Научная статья на тему 'Региональные особенности развития музейных учреждений стран мира'

Региональные особенности развития музейных учреждений стран мира Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1677
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МУЗЕЙНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ / ПРОФИЛЬ МУЗЕЕВ / РЕГИОНЫ МИРА / РАЗМЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ / ГЕОГРАФИЯ МУЗЕЕВ МИРА / MUSEUM INSTITUTION / LEVEL OF SECURITY OF MUSEUM INSTITUTIONS / PROFILE OF MUSEUMS / REGIONS OF THE WORLD / LOCATION OF MUSEUMS / GEOGRAPHY OF MUSEUMS OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гладкий Александр Витальевич, Скляров Александр Андреевич

Рост численности научных исследований в области теории и практики музейного дела в наше время обусловлен повышением интереса со стороны государственных органов, общественных и культурных организаций и отдельных граждан к проблемам поиска, восстановления, сохранения и систематизации культурно-исторического достояния, этнического и религиозного наследия, как собственного народа, так и других народов мира. Изучению теоретических и прикладных аспектов развития музейных учреждений стран мира посвящены труды многих ученых. Однако комплексного географического анализа региональных особенностей развития музейных учреждений мира по отдельным континентам, странам и регионам еще детально не проводилось. Именно поэтому объектом данного исследования является музейные учреждения различных регионов мира, а предметом региональные особенности их формирования и развития, локализация и уровень обеспеченности музейными учреждениями стран мира. Целью исследования является региональный анализ современного развития музейных учреждений мира. В работе поставлена конкретная задача: проанализировать особенности распределения музейных заведений мира по отдельным странам, регионам, континентам, а также исследовать особенности обеспеченности музейными учреждениями стран мира, определить основные пропорции и соотношения численности музеев различного типа и профиля в отдельных странах и регионах мира и разработать рекомендации по оптимизации развития в них музейного дела. Источником данных для подготовки статьи стали статистические бюллетени ЮНЕСКО. В работе использованы статистические, аналитические, сравнительно-географические, описательные, литературные, картографические методы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PECULIARITIES OF WORLD MUSEUM INSTITUTIONS DEVELOPMENT

The growth of the number of scientific investigations in the field of theory and practice of museum development in our time is closely connected with increasing interest of state authorities, public and cultural organizations as well as of individual citizens in the problems of researching, restoration, preservation and systematization of cultural and historical heritage, ethnic and religious heritage belonging to native people and to other nations all over the world. There are different investigations of many scientists devoted to the study of theoretical and applied aspects of museum institutions development all over the world. However, there is not a comprehensive geographical analysis of the regional development features of the world's museum institutions across individual continents, countries and regions. That is why the article is focused on the museum institutions of different regions all over the world, namely on the regional peculiarities of their formation and development, localization and the level of provision of museum institutions around the world. The purpose of the study is a regional analysis of the modern development of museum institutions all over the world in the frames of different countries, regions, continents. The article deals with a specific problem: to analyze the peculiarities of museum institutions distribution all over the world in the frames of different countries, regions and continents, as well as to study the peculiarities of museums ratio per 100.000 people, to determine the main proportions and the ratio of different types and profiles of museums in the frames of countries and regions and to develop recommendations for optimization of museum institution development. This article is based on the UNESCO's statistical bulletins. The statistical, analytical, comparative-geographical, descriptive, literary, cartographic methods of investigations are used in this work.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности развития музейных учреждений стран мира»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА

REGIONAL ISSUES OF TOURISM SERVICE ГЛАДКИЙ Александр Витальевич3 УДК 069:913(100):338.48

СКЛЯРОВ Александр Андреевич6 DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10105

аКиевский национальный торгово-экономический университет (Киев, Украина); Национальная академия туризма (Москва, РФ); доктор географических наук, профессор; e-mail: [email protected];

бКиевский национальный университет имени Тараса Шевченко; магистрант; e-mail: [email protected]

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТРАН МИРА

Рост численности научных исследований в области теории и практики музейного дела в наше время обусловлен повышением интереса со стороны государственных органов, общественных и культурных организаций и отдельных граждан к проблемам поиска, восстановления, сохранения и систематизации культурно-исторического достояния, этнического и религиозного наследия как собственного народа, так и других народов мира. Изучению теоретических и прикладных аспектов развития музейных учреждений стран мира посвящены труды многих ученых. Однако комплексного географического анализа региональных особенностей развития музейных учреждений мира по отдельным континентам, странам и регионам еще детально не проводилось. Именно поэтому объектом данного исследования является музейные учреждения различных регионов мира, а предметом - региональные особенности их формирования и развития, локализация и уровень обеспеченности музейными учреждениями стран мира. Целью исследования является региональный анализ современного развития музейных учреждений мира. В работе поставлена конкретная задача: проанализировать особенности распределения музейных заведений мира по отдельным странам, регионам, континентам, а также исследовать особенности обеспеченности музейными учреждениями стран мира, определить основные пропорции и соотношения численности музеев различного типа и профиля в отдельных странах и регионах мира и разработать рекомендации по оптимизации развития в них музейного дела. Источником данных для подготовки статьи стали статистические бюллетени ЮНЕСКО. В работе использованы статистические, аналитические, сравнительно-географические, описательные, литературные, картографические методы исследования.

Ключевые слова: музейное учреждение, уровень обеспеченности музейными учреждениями, профиль музеев, регионы мира, размещение музеев, география музеев мира.

Сейчас, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается около 38 000 музеев. Около двух третей из них приходится на европейский регион (примерно 24 000), который по праву получил статус мировой музейной сокровищницы. На других континентах количество музейных учреждений заметно меньше. Так, в Северной Америке насчитывается более 6000 музеев (основное их количество приходится на США), в Южной Америке -почти 1500, в Азии - 4000 (прежде всего за счёт Китая, Японии и Индии), в Австралии и Океании - 2000, а в Африке - всего 411 музеев. Как видно, в мире чётко прослеживается

тенденция, при которой музейное дело получило наибольшее развитие в очагах зарождения цивилизации (в Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в континентальной Азии), в государствах, которые накопили музейные ценности путём ведения в прошлом захватнических войн (некоторые страны Западной Европы), а также в других развитых постиндустриальных странах мира (США, Япония) (рис. 11).

1 Здесь и далее все картосхемы составлены

авторами при помощи программы MapInfo Professional 12.0 на основе источника: UNESCO.

Statistical Bulletin. New York, 2015. 579 p.

В каждой части мира сложились свои уникальные условия для развития музейного дела. Наиболее благоприятными они были в Европе, где сформировались эллинская, античная и средневековая цивилизации, происходили опустошительные военные походы на север Африки, Малую Азию и Центральную Америку. Именно поэтому европейские музеи имеют богатые собрания экспонатов древних цивилизаций Древнего Востока и Средиземноморья, индейских племен Андского горного хребта, Панамского перешейка и Юкатана, а также собственно европейские произведения искусства, архитектуры, скульптуры и графики. В Европе преобладают музеи исторического и художественного профиля, собранные преимущественно на основе коллекций монархов, монастырей, духовных братств и академий. Количество музеев технического профиля незначительно, таковые преимущественно размещаются в Германии, Нидерландах, Великобритании. Многие заведения посвящены отдельным личностям, выдающимся писателям, деятелям культуры и искусства [2, 10].

Музеи стран Азии отличаются от европейских более глубоким историко-культурным и религиозным содержанием, основанным на духовной культуре Востока. Их подавляющее большинство посвящено традиционным (на юге и востоке) и христианским (в Малой Азии) верованиям и расположено в бывших храмах, мечетях и монастырях. Духовные сокровища Азии представлены в экспозициях старинных христианских, иудейских, мусульманских, санскритских, синтоистских и буддийских библиотек, культовых сооружений и хранилищах религиозных реликвий. Немного естественнонаучных и научно-технических музеев, их основное количество находится в Японии и частично в Китае [13, 14, 18].

В азиатских государствах бывшего Советского Союза сохранилось значительное количество музеев военной и революционной истории, которые сейчас меняют свой профиль. Характерной особенностью азиатского региона является то, что в нем представлено незначительное количество мемориальных музеев, посвящённых вы-

дающимся деятелям истории и личностям. Однако небольшое количество музеев подобного профиля пользуется огромным спросом среди жителей страны. Преобладают музеи политических лидеров (Китай) [18], духовных вождей (Индия), военных предводителей (Монголия, Ирак, Афганистан).

Североамериканские музеи отличаются высоким уровнем современности экспозиций. Сформированы на основе бывших промышленных выставок, они предлагают посетителям ознакомиться с развитием и современным могуществом различных промышленных предприятий и корпораций, освещая преимущественно только коммерческую сторону дела. По сути, североамериканские музеи напоминают выставки исторических и современных образцов техники и оборудования, открытые в рекламных или коммерческих целях [15]. Это - высокотехнологичный конгломерат, призванный захватывать и поражать посетителей неординарностью подхода и ультрасовременным оборудованием. Исторических музеев на континенте мало, поскольку широкомасштабное освоение этих земель европейцами началось лишь в XVN-XVNI вв. Так, можно встретить музеи, посвященные событиям Гражданской войны Севера и Юга (1861-1865 гг.), а также музеи истории колонизации Америки (с экспозициями быта и жизни индейских племен) [17]. Есть также музеи исторических личностей, однако, это не люди науки или искусства, а, прежде всего, политические деятели и предприниматели [1, 3].

Музеи Южной Америки, в отличие от Северной, в основном исторические и историко-архитектурные. В государствах Андской гряды расположено значительное количество музеев истории и быта индейских племен, а в Бразилии, Аргентине, Венесуэле - музеи истории открытия и колонизации Америки. Отдельные музеи технического профиля размещаются в Бразилии, преимущественно на основе экспозиций действующих там транснациональных корпораций. Также на континенте много музеев религиозного содержания (как католического, так и местного нехри-

О

[Российская Федерация!

Великобритания

-j-Франция^

Испания

Казахстан

кранна I

Монголия

'Япония

Китай

JIhiïh:

'Алжир

Египет

Мексика

Саудовская Аравия

Индия

-Таиланд

Колумбия

Габон

Ьразили.

Йггмил

Воливия

ДанияI

Нплср,тоидЫ|

встал и я

►гентин;

¡Чехия,

]Болгярин

|Hiajrn»|

Порту гаи 1

Канада

Обеспеченность

iniUJIil

шбабве-. * 1 ■

Новая Зеландия

4 эсс

2 450

ЕВРОПА

музеями —Ангола

на 100 тыс. чел.

Зимбабве' ■ наивысшая (72) • ;

□ высокая (33) П средняя (21)

□ низкая (S3) Численность музеев,

. it столица государства

страны, которые не входят в решен исследования

Рис. 1 - Обеспеченность музейными учреждениями стран мира и Европы по данным UNESCO (2015)

Fig. 1 - Provision of museum institutions in the countries of the world and Europe according to UNESCO (2015)

О

H

■о

> > >

>

>

m

75 О Q

X >

тз

О

75

>

>

m

75 О Q

X >

тз >

x >

тз о о

стианского направления), есть заведения, которые экспонируют произведения европейского искусства (Испании, Португалии и др.) [16], вывезенные в Америку во время колонизации. Есть также музеи отдельных личностей, связанных преимущественно с европейским этапом развития континента [4, 7].

Музеи Австралии и Океании имеют довольно однородный профиль. Почти все они посвящены истории европейского открытия и исследования земель, а также личностям первооткрывателей и мореплавателей. Однако небольшую часть составляют музеи местного быта и культуры, природного наследия и минеральных богатств. Хотя количество музеев Океании довольно значительно (около 2 тыс.), однако сведения об их фондах и профильных направлениях очень разрозненные и неполные [13].

Музеи Африки очень немногочисленны. На этом континенте чаще всего встречаются страны, которые имеют всего лишь один музей. Исторически сложилось так, что все музеи Африки четко распределены в пределах континента по своему профилю. Пределом распределения стал естественный барьер - пустыня Сахара, севернее которой находилась известная римлянам и европейцам земля, а южнее - тропики, территории, непригодные для существования человека в древнегреческом представлении. К северу от Сахары расположены музеи древнеегипетской цивилизации, истории эллинского периода развития, римской колонизации и более позднего мусульманского Магри-ба. К югу от Сахары находятся преимущественно музеи фетишей, тотемных верований или колониальные музеи бывших метрополий (Франции, Великобритании, Португалии). Характерной особенностью Африки является наличие значительного количества музеев, посвященных независимости отдельных стран и этапам борьбы за нее. Наиболее характерно для южной и центральной части континента. В Африке очень мало мемориальных и технических музеев, музеев религии (кроме мусульманского севера). Однако распространены музеи-выставки драгоценностей и драгоценных минералов [9].

Музеи Европы занимают наиболее видное место в мире. Как уже отмечалось, их количество составляет более 60% всех музеев мира, они сосредотачивают множество материальных ценностей древнего Египта, Греции и Рима, большое собрание мировой классики европейского изобразительного искусства, архитектуры, науки, техники. Однако общее количество музеев в отдельных странах Европы довольно разное. Больше музейных учреждений размещено в Германии и Великобритании(более 4000), несколько меньше их в Италии (3,5 тыс.), России (1478), Франции (1300) и Испании (1054 заведения). Малые страны Европы имеют в среднем от 200 до 700 музеев, наибольшее их количество среди государств этой группы в Нидерландах (732), Австрии (712), Швейцарии (776) и др. Малые страны Европы и «страны-карлики» имеют, соответственно, небольшое количество музеев. Так, в Лихтенштейне их 5, в Монако и Андорре - 6, в Сан-Марино - 7, в Люксембурге и Гибралтаре - по одному музею. Следует отметить, что большое количество музейных учреждений характерно не только для высокоразвитых европейских стран, но также для государств бывшего СССР [1, 8]. Музейное дело на постсоветском пространстве было одной из приоритетных отраслей культуры, поэтому роль этих стран в мировом музейном наследии весьма значительна. Именно поэтому Российская Федерация занимает видное место среди стран Европы по общему количеству музеев (более 1478 ед.). Этот показатель находится на уровне с такими странами, как Франция, Испания, Италия [5].

Согласно данным ЮНЕСКО, в среднем за год Эйфелеву башню посещают 6 млн чел., Британский музей - 4 млн; музей Эрмитаж - 4 млн; музей Орсэ - 4 млн; Лувр - 3 млн; дворец Версаль - 2 млн. В последнее время на двух музейных объектах зафиксировано рекордное количество посетителей в мире. Это - Центр современного искусства им. Ж. Помпиду (Париж) - 6,3 млн чел. и Британский музей (Лондон) - 7 млн чел. Однако по уровню обеспеченности населения музеями в расчете на 100 тыс. чел. в европейских странах наблюдается в корне иная картина.

Самый высокий уровень обеспеченности музеями имеют «страны-карлики» и другие страны с незначительным количеством населения (Сан-Марино, Исландия, Монако, Лихтенштейн, Андорра, Норвегия), а также развитые страны и страны с давними традициями коллекционирования (Швейцария, Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Дания, Венгрия).

Очень качественно неоднородной является группа стран с высоким уровнем обеспеченности музеями. Ее представляют страны разного социально-экономического типа, имеющих как значительное количество музейных учреждений, так и небольшое население (Финляндия, Нидерланды, Португалия, Гибралтар, Мальта, Кипр, Хорватия, Словения, Латвия и др.) [11, 12].

Средний уровень обеспеченности музеями вследствие значительного количества жителей во Франции, Испании, Греции, Чехии, Болгарии, Румынии. Музеи этих стран широко известны во всем мире, их посещает ежегодно значительное количество туристов из других государств Европы, Америки, Азии. Первые три из них составляют основу европейской музейной сокровищницы.

Низкий уровень обеспеченности музеями характерен для Ирландии, Югославии, Польши, Словакии, Литвы, Беларуси и др. Большинство из них, за исключением Ирландии, принадлежали к государствам социалистического лагеря, что наложило отпечаток на особенности развития у них музейного дела.

Самый низкий в Европе уровень обеспеченности музеями на 100 тыс. жителей в Российской Федерации, Украине, Боснии и Герцеговине. В этих государствах на 100 тыс. жителей приходится менее одного музея. Усилия органов власти, общественных культурных организаций, меценатов и отдельных граждан должны быть направлены на сохранение и восстановление культурно-исторического наследия этих стран, на формирование новых тенденций развития культурно-образовательной среды музейного дела и обеспечения полноценного и свободного доступа людей к

музейным учреждениям во всех регионах страны.

Музеи Азии по праву принадлежат к образцам всемирного культурного наследия. Они содержат уникальные в историческом отношении памятники богатой и до сих пор малоизвестной восточной мысли, религии и философии, архитектуры, книгопечатания, искусства. В их фондах хранятся не только бесконечные материальные богатства Востока, но, прежде всего, несравненная по своей красоте полная духовности традиционная культура азиатских государств [3, 6].

Поэтому самыми «музейными» государствами Азии выступают очаги древних цивилизаций, возникшие в глубокой древности и накопившие большое количество памятников истории и искусства. Так, в Китае сейчас функционирует более тысячи музеев, в Японии - 762, в Индии - 462, в Турции, Таиланде, Казахстане и Корее -около 180-ти, в Израиле, Индонезии, Азербайджане - около сотни. Те государства, которые не имеют собственной богатой истории и не были центрами древних цивилизаций, содержат довольно незначительное количество музеев. К таким странам относятся: Мьянма, Бутан, Пакистан, страны Индокитая, а также некоторые государства востока Аравийского полуострова. Также в Азии довольно много стран, имеющих всего лишь один музей. Это: Йемен, Тайвань, Мальдивы и Бутан. Некоторое исключение из общего правила составляют страны Центральной Азии и Закавказья (рис. 2).

Музейное дело в них получило значительное развитие во времена существования СССР, когда оно имело приоритетное значение для развития сферы культуры и искусства. Поэтому указанные выше страны получили повышенные показатели количества музеев по сравнению с другими азиатскими государствами второго типа. Государства Центральной Азии и Закавказья сохраняют абсолютное лидерство по показателю уровня обеспеченности населения музейными учреждениями. Так, по количеству музеев на 100 тыс. чел. в Азии лидируют Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, а также некоторые, богатые историей

и религиозными событиями, государства Малой Азии: Израиль, Ливан, Бруней, Бахрейн. Средний уровень обеспеченности музеями характерен для государств, имеющих определённый уровень развития, однако остававшихся преимущественно в стороне азиатских цивилизационных процессов: Грузия, Иордания, Монголия, Корея, Лаос, Таиланд, Малайзия, Оман, ОАЭ, Сирия и др. Из этой группы несколько выделяются Япония и Турция. Они обладают значительным количеством музейных учреждений (762 и 184 соответственно), однако в силу значительного количества населения этих государств уровень обеспе-ченностиостаётсяневысоким [6, 13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкие показатели обеспеченности музеями на 100 тыс. чел. присущи наиболее заселённым странам, где количество жителей приближается или превышает миллиард (Китай, Индия), а также ряду бедных и недостаточно развитых в культурном отношении стран: Саудовская Аравия, Иран, Афганистан, Бангладеш, Филиппины, Индонезия.

Некоторые из этих государств имеют достаточно высокий уровень ВВП благода-

ря нефтедобыче (Саудовская Аравия, Иран) или деятельности зарубежных ТНК (Индонезия), однако уровень развития системы учреждений культуры и искусства остается в них довольно низким. Что касается первого случая, то показателен пример Китая. Занимая первое место в Азии по общему количеству музеев (1085), он занимает последние позиции уровня обеспеченности ими жителей страны. Минимальные показатели обеспеченности музеями присущи беднейшим государствам Азии: Йемен, Пакистан, Непал, Бангладеш, Мьянма, Вьет-нам,Шри-Ланка[9,10].

Азиатский континент имеет многочисленные уникальные города, которые по праву названы музеями под открытым небом: Сана, Старый город (Йемен), Дамаск (Сирия), Стамбул (Турция), Самарканд (Узбекистан), Исфахан (Иран), Багдад (Ирак), Лахор (Пакистан), Гоа (Индия), Махабали-пурам (Индия), Катманду (Непал), храмовый комплекс Боробудур (Индонезия) и другие.

Музеи Африки. Африканский континент остается и до сих пор наиболее бедным регионом по количеству музеев. Не-

^Пакнстан

ч H

Обеспеченность Количество музеев, ед, музеями i 500

на 100 тыс. -у

Непал

Бангладеш

Wêw л

■Нг Мьянма • ДДа-ху 0

. Вьетнам

- IF

высокая средняя

ПИЗОЙ

12 самая низкая

Филиппины

Рис. 2 — Обеспеченность музейными учреждениями стран Азии по данным UNESCO (2015)

Fig. 2 — The provision of museum institutions in Asia according to UNESCO (2015)

Ь - —; п^ 1

Рис. 3 - Обеспеченность музейными учреждениями стран Африки по данным UNESCO (2015)

Fig.3- The provision of museum institutions in Africa according to UNESCO (2015)

смотря на то, что он обладает уникальным природным наследием и богат на исторические события и личности, его богатства не сохраняются на государственном уровне и остаются почти неизвестными для туристов. Однако именно в Африке (а также в Океании) были найдены чуть ли не первые собрания предметов культа и быта древних народов, которые, по мнению археологов, имели музейное назначения [2, 4, 10].

Как уже отмечалось, в культурном отношении страны Африки можно разделить на два региона. В северной части континента, так называемом Арабском Магрибе, преобладают музейные учреждения, основанные на событиях эллинской и древнеегипетской истории, а также на эпохе римского владычества. Эти страны довольно богатые музеями, наибольшее их количество в Африке находится именно здесь, в Египте (50), Тунисе (35), Алжире (32), Ливии (26), Марокко (15). Все они привлекают значительное количество европейских туристов благодаря относительной непродолжительности путешествия, ценовой доступности и надлежащим сер-

висом (Египет). К югу от Сахары, которая служит естественной границей между различными культурными регионами Африки, находятся самые бедные страны мира. Количество музеев во многих из них ограничивается несколькими. Самая высокая она в единственной развитой стране континента - Южно-Африканской Республике (более 30). Высокие показатели также имеют Нигерия (12), Замбия (10), Камерун (12), Зимбабве (18), Сьерра-Леоне (19) и др. Однако большинство государств ограничивается показателем 5-7 музеев. В этой части континента довольно много стран, имеющих только один музей: Экваториальная Гвинея, Свазиленд, Сан-Томе и Принсипи, Гамбия, Гвинея-Бисау, Лесото, Намибия, Ботсвана, Руанда, Эфиопия, Сомали, Кот д'Ивуар. Есть и территории, где нет ни одного музея (Западная Сахара, Коморские острова).

Если рассмотреть уровень обеспеченности музеями на 100 тыс. чел., то этот показатель в Африке будет зависеть в основном не от уровня развития сферы культуры, а, прежде всего, от количества населения страны. Так, первые места получили мелкие

государства Африки, население которых составляет лишь десятки тысяч человек. Это Джибути и Сейшелы. Кроме того, первые позиции по уровню обеспеченности занимают довольно небольшие по территории и числу жителей Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, ряд развитых государств Магри-ба (Ливия, Тунис, Мавритания), а также Центрально-африканская республика, Габон, Того, Экваториальная Гвинея и др. Средние показатели обеспеченности музеями сложились в странах, богатых собственной историей. Это Алжир, Ангола, Эритрея, Зимбабве, Замбия, Гвинея. Большинство из них, кроме Гвинеи и Эритреи, обладают значительными музейными фондами, что и обусловило довольно высокий статус этих государств в культурной жизни Африки. Низкие показатели обеспеченности музеями имеют государства со значительной численностью населения (ЮАР, Намибия, Ботсвана, Танзания, Мозамбик, Мадагаскар), а также бедные страны региона (Чад, Нигер, Мали, Гана, Сенегал). И, наконец, минимальная обеспеченность музейными учреждениями присуща бедным странам Сахары и востока Африки: Эфиопии, Судану, Сомали, Кении, Дем. Респ. Конго, Уганде, Нигерии, Западной Сахаре (рис. 3). Эти государства значительно отстают в развитии социального комплекса из-за постоянных военных конфликтов, голода и бедности.

Музеи Северной и Центральной Америки. Особенностью континента является, прежде всего, то, что подавляющее большинство его территории и населения находятся в составе всего трех государств: США, Канады и Мексики. Остальные страны, которые расположены в Центральной Америке, занимают довольно небольшую территорию на Панамском перешейке или вообще являются островными. Поэтому не случайно, что две из трех крупнейших стран имеют соответственно и наибольшее количество музеев. В Соединённых Штатах Америки и Канаде вместе находится 94% всех музеев Северной и Центральной Америки. Их численность в США превышает 4600, а в Канаде составляет 1342. Однако Мексика, в отличие от своих соседей, имеет довольно незначительное количество музейных учреждений (14). Это объясняется тем, что

она относится к странам, которые развиваются, и не имеет достаточных ресурсов для соответствующего развития социального комплекса. Поэтому третьей страной Северной и Центральной Америки по количеству музеев является Куба (216). Это вполне понятно, учитывая социалистический путь развития страны, при котором обеспечивается широкая государственная поддержка развития различных учреждений культуры и искусства. Также значительное количество музеев сформировалось в следующих государствах: Коста-Рика (38), Сальвадор (20), Панама (11), Гватемала (18). Однако большинство государств Вест-Индии имеют очень незначительное количество музеев, не превышая 6-7. К ним относятся Гаити, Ямайка, Никарагуа, Гондурас, Барбадос, Багамы, Антигуа и Барбуда, Сент-Люсия и т.д. Есть в Северной и Центральной Америке государства, имеющие только один музей: Пуэрто-Рико, Мартиника, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис. Есть и такие страны, которые не имеют музеев: Аруба, Бермуды, Каймановы острова, Доминика и т.д. [3, 9, 13].

Итак, музеи Северной и Центральной Америки расположены преимущественно на материковых территориях, исторически заселенных индейцами майя и другими племенами больших прерий и равнин. Это и обу-словило их профиль в Канаде и Мексике. Музеи США имеют гораздо более широкий спектр, они охватывают различные пласты цивилизации от древних времен до индейской культуры и наших дней, современного постиндустриального общества. Кроме музейных заведений технического профиля, которые сформировались на основе бывших промышленных выставок, США обладают также уникальными музеями художественного направления. Среди них всемирно известные Бостонский музей изящных искусств, Филадельфийский музей искусства, музей Гуггенхейма, Метрополитен-музей, Национальная галерея искусств и т.д. [4, 9].

В соответствии с распределением музеев, с их количеством в отдельных странах Северной и Центральной Америки, меняется и уровень обеспеченности ими на 100 тыс. чел. Так, самый высокий он в Соеди-

ненных Штатах, Канаде, на Кубе, а также в небольших по численности населения государствах (Коста-Рика, Белиз, Панама, Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос) [9, 13]. Средний уровень обеспеченности музеями на 100 тыс. чел. присущ слаборазвитым государствам Панамского перешейка (Гондурас, Никарагуа, Гватемала), а также Ямайке и Гаити. Эти страны не в состоянии содержать значительное количество учреждений культуры вследствие экономической отсталости. Самый низкий уровень обеспеченности музеями сложился на Антильских островах Карибского моря. Малые государства Сент-Китс и Невис, Барбадос, Доминика, Аруба почти не уделяют внимания развитию музейного дела. Однако минимальные показатели обеспеченности музеями получила также и Мексика. Действительно, 14 музеев на более чем восьмидесятимиллионное население страны - это очень незначительный показатель. Так, ситуация в стране, на территории которой существовали мощные древние цивилизации, красотой и величием которых увлекаются в наше время археологи и туристы, совсем недопустима. Мексика должна создать эффективную программу развития музейного дела и улучшить работу музейных учреждений.

Музеи Южной Америки. Страны Южной Америки относятся к региону, который недостаточно обеспечен музейными учреждениями. На его территории находится всего 1340 музеев. Этот показатель гораздо меньше, чем в других регионах мира, кроме Африки. Итак, Южная Америка занимает по количеству музеев предпоследнее место среди континентов [7, 10]. Как и на североамериканском континенте, наибольшее количество музеев здесь имеют государства со значительными территориями и численностью населения. В Бразилии, например, функционирует 778 музеев, в Аргентине - 230, в Венесуэле - 165. Эти страны по праву считаются лидерами континента, поэтому развитие социального комплекса и музейное дело поставлены в них на высоком уровне. Остальные страны имеют меньше сотни музейных заведений. Среди них выделяются: Колумбия (74), Чили (26), Эквадор (15), Перу (12), Уругвай

(11). На территории этих стран были найдены селения древнего племени инков, копи серебра и старинные пещеры с рисунками доисторического человека, которые имеют исключительный музейный интерес. В остальных странах находится лишь 1-2 музея. Это Суринам, Гайана, Французская Гвиана, Тринидад и Тобаго, Фолклендские (Мальвинские) острова. Низкий уровень социально-экономического развития обуславливает незначительное внимание этих государств к развитию сферы культуры и, в частности, музейного дела.

В Южной Америке преобладают музеи исторического, этнографического и естественного профиля. Первые из них посвящены преимущественно истории открытия и колонизации Америки, вторые -индейским племенам, особенно Андской гряды, третьи - богатому природному наследию Америки, ее минеральным, лесным, водным ресурсам [1, 3, 10].

Если рассмотреть уровень обеспеченности музеями стран Южной Америки в расчете на 100 тыс. жителей, то самые высокие показатели будут, конечно, иметь страны с наименьшим населением: Суринам и Французская Гвиана. Однако музеи этих стран не имеют международного значения и рассчитаны преимущественно на местных посетителей. На втором месте находятся Бразилия, Аргентина, Парагвай и Венесуэла. Эти государства удерживают лидерство благодаря широкой известности своих музейных учреждений, а также за уникальность и ценность их фондов и экспонатов. На среднем уровне находятся Колумбия, Уругвай и Гайана. Несмотря на то, что первые две страны имеют сравнительно значительное количество музейных учреждений, в расчете на 100 тыс. чел. населения, уровень их обеспеченности все же недостаточен. Минимальный уровень обеспеченности музеями имеют наиболее отсталые страны: Чили, Эквадор, Боливия, Перу, Тринидад и Тобаго. Уровень развития этих государств пока не позволяет им удерживать значительные музейные экспозиции.

Музеи Австралии и Океании. Страны Океании относятся к крайне специ-фиче-скому региону мира. В нем сформировались лишь два очень ярких лидера -

Австралия и Новая Зеландия. Остальные страны очень незначительны по своей территории и численности населения. Поэтому лидерство двух перечисленных стран сильно контрастирует на фоне других стран Океании. И действительно, в одной только Австралии находится 1893 музейных учреждения. Это больше, чем во всех странах Южной Америки вместе взятых. Именно благодаря Австралии и, частично, Новой Зеландии, Океания оказалась на четвертом месте среди других регионов мира по показателю количества музеев. Однако в других странах Океании музейных заведений очень мало. Только Новая Зеландия отличается большим их количеством (98), а также среди островных стран региона, Новая Каледония насчитывает на своей территории 4 музея. Остальные страны имеют лишь по одному музею (Фиджи, Соломоновы острова, Западное Самоа, Вануату, Микронезия, Ниуэ), либо не имеют их вообще (Папуа-Новая Гвинея, Палау, Тувалу, Тонга, Науру, Северные Марианские острова, Маршалловы Острова, Кирибати, Гуам, Французская Полинезия, Острова Кука). Однако следует отметить, что Океания имеет давние традиции коллекционирования. Так, по результатам последних археологических раскопок, именно в Океании найдены чуть ли не первые в мире собрания предметов религиозного культа, оружия, посуды, которые, по мнению ученых, имеют музейное значение [4, 13].

В регионе сформировались преимущественно три типа музейных учреждений. Во-первых, это колониальные музеи, включающие экспозиции по истории открытия и освоения Австралии и Океании, которые также содержат собрание образцов европейского искусства и были привезены колонистами. Во-вторых, это музеи культуры и быта местных туземцев, которые сформировались преимущественно на основе частных коллекций. И, наконец, в-третьих, это естественные музеи, рассказывающие об эндемичных растениях и животных Австралии и Океании.

Если рассмотреть уровень обеспечения стран Океании музеями в расчете на 100 тыс. чел., то сразу заметно резкое преобладание Австралии, Новой Зеландии и Но-

вой Каледонии. Однако Австралия далеко опередила своих соседей. У нее на 100 тыс. жителей приходится 10,7 музеев, тогда как в других государствах, перечисленных выше -только, соответственно, 2,8 и 2,4 музея. Вторую позицию занимают островные страны, имеющие более одного музея. В частности, это Микронезия, Вануату, Западное Самоа, Соломоновы острова и Фиджи. И, наконец, к наименее обеспеченным музеями странам региона относятся государства, имеющие только один музей или вообще ни одного. Музеи Океании остаются до сих пор малоизвестными. Уровень их посещаемости иностранными туристами очень низкий. По сути, международное значение имеют лишь несколько музеев Австралии и Новой Зеландии, однако даже о них сведения неполные и довольно скудные.

Выводы и перспективы дальнейших исследований Таким образом, проведенный региональный анализ развития музейных учреждений стран мира выявил существенные диспропорции размещения и функционирования музеев как в отраслевом, так и в территориальном аспектах. Фактически, максимальная концентрация музейных заведений наблюдается в странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, на североамериканском континенте. Остальные государства и регионы мира характеризуются недостаточным количеством музейных учреждений и низким уровнем обеспеченности музеями в расчете на 100 тыс. жителей. Всемирные организации под эгидой ООН, занимающиеся сохранением и восстановлением природного, культурно-исторического и национально-этнического наследия, должны обратить дополнительное внимание на оптимизацию выявленных диспропорций, а также на формирование новых перспективных тенденций по развитию музейного туризма в регионах-лидерах по показателям обеспеченности музейными учреждениями. Как видно из материалов нашего исследования, музейный туризм имеет значительный нереализованный институциональный, ресурсный и инфраструктурный потенциал для повышения показателей своего развития и оптимизации туристических потоков между отдельными странами и регионами мира.

Список источников:

1. Игнатьева В.Н. Музееведение. Советские музеи. М.: Культура, 1968. 64 с.

2. Левыкин К.Г. Музееведение. М.: Высшая шк., 1988. 430 с.

3. Лысикова О.В. Музеи мира. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2001. 112 с.

4. Величайшие музеи мира / Сост. А.Ю. Низовский. М.: Вече, 2008. 397 с.

5. Музейное дело России / М.Е. Каулен (отв. ред.). М.: ВК, 2005. 615 с.

6. Никишин Н.А. Музееведение. М.: Сов. худ., 1989. 224 с.

7. Основы музееведения / Э.А. Шулепова (отв. ред.). М.: Едиториал УРСС, 2005. 502 с.

8. Сагынгали А.С. Актуальная тема: музеи постсоветского пространства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. №2. С. 40-45.

9. Сто великих музеев мира: Справочник / Автор-сост. Н.А. Ионина. М.: Вече, 1999. 512 с.

10. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. М.: Высшая шк., 2005. 183 с.

11. Шпарага Т.1., 1ванюта 1.В. Оргаызащя музейно!' справи у Францп та и досвщ для Укра!'ни // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2014. Т.10. Вып. 2. С. 548-552.

12. Шпарага Т.1. Музе!: еволю^я вщ колекцп до туристично! фiрми // Репональний розвиток Укра'ни: проблеми та перспективи: тези Ill Мiжнар. наук.-практ. конф. К.: КНЕУ, 2015. С. 219-222.

13. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академ. Проект, 2003. 560 с.

14. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Русское слово, 2003. 532 с.

15. Babian S. CSTM: A History of the Canada Science and Technology Museum. 2012. P. 42-45.

16. Findlen P. Possessing Nature: Museums, Collecting, and Scientific Culture in Early Modern Italy. Berkeley, Los Angeles: Regents of the University of California, 1994. 246 p.

17. Lonetree A. Decolonizing Museums: Representing Native America in National and Tribal Museums. Chapel Hill: University of North Carolina, 2012.

18. ^ang W.-C. A cross-cultural perspective on musealization: the museum's reception by China and Japan in the second half of the nineteenth century // Museum and Society. 2012. Vol. 10. No.1. Pp. 15-27.

Alexander V. GLADKEY", Oleksandr A. SKLIAROVb

аKiev National University of Trade and Economics (Kiev, Ukraine);

PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; e-mail: [email protected];

bTaras Shevchenko National University of Kiev (Kiev, Ukraine); Master's Degree Student;

e-mail: [email protected]

REGIONAL PECULIARITIES OF WORLD MUSEUM INSTITUTIONS DEVELOPMENT

The growth of the number of scientific investigations in the field of theory and practice of museum development in our time is closely connected with increasing interest of state authorities, public and cultural organizations as well as of individual citizens in the problems of researching, restoration, preservation and systematization of cultural and historical heritage, ethnic and religious heritage belonging to native people and to other nations all over the world. There are different investigations of many scientists devoted to the study of theoretical and applied aspects of museum institutions development all over the world.

However, there is not a comprehensive geographical analysis of the regional development features of the world's museum institutions across individual continents, countries and regions. That is why the article is focused on the museum institutions of different regions all over the world, namely on the regional peculiarities of their formation and development, localization and the level of provision of museum institutions around the world. The purpose of the study is a regional analysis of the modern development of museum institutions all over the world in the frames of different countries, regions, continents.

The article deals with a specific problem: to analyze the peculiarities of museum institutions distribution all over the world in the frames of different countries, regions and continents, as well as to study the peculiarities of museums ratio per 100.000 people, to determine the main proportions and the ratio of different types and profiles of museums in the frames of countries and regions and to develop recommendations for optimization of museum institution development. This article is based on the UNESCO's statistical bulletins. The statistical, analytical, comparative-geographical, descriptive, literary, cartographic methods of investigations are used in this

Keywords: museum institution, level of security of museum institutions, profile of museums, regions of the world, location of museums, geography of museums of the world.

References

1. Ignatieva, V. N. (1968). Muzeevedenie. Sovetskie muzei [Museology. Soviet museums]. Moscow: Kul'tura. (In Russ.).

2. Levykin, K. G. (1988). Muzeevedenie [Museology]. Moscow: High school. (In Russ.).

3. Lysikova, O. V. (2001). Muzei mira [Museums of the world]. Saratov: Saratov State University Publ. (In Russ.).

4. Nizovskij, A. Yu. (Ed.). (2008). Velichajshie muzei mira [The Greatest Museums in the World]. Moscow: Veche. (In Russ.).

5. Kaulen, M. E. (Ed.). (2005). Muzejnoe delo Rossii [Museology Russian]. Moscow: VK,. (In Russ.).

6. Nikishin, N. A. (1989). Muzeevedenie [Museology]. Moscow: Soviet Art. (In Russ.).

7. Shulepova, E. A. (Ed.). (2005). Osnovy muzeevedenija [The Basics of Museology]. Moscow: Editorial URSS. (In Russ.).

8. Sagyngali, A. S. (2009). Aktual'naja tema: muzei postsovetskogo prostranstva [Hot Issue: Museums of Post-Soviet Area]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2, 40-45. (In Russ.).

9. lonina, N. A. (Ed.). (1999). Sto velikih muzeev mira: Spravochnik [One hundred Great museums of the world: Directory]. Moscow: Veche. (In Russ.).

10. Shljahtina, L. M. (2005). Osnovy muzejnogo dela. Teorija i praktika [Basis of museology. Theory and practice]. Moscow: High school. (In Russ.).

11. Shparaga, T. I., & Ivanjuta, I. V. (2014). Organizacija muzejnoj spravi u Francii ta ii dosvid dlja Ukrainy [The organization of museology in France and its experience for Ukraine]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov [Geopolitics and Ecogeodynamics regions], 10(2), 548-552. (In Ukr.).

12. Shparaga, T. I. (2015). Muzei: evoljucija vid kolekcii do turistichnoi firmi [Museums: evolution from collection to travel agency]. In coll.: "Regional'nij rozvitok Ukraini: problemi ta perspektivi" [Regional development of Ukraine: problems and perspectives]: Theses of reports of the III International scientific-practical conf. Kyiv: KNEU, 219-222. (In Ukr.).

13. Yureneva, T. Yu. (2003). Muzeevedenie [Museology]. Moscow: Akadem. Proekt. (In Russ.).

14. Yureneva, T. Yu. (2003). Muzej v mirovoj kul'ture [Museum in the World culture]. Moscow: Russkoe slovo. (In Russ.).

15. Babian, S. (2012). CSTM: A History of the Canada Science and Technology Museum, 42-45.

16. Findlen, P. (1994). Possessing Nature: Museums, Collecting, and Scientific Culture in Early Modern Italy. Berkeley, Los Angeles: Regents of the University of California.

17. Lonetree, A. (2012). Decolonizing Museums: Representing Native America in National and Tribal Museums. Chapel Hill: University of North Carolina.

18. Chang, W.-C. (2012). A cross-cultural perspective on musealization: the museum's reception by China and Japan in the second half of the nineteenth century. Museum and Society, 10(1), 15-27.

Гладкий А.В., Скляров А.А. Региональные особенности развития музейных учреждений стран мира // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. №1. С. 38-49. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10105. Дата поступления статьи: 19 ноября 2017 г.

Gladkey, A. V., & Skliarov, O. A. (2018). Regional peculiarities of World museum institutions development. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 38-49. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10105. (In Russ.). Received November 19, 2017

ТУРДАЙДЖЕСТ

TOURDIGEST

ЕВРОПЕЙСКИЙМУЗЕЙ ГОДА

Европейский музейный форум - одна из ведущих организаций, которая способствует развитию музеев за счёт поддержки инновационных подходов в интерпретации материального и нематериального наследия, а также обмена этим опытом с коллегами. ЕМФ ежегодно проводит конкурс «Европейский музей года». В конкурсе могут принимать участие: а) новый музей или музей, прошедший реновацию; б) временные выставки.

мравила подачи злявки и оформления докуммьтов проставлены не сайтах ЫЛрБтТ/ еигореапйэгнт.тиБтат ы КМ1:о://Дет-гиаа1а.соы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.