IYASI VOSIT
Nurullayev Y.F. Buxoro davlat pedagogika instituti, musiqa va tasviriy
san'at kafedrasi
Annotatsiya. Bolalar ilk yoshi dasturning o'zgaruvchan komponenti bo'lib, taqvim voqealari va jamoaviy va individual musiqiy va o'yin xususiyatlarini amalga oshirish rejasi bilan bog'liq holda o'zgartirilishi va to'ldirilishi mumkin. Mazkur maqola Musiqa ta'limi yo'nalishining mutaxassislari uchun yozilgan."Maktabgacha ta'lim muassasasida musiqa" fani musiqa o'qituvchisi sifatidagi bitiruv malakaviy siklining milliy-mintaqaviy (universitet) komponentiga kiritilgan.
Kalit so'zlar: Ta'lim psixologiyasi, vokal musiqasini o'rgatish, o'rganish motivatsiyasi, psixologiya, yosh xonandalar rivojlanishiKalit so'zlar: ta'lim psixologiyasi, vokal musiqasini o'rgatish, o'rganish motivatsiyasi, psixologiya, yosh xonandalar rivojlanishi.
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Нуруллаев Я.Ф. Бухарский государственный педагогический институт, кафедра музыки и изобразительного искусства
Аннотация. Ранний возраст является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально музыкально- игровой особенности. Данная научная статья предназначена всем специалистам, деятелям сферы Музыкальное образование. Дисциплина «музыка в дошкольном образовательном учреждении» входит в национально - региональный (вузовский) компонент цикла квалификация выпускника - учитель музыки.
Ключевые слова: Педагогическая психология, преподавание вокальной музыки, мотивация обучения, психология, развитие юных певцов.
MUSIC AS A MEANS OF EDUCATION OF CHILDREN Nurullaev Y.F. BukhSPI, Department of "Music and Fine Arts"
Annotation. Early age is a variable component of the program and can be changed and supplemented in connection with calendar events and a plan for the implementation of collective and individual musical and gaming features. This scientific article is intended for all specialists and workers in the field of Music education.
Keywords: educational psychology, teaching vocal music, motivation for learning, psychology, development of young singers.
^Методическая работа в образовательном учреждении
дополнительного образования детей наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности преподавателей в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе.
Целью методической и инновационной работы является повышение профессиональной компетентности педагогического мастерства преподавателей.
Задачи:
1.Совершенствование структуры и содержания учебных дисциплин образовательных областей.
2.Совеоршенствование методики преподавания учебных занятий.
3.Повышение научно -педагогической квалификации преподавателей.
4.Совершенствование учебно-методического обеспечения учебных занятий.
5.Отработка способов формирования готовности к творческой самореализации личности ребенка (в рамках развития школы).
Наиболее приоритетными направлениями методической работы школы являются:
-обеспечение управления образовательным процессом в школе;
-информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность;
-обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
-обеспечение аналитической экспертизы;
-обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства преподавателей.
Чтобы содержание методической работы отвечало запросам преподавателей и способствовало их саморазвитию, работа школы планируется в соответствии с учетом профессиональных затруднений школьного коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из методических отделений с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства.
Анализ методической работы проводится по следующим направлениям:
-статистика педагогических кадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям;
-анализ работы методического совета; -анализ работы методических отделений;
-актуальность тем педагогического совета, семинаров, мастер-классов; -работа с молодыми специалистами; -аттестация педагогических кадров, ее итоги, результат; -использование новых учебных и авторских программ; -основные недостатки, проблемы и пути их решения. Невозможно говорить о перспективах развития, о реализации программы модернизации образования, о внедрении в педагогическую практику новых форм и методов организации учебного процесса без системной работы по обучению преподавателей. Система повышения квалификации педагогических кадров включает в себя следующие этапы:
-изучение теории: новых педагогических технологий, форм и методов организации образовательного процесса;
-апробация на практике тех или иных инноваций, практическое применение
теоретического материала;
-демонстрация практических умений в использовании современных педагогических технологий;
-обобщение опыта, анализ проблем достигнутых результатов, пути решения данных проблем, деятельность школы по повышению профессионального мастерства преподавателей.
Для полноты реализации планов методической и инновационной работ преподаватели и концертмейстеры принимают активное участие в работе специалистов культуры и искусства «Бухарский областной учебно -методический центр».
Преподаватели школы освоили и осваивают новые образовательные технологии и методики, так как сегодня возросла потребность в преподавателе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством творческого ее обновления за счет применения современных образовательных технологий.
В целом в работе с преподавателями можно считать следующие результаты:
-стабильность и результативность прохождения аттестации на основе современных педагогической технологий;
-совершенствование теоретической и практической подготовки преподавателей и вопросов, связанных с совершенствованием педагогических технологий;
-разработка по современным педагогическом технологиям практических материалов и творческих отчетов;
-хорошие показатели качества и эффективность проведения уроков, более 75% уроков оценены на «отлично» и «хорошо»;
-результаты инновационной деятельности методических объединений и отдельных преподавателей.
Использование икт-технологий в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников музыкальный руководитель. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. На сегодняшний день одним из путей модернизации в образовании, является информатизация. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду уже невозможно представить себе работу без них. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. Поэтому для нас педагогов важно с помощью информатизации создать условия для ребенка по адаптации в современной жизни, важно помочь ему войти в мир новых технологий, научить работать с информацией, организовать процесс обучения так, чтобы на музыкальных занятиях ребенок занимался активно и с увлечением, то есть создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации. Помочь музыкальному руководителю в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ:-детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность,-осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей. ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как средство представленные на слайде. При этом использование ИКТ позволяет эффективно развивать все виды восприятия у дошкольников и школьников (слуховое, зрительное, чувственное), а также задействовать все виды памяти (зрительную, образную, слуховую и др.).
При проведении исследование в школе № 30 учитель факультета искусствознаний, кафедры «Музыкальное образование» наставники -старшими преподавателями Нуруллаев Ф.Г. и Холиков К.Б. использование ИКТ эффект в школе №30 г. Бухары зрительную, образную, слуховую и др. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал. Так как мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, они
оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольников, каждый элемент мультимедийных технологий должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей, материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного и вызывать у детей интерес к учебному процессу, важным моментом является и смена видов музыкальной деятельности.
Преобладающей формой мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе с детьми я часто использую показ обучающих фильмов, сказок, мультфильмов, в которых звучат шедевры мировой классики, актуальные для определённой темы занятия, показ презентаций, видео-иллюстрации для сопровождения музыкальных произведений при слушании музыки, музыкально-дидактические игры, викторины, тестовые задания, конкурсы. Таким образом, организуется единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности детей. Включившись в работу по использованию ИКТ, я пришла к выводу: что средства новых информационных технологий необходимо включать во все виды музыкальной деятельности в детском саду: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, детское музыкальное творчество.
При восприятии музыки это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстраций, репродукций к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами, музыкальными инструментами. Интересно, ярко и доступно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видеоролики. Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей. (просмотр видео) Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Но при этом очень важно соблюдать требования Государственного Стандарта Узбекистана, представленные на экране. При создании мультимедийных пособий могут использоваться компьютерные программы. Таким образом, использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует
родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет - ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Но не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за музыкальным руководителем.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания - М.: 1960. -277с.
2. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1983. -222с.
3. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. -С. 91-95.
4. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990. - С. 72-75.
5. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников. Музыкальное воспитание в школе. М., 1978. - С. 54-66.
6. Апраксина O.A. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие
7. Глебова C.B. Детский сад семья: аспекты взаимодействия: пособие для методистов.
8. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.
9. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания.
10. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.— 272 с.
11. Макаренко A.C. Человек должен быть счастливым.