Научная статья на тему 'Музей истории школы - от идеи до рождения'

Музей истории школы - от идеи до рождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ШКОЛА № 1282 / ПЕРВАЯ АНГЛИЙСКАЯ / СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ / ПРОЕКТ / ВОСПИТАНИЕ / SCHOOL MUSEUM / SCHOOL № 1282 / THE FIRST ENGLISH SPECIALIZED SCHOOL / THE CREATION OF A MUSEUM / PROJECT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Д.А.

В статье рассматриваются вопросы целесообразности создания школьного музея на основе опыта московской школы № 1282 (бывшей спецшколы № 1), описываются формы работы на стадии становления Музея истории школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Museum of School’s History - from idea to creation

The article reviews the question of the advisability of school museum creation, it describes the forms of work in the formative stage of the Museum of School’s History based on the experience of Moscow school № 1282 (former school № 1).

Текст научной работы на тему «Музей истории школы - от идеи до рождения»

УДК 351.852; 908; 37.013.43; 374.71

Д. А. Спиридонова

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ - ОТ ИДЕИ ДО РОЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы целесообразности создания школьного музея на основе опыта московской школы № 1282 (бывшей спецшколы № 1), описываются формы работы на стадии становления Музея истории школы.

The article reviews the question of the advisability of school museum creation, it describes the forms of work in the formative stage of the Museum of School's History based on the experience of Moscow school № 1282 (former school № 1).

Ключевые слова: школьный музей, школа № 1282, первая английская, создание музея, проект, воспитание.

Keywords: school museum, school № 1282, the first English specialized school, the creation of a museum, project, education.

Школа, как и человек, проходит за свою жизнь разные этапы: она рождается, развивается, встречается с другими, переезжает, меняет свое имя и меняется сама... Школа, как человек, может отстраниться от своего прошлого или принять его. Выбор каждый делает сам.

Школа с углубленным изучением английского языка № 1282 г. Москвы всегда гордилась своей историей, ведь мы - самая первая «английская» школа столицы, основанная в 1949 г. как «мужская средняя специальная школа № 1». Отметив 60-летие «Первой английской» в 2009 г., многие выпускники и учителя стали все чаще высказываться о необходимости создания Музея истории школы. В 2015 г. мы начали реализацию этого сложного, многогранного, долгосрочного проекта.

Одного желания для появления музея недостаточно - должна быть основа (фонд музейных предметов), а также экспозицион-но-выставочное пространство [1]. Мы опираемся на уникальный фотоархив и документы, собранные учителем математики В. Я. Цветковой, проработавшей 56 лет в школе с года ее основания и вдохновляющей нас и сегодня. Здание начальной школы - это одновременно и место размещения будущей экспозиции, и самый крупный

экспонат - оно было построено в 30-е гг. прошлого века по проекту архитектора К. И. Джуса-Даниленко и являлось «домом» как для школы № 396, так и для госпиталя в период с 1942 по 1948 г.

Как известно, школьный музей имеет принципиальное отличие от «профессионального» музея. Его создатели (актив, учащиеся и педагоги школы, выпускники и пр.) являются и его основной аудиторией. Именно поэтому так важно привлекать всех участников образовательного процесса к становлению музея на самом начальном этапе, при этом, не забывая про принцип добровольности [2]. Это позволит избежать искусственности, изолированности будущего музея от жизни школы и ее коллектива, а также его низкого КПД. Информационная открытость, сопричастность, сотрудничество и сотворчество учащихся, родителей и педагогов - залог потенциальной успешности данного проекта.

Как и любой другой проект, создание музея проходит через цикл «Планирование (1) - Исследование (2) - Вывод (3) - Представление (4)» [3]. Для информирования, привлечения и поддержания внимания, а также сбора информации и артефактов (1-3-й этапы) участники кружка «Активисты школьного музея» разработали и предложили мероприятия, объединенные девизом «Это МОЯ школа»:

• многофункциональный онлайн-опрос на базе ведущей мировой ИТ платформы SurveyMonkey. В нем принимают участие четыре категории респондентов: сотрудники, учащиеся начальной школы, учащиеся 5-11-х классов, родители. Опрос побуждает познавательный интерес детей (открытые вопросы, связанные с историей школы), дает возможность выстроить связь с родителями и педагогами (социологическое мини-исследование);

• создание видеокниги о выпускниках и учащихся школы;

• исследование по теме «Школьные династии» и организация фотовыставки, представляющей общие семейные фотографии членов семьи, связанных со школой, и их воспоминания;

• проведение встреч и съемка телерепортажей «Интервью с выпускником» и др.

Такой марафон дел способствует формированию чувства идентичности, единения и гордости за свою школу у всего коллектива. Работая, с одной стороны, на подготовительный поисково-собирательский этап создания музея, данные мероприятия, с другой стороны, помогают «произвести» современные информационные экспонаты для виртуального музея в интернет-пространстве и временных выставок в школе.

Но все же итогом любого проекта является этап Представления (4). Каким мы видим наш будущий музей?

История спецшколы № 1 (№ 1282) неразрывно связана и со старинным московским районом «Сокольники», и с историей всей страны, поэтому школьные артефакты будут служить отправной точкой для взгляда в прошлое и настоящее нашей Родины. Конечно, мы осознаем, что школьный музей не конкурент «профессиональным» музеям ни по фондовому и научному потенциалу, ни по задачам. Статичность, изолированность от учебной и воспитательной работы школы неминуемо приведет его к провалу. Вот почему наш музей будет выстроен как музей-класс, пространство для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Дизайн самого помещения должен стать одним из экспонатов: стены - страницы из тетрадей и дневников разных лет, где можно будет оставить свои воспоминания и отзывы; пол - зона традиционных игр с начерченными «классиками»; парты-трансформеры, скрывающие под откидной столешницей экспонаты и современную техническую «начинку». Языковая специализация, которой школа ни разу не изменила, предоставляет нам возможность говорить не только о советской и российской истории периода 40-90-х гг., но и «отправиться» в другие страны. Знакомство с «Книгой отзывов» и работа по переводу записей, оставленных иностранными делегациями, посетившими школу № 1 (1282) в период с 1958 по 1990 г., поможет в этом «путешествии». Концепция построения экспозиции музея будет ориентироваться на задачи и запросы учащихся и учителей, а также максимальную мобильность и модульность.

Очевидно, что создание школьного музея - очень трудоемкое дело, требующее особых знаний, большого энтузиазма и работы в режиме 24 / 7. Стоит ли браться за такой проект? Давайте обратимся к приоритетам государственной политики, указанным в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.: «Воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей; обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям» (http://council.gov.ru/ media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf). ФГОС второго поколения [4] также делает упор на следующие воспитательные результаты:

• формирование у учащегося чувства патриотизма;

• воспитание личности российского гражданина;

• способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки;

• умение контактировать с другими людьми.

Как мы видим, музейная деятельность позволяет выстраивать систему воспитательной работы школы в соответствии с указанными приоритетами и задачами. Естественной становится консолидация учителей, учащихся, родителей и местного сообщества вокруг школьного музея. Даже пассивное участие в проекте по его созданию будет способствовать раскрытию личности, талантов, способности к самообучению и коллективной работе не только школьника, но и каждого взрослого.

Школьный музей, как ребенок, зависим от своего «родителя» -им могут гордиться или стараться не замечать, ему помогают встать на ноги или бросают на произвол судьбы. Но если музей «рожден» в любви, а не по расчету, у него есть все шансы стать центром притяжения творчества и познания неравнодушных людей.

Примечания

1. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. URL: http://turcentrrfm/d/358156/d/02_metodrek_ deyatelshcolmuz.pdf, свободный. -Загл. с экрана.

2. Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Результативность научно- и организационно-методического сопровождения деятельности школьного музейного комплекса // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 4(121). С. 130-144.

3. Смирнов Д. В., Тымко В. Н. Концепция развития школьного краеведческого музейного комплекса «Созвездие» развивающей образовательной среды Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1282» на 2016-2021 годы : науч.-метод. сб. материалов по итогам IV Междунар. науч.-пед. форума «Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» М. ; СПб. ; Киров, 2016. С. 177-195.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543, свободный. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.