Научная статья на тему 'Музеи истории вузов: концепция комплектования коллекций на современном этапе'

Музеи истории вузов: концепция комплектования коллекций на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2357
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА / CULTUROLOGY / MUSEOLOGY / REGIONAL CULTURE / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / FUNDS SCIENTIFIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боголепова Людмила Захаровна

Статья посвящена исследованию роли музеев истории высших учебных заведений в формировании региональной культуры. Практическая сторона данной работы представлена в выработке рекомендаций для сети музеев истории высших учебных заведений по научно-фондовой деятельности. Именно этот вид музейной работы является фундаментом всей деятельности музея и должен быть организован на научной основе. Только в этом случае региональная часть историко-культурного наследия страны может быть исследована во всех аспектах, реализована в современной жизни и сохранена для последующих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION HISTORY: ACQUISITIONS OF COLLECTIONS AT THE PRESENT STAGE

The article is dedicated to historical museums role research of institutes of higher education in the forming of regional culture. Practical side of the given work is presented in recommendations producing for the network of history museums of institutes of higher education about scientific funds activity. This very sort of museum work is a foundation of all the museum activity and it should be organized on scientific basis. Only in this case regional part of the country can be investigated in all aspects, implemented in modern life and preserved for next generations.

Текст научной работы на тему «Музеи истории вузов: концепция комплектования коллекций на современном этапе»

УДК 008:069.015(571.1/5)

МУЗЕИ ИСТОРИИ ВУЗОВ: КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Л. З. Боголепова

MUSEUMS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION HISTORY: ACQUISITIONS OF COLLECTIONS AT THE PRESENT STAGE L. Z. Bogolepova

Статья посвящена исследованию роли музеев истории высших учебных заведений в формировании региональной культуры. Практическая сторона данной работы представлена в выработке рекомендаций для сети музеев истории высших учебных заведений по научно-фондовой деятельности. Именно этот вид музейной работы является фундаментом всей деятельности музея и должен быть организован на научной основе. Только в этом случае региональная часть историко-культурного наследия страны может быть исследована во всех аспектах, реализована в современной жизни и сохранена для последующих поколений.

The article is dedicated to historical museums role research of institutes of higher education in the forming of regional culture. Practical side of the given work is presented in recommendations producing for the network of history museums of institutes of higher education about scientific funds activity. This very sort of museum work is a foundation of all the museum activity and it should be organized on scientific basis. Only in this case regional part of the country can be investigated in all aspects, implemented in modern life and preserved for next generations.

Ключевые слова: культурология, музееведение, региональная культура, историко-культурное наследие, научно-фондовая работа.

Keywords: culturology, museology, regional culture, historical and cultural heritage, funds scientific work.

Создание музеев истории высших учебных заведений (конец XX - начало XXI вв.) является отражением целого ряда процессов, происходящих в современном обществе: развитие в России отечественной науки, сформированности системы высших учебных заведений, средоточие историкокультурного наследия в вузах. В связи с этим возникает насущная потребность общества в сохранении, эффективном использовании и воспроизводстве наследия, связанного с процессами просвещения, образования и воспитания.

Высшие учебные заведения занимают особое место в отечественной культуре. Научную, учебную и просветительскую деятельность учебные заведения осуществляли во многом через свои музеи [1]. По сложившейся в отечественной и мировой практике традиции с развитием высших учебных заведений создаются вузовские музеи [3, с. 5].

Музеи истории высших учебных заведений относятся к категории ведомственных музеев (находятся в ведении Министерства образования и отвечают задачам представления и развития этого ведомства). Данные музеи хранят уникальные исторические коллекции, представляющие собой достаточно обширную часть историко-культурного наследия региона и музейного фонда России. Коллекции являются источником для научных исследований историков, музееведов, культурологов, так как комплектование коллекций связано с профильным образованием вуза и включает материалы по истории самых различных научных направлений.

Большая часть коллекционных материалов музеев истории высших учебных заведений во всех случаях накапливалась стихийно, без планового комплектования. И сегодня вновь созданные музеи столкнулись с острой необходимостью научной систематизации сосредоточенного в их хранилищах ма-

териала, которому надлежит стать музейными предметами. Их систематизация и учет должны быть проведены таким образом, чтобы коллекционные материалы включились в многогранные процессы вузовской жизни, а также могли широко использоваться в экспозиционной, научно-исследовательской и научно-просветительской деятельности музеев. Вузовский музей истории как хранитель историкокультурного наследия высшей школы и традиций приобретает в условиях современности новый статус - становится научно-культурным центром для формирующейся студенческой культуры, культуры научно-педагогической интеллигенции нового поколения. Музей приобретает статус социального института сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия [2, с. 13].

Основу любого музея, в том числе и исторического, составляет музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности. В современном музееведении существуют разные точки зрения на понятия «предмет музейного значения» и «музейный предмет», что определяется составом музейных коллекций, профилем музея. Суммируя существующие точки зрения музееведов, музейный предмет можно охарактеризовать как памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, обладающий способностью длительно сохраняться; прошедший при включении в музейное собрание все стадии научной обработки; обладающий свойствами движимого объекта культурного и природного наследия, благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества; служащего первоисточником знаний и эмоций [8, с. 56].

Мы рассматриваем музейный предмет как памятник историко-культурного наследия, обладающий культурно-исторической, мемориальной и научной ценностью, служащий источником знаний по становлению и развитию высшей школы, по формированию вузовской культуры, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Через музейные предметы - документы, фотографии, вещественные памятники - раскрываются вехи истории и развития институтов, университетов, академий: научные достижения, история создания и развития науки, техники, подготовки высокопрофессиональных специалистов, формирование культуры студенчества. Музейные предметы предстают как своеобразный информационный источник, позволяющий получить знания об особенностях развития высшего учебного заведения, становления системы высшего образования.

Кроме того, они дают возможность получить информацию не только о материальном, но и нематериальном историко-культурном наследии научнопедагогической интеллигенции: их знаниях, умениях, традициях, представлениях об устройстве мира и места в нем человека. Отделить материальную культуру от духовной и нематериальной иногда сложно. «Под нематериальным наследием сегодня понимается совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и выражения, формирующих у членов человеческого сообщества чувство самобытности и преемственности и признаваемых ценностью. Понятие «нематериальное наследие» включает в себя как объекты наследия, так и способы наследования и социальные механизмы передачи традиции от человека к человеку» [9, с. 71].

Совокупность музейных предметов как памятников историко-культурного наследия составляет фонд музея истории вуза. Отличительной особенностью музейного собрания по истории вуза является тот факт, что в его фондах хранятся историкокультурные ценности, созданные при участии отдельных личностей, формирующих становление высшего профессионального образования. Их представленность в фондах музея зависит от принципов и методов современного комплектования, которое является одной из ведущих форм научной музейной деятельности, основанной на принципах музееведения и профильных дисциплин. Комплектование подразумевает процесс выявления в определенной среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания. Основными методами комплектования являются систематический (типологический), тематический и комплексный. С помощью систематического метода происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определённой эпохи. Документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему, предполагает использование тематического метода. Комплексный метод сочетает использование двух вышеперечисленных. Комплектование музейных предметов предполагает их отбор не только для основного фонда музея, но также для научно-вспомогательного и архивного как

источниковой базы для изучения социокультурной действительности. Таким образом, научное комплектование музейных коллекций по истории высших учебных заведений, как одно из основных направлений в работе музея, определяет все основные аспекты музейной деятельности - исследовательской, экспозиционной и научно-просветительной.

Основу коллекций по истории высшей школы музея, истории вуза составляют фотоисточники и документальные памятники, собранные в процессе исторических исследований. Их научная ценность и способность отвечать экспозиционным задачам зависит от степени соблюдения музеем основных принципов научного комплектования фондов.

Активно создающиеся музеи по истории высших учебных заведений, несомненно, должны опираться на общепризнанные в музееведении требования к научному комплектованию своих фондов, процесс которого состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных звеньев: разработки концепции научного комплектования, планирования и подготовки собирательской работы, включения памятников в научное собрание [5, с. 5]. От состояния научного комплектования и состава фондов зависит эффективность образовательно-воспитательного воздействия музеев истории высших учебных заведений на студенческую аудиторию и рядовых посетителей.

Своеобразие подхода к научному комплектованию музейных предметов по истории вуза объясняется разноплановой спецификой коллекций, их принадлежностью к системе высшего образования и тем, что объектами исследования являются музейные предметы, близкие к современному периоду и непосредственно являющиеся информационными источниками сегодняшнего времени. Это обусловлено историей возникновения самих высших учебных заведений. Феноменальность музейной коллекции по истории вуза заключается в своеобразном единстве сосредоточенного в них материального и нематериального историко-культурного наследия.

Процесс научного комплектования сталкивается с рядом объективных трудностей: многообразие разнотипных материалов; трудности определения критерия отбора, оценки значимости, информационной ценности материала; сложность и быстротечность современных исторических процессов; особенность некоторых видов музейных предметов [6, с. 15]; проблемы атрибуции музейных предметов; проблемы применения новых информационных технологий в научном комплектовании.

Концепция научного комплектования должна отражать сущность комплектования, его цели и задачи, роль и место в деятельности музея, принцип планирования этого процесса. Научная концепция комплектования представляет собой принятую коллективом музея и научно обоснованную в соответствии с современными требованиями точку зрения на формирование его фондов, отражающих профиль музея.

Основной целью в разработке концепции комплектования фондов музеев по истории высших

учебных заведений является накопление социальной информации в виде музейных предметов, документирующих существенные стороны научно-образовательного процесса, закономерности развития образовательного учреждения, формирование традиций, историю складывающейся внутри вуза культуры, развитие науки. На основе музейных предметов и сведений о нематериальном историко-культурном наследии научно-педагогической интеллигенции должна создаваться объективная картина формирования и развития высшего профессионального образования.

Цель комплектования реализуется в конкретных задачах, основными из которых являются:

- выявление подлинных памятников истории, культуры, отражающих происходящие или происходившие явления и процессы в высшей школе;

- приобретение музейных предметов в собрание музея и формирование источниковой базы для музейной деятельности и профильных наук;

- первичная обработка памятников, включающая в себя атрибуцию памятника, его описание и классификацию;

- сохранение историко-культурных ценностей и их использование для изучения жизни современного общества.

Музейные предметы должны отвечать ряду требований в соответствии с выработанными в современном музееведении общими критериями отбора предметов музейного значения [10, с. 324 - 325]:

1) информативность - способность предмета являться источником сведений об исторических событиях, явлениях культуры;

2) аттрактивность - свойство предмета через внешние признаки (цвет, форма, размер, эстетические особенности) привлекать к себе внимание посетителей при экспозиционно-выставочном использовании;

3) репрезентативность - способность предмета представить тот или иной исторический период или процесс;

4) экспрессивность - способность предмета оказывать эмоциональное воздействие. Например, мемориальные материалы - личные вещи известных ученых и т. д.

Эти критерии отбора универсальны для всех типов источников. Но они не исчерпывают всех отличительных признаков предметов музейного значения. К их числу необходимо отнести подлинность, сохранность, понимаемую не только как состояние предмета в момент поступления в музей, но и как способность сохраняться длительное время, коллек-ционность - связь с другими предметами музейного собрания в соответствии с профилем музея. Чтобы четко соблюдать критерий отбора предметов, касающихся истории развития высшего учебного заведения, собиратель должен изучить процесс развития вуза, иметь ясное представление о культуре научно-педагогической интеллигенции, студенческой культуре. Разные предметы могут обладать различным по количеству набором признаков, соответственно и степень историчности этих предметов будет

различной. Профиль музея определяет лишь первую стадию отбора предметов, затем идет детальное изучение самого предмета и его истории. Именно такой научный подход к определению ценности предмета для музейной коллекции способен объективно дать оценку предмету музейного значения в системе культурных ценностей.

Основным критерием отбора предметов музейного значения является наличие у них определенной специфики - принадлежности к истории конкретного высшего учебного заведения. Частные критерии для такой разноплановой коллекции, как коллекция музея истории вуза, определяются спецификой музейного собрания. В отборе предметов для коллекции, отражающей тот или иной происходящий в вузе процесс, заложены два основных принципа - когнитивный (познавательный) и ценностный [7]. Музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, он может обладать более широкой значимостью - исторической, художественной, эстетической, мемориальной, коммуникативной.

Таким образом, критерии отбора предметов музейного значения для коллекции музея по истории вуза могут иметь индивидуальные особенности. При отборе памятников по истории образовательного учреждения ценными будут являться вещевые музейные предметы, не относящиеся к истории вуза, но характеризующие определенный этап развития образования в стране. С их помощью можно реконструировать изучаемое явление, так как они были свидетелями события - артефактами истории. Основной целью сбора этих музейных предметов будет заполнение в собрании музея хронологических и тематических лакун.

Успех комплектования фондов во многом зависит от правильного планирования этого процесса, которое включает определение сроков комплектования, а также выбор форм и способов комплектования. Создается перспективный план комплектования фондов, основным содержанием которого в музеях истории высших учебных заведений будут исторические предметы. Перспективный план комплектования определяет цели, задачи, формы и способы комплектования и содержит долгосрочную программу собирательской деятельности. Как правило, выбор комплектования зависит от темы. На основе перспективного плана комплектования составляется ежегодный план собирательской работы, учитывающей задачи экспозиционно-выставочной работы и задачи пополнения фондов.

Большое значение для успешного осуществления процесса комплектования имеет удачный выбор его формы. Для музеев истории высших учебных заведений такими формами являются: текущее комплектование (пополнение фондового материала); целевое комплектование (выставки); комплектование на месте событий (юбилей, торжественное мероприятие, открытие мемориальных аудиторий, издание книг по истории вуза и т. д.); передача в дар от различных организаций (высшее образовательное учреждение); передача в дар от частного лица экс-

понентов (ветераны вуза, выпускники и т. д.); безвозмездная передача на постоянное хранение от частных лиц, не имеющих отношения к вузу; обмен между музеями; командировки; работа в архивах (копии документов); по завещанию; выезд сотрудников музея (сбор на месте проживания ветеранов вуза); историко-бытовая экспедиция (выезд с поисковым отрядом); закупка.

Пополнение музейного фонда во многом зависит от разнообразия собирательской работы, активного сотрудничества с общественными организациями (совет ветеранов, студенческий совет и т. д.), руководством и структурными подразделениями вуза.

Немаловажную роль играют рекламные акции музея (выставки новых коллекций, мемориальные выставки, выступления сотрудников музея по радио и телевидению с рассказами о коллекциях музея). Сбор материалов «по горячим следам» дает возможность непосредственно фиксировать отдельные события: события научной, общественной жизни (конференции, торжественные собрания, встречи, торжественные даты в жизни вуза, людей).

Музеи истории высших учебных заведений редко располагают возможностью пополнения своих фондов путем закупки из-за слабого финансового обеспечения. Основным источником пополнения фондов остается передача в дар и собирательская деятельность. Наиболее перспективной формой комплектования вузовских музеев истории следует признать передачу в дар исторического материала от ветеранов вуза, обеспечивающую планомерное и постоянное пополнение фондов музея.

Основным содержанием этого этапа научного комплектования является изучение конкретной темы, определенной планом комплектования, и разработка конкретных планов комплектования в соответствии с определенными формами комплектования.

Работа с ветеранами, обеспечивающая основные поступления материала в музейное собрание, требует очень тщательной организации подготовительного этапа к собирательской работе. Прежде всего должна быть проработана литература по истории высшего учебного заведения, периодические издания, воспоминания ветеранов вуза. Необходимо также просмотреть всю существующую информацию по конкретному значимому лицу для выявления наименее изученных тем, которые и будут представлять интерес для углубленного изучения. Кроме того, вся имеющаяся литература по проблематике, интересующей исследователя, должна изучаться с учетом задач, стоящих перед музеем. Если предполагается комплексный сбор материала, то необходимо знание общей литературы по истории вуза, если же предполагается тематическое изучение, то необходимо знать еще и определенные темы, ознакомиться с имеющимися архивными материалами. К тому же исследователь должен тщательно изучить инвентарные книги, чтобы выявить содержание коллекций, просмотреть имеющийся исторический материал.

Богатым источником для поиска музейных экспонатов являются периодические издания вуза, отражающие информацию о разных этапах становления высшего учебного заведения, формировании новых кафедр, факультетов, научно-исследовательской работы и т. д. Сведения, полученные из вузовских газетных публикаций, отражают энциклопедию всесторонней жизни высшего учебного заведения.

Необходимо продумать и составить список предполагаемых к приобретению экспонатов. При этом собиратель должен учитывать задачи собирательской работы музея в целом, задачи экспозиционной работы музея, состав существующих музейных фондов. Необходимо перечислить основные объекты исследования и наметить приемы обследования (выборочное, сплошное, обзорное). Иметь с собой тетради для дневниковых записей, карточки для тематической фиксации материала, фотоаппарат.

При сборе материала по истории высшего учебного заведения значимыми будут следующие виды работ: работа с информаторами, включающая интервьюирование; фотофиксация информаторов; фотофиксация вещевых материалов, которые представляют интерес для музея, но по какой-то причине не могут быть приобретены немедленно; составление легенды на приобретаемые предметы; личные наблюдения сотрудников музея.

Музей не может плодотворно развиваться без систематического сбора материала, поэтому существенную помощь должно оказать руководство вуза (с приобретением фотоаппарата, нужного технического материала).

Значительную помощь в подготовке к собирательской работе оказывает сотрудничество с ветеранской организацией вуза, студенческим советом, поисковыми студенческими отрядами, выпускниками. Эффективными в рекламных целях являются выступления на вузовских и ветеранских мероприятиях. Для сбора более широкой и подробной информации в совет ветеранов можно предварительно разослать разработанные анкеты и вопросники. Это поможет также выявлению нужного материала.

Планы комплектования реализуются музеями на этапе собирательской работы. При сборе коллекций общими требованиями к предметам являются их подлинность, выделение наиболее уникальных, мемориальных. Собирательская работа - это практическая деятельность по выявлению, сбору и предварительной экспертизе предметов музейного значения, атрибутирование и составление первичной документации. Главное, чтобы сборы были как можно более полными. Отобранные предметы должны стать полноценным научным источником и предметом экспонирования. Собиратель должен тщательно их обрабатывать и исследовать на месте, изучать и фиксировать. Каждый приобретённый предмет должен быть хорошо аннотирован, снабжен максимальной информацией о нем. Информацию можно собирать по схеме, изложенной в музейных инструкциях.

Все записи, сделанные в дневнике, должны быть точно датированы. В дневник обязательно заносятся

записи бесед с информаторами - владельцами приобретенных предметов, личные наблюдения исследователя. Дается также описание и местонахождение предметов музейного значения, которые по той или иной причине не могут быть приобретены музеем в данный момент, но представляют несомненный интерес. В дневник заносятся все сведения о самом информаторе (адрес, фамилия, имя, отчество, возраст, срок проживания в данной местности, профессия, факты биографии, имеющие непосредственное отношение к приобретенному предмету).

Особое внимание при сборе материала следует уделить уникальным музейным предметам. «Это предметы, существующие в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе и обладающие особой научной и культурной ценностью» [4, с. 80].

Уникальность мемориальных предметов проявляется в разных формах - принадлежность предмета к известному ученому, книги с пометками известных личностей, дарственные надписи, авторские подписи, печати и т. д. Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии.

Исследователей должны интересовать и самые обычные, достаточно широко распространенные предметы, если они каким-либо образом связаны с историей высшего учебного заведения.

Процесс сбора исторического материала требует внимательного отношения к старейшим работникам вуза, людям преклонного возраста; знания психологии людей и умения подойти к ним, настойчивости, наблюдательности. Не каждый человек легко расстается с вещью, которую он много лет хранил как реликвию. Надо суметь убедить его в том, что в музее она принесет большую пользу. На данном этапе предмет поступает на временное хранение в фонды, затем на основе предварительной атрибуции принимается решение о включении его в основной или научно-вспомогательный фонд. Предметы основного фонда включают подлинники и уникальные предметы, соответствующие профилю музея, научно-вспомогательного - копии, воспроизведения и т. д. Полностью идентичные материалы, отвечающие профилю музея и подлинностью, составляют дублетный фонд в количестве, определенном музейной инструкций.

После включения приобретенных предметов в собрание музея они получают статус музейных предметов, процесс их комплектования на этом завершается, и они начинают использоваться в других формах работы музея - фондовой, научноисследовательской, экспозиционной и научнопросветительной.

Музейные предметы (памятники истории, материальной и духовной культуры) составляют неотъемлемую часть историко-культурного наследия высшей школы, обладают материальной ценностью и являются собственностью государства. В связи с этим на сотрудников музеев возлагаются ответст-

венные задачи по учету и хранению музейных предметов.

Основное фондовое собрание музеев истории высших учебных заведений обладает своей спецификой в отличие от профильных музеев, так как в нем сосредоточены уникальные материалы по истории науки в каждом конкретном регионе. Собранные музейные предметы дают представление об истории института, университета, академии, о преподавателях, участвовавших в становлении высшего профессионального образования, о заслуженных ученых, о педагогическом опыте ветеранов вуза, о первых профессорах и научных школах.

Предложенные в данной работе рекомендации и разработки не находят противоречий с действующим на сегодняшний день нормативным документом по комплектованию музейных предметов «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры СССР № 290 от 17 июля 1985 г. Они заключаются в определении основных критериев отбора предметов для музея истории вуза, специфических для музея данного профиля форм собирательской деятельности, трудностей атрибуции памятников. Предлагаемый подход к научному комплектованию фондов музеев истории высших учебных заведений как к начальному и важному этапу музейной деятельности призван обеспечить плодотворную работу с памятниками историко-культурного наследия, какими являются музейные коллекции на всех последующих этапах: учете и научной обработке коллекций, их использовании в экспозиционно-выставочной, просветительской, коммуникативной и учебнонаучной деятельности.

Литература

1. Бурлыкина, М. И. Университетский музей в научно-образовательном процессе: история и современность (XVIII - XX вв.) / М. И. Бурлыкина // Музейные фонды и экспозиции в научнообразовательном процессе: сб. науч. статей. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 52 - 58.

2. Кулемзин, А. М. Об определении понятия «музей» / А. М. Кулемзин // Мир музея. - М., 2008. -№ 3. - С. 13.

3. Мартынов, А. И. Вузовский музей. Особенности и традиции / А. И. Мартынов // Музей и наука: сб. науч. статей. - Кемерово, 2002. - С. 5 - 8.

4. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. проф. К. Г. Левыкина, В. Хербста. -М.: Высшая школа, 1988. - 431 с.

5. Научное комплектование этнографических коллекций на современном этапе: методические рекомендации / сост. Н. И. Ивановская. - Ленинград, 1987. - 25 с.

6. Разгон, А. М. К вопросу о научном комплектовании фондов в музеях исторического и краеведческого профиля / А. М. Разгон // Актуальные вопросы изучения фондов музея по истории советского общества. - М., 1982. - Вып. 55. - С. 15.

7. Семенова, В. И. К вопросу о научной концепции комплектования музейных коллекций века / В. И. Семенова. - иКЬ: http://www.ic.omskreg.ru.

8. Словарь актуальных музейных терминов // Мир музея. - М., 2009. - № 5. - С. 47 - 68.

9. Культурное наследие в контексте инновационных гуманитарных технологий / Э. А. Шулепо-

ва, М. Е. Каулен, И. В. Чувилова [и др.] // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. статей. Вып. III. - Кемерово, 2009. - С. 5 - 90.

10. Юренева, Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юре-нева. - М.: Академический проект, 2003. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.