УДК 93.929
А.Г. Хайрутдинов
Муса Бигиев и татарское общественно-политическое движение
в 1905-1917 годах
В статье сделан краткий обзор общественной и политической деятельности выдающегося татарского теолога и религиозного мыслителя Мусы Джаруллаха Бигиева (1875-1949) в период социальных потрясений начала XX в. Отражена общественная и политическая деятельность М.Бигиева в 1905-1917 гг., дана оценка его роли и вклада в историю национально-освободительного движения российских мусульман в указанный период времени.
Ключевые слова: Муса Бигиев, национально-освободительное движение российских мусульман, всероссийские мусульманские съезды, татарская публицистика, газета «Ульфат».
Общественная деятельность Мусы Бигиева и его участие в национально-освободительном движении российских мусульман имеют достаточно долгую историю. Эти направления деятельности ученого пришлись на последние годы существования Российской империи (1905-1917), годы Гражданской войны (1917-1922) и первые годы существования СССР (1922-1930). Даже находясь в эмиграции, начавшейся в 1930 г., Бигиев не отстранялся от этой темы.
Если говорить об общественной деятельности Мусы Бигиева в хронологическом порядке, то он влился в ряды активных участников борьбы за национальные и религиозные права мусульман Российской империи буквально сразу после своего возвращения на родину из зарубежья в 1904 г. (Кап1Шеге, 2005, 8.32). В период Первой русской революции 19051907 гг. молодой религиозный ученый сознательно выбрал столицу империи для проживания, чтобы быть в эпицентре происходящих событий.
Огромное влияние на становление Мусы Бигиева как общественного деятеля сыграло его знакомство и сотрудничество с основоположником политического движения среди российских мусульман Абдрашитом Ибрагимовым1. По мнению турецкого исследователя А.Канлыдере, М.Бигиев перебрался в Санкт-Петербург именно с целью быть поближе к этому, тогда уже известному и уважаемому в среде российских мусульман неординарному религиозному и общественному деятелю.
Об А.Ибрагимове и его вкладе в политическое пробуждение российских мусульман и в религиозно-обновленческое движение можно говорить
1 Абдрашит Ибрагимов (1857-1944) - выдающийся религиозный, общественный и политический деятель российского ислама; религиозный судья-кадий ОМДС (1892-1894 гг.); издатель нескольких татарских газет и журналов, публицист, яркий проповедник, автор многочисленных книг; в эмиграции влиятельный религиозный деятель Турции и основатель мусульманской общины Японии.
много. Однако ограничусь лишь несколькими примерами. К примеру, будучи кадием ОМДС, А.Ибрагимов издал новаторскую фетву, согласно которой закят можно было направлять на нужды мусульманских мектебов, а также на преподавание по новому методу. «Фетва Рашид-казыя означала, что колеблющиеся мусульмане могут пойти в новометодную школу, не опасаясь бойкота со стороны общины» (Абдуррашид Ибрагимов).
Этот шаг религиозного функционера решал многолетнюю проблему противостояния традиционалистской (кадимизм) и обновленческой (джа-дидизм) систем национального образования. В целом, с самого начала ХХ в. А.Ибрагимов развернул активную общественно-политическую деятельность в России, используя для этих целей и возможности национальной прессы, которая в те годы начала появляться у татар. Так, в 1900 г. он приступил к изданию альманаха «Миръат» («Зеркало»), на страницах которого агитировал за создание национально-автономных учреждений и за реформу российской политической системы по европейскому образцу. К моменту знакомства с М.Бигиевым А.Ибрагимов на протяжении уже целого ряда лет знакомил своих единоверцев с политическим понятием итти-хад (единение), которое считал необходимым условием в деле развития национального и религиозного самосознания татар, и прилагал максимум усилий для их пробуждения и вовлечения в политическую деятельность и борьбу за свои права.
Находясь рядом с деятельным лидером нации, Бигиев легко подключился к процессу подготовки первых политических съездов российских мусульман и принимал участие в их работе, а также занимался сбором и публикацией документов этих форумов. Как пишет И.К. Загидуллин, основные вехи мусульманского либерального движения в дореволюционный период были подробно изложены именно в публикациях М.Бигиева (Загидуллин, 2019, с.16).
В августе 1905 г. состоялся Первый Всероссийский съезд мусульман, в работе которого участвовал и Муса Бигиев. Он взял на себя дело доведения до российских мусульман на страницах национальной прессы материалов и документов этого и последующих мусульманских съездов. Так, весной 1906 г. А. Топчибашев2 напечатал резолюции 1-го и 2-го Всероссийских съездов мусульман, а также Устав партии «Иттифак аль-муслимин», причем вступительное слово к сборнику написал Бигиев (см.: Бигиев, 1906, б. 2-6).
В дальнейшем М. Бигиев опубликовал еще три сборника документов мусульманских конгрессов: «Русия меселманнары иттифакыньщ програ-мы» («Программа союза российских мусульман») (СПб., 1906), «Русия
2 Топчибашев Алимардан Алекпер оглы (1863-1934) - азербайджанский общественный и государственный деятель, юрист и журналист, депутат Первой Государственной думы России (1906), Председатель парламента Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920).
меселманнарыньщ еченче нэдвэсе» («Третий форум российских мусульман») (Казань, 1906), «Русия меселманнарыныц еченче нэдвэсенец забыт ^эридэлэре» («Протоколы Третьего форума российских мусульман») (Казань, 1906). Итоговым сборником документов мусульманских форумов стал 288-ми страничный труд Мусы Бигиева под названием «Ислахат эсаслэре» («Основы реформирования», Петроград, 1915).
В личной беседе с автором настоящей статьи турецкий исследователь политических движений российских мусульман доктор Надир Давлет отметил, что лишь благодаря стараниям Бигиева эта страница истории российского ислама является доступной для изучения.
Кроме работы над документами мусульманских съездов, Бигиев занимался и национальной публицистикой. В декабре 1905 г. в Санкт-Петербурге начала выходить основанная и издаваемая А. Ибрагимовым общероссийская татарская газета «Ульфат»3. Бигиев в ней активно печатался, публикуя статьи, отражающие ход работы мусульманских съездов, деятельность объединений петербургских мусульман и другие темы. Всего вышло в свет 83 номера газеты, в которых было опубликовано около трех десятков статей Бигиева за его подписью. Вполне возможно, что публикаций Бигиева в газете «Ульфат» в действительности гораздо больше, если учесть, что многие материалы печатались без подписи. Для установления точного количества публикаций Бигиева в упомянутом печатном органе, необходимо произвести глубокое лексико-грамматическое и стилистическое исследование неподписанных статей. В конце статьи прилагается список подписанных публикаций Бигиева на страницах газеты «Ульфат» (Приложение).
Может показаться странным, но из сказанного выше следует, что Би-гиев не стремился быть заметным на политической арене и не предпринимал попыток занять место среди видных деятелей татарского политического олимпа. Абдулла Баттал Таймас, лично знавший М.Бигиева, так и написал в своей книге о нем: «Если не считать обязанности секретаря мусульманских съездов, коими он занимался в первые семь-восемь лет после возвращения в Россию, то он всегда сторонился принятия на себя ответственных общественных обязанностей» (Вайа1-Тауша8, 1958, 8.14).
Подобное поведение можно было бы объяснить скромностью молодого ученого. Однако эта предполагаемая скромность переставала, если можно так сказать, «работать», когда дело касалось религиозных проблем. В этой области М.Бигиев совершенно бесстрашно и во весь голос заявлял о своих взглядах на различные аспекты мусульманской действительности и не боялся критиковать существующее положение дел. В основном это нашло отражение в публикуемых им религиозных трудах, начиная с самой первой изданной в России книги «Тарих ал-Кур'ан ва ал-масахиф», и в его
3 «Ульфат» («Дружба») - еженедельная 8-ми страничная газета, выходившая с 11 декабря 1905 г. по 30 мая 1907 г.
деятельности в качестве религиозного ученого. Достаточно вспомнить заявление Бигиева о наличии ошибок в казанских изданиях Корана и нашумевшую историю, связанную с его преподаванием в оренбургском медресе «Хусаиния», когда он познакомил шакирдов с собственным пониманием природы божьего милосердия (Хайрутдинов, 2005, с. 24).
Возможно, Мусу Бигиева и нельзя назвать выдающимся политическим деятелем российских мусульман, снискавшим известность до начала революционных событий 1917 г. Однако Февральская революция 1917 года стала поворотным моментом - начался качественно новый этап в общественно-политической биографии Бигиева. Демократические перемены окрылили мусульман надеждами на лучшее будущее. Подобные настроения нашли отражение в приветственных телеграммах, которые в адрес сформированного Временного правительства посылали рядовые мусульмане, мусульманские махалли, организации и духовные лидеры (Усмано-ва, 2019). В отношении же мусульман «духовные лица посчитали своим долгом обратиться к своей пастве с призывом соблюдать порядок и всемерно поддерживать новую власть» (Там же).
Муса Бигиев также испытывал духовный подъем по поводу наступивших перемен. Его отношение к происходящему хорошо отражено во вступительном слове к изданной в марте 1917 г. книге «Шэригать эсасла-ры» («Основы шариата»). М.Бигиев, воодушевленный происходящими в России политическими событиями, усматривая их созвучие с идеями, которые он изложил в этом своем фундаментальном труде о мусульманском законе, писал: «Несомненно, эта великая революция не останется в границах России, но распространится по всему миру; нынешняя политическая революция станет прелюдией к величайшей социальной революции; после повсеместной замены права, сложившегося порядка и закона, конечно же и исламская методология права не останется в своем нынешнем состоянии; возможно исламский шариат во всем своем совершенстве, с его досточтимым Кораном и его Пророческой сунной выйдет к цивилизованному человечеству; силой ислама будет реформировано общественное состояние исламского мира и его политический статус; политическая степень и могущество, соответствующее преимуществу ислама среди других религий будут обеспечены во имя достоинства мусульман» (Щаруллаh, 1917а, б.74).
Такие же настроения нашли отражение во вступительном слове, которое М. Бигиев написал ко второму изданию сборника «Ислахат эсасла-ре», увидевшего свет в марте 1917 г. Первый тираж этого сборника, изданного в 1915 г., был уничтожен по распоряжению органов цензуры (Щаруллаh, 1917б, титульный лист).
Действительно, падение монархии и победа демократической революции давали большие надежды на то, что жизнь российских мусульман кардинально изменится. Временное правительство объявило курс на достижение равенства всех религий и построение «внеконфессионального»
государства. В конце марта 1917 г. были отменены законы о вероисповедной сегрегации и ограничения по национальным и этническим признакам. В июле было принято постановление Временного правительства «О свободе совести». В августе Временное правительство учредило Министерство исповеданий - орган государственной исполнительной власти, обеспечивавший проведение политики Временного правительства в области вероисповеданий.
На этом фоне активно работали и депутаты мусульманской фракции Государственной думы IV созыва. Им нужно было реагировать на требование политических деятелей мусульманских народов (начавших прибывать в Петроград из Казани, Крыма, Кавказа и Казахстана буквально в первые же дни после февральского переворота) о созыве Всероссийского мусульманского съезда (Тоган, 1994, с. 170). Поэтому, объединив усилия с общественными деятелями из числа российских мусульман, они принялись за разработку и создание национального самоуправления в местах проживания мусульман. В начале марта в Петрограде группой мусульманских общественных деятелей, связанных, прежде всего, с мусульманской фракцией Государственной думы, было образовано «Временное центральное бюро российских мусульман» во главе с популярным публицистом Ахметбеком Цаликовым (1882-1928) (Усманова, 2019). В число членов этой организации входил и Муса Бигиев. Задачей Бюро была подготовка Первого Всероссийского мусульманского съезда.
Деятельность ВЦБРМ освещалась в специальном печатном органе «Известия Временного Центрального Бюро Российских Мусульман». Публикации в этой газете отражают отношение последователей ислама к происходящим в стране переменам. Так, в обращении ВЦБРМ «Ко всем мусульманам России», опубликованном в первой декаде апреля, говорилось: «Граждане-мусульмане! Рухнули стены вековой темницы. Вот они наступили, наконец, светлые дни всероссийской свободы... За нами мрачное прошлое, впереди - светлые зори возрождения. Крик восторга и ликования несется из нашей груди - мы свободные граждане свободной страны» (Обращение Временного центрального бюро). Перед нами более чем очевидное свидетельство того, что мусульманские интеллектуалы России воодушевились демократическими переменами и засучив рукава взялись за строительство нового государства: «Нам нужно воздвигнуть величественное государственное здание, и это здание должно быть воплощением лозунга свободы, равенства и братства народов», - писали «Известия Временного Центрального Бюро Российских Мусульман» (Там же).
Возросший уровень общественно-политической активности Бигиева хорошо виден на примере его вовлеченности в работу Первого Всероссийского мусульманского съезда, который состоялся 1-11 мая 1917 г. в Москве при участии 900 делегатов (Набиев, Хабутдинов). Муса Бигиев работал в составе президиума форума и был избран секретарем съезда. Он же произнес торжественную речь по поводу открытия мероприятия. Кро-
ме этого, доклад Бигиева по женскому вопросу послужил основой для принятия резолюции съезда по этой актуальной теме. Кандидатура Бигие-ва была выдвинута также и на пост муфтия наряду с такими видными мусульманскими лидерами России, как Галимджан Баруди, Садри Максуди, Хасан-Гата Габяши и Габдулла Нигматуллин (Буби).
Кроме этого, нужно отметить, что для решения поставленных задач в период между мусульманскими форумами, съезд выбрал Всероссийский мусульманский совет (ВМС), в который вошли 30 человек, из числа которых 12 персон, проживавших в Петрограде (в числе которых был и Муса Бигиев), были выбраны в состав Исполнительного комитета ВМС (ИКО-МУС) (Тагирджанова, 2010, с. 124).
Решением ВМС от 13 мая 1917 г. Муса Бигиев был назначен членом Особой редакционной комиссии по изданию протоколов Первого Всероссийского мусульманского съезда на русском и татарском языках (Протокол 2-го заседания Всероссийского мусульманского совета). На 3-м заседании (22 мая 1917 г.) ИКОМУС обсуждалась просьба хивинцев об отправке к ним комиссии, включающей в себя соответствующих специалистов для проведения необходимых реформ на местах. После продолжительного обмена мнениями было принято решение отправить в Хиву богослова М.Бигиева и еще двух специалистов: финансиста-экономиста и гос-ударствоведа (Протокол 3-го заседания Исполнительного комитета Всероссийского мусульманского совета).
Кроме подготовительной работы по созыву Всероссийского мусульманского съезда, в 1917 г. Муса Бигиев участвовал в создании газеты «аль-Минбар» («Трибуна»). Решение об основании газеты приняло руководство петроградского мусульманского товарищества «Аманат». Обязанности главного редактора были возложены на Мусу Бигиева. Газета «аль-Минбар» задумывалась как площадка для обсуждения и решения актуальных проблем национально-культурной автономии российских мусульман-татар в сложных условиях революционного времени. Данный печатный орган рассматривался также в качестве общественной трибуны для ознакомления общественности с работой политических организаций российских мусульман, действовавших в столице: Милли Шура (Национальный Совет), Вилаят Шурасы (Региональный Национальный Совет), а также для обсуждения вопроса об организации в составе Учредительного Собрания мусульманской фракции. Кроме этого, на страницах газеты предполагалось знакомить читателей с современной внутрироссийской и внешнеполитической ситуацией. Предполагалось, что газета будет издаваться ежедневно. В редакционной статье первого номера газеты сообщалось, что имеющихся в распоряжении издателей финансов и запаса бумаги должно было хватить на год работы. В дальнейшем предполагалось расширить материально-техническую базу издания и тираж за счет добровольных пожертвований со стороны мусульманского населения, а также повышая рейтинг издания, посредством привлечения к сотрудничеству видных
национальных общественных деятелей и популярных публицистов. Первый номер газеты вышел уже после Октябрьского переворота 24 декабря 1917 г. Всего вышло три номера газеты, последний из которых увидел свет 17 марта 1918 г. После этого «аль-Минбар» перестал существовать.
Закрытие газеты «аль-Минбар» стало не только результатом установления в стране большевистской диктатуры, но первым сигналом последовавших за этим трагических событий. Происходящее заставило Мусу Би-гиева начать по-другому оценивать действительность, хотя, он, все же, пытался найти точки соприкосновения интересов российских мусульман и политики советской власти. Этим он отличался от тех своих соратников, которые уже тогда осознали сущность новой власти. Например, З.В. Тоган писал, что «большевики лестью и обманом привлекали на свою сторону влиятельных и авторитетных деятелей, использовали их в собственных политических целях, а потом безжалостно уничтожали» (Тоган, 1994, с. 194).
Однако до большевистского переворота оставалось еще несколько месяцев, в течение которых политическая жизнь российского мусульманского общества переживала настоящий бум: летом 1917 г. в Казани практически одновременно состоялось несколько мусульманских съездов: с 21 июля по 2 августа 1917 г. проходил 2-й Всероссийский мусульманский съезд; 18-25 июля 1917 г. заседали делегаты Съезда мусульманского духовенства (Голэма иттифакы), и, наконец, 17-26 июля 1917 г. работал Съезд воинов-мусульман (около 200 делегатов) (Усманова, 2019). Доподлинно известно, что М.Бигиев принимал участие, по меньшей мере в одном из перечисленных выше мероприятий, а именно: в работе Съезда мусульманского духовенства, на котором присутствовало 270 делегатов со всей страны (Голэма..., 1917).
Таким образом, годы, последовавшие после возвращения М.Бигиева в Россию, прошли не впустую: помимо пусть и неброского, но последовательного, активного и содержательного участия в общественно-политической жизни мусульман Российской империи и более выраженного участия в общественной жизни российской уммы после Октябрьского переворота, М.Бигиев серьезно занимался философией истории и теорией общества. Именно по этой причине есть все основания считать Мусу Бигие-ва глубоким исламским социальным философом и проницательным политологом. Живой интерес к внутри- и внешнеполитической ситуации, в которой оказалась Россия и весь мир в начале ХХ в., и осмысление происходящего позволили Мусе Бигиеву предвидеть, что разрушение Османского государства, произошедшее по итогам Первой мировой войны, в недалеком будущем приведет мир к цивилизационному коллапсу. Свой неутешительный прогноз М. Бигиев основывал на тезисе о том, что, во-первых, под эгидой османских султанов веками существовал объединявший мусульман всего мира Халифат, который хотя бы номинативно выражал на мировой политической арене интересы последователей ислама; во-вторых,
будучи весомым политическим образованием, Халифат в течение нескольких веков представлял собой серьезного участника геополитической повестки дня, который играл роль сдерживающего фактора, не давая модернистским амбициям христианского Запада вторгаться в традиционалистское течение жизни на мусульманском Востоке и разрушать ее.
Несколько отступая от темы, отмечу, что с тех пор прошел целый век, он был полон событий, совершенно очевидно вписывающихся в картину будущего, которую в свое время спрогнозировал Муса Бигиев: Вторая мировая война, образование государства Израиль, возникновение национальных арабских государств, одно за другим освобождавшихся от неприкрытого колониального угнетения, Холодная война, разрушение СССР и Варшавского оборонного блока, триггером для которых стало советское вторжение в Афганистан и целенаправленное манипулирование Саудовской Аравии ценами на нефть. Затем была Ирано-иракская война, Кувейтский кризис. Даже события начавшегося на наших глазах нового тысячелетия раз за разом подтверждают правоту Мусы Бигиева. Вторжение США в Ирак, события так называемой «Арабской весны», гражданские войны в Сирии, Йемене и Ливии - эти и многие другие события, так или иначе, являются следствием уже почти забытого события, случившегося под занавес первой четверти ХХ в. - упразднение Халифата под давлением западных держав.
Наряду с внушающими страх прогнозами о будущем Запада, Муса Бигиев предсказал также и грядущий социально-политический и экономический подъем стран Юго-Восточной Азии. История и в этом случае подтвердила правоту татарского ученого: у всех на устах понятие азиатского экономического чуда, взрывоподобный экономический и социальный взлет Японии, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, а на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - Китая, Вьетнама, Малайзии, Индонезии.
Помимо всего прочего, Муса Бигиев подверг бескомпромиссной критике марксистское учение, предсказал крах как самой этой идеологии, так и возникших на ее основе социально-политических систем. Особенно интересны его наблюдения за превращением российского большевизма в очередную реплику имперскости, что особенно ярко проявлялось в национальном вопросе и отражалось в борьбе центральных властей с государственным строительством мусульман России, Туркестана и других бывших территорий Российской империи с мусульманским населением.
Приложение.
Список статей Мусы Бигиева в газете «Ульфат»:
1. Муса Бигиев. Петербугда автономиклар ^эмгыяте. 1905. №1 (11 декабрь). Б. 4.
2. Муса Бигиев. Петербургда меселман ^эмгыяте. 1905. №2 (22 декабрь). Б. 7-8.
3. Муса Бигиев. Иске мэдрэсэлэремезгэ шекердэн башка диячэгемез юк. 1905. №2 (22 декабрь). Б. 8 (Отзыв на статью «Семипулат ^эмгыять хэйриясе»).
4. Муса Бигиев. Тээссеф. 1905. №3 (29 декабрь). Б. 5-8.
5. Муса Бигиев. Казан миссионерлары. 1906. №4 (5 гыйнвар). Б. 3-4.
6. Муса Бигиев. Петербургда булачак беек ^эмгыять. 1906. №5 (12 гыйнвар). Б. 3-4.
7. Муса Бигиев. Эфьюн мэсьэлэсе. 1906. №5 (12 гыйнвар). Б. 8.
8. Муса Бигиев. Б/Н (Отзыв на публикацию в №4). 1906. №5 (12 гыйнвар). Б. 8.
9. Муса Бигиев. Петербургда меселман ^эмгыяте. 1906. №7 (22 гыйнвар). Б. 3-4.
10. Муса Бигиев. Беек бэшарэт. 1906. №8 (26 гыйнвар). Б. 1.
11. Муса Бигиев. ^авап (эл-Биктимирия хатына). 1906. №9 (2 февраль). Б. 2-3.
12. Муса Бигиев. Петербургда меселман ^эмгыяте. 1906. №9 (2 февраль). Б. 5-8.
13. Муса Бигиев. Отзыв на (Мэктэб мэдрэсэлэр). 1906. №10 (9 февраль). Б. 8.
14. Муса Бигиев. Петербург ^эмгыяте. 1906. №10 (9 февраль). Б. 8.
15. Муса. Тарих хи^риянец ибтидасы. 1906. №11 (16 февраль). Б. 6-7.
16. Муса Бигиев. Петербург ^эмгыяте. 1906. №11 (16 февраль). Б.7-8.
17. Муса Бигиев. Кыргизларныц дине хакында хе^мэтнец фикере. 1906. №12 (23 февраль). Б. 7.
18. Муса Бигиев. Зэкят масарифе - Мэктэб мэдрэсэлэр нэфэкасы. 1906. №12 (23 февраль). Б. 7-8.
19. Муса Бигиев. Русиядэ фетнэлэр. 1906. №15 (16 март). Б. 1-2.
20. Муса. Зэкят масарифе - Мэктэб мэдрэсэлэр нэфэкасы. 1906. №15 (16 март). Б. 5-8.
21. Муса. Фэтвалар. 1906. №18 (6 апрель). Б. 8.
22. Муса Бигиев. Мэктэб вэ мэдрэсэлэр. 1906. №26 (8 июнь). Б. 5-8.
23. Бигиев. Ьэммэмезэ лазим. 1906. №28 (28 июнь). Б. 6-7.
24. Муса Бигиев. Гомум Русия меселманлары иттифакы 3нче и^ти-магы. 1906. №35 (15 август). Б. 6-7.
25. Муса Бигиев. Бер кен улур хакыйкать мэйдана килYр. 1906. №36 (23 август). Б. 2-4.
26. Муса Бигиев. Русия меселманларыньщ еченче нэдвэсе. 1906. №37 (30 август). Б. 2-6.
27. (Муса Бигиев). Русия меселманларыньщ еченче нэдвэсе. 1906. №38 (6 сентябрь). Б. 2-4.
28. Муса. Эхбар [меселманнар иттифакы мэркэз идарэсе даими бюро сайлауг иттифак идэмэделэр...]. 1906. №48 (22 ноябрь). Б. 6-7.
Источники и литература
1. Абдуррашид Ибрагимов (1857-1944) как основатель политического движения российских мусульман [Электронный ресурс] URL: http://www.idmedina.ru/ ramazan/?7116 (дата обращения: 15.05.2020).
2. Бигиев М. Русия меселманнары хэрэкэтенец башлангычы // Русия месел-маннары иттифакыныц низамнамэсе ике карарнамэ илэ. СПб., 1906. Б. 2-6.
3. Голэма иттифакы. Беренче нэдвэсе (кятиб - Ш. Шэраф). Казан: Типолитография Т.Д. «Бр. Каримовы», 1917. 57 б.
4. Ж;аруллаh М. Шэригать эсаслэре. Петроград: Типография М.-А. Максутова, 1917а. 74 б.
5. Ж;аруллаh М. Ислахат эсаслэре. Петроград, 1917б. 289 б.
6. Загидуллин И.К. Национальное движение мусульман Волго-Уральского региона в начальный период революции 1905-1907 гг.: монография. Казань: ООО «Центр инновационных технологий», 2019. 256 с.
7. Заки Валиди Тоган. Воспоминания: Книга I. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1994. 400 с.
8. Набиев Р., Хабутдинов А. Форумы российских мусульман: ответ на вызов времени [Электронный ресурс] URL: http://www.islamrf.ru/news/culture/history/909/ (дата обращения: 18.05.2020).
9. Обращение Временного центрального бюро российских мусульман «Ко всем мусульманам России» [Электронный ресурс] URL: https://islamperspe-ctives.org/rpi/items/show/10505 (дата обращения: 18.05.2020).
10.Протокол 2-го заседания Всероссийского мусульманского совета [Электронный ресурс] URL: https://islamperspectives.org/rpi/items/show/10507 (дата обращения: 20.05.2020).
11.Протокол 3-го заседания Исполнительного комитета Всероссийского мусульманского совета [Электронный ресурс] URL: https://islamperspec-tives.org/rpi/items/show/10510 (дата обращения: 20.05.2020).
12.Тагирджанова А.Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. Казань: [Б.и.], 2010. 558, [1] с.: ил.
13.Усманова Д. Трансформация исламских институтов в революционной России: Оренбургское магометанское духовное собрание и мусульманское духовенство Волго-Уральского региона в 1917-м - начале 1918 г. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1-2. С. 434-462.
14.Хайрутдинов А.Г. Введение // Бигиев Муса. Избранные труды. В двух томах. Т.1 / пер. с осман. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. С. 6-76.
15.Battal-Taymas. Kazanla Türk Me§hurlarindan II. Musa Carullah Bigi: ki§iligi, fikir hayati ve eserleri. istanbul, 1958. 64 s.
16.Kanlidere, Ahmet. Kadimle Cedit Arasinda Musa Carullah. Hayati/ Eser-leri/Fikirleri. istanbul: Dergah Yayinlari, 2005. S. 32.
А.Г. Хэйретдинов
1905-1917 елларда Муса Бигиев haM татар ижтимагый-сэяси хэрэкэте
Мэкалэдэ KYpeHeKne татар дин галиме h9M фикер иясе Муса ^apynnah Биги-евнен (1875-1949) 1905-1917 елларда Россия империясен тетрэткэн сэяси-ижтимагый вакыйгалар агышында кYpсэткэн эшчэнлегенэ кыскача кузэту тэкъдим ителэ. Галимнен бу дэвергэ караган ижтимагый эшчэнлегенен терлэренэ игътибар ителэ, анын татар милли азатлык хэрэкэтендэге урыны h9M ана керткэн елеше турында CY3 йертелэ.
Ачкыч сузлэр: Муса ЖдруллаИ Бигиев, Русия меселманнарынын милли азатлык ечен керэше, гомумрусия меселман корылтайлары, татар публицистикасы, «влфэт» гэзите.
A.G. Khayrutdinov Musa Bigiev and the Tatar socio-political movement in 1905-1917
The article provides a brief overview of the social and political activities of the outstanding Tatar theologian and religious thinker Musa Dzharullakh Bigiev (18751949) during the years of social upheavals that shook the Russian Empire in 1905-1917. The article reflects the types of social and political activities that Bigiev engaged in, assesses his role and contribution to the history of the national liberation movement of Russian Muslims in this period of time.
Keywords: Musa Bigiev, national liberation movement of Russian Muslims, all-Russian Muslim congresses, Tatar journalism, the newspaper "Ulfat".
Информация об авторе:
Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович - кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань); e-mail: [email protected]
Хэйретдинов Айдар Гарифетдин улы - тарих фэннэре кандидаты, доцент, ТР ФА Ш. Мэржани исемендэге Тарих институтыньщ диннэр тарихы h9M ижтимагый фикер бYлеге елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре)
Khayrutdinov Aydar G. - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Senior Scientific Researcher, Department of the History of Religions and Social Thought, Maijani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).