УДК 338.482
DOI: 10.12737/19507
Хваджа Айхам Насер
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (Российская Федерация); канд. экон. наук, доцент; e-mail: tourism@laposte.net
проблемы и перспективы развития культурного
и музейного туризма в странах «арабской весны»
Статья посвящена изучению современного состояния и перспектив развития культурного и музейного туризма в странах «Арабской весны». Представлен социально-экономический и политический анализ, приведен краткий обзор развития сирийского культурного туризма в частности. В статье рассматривается целесообразность применения кластерного подхода в сфере культуры и туризма; структура, специфика и условия формирования культурных туристических кластеров в Арабском регионе. На основе обобщения мирового опыта в области развития культуры и туризма автором предложены следующие направления: активизация деятельности некоммерческих организаций (НКО); международное вмешательство гуманитарного туристического значения; формирование «музеев мира» в целях развития пацифистского (как формы культурного) и музейного туризма; формирование экомузеев; интеграция музеев различных видов и создание музейной сети под названием «Арабский музейный мир».
В работе раскрыта роль туризма в решении межнациональных и межэтнических конфликтов, укреплении дружеских отношений между народами и обеспечении мира в регионе. Данный опыт актуален не только для государств Арабского региона, но и для всех горячих точек мира в сложившейся кризисной ситуации.
Ключевые слова: Арабский регион, развитие туризма, культурный туризм, пацифистский туризм, культурно-туристский кластер, музеи мира, «Арабский музейный мир».
Географическое положение, культурные, природные и демографические ресурсы Арабского мира являются источниками нестабильности и потенциальным очагом регионального и международного вооруженного конфликта, что приводит к серьезной угрозе развития и существования арабской культуры. Войны и разрушительные конфликты в этом регионе привели к невосполнимой утрате многих уникальных памятников всемирной истории и культуры. Так, во время войны в Ираке с 2003 по 2011гг. были разграблены около 170 тыс. единиц редких рукописей, монет, статуй. Американские и британские войска вывезли более 80 тыс. артефактов. За этот период была сожжена городская библиотека Багдада, разрушены город древней шумерской культуры и музей Багдада1. С июня 2014 г. по 13 февраля 2015 г. было разграблено и уничтожено не менее 28 религиозных зданий, представляющих историческую ценность. В марте 2015 г.
1 URL: http://www.youm7.com (Дата обращения:
12.07.2015).
были уничтожены три древних города - ассирийский город Нимруд (XIII в. до н.э.), город Хатра (III в. до н. э.), город Дур-Шаррукин (VIII в. до н.э.) [5]. До сих пор разграбление раритетов иракской культуры продолжается.
Во время беспорядков 2011г. Египет потерял 74 артефакта, восемь ценнейших экспонатов, среди которых статуя фараона Тутанхамона и 35-сантиметровая статуэтка Эхнатона, приносящего жертвенные дары богам. Пожар в хранилище древностей в Каире, основанном еще во времена египетского похода Наполеона Бонапарта, уничтожил 200 тыс. редких книг.
Во время гражданской войны 2011 г. в Ливии была ограблена сокровищница Бенгази, где исчезли более 8000 артефактов, среди которых тысячи золотых и серебряных монет эпохи эллинизма и другие раритеты. Эксперты считают, что исчезновение предметов искусства из банка в Бенгази является одним из самых крупных ограблений за всю историю археологии. В столице Триполи ограблена историческая
Рис. 1 - Разрушенные памятники древней Пальмиры (Сирия). Триумфальная Арка (а) и Храм Баала (б) (Источник фото: AFP 2016, Joseph Eid)
церковь святого Георгия. Розыском преступников и их добычи уже занялся Интерпол при содействии ЮНЕСКО.
В Тунисе уничтожены 35 суфийских мавзолеев2.
В Сирии, согласно докладу Фонда Всемирного наследия (Global Heritage Fund), три сирийских исторических памятника, занесенных UNESCO в список Всемирного наследия, были затронуты бомбардировками. К ним относятся, во-первых, древние города в известняковом массиве к западу от Халеба, где сохранилось множество храмов, заброшенных еще в VIII в.; во-вторых, древний римский город Босра с прекрасно сохранившимся просторным амфитеатром на 15 000 мест; в-третьих, Замок-крепость Крак де Шевалье в пригороде современного г. Хомс. Полностью разрушены Мечеть Теккиа Ариха, а также Мечеть Альумаре, которая была построена во время исламского завоевания Сирии и является одним из старейших исламских памятников. Существенно пострадали и другие памятники истории, претендующие на то, чтобы войти в список объектов Всемирного наследия и представляющие особую ценность для мировой культуры3. В конце июня 2015 г. были разрушены древние памятники Пальмиры (рис. 1).
2 Ваххабиты уничтожили в Тунисе 35 суфийских мавзолеев за последние месяцы. URL: http://www. newsru.com/cinema/24jan2013/sufmausoleums. html (Дата обращения: 14.07.2015).
3 Damage to the soul: damage to the soul: Syria's
cultural heritage in conflict / Ed. by E. Cunliffe. Durham University and Global Heritage Fund, 2012. 55 p.
В арабских странах получила широкое распространение «черная археология» и нелегальная торговля памятниками древности на международном «черном рынке». Следует отметить, что схожая обстановка во время войн и конфликтов складывалась ранее и в других арабских странах, в частности, в Алжире, Ливане, Палестине, Йемене, тем самым продолжая процесс ограбления арабской истории и культуры. Об этом свидетельствуют коллекции крупнейших музеев мира - Лувра, музеев Лиона, Национального музея Великобритании, Эрмитажа, Стамбульского музея, Национального римского музея, музеев Нью-Йорка и других, которые содержат в большом количестве древние арабские и исламские памятники и артефакты. Так жертвами войны становится не только человечество, но и история, культура.
В наше время уничтожение культуры народа является позорным пятном для остальной культурной части цивилизации. Несмотря на то, что в 1954 г. арабские страны ратифицировали Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта4, в сегодняшних условиях военно-политических конфликтов она не исполняется. При этом можно сказать, что сегодня имеет место своеобразная «культурная чистка» и на наших глазах происходит культурное преступление против аутентичной древней арабской культуры.
4 Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict with Régulations for the Execution of the Convention. The Hague, UNESCO, 14 May 1954.
Таблица 1 - Некоторые докризисные экономические и социальные показатели стран «Арабской весны» (по состоянию на 2010 г.)
Показатели \ Страны Тунис Сирия Египет Йемен Ливия
Рейтинг по душевому доходу (из 198)5 108 126 134 160 60
Среднедушевой доход, USD в год6 4,160 2,750 2,420 1,070 12,320
Уровень безработицы,% 7 13,3 9,4 9,2 35 13
Рейтинг по распространенности коррупции (из 178)8 59 127 98 146 146
Рейтинг демократии (из 167)9 144 152 138 146 158
Количество принятых туристов, тыс.чел.10 6,902 8,546 14,051 536 35
Доход от туризма, млн. USD11 2,645 6,190 12,528 0,622 0,060
Если посмотреть на некоторые докризисные экономические и социальные показатели стран «Арабской весны» (табл. 1), то можно увидеть, что основными причинами экономического и политического кризиса выступает именно коррупция и ее проявления: бедность, высокий уровень безработицы и низкий уровень демократии. Именно это стало основными мотивами и причинами, которые привели к дестабилизации обстановки внутри стран и возникновению череды конфликтов.
Даже при неблагоприятных социальных показателях туризм в некоторых государствах (таких, как Египет, Сирия, Тунис) по данным ЮНВТО, развивался быстрыми темпами и достиг неплохих показателей. Что касается таких государств, как Ливия и Йемен, то здесь туризм развивался слабо, что объясняется многолетними вооруженными конфликтами, племенной и клановой борьбой в Йемене, а правительство Ливии не проявляло заинтересовано в развитии туристского сектора.
Несмотря на имеющийся огромный культурный исторический потенциал арабских стран, наиболее характерны для ту-
ристского арабского рынка религиозный и пляжный виды туризма, соответственно, отличительной чертой арабского туристского продукта является сезонность его характера, что требует принятия определенных мер и развития альтернативных видов туризма в межсезонье. Это связано с тем, что арабские государства не уделяют должного внимания развитию культуры и искусства, большинство памятников нуждаются в реставрации и обслуживании. Также характерно явление «замкнутости музеев», отсутствия системы территориальной музейной кооперации, любых форм интеграции с поддерживающими секторами, информационные технологии в музейном деле применяются незначительно, в сфере музеологии значительна доля неквалифицированных специалистов. Как показано на рис. 2, к примеру, количество посетителей исторических памятников и музеев Сирии до кризиса было весьма и весьма скромным и далеко не соответствовало огромному культурно-историческому потенциалу страны. Число посетителей сирийских музеев в 2010 г. составило всего лишь 811 тыс. чел. и за 10 лет увеличива-
5 The World Bank: World Development Indicators, 2011.Gross National Income per Capita 2010. (Дата обращения: 14.07.2015).
6 Там же.
7 URL: http://alamiya.org/index.php?view=article&catid=16%3Ainternational-relations&id=1843%3Aabb10jpg& format=pdf&option=com_content (Дата обращения: 09.08.2015).
8 Corruption perceptions index 2010. http://files.transparency.org/content/download/132/531/2010_CPI_ EN.pdf (Дата обращения: 12.08.2015).
9 The Economist Intelligence Unit's democracy index 2010. URL: http://graphics.eiu.com/PDF/Democracy_In-dex_2010_web.pdf (Дата обращения: 12.08.2015).
10 UNWTO. Tourism Highlights 2012 Edition. URL: http://mkt.unwto.org/sites/all/files/docpdf/unwtohighlight-s12enhr.pdf (Дата обращения: 14.0.2015).
11 Там же.
Рис. 2 - Динамика посещения музеев и исторических памятников Сирии за 2000-2010 гг.12
лось всего на 56% по сравнению с 2000 г., а число посетивших исторические памятники увеличилось на 54% и составило немногим более 2 млн. чел. Очевидно, что культурно-познавательный туризм в Сирии носил стихийный самодеятельный характер и имел огромный потенциал для своего развития.
Туризм в Египте, Тунисе и Сирии не смог решить острых проблем в силу целого ряда причин, среди которых: авторитарность режимов, вмешательство государства в коммерческую деятельность и политику организаций; слаборазвитый сектор услуг и культуры в частности; политика государства, направленная на увеличение количества туристов, а не на доходность турбизнеса; устаревшая инфраструктура; маломощная инновационная активность; несовременные стандарты и отсутствие современной системы контроля качества в оказании услуг; слаборазвитая нормативно-правовая база; низкая оплата труда; отсутствие программы по повышению осведомленности местных жителей, туристических компаний и самих туристов.
Все это привело к возникновению экономических, социальных и экологических проблем, в частности таких, как похищения туристов, рост преступности, проституции, наркомании, рост уровня инфляции, повреждение памятников истории и культуры, загрязнение природной среды и др.
Следовательно, для обеспечения стабилизации ситуации и безопасности регионов требуются серьезные реформы. Среди приоритетных направлений госполитики властей должно быть одновременно развитие культуры и туризма и обеспечение долгосрочного повышения их конкурентоспособности.
Мировой опыт доказывает, что восстановление исторических зданий приносит не только новые рабочие места (на 1 млн. USD вложений - 35-40 мест), но и является мощным катализатором местных инвестиций и даёт сотни миллионов долларов поступлений в местные бюджеты [2].
Развитие международного въездного туризма жизненно необходимо странам Арабского региона для поддержания экономики, базирующейся на возобновляемых природных ресурсах, поскольку он является средством общения между народами разных стран и может стать положительным элементом цивилизованного современного развития, снижающим остроту межнационального конфликта и элементом мирного развития в будущем. Устойчивое развитие туризма требует комплексного подхода для рационального управления и планирования социальных, экономических, экологических и политических проблем.
Однозначно то, что туризм в большинстве арабских стран не может развиваться в современных условиях с нестабильной
2 Центральное бюро по статистике. Дамаск, 2010. URL: www.cbssyr.org (Дата обращения: 02.09.2015).
политической ситуацией и мертвой экономикой, слишком многое зависит от политической воли и дееспособности власти. Именно власть обеспечивает безопасность на всей территории региона и регулирует отношения с иностранными государствами. Если политический потенциал туризма не будет осознанно и целенаправленно использоваться государством в интересах укрепления его международного престижа, то он может быть использован «частным образом» в целях прямо противоположных - политической дестабилизации, насаждения националистической и антиарабской идеологии, формирования экстремистских настроений.
Формирование долгосрочной стратегии развития любого региона должно включать в себя мероприятия по переходу на инновационный путь развития экономики. Так, эффективным стратегическим инструментом социально-экономического развития и локомотивом усиления интеграции региона в мировую экономику является кластерный принцип организации отрасли туризма. Целесообразность кластеризации туристских и культурных товаров и услуг исходит из специфики культурного туризма как сложного многопрофильного вида деятельности и взаимосвязи двух секторов, так как туризм поддерживает и распространяет культуру, а культура - фактор туристской мотивации, обогащает туризм своими продуктами и ресурсами. Связь между культурой и туризмом является наиболее заметным аспектом вклада культуры в местное развитие: 37% мирового туризма имеет именно культурные мотивации [2].
Туристские культурные кластеры полезны для стратегии экономического оживления, если все элементы работают в тесном взаимодействии. Цель создания культурно-туристского кластера заключается, как правило, в активизации ресурсного потенциала и инфраструктуры региона путем предоставления дополнительных искусственных объектов и мероприятий для местных жителей и туристов. В условиях функционирования модели культурно-туристского кластера заброшенные и пострадавшие культурные объекты будут самостоятельно финансироваться и иметь возможность восстанав-
ливаться за счет расширения производства видов культурных продуктов в координации с туризмом, их продаж в составе инновационного турпродукта.
Специфика этих кластеров состоит в том, что основными участниками являются предприятия малого и среднего бизнеса, что обеспечивает среднему классу творческий и инновационный климат для развития, и это имеет особое значение, ибо именно средний класс является основным стабилизатором общественной жизни, генератором общественного прогресса, носителем демократии и инновационного процесса.
Одним из условий рождения кластерных сетей является демократизация и децентрализация. Без них невозможно запустить внутренние сетевые процессы, коммуникацию, участие в объединении многих автономных, независимых фирм, но выступающих внешне как единая организация [3].
Экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости [4]. Следовательно, в целях использования потенциала туризма и культуры региона в рамках кластера и в качестве стратегии по укреплению мира необходима активизация деятельности некоммерческих организаций (НКО), направляющих свое внимание на поддержку и развитие общества в целом, культуры и туризма в частности. Свободная деятельность НКО полезна Арабскому региону, поскольку для демократии необходимы некоммерческие организации, но и для этих организаций также необходима демократия. Организации, выступающие против (с конструктивной критикой) государственной власти, являются основой для создания общественного демократического движения в стране13.
В целях развития толерантности и предотвращения конфликтов в Арабском регионе целесообразно международное вмешательство гуманитарного туристического значения с помощью международных ор-
13 Роль негосударственных некоммерческих организаций в переходе к демократическому обществу. URL: http://spb.org.ru/ndc/work102.htm (Дата обращения: 03.02.2016).
ганизаций, таких как ООН, и неправительственных специализированных организаций, занимающихся вопросами развития международного туризма. Социальная экономическая и культурная нестабильность -одна из причин и, одновременно, следствий войны и религиозного, этнического конфликтов. Войны и конфликты разрывают отношения между народами и странами, а туризм объединяет и усиливает их при поддержке международных организаций - ЮНВТО, ЮНЕСКО и International Institute for Peace through Tourism (IIPT). Примером могут служить такие страны, как Хорватия, Кения, Шри-Ланка, Филиппины, страны Латинской Америки и многие другие. Данные организации имеют возможность способствовать стабилизации и развитию туризма через контроль, исключение или ограничение правительственного вмешательства в международный туризм, в процесс стандартизации требований к паспортам, визам, регистрациям в полиции, въездным формальностям, через обучение персонала и систему образования, культурный обмен, организацию и проведение фестивалей, культурных мероприятий, нормирование труда, особого внимания к культурному, познавательному, этнографическому (ностальгическому), религиозному, учебному, социальному и внутреннему туризму. Возможно, что туризм в этом регионе будет играть не только чисто экономическую, но и политическую, внешнеэкономическую и миротворческую роль. Если каждый игрок будет выполнять свои функции, туризм может постепенно привести к всеобщему миру.
Мировой опыт доказывает эффективность формирования «музеев мира» в целях развития пацифистского туризма для обеспечения мира в регионе. Данный вид туризма является аспектом культурного туризма и предназначен для ознакомления с историей войн и миротворчества. Примером такого яркого опыта служит Япония (в частности, такие музеи, как Kyoto Museum for World Peace, Hiroshima National Peace Memorial Hall for the Atomic Bomb Victims, Honkawa Elementary School Peace Museum, Himeyuri Peace Museum, Himeji Peace Museum, Nagasaki Atomic Bomb Museum).
В сочетании с идеями регионального развития и поиском путей к обновлению и демократизации традиционного музея целесообразно формировать экомузеи (этноэкологические музеи-заповедники) и объединить их в международную сеть «музеев мира» - International Network of Museums for Peace (INMP). Экомузеи создаются в целях сохранения исторического окружения того или иного этноса, распространения знаний о памятниках истории и культуры, совершенствования отношений между человеком и его средой. По мнению французского музеолога Жоржа Анри Ривьера, «эти музеи являются архивами местных общин, в которых как в зеркале отражаются проблемы прошлого и настоящего, возможности их решения, а также перспективы. Такой музей сегодня крепко привязан к реалиям современной жизни, более других подчеркивая как значение различий и культурного многообразия нашего мира, так и его единство, общие корни и культурные доминанты» [1].
Арабскому региону необходима интеграция музеев различных видов и создание музейной сети (виртуальной и реальной) под собирательным названием «Арабский музейный мир», что способствовало бы поддержанию связей, сближению и интеграции разных цивилизаций арабской культуры, служило бы важным стимулом для формирования новых направлений комбинированных туров по арабским странам - развитию панарабско-го туризма. Нужно отметить, что текущее состояние региона, в котором преобладают бедные страны с межнациональными конфликтами, может быть изменено благодаря туризму: если текущий односторонний поток туристов из развитых стран в развивающиеся заместить двусторонним потоком туристов, то ситуация может кардинально измениться. Туризм способен привести страны региона к миру тогда, когда все больше людей будет иметь возможность путешествовать и быть туристами.
На наш взгляд, туризм жизненно важен для гармонии и мира между народами и является интерфейсом для культурного обмена и межкультурного взаимопонимания, облегчает взаимодействие
между местными общинами и гостями, а также может способствовать решению межнациональных конфликтов и, впоследствии, приводить к укреплению мира. Современная доктрина открытости госу-
дарств порождает здоровую экономику, здоровая экономика, в свою очередь, порождает устойчивый туризм, который обеспечивает поддержку экономики, народов и мира в целом.
Список источников:
1. Ривьер Ж.А. Эволюционное определение экомузея // Museum. 1985. № 148. С. 2-3.
2. Тарасова И.Ю. Динамика политической роли туризма в истории России // Мир и политика. 2011. № 5 (56). С. 104-109.
3. Ускова Т.В. Развитие региональных кластерных систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. Т. 1, вып. 1. С. 92-104.
4. Эрхард Л. Благосостояние для всех: Репринтное воспроизведение. М.: Дело, 2001. 352 с.
5. MacEoin D. The Destruction of the Middle East / Gatestone Institute. URL: http://www.gatestoneinsti-tute.org/4973/destruction-middle-east-antiquities (Дата обращения: 07.08.2015).
Ayham N. Khwaja
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs (Russia); PhD in Economics, Assistant Professor; e-mail: tourism@laposte.net
problems and promising directions of culture and museum tourism in the countries of the «arab spring»
This article deals with problems of the modern state and prospects of the culture and tourism development in the countries of the Arab Spring. The social and economic and political analysis are given, the brief review of the development of the Syrian cultural tourism in particular is made.
The article discusses the feasibility of the cluster approach in the field of culture and tourism, as well as the structure, specificity and conditions for the formation of cultural and tourism clusters in the Arabic region. On the basis of generalization of the world experience of culture and tourism development the author offers the following areas: revitalization of the non-profit organizations (NPOs); international humanitarian tourism intervention; formation of «museums of peace» for development of peaceful or pacifist (as type of cultural tourism) tourism; establishment of eco-museums; integration of different types of museums and creation of a museum network that would be named «World Arab Museum». The article reveals the role of tourism in resolving inter-national and inter-ethnic conflicts, strengthening of friendly relations between nations and promoting peace in the region.
This experience is not only relevant for the Arab Region, but for all the hotspots of the world in the current crisis situation. Keywords: Arab region, tourism development, culture tourism, peaceful (pacifist) tourism, cultural and tourism cluster, museum of peace, «World Arab Museum».
References:
1. Riviere G.H. Définition évolutive d'écomusée. Museum, no. 37, pp. 182-183 (Russ. ed.: Rivier G. Evoljucionnoe opredelenie ekomuzeja. Museum, 1985, no. 148, pp. 2-3).
2. Tarasova I.Yu. Dinamika politicheskoj roli turizma v istorii Rossii [The dynamics of the political role of tourism in the history of Russia]. Mir i politika [World and Politics], 2011, no. 5 (56), pp. 104-109.
3. Uskova T.V. Razvitie regional'nyh klasternyh sistem [Development of the regional cluster systems]. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2008, vol. 1, no. 1, pp. 92-104.
4. Erhard L. Wohlstand für Alle. Econ-Verlag Düsseldorf, 1957. 387 p. (Russ. ed.: Erhard L. Blagosostojanie dlja vseh. Moscow: Delo, 2001. 352 p.).
5. MacEoin D. The Destruction of the Middle East. Gatestone Institute. Available at: http://www.gatestoneinstitute. org/4973/destruction-middle-east-antiquities (Accessed on August 07, 2015).