Научная статья на тему '100 лет фундаментальному анатомическому музею - базе учебной и научной деятельности кафедры нормальной анатомии РостГМУ'

100 лет фундаментальному анатомическому музею - базе учебной и научной деятельности кафедры нормальной анатомии РостГМУ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
285
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА / МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / HUMAN ANATOMY / MUSEUM / EDUCATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы —

Статья посвящена истории создания и инновационной деятельности фундаментального музея кафедры нормальной анатомии в современном медицинском образовании. Сегодня музей в соответствии с инновациями в медицинском образовании использует современные достижения науки и информационных технологий, пополняется изображениями, полученными с использованием современных методов прижизненной визуализации (компьютерная томография, спиральная компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

100 YEARS OF THE FUNDAMENTAL NORMAL ANATOMY MUSEUM OF THE DEPARTMENT OF ROSTOV STATE MEDICAL UNIVERSITY -THE MAIN BASE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITIES

AbstractThe article is devoted to the history and the fundamental innovation of the museum department of normal anatomy in modern medical education. Today the museum in accordance with the innovations in medical education using modern advances in science and information technology, updated images obtained with the use of modern methods of intravital imaging (computed tomography, spiral computed tomography, magnetic resonance imaging, and others.).

Текст научной работы на тему «100 лет фундаментальному анатомическому музею - базе учебной и научной деятельности кафедры нормальной анатомии РостГМУ»

вопросы преподавания Журнал фундаментальной медицины и биологии

УДК 611 (09)

100 ЛЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОМУ АНАТОМИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ -БАЗЕ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ РОСТГМУ

Чаплыгина Е.В., Каплунова О.А., Швырев А.А., Маркевич А.В., Муканян С.С.

Ростовский государственный медицинский университет Россия, 344022, Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29 ev.chaplygina@yandex.ru

Реферат

Статья посвящена истории создания и инновационной деятельности фундаментального музея кафедры нормальной анатомии в современном медицинском образовании. Сегодня музей в соответствии с инновациями в медицинском образовании использует современные достижения науки и информационных технологий, пополняется изображениями, полученными с использованием современных методов прижизненной визуализации (компьютерная томография, спиральная компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и др.).

Ключевые слова: анатомия человека, музей, образование.

100 YEARS OF THE FUNDAMENTAL NORMAL ANATOMY MUSEUM OF THE DEPARTMENT OF ROSTOV STATE MEDICAL UNIVERSITY -THE MAIN BASE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITIES

Chaplygina E.V., Kaplunova O.A., Shvyrev A.A., Markevich V.A., Makanjan S.S.

Rostov state medical University 29 Nakhichevansky St., Rostov-on-Don, 344022, Russia ev.chaplygina@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the history and the fundamental innovation of the museum department of normal anatomy in modern medical education. Today the museum in accordance with the innovations in medical education using modern advances in science and information technology, updated images obtained with the use of modern methods of intravital imaging (computed tomography, spiral computed tomography, magnetic resonance imaging, and others.).

Keywords: human anatomy, a museum, education.

Невозможно переоценить роль фундаментального музея для работы кафедры морфологического профиля, тем более кафедры анатомии. Посещение музея рождает у обучающихся вопросы, пробуждает интерес к анатомии и медицине. Именно здесь студент, аспирант, молодой преподаватель имеет возможность увидеть вариабельность строения тела человека, варианты и аномалии анатомического строения различных органов и систем, которые оказались, быть может, случайной находкой при препарировании.

Проведение практических занятий в анатомическом музее кафедры необходимо не только для углубленного изучения предмета, но и для повышения культурного уровня студентов, их нравственного и патриотического воспитания [1, 2].

Музей - это место, где проводятся заседания научного студенческого анатомического общества, где заслушиваются научные доклады, например, «Развитие и аномалии позвоночного столба», «Прошлое, настоящее и будущее человека по черепу», «Методы бальзамирования» и др. [3].

Журнал фундаментальной медицины и биологии

вопросы преподавания

Основателем музея при кафедре нормальной анатомии был профессор Константин Захарьевич Яцута — воспитанник Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, который в 1917 году переехал в город Ростов-на-Дону заведовать кафедрой нормальной анатомии [4]. Основой для создания первоначально краниологического отдела музея послужила коллекция черепов, собранная им для научных исследований ещё в Санкт-Петербурге [5, 6]. В последующем коллекция пополнилась черепами, где были представлены сравнительно анатомические, возрастные, половые, патологические и индивидуальные особенности строения черепа, а также аномалии, уродства и атавистические варианты. При чтении лекции на тему «Морфофункци-ональные особенности черепа» лекторы обязательно демонстрируют музейные препараты, наглядно объясняя происхождение тех или иных анатомических особенностей. В 1918-1920 гг. музей особенно интенсивно стал пополняться препаратами, когда в штат кафедры были приняты на должность препараторов студенты Данилов С.С., Грунская А.П., Одноралов Н.И., Кравцова К.Ф., Попов В.С., Соколов П.А., Роджанян С.А., ставшие в будущем профессорами, доцентами, ассистентами.

К.З. Яцута возглавил работу студентов по изготовлению высококачественных музейных препаратов [7, 8]. Используя методы препарирования, коррозии, просветления, ими были изготовлены

ряд уникальных препаратов, сохранившихся до настоящего времени. На этих препаратах студенты изучают топографию нервных стволов, кровеносных сосудов; варианты их отхождения, аномалии их развития. В 1925-1930 гг. музей пополнился такими препаратами как правосторонняя и двойная дуга аорты. Обогатился раздел тератологии. Были выставлены препараты — однопалость, мно-гопалость, отсутствие головного мозга, отсутствие передней брюшной стенки, полное отсутствие и недоразвитость конечностей, удвоение нижней полой вены. Посредством метода диоптрографии (препарирование с последующей послойной зарисовкой органа) были изготовлены объемные диаскопические схемы, по которым студенты изучали топографию (голотопию, скелетотопию и сипто-пию) внутренних органов.

Во время Великой Отечественной войны работникам кафедры удалось спасти наиболее ценные препараты музея, спрятав их в подвальные и чердачные помещения, но многие препараты были уничтожены. После окончания войны, в 1947 году, когда из Омска приехал заведовать кафедрой ученик К.З. Яцуты, воспитанник Ростовского медицинского института Петр Андреевич Соколов, возобновилась активная работа по пополнению анатомического музея препаратами, участие в которой принимали и студенты, и преподаватели кафедры. Вскоре музей был полностью восстановлен (рис.1).

Рисунок 1. Общий вид фундаментального музея кафедры нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского института в 1965 году.

С момента своего создания в 1917 году фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии постоянно развивается не только путем увеличения количества экспонатов, но и структурно. Экспозиция музея при профессоре П.А. Соколове была спланирована по системному принципу, а в дальнейшем под руководством профессоров В.В. Соколова, А.В. Кондрашева и Е.В. Чаплыгиной реконструированы следующие разделы:

- исторический раздел представлен стендами, посвященными памяти профессора К.З.

Яцуты и заслуженного деятеля науки РСФСР, д.м.н., профессора П.А. Соколова, где выставлены портреты, личные вещи и печатные работы ученых. Эмоционально окрашенные, насыщенные интересными историческими фактами лекции по истории анатомии, читаемые доцентами А.В. Маркевич и А.А. Швыревым в музее помогают студентам в изучении основных этапов развития анатомической науки; - раздел «Остеология» отражает возрастные, половые, индивидуальные особенности стро-

вопросы преподавания

Журнал фундаментальной медицины и биологии

ения, варианты, аномалии и уродства развития костей черепа, туловища и конечностей; раздел «Миология» представлен препаратами, отражающими варианты строения и развития мышечной системы. Именно здесь на мышечных препаратах студенты имеют возможность самостоятельно изучать топографию борозд и каналов, содержащих сосудисто-нервные пучки, так необходимую будущим врачам-специалистам;

центральная нервная система представлена препаратами спинного и головного мозга. Для наглядности, лучшего понимания и запоминания доцентами Р.Ф. Рыжковым и А.А. Щербаковой были изготовлены проволочные схемы проводящих путей головного и спинного мозга, где обозначены уровни их перекреста, помогающие студентам осмыслить топографию проводящих путей. Периферическая нервная система представлена препаратами с ветвями двенадцати пар черепных нервов и нервных сплетений. Необходимо отметить, что в музей часто приходят заниматься врачи-интерны и ординаторы, собирающиеся стать врачами-нейрохирургами или врачами-неврологами;

раздел «Сердечно-сосудистая система» представлен препаратами из диссертационных

работ работников кафедры, изучавших топографию кровеносных сосудов сердца и внутренних органов в норме и при патологии, а также в возрастном и сравнительно-анатомическом аспекте; - в музее имеется краниологический раздел, занимающий отдельное помещение, насчитывающий более 280 черепов. В настоящее время после капитального ремонта анатомический музей выглядит современно (рис.2), но тем не менее в нем бережно сохраняются, реставрируются препараты, изготовленные в предшествующие годы.

Оформлена отдельная витрина для студентов стоматологического факультета, где демонстрируются препараты, отражающие особенности развития, строения челюстей и зубов, варианты прикусов и их аномалии, строение и кровоснабжение языка, слюнных желез, препараты с врожденной расщелиной неба и верхней губы, контрфорсы и траектории челюстей.

На двух новых краниологических витринах представлены возрастные, половые и индивидуальные особенности черепов, аномалии развития отдельных костей черепа и черепа в целом. Демонстрируются патологически измененные черепа, а также с ритуальными деформациями и с трепана-ционными отверстиями из курганных захоронений.

Рисунок 2. Общий вид фундаментального музея кафедры нормальной анатомии Ростовского государственного

медицинского унивеситета в 2017 году.

Антропологический отдел музея представлен муляжами костей черепа и конечностей предков человека. В музее имеются и бесценные препараты, выставленные в специальных стеклянных саркофагах две египетские мумии (рис. 3) взрослого и ребенка, присланные из Каира учеником профессора К.З. Яцуты по Военно-медицинской академии, доктором Б.В. Булгаковым. Этим мумиям уже около 4 тысяч лет.

Особый интерес представляет новая витрина с препаратами, изготовленными в 1935-1939 гг. профессором А.Р. Ханамировым и отреставрированными доцентом А.А. Швыревым. Эти препараты отражают анатомическую вариабельность подключичной артерии и её ветвей. Оформлен стенд, посвященный Н.И. Пирогову, витрины с посмертными масками, с коррозионными препаратами.

Журнал фундаментальной медицины и биологии

вопросы преподавания

Рисунок 3. Студенты у саркофага с египетской мумией.

В 1980-е годы в музее кафедры был оборудован рентгеноанатомический раздел, подобраны рентгенограммы по всем разделам анатомии. Сегодня в медицине все более широкое распространение получают методы лучевой диагностики, открывающие новые возможности для анатомов. В этой связи вспоминаются слова основателя функциональ-

ной анатомии П.Ф. Лесгафта о том, что «анатомию нужно прежде всего изучать на живом...».

Два новых стенда под общим названием «Лучевая анатомия» (рис.4) позволяют уже на первых курсах увидеть взаимосвязь анатомических и клинических методов исследования, значимость анатомических знаний для последующей работы.

Рисунок 4. Стенды по лучевой анатомии.

В настоящее время музей в соответствии с инновациями в медицинском образовании пополняется новыми изображениями, полученными с использованием современных методов прижизненной визуализации на основе ультразвуковой техноло-

гии, а также компьютерной, магнитно-резонансной томографии и др.

В музее кафедры, помимо плановых учебных занятий со студентами медицинского университета, заседаний студенческого научного кружка

вопросы преподавания Журнал фундаментальной медицины и биологии

кафедры нормальной анатомии, проводится сайте университета имеется возможность провести профориентационная работа с учащимися стар- виртуальную экскурсию по анатомическому ших классов школ и лицеев. На официальном музею.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чаплыгина Е.В., Маркевич А.В., Каплунова О.А., Швырев А.А. Фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии медицинского университета (1917-2012). Морфология. 2012; 142 (6): 94-96.

2. Чаплыгина Е.В., Маркевич А.В., Каплунова О.А., Швырев А.А. Анатомический музей как фундамент образовательной деятельности кафедры нормальной анатомии РостГМУ Вопросы международного сотрудничества в образовании Южного региона. 2012; 1: 11-13.

3. Соколов В.В., Маркевич А.В. Памяти заслуженного деятеля науки, профессора Петра Андреевича Соколова (к столетию со дня рождения). Функциональная морфология и клиническая медицина. Ростов-на-Дону, 2000; 5-9.

4. Маркевич А.В., Каплунова О.А., Кондрашев А.В. Кафедра анатомии человека 1869-2009 г. Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО РостГМУ Росздрава, 2009.

5. Соколов В.В., Кондрашев А.В., Каплунова О.А. К истории кафедры нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского университета. Саммит нормальных анатомов Украины и России, посвященный году России в Украине. Тернопшь. 2003; 320-328.

6. Соколов П.А. Кафедра нормальной анатомии в высших учебных заведениях Варшавы и Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону: РГМИ, 1970.

7. Соколов В.В., Маркевич А.В., Каплунова О.А. 80 лет кафедре нормальной анатомии Ростовского медицинского университета. Морфология. 1997; 112 (4): 116-119.

8. Соколов В.В., Маркевич А.В., Яценко Ю.Ф. Петр Андреевич Соколов (к 100-летию со дня рождения). Морфология. 2001; 119 (2): 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.