Научная статья на тему 'Музей и туризм: культурно-историческая типология и современное состояние'

Музей и туризм: культурно-историческая типология и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2364
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КУЛЬТУРА / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / MUSEUM / CULTURE / TOURISM / CULTURE HERITAGE / MUSEUM COMMUNICATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сапанжа Ольга Сергеевна

Анализ исторических форм туризма позволяют рассматривать его как историческое явление, проявляющееся в двух формах: формах «пра-туризма» (до конца XIX в.) и туризма как сектора экономики. При этом в современной ситуации музей, продолжая оставаться некоммерческим учреждением, становится социальным партнером туристической индустрии, сочетая философию просвещения и технологию развлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Museum and tourism: cultural-historical typology and the modern state

The history of tourism includes two stages. The first stage includes forms of pre-tourism. The second stage began in the end of 19th century. There are problems about social partnership of the museum and tourism industry are described in this paper.

Текст научной работы на тему «Музей и туризм: культурно-историческая типология и современное состояние»

РАЗДЕЛ III. МУЗЕЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ; ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ SECTION III. THE MUSEUM AND CULTURAL TOURISM; PRESENTATION AND INTERPRETATION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

УДК 069+338.42

О. С. Сапанжа Музей и туризм:

культурно-историческая типология и современное состояние

Анализ исторических форм туризма позволяют рассматривать его как историческое явление, проявляющееся в двух формах: формах «пра-туризма» (до конца XIX в.) и туризма как сектора экономики. При этом в современной ситуации музей, продолжая оставаться некоммерческим учреждением, становится социальным партнером туристической индустрии, сочетая философию просвещения и технологию развлечения.

Ключевые слова: музей, культура, туризм, культурное наследие, музейная коммуникация, образование

Olga S. Sapanzha

The Museum and tourism: cultural-historical typology and the modern state

The history of tourism includes two stages. The first stage includes forms of pre-tourism. The second stage began in the end of 19th century. There are problems about social partnership of the museum and tourism industry are described in this paper.

Keywords: museum, culture, tourism, culture heritage, museum communication, education

Современную ситуацию в сфере культурно-познавательного туризма можно определить как процесс поиска и актуализации сред, способствующих эффективной реализации программ туризма. Музей рассматривается туристическим сектором экономики как возможный ресурс, специфическая среда, включенная в туристскую инфраструктуру региона.

Анализ исторической типологии развития туризма позволяет выделить несколько этапов, начиная с древнейших этапов развития человечества до его оформления во второй половине XX в. Речь, однако, идет не об истории туризма, поскольку в этом случае мы будем вынуждены существенно сузить границы ис-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

183

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...____________

следования, а об истории вполне определенного феномена, заключающегося в стремлении человека познать окружающий мир. Но если сегодня это стремление может комфортно осуществить практически любой обыватель (во всяком случае, представители т.ак называемых «развитых» стран) самостоятельно или с помощью туроператора, то чем к более далекой исторической перспективе мы обращаемся, тем более трудным видится нам тот путь, который нужно было преодолеть на пути реализации этого стремления.

Многообразные формы удовлетворения этого стремления можно условно назвать «праформами», включив в них многообразный перечень примеров человеческой любознательности - от военных походов до освоения новых земель. Действительно, сложно назвать туризмом, например, те примеры, которыми наполнена книга В. П. Грицкевича «История туризма в древности». Сам автор подчеркивает, что речь идет об истоках возникновения современного туризма1, хотя и отмечает формирование не только маршрутов дерзновенных людей, но и определенных дестинаций2. В. П. Грицкевич отмечает: «Особым вниманием пользовались места, связанные с жизнью Александра Македонского: около Тира посетителям показывали источник, у которого полководцу приснился вещий сон о скором взятии города, в Херонее - «дуб Александра», под которым стоял шатер во время битвы, завершившей период существования независимых греческих полисов. И, наконец, в Вавилоне можно было увидеть дом, в котором умер величайший из полководцев древности»3.

Но, подчеркнем еще раз, в данном случае речь идет не о туризме, а о праформах туристской активности. Необходимо различать историю туризма (насчитывающую фактически сто пятьдесят лет с периода деятельности Томаса Кука4) и историю праформ туризма в контексте истории культуры, которые были очень многообразны и вплетались в социальную, политическую, культурную историю.

Таким же образом, необходимо развести два понятия: история музея (и шире -музейного дела5) и историческая типология музейности. В основе первого лежит представление о музее как социальном институте, появлению которого предшествовал этап домузейного собирательства. В основе второго - не история (и предыстория) социального института, а построение историко-типологической модели, отражающей закономерности развития идеи музейности во времени и пространстве6.

В период XVI - XIX вв. (то есть в тот период, когда музей уже формировался как социально-культурный институт и приобретал присущие ему признаки, а туризм еще не приобрел четких форм экономической деятельности) пути развития музея и праформ туризма практически не пересекались. Можно говорить о паломничествах в «храмы искусства» представителей культуры романтизма и, конечно, о феномене промышленных выставок второй половины XIX в., но четкой связи «музейтуризм» не было.

184

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

Исследуя природу музейного туризма, А. В. Романчук отмечает, что «музейный туризм не являлся изначально традиционным направлением деятельности музеев»7, возможность сотрудничества стала очевидной достаточно поздно: «в середине 1990-х гг. в России, в 1970-х гг. на Западе, в то время, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности»8.

Во второй половине XX в. наступает триумф туризма и одновременно - триумф музея. Причины этого триумфа можно признать схожими, по экономическая природа у них различна.

Истоком «туристского бума» и «музейного бума» стали факторы социального и экономического порядка: «На развитие международного туризма. серьезно повлиял ряд изменений, произошедших в течение прошлого века в демографической структуре и социально-экономических моделях общества: общее увеличение численности жителей на планете, рост числа пенсионеров с достаточным пенсионным обеспечением (преимущественно в развитых странах), рост продолжительности оплачиваемых отпусков и свободного времени работающего человека в целом, рост доходов в семье в связи с увеличением числа работающих женщин при одновременном росте числа бездетных семей, тенденция к более поздним бракам и т. п. Все эти изменения привели к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий»9. Схожие причины обусловили и «музейный бум». Таким образом, факторы благополучия повлияли на становление индустрии туризма. Но если деятельность в сфере туризма регулируется в значительной степени экономическим сектором («международный туризм обеспечивает сегодня работой более 100 млн человек во всем мире. Во многих странах туризм является ведущей отраслью экономики, играя важнейшую роль в формировании валового внутреннего продукта и устраняя многие социально-экономические проблемы»10), то число музеев увеличивается без очевидной экономической прагматики. По меткому замечанию К. Хадсона зафиксированное статистикой увеличение числа музеев каждые пять лет на 10%, происходит «вразрез с экономической логикой и здравым смыслом11«.

Согласно нормативным международным актам, государственному законодательству и научному определению12, музей является некоммерческим учреждением. Устав ИКОМ определяет музей как «постоянное некоммерческое учреждение, служащее делу общества и его развития, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования и для удовлетворения духовных потребностей»13.

Тем более ожесточенные дискуссии разворачиваются вокруг проблемы целей музейной деятельности и их соответствия целям туризма. Очевидно, что конкрет-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

185

______________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________

ные цели могут быть различны для каждого из направлений музейной деятельности, более того, для каждой конкретной формы. И все же единая цель (все чаще мы встречаемся с понятием «миссия музея») не может быть однозначно адаптирована в образовательных и туристских программах14. На фоне все большего интереса к образовательной деятельности музея, развитию музейной педагогики, реальное музейное пространство все интенсивнее осваивает рекреационные технологии, призванные, в первую очередь, развлекать. Мощное развитие индустрии мирового туризма, определило основные векторы использования музейных ресурсов: в рамках туристской деятельности музей чаще всего является частью экскурсионной программы, время пребывания в нем ограничено. Из выделяемых специалистами пяти направлений образовательной деятельности музея в сфере туризма наиболее интенсивно развиваются два: информирование и отдых15.

Тот факт, что музей рассматривается как важный партнер индустрии туризма, подтверждается и включением курсов по музейному делу в программы подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма. Одновременно усиливается внимание к региональным музейным ресурсам как части туристской инфраструктуры региона. Так, в течение последнего года проблемы развития регионального культурно-познавательного туризма оказывались в центре внимания представителей региональной администрации и бизнеса. 18-19 июля 2013 г. Правительством Архангельской области при поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по туризму, в сотрудничестве с Всемирной Туристской Организацией ООН проводился II Архангельский международный туристский форум «Северный вектор развития туризма». Форум вошел в перечень ключевых туристских мероприятий на территории Северо-Западного федерального округа с обсуждением наиболее актуальных направлений развития туристской индустрии16. В 2013 г. программа форума дополнена международным культурно-туристским форумом по вопросам развития культуры и туризма в северных территориях, проводимым на Соловецком архипелаге под эгидой Министерства культуры РФ. В рамках Соловецкого форума была запланирована работа трех тематических секций: «Основные направления и перспективы развития культурно-познавательного и рекреационного туризма на Соловецком архипелаге - объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО», «Развитие морского круизного туризма на Севере России и в Арктике», «Разработка межрегионального культурно-познавательного туристского проекта „Серебряное ожерелье России"». 11-12 октября 2013 г. в Таврическом дворце Санкт-Петербурга прошел Международный туристический форум по развитию культурно-познавательного туризма, организованный Министерством культуры Российской Федерации при поддержке Межпарламентской ассамблеи Содружества независимых государств17. Целью петербургского Форума стало расширение гуманитарного сотрудничества и активизация взаимодействия в сферах культуры и туризма, развитие культурно-познавательного туризма на евразийском простран-

186

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

стве, наращивание межрегионального и международного туристского потенциала. В продолжение направлений, представленных на архангельском форуме, в Петербурге были проведены презентации новых культурно-познавательных туристских маршрутов: министерство культуры на форуме представило два российских проекта «Русская усадьба» (центральные регионы) и «Северное ожерелье» (Северо-Запад, включающего Старую Ладогу и Соловецкие острова)18.

Очевидно, что в перечисленных маршрутах музеи займут определенное место, включившись в индустрию туризма. Это еще раз доказывает необходимость тщательного анализа комплекса проблем взаимодействия музея и туризма. При этом ведущим становится принцип диалога представителей музейного сообщества и туристического бизнеса как для определения форм взаимодействия, так и для поддержания необходимого баланса между упомянутыми «просвещением» и «развлекательностью». Примером такого диалога могут служить круглые столы «Музей и проблемы „культурного туризма"», проходящие ежегодно в Государственном Эрмитаже. Результаты же этого диалога мы увидим в недалеком будущем и они, в значительной степени, определят облик музея в XXI в.

Примечания

1 Грицкевич В. П. История туризма в древности. М.; СПб: Невский Фонд: Герда, 2005. 326 с.

2 Дестинация - место назначения туристского путешествия, туристский центр. (Большой глоссарий терминов международного туризма / под ред. М. Б. Биржакова и В. И. Никифорова. СПб.: Герда, 2002).

3 Грицкевич В. П. Указ. соч. С. 222.

4 Биржаков М. Б. Томас Кук и его роль в становлении туризма // Туристские фирмы. СПб.: Невский Фонд, 2000. Вып. 20.

5 Именно так определяет последовательность развития представлений и действий, связанных с собирательством и презентацией собранных артефактов В. П. Грицкевич. (Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: СПбГУКИ, 2004. 408 с.).

6 Сапанжа О. С. Культурологическая теория музейности: опыт построения // Мир культуры и культурология. СПб., 2012. С. 238-247.

7 Романчук А. В. Музейный туризм: учеб.-метод. пособие. СПб., 2010. С. 4. Можно поспорить с принятым автором термином «музейный туризм», так как он вполне применим к определенному направлению музейной деятельности, но вряд ли может являться самостоятельным направлением туризма, являясь частью культурно-познавательного туризма.

8 Там же.

9 Мировая экономика и международный бизнес: учеб. / ред. В. В. Поляков, Р. К. Щенин. М.: Кнорус, 2008. 681 с.

10 Там же.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

187

Раздел III. Музей и культурный туризм...

11 Хадсон К. Влиятельные музеи. С. 10.

12 См.: Кодекс музейной этики ИКОМ, Федер. закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ, Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5.

13 См.: Устав ИКОМ (1974).

14 Сапанжа О. С. Туризм в современном музее: философия просвещения, технология развлечения // Вопр. музеологии. 2010. № 3. С. 103-106.

15 Там же. С. 105.

16 Управление развития туризма Министерства культуры Архангел. обл.: офиц. турист. портал Архангел. обл. Архангельск: Evernice, 2012. URL: http: // pomorland. pro (дата обращения: 10. 12. 2015).

17 Администрация Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: http: // gov. spb. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

18 Сапанжа О. С. Концепция магистерской программы «Региональный культурнопознавательный туризм» // Искусствоведение и художеств. педагогика в XXI в.: сб. ст. по материалам 5-й междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2014. С. 249-257.

188

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.