МУЗЕИ И ШКОЛА:
перспективы сотрудничества
Татьяна Всеволодовна Абанкина,
директор Центра прикладных экономических исследований и разработок, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук e-mail: [email protected]
Министр культуры РФ Владимир Мединский предложил включить посещение музея в образовательный стандарт. Это прекрасная идея, но вопрос в том, как её методически и организационно обеспечить, как подготовить педагогов, как выбрать музеи? В самой постановке вопроса — включить в стандарт — уже подразумевается нечто насильственное: всех построим и будем отчитываться, что мы решили сразу несколько проблем: в школе занимаемся воспитанием, а музею обеспечиваем посещаемость? Решать эту задачу, возможно, следует по-другому. Для современного человека музей должен входить в стиль жизни и пространство личностного развития, а посещение музея должно стать привычной деятельностью.
• музейная среда • маркетинговые разработки • музейные программы
• сотрудничество школы и музея • позитивный опыт • комплексные культурные центры
Проблемы взаимодействия
Мы часто слышим от профессионалов о том, что музеи России обладают уникальными образовательными возможностями, которые система образования не использует или использует не в полную силу. Почему так происходит? Проблема в том, что доступность музеев для школьников всё ещё очень низка. Музейные экспозиции меняются редко, фонды музеев закрыты для посещения и очень мало произведений искусства переведено в доступную для потребителя электронную форму. Это — первая проблема. Вторая заключается в том, что очень многим жителям России не так-то лег-
ко добраться до ближайшего музея. За последние годы для взрослых россиян создано множество автобусных туров с богатой культурной программой, но недорогого культурного туризма для школьников по-прежнему очень мало. В итоге россияне больше знают про мировое культурное наследие, меньше — про российское, а внутренний туризм проигрывает международному.
Я бы обратила внимание и на высокий «интеллектуальный порог» доступности музеев. У широких групп школьников не сформирован интерес к тому, чтобы сознательно изучить музейную коллекцию. Я не говорю о навязанном
принципе «каждые полгода всем классом — в музей». Это не поможет. Нужны специальные программы на телевидении, более интересные, чем музейные экскурсии. А может быть, для формирования интереса школьников нужно существенно изменить музейную среду. Ведь уклад российского музея сегодня не слишком привлекателен для школьников, потому что в нём почти всё — запрещено: нельзя громко разговаривать, делиться впечатлениями, бегать, сидеть на полу... Кстати, сесть на стул часто тоже нельзя, да и негде. В музейных зданиях мало пространств для дискуссий, нет аудиторий, где можно было бы обсудить что-то с друзьями после осмотра экспозиции или поработать с группами детей, не говоря уже о том, чтобы на базе музеев проводить занятия для школьников.
В дискуссии об отношениях школы и музея часто используются выражения, которые все понимают по-разному. Например, «безвкусица» или «профанация искусства». Помню, как несколько лет назад директор одной сельской школы попробовала развесить по школе репродукции картин Третьяковки. Методисты из управления образования назвали это «безвкусицей» и посоветовали заменить их работами детей, сделанными на уроках рисования... Да, сегодня «музей-школа» — это улица с односторонним движением. Важно, чтобы возникло движение по другой стороне улицы: чтобы музейные педагоги шли в школы и устраивали там выставки. Но такие случаи пока очень редки. А то, что директор организует в школе экспозицию картин — пусть это только репродукции известных полотен, — кажется мне хорошим началом: это значит, что предметная среда музея выплёскивается за его пределы, становится для детей привычной и узнаваемой. Для некоторых детей именно это — первый шаг в музей.
Уже давно во Франции начала действовать специальная программа «Музеи навстречу детям». Впервые была осуществлена особая маркетинговая разработка: произведения из-
вестных художников стали воспроизводить на вещах для детей и подростков. Детские кубики, пазлы, майки и сумки несли репродукции произведений знаменитых и подчас сложных художников, таких, как Иероним Босх, Тулуз Лотрек или Густав Климт. Культурное наследие становилось привычной художественной средой и впитывалось с детства. Предметная среда музеев окружала ребёнка с ранних лет. Этот новый ход оказался очень эффективным. Экскурсоводы были удивлены, что ребята теперь приходят в музей и легко узнают картины — они уже много раз собирали их на кубиках и пазлах. Полмира познакомилось с картинами Босха и Вермеера только потому, что они попали на подставки под тарелочки и коврики для мыши. Пропал ли от этого интерес к творчеству Босха или Вермеера? Нет: теперь все хотят посмотреть на эти картины в музее.
В одной из наших очень известных столичных школ давно начали развешивать в рекреациях репродукции знаменитых полотен. Под каждым есть подпись, в коллекции какого музея находится подлинник. Это оказалось очень полезным. Дети узнают эти произведения, знают их авторов, стараются увидеть их подлинники в музеях. Такой работы сегодня, на мой взгляд, ещё ведётся недостаточно.
Почему всё-таки возникает столько трудностей во взаимодействии музея и школы? Ведь цели у них как будто одни и те же. Трудно ли педагогам и музейщикам сесть за круглый стол и договориться о том, как организовать совместную работу? Оказывается, что трудно понять друг друга. Музейные работники считают, что задача учителей — привести детей в музей. Дальше — отдать детей в их руки и отойти, уж они лучше знают, как работать с детьми в музеях, а школьная программа их мало интересует — это работа школы. Школьные учителя, прежде всего, — предметники. Они рассматривают ресурсы любого музея как предметную среду по теме своего урока.
А музейные педагоги подменяют работу в ме-тапредметном пространстве музея самой простой формой: экскурсионным обслуживанием, вливанием дополнительного содержания в уже имеющиеся у школьников знания об истории, технике, искусстве.
Сколько бы мы ни говорили о том, что ребята должны ориентироваться в метапредметной среде, — этого пока не происходит. А между тем именно музей — с его разнообразнейшими коллекциями и возможностью устанавливать новые связи между предметами, идеями и эпохами — мог бы стать для школьников и педагогов пространством снятия предметных ограничений. Музейные работники — это держатели нашего культурного наследия, системы наших культурных кодов, и в этом смысле — хранители наших традиций и нашей истории. В преодолении разрыва между школой и жизнью, между знаниями и компетенциями музей мог бы сыграть огромную роль: в нём работа школьников — в том числе проектная — обретала бы новый креативный импульс.
Главная проблема состоит в том, что пока даже не начат процесс формирования требований друг к другу: что хотели бы от музеев учителя? Что хотели бы музеи от школы? Я бы начала этот диалог с вопроса: каких согласованных результатов мы хотим достичь, налаживая взаимодействие школы и музея? Что должны достичь дети в этой работе, как они должны видеть историю и культуру?
Важно продумать встречное движение. Одной из сторон такого движения должны стать сами школьники. И музей, и школа продолжают видеть ребят только в роли «пассивного просвещаемого», а не активного партнёра. Сегодня на первый план выступают активные формы сотрудничества школы с музеями. Можно формировать волонтёрские отряды и помогать музеям. В Европе в такие волонтёрские отряды активно вовлекают как подростков, так и пенсионеров. У двух этих возрастов есть общая проблема: и те, и другие часто страдают от ощущения собственной ненужности. Если подросток, который чувст вует себя ненужным, может сделать для муз что-то собственными руками, результат буде
виден — это для него очень важно. Например, многие музеи не имеют сайтов или, по крайней мере, своей страницы на английском языке. Дайте школьникам возможность самим сделать такой электронный ресурс! У них это получится лучше, чем у нас. Более того — ребята смогут сделать это так, чтобы музейный сайт стал интересен их сверстникам. Кроме того, ещё одна возможность — самим делать сайты о своих школьных музеях и виртуально общаться со сверстниками через эти сайты — тоже могла бы стать для ребят важной частью самореализации.
Позитивный опыт
Анализ сложившей практики взаимодействия школ и учреждений культуры показывает, что в первую очередь широко используются такие формы взаимодействия, которые не требуют глобальных институциональных изменений, а осуществляются в договорной форме. Новый Закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 допускает сетевую форму реализации образовательных программ на основе договора между участниками. В законе чётко регламентируется, что должен включать такой договор (часть 3 статьи 15):
• вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (её части);
• статус учащихся;
• правила приёма;
• условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия;
• характер и объём ресурсов, используемых каждой организацией;
• выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации;
• срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
я
Так, Департамент образования Москвы 1 октября 2012 года реализует проект
по взаимодействию образовательных учреждений системы Департамента образования с учреждениями Департамента культуры Москвы по таким направления, как театральная, концертная, музейная деятельность, взаимодействие с библиотеками, образование в сфере культуры и искусства. Проект осуществляется за счёт привлечённых и внебюджетных средств образовательных учреждений. График посещений учреждений культуры имеет рекомендательный характер, список театров и музеев может быть расширен в зависимости от возможностей учреждений культуры и образования. Для реализации проекта организовано бронирование билетов в театры и музеи.
В качестве примера можно привести взаимодействие образовательных учреждений Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования с учреждениями Департамента культуры Москвы, в рамках которого составлен план-график совместных мероприятий, список музеев, участвующих в программе по бесплатному посещению учащимися, а также отдельно определены особенности взаимодействия с Московской государственной академической филармонией, Москонцертом, Государственным музыкальным московским театром «На Басманной» и т.п.
Между школами и учреждениями культуры заключаются договоры рамочного характера (о сотрудничестве, совместной деятельности и т.п.), содержание которых в основном соответствует требованиям гражданского законодательства. Вместе с тем иногда допускаются нарушения в связи с неверным пониманием правового статуса школы при заключении договора. В частности, не всегда заключение договоров, предусматривающих кратковременное пользование имуществом, сопровождается получением согласия собственника имущества, не всегда финансирование деятельности по договору соответствует требованиям бюджетного и гражданского законодательства, особенно в случае финансирования за счёт средств внебюджетных источников.
Кроме того, в течение длительного времени в Москве государственные школы и негосударственные организации, в том числе работающие в сфере образования, культуры, спорта, сотрудничали на договорной основе, в рамках оказания материально-технической, кадровой, финансовой помощи государственным образовательным учреждениям.
Дарвиновский музей
Среди посетителей Дарвиновского музея много школьников и студентов, как в группах, так и индивидуально. Музей больше ориентирован на разработку собственного образовательного предложения и его активное информационное продвижение по различным каналам. Музейное образовательное предложение достаточно широкое — вводные занятия, тематические экскурсии, образовательные программы на специальных выставках, интерактивные экспонаты, в том числе для слепых, с использованием языка Брайля.
Музей активно распространяет информацию о своих образовательных возможностях:
• на выставках Департамента образования и Департамента социальной защиты проводятся туристические выставки — для турфирм, предлагающих туры в дни школьных каникул;
• через образовательные справочники — рекламная информация о возможностях музея;
• через профильные учительские конференции (как правило, в августе), для проведения которых музей бесплатно предоставляет помещение.
Договоров со школами не заключается, это принципиальная позиция руководства, так как спрос достаточно большой и работники музея предпочитают гибко заполнять все свободные возможности, то есть сотрудничество не институциональное: есть круг активных учителей, которые организуют посещение и занятия в музее.
Несколько лет назад в музее были разработаны обучающие гиды (по сути, учебные пособия для самостоятельной работы в экспозиции). Изначально они были ориентированы на то, чтобы учителя использовали их на занятиях в музее, но это не получило широкого учительского отклика, хотя активные учителя дают ребятам задание пойти и заполнить такой гид в музее, далее оценивают и принимают это в качестве освоения темы. Такие гиды (разработанные для разных возрастов и тематик) с большим размахом используют индивидуальные посетители и родители с детьми.
Существует практика бесплатных экскурсионных путёвок; Департамент культуры выдаёт годовой лимит таких путёвок, который, по словам директора Дарвиновского музея, расходуется за несколько месяцев. Сверх лимита музей готов предоставлять бесплатное экскурсионное обслуживание, но при условии получения компенсации от Департамента культуры Москвы. Сегодня музей разрабатывает отдельный проект обучающего центра.
Специальное направление деятельности Дарвиновского музея — работа с посетителями с ограниченными возможностями. Музей становится методическим центром социокультурной реабилитации инвалидов. Заключён договор с Департаментом социальной защиты на экскурсионное обслуживание детей из спецшкол (нарушения опорно-двигательной системы, слепые, глухие, с задержкой в развитии), экскурсии для детей проводятся бесплатно, эта работа оплачивается Департаментом социальной защиты Москвы.
Кроме того, для музейных сотрудников проводятся семинары по работе с посетителями с ограниченными возможностями. Были разработаны специальные занятия для детей дошкольного возраста с задержкой в развитии. По заявке Общества родителей детей с редкими заболеваниями проводятся специальные экскурсии. Музей сотрудничает с различными коррекционными школами, в основном по инициативе самих школ, например, коррек-ционным интернатом в Южном Бутово — музей готовит для них выставки с использованием фотоматериалов, которые реабилитологи используют для работы с детьми в интернате, затем детей привозят в музей на экскурсию.
Политехнический музей
Одна из основных форм правового оформления сотрудничества Политехнического музея со школами — Рамочные соглашения о взаимном сотрудничестве на два или три года. Например, Политехнический музей и учреждение дополнительного образования «Интеллект» оформили совместное соглашение без финансового сопровождения на некоммерческий проект «Музейный спектр». Вместе со специалистами и методистами «Интеллекта» разработали путеводитель для школ по темам «Музейный транспорт» и «Вычислительная техника». Основная цель — самостоятельные занятия педагогов без сопровождения экскурсовода. Схема простая — ученическая группа по входному билету проходит в Политехнический музей и под руководством школьного педагога работает с экспозицией.
В то же время используется и форма Соглашения по разовым обращениям. Например, Кадетское училище: ребята приезжают на практику по физике и техническим направлениям, программа практики разрабатывается Политехническим музеем под поставленные задачи. Проводятся занятия, экскурсии, выполняются задания по экспозиции.
Основные задачи таких занятий:
1) наглядная демонстрация;
2) самостоятельная экспериментальная деятельность, курсы и исследования.
Экскурсионные программы позволяют детям самостоятельно проводить эксперименты. Работа самых популярных подразделений музея направлена на получение востребованных знаний: автоматика и робототехника. Занятия для младшей школы расширяют кругозор, старшеклассники занимаются физикой, химией и по специализированным программам.
Вместе с тем прямых запросов на посещение музея от школ, к сожалению, нет: сотрудники музея самостоятельно отслеживают появление новых программ и под данную программу предлагают школам экскурсии. Есть лишь отдельные инициативы школ: предполагается тематика для развития учащихся.
Проблема низкой посещаемости состоит в том, что у школьных педагогов отсутствуют мотивы для организации экскурсионных мероприятий с детьми, поскольку по нормативным требованиям выездные мероприятия в музеи ограничиваются одним посещением в год. Но существует система бонусов, которая включает занятия в школьных классах. Мотивированной системы привлечения учащихся к посещению музеев сейчас нет, основная инициатива исходит от Политехнического музея, но «обратной связи» со школами не существует. Самые популярные школы могут привести детей максимально три раза в год.
Должна быть мотивация для взаимодействия учреждений культуры со школами. Это должна быть система, стимулирующая коллективное посещение школьниками музейных выставок, лекций. Самое главное — организовать, чтобы дети школьного возраста пришли в музей. Организовать это сложно, поскольку в школе очень плотный график занятий, и если есть необходимость дополнить учебные занятия в музее, то это возможно только после уроков. Раньше экскурсии в музеи было принято организовывать в субботние дни. Сейчас в рамках школьной программы выполняются самостоятельные исследовательские проекты. Школы проводят на базе музея такие исследования, но эти исследовательские программы пока не имеют системного характера.
Сложившаяся практика взаимодействия Политехнического музея со школами показывает, что взаимодействие выстраивалось исключительно на личностных контактах и откликах сотрудников Политехнического музея, но никакой системы взаимодейст-
вия, к сожалению, не существует. Для выстраивания долгосрочных и стратегически перспективных взаимодействий с партнёрами необходимо организовать программы на регулярной основе с активными прогрессивными лидерами образовательной среды. По мнению музейных работников, для поиска и налаживания систематических взаимосвязей необходимо включать в работу PR-менеджеров, которые имеют доступ к рас-сылкам и организуют постоянный информационный обмен и работу с партнёрами по налаживанию и мониторингу контактов. Сегодня обмен информацией между учреждениями культуры и образования имеет бессистемный характер и основан исключительно на личностных каналах и инициативах.
Практика взаимодействия школ и организаций культуры в сельской местности
Доступность музеев во многом зависит от типа расселения, которое существенно отличается по регионам России. В соответствии с нормативами музеи должны создаваться в населённых пунктах с числом жителей от 5 тысяч человек, а в сельских поселениях — от 10 тысяч человек. Однако изменение распределения сельских населённых пунктов в зависимости от численности жителей показывает постоянное увеличение количества малочисленных сёл (табл. 1).
Доля населённых пунктов с численностью населения до 500 человек составляет в среднем по России 89%, в Центральном и Северо-Западном федеральных округах существенно выше — 94,4% и 96,8% соответственно. Доступность услуг сферы культуры для жителей этих сёл крайне ограничена, особенно если они расположены далеко от городов: жители ближних сел всё-таки имеют гипотетическую возможность приезжать на спектакли, концерты, выставки в ближайшие города, если этой проблемой озабочены
Таблица 1
Распределение сельских населённых пунктов по числу жителей
Число сельских населённый пунктов
1959 1970 1979 1989 2002 2010
Число населённых пунктов, ед. Средняя числ-сть насел., человек Число населённых пунктов, ед. Средняя числ-сть насел., человек
Сельские населённые пункты — всего 294059 216845 177047 152922 155289 272 153124 245
Из них с числом жителей, человек:
10 и менее 41493 25895 23855 30170 47089 5 55641 3
11-200 186437 132515 105112 80663 68807 63 61227 65
201-500 42064 34707 27012 22177 20475 323 18729 323
501-1000 15353 14730 12511 11524 10836 699 9720 698
1001-2000 6057 6333 5984 5718 5182 1360 1217 1370
2001-5000 2283 2231 2071 2069 2093 2995 2196 3052
5001 и более 372 434 502 601 807 8340 874 8457
местные администрации, которые могут помочь жителям — обеспечить и заказ билетов, и предоставление транспорта. Крайне необходима такая поддержка для школьников.
Систематическим многообразным контактам с аудиторией способствует объединение различных организаций в рамках одного территориального комплекса, что особенно актуально для сельских населённых пунктов. Перспективное направление деятельности сельских учреждений культуры — создание комплексных культурных центров на базе одного из них, включённого в сетевое взаимодействие с остальными. Примером такого объединения организаций культуры может служить историко-культурный центр «Коренная пустынь» Курской области: это наиболее посещаемый центр культуры Курской области, успешно выдерживающий конкуренцию с другими организациями в этой сфере. Центр «Коренная пустынь» выступает и как музей, собирающий исторические реликвии, проводящий экскурсии по памятным местам и архитектурному ансам-
блю монастыря, и как библиотека, хранящая литературу и создающая видеофильмы, и как клуб, объединяющий различные группы людей и предлагающий разные программы для разных аудиторий. Плотность календаря культурных событий — 5—6 мероприятий ежемесячно. В среднем за год «Коренная пустынь» принимает около 12 тысяч посетителей, то есть примерно тысячу посетителей ежемесячно. 70% посетителей — паломники, приезжающие из всех регионов России и СНГ, в летнее время 60% составляют дети, отдыхающие в лагерях Центрально-Чернозёмного района, 30% посетителей — гости из дальнего зарубежья, в основном из Германии и Франции. Штат Центра — всего 10 человек, из них 4 — научные сотрудники.
Музейные работники ориентируются на средовый подход: он позволяет рассматривать любые явления культуры
как составляющие той или иной среды — образной, ритуально-памятниковой, образовательной, творческой, ярмарочной. Проектируемые центром «Коренная пустынь» программы предлагают разные формы участия населения в культурной жизни региона. Среди общественно значимых событий можно выделить возрождение Кореннской ярмарки, инициирование «Славянских праздников», рождественские благотворительные мероприятия для сельских детей, организация паломнических поездов с целью приобщения к ценностям русской духовной культуры жителей стран СНГ, Балтии, стран дальнего зарубежья.
В сельской местности, где большинство организаций культуры закрываются из-за безденежья и отсутствия посетителей, создание такого комплекса — хорошая возможность выжить и добиться экономического благополучия.
Сельский культурный комплекс стал эффективной моделью реорганизации сельских учреждений культуры и в Новгородской области. Так, например, Передский сельский культурный комплекс Боровичского района Новгородской области включает музей, Дом культуры, два клуба, три библиотеки и киноустановку. Передский комплекс имеет свой устав, Положение, коллективный договор, строит свою работу на основе договоров с центральной районной библиотекой на оказание методической и практической
помощи в повышении квалификации кадров, использовании единого фонда, организации культурных событий. Единый фонд обеспечивает библиотечные филиалы периодическими изданиями, которые они сами выписать не в состоянии.
Работают сотрудники комплекса совместно с сельской администрацией, школой и детским садом, налажено внестацио-нарное обслуживание населения, поскольку на севере и северо-западе России
множество мелких населённых пунктов. * * *
Региональная политика позволяет средствами культуры аккумулировать позитивные эффекты развития территорий и превратить слабые стороны в сильные. Переход к позиции сотрудничества и кооперации организаций культуры и образования улучшает социальную среду, развивает туризм, привлекает инвестиции, инициируя создание новых рабочих мест и решение социально-экономических проблем сельских поселений. Партнёрское сотрудничество музея и школы, где обе стороны участвуют в возрождении территорий, сохранении истории культуры своего края, позволяет перейти от иждивенчества к сотрудничеству, поменять роль «пассивного, скучающего просвещаемого» на роль активного созидателя. Именно этот процесс и должен стать основой двустороннего движения школы и музея навстречу друг другу. НО