Научная статья на тему 'Муниципальный бюджет как ресурс регионального развития'

Муниципальный бюджет как ресурс регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломовцева Ольга Алексеевна, Мордвинцев Александр Иванович, Карев Павел Александрович

Рассматриваются проблемы повышения уровня самостоятельности власти на местном уровне за счет формирования дополнительных ресурсных источников, средства которых можно расходовать на реализацию социальных, экологических и других программ регионов. Одним из таких ресурсов в современных условиях является региональный бюджет, посредством которого происходит образование в финансовой и материальной форме средств, предназначенных для обеспечения позитивной динамики параметров уровня и качества жизни населения, а также для устойчивого, сбалансированного и взаимоувязанного воспроизводства всех региональных подсистем (социальной, хозяйственной, ресурсной и экологической). Бюджет, понимаемый и формируемый таким образом, используется для реализации целей территориального развития и является ресурсом регионального развития. Приводятся и анализируются основные данные по внедрению подобной концепции бюджета в Волгоградском регионе. Библиогр. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUNICIPAL BUDGET AS A RESOURCE OF REGIONAL DEVELOPMENT

The article considers the problems of increasing authorities' level of independence on the local level due to the formation of additional resources, and their means that can be spent on the realization of social, ecological and other regions' programs. At this moment one of such resources is regional budget by means of which there is a formation of funds intended for providing positive dynamics of parameters of standard and quality of living in financial and material forms, and also for steady, balanced and interconnected reproduction of all regional subsystems (social, economic, resource and ecological). Budget formed and understood in such a way is used for realization of aims of territorial development, and is considered to be a resource of regional development. The main facts about implementation of similar concept of budget in the Volgograd region are listed and analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Муниципальный бюджет как ресурс регионального развития»

ББК 65.9(2)261.34

О. А. Ломовцева, А. И. Мордвинцев, П. А. Карев Волгоградский государственный университет

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ КАК РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Исследование сущности и направлений развития России на современном этапе позволило выявить тенденцию к изменению целей как государственного, так и регионального генезиса, которые соответствуют целям развития. Данное обстоятельство нашло отражение в принципах управления процессом территориального развития, которое характеризуется понятиями «децентрализация, демократизация, экономическая самостоятельность и независимость, повышение роли муниципальных образований» [1-5]. Смена целей развития обусловила изменение инструментария достижения последних, произошло смещение управленческих приоритетов на региональный и муниципальный уровни [6, с. 247]. К компетенции территориальных систем всех уровней стала относиться функция по созданию благоприятной среды жизнедеятельности людей, сохранению природной системы, а также по созданию нормальных общеэкономических условий для деятельности предприятий и организаций [7, с. 170]. Социально-

экономическая функция всех уровней территориальной системы стала заключаться в создании условий, обеспечивающих воспроизводство и рациональное использование региональных ресурсов, поддержании равновесия социальной, природной и экономической подсистем [7, с. 170].

Функция региональных органов управления отражена и в Конституции Российской Федерации [8]. Она раскрывается в понятии «местное самоуправление», трактуемом как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Данная формулировка идентична изложенной в Европейской хартии о местном самоуправлении, где под местным самоуправлением также «понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [9, с. 131]. Кроме того, в Хартии предполагается, что для решения задач, соответствующих принципам регионального развития и находящихся в компетенции территориальных органов управления, последние должны обладать достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства должны быть соизмеримы предоставленным полномочиям и формироваться за счёт местных сборов и налогов [9, с. 133]. В свою очередь, формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ, является региональный бюджет [10, с. 293].

Таким образом, региональный бюджет как финансово-материальная форма образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения режима функционирования региональной системы, ориентированного на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразру-шающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории [11, с. 27], т. е. для реализации целей территориального развития, является ресурсом регионального развития.

Формирование ресурса регионального развития происходит посредством передачи субъектами экономики части вновь созданного ими продукта в бюджет региона и лежит в плоскости распределительных и перераспределительных отношений [12].

Распределение созданного регионального продукта включает в себя четыре стадии. На первой из них происходит распределение между следующими группами экономических субъектов:

1) населением региона;

2) предприятиями, объединениями, организациями;

3) государством.

При этом государство в лице институтов, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и (или) осуществляющих деятельность от лица последнего, опосредует процесс передачи соответствующей части продукта, созданного предприятиями и организациями, принадлежащими региональным структурам.

На второй стадии средства распределяются между населением, предприятиями, государством и региональным бюджетом.

Часть созданного продукта в виде денежных средств населения направляется в региональный бюджет в форме налогов и сборов. Предприятия и организации также осуществляют перечисления налоговых платежей и сборов в бюджеты разных уровней, в том числе и региональный.

На третьей стадии ресурсы через бюджетную систему региона направляются:

- населению через фонды общественного потребления;

- предприятиям и организациям на развитие местной промышленности и непроизводственной сферы;

- государству на покрытие государственных расходов.

Из государственного бюджета в региональный поступают трансфертные платежи, различного рода субсидии, дотации и субвенции.

На четвёртой стадии происходит перераспределение конечных доходов между субъектами региональной экономики посредством коммерческих банков, системы межбюджетных отношений, систем заимствования и т. п.

Из вышеизложенного следует, что ресурсом регионального развития является часть вновь созданного субъектами экономики продукта, которая формируется за счёт:

- налогов и сборов;

- доходов от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в региональной госсобственности;

- доходов от платных услуг, оказываемых региональными органами государственной власти, а также находящимися в их ведении бюджетными учреждениями;

- средств от штрафов, конфискаций и т. п.;

- финансовой помощи и ссуд из федерального бюджета;

- части прибыли унитарных предприятий субъектов РФ.

Таким образом, формирование ресурса регионального развития происходит за счет определённых источников и с помощью экономических инструментов. Источниками формирования ресурса регионального развития являются средства экономических субъектов, к которым относятся:

- население региона;

- предприятия и организации;

- государство.

В свою очередь, основными инструментами формирования ресурса регионального развития являются:

- налог;

- региональный сбор;

- неналоговый платёж;

- трансферт;

- заём.

В зависимости от инструмента формирования следует различать собственные ресурсы регионального развития и заёмные ресурсы регионального развития [9, 13, 14]. К первым относятся ресурсы, аккумулируемые посредством налогов, сборов, неналоговых платежей. Вторые формируются с помощью займа в его конкретных формах.

Возвращаясь к определению понятия «ресурс регионального развития», заметим, что последний предполагает, с одной стороны, формирование средств, а с другой - их расходование. Процесс расходования имеет место на третьей стадии распределительных отношений, обозначенных ранее, и реализуется в виде передачи ресурса регионального развития субъектам региональной экономики в различной форме.

В зависимости от экономического содержания расходы подразделяют на капитальные и текущие [9, 14, 15].

К капитальным расходам относятся затраты на инновационную и инвестиционную деятельность.

Текущие расходы представляют собой затраты на финансирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, текущее финансирование отраслей, дотации и субвенции местным бюджетам [6, с. 267; 15].

В составе капитальных расходов может быть оформлен бюджет развития, средства которого направляются: во-первых, на финансирование экспортно-ориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов; во-вторых, на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов; в-третьих, на реализацию инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности; в-четвёртых, на формирование резервного фонда бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии [10, с. 289].

Текущие расходы, в свою очередь, составляют бюджет текущих расходов.

Таким образом, в составе ресурса регионального развития возможно выделение ресурса простого регионального воспроизводства и ресурса расширенного (капитального) регионального воспроизводства.

В результате ресурс регионального развития представляется как фонд собственных и заёмных ресурсов простого и расширенного (капитального) регионального воспроизводства, что позволяет выделить четыре вида ресурсов относительно следующих классификационных признаков: инструмент формирования; экономическое содержание расходования.

Ресурсами, составляющими совокупный ресурс регионального развития, являются:

- собственные ресурсы простого регионального воспроизводства;

- заёмные ресурсы простого регионального воспроизводства;

- собственные ресурсы расширенного регионального воспроизводства;

- заёмные ресурсы расширенного регионального воспроизводства.

Таким образом, ресурсом регионального развития является совокупность финансово-материальных средств субъектов региональной экономики (населения, предприятий и организаций, государства), формируемых посредством экономических инструментов (налога, сбора, неналогового платежа, трансферта, займа) и используемых в целях простого и расширенного регионального воспроизводства.

Наиболее значимую роль в формировании собственных ресурсов регионального развития играют средства предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории региона. Вторым по значимости источником ресурсов являются финансовые средства местного населения. Соответственно, средства от использования государственной собственности - самый незначительный ресурсный источник. При этом в составе инструментов формирования собственных ресурсов регионального развития приоритетное значение принадлежит налогу и региональному сбору. В условиях нормально функционирующей экономики собственные ресурсы регионального развития должны покрывать все текущие расходы бюджета. Очевидно, развитие экономики региона как минимум должно предполагать наличие собственных ресурсов простого регионального воспроизводства.

Аналогично собственным ресурсам, земные средства направляются на финансирование как текущих, так и капитальных расходов. На цели текущего финансирования региона используются краткосрочные кредиты, ссуды и займы, а на цели расширенного развития - долгосрочные кредитные ресурсы. Аккумуляция заёмных ресурсов регионального развития способствует мобилизации дополнительных внутрирегиональных финансовых ресурсов, что обосновывает их использование.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бадмахалгаев Л. Ц. Региональная экономика России: Учеб. - Элиста, 2001. - 384 с.

2. Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика. - Калининград, 1998.

3. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. - М.; Ростов н/Д.: 2000. - 448 с.

4. Гуськов Н. С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. - М., 2000. - 288 с.

5. Магомедов А. К. Мистерия регионализма. — М., 2000. - 224 с.

6. Попов Р. А. Региональный менеджмент. Учеб. - Краснодар, 2000. - 384 с.

7. Маршалова А. С, Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. - М., 1998. - 192 с.

8. Конституция Российской Федерации // Гарант - справочная правовая система.

9. Яндиев М. И. Региональные и местные бюджетные системы. - М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 1997.

10. Игнатов В. Т., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление).

11. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2000. -368 с.

12. Новосёлов А. С. Региональные распределительные отношения: проблемы формирования и регулирования / ИЭиОПП СО РАН. - Новосибирск, 1990.

13. Понятие о доходах бюджетов // Бюджетные организации. Экономика и учёт. -2001. - № 7. - С. 28-33.

14. Яндиев М. И. Финансы региональных органов власти. - М.: Финансовый изд. дом «Деловой экспресс», 1999. - 360 с.

15. Понятие о расходах бюджетов // Бюджетные организации. Экономика и учёт. -2001. - № 4. - С. 21-30.

Получено 1.06.06

THE MUNICIPAL BUDGET AS A RESOURCE OF REGIONAL DEVELOPMENT

О. А. Lomovtseva, А. I. Mordvintsev, P. А. Karev

The article considers the problems of increasing authorities' level of independence on the local level due to the formation of additional resources, and their means that can be spent on the realization of social, ecological and other regions' programs. At this moment one of such resources is regional budget by means of which there is a formation of funds intended for providing positive dynamics of parameters of standard and quality of living in financial and material forms, and also for steady, balanced and interconnected reproduction of all regional subsystems (social, economic, resource and ecological). Budget formed and understood in such a way is used for realization of aims of territorial development, and is considered to be a resource of regional development. The main facts about implementation of similar concept of budget in the Volgograd region are listed and analyzed in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.