знаний в образовательных учреждениях». Важные наработки были получены при апробации данной технологии для формирования негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков во время работы открытой Московской антинаркотической площадки в апреле-мае 2015 г.
На основании проделанной работы показано, что предложенные новые формы наглядного изучения основ медицинских знаний, формирования осознанной необходимости соблюдения здорового образа жизни и профилактики наркоманий и токсикоманий, основанные на демонстрации анатомических препаратов, являются насущными, современными и достаточно эффективными. Они способствуют воспитанию здорового молодого поколения - будущего нравственного и физического потенциала страны. Ключевые слова: анатомический препарат, анатомическая выставка, вредные привычки, здоровый образ жизни, научно-просветительская выставка, основы медицинских знаний.
Summary.
I.V. Gaivoronskiy, G.I. Nichiporuk, S.A. Bunin, I.A. Goryacheva' P.S. Pashchenko1, N.D. Verdiyev The role of perspective anatomy in the study of the bases of medical knowledge and the popularization of healthy life-style in educational institutions. According to the literature and on the basis of the survey conducted, a low level of training in the basics of medical knowledge among schoolchildren and students of nonmedical schools, and the need to adhere to a healthy lifestyle, is shown. To implement the tasks in 2003-2013 together with the specialists of the information and methodological center of the Primorsky District of St. Petersburg, a technology was developed for illustratively teaching the basics of medical knowledge and promoting healthy lifestyles for various categories of students, as well as skills to provide self-help and mutual assistance. Later, it was successfully tested in a number of schools in the Primorsky District, at St. Petersburg State University, the Pushkin Leningrad State University, within the framework of the forum «The Right to Life. Russian Week» (Porvoo, Finland), in the Health for Life program.
Developed ideas were advanced in created by Professor I.V. GaivoronskiyThe Scientific and Educational Exhibition "The Human Body", which functioned in St. Petersburg in 2009-2011and in 2015-2017.There were exhibited natural anatomical preparations, illustrating the basic laws of the structure of the human body. Together with them, the most striking pathology was demonstrated, as well as transformations of organs and tissue structures, caused by the negative influence of bad habits (smoking, alcohol and drug use). An important place was given to the popularization of the positive influence of physical culture and sports, as well as adherence to a healthy lifestyle.
In the process of visual acquaintance with anatomical preparations and other visual material, visitors formed deep impressions of the appearance of pathologically changed organs.
The experience gained was summarized in the scientific and practical development of «Innovative forms of visual research and education to preserve a healthy lifestyle and study the basics of medical knowledge in educational institutions». Important developments were obtained during the testing of this technology to form a negative attitude towards alcohol and drug use during the open Moscow anti-drug venue in April-May 2015.
On the basis of the work done, it was shown that the proposed new forms of visual study of the basics of medical knowledge, the formation of the conscious need to observe a healthy lifestyle and the prevention of drug addiction and substance abuse,
472
based on the demonstration of anatomical preparations, are urgent, modern and quite effective. They contribute to the education of a healthy young generation - the future of the moral and physical potential of the country.
Keywords: anatomical preparation, anatomical exhibition, bad habits, healthy lifestyle, science and education exhibition, basic medical knowledge.
Основы медицинских знаний (ОМЗ) представляют собой совокупность сведений об основных закономерностях строения человеческого организма, его систем, органов и их функциональном предназначении. Неотъемлемой составной частью ОМЗ является понимание основных мероприятий по профилактике различных заболеваний, необходимости соблюдения здорового образа жизни, правил гигиены, а также формированию элементарных навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях, ранениях и травмах [1, 9, 10].
На основании проведенного анкетирования был подтвержден низкий уровень знаний основ медицинских знаний и отсутствие правильного понимания здорового образа жизни и необходимости его соблюдения [6]. Это свидетельствует о необходимости создания современной технологии научно -просветительской работы среди учащихся, что согласуется с данными литературы [11-17].
Для реализации данной задачи начиная с 2003 по 2013 гг. совместно с ГОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Приморского района Санкт-Петербурга Приморского района г. Санкт-Петербурга нами разрабатывалась технология наглядного преподавания ОМЗ, популяризации здорового образа жизни для различных категорий обучающихся и навыков оказания само- и взаимопомощи [4, 6, 7].
В нее входят:
- цикловые занятия с учащимися общеобразовательных и специализированных школ, учащимися средних специальных учебных заведений по основам медицинских знаний и популяризации здорового образа жизни;
- тематические занятия с учителями общеобразовательных школ и преподавателями средних специальных учебных заведений;
- проведение научных семинаров и конференций по актуальным вопросам медицины и биологии;
- профориентация старшеклассников, поступающих на факультеты
473
Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, медицинского и стоматологического факультетов Санкт-Петербургского университета.
Созданная в последние десятилетия в России в Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова под руководством профессора И.В. Гайворонского технология полимерного бальзамирования позволила существенно расширить учебно-материальную базу. Она является достижением мирового уровня и поднимает преподавание морфологических дисциплин на качественно новую ступень. Необходимо отметить, что данная технология позволяет проводить специализированные анатомические выставки и мини-выставки даже для неподготовленной аудитории, т.к. экспонируемые препараты являются экологически чистыми и демонстративными. По сути дела, они представляют собой предметы «анатомического искусства», позволяющие проводить наглядную просветительскую работу на самом высоком уровне [2, 3].
На основании многолетнего опыта (2004-2014) были разработаны научно-просветительские и образовательные модули для различных категорий населения: «Образовательная программа элективного курса для учащихся образовательных учреждений» и «Образовательная программа дополнительного образования учащихся образовательных учреждений». В рамках реализации программы повышения квалификации «Современные технологии воспитания школьников» в Приморском районе г. Санкт-Петербурга совместно с научно-методическим Центром проводились семинары для педагогов разного уровня и направления деятельности (заместители директоров по воспитательной работе, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-организаторы, классные руководители и др.) образовательных учреждений Приморского района. Данные семинары объединены в образовательный модуль «Формирование культуры здорового образа жизни школьников».
Для реализации наглядного преподавания основ медицины и популяризации здорового образа жизни в непрерывном режиме были разработаны, апробированы и внедрены образовательные программы для проведения цикла тематических занятий во время летнего каникулярного отдыха для организованных детских коллективов (детских оздоровительных лагерей). Для облегчения восприятия данного материала, он в виде отдельных блоков, был размещен в системе других учебно-развлекательных модулей.
Данная технология и ее отдельные элементы были успешно апробированы в ряде школ Приморского района Санкт-Петербурга, в СПбГУ и ЛГУ им. А.С.Пушкина, в рамках форума «Право на жизнь. Русская неделя» г. Порво
474
(Финляндия, 14-16 ноября 2011 г.), а также в образовательной программе «Здоровье на всю жизнь» для учащихся среднего и старшего возраста, которая более 10 лет проводится при поддержке Администрации и отдела образования Приморского района г. Санкт-Петербурга.
На более высоком уровне разработанные идеи получили свое развитие в созданной профессором И.В. Гайворонским научно-просветительской выставке «Тело Человека», которая была открыта в г. Санкт-Петербурге в 2009-2011 гг. По многочисленным просьбам широких слоев населения она вновь экспонировалась с сентября 2015 г. по январь 2017 гг. в новом выставочном зале по адресу: Конюшенная площадь, д.2. На данной выставке в полной мере реализована программа популяризации здорового образа жизни на основе знакомства с основными закономерностями строения организма человека.
При этом особое внимание уделено сопоставлению нормы и патологии с использованием натуральных анатомических препаратов, раскрытию пагубного влияния на организм человека вредных привычек, а также привитию навыков проведения профориентационной и воспитательной работы с широкими слоями населения.
На данной выставке проводились тематические экскурсии, на которых раскрывались азы строения и функционирования органов и систем человеческого организма, а также излагались элементы популяризации здорового образа жизни. Сама экскурсия длилась 40-60 минут. В отдельном лекционном зале демонстрировались авторские мультимедийные презентации на заданную тему (не более 10 минут). В дальнейшем с использованием препаратов, изготовленных по технологии полимерного бальзамирования, а также разборных муляжей фирм «Сайнтифик», «Медиус» и мелких моделей китайского производства в игровой форме проводили закрепление изученного материала.
Для школьников старших классов также проводились тематические экскурсии, на которых в сопоставлении нормы и патологии освещались особенности строения и функции органов и их систем, а также их преобразования при различных заболеваниях и негативном воздействии вредных привычек (изменения в легких при курении - отложение сажи и смол в тканях легкого курильщика). Более глубоко отражались вопросы строения и функции репродуктивной системы, эмбриогенеза с демонстрацией натуральных анатомических препаратов; осуществлено практическое ознакомление с вопросами тератологии - науки об уродствах, причинах их возникновения и
475
способах профилактики. Для облегчения восприятия излагаемого материала и возможности самообразования по вопросам ОМЗ нами были подготовлены и изданы специальные учебно-методические пособия [5, 8].
Для проведения занятий по оказанию первой помощи нами применен тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации «Максим-Ш-01» с обучающей интерактивной анимационной компьютерной программой (фирма «Медиус»). Тренажёр работает совместно с компьютером при помощи интерактивной анимационной программы с индикацией выполнения действий на пульте контроля-управления и мониторе компьютера или на демонстрационном экране при подключении видеопроектора.
Для отработки различных способов транспортировки, извлечения (вынесение) из завалов, развалин, труднодоступных мест, очагов пожаров и поврежденных автотранспортных средств был использован тренажер «Алекс» (фирма «Медиус») для отработки эвакуации и оказания первой помощи. Тренажёр представляет собой манекен человека (мужчина рост 170 см, вес ~ 2030 кг.). На нем также отрабатывались навыки наложения жгутов, повязок и шин.
Также со школьниками и всеми желающими детально отрабатывались теоретические основы оказания неотложной помощи при переломах, кровотечениях и ряде других экстренных состояний, проводились практические занятия по данным вопросам (друг на друге): после отработки указанных навыков на манекене, совершенствуется оказание необходимой помощи на живых объектах, что является еще одним важным психологическим рубежом. Также накладывались повязки на различные части тела, изучались правила остановки кровотечений, в частности - наложение жгута, а также техника наложения при переломах как стандартных шин, так и использование для этих целей подручного материала.
В заключение осуществлялся контроль полученных знаний и навыков. Анкетирование участников данной программы показало целесообразность и необходимость внедрения в образовательный процесс занятий по основам медицинских знаний. При этом не было получено ни одного отрицательного отзыва. Особый интерес вызывали занятия по отработке навыков оказания само-и взаимопомощи, которые проводили студенты-старшекурсники, врачи-интерны и ординаторы медицинских вузов г. Санкт-Петербурга.
За время работы выставки посетили более 150 000 человек из различных социальных групп. Ее оценили многие специалисты в области анатомии, медицины и педагогики, которые отметили высокий методический уровень ее
476
организации, высокую информативность и доступность для всех слоев населения и оставили положительные отклики.
Необходимо отметить, что в процессе наглядного знакомства с экспонируемыми натуральными анатомическими препаратами и другим наглядным материалом, включая мультимедийные технологии, у посетителей формируются глубокие впечатления от внешнего вида патологически измененных органов и тканей в результате перенесенных заболеваний и воздействия вредных привычек. Важное место отводится наглядному убеждению положительного влияния на организм человека физической культуры и спорта, а также соблюдению здорового образа жизни.
В результате проведенных мероприятий, более 50% учащихся старших классов пришли к выводу о необходимости соблюдения здорового образа жизни, 22 % из числа ранее куривших высказали желание полностью отказатся от курения, 13% из числа ранее употреблявших спиртные напитки, в т.ч. пиво, порвали (или так ответили в анкете) с данной вредной привычкой, 35% респондентов стали осознанно подходить к необходимости соблюдения здорового образа жизни.
Важный опыт применения данной технологии формирования негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков был получен во время работы открытой Московской антинаркотической площадки в апреле-мае 2015 г. Для ее реализации была выполнена специальная научно-исследовательская работа (тема НИР № 51/214/2, шифр «Пособие»). При опросе посетителей организаторами выставки (по типу «экзит-пола») установлено, что они по-новому оценили свои знания по основам анатомии, пересмотрели точку зрения на последствия от применения наркосодержащих веществ и готовы проводить разъяснительную работу со свои ближайшим окружением по вопросам профилактики алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
Таким образом, предложенные новые формы наглядного изучения основ медицинских знаний, формирования осознанной необходимости соблюдения здорового образа жизни и профилактики наркоманий и токсикоманий являются насущными, современными и достаточно эффективными. Они способствуют воспитанию здорового молодого поколения - будущего нравственного и физического потенциала страны.
Литература
1. Балабанов В.А. Влияние медицинского просвещения на проблему диссимметрии знаний обучающихся в технических вузах // Вестник Санкт-
477
Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2015. №3. С. 136-139.
2. Гайворонский И.В., Бунин С.А., Ничипорук Г.И., Горячева И.А. Анатомические выставки - демонстрация достижений Военно-медицинской академии // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2017. №3(59). Приложение 2. С. 43-44.
3. Гайворонский И.В., Бунин С.А., Ничипорук Г.И., Курочкин В.А., Горячева И.А. Роль анатомических выставок в наглядной популяризации здорового образа жизни // Современные аспекты организации учебного процесса и музейного дела на кафедрах морфологического профиля. СПб.: Лема, 2016. С. 121-125
4. Гайворонский И.В., Бунин С.А., Ничипорук Г.И., Горячева И.А. Наглядные технологии антиалкогольной пропаганды и популяризации здорового образа жизни // Структурные преобразования органов и тканей в норме и при воздействии антропогенных факторов / Сб. мат. междунар. научн. конф., посв. 80-летию со дня рождения профессора Асфандиярова Р.И. Астрахань.: АГМУ, Леон, 2017. С. 34-36.
5. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И., Виноградов С.В. Основы медицинских знаний (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание первой помощи при неотложных состояниях). СПб.: Спецлит, 2013. 302 с.
6. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И., Гайворонская М.Г., Горячева И.А. Современные технологии наглядной популяризации здорового образа жизни для широких слоев населения // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2013. № 2 (2). С. 66-71.
7. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Емельянов В.Н., Тумилович О.А., Четырин В.В., Кожокару Д.В. Современные технологии наглядной антиалкогольной пропаганды // Военно-медицинский журнал. 2018. Т. 339, № 3. С. 63-65.
8. Гайворонский И.В., Яблонский П.К., Ничипорук Г.И. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. СПб.: Спецлит, 2014. 182 с.
9. Деева А.И. Здоровый образ жизни как поведенческий паттерн в современной жизни студентов // XXX Международные Плехановские чтения. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 345-349.
10. Ильина Е.К., Дюкарева О.К., Гирченко К.А. Обучение учащихся к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях: теоретическое
478
обоснование проблемы // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 6-1 (11). С. 20-22.
11. Капранова Г.В. Современная методология преподавания медицинских знаний и формирования здорового образа жизни у обучающихся в общеобразовательной школе // Университетская клиника. 2017. № 4-1 (25). С. 75-78.
12. Леготина Л.Л. Готовность учителей к оказанию первой медицинской доврачебной помощи // Безопасность жизнедеятельности. 2013. №2 1 (145). С. 4648.
13. Линченко С.Н., Грушко Г.В., Горина И.И. О необходимости сохранения дисциплин основы медицинских знаний и безопасность жизнедеятельности в национальных образовательных стандартах высшего университетского образования // Фундаментальные исследования. 2007. №9. С. 105-106.
14. Попова Г.А., Демина Н.Л. Оценка качества освоения студентами дисциплин раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» // Безопасность жизнедеятельности и физическая культура: опыт реализации ФГОС / Мат. I Всероссийской ежегодной научно-практической конференции с международным участием [Электронный ресурс https:// elibrary.ru/ йет^р? id=27288389]. Нижний Тагил, 25 марта 2016. С. 265-267.
15. Проскурякова Л.А., Савченков М.Ф. Программа формирования мотивации к здоровому образу жизни в молодежной среде // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2010. Т. 94, №3. С. 98-102.
16. Сударь В.В. Анализ составляющих здорового образа жизни и мотивации к его осуществлению у современной студенческой молодежи // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2010. №2 (12). С. 37-40.
17. Сукталиева Э.В. Формирование у студентов готовности к реализации здорового образа жизни в системе вузовского образования // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 7. С. 313-316.