INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original paper
© Sh.Z.Abduraimov1^_
1Namangan davlat pedagogika instituti, Namangan, Uzbekiston
Annotatsiya
KIRISH: musiqa shaxslar va jamoalarning madaniy va milliy o'ziga xosligida hal qiluvchi rol o'ynaydi. Musiqani ta'lim muassasalariga, xususan, musiqa to'garaklari orqali kiritish o'quvchilarning milliy ma'naviyatini anglash va qadrlashini sezilarli darajada oshiradi.
MAQSAD: ushbu tadqiqotning asosiy maqsadi musiqa to'garaklarida qatnashish orqali o'quvchilarda milliy ma'naviyat tushunchalarini shakllantirish usullarini aniqlash va baholashdan iborat.
MATERIALLAR VA METODLAR: ushbu tadqiqot sifat va miqdoriy ma'lumotlarni yig'ishni birlashtirgan aralash usullardan foydalanadi. Sifatli ma'lumotlar musiqa o'qituvchilari, talabalar va madaniyat mutaxassislari bilan suhbatlar, shuningdek, musiqa to'garagi faoliyatini kuzatish orqali olinadi.
MUHOKAMA VA NATIJALAR: natijalar o'quvchilarda milliy ma'naviyat haqidagi tushunchalarni shakllantirishda musiqa to'garaklari samarali ekanligini ko'rsatdi. Asosiy usullardan an'anaviy musiqa repertuaridan foydalanish, musiqa darslariga tarixiy va madaniy kontekstlarni kiritish, musiqa ijodkorligi va sahna ko'rinishlarida faol ishtirok etishni rag'batlantirish kiradi.
XULOSA: mazkur tadqiqot musiqa to'garaklarining o'quvchilarda milliy ma'naviyat haqidagi tasavvurlarini shakllantirishda qudratli vosita sifatidagi imkoniyatlarini ta'kidlaydi.
Kalit so'zlar: musiqa, san'at, madaniyat, yoshlar, jamiyat, millat, ong, qadriyat, oila, qiziqish, musiqa madaniyati, to'garaq, dars, maqsad.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ О НАЦИОНАЛЬНОМ ДУХЕ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖКОВ_
© Ш.З.Абдураимов 1Н
Жаманганский государственный педагогический институт, Наманган, Узбекистан Аннотация
Iqtibos uchun: Abduraimov Sh.Z. Musiqa to'garaklari asosida o'quvchilarda milliy ruhiyat tushunchalarini shakllantirish usullari. // Inter education & global study. 2024. №5(1). B.44-51.
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
ВВЕДЕНИЕ: музыка играет решающую роль в культурной и национальной идентичности людей и сообществ. Внедрение музыки в учебные заведения, особенно через музыкальные кружки, значительно повышает понимание и оценку учащимися национальной духовности.
ЦЕЛЬ: основной целью данного исследования является определение и оценка методов формирования национальной духовности у студентов через участие в музыкальных кружках.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в данном исследовании используются смешанные методы, сочетающие сбор качественных и количественных данных. Качественные данные получены путем интервью с преподавателями музыки, студентами и культурологами, а также наблюдения за деятельностью музыкальных клубов.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: результаты показали, что музыкальные кружки эффективны в формировании у студентов представлений о национальной духовности. Ключевые методы включают использование традиционного музыкального репертуара, включение исторического и культурного контекста в уроки музыки и поощрение активного участия в музыкальном творчестве и исполнении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: данное исследование подчеркивает потенциал музыкальных клубов как мощного инструмента формирования у студентов представлений о национальной духовности.
Ключевые слова: музыка, искусство, культура, молодежь, общество, нация, сознание, ценности, семья, интерес, музыкальная культура, кружок, урок, цель.
METHODS OF FORMING STUDENTS' CONCEPTS OF NATIONAL SPIRIT BASED ON MUSIC CIRCLES_
© Sherzod Z. Abduraimov1®
1Namangan State Pedagogical Institute, Namangan, Uzbekistan_
INTRODUCTION: music plays a crucial role in the cultural and national identity of individuals and communities. The introduction of music into educational institutions, especially through music clubs, significantly increases students' understanding and appreciation of national spirituality.
AIM: the main purpose of this study is to determine and evaluate the methods of formation of national spirituality in students through participation in music clubs.
MATERIALS AND METHODS: this study uses mixed methods combining qualitative and quantitative data collection. Qualitative data is obtained through
Для цитирования: Абдураимов Ш.З. Mетоды формирования представлений студентов о нaционалном духе на основе музыкалных кружков. // Inter education & global study. 2024. №5(1). С. 44-51.
Annotation
ISSN 2992-9024 (online) 2024, №5(1)
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
interviews with music teachers, students and cultural experts, as well as observation of music club activities.
DISCUSSION AND RESULTS: the results showed that music clubs are effective in forming students' understanding of national spirituality. Key methods include using traditional music repertoire, incorporating historical and cultural contexts into music lessons, and encouraging active participation in musical creativity and performance.
CONCLUSION: this study highlights the potential of music clubs as a powerful tool in forming students' perceptions of national spirituality.
Key words: music, art, culture, youth, society, nation, consciousness, value, family, interest, music culture, club, lesson, purpose.
For citation: Sherzod Z. Abduraimov. (2024) Methods of forming students' concepts of national spirit based on music circles, Inter education & global study, (5(1)), pp. 44-51. (In Russ).
То, что музыкалное искусство является средством формирования тех или иных качеств у студентов и молодежи, и образа жизни узбекского народа в целом, подтверждается в высказываниях Президента Шавката Мизиеева через средства массовой информации. Действително, любов к музыке, искусству, внимание к музыкалной културе формируется в условиях семи и общества всех слоев населения, начиная с детства. Здес, по словам Первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова, «трудно найти в нашей стране человека, который живет, не ощущая живителного действия музыки в своем доме, без барабана, кружка или другой музыкалный инструмент». [1. С;27] Именно поэтому рационалное исползование ее образователных возможностей является важной педагогической задачей, поэтому к ее содержанию пред'являются определенные требования. Потому что музыка занимает одно из главных мест среди искусств по своему влиянию. Именно поэтому в настоящее время в нашей республике болшое внимание уделяется творческим клубам и музыкалным школам. Основная цел этих учреждений - привлечение молодежи к искусству, научит ее ценит наши националные ценности и развиват ее музыкалные способности.
Развитие духовности напрямую связано с историей способностей определенного народа и нации и, с одной стороны, имеет националный характер. С другой стороны, посколку нации и народы не могут существоват изолированно от общества, оно охватывает универсалные аспекты, свойственные всему человечеству. В духовности национализм и универсализм гармонируют друг с другом, дополняя и обогащая друг друга, развиваяс от простого к сложному, снизу вверх. В этом смысле открылис широкие возможности для развития искусства и културы других народов. Открытое в Узбекистане не толко социално-политическое явление, но и идея о том, что его следует исползоват как средство формирования
© intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 5(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
представлений о националной идее в сознании студентов и молодежи, еще раз подтверждает, что вопрос разработки содержания этот процесс очен актуален.
Клубы «Хор», «Танец», «Инструменталисты», «Маком», «Песня и танец» внеклассных музыкалных кружков являются логическим продолжением образователного предмета «Музыкалная култура», формой углубленного обучения. Поэтому необходимо будет оснастит классы современным оборудованием, обеспечит музыкалными инструментами и учебными пособиями, обогатит их программами и методическими пособиями. [2.С;65] Для обеспечения эффективности работы в этом направлении необходимо исползоват средства массовой информации, организовыват концерты и встречи с участниками клуба в школах, изучат взаимоотношения руководителя клуба со школой.
Все мероприятия, проводимые во внеклассных клубах, носят не толко образователный, но и воспитателный характер для молодежи. Прежде всего, это проявляется в такой деятелности, как укрепление и далнейшее совершенствование знаний учащихся в школе, повышение их интереса ко всем предметам, создание новых знаний, умений и навыков. Необходимо определит содержание кружковых занятий, повысит его педагогическую и методическую эффективност, основываяс на понятиях националной идеологии, националного наследия и националного искусства.
Известно, что основной деятелностю музыкалных клубов вне занятий является учеба и работа. Благодаря этой деятелности они познают внешний социалный мир, накапливаются их мировоззрение и духовные знания, умения и воображение. Концепты националной идеи - это такие знания, понятия, идеи и педагогические факторы националных ценностей в сознании учащегося, которые реализуются в процессе обучения в сотрудничестве ученик-педагог. В частности, с помощю педагогической подготовки, интерпретационного обучения, базовых схем, основных символов и ролевых методов, которые широко исползуются в ходе групповых занятий, учащиеся проявляют активност среди сверстников, усваивают закономерности социалного поведения и действий, вводят жизни взрослых, и в зависимости от роли, которую играют ученики, - они подчиняются друг другу и учатся управлят. Таким образом, у ученика начинают формироватся интеллектуалные способности, чувство личного и общественного долга, острота умственного содержания, чувства равенства, демократичности, солидарности, такие человеческие качества, как искренност, чест, вежливост и коммуникабелност. высокие чувства в практику - в молодом человеке воспитывается стремление к совершенству. Поэтому формирование адекватных знаний и представлений о нравственных ценностях и человеческих качествах в мировоззрении школников является основой их формирования как совершенной личности. Научное изучение хода этого процесса и создание условий, основанных на научных законах, в свою очеред, служат методическим инструментом для всех учителей и педагогов, участвующих в формировании человеческой личности. Достижения на пути
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
развития видны не толко в показателях экономического и политического роста, но и в моралном и духовном настроении людей.
Невежество - это забвение общего блага, ограничение во всех вопросах узкими личными интересами. Такая духовная среда является барером для развития общества.
Во все периоды были самоотверженные люди, ярые патриоты, люди, много думавшие о судбе нации и страны, переживавшие, искавшие новые возможности националной независимости и пытавшиеся их реализоват. Такие люди не рождаются патриотами, их вера формируется в процессе воспитания. Процесс формирования представлений о националной идее уместно принят в мировоззрении студентов-юношей, которые занимаются в музыкалных кружках вне школы.
Любов и вера к Родине были основой практической деятелности всех людей, отдавших свою жизн за народ и страну. Такие деятели, как Бехбуди, Фитрат, Чолпон, Абдулла Авлони, Тавалло, Абдулла Кадри, были не толко просветителями, но и прежде всего. все патриоты. Они думали об интересах и перспективах Родины и народа, даже если потеряли комфорт и покой.
Понятие солидарности в авторитарной педагогике трактуется как педагогическое воздействие педагога на ученика, то, что поведение ребенка должно формироватся в резултате активных действий взрослых, и ребенок готов воспринимат воспитателное влияние взрослых без слова. Башарти, если прежняя педагогика основывалас на правиле служебного (по приказу) и одностороннего воздействия, то нынешняя педагогика должна основыватся на правиле совместной деятелности. Это подразумевает не толко формирование нового поколения педагогов и повышение их педагогического мастерства. [3. С; 43] Это также требует создания соответствующей педагогической среды для развития, солидарности, сотрудничества всегда является одним из проявлений демократии, основанной на принятии индивидуалных интересов учащегося.
Перед нами стоит задача создат систему взаимоотношений педагога и ученика, обеспечивающую сотрудничество преподавателя и ученика, способствующую соблюдению интересов и увлечений, создающую возможност раскрытия способностей ученика.
п у V
В рамках демократической педагогики, ориентированной на развитие личности, гармония гуманитарных отношений имеет особую ценност, посколку педагог помогает понят глубокий смысл своих личных отношений во взаимоотношениях с человеком, которого он воспитывает.
Педагогическое сотрудничество создает у учащихся взаимопонимание, доверие и взаимную поддержку, готовност к творческому сотрудничеству, что обеспечивает глубокое понимание нравственных ценностей, националных традиций, сути идеи националного очищения, националной независимости.
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Уровен исторического и социалного развития доказывает, что при изменении социално-экономической политической структуры общества эти изменения требуют, прежде всего, реформирования системы образования, ее сущности и содержания. Иными словами, воспитыват и воспитыват учащихся в духе духовной зрелости, уважения к националным ценностям и традициям, формироват у них позитивное отношение к жизни и нашему националному културному наследию, создават необходимые условия для их моралного здоровя, духовно свежее развитие, избегая официалной педагогики, требует, чтобы деятелност руководителя кружка и ученика строилас на основе совместной педагогики. Причина этого в том, что предыдущее образование основывалос на правиле, согласно которому темп и об'ем изучения «ценностей» учебных материалов должен быт «средним» и что все учащиеся должны осваиват их одновременно (т. е. оно было направлено на «средний» студент и выпускник соответственно должны находится на этом уровне).
Проявляя способности и таланты учащихся во всех аспектах, обеспечивая приоритет националных и общечеловеческих идеалов и ценностей и педагогических факторов, достигая гармонии во взаимодействии личности, общества и окружающей среды, во взаимоотношениях ученика и учителя, с глубоким человеческим уважением к традиционным отношениям «магистр-ученик» доведение до азов является основным направлением гуманизации образования, обеспечивающим взаимопонимание и сотрудничество суб'ектов образователного процесса. Коллективная педагогика позволяет определит исследователскую проблему необходимости создания теоретических и идей образования и воспитания молодежи в духе современности.
Музыкалные кружки об'единяют детей в одну команду по интересам. Независимо от возраста, если воспитател является мастером своего дела, уровен его творческих способностей повысится во время общения с детми.
Руководител кружка должен ориентироватся на обеспечение самостоятелности образования в ходе своей работы. Важно, чтобы он всесторонне изучил содержание дошколного и образователного процесса по своей специалности и организовал на ее основе деятелност. Толко тогда студентов будет привлекат непрерывност образования, они познакомятся с лучшими националными традициями и мировыми културными богатствами.
Всем известно, что во многих развитых странах к совершенствованию образования и обучения подходят творчески, и в связи с этим на первое место ставится вопрос практической эффективности, не ограничиваяс рамками теоретических представлений. [4. С;18] Но каким бы хорошим ни был опыт этих стран, мы не можем слепо применят его к нашей реалности. Любые современные методы воспитания будут имет положителный эффект толко в том случае, если они будут связаны с нашей моралю, нравами, образом жизни, ценностями наших националных традиций.
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Согласно программе «Музыкалная култура» общеобразователных школ музыкалная грамотност состоит не толко из способов нотации, но и из композиции общих музыкалных знаний учащихся, комплекса общих знаний и понятий (музыкалные формы, жанры, исполнение музыкалных произведений). инструменты, народная музыка), чтобы научит их различиям, местным стилям националной музыки, классической музыке, нотации и т. д.). [2] Таким образом, с помощю выразителных средств музыки они вместе с учащимися учатся образно, логически, творчески мыслит, расширяется их грамотност, воображение, формируется националное самосознание. Здес средства выразителности связаны с содержанием, характером музыкалного произведения, исползованием в нем средств выразителности. Описание и разработка образов осуществляется с помощю музыкалных терминов музыкалной грамоты: темп, динамические признаки, гармония, тоналност, тембр, регистр и т. д.
Темп или темп указывает на скорост движения в развитии музыкалного произведения, разделенную на медленный, средний и быстрый темпы. Учащиеся делятся на медленные, средние и быстрые темпы с указанием скорости движения. Характер каждого темпа необходимо передат образно, чтобы учащиеся почувствовали скорост движения как средство выразителности. Медленные темпы (Lento? Lago) исползуются для выражения масштабных образов, печалных, грустных, меланхоличных, тихих, характерных. Или быстрые темпы (Виво, Аллегретто) представляют собой изображения неболшого размера, подвижного, веселого, жизнерадостного, игривого характера. В то же время тембр, динамические знаки и регистры помогают формироват вышеперечисленные характеры человеческого мышления. При об'яснении нижнего регистра вместе с изображением таких животных, как болшой, грубо передвигающийся медвед, слон, в воображении учащихся могут возникат такие понятия, как грустный, мрачный, угрюмый, тихий, страшный и ужасный. [5. С;32] Недаром они выражаются в таких музыкалных инструментах, как бас или контрабас. Напротив, характерными чертами верхнего регистра являются жизнерадостност, подвижност, жизнерадостност и игривост, а исползование высокочастотных инструментов, таких как флейты и скрипки, которые представляют такие образы, как кролики, мыши и бабочки, помогает формироват образное мышление.
Эти инструменты, без сомнения, создают возможност получит обширную и подробную информацию об изучаемых произведениях искусства, подвергнутся их влиянию, сделат выводы и понят их сут. [6. С;10] В частности, при исползовании средств выразителности в музыкалной деятелности, выборе произведений, имеющих различный визуалный и исполнителский характер (контраст), сравнении их обоих при прослушивании фрагментов или целиком, отделно характеризуя факторы музыкалного восприятия, показано их положителное влияние на формирование музыкалного восприятия. Например, А. Мансуров. музыка, песня «Узбекистан-она-онажон» на стихотворение А. Кочимова и музыка Р. Абдуллаева
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
на стихотворение Н. Нарзуллаева «Тюлпаны независимости» в процессе прослушивания и изучения выразителных произведений, сохраняющих характер и настроение произведений (темп, ритм, динамика, тембр) благодаря простому и особенному об'яснению роли становится возможным научится воспринимат такие понятия, как праздник и радост, пробуждат соответствующие этому настроению душевные переживания и представления. , формироват такие идеи, как мир страны, развитие Родины.
При обучении в музыкалных кружках преподавател имеет знания теории музыки и ряд идеологических образований по следующим аспектам:
что наша нация обрела политическую независимост благодаря независимости;
что у него была возможност на практике определит свою судбу; что ест возможност изучит исконные духовные и исторические корни нашего народа;
Особое внимание необходимо уделит освещению необходимости укрепления независимости и стабилности республики на конкретных примерах.
АДАБИЁТЛАР РУЙХАТИ | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
1. Karimov I. "Yuksak ma'naviyat yengilmas kuch".T.: "Ma'naviyat" 2008.
2. Umumiy o'rta talim Davlat talim standartlari va o'quv dasturlari . Ta'lim taraqqiyoti 6-son.T.Sharq 1999, 46-85 betlar
3. Ishmuxammedov R.J. Innovatsion texnologiyalar yordamida ta'lim samaradorligini oshirish yo'llari. T. Nizomiy nomidagi TDPU 2004 y.
4. Panjiev Q.B., Karimova D.A., Karimova N.J. Musiqa to'garaklarni tashkil etish. O'quv qo'llanma. T.: 2020 y
5. Fozilov J., Sultonov R., Saidov H. O'qituvchi ma'naviyatini shakllantirish. Toshkent "Sharq " 2000 y.
6. Григорян С.Н. "Из истории философии средней Азии и Иран 7-8 век.". М. 1960 й.
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМAЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
HAbduraimov Sherzod Zokir o'g'li, O'qituvchi, [Абдураимов Шерзод Зокирович, Учитель], [Sherzod Z. Abduraimov, Teacher]; manzil: O'zbekiston, Namangan sh., Uychi ko'chasi, 316-uy [адрес: Узбекистан, ул. Уйчи, 316, г. Наманган], [address: Uzbekistan, 316, Uychi st., Namangan city]