Научная статья на тему 'Специфика трансграничных туристских кластеров в постконфликтном регионе'

Специфика трансграничных туристских кластеров в постконфликтном регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
331
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / туризм / восточный регион Средиземного моря / развитие / трансграничные туркластеры / мир / conflict / tourism / The Eastern Mediterranean / development / trans-border tourism clusters / peace

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хваджа Айхам Насер

Статья посвящена вопросам развития туризма в постконфликтном регионе как фактора укрепления мирных межнациональных отношений и региональной интеграции. На основании деклараций международных организаций в статье рассмотрено влияние конфликтов на туристическую отрасль в восточном регионе Средиземного моря. Выявлены основные преимущества и актуальность межрегионального и трансграничного туризма. Выделены уровни трансграничных партнерских отношений в туризме. Выявлена и обоснована необходимость применения кластерного подхода как метода стратегического планирования, формирования межрегиональных/трансграничных туркластеров с целью реимиджирования постконфликтного региона и повышения качества жизни населения. Стратегический взгляд, предложенный в статье, актуален также для Аравийского полуострова и Арабского Магриба, потому что анализирует возможности интеграции и объединения арабского региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of trans-border tourism clusters in a post-conflict region

The article is devoted to the problem of the tourism development in a post-conflict region as the factor of strengthening peaceful interethnic relations and regional integration. Based on the declarations of international organizations, this article examines the impact of conflicts on tourism in the Eastern Mediterranean. The main advantages and relevance of interregional and trans-border tourism have been revealed. The levels of trans-border partnerships in tourism have been singled out. The need to apply the cluster approach as a method of strategic planning, to form interregional/ cross-border tourist groups with the aim of re-imaging the post-conflict region and to improve the quality of life of the population has been identified and justified. The strategic view, offered in the article, is topical for the Arabian Peninsula and the Arab Maghreb as well, as it analyzes possibilities of integration and unification of the whole Arab region.

Текст научной работы на тему «Специфика трансграничных туристских кластеров в постконфликтном регионе»

2018, 12(2), 82-89 Khwaja, A. N.

Specificity of trans-border tourism clusters

in a post-conflict region

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 338.48

ЭС!: 10.24411/2413-693Х-2018-10209

Специфика трансграничных туристских кластеров в постконфликтном регионе

ХВАДЖА Айхам Насер

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, tourism@laposte.net

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития туризма в постконфликтном регионе как фактора укрепления мирных межнациональных отношений и региональной интеграции. На основании деклараций международных организаций в статье рассмотрено влияние конфликтов на туристическую отрасль в восточном регионе Средиземного моря. Выявлены основные преимущества и актуальность межрегионального и трансграничного туризма. Выделены уровни трансграничных партнерских отношений в туризме. Выявлена и обоснована необходимость применения кластерного подхода как метода стратегического планирования, формирования межрегиональных/трансграничных туркластеров с целью реимиджирования постконфликтного региона и повышения качества жизни населения. Стратегический взгляд, предложенный в статье, актуален также для Аравийского полуострова и Арабского Магриба, потому что анализирует возможности интеграции и объединения арабского региона в целом.

Ключевые слова: конфликт, туризм, восточный регион Средиземного моря, развитие, трансграничные туркластеры, мир

Для цитирования: Хваджа А.Н. Специфика трансграничных туристических кластеров в постконфликтном регионе // Сервис plus. 2018. Т.12. №2. С. 82-89. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10209.

Статья поступила в редакцию: 05.05.2018.

Статья принята к публикации: 05.06.2018.

Specificity of trans-border tourism clusters in a post-conflict region

Ayham N. KHWAJA

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation, Ph.D. Econ, Associate Prof., tourism@laposte.net

Abstract. The article is devoted to the problem of the tourism development in a post-conflict region as the factor of strengthening peaceful interethnic relations and regional integration. Based on the declarations of international organizations, this article examines the impact of conflicts on tourism in the Eastern Mediterranean. The main advantages and relevance of interregional and trans-border tourism have been revealed. The levels of trans-border partnerships in tourism

2018 Vol. 12 Iss. 2 SERVICER

SCIENTIFIC JOURNAL

WWW.PHIL0S0PH.RJ

have been singled out. The need to apply the cluster approach as a method of strategic planning, to form interregional/cross-border tourist groups with the aim of re-imaging the post-conflict region and to improve the quality of life of the population has been identified and justified. The strategic view, offered in the article, is topical for the Arabian Peninsula and the Arab Maghreb as well, as it analyzes possibilities of integration and unification of the whole Arab region.

Keywords: conflict, tourism, The Eastern Mediterranean, development, trans-border tourism clusters, peace

For citation: Khwaja, A. N. (2018). Specificity of trans-border tourism clusters in a post-conflict region. Servis plus, 12(2), 82-89. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10209. (In Russ.).

Submitted: 2018/05/05.

Accepted: 2018/06/05.

Межрегиональные, межрелигиозные и межэтнические конфликты в современном мире стали особенно крупномасштабными и жестокими в связи с борьбой за ресурсы, идеологическими разногласиями и развитием оружия массового поражения. Военные действия привели к углублению культурных, социальных и политических проблем стран, в том числе к уничтожению и деградации ряда отраслей экономики. В то же самое время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, происходит сращивание национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, расширяются экономические союзы и единые таможенные зоны. Глобальной тенденции к экономическому развитию можно достичь путем сотрудничества между странами в приграничных регионах.

К конфликтным регионам мира относится Восточное Средиземноморье, в котором продолжается арабо-израильское противостояние, арабская весна, сирийская война и другие многолетние конфликты. После стабилизации ситуации в плане безопасности для обеспечения устойчивого развития и формирования нового имиджа региона в будущем будут необходимы масштабные восстановительные работы и серьезные экономические реформы.

Для социально-экономического и культурного развития данного региона исключительное значение имеет туристическая отрасль. Туризм зачастую символизирует свободу, поскольку он позволяет гражданам свободно и активно путешествовать. Кроме того, он может выступать катализатором социальных изменений, поощряя более тесное взаимодействие между туристами и принимающими общинами [1].

Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что вооруженные конфликты нанесли ущерб туризму. В течение последних нескольких лет в Турции, Сирии, Ливане, Палестине, Израиле, Иордании, Египте произошло сокращение количества туристов, падение доходов в этой отрасли и снижение рейтинга конкурентоспособности туризма на международном уровне.

В этом регионе сосредоточен огромный потенциал первичных туристских ресурсов: большое количество исторических памятников культуры и архитектуры древнейших цивилизаций и религий мира, древних городов со своими караван-сараями, старинными домами, древними кустарными промыслами, ручными изделиями.

Большое значение в привлекательности региона имеют природные ресурсы: горы и равнины, пустыни, оазисы и реки, пещеры, природные и искусственные озера, зимние и летние курорты, морские побережья, Мертвое море.

Кроме того, как показано на рис. 1, небольшие расстояния между государствами и географическая близость к Европе и Африке позволяют создать неповторимо колоритный международный туристский объект с высоким уровнем туристской заинтересованности. Иногда пограничные линии становятся историческими маркерами и даже вызывают интерес у туристов сами по себе. В таком случае туризм предоставляет возможность изменить видение и понимание национальных исторически сложившихся границ [2].

За исключением Турции и Египта, это небольшие по площади и численности населения государства. Считается, что формирование туристских регионов особенно благоприятно для малых стран, не способных конкурировать с более развитыми государствами. Кроме того, страны со слаборазвитой туристской инфраструктурой значительно выигрывают от таких объединений [3].

С этих позиций стратегически объективным, тактически перспективным и экономически взаимовыгодным является процесс интеграции сферы туризма в восточном регионе Средиземного моря.

Принимая во внимание огромный туристский потенциал региона и незначительный вклад в экономику стран, следует признать малоэффективное и неравномерное использование ресурсов региона, что объясняет необходимость разработки кластерного подхода к комплексному развитию.

2018, 12(2), 82-89 Khwaja, A. N.

Specificity of trans-border tourism clusters

in a post-conflict region

Таблица 1

Анализ развития туризма в восточном регионе Средиземного моря1

Table 1

Analysis of tourism development in the Eastern Mediterranean

Страна Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Турция Количество туристов в тыс. 25,506 31,364 34,654 35,698 37,795 39,811 39,478 25,352

Доход от туризма, в млн. $ 21,250 22,585 25,054 25,345 27,997 29,552 26,616 22,110

Рейтинг конкурентоспособности туризма 56/139 50/139 46/140 44/141 44/136

Число объектов из списка ЮНЕСКО 2017 г. 17 и 71объектов, претендующих на место в списке

Египет Количество туристов в тыс. 11,914 14,051 9,497 11,196 9,174 9,628 9,139 5,258

Доход от туризма, в млн. $ 10,755 12,528 8,707 9,940 6,047 7,208 6,065 2,645

Рейтинг конкурентоспособности туризма 64/139 75/139 85/140 83/141 74/136

Число объектов из списка ЮНЕСКО 2017 г. 7 и 33 объектов, претендующих на место в списке

Сирия Количество туристов в тыс. 6,092 8,546 5,070 - - - - -

Доход от туризма, в млн. $ 3,757 6,190 1,753 - - - - -

Рейтинг конкурентоспособности туризма 85/139 105/139 - - -

Число объектов из списка ЮНЕСКО 2017 г. 6 и 12 объектов, претендующих на место в списке

Иордания Количество туристов в тыс. 3,789 4,207 3,960 4,162 3,945 3,990 3,761 3,858

Доход от туризма, в млн. $ 2,911 3,585 3,425 4,061 4,117 4,375 4,065 4,044

Рейтинг конкурентоспособности туризма 54/139 64/139 60/140 77/141 75/136

Число объектов из списка ЮНЕСКО 2017 г. 5 и 14 объектов, претендующих на место в списке

Ливан Количество туристов в тыс. 1,851 2,168 1,655 1,366 1,274 1,355 1,518 1,688

Доход от туризма, в млн. $ 6,774 7,861 6,545 6,032 5,872 6,523 6,857 6,824

Рейтинг конкурентоспособности туризма - 70/139 69/140 94/141 96/136

Число объектов из списка ЮНЕСКО 2017.г 5 и 8 объектов, претендующих на место в списке

Палестина Количество туристов в тыс. 387 522 449 490 545 556 432 400

Доход от туризма, в млн. $ 410 667 795 755 789 603 452 4972

Рейтинг конкурентоспособности туризма - - - - - - - -

Число объектов из списка ЮНЕСКО 2017 г. 3 и 13 объектов, претендующих на место в списке

Израиль Количество туристов в тыс. 2,321 2,803 2,820 2,886 2,962 2,927 2,799 2,900

Доход от туризма, в млн $ 3,741 4,768 5,305 5,494 5,668 5,695 5,794 5,722

Рейтинг конкурентоспособности туризма 36/193 46/139 53/140 72/141 61/136

Число объектов из списка ЮНЕСКО 2017 г. 9 и 18 объектов, претендующих на место в списке

1 Официальный сайт всемирной туристской организации (ЮНВТО) доклады 2010-2017 гг. http://www2.unwto.org/en (дата обращения: 13.09.2017). Официальный сайт Всемирного экономического форума, Ежегодные доклады в сфере туризма и путешествий 2010-2017 https://www.weforum.org/ (дата обращения: 22.09.2017). Официальный сайт ЮНЕСКО. Список всемирного наследия: http://whc.unesco.org/en/list/ (дата обращения: 02.10.2017).

2018 Vol. 12 Iss. 2 SERVICER

SCIENTIFIC JOURNAL

WWW.PHILOSOPH.RJ

Рис. 1. Восточный регион Средиземного моря Fig. 1. The Eastern Mediterranean

В целях развития восточного региона Средиземного моря целесообразно развитие межрегионального/трансграничного туризма и применение кластерного подхода как метода стратегического планирования. Такого рода структурный подход может быть использован в ходе начального этапа формирования туристских дестинаций. Этот подход способствует достижению максимальной эффективности при компактном размещении туристской инфраструктуры. Отсюда возникает запрос на комплексное освоение территории региона. Данный подход позволяет еще глубже понять взаимодействие индустрии туризма и градообразующее воздействие туристских услуг в целом. В этой связи может быть определена дифференцированная кластерная стратегия в зависимости от характера туристского спроса и уровня развития сферы услуг, обеспечивающих туристское потребление.

На рис. 2 представлены уровни развития трансграничных партнерских отношений в сфере туризма. Отчуждение - наименее развитый уровень партнерства в туристических отношениях, он связан с отсутствием любого взаимодействия (можно назвать его первым или нулевым уровнем трансграничных отношений). Вторым уровнем является сосуществование, оно в свою очередь предполагает, что нации сосуществуют без какого-либо активного взаимодействия. Кооперация предполагает совместное решение определенного

рода проблем, а также общее использование ресурсов. Появление стабильных инициатив с обеих сторон и активного интереса к взаимодействию в развивающихся направлениях деятельности приводит к четвертому уровню взаимодействия - сотрудничеству, совместным проектам [4]. В итоге совместная (горизонтальная / вертикальная) интеграция в партнерских отношениях приводит к пятому уровню, который представляет собой самую интенсивную форму трансграничных отношений, где все формальные границы стерты и партнеры скорее заботятся об общей выгоде, чем об индивидуальных интересах, что зачастую приводит к объединению (слияние активов или форм) и формированию транснациональной компании.

Конкурентоспособность региона следует рассматривать не только с точки зрения соперничества между регионами, но и с точки зрения их сотрудничества. При этом большое значение имеет способность региона налаживать отношения сотрудничества с другими регионами как внутри страны, так и на международном уровне. Это одна из главных задач кластера и является его уникальной компетенцией.

Межрегиональные / трансграничные туристские кластеры будут представлять восточный регион Средиземного моря как одно туристское направление, специфика их услуг заключается в реализации и комбинировании основных и дополнительных туристских услуг,

Specificity of trans-border tourism clusters in a post-conflict region

обеспечении устойчивого и долговременного развития, особенно в условиях, когда развивающиеся страны расширят свои запасы иностранной валюты. Кластеры могут стать эффективным, инновационным инструментом, способствующим устойчивому социально-экономическому и политическому развитию региона.

На наш взгляд, в принципе интеграции формирования кластера необходимо иметь в виду интернационализацию для формирования и развития крупных туристских кластеров трансграничного, межнациональ-

О

С«'

V.0

ного и международного типа. Интернационализация предусматривает формирование устойчивых международных связей в производственно-экономической сфере туризма и торговле, установлении таких производственных связей между предприятиями различных стран, сотрудничество с международными организациями для участия в сохранении окружающей среды, развитии устойчивого туризма и качестве жизни населения в целом. В этом состоят основные социальные обязанности кластера перед обществом.

С0

Л\Ч

А

¿Г

о

¡а*

¿у

¿г

1 1 1 1 1 1 I Слияние форм 1

1 1 1 1 1 1 1 ¡Слияние активов 1

Рис. 2. Уровни развития трансграничных партнерских отношений в туризме Fig. 2. Levels of developing trans-border partnerships in tourism

Для упрощения процедуры организации кластерных образований требуется наличие нормативно-законодательной базы. А поскольку успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона, они имеют политическую значимость для органов власти. «Кластеры выполняют социальные обязательства перед населением и создают благоприятные возможности для экономического развития региона» [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях интерактивной системы развитого кластера необходимо проникновение, наращение и удержание конкурентных позиций на внутреннем и международном рынках туристских услуг. Этот этап характеризуется освоением новых международных рынков, активным сотрудничеством с зарубежными представительствами по привлечению дополнительного количества иностранных туристов, созданием региональных представительств и интернет-порталов, ориентированных на зарубежные сегменты туристского рынка, а также общее участие элементов (участников) кластера в международных туристских выставках и т.д.

Данный процесс является базой для формирования межрегионального/трансграничного туристского кластера. Он связан с возможностью использования уникальной рекреационной базы разных регионов, сложившейся сети разнопрофильных локальных специализированных кластеров, разнообразных региональных этнокультурных и исторических ресурсов.

Трансграничный кластер, по нашему мнению,

можно рассматривать как географически сконцентрированную сеть сотрудничающих между собой компаний в дополняющих друг друга секторах и содействующих организаций в трансграничном регионе Восточного Средиземноморья.

Территории, на которых формируются кластеры, как показано на рис. 3, становятся лидерами национальных экономик и их внешнеэкономических связей. Для действительного развития кластера необходимо формировать коммуникационные площадки (информационные центры) для потенциально желающих принять участие в бизнесе соответствующего кластера.

Кластерные инициативы стимулируют приток в регион иностранных инвестиций, крупных международных компаний, которые, как правило, предпочитают инвестировать в те регионы и страны, где уже имеются сложившиеся кластеры в необходимых отраслях или хотя бы есть предпосылки для их формирования. Отечественные и иностранные инвесторы, заинтересованные в инвестициях в регион кластера, могут получить информацию о регионе в информационном центре туркластера и получить обратную связь без барьеров на основе малых потерь информации с высоким качеством ее передачи, а в результате инвестор может стать одним из участников туристского кластера. Кластеры будут способствовать появлению и росту инкубированных инновационных компаний. Благодаря кластеризации возрастают инвестиционные и инновационные возможности региона.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Рис. 3. Модель межрегионального/трансграничного кластера и интеграции регионов Fig. 3. Model of interregional/trans-border cluster and regional integration

Кластеры в приграничных регионах становятся особенно важными, поскольку они будет способствовать расширению доступа к знаниям, обмену знаниями, сотрудничеству и новаторскому подходу к развитию туризма и экономики всех соседствующих регионов в Восточном Средиземноморье.

Различные туристские кластеры, образующиеся на территории региона, будут склонны к совместной взаимодополняющей деятельности, а также к партнерству с другими отраслевыми кластерами. На этом этапе государственные органы обеспечивают сохранение туристских ресурсов территории и поддерживают инициативы развития туризма, предлагаемые бизнесом. При этом государство, исполняя роль посредника, помогает уменьшить информационную асимметрию и снизить транзакционные издержки, выступая гарантом исполнения обязательств бизнеса и принимая на себя часть рисков, участвуя непосредственно в проектах, формулируя и уточняя правила игры и пр. Роль государства должна варьироваться в зависимости от стадии жизненного цикла кластера, т.е. государственные методы регулирования не должны быть сосредоточены лишь на одном подходе.

Сформулированные стратегии носят выраженный продуктовый характер, т.е. в их основе лежит необходимость совершенствования предлагаемого совокупного турпродукта. Расширение спектра предлагаемых услуг возможно за счет многочисленных инноваций предприятий - участников кластера, например:

- в сфере гостиничного бизнеса путем совершен-

ствования классификации и структуры гостиниц, создания сетей кемпингов, мотелей и транснациональных гостиниц;

- в сфере общественного питания путем дальнейшего его развития и совершенствования структуры, развития специализированных национальных предприятий общественного питания, повышения культуры и качества обслуживания;

- в сфере транспортного обслуживания путем специализированных транспортных средств и предприятий, укрепления транспортной системы между государствами, повышения безопасности туристов;

- в сфере государственного нормативно-правового регулирования путем создания таможенного союза и зон свободной торговли, совершенствования и разработки современных специализированных правил и норм поведения всех предприятий, как участников кластера, так и ведомственных предприятий, дальнейшего совершенствования норм стандартизации, сертификации и унификации, лицензирования и т.д.

Особое значение отводится возможности объединения предприятий и учреждений региона, таких как туроператоры, турфирмы, гостиничные цепи, рекламные, транспортные компании, в дальнейшем, в организации единого регионального туристского комплекса (туркластер) и развития туристской индустрии. Поскольку туризм существенно зависит от уровня развития доступных видов транспорта, транспортных коммуникаций, различных услуг жизнеобеспечения и других компонентов туристского продукта, эти вопросы имеют

Specificity of trans-border tourism clusters in a post-conflict region

решающее значение для дальнейшего развития массового туризма, поскольку на современном этапе туризма и отдыха, питание и транспорт неразрывно связаны между собой. При этом скорость, удобства и комфорт, соотношение цены и качества являются основными элементами для достижения и сохранения доли рынка в условиях высокой конкуренции на туристском рынке, поэтому в регионе необходимо совершенствовать и в дальнейшем развивать материально-техническую базу туристской сферы, организацию и управление туристским комплексом всего региона. При этом вновь предлагаемый туристский продукт на рынке услуг должен соответствовать высокому качеству, быть экологически безопасным и ориентирован на широкий круг потребителей с разным уровнем доходов.

Объединение усилий в рамках кластерной стратегии межрегионального развития -- это полезное и благоприятное действие для расширения географии туристских поездок по всем видам туризма, сформирует более перспективные альтернативные направления, поможет не только сохранить, но и увеличить потоки туристов за счет повышения доступности и вариантности выбора более широкого круга ресурсов, увеличить срок пребывания туристов на территории региона, уменьшить таможенных формальностей и снизить других барьеров, которые позволили бы максимально сократить время и расходы на свободное движение туриста, и развить социально-культурные и экономико-политические отношений между государствами.

В условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции многие исследователи приходят к выводу, что кластер является генератором новых рабочих мест и единственным способом сохранения и развития малых предприятий [6, 7, 8]. Соответственно, развитие малого бизнеса способствует формированию и развитию среднего класса, который считается главным индикатором развития демократии, экономики и общества в целом. Кроме того, появление новых рабочих мест, означает свертывание социальных проблем

и отсутствие необходимости выплачивать пособия по безработице, т.е. сокращает сумму выплат из государственного бюджета, что способствует достижению устойчивого социально-экономического благосостояния.

Таким образом, формируется новой позитивный имидж региона и при совместном продвижении имиджа всего Восточного Средиземноморья как единого туристского объекта на международном уровне весь регион становится более привлекательным и интересным как для бизнеса/турбизнеса, туристов, так и для местного населения. В свою очередь эффективный брен-динг трансграничных регионов будет предопределять положительный имидж территорий, которые входят в регион, оказывать содействие их сотрудничеству, притока инвестиций, популяризации товаров и услуг, произведенных в регионе [9]. Это в конечном итоге позволит изменить роль и место каждого отдельного региона, причем не только в области туризма, но и в других народнохозяйственных отраслях, и приведет к значительному повышению конкурентоспособности региона в целом на международном уровне и качества жизни населения.

Международная практика говорит о том, что туризм может быстро оправиться после конфликта и новые инициативы могут привести к постконфликтному восстановлению, особенно при разработке проектов по совершенствованию инфраструктуры. В то же самое время необходимо открытие критического пространства для взаимодействия и развития, создание максимально благоприятных условий для бизнеса, эффективное включение и расширение прав и возможностей населения, обеспечение предпринимательские возможности для бедных слоев во избежание возникновения социальных причин, вызывающих конфликты.

Возможно, туризм будет играть не только экономическую, но и социально-политическую, внешнеэкономическую и мирную роль в преодолении конфликтов, постконфликтном реимиджировании и брендинге региона.

Литература

1. Тимози Д.Ж. Туризм и политические границы. Лондон: Рутледж, 2001. 240 с.

2. Тимози Д.Ж, Гоиа Ж.Б. Туризм как катализатор изменения границ и территориального суверенитета на международной границе. Текущие проблемы туризма, 2014. 17(1). С. 21-27.

3. Мирзаев Р. Региональный туризм: структура, принципы, вопросы развития. URL: http://www.silkroad.travel/ru/regional-tourism (дата обращения: 17.08.2017).

4. Тимози Д.Ж. Трансграничное партнерство в управлении турресурсами : международные парки вдоль границы между США и Канадой // Журнал устойчивого туризма. 1999. 7: 3-4, 182-205.

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

5. Кружалин В.И. Научные основы формирования туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно-частного партнерства // Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство: Межд. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2009. С. 308-316.

6. Маржлан С.Ж. Каньелз и Хенни А. Ромин «Кластеры МСП, приобретение технологических возможностей и развитие: концепции, практика и уроки политики», документ для 5-й конф-и ЮНИП, Вена, Австрия, 2001. 21 p.

7. Хамфри Дж. Возможности для МСП в развивающихся странах для модернизации в глобальной экономике. Опублик. в качестве рабочего документа СЕЕД, 2002. 25 p.

8. Хальдер Г. Как глобализация влияет на местные системы производства и знаний? Инструмент хирургического кластера Туттлингена, Германия, АеНФ. Доклад № 57, 2002. 55 p.

9. Тихомирова Е.Б. Трансграничный бренд: опыт европейских стран и Украины // Международный электронный научный журнал Studia Humanitatis. №3, 2015. URL: http://esnuir.eenu.edu.ua/bitstream/123456789/6849/3/tykhomyrova.pdf. (дата обращения: 29.01.2018).

References

1. Timothy D. J., Tourism and political boundaries. London: Routledge, 2001, 240 p.

2. Timothy D. J., Guia J., Berthet N., Tourism as a catalyst for changing boundaries and territorial sovereignty at an international border. Current issues in tourism, no. 17 (1), 2014, pp. 21-27.

3. Mirzaev R., Regional tourism: structure, principles, development issues. Zhurnal «Obshhestvennoe mnenie. Prava cheloveka», no. 1, 2009, pp.45 - 50. (In Russ.) Available at: http://www.silkroad.travel/ru/regional-tourism (Accessed on August 17, 2017).

4. Timothy D. J., Cross-border partnership in tourism resource management: International parks along the US-Canada border. Journal of sustainable tourism, no. 7:3-4, 1999, pp. 182-205.

5. Kruzhalin V.I., Scientific foundations of the formation of tourist and recreational clusters on the principles of public-private partnership. Sustainable Tourism Development: Strategic Initiatives and Partnership: proceedings of international scientific and practical Conference. Ulan-Ude, 2009, pp. 308-316. (In Russ.)

6. Marjolein C.J. Caniels, Henny A. Romijn, SME clusters, acquisition of technological capabilities and development: concepts, practice and policy lessons. Paper for the 5thEUNIP conference, Vienna, Austria, 2001, 21p.

7. Humphrey J., Opportunities for SMEs in developing countries to upgrade in a global economy. SEED Working Paper, 2002, 25p.

8. Halder G., How does globalisation affect local production and knowledge systems? The surgical instrument cluster of Tuttlingen, Germany. INEF, no. 57, 2002, 55p.

9. Tikhomirova E.B. Transboundary brand: European and Ukrainian experiences. International electronic scientific journal Studia Humanitatis, no. 3, 2015. ISSN: 2308-8079. (In Russ.) Available at: http://esnuir.eenu.edu.ua/bitstream/123456789/6849/3/tykhomyrova.pdf (Accessed on January 29, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.