Научная статья на тему 'Интеграция правовых институтов мусульманской школы права в правовую систему Республики Казахстан'

Интеграция правовых институтов мусульманской школы права в правовую систему Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ISLAMIC LAW / МУСУЛЬМАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ISLAMIC LEGAL CULTURE / ИСЛАМСКИЙ БАНК / ISLAMIC BANK / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА / THE LEGAL SYSTEM OF KAZAKHSTAN / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ISLAMIC ECONOMIC MODEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакирова А. М.

В статье рассматриваются вопросы освоения достижений мусульманско-правовой культуры и их совместимости с общими началами казахстанской правовой системы. Выделяется религиозно-правовой фактор в развитии правовой системы Казахстана. Целью работы является понимание того факта, насколько социально оправданным является процесс внедрения правовых институтов мусульманской школы и насколько данные институты содействуют совершенствованию действующего права в Казахстане. В исследовании применяется кросс-культурный подход. Изучение процесса культурно-религиозного возрождения и его влияния на казахстанскую систему права необходимо для систематизации объективных знаний о мусульманском праве. Введение норм, регулирующих деятельность исламского банка в Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» на территории Казахстана, стало доказательством, что юридические нормы мусульманской школы вошли в действующую нормативно-правовую базу Казахстана. Готовность государства воплотить религиозные нормы свидетельствует о том, что правовые институты исламского права социально оправданы и содействуют совершенствованию действующего права в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бакирова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NTEGRATION OF LEGAL INSTITUTIONS OF THE MUSLIM SCHOOL OF LAW IN THE LEGAL SYSTEM OF THE KAZAKHSTAN REPUBLIC

The article deals with the issues of mastering the achievements of the Muslim legal culture and their compatibility with the general principles of the Kazakh legal system. The author singles out the religious and legal factor in the development of the legal system in Kazakhstan. The goal of the research is to define the degree of social justifiability of the introduction of the Muslim school is and to what extent these institutions contribute to the improvement of the existing law in Kazakhstan. The research uses a cross-cultural approach. The study of the process of cultural and religious revival and its influence on the Kazakhstani system of law is necessary for the systematization of objective knowledge of the Muslim law. As a summing up, the article notes that the introduction of the norms regulating the activities of the Islamic Bank into the Law of the Republic of Kazakhstan «On Banks and Banking Activity» proves that the legal norms of the Muslim school has been included in the current regulatory and legal framework of Kazakhstan. The readiness of the state to implement religious norms testifies that the legal institutions of the Islamic law are socially justified and contribute to the improvement of the existing law in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Интеграция правовых институтов мусульманской школы права в правовую систему Республики Казахстан»

УДК 340.13, 340.5

ИНТЕГРАЦИЯ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Айгуль М. Бакирова1, @

1 Российский университет дружбы народов, 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 @ [email protected]

Поступила в редакцию 03.05.2018. Принята к печати 29.06.2018.

Ключевые слова:

мусульманское право, мусульманско-правовая культура, исламский банк, правовая система Казахстана, исламская экономическая модель.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы освоения достижений мусуль-манско-правовой культуры и их совместимости с общими началами казахстанской правовой системы. Выделяется религиозно-правовой фактор в развитии правовой системы Казахстана. Целью работы является понимание того факта, насколько социально оправданным является процесс внедрения правовых институтов мусульманской школы и насколько данные институты содействуют совершенствованию действующего права в Казахстане. В исследовании применяется кросс-культурный подход. Изучение процесса культурно-религиозного возрождения и его влияния на казахстанскую систему права необходимо для систематизации объективных знаний о мусульманском праве. Введение норм, регулирующих деятельность исламского банка в Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» на территории Казахстана, стало доказательством, что юридические нормы мусульманской школы вошли в действующую нормативно-правовую базу Казахстана. Готовность государства воплотить религиозные нормы свидетельствует о том, что правовые институты исламского права социально оправданы и содействуют совершенствованию действующего права в Казахстане.

Для цитирования: Бакирова А. М. Интеграция правовых институтов мусульманской школы права в правовую систему Республики Казахстан // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 58-61.

Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего

Н. А. Назарбаев

Правовая культура номадов складывалась в Казахстане под воздействием различных факторов. Одним из таких факторов стали религиозные нормы, которые в условиях степной цивилизации не являлись решающими. Как известно, арабы вторглись на территорию Средней Азии в VII в. н. э. [1]. На современном этапе развития Казахстана ислам внедряется в различные сферы жизни народа насильственным способом. До того момента основным вероучением кочевников являлось тенгрианство. Номады, как отмечают известные исследователи кочевой цивилизации, были достаточно «слабыми» мусульманами. На это заявление можно сказать следующее: вследствие кочевого образа жизни и особого отношения к свободе ислам носил неустойчивый характер в среде степняков. Кочевников вряд ли можно было назвать фанатичными и верными мусульманами, выполнявшими все нормы шариата. Поэтому современные исследователи называют мусульманскую веру в условиях кочевой цивилизации «светский ислам». Большинство обычаев и традиций, сформировавшихся гораздо ранее, чем пришедший ислам, в эпоху тенгри-анства закрепились настолько прочно, что до сих пор продолжают действовать в настоящее время наравне со светским укладом жизни. После вторжения Арабского

халифата в Среднюю Азию начался процесс переплетения обычаев и традиций номадов с нормами шариата. Ислам в кочевой цивилизации получает своеобразное развитие и постепенно вписывается в существующую традиционную правовую систему. Советский период в истории государства и права Казахстана ознаменовывается сменой традиционного уклада новой идеологией, которая отрицает нормы обычного и мусульманского права. После развала советской системы началась эпоха возрождения обычаев и традиций, которые, пребывая в бездействии на протяжении XX в., получили свое «второе» возрождение в настоящее время. Перед Правительством Казахстана в 90-х гг. XX в. ставилась задача поиска нового государственно-правового мировоззрения. В такой период времени население страны остро нуждалось в новом идеологическом подъеме. Данный этап развития Казахстана отличался не только экономическим, но и в первую очередь идеологическим и духовным кризисом. На смену возникшей идеологической пустоты пришла новая национальная идеология. Перед государством стояла задача национальной самоидентификации с сохранением государственной самостоятельности. В противном случае государство без идеологии, основных направлений государственного и общественного развития может стать жертвой хозяйственной интернационализации, политики глобализации транснациональных корпоративных сил и ведущих мировых держав [2]. В данный момент наблюдается

процесс возврата к накопленным правовым ценностям, к истокам своей отечественной истории. Казахстанская модель государства не является идеальной, большое количество проблем присущи современной политике и экономике страны, однако характерные для данного государства факторы (царская переселенческая политика, история сосланных народов, освоение целинных и залежных земель) подталкивают к поиску своего государственного развития, где немаловажную роль играет культурно-исторический и религиозный аспекты.

Многие специалисты, государствоведы, политологи задаются вопросом о роли религии, а точнее ислама, в новой вехе развития современного Казахстана [3-7]. Ознакомившись с определенными исследованиями по альтернативам вхождения мусульманско-правовой культуры в правовую систему современного Казахстана, наметим ряд вопросов, вызывающих не только правовой, но и политический интерес: 1) как будет выглядеть процесс интеграции мусульманско-правовой культуры в правовую систему Республики Казахстан; 2) насколько необходимо вхождение мусульманско-правовой культуры или ее элементов в нынешнюю правовую систему.

По первому вопросу следует учесть: Казахстан является светским государством1, несмотря на то, что около 70 % населения составляют мусульмане, как утверждает Духовное управление мусульман Казахстана, и из них 10 % людей2, которые придерживаются неукоснительно всех норм шариата. Однако заимствование каких-либо элементов мусульманско-правовой культуры проходит иногда достаточно легко, а порой и не совсем безболезненно. Не стоит забывать - на территории современного Казахстана проживают представители около 140 различных национальностей и практикуется огромное количество конфессий.

Второй вопрос вытекает из первого: стоит ли вообще вводить в действующую правовую систему Казахстана институты, заимствованные из мусульманской системы права. Получается, действующие нормы континентальной системы права недостаточно отражают интересы населения или «не справляются» в современных реалиях. При введении каких-либо норм шариата специалисты задаются вопросом, не окажут ли религиозные правила пагубное воздействие на развитие государства и не привнесёт ли это хаос в существующую правовую систему. Процесс внедрения норм ислама уже начал свое медленное шествие в современной исторической вехе Казахстана. Большинство респондентов отвечает - внедрение

норм мусульманско-правовой культуры принесет только пользу стране. В принципе принимая, что ислам - это не чуждая Казахстану религия, и, учитывая вышеуказанный процент мусульман, такой ответ становится понятным. Однако не стоит списывать со счетов тот факт, что в основном (правоведами такое анкетирование не проводилось в Казахстане) осуществляемые опросы со стороны социологов проводились среди респондентов, которые сами исповедуют ислам и соответственно наиболее лояльно относятся к вопросам проникновения норм мусульманско-правовой культуры [8]. Опросы не проводились среди тех, кто относится к другим конфессиям, или людей, придерживающихся светского образа жизни. Что бы ответили они? Наглядно мы бы хотели продемонстрировать нормы мусульманско-правовой культуры, которые уже находятся на стадии внедрения или введены в правовую систему Казахстана.

Как было отмечено ранее, одной из составляющих казахстанской идеологии стало культурное возрождение, ярким примером которого стало возвращение и внедрение институтов мусульманского права в действующее законодательство Казахстана. 12 февраля 2009 г. Президент Республики Казахстан подписал закон3, направленный на развитие исламского финансирования и исламских банков. Казахстан является первым среди стран СНГ государством, которое приняло меры по внесению первичных изменений в гражданское законодательство в части продвижения исламского финансирования. В ряд законодательных актов Республики Казахстан, таких как Гражданский кодекс4, Налоговый кодекс, Закон «О банках и банковской деятельности»5, Закон «О рынке ценных бумаг»6, были внесены изменения и дополнения касательно исламской экономической модели. Кроме того, были приняты нормативные правовые документы, регулирующие деятельность исламских банков в Республике Казахстан. В 2010 г. в ежегодном Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности»7 Президент страны Н. А. Назарбаев указал на необходимость становления Казахстана как регионального центра исламского банкинга в СНГ и Центральной Азии и вхождения в десятку ведущих финансовых центров Азии до 2020 г. В 2012 г. постановлением Правительства Республики Казахстан была утверждена «Дорожная карта развития исламского финансирования до 2020 года»8. Данный документ включает в себя восемь основных

1 Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. (с изм. и доп. на 10.03.2017).

2 Официальный сайт Духовного Управления Мусульман Казахстана за 2017 год. Режим доступа: http://www.muftyat.kz/ru (дата обращения: 29.04.2018).

3 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации и деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования. Закон Республики Казахстан от 12 февраля 2009 г. № 133-1У

4 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. № 268-ХШ. Режим доступа: https://vitaminka.kz/legislation/low/334-kodeks-respubliki-kazaxstan-ot-27-dekabrya-1994-goda-268-xiii (дата обращения: 29.04.2018).

5 О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. № 2444.

6 О рынке ценных бумаг. Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 г. № 461.

7 Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 29 января 2010 г. Режим доступа: http://strategy2050.kz/ ru/president/13 (дата обращения: 29.04.2018).

8 Об утверждении Дорожной карты развития исламского финансирования до 2020 года. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2012 г.

направлений: совершенствование законодательства; проведение информационно-разъяснительной работы; развитие исламской финансовой инфраструктуры; развитие международного сотрудничества; развитие государственного сектора; развитие рынка исламских финансовых услуг; научно-образовательная работа и работа с инвесторами.

Введение норм, регулирующих деятельность исламского банка в Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности»9 на территории Казахстана, стало доказательством того, что нормы мусульманского толка вошли в действующую нормативно-правовую базу страны. Банковское законодательство описывает правовое положение исламского банка, которому с религиозной точки зрения при выдаче кредита категорически запрещается взимать процент за пользование денежными средствами. Для любого верующего вне зависимости от конфессии ростовщичество - это грех. Данное правило заимствовано из норм шариата. Применение норм исламского права можно рас-

ценивать как доказательство вхождения элементов мусульманско-правовой культуры в современное банковское законодательство Казахстана. Влияние шариата на правовую культуру Казахстана до сих пор полностью и должным образом не изучено и не получило соответствующей оценки.

Готовность государства воплотить исламские религиозные нормы сегодня говорит о том, что данные правовые институты социально оправданы и содействуют совершенствованию действующего права в Казахстане. Это пример того случая, когда правила мусульман-ско-правовой школы претворились и стали нормой права в действующем законодательстве. Исламские финансовые институты в Казахстане становятся непревзойденным и всеобъемлющим инструментом организации общественных отношений из всех средств социального регулирования и контроля. Это стало возможным благодаря модели исламского банкинга, основанной на этических принципах ведения бизнеса.

9 О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. № 2444.

Литература

1. Гмыря Л. Б. Хазары на Кавказе // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. I. Народы степной Евразии в древности. Казань: Рухият, 2002. С. 277-295.

2. Борбасов С. М., Алияров Е. К. Приоритеты национальной идеологии Казахстана // Национальное строительство в Казахстане: проблемы и суждения. Алматы, 2009. С. 26-29.

3. Бусурманов Ж. Д. Суд биев кочевой цивилизации казахов и вопросы преемственности судебно-правовой реформы независимого Казахстана // Древний мир права казахов. Т. 10. Алматы: Жеп жаргы, 2012. С. 434-436.

4. Гумилев Л. Н., Гумилев Л. Н. Древние тюрки. В 2-х кн. / сост. А. И. Куркчи. М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. Кн. 1. 480 с.

5. Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан / ред. М. Т. Бай-маханова. Алматы: КазГЮА, 2001. 287 с.

6. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997. 48 с.

7. Немытина М. В. Цивилизационно-культурный подход в правоведении // Вестник университета им. О. Е. Кута-фина. № 4. 2017. С. 28-40.

8. Основы этических (исламских) финансов / под ред. Е. А. Байдаулет. Павлодар: Типография Сытина, 2014. 326 с.

INTEGRATION OF LEGAL INSTITUTIONS OF THE MUSLIM SCHOOL OF LAW IN THE LEGAL SYSTEM OF THE KAZAKHSTAN REPUBLIC Aigul M. Bakirova1 @

1 Peoples Friendship University of Russia, 6, Miklukho-Maklaya St., Moscow, Russia, 117198 @ [email protected]

Received 03.05.2018. Accepted 29.06.2018.

Keywords: Islamic law, Islamic legal culture, Islamic bank, the legal system of Kazakhstan, Islamic economic model.

Abstract: The article deals with the issues of mastering the achievements of the Muslim legal culture and their compatibility with the general principles of the Kazakh legal system. The author singles out the religious and legal factor in the development of the legal system in Kazakhstan. The goal of the research is to define the degree of social justifiability of the introduction of the Muslim school is and to what extent these institutions contribute to the improvement of the existing law in Kazakhstan. The research uses a cross-cultural approach. The study of the process of cultural and religious revival and its influence on the Kazakhstani system of law is necessary for the

systematization of objective knowledge of the Muslim law. As a summing up, the article notes that the introduction of the norms regulating the activities of the Islamic Bank into the Law of the Republic of Kazakhstan «On Banks and Banking Activity» proves that the legal norms of the Muslim school has been included in the current regulatory and legal framework of Kazakhstan. The readiness of the state to implement religious norms testifies that the legal institutions of the Islamic law are socially justified and contribute to the improvement of the existing law in Kazakhstan.

For citation: Bakirova A. M. Integratsiia pravovykh institutov musul'manskoi shkoly prava v pravovuiu sistemu Respubliki Kazakhstan [Integration of Legal Institutions of the Muslim School of Law in the Legal System of the Kazakhstan Republic].

Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2018): 58-61.

References

1. Gmyria L. B. Khazary na Kavkaze [Khazars in the Caucasus]. Istoriia tatar s drevneishikh vremen v semi tomakh. T. I. Narody stepnoi Evrazii v drevnosti [History of the Tatars from ancient times in seven volumes. Vol. I. Peoples of the steppe Eurasia in antiquity]. Kazan': Rukhiiat, 2002, 277-295.

2. Borbasov S. M., Aliiarov E. K. Prioritety natsional'noi ideologii Kazakhstana [Priorities of the National Ideology of Kazakhstan]. Natsional'noestroitel'stvo vKazakhstane:problemy i suzhdeniia [National Construction in Kazakhstan: Problems and Judgments]. Almaty, 2009, 26-29.

3. Busurmanov Zh. D. Sud biev kochevoi tsivilizatsii kazakhov i voprosy preemstvennosti sudebno-pravovoi reformy nezavisimogo Kazakhstana [The court of biys of nomadic civilization of Kazakhs and the continuity issues of the judicial-legal reform of independent Kazakhstan]. Drevnii mir prava kazakhov [Ancient world of the rights of Kazakhs]. Almaty: Zheti zharry, vol. 10 (2012): 434-436.

4. Gumilev L. N., Gumilev L. N. Drevnie tiurki [Ancient Türks]. Comp. Kurkchi A. I. Moscow: Institut DI-DIK, book 1 (1999): 480.

5. Stanovlenie pravovogo gosudarstva i konstitutsionnyi protsess v Respublike Kazakhstan [The formation of the rule of law and the constitutional process in the Republic of Kazakhstan]. Ed. Baimakhanova M. T. Almaty: KazGIuA, 2001, 287.

6. Siukiiainen L. R. Shariat i musul'mansko-pravovaia kul'tura [Sharia and Muslim-legal culture]. Moscow: Institut gosudarstva i prava Rossiiskoi Akademii nauk, 1997, 48.

7. Nemytina M. V Tsivilizatsionno-kul'turnyi podkhod v pravovedenii [Civilizational-cultural approach in legal studies]. Vestnik universiteta im. O. E. Kutafina = Courier of the Kutafin Moscow State Law University, no. 4 (2017): 28-40.

8. Osnovy eticheskikh (islamskikh)finansov [Fundamentals of Ethical (Islamic) Finance]. Ed. Baidaulet E. A. Pavlodar: Tipografiia Sytina, 2014, 326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.