Научная статья на тему 'Мусульманское право в системе юридических дисциплин'

Мусульманское право в системе юридических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1081
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е В. Крушинская

Учебная дисциплина «Мусульманское право» в системе юридических наук и юридического образования занимает свое особое место, как курс, дающий наиболее глубокие знания о такой правовой системе современности, как мусульманская правовая система, затрагивая вопросы не только теории, но и практики мусульманского права. Изучение мусульманского права представляет не только исторический, но и общетеоретический интерес. Его анализ в сравнительном плане показывает, что некоторые понятия и выводы общей теории права, претендующие на характер общезначимых, нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении с учетом особенностей основных правовых систем современности, одной из которых и является мусульманское право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The academic subject «The Mohammedan law » in the system of jurisprudence and juridical education takes the special place, as a course giving the most profound knowledge about such legal system as the Mohammedan legal system, mentioning the questions not only theories but also practice of the Mohammedan law. Studying of the Mohammedan law represents not only historical, but also general-theoretical interest. Its analysis in the comparative plan shows that some concepts and conclusions of the general theory law applying for character of valid require the further development and specification according to the features of basic legal systems in present days, one of which the Mohammedan law.

Текст научной работы на тему «Мусульманское право в системе юридических дисциплин»

История государства и права

ЕЛЮ

Е.В. КРУШИНСКАЯ,

старший преподаватель Казахстанско-Российского университета,

кандидат юридических наук

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Мусульманское право — самостоятельная правовая система. Поэтому изучение его представляет не только исторический, но и общетеоретический интерес. Его анализ в сравнительном плане показывает, что некоторые понятия и выводы общей теории права, претендующие на характер общезначимых, нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении с учетом особенностей основных правовых систем современности, одной из которых и является мусульманское право. В частности, характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно — путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков (мазхабов). Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из «божественного откровения» и преданий о жизни Пророка (сунны) [1].

С начала XIX в. мусульманское право, как разновидность одной из правовых систем, динамично развивается. В положениях мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений «личного статуса». Историческое сужение сферы действия мусульманского права не является прямолинейной тенденцией. В последние годы наряду с сокращением масштабов применения его норм в отдельных странах наблюдается расширение рамок его действия в других.

При этом не следует забывать, что мусульманское право оказывает влияние на современное общественное развитие рассматриваемых

стран не только в виде системы действующих юридических норм, но и в качестве важного идеологического фактора. Проблемам мусульманского права придается важное значение современными политическими движениями, выступающими под лозунгами ислама, в которых социально-политические аспекты становятся доминирующими. Если учесть, что мусульманское право традиционно рассматривается как главное средство практической реализации сложившихся в исламе представлений о «мусульманском образе жизни» и общественном идеале, то становится понятной существенная роль, которую отводят ему различные политические силы при обосновании своих требований. Мусульманское право и его идеология могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований способствовать выбору пути демократической ориентации.

В настоящее время мусульманское право ни в одной стране исламского мира не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих норм. Иное дело, происходит качественное преобразование структуры мусульманского права на уровне особенностей его правовых норм. Дело в том, что если традиционные мусульманско-правовые нормы в результате деятельности правоведов носили казуальный характер, то при трансформации они все чаще приобретают привычную форму единообразных правил поведения [2]. Иными словами, постепенно «стирается» грань между традиционными решениями правоведов фикха и правотворческой деятельностью государства, которая, наконец, берет процесс нормообразования под непосредственный контроль. Таким образом, мусульманское право все чаще выступает в качестве действующего законодательства, в то время как внешней формой, обрамлением права выступает нормативно-правовой акт государственной власти.

Председатель Международного Совета исламских ученых и Европейского Совета по фет-вам шейх Юсуф аль-Карадави вынес фетву, по поводу развития мусульманского права, в которой, в частности, говорится: «Для осуществления

110 7 М 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

развития и принципа облегчения необходимо признавать изменения, перемены, которые наступают в обществе, независимо от того, является ли их причиной моральная деградация века, согласно терминологии правоведов, или эволюция общества, или возникновение крайних обстоятельств. Отсюда правоведы Шариата и допускают изменение фетвы в зависимости от изменений времени, места, традиций, условий, ссылаясь при этом на путь сподвижников и практику праведных халифов. В наше время это обязывает нас пересмотреть суждения, мнения и точки зрения предшествующих веков. Возможно, что они соответствовали своему времени и своим условиям. Но сегодня они не отвечают настоящему времени с его гигантскими переменами, которые и на ум не приходили нашим предшественникам. Сегодня подобные мнения приносят вред Исламу и мусульманам, искажают положения и мусульманского права» [3].

За долгий период существования ислама многие правители государств препятствовали распространению ислама среди своих народов. Что касается настоящего дня, то уже не существует преград для исповедания ислама, особенно в открытых странах, которые приемлют плюрализм. Мусульмане имеют возможность распространить свой призыв через печатные, аудиовизуальные средства информации. Через теле- и радиотрансляции они могут вещать на весь мир на разных языках и разговаривать с каждым народом на его родном языке, разъясняя как учение Ислама, так и положения мусульманского права [4]. В ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике. При этом следует отметить, что многие положения мусульманского права являются достаточно интересными и экономически оправданными для имплемен-тации их в национальное законодательство. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, -соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. Например, шариатской концепции собственности отводится важное место в теори-

ях исламской экономики, делающих особый упор на такие нормы, как закят, запрет ростовщичества в деятельности исламских банков, вакф, мусульманско-правовая альтернатива страхованию, запрет алеаторных сделок, гражданско-правовая ответственность за ущерб и злоупотребление правом, преимущественное право на приобретение имущества [5]. Данные принципы вполне отвечают требованиям современности и принципам гуманизации права. Важно подчеркнуть, что институты, принципы или отдельные нормы мусульманского права собственности почти всегда включаются в общую систему законодательства, построенного по европейским моделям в мусульманских странах. По вопросам собственности исламская и европейская правовые культуры чаще всего не выступают как оппоненты, а дополняют друг друга или даже эффективно взаимодействуют [6]. Это обстоятельство следует учитывать при оценке перспектив мусульманско-правовой культуры в Казахстане, а также возможной перспективе внедрения некоторых норм мусульманского права в национальное законодательство, но без возможности применения источников мусульманского права наряду с другими источниками права, вопреки имеющимся намерениям. Казахстан - страна, где мусульманский фактор имеет существенное значение. Хотя в Казахстане и отсутствует исламский фундаментализм, ислам - не единственная религия в республике, а сам Казахстан - светское государство, тем не менее, исламский фактор учитывается в силу его роли и влияния в современных международных отношениях. Здесь ислам является первой по степени распространенности религией, и она затрагивает интересы значительной части населения. При сотрудничестве со странами мусульманского мира верующие мусульмане получают возможности для духовного общения.

В научной литературе также встречаются и такие позиции: мусульманские народы во всем мире имеют полное право на самоопределение в плане исламской идентичности, в том числе и на введение у себя исламских законов, при условии, что это не будет нарушать законные права на самоопределение других людей и групп как внутри, так и за пределами мусульманских государств. «В каждом из четырех разделов этой книги я буду отстаивать тезис, что, поскольку принцип взаимности предполагает, что человек должен относиться к другим людям так, как он или она хотели бы, чтобы те относились к нему или к ней, то мусульмане, если они хотят пользоваться своим индивидуальным и коллек-

История государства и права

ГлП

тивным правом на самоопределение, должны признавать подобное право и за другими и гарантировать им это право» [7]. Мусульманский мир переживает период своей значительной активации, и об этом говорят во всех концах плангты. Начиная с исламской революции 1978 г. в Иране, процессы ис-ламизации всей общественной жизни (включая и юридическую сферу) происходили и происходят во многих мусульманских государствах.

Вышеприведенные размышления о сущности мусульманского права позволяют сделать вывод о том, что учебная дисциплина «Мусульманское право» в системе юридических наук и юридического образования занимает свое особое место, как курс, дающий наиболее глубокие знания о такой правовой системе современности как мусульманская правовая система, затрагивая вопросы не только теории, но и практики мусульманского права. В ходе развития и совершенствования правовых государственных систем эта дисциплина имеет практическое значение, и полученные знания применяются в профессиональной деятельности.

Знания основ мусульманского права, в свою очередь позволят провести сравнительные исследования правовых систем современности, а также стимулировать интерес к проблемам, возникающим в процессе правоприменения, изучения, сравнительного анализа мусульманского права, его источников, школ (мазхабов), проблемам возможного внедрения положений мусульманского права в национальное законодательство и др.

Задачи учебной дисциплины «Мусульманское

право» - расширение сферы познания студентов, как будущего практикующего юриста или юриста-теоретика, выработка умения применения опыта сравнительного анализа для правовых реформ своего государства, формирование мнения о позитивных и негативных сторонах мусульманской правовой системы, что способствует развитию диалектического подхода к определенной проблеме в суждении специалиста, тем более юриста. Повышение уровня и качества общеправовых знаний современной юриспруденции, формирование будущих специалистов-компаративистов в области сравнительного правоведения, разрушение правовой ксенофобии. Также изучение курса будет способствовать более глубокому усвоению права, как явления, в первую очередь как нормативного выражения истории, психологии, традиций, культуры и т.д. каждого народа. Теоретический охват дисциплины: понятие мусульманского права, источники мусульманского права, характеристика источников мусульманского права, понятие шариата, история формирования мусульманского права, положение гражданского, семейного, наследственного права в мусульманской правовой системе, положение уголовного, конституционного, международного права в мусульманской правовой системе. В процессе изучения необходимо научиться понимать содержание мусульманского права, самостоятельно применять на практике опыт сравнительного правоведения, решать вопросы правоприменения мусульманского права.

Использованная литература

1. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М., 2004. - С. 192.

2. Гиздатов Г.Г. Мир ислама в лицах. - Алматы, 2001. - С. 87.

3. www.islamonline.net

4. Полосин А.В., Али-заде А. Ислам не такой! А какой? - М., 2008. - С. 78-80.

5. Исламские финансы в современном мире: Экономические и правовые аспекты / Сост. Р.И. Беккин - М., 2004. - С. 22-24.

6. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов. - М., 2010. - С. 44.

7. Барковская Е. Идейный отпор исламизму и борьба за «интеллектуальное наследие ислама» // Азия и Африка сегодня. - 2007. - №5. - С. 16-19.

«Мусылмандыц цуцыц» оцу пэн1 зац гылымдары мен зацдъщ быгм беру саласында мусылмандыц цуцыцтыц жуйе сияцты цазгргг замангы цуцыцтыц жуйе туралы терец бшм беретт курс реттде ерекше орынга ие, пэн барысында тек теория гана емес, сонымен цатар мусылмандыц цуцыцтыц практикалыц жагы да терец царастырылады. Мусылмандыц цуцыцты

112 7 Ns 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

зерттеу барысында тек тарихи гана емес, сонымен цатар жалпы теориялъщ цызыгушылъщты да кврсетедг. Салыстырмалы жоспардагы оныц сараптамасы цщыцтыц жапы теориясында жалпыга мацызды деп саналатын кейбгр тусшктер мен цорытындылар цазгргг замангы нег1зг1 цщыцтыц жуйешц, оныц штде мусылмандыц цуцыцтыц ерекшелжтерт есепке ала отыра, одан эрг де дамытуды жэне дэлелдеудг цажет ететтдтн кврсетедг.

Учебная дисциплина «Мусульманское право» в системе юридических наук и юридического образования занимает свое особое место, как курс, дающий наиболее глубокие знания о такой правовой системе современности, как мусульманская правовая система, затрагивая вопросы не только теории, но и практики мусульманского права. Изучение мусульманского права представляет не только исторический, но и общетеоретический интерес. Его анализ в сравнительном плане показывает, что некоторые понятия и выводы общей теории права, претендующие на характер общезначимых, нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении с учетом особенностей основных правовых систем современности, одной из которых и является мусульманское право.

The academic subject «The Mohammedan law » in the system of jurisprudence and juridical education takes the special place, as a course giving the most profound knowledge about such legal system as the Mohammedan legal system, mentioning the questions not only theories but also practice of the Mohammedan law. Studying of the Mohammedan law represents not only historical, but also general-theoretical interest. Its analysis in the comparative plan shows that some concepts and conclusions of the general theory law applying for character of valid require the further development and specification according to the features of basic legal systems in present days, one of which the Mohammedan law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.