Научная статья на тему 'Мутационный скрининг больных с нарушениями функции фибриногена'

Мутационный скрининг больных с нарушениями функции фибриногена Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
77
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Саломашкина В.В., Гончарова М.В., Селиванова Д.С., Пшеничникова О.С., Сергеева А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мутационный скрининг больных с нарушениями функции фибриногена»

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2020; ТОМ 65; №1 |

поэтина (АР-ТПО), ритуксимаб, трансфузии донорских лимфоцитов (ТДЛ), повторные трансфузии CD34+ клеток («буст»). В анализ не во -шли данные проспективного исследования РА-ТПО. Критерии общего ответа на терапию (ОО): Тр >20х109/л, и/или АЧН >0,5х109/л и/или Гем >70 г/л. Кумулятивная частота ОО оценивалась на день 100 от начала терапии с учетом конкурирующих рисков (рецидив, смерть).

Результаты и обсуждение. Кумулятивная частота ОО составила 28, 40, 50 и 90% при использовании сопроводительной терапии, ФР, ПВП и ритуксимаба соответственно (р=0,116). Эффективность комбинированной терапии в зависимости от ведущего метода составила: 40, 50, 50 и 87% для ИДЛ, ритуксимаба, АР-ТПО и «буст» соответственно (р=0,295). Потенциальные причины тГФТ и ответ на варианты терапии представлены в таблице 1. Преобладала поствирусная тГФТ (п=55, 53%) и комбинация факторов (п=25, 24%). В монорежиме были эффективны ПВП и ритуксимаб, остальные варианты терапии представлены единичными случаями. ОО на фоне комбинированной терапии был достигнут в 22 случаях (69% среди ОО). При этом ФР играли наибольшую роль при поствирусной тГФТ.

Заключение. Проведенный анализ выявил преобладание поствирусной и комбинированной тГФТ, а также сложность выбора опреде-

ленной тактики терапии при разных вариантах тГФТ. Эффективность отдельных вариантов лечения может зависеть от этиологии тГФТ.

Таблица 1. Потенциальные причины тГФТ и ответ на различные варианты терапии

Факторы n (%) Ответ на терапию, n (%)

Потенциальные причины тГФТ

Вирусная инфекция 55 (53) 30 (54)

Сепсис 7 (7) 2 (28)

Эндотелиопатия 4 (4) 1 (25)

Иммунная 12 (12) 7 (58)

Комбинация причин 25 (24) 14 (56)

Варианты лечения

Монотерапия: факторы роста противовирусные препараты АР-ТПО ритуксимаб ТДЛ «буст» 21 (20) 22 (21) 1 (1) 6 (6) 1 (1) 2 (4) 8 (38) 11 (50) 1 (100) 5 (83) 1 (100) 1 (50)

Комбинированная терапия 32 (31) 22 (69)

Сопроводительная терапия 18 (18) 5 (28)

Саломашкина В. В., Гончарова М. В., Селиванова Д. С., Пшеничникова О. С., Сергеева А. М., Познякова Ю. М., Яковлева Е. В.,

Димитриева О. С., Сурин В. Л., Зозуля Н. И.

МУТАЦИОННЫЙ СКРИНИНГ БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИИ ФИБРИНОГЕНА

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Нарушения свертываемости крови, вызванные недостатком или нарушением структуры фибриногена, могут иметь наследственный или приобретенный характер и подразделяются на а-, гипо-, дис- и гиподисфибриногенемию. Наследственные нарушения вызываются мутациями в генах субъединиц фибриногена — FGA (а-цепь фибриногена), FGB (р-цепь), FGG ("у-цепь).

Цель работы. Данное исследование посвящено анализу мутаций в генах, кодирующих фибриноген (FGA, FGB, FGG), для пациентов, чьи клинические показатели позволяли подозревать гипо-, дис-или афибриногенемию.

Материалы и методы. В исследование были включены 23 неродственных пациента на основании клинических и коагулоги-ческих показателей (активность фибриногена (г/л), время коагуляции). Поиск мутаций осуществлялся методом секвенирования по Сэнгеру всех функционально значимых фрагментов каждого из трех генов.

Результаты и обсуждение. Мутации в генах фибриногена выявлены у 18 из 23 пациентов. В общей сложности было найдено 13 различных дефектов. Замена в последнем нуклеотиде экзона 6 AAG>AAA (Lys222Lys) гена FGG, нарушающая сплайсинг, встретилась у 4-х пациентов, миссенс-мутация Arg30Юys в том же гене — у 3-х, остальные 11 мутаций были уникальны. По генам мутации распределились следующим образом: FGG — 7 (с учетом мажорных — у 12 из 18 пациентов), FGB — 4 и FGA — 2. У двух пациентов мутации были выявлены в гомозиготном состоянии (афибриногене-мия), у остальных — в гетерозиготном (гипо/дисфибриногенемия). Из 13 идентифицированных мутаций 8 являются новыми (FGB —

Tyr172Asp, Pro192Thr, Gln283Arg, Leu332Arg; FGG - Lys222Lys, Thr264Pro, Cys365Ser, c.501 del243 nt). Патогенность найденных новых миссенс-мутаций подтверждена результатами обработки в программах MutationTaster2, FATHMM, PROVEAN, SIFT, PolyPhen-2. У 5 пациентов с подозрением на гипо/дисфибриногенемию ни в одном из трех генов никаких нарушений обнаружено не было. Статистическая обработка данных коагулогических тестов выявила достоверные различия в активности фибриногена и длительности ТВ между группами пациентов с подтвержденной и исключенной наследственной формой заболевания. Уровень активности фибриногена, несмотря на большую вариабельность последовательных измерений, продемонстрировал достаточно узкий коридор перекрывания между этими группами пациентов — 1,23—1,43 г/л, т.е. ни у одного пациента с найденными мутациями не было выявлено уровня активности фи-бириногена выше 1,43 г/л и ни у одного пациента без мутаций не было выявлено активности фибриногена ниже 1,23 г/л.

Заключение. Спектр мутаций в генах фибриногена в российской популяции, по всей вероятности, весьма разнообразен и имеет свои особенности, поскольку 8 из 13 найденных нарушений оказались новыми, в том числе и мутация сплайсинга Lys222Lys в гене FGG, являющаяся одной из мажорных. При подозрении на наследственную форму гипо/ дисфибриногенемии генетический анализ целесообразно начинать с гена FGG, поскольку мутации в нем встречаются значительно чаще, чем в двух других генах. Дальнейшее расширение выборки может уточнить значение клинических показателей, характерных для больных с наследственными формами нарушения функции фибриногена.

Селиванова Д. С., Демидова Е. Ю., Саломашкина В. В., Познякова Ю. М., Яковлева Е. В., Зозуля Н. И., Сурин В. Л.

СПЕКТРЫ МУТАЦИЙ В ГЕНАХ ФАКТОРОВ СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ VII И XII В РОССИЙСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Наследственные дефициты факторов свертывания крови VII и XII (гипопроконвертенемия и болезнь Хагемана) относятся к коа-гулопатиям с моногенным аутосомно-рецессивным типом наследования. Изучение спектра мутаций, характерного для данной популяции, важно для разработки оптимальной стратегии генодиагностики заболевания.

Цель работы. Работа посвящена установлению спектров мутаций в генах F7 и F12, характерных для российской популяции.

Материалы и методы. При помощи секвенирования по методу Сэнгера определена первичная структура всех функционально важных фрагментов генов F7 и F12 для 39 и 27 неродственных пациентов соответственно.

Результаты и обсуждение. Для гена F7 общий спектр нарушений содержит 18 мутаций, одна из них, микроделеция CD 464delC, является мажорной и найдена у 21 больного (частота аллеля 36%). Для российской популяции эта мутация, вероятно, имеет монофи-летическое происхождение и сцеплена с полиморфизмом А1а354Уа1. Аналогичные данные есть для пациентов из Словакии, где частота аллеля CD464delC; А1а354Уа1 составляет 60% (п=42). Три мутации (CD231delTTG, А1а304Уа1, IVS3 +1 G>A) встретились дважды и одна (-55 С>Т) трижды. Две мутации, IVS4 -1 G>A и Gly22Asp, являются новыми и не описаны ранее в мировой популяции. У большинства исследованных пациентов нарушения соответствовали показателям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.