УДК: 902/904
А.П. Бородовский1, С.В. Горохов2 Институт археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) [email protected], [email protected]
Музеефикация деревянных оборонительных сооружений Умревинского острога
Исследование выполнено в рамках проекта по гранту Российского научного фонда
(проект № 14-50-00036)
Аннотация
Умревинский острог - археологический памятник XVIII в. (основан в 1703 г.), расположенный в Новосибирском Приобье. С 2002 г. ведутся археологические исследования памятника. Раскопаны юго-западная башня, северная, западная и южная тыновые стены. На основании полученных данных, результатов археологического изучения других сибирских острогов, письменных и графических источников, а также сохранившихся башен и стен острогов ведется натурная реконструкция деревянных оборонительных сооружений острога. Восстановлена одна из двух башен, небольшая часть западной тыновой стены и значительный отрезок южного тына. Реконструкция ведется в условиях и по технологиям, максимально приближенным к существовавшим в начале XVIII в. За восстановленными сооружениями ведется наблюдение с целью фиксации динамики состояния оборонительных сооружений. Полученные данные сопоставляются с результатами археологических исследований и проецируются в прошлое с целью реконструкции истории острога.
Ключевые слова: Новосибирское Приобье, Умревинский острог, раскопки, башня, тын, помост, реконструкция, мониторинг
Спустя несколько столетий после своего основания многие сибирские остроги, превратившись в археологические памятники, являются востребованными в научном и культурном контексте. На территории острогов представлен слой, который насыщен остатками, отложившимися почти за трехсотлетний период. В современных условиях остроги стали одним из сибирских брендов, актуальных не только для туристической, но и для культурной сферы современной России. Отражением этого стали несколько сибирских музеев под открытым небом, в экспозиции которых представлены оборонительные и культовые сооружения («Историко-архитектурный музей под открытым небом» ИАЭТ СО РАН в окрестностях г. Новосибирска, музей «Ангарская деревня» в Братске, музей «Тальцы» около г. Иркутска, а также ряд других).
Первый русский острог на территории Новосибирской области появился осенью 1703 г. в устье р. Умре-ва. Он просуществовал менее одного столетия и был заброшен, когда последние жители переселились в притрактовое село Умрева. В дальнейшем на месте острога не было населенных пунктов. Это обстоятельство предопределило высокую сохранность остатков деревянных оборонительных сооружений (тына, башен), относящихся к первой половине XVIII в.
Технология возведения деревянных оборонительных сооружений, выявленная в ходе археологических раскопок и восстановленная в рамках археологического эксперимента, отражает заключительный этап бытования древнерусской фортификационной традиции в Сибири, сложившейся еще в Х-ХШ вв. на южных рубежах Руси [Моргунов, 2009, с. 241-250]. Дата возведения Умревинского острога - 1703 г. - является еще и «осевым временем» появления в России фортификации европейского типа [Малолетко, Малолетко, 2012, с. 89]. На террито-
рии юга Западной Сибири эти традиции проявятся только в первой трети XVIII в. в сооружениях Сибирских укрепленных линий [Малолетко, Малолетко, 2012, с. 82, 84]. Сохранность деталей и конструкций оборонительных сооружений Умревинского острога позволяют при его музеефикации как археологического памятника использовать различные методики, включая консервацию и восстановление [Медведь, 2004, с. 44-60]. Консервация приемлема для неисследованных и раскопанных участков земляного рва вокруг острога. Аналогичный прием оправдан для тыновой канавки, до возведения в ней натурной реконструкции тыновой стены (ил. 1). Однако в целом для музеефикации памятника самым результативным подходом является восстановление деревянных оборонительных сооружений (башен, тына и помоста) на участках их исторического расположения в XVIII в.
В 2003 г. к празднованию 300-летия возведения Умревинского острога - первого пункта Российской государственности на территории Новосибирской области на месте раскопа угловой юго-западной башни была возведена ее натурная реконструкция (ил. 2, 2). Частичным образцом этого новодела являлись сохранившиеся башни Казымского острога, экспонирующиеся в музее под открытым небом ИАЭТ СО РАН (ил. 2, 1). Такой выбор обусловлен несколькими причинами. Во-первых, типовой характер многих деревянных башен сибирских острогов. Во-вторых, синхронность сооружения башен Казымско-го и Умревинского острогов в первой четверти XVIII в., установленная по данным дендрохронологиче-ского датирования и наличию закладной монеты. Документация для возведения угловой башни Умре-винского острога была разработана архитекторами НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области.
С 2004 г. проведение археологических раскопок на участке южного тына от угловой башни до проема ворот создало условия для его натурного восстановления. Экспериментальная заготовка тынин в окрестностях Умревинского острога позволила воспроизвести этот процесс максимально достоверно. Проблема доставки леса стояла для острогов, сооружаемых в удалении от лесных ресурсов, достаточно остро. Для Новосибирского Приобья, исходя из степени близости лесных ресурсов, можно предположить наличие двух моделей транспортировки сырья, необходимого при сооружении острога. Во-первых, это сплав древесины в случае ее отсутствия на месте. Во-вторых, сухопутная доставка из близлежащего лесного массива. Эти транспортные модели так же характерны для острогов с различной конструкцией стен и количеством башен, требующих большего или меньшего объема древесного материала. Например, при сооружении тарасных стен и многочисленных башен Чаусского острога был необходим сплав древесины из удаленных лесных массивов (Черный борок). Тыновые стены Умревинского острога и две его башни, находящиеся непосредственно в лесной зоне, могли быть возведены при помощи сухопутной доставки строительного материала. Отличительной особенностью тыновой стены Умревинского острога является характер тынин. Они изготавливались путем разделения бревна на две половины. Применение такого приема может свидетельствовать об ограниченности доступных лесных ресурсов для строительства острога, либо о неких иных неблагоприятных факторах, связанных со строительством оборонительных сооружений.
Современные поиски деревьев для изготовления тынин позволили выявить следующие особенности. Во-первых, необходимые для изготовления тынин тонкие и длинные стволы деревьев находились преимущественно в глубине леса и редко на его краю. Из одного ствола длиной до 15-20 м можно было изготовить 2-3 тынины. При этом диаметр ствола существенно изменяется на протяжении одной ты-нины. Это требовало особого подбора стволов друг к другу, когда одна из тынин устанавливалась в соответствии с естественной ориентацией ствола дерева вверх, а другая, соответственно, вниз. В противном случае ряд тынин приобретал общий наклон по линии стены. Подсчет количества древесных колец в стволах деревьев, предназначенных для изготовления тынин, показал их возраст: от 25 до 100 лет. Такой возраст позволяет осуществить дендрохроноло-гический анализ сохранившихся подлинных остатков тынин Умревинского острога.
Перед установкой все тынины тщательно ошкуривались, в результате чего образовывалось большое количество органических отходов, покрывающих обширную площадь (ил. 3, 1). Так же много щепы оставалось от приострения тынин и выборки в них крепежных пазов (ил. 3, 2). В культурном слое Умре-винского острога не сохранилось никаких следов от таких отходов деревообработки при строительстве и ремонте этого оборонительного сооружения. Возведение тыновой стены велось секциями по несколько тынин от 4 до 7 штук (ил. 3, 3). Для изучения в будущем степени сохранности тынин они были изготовлены как из сухих, так и живых деревьев. Свежие
спиленные и сухие стволы имели различную степень усадки в готовой тыновой стене. После высыхания зазоры между тынинами из свежеспиленных деревьев значительно увеличивались.
С внутренней стороны тына была восстановлена часть помоста. Для него так же использовались бревна, сходные по размерам (сечение и длина) с тынинами. Помост существенно повышает прочность тына.
В рамках продолжения многолетних работ по натурной музеефикации деревянных оборонительных сооружений Умревинского острога (тына, помоста, башни) осуществлялся мониторинг сохранности возведенных деревянных конструкций. Такие наблюдения имели значение не только для уточнения временных рамок сохранности древесины музее-фицированных сооружений, но и для корреляции с результатами археологических исследований, для корректности их интерпретаций.
Например, раскопки участка восстановленного западного тына около угловой башни позволили выявить темпы гниения основания тынин-новоделов. За двенадцать лет у тынин гнилью покрылись значительные участки в верхней части их основания на глубину до нескольких миллиметров (ил. 4, 1). Высокая степень сохранности тынин наблюдалась в непосредственной близости от угла восстановленной башни. Данная особенность ранее была прослежена и в ходе археологических раскопок. Это выражалось не только в количестве сохранившихся тынин, но и степени истлевания их оснований. Такие наблюдения могут дать важную информацию не только для уточнения длительности функциональной сохранности деревянных конструкций острогов, но и для планирования сроков мероприятий по реставрации, а также определения временных промежутков между строительными периодами [Варфоломеев, Шаповалова, 1991]. Степень разрушения тынин за период наблюдений была существенно меньше в сравнении с синхронно восстановленным свайно-столбчатым фундаментом юго-западной угловой башни (спустя десять лет полностью выгнили несколько бревен значительно большего диаметра, чем тынины). В ходе проведенных археологических исследований была зафиксирована фрагментарность сохранности свай башни (ил. 4, 2).
Исходя из корреляции археологических данных и экспериментальных наблюдений, можно утверждать, что тынины имели значительно лучшую сохранность в сравнении со сваями башни, особенно в непосредственной близости от нее. Эта наблюдалось в ходе археологических исследований, когда под северо-восточным углом башни был обнаружен угол тыновой стены первого строительного периода с высокой сохранностью самих тынин. Близкая планиграфическая ситуация прослежена для башен Братского острога [Никитин, 1961]. На основании этих данных можно предполагать, что первоначальным строительным периодом «типового» русского острога в Сибири является возведение прямоугольной тыновой стены, которая впоследствии могла дополняться башнями. На картографических материалах С.У. Ремезова рубежа XVII - XVIII вв. такой начальный строительный период представлен на примере Уртамского острога (ил. 5), выходцы из ко-
торого, согласно письменным источникам, являлись строителями Умревинского острога. В письменных документах, относящихся к XVIII в., так же нашло отражение несколько фактов, связанных с ремонтом деревянных оборонительных сооружений. Например, в путевых заметках Д.Г. Мессершмидта от 1722 г. было отмечено частичное разрушение Умревин-ского острога. Через 12 лет в 1734 г. Г.Ф. Миллер описал оборонительные сооружения Умревинского острога, состоящие из четырехугольного палисада и двух башен [Элерт, 1988]. Учитывая возведение угловой юго-западной башни Умревинского острога на основе нумизматического материала в 30-х гг. XVIII в., можно заключить, что функциональное состояние тынин могло сохраняться на протяжении нескольких десятилетий, поскольку к моменту сооружения башни на углу тыновой стены, возведенной в 1703 г., прошло уже более четверти века.
Восстановление части деревянных оборонительных сооружений (фрагментов южного тына и помоста) Умревинского острога позволило не только продолжить музеефикацию одного из археологических памятников периода русского освоения Сибири в Новосибирском Приобье, но и получить опыт натурного восстановления острога, необходимый для появления его экспериментальной модели, адаптированной для научного мониторинга.
Список литературы
1. Варфоломеев Ю.А., Шаповалова Л.Г. Обеспечение долговечности памятников деревянного зодчества при эксплуатации // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского севера. — Петрозаводск: [Б. и.], 1991. - С. 150-155.
2. Малолетко А.А., Малолетко А.М. Воинство Алтайского горного округа (1726-1917). - Томск: Том. унт, 2012. - 232 с.
3. Медведь А.Н. Музеефикация памятников археологии в России (прошлое и настоящее). - М.: ГНОМ и Д, 2004. - 80 с.
4. Моргунов Ю.Ю. Древо-земляные укрепления Южной Руси X-XIII веков. - М.: Наука, 2009. - 304 с.
5. Никитин А.В. Братский острог // Советская археология. - 1961. - № 2. - С. 213-226.
6. Чертежная книга Сибири. - Т. 1. - М.: Роскарто-графия, 2003. - 100 с.
7. Элерт А.Х. Историко-географическое описание Томского уезда Г.Ф. Миллера (1734 г.) // Источники по истории Сибири досоветского периода. - Новосибирск: Наука, 1988. - С. 59-101.
Список сокращений
ИАЭТ СО РАН - Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.
A.P. Borodovsky1, S.V. Gorokhov2 Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of RAS (Novosibirsk)
[email protected], [email protected]
Preservation of Wooden Defensive Fortifications of the Umrevinsky Ostrog
Abstract. The Umrevinsky Ostrog is an archeological monument of the 18th century (founded in 1703) located in the Novosibirsk Ob region. The archeological studies of the monument have been carried out since 2002. The south-western tower, the northern, western and southern lath walls are excavated. The full-scale reconstruction of the ostrog wooden defensive fortifications is being carried outbased on the obtained data, the results of the archeological studies of other Siberian ostrogs, written and graphic sources, as well as the preserved towers and walls of such ostrogs. One of the two towers, a small part of the western lath wall and a significant piece of the southern lath fence are restored. The reconstruction is carried out under the conditions and using the technologies that are mostly close to those existed at the beginning of the 18th century. The restored structures are monitored in order to record the dynamics of the defensive fortifications state. The obtained data are compared with the results of the archeological studies and mapped into the past to reconstruct the ostrog's history.
Key words: Novosibirsk Ob region, Umrevinsky Ostrog, excavations, tower, lath fence, platform, reconstruction, monitoring
Ил. 1. Место расположения юго-западной угловой башни Умревинского острога после выборки заполнения ленточного свайно-столбчатого фундамента башни и канавки примыкающего тына
(снимок А.П. Бородовского)
А
Ил. 2. Реконструкция юго-западной угловой башни Умревинского острога: 1 - образец для реконструкции - остатки южной башни Казымского острога [Крадин, 1988, рис. 145]; 2 - реконструированная башня Умревинского острога (снимок А.П. Бородовского)
Ил. 4. Гниение элементов конструкции деревянных оборонительных сооружений Умревинского острога: 1 - состояние заглубленной части тынины западной стены спустя 12 лет после установки; 2 - разрушение сваи ленточного свайно-столбчатого фундамента угловой юго-западной башни Умревинского острога (снимки А.П. Бородовского)
Ил. 5. Уртамский острог на карте С.У. Ремезова [Чертежная..., 2003]