Научная статья на тему 'Финансовая система региона и методы ее укрепления'

Финансовая система региона и методы ее укрепления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Наталья Владимировна

Развитие рыночных отношений внесло существенное изменение в целевую составляющую социально-экономических процессов и в их ресурсную часть. Территориальные ресурсы необходимо рассматривать как основу комплексного социально-экономического развития, которое сегодня получает новые импульсы и направления для своего участия в формировании региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая система региона и методы ее укрепления»

Шевченко Н.В. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

РЕГИОНА И

МЕТОДЫ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ

Развитие рыночных отношений внесло существенное изменение в целевую составляющую социально-экономических процессов и в их ресурсную часть.

Территориальные ресурсы необходимо рассматривать как основу комплексного социально-экономического развития, которое сегодня получает новые импульсы и направления для своего участия в формировании региональной экономики.

В структуре региональных ресурсов как основы регионального потенциала можно выделить следующие группы:

> основные фонды региона;

> природные ресурсы;

> земельно-имущественный комплекс;

> трудовые ресурсы;

> финансовые ресурсы;

> информационные ресурсы1.

Финансовая обеспеченность регионов

определяется отношением сформированной величины финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении исполнительной власти, к объемам расходов, направляемых на финансирование текущих затрат и капитальных вложений, обеспечивающих развитие региона.

Определение суммарного финансового потенциала на уровне каждого региона является основой разработки прогнозов развития. Только на основе оценки текущего финансового состояния и его перспективного сдвига можно строить стратегию экономического роста в регионе.

По мнению Колесниковой Н.А.,2 формирование финансового потенциала региона следует осуществлять в следующих секторах:

■ собственные финансовые средства хозяйствующих субъектов, ведущих ком-

мерческую деятельность в производственных и непроизводственных секторах;

■ финансовые средства кредитно-финансовых региональных организаций;

■ финансовые средства общественных организаций и учреждений, занимающихся некоммерческой деятельностью;

■ финансовые средства населения;

■ финансовые средства самой региональной администрации.

В условиях становления рыночных отношений меняются цели, задачи государства и методы формирования и использования финансовых ресурсов. В связи с этим необходимо оптимальное сочетание централизованной и децентрализованной властей, проявляющееся в разделении их функций и полномочий, которое предполагает эквивалентное распределение мобилизованных финансовых средств.

В связи с этим на всех уровнях хозяйствования выдвигается вопрос о взаимовыгодных финансовых и экономических отношениях, как по горизонтали, так и по вертикали. Основой финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития регионов и государства в целом.

Финансовый механизм управления развитием субъекта Федерации является неотъемлемой частью экономического механизма управления и представляет собой совокупность форм организации финансовых отношений, способов образования фондов финансовых ресурсов и их использования в целях достижения необходимых условий экономического и социального развития субъекта Федерации

Наталья Владимировна Шевченко -ст. преподаватель Белгородского института государственного и муниципального управления.

в соответствии с постоянно меняющимися потребностями.

Структуру финансового механизма управления экономическим развитием территории можно определить, на наш взгляд, как единство бюджетной, налоговой и кредитной политики субъекта Российской Федерации. Финансовой базой региональных структур власти являются их бюджеты. Через региональные бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовой основой деятельности региональных органов власти;

- распределение и использование денежных фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

С организационно-экономических и методических позиций бюджетный механизм можно охарактеризовать как сложную совокупность взаимосвязанных элементов. Такими элементами являются: бюджетное планирование, бюджетное регулирование, исполнение бюджета. Специфика частных элементов бюджетного механизма управления определяется видами доходов, налогов, направлениями бюджетного финансирования. Здесь можно выделить такой элемент бюджетного механизма, как бюджетное нормирование, то есть определение норм и нормативов, в соответствии с которыми устанавливаются предельные суммы расходования бюджетных средств. В последнее время особое значение в действии бюджетного механизма приобретают система органов управления бюджетным процессом, контролирующая система и система нормативно-правового обеспечения.

Таким образом, финансово-бюджетный механизм призван формировать и использовать финансовые ресурсы региона

- бюджет и внебюджетные фонды. Этот механизм должен быть направлен на эффективную реализацию социальной и экономической политики региона. Бюджетный механизм необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с налоговым механизмом. Это связано с тем, что налоги заключают в себе большие возможности для экономического воздействия на общественное производство, его динамику и структуру.

Роль бюджета особенно усиливается в рыночных отношениях, где государство может оказывать эффективное влияние на состояние экономики с помощью экономических рычагов и стимулов.

Состав доходов и расходов регионального бюджета рассмотрим на примере бюджета Белгородской области (таблица 1).

Таблица 1.

Соотношение доходов и расходов консолидированного бюджета

Годы Доходы Расходы Дефицит (+) Профицит (-)

2002 10173,4 10560,2 -386,8

2003 10910,0 11759,5 -849,5

2004 17269,2 15820,8 +1448,4

Наличие дефицита консолидированного бюджета за 2002-2003 гг., а также его рост на 119,8%, как видно, не способствовали стабилизации финансовой системы, в этот период не реализовались в полном объеме задачи социально-экономического развития Белгородской области. Однако "профицит", наблюдавшийся в 2004 году, также не способствовал стабилизации финансовой системы, так как при профиците "замораживаются" финансовые ресурсы, нарастает социальная напряженность в обществе, отсутствует контроль за расходованием средств3.

Таким образом, сбалансированность бюджета должна, по нашему мнению, осуществляться в зависимости от ведущей роли расходов по отношению к доходам. В этих условиях не следует сокращать расходы на социально значимые отрасли, а изыскивать дополнительные доходы.

В связи с этим большое значение имеет анализ объема и структуры доходной и расходной частей бюджета.

Таблица 2.

Состав доходов бюджета Белгородской области (млн. руб.)

Статьи доходов 2003 г. 2004 г.

сумма уд. вес % сумма

Налоговые доходы 8367,7 76,7 14281,9 82,7

Неналоговые доходы 479,8 4,4 830,6 4,8

Безвозмездные перечисления 614,5 5,6 397,1 2,3

Доходы целевых бюджетных фондов 1154,8 10,6 1323,0 7,7

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 293,2 2,7 436,6 2,5

Всего доходов 10910,0 100 17269,2 100

Данные вышеприведенной таблицы показывают, что общий объем запланированных доходов Белгородской области за 2004 год составил 17269,2 млн. руб., что на 58,3 % больше, чем в 2003 году. Причем наибольшую долю поступлений составляют налоговые доходы - 82,7%, доходы целевых бюджетных фондов - 7,7%, безвозмездные перечисления - 2,3%. По сравнению с предыдущим периодом в 2004 году повысилась доля неналоговых

поступлений на 73,1% за счет доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В бюджете 2004 года наблюдается снижение безвозмездных перечислений на 64,6%.

В расходах бюджета отражаются основные направления деятельности региональных властей, в связи с чем рассмотрим структуру расходной части бюджета в Белгородской области.

Таблица 3.

Структура расходов бюджета Белгородской области (млн. руб.)

Статьи расходов 2003 г. 2004 г.

сумма уд. вес % сумма уд. вес %

Государственное управление и местное самоуправление 769,5 6,5 1032,0 6,5

Правоохранительная деятельность 391,1 3,3 517,7 3,3

Промышленность, энергетика и строительство 1234,5 10,5 1789,8 11,3

Сельское хозяйство 153,9 1,3 190,4 1,2

Транспорт, связь и информатика 67,0 0,6 71,0 0,4

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 9,2 0,1 25,5 0,2

Жилищно-коммунальное хозяйство 617,1 5,2 1926,4 12,2

Социально-культурные мероприятия 6500,4 55,3 8325,1 52,6

Расходы целевых бюджетных фондов 1170,1 10,0 1311,6 8,3

Прочие расходы 846,7 7,2 631,3 4,0

Всего расходов 11759,5 100,0 15820,8 100,0

Из вышеприведенной таблицы видно, что расходы Белгородской области в 2004 году составили 15 820,8 млн. руб., что на 4061,3 млн. руб. больше, чем в 2003 году. Основными статьями расхода текущих затрат бюджета являются: расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 12,2%, социально-культурные мероприятия -52,6%, расходы целевых бюджетных фондов - 8,3%, а также расходы на государственное управление и местное самоуправление - 6,5%.

Среди традиционных возможностей влияния органов управления в нашей стране на региональный воспроизводственный процесс можно привести в качестве примера административно-правовое регулирование, бюджетно-инвести-ционный процесс, а также участие в реализации межрегиональных и общенациональных программ. Переход к рыночной экономике значительно сужает рамки администрирования, зато предполагает самое непосредственное участие региональных органов управления в развитии и регулировании региональных рынков. Воздействуя на параметры регионального рынка, можно воздействовать на поведение субъектов регионального воспроизводства, то есть, не вмешиваясь в их текущую деятельность, влиять на социально-экономическое развитие данного региона. Для примера кратко остановимся на следующих видах рынков: финансовый рынок; денежно-кредитный рынок; товарный рынок; рынок услуг.

Наименее развитым в настоящее время является финансовый рынок. Проблемы формирования этого рынка в регионе включают решение целого ряда задач: участие местных органов управления в демонополизации и приватизации экономики, становление специализированных фондовых институтов (фондовые биржи, холдинговые кампании и т. п.), организация и контроль за проведением долгосрочных займов и эмиссией долгосрочных обязательств местного характера, участие в координации действий коллективных или межрегиональных инвесторов вплоть до

прямого инвестирования из местного бюджета.

Право местных органов власти и управления мобилизовывать средства через займы и выпуск ценных бумаг - это альтернатива ведомственному перераспределению финансовых ресурсов. Но, таким образом, в понятие государственного долга, ранее состоявшего в нашей стране лишь из задолженности центральных органов управления, включается новый элемент -задолженность местных органов власти.

Известно, что рынок ценных бумаг выражает отношения распределения и перераспределения прибыли, получаемой в процессе оборота капитала. Совокупность ценных бумаг выступает в качестве функционирующего капитала и обусловливает формирование производных от него инструментов финансового капитала. Однако роль финансового капитала как необходимого фактора экономического роста, позволяющего трансформировать финансовые средства и сбережения в инвестиции, в нашей стране окончательно еще не определилась.

Функционирующий капитал, представленный ценными бумагами, оборачивается на рынке. Для того, чтобы функционировать, он должен аккумулировать часть прибыли, мобилизованную с помощью ценных бумаг, тем самым, обеспечивая оборот и жизненный цикл всего общественного капитала.

В связи с этим ценные бумаги становятся неотъемлемой частью финансового капитала, являются его материальными носителями и универсальным инструментом инвестирования. С другой стороны, удельный вес теневого обращения финансовых ресурсов и инвестиций в России довольно значителен, хотя доминирующим остается оборот государственного капитала.

Существует два вида капитала, образующихся в результате функционирования и оборота ценных бумаг. В зависимости от того, представляют ли ценные бумаги собственный капитал акционерного общества или привлеченный, их принято разделять на капитальные и долговые. Вместе с тем, ценные бумаги предполагают реализацию

прав и обязанностей, в связи с чем они могут иметь собственные производные правовые формы.

При этом функционирование рынка ценных бумаг реализуется с помощью фондовых инструментов. Наиболее распространенный из них - акция, представляющая собой форму капитала акционерного общества.

Именно акционирование собственности государства стало главной причиной проведения приватизации, которая сыграла определяющую роль в развитии российского фондового рынка. Для ее проведения было необходимо решить две задачи:

1. Экономическую - обеспечить повышение использования производственных ресурсов.

2. Социальную - установить равенство по отношению к объектам общегосударственной собственности.

На начальном этапе приватизации выполнялась задача пропорционального распределения собственности. Ценные бумаги практически не были фондовыми ценностями, имели незначительную ликвидность и слабо влияли на состояние фондового рынка в целом.

Следующий этап состоит в том, чтобы перепродать собственность тому, кто умеет рационально её использовать.

Следует отметить, что фондовый рынок не является интегральным элементом экономики, но без него не может функционировать экономическая система. Пока этот элемент существует в несовершенном виде, состояние экономики будет определяться не хозяйственно-экономической активностью и эффективностью, выраженной в курсах акций, а действующими внешними факторами, преимущественно неэкономического характера.

Рынок ценных бумаг с его институтами - это целостная экономическая система. Она изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил на основе механизма рыночного саморегулирования.

Учитывая всю важность инфраструктурного обеспечения функционирования фондового рынка, на первый план выдвигается его институциональное оформление.

Вместе с тем, становление фондового рынка не происходит без участия государства, которое призвано обеспечивать его субъекты нормативно-правовой базой в целях упорядочения отношений обмена. Эффективность системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время определяется: во-первых, результативностью регулирующих механизмов, обеспечивающих максимальную включенность основных фондов предприятий и организаций в инвестиционный процесс; во-вторых, наличием постоянно действующего механизма оценки эффективности управления предприятиями как основного критерия их стоимости, способного обеспечить реальные котировки ценных бумаг и свободный переход прав собственности от неэффективных собственников к эффективным; в-третьих, гарантиями прав инвесторов.

Институциональное оформление рынка ценных бумаг предполагает наличие деятельности на нем финансовых посредников. Их роль является основной в аккумулировании финансовых ресурсов инвесторов, восстановлении доверия населения к фондовым ценностям.

Россия как федеративное государство использует двухуровневую модель функционирования рынка ценных бумаг. На национальном уровне фондовый рынок призван обеспечить и провести перелив капитала из относительно капиталоизбыточных регионов страны в регионы, где существует наиболее острая нехватка инвестиций. Это приведет к большей интеграции региональных рынков.

На региональном уровне функционирование фондового рынка должно быть направлено на выравниваниеуровней экономического развития отдельных административно-территориальных единиц.

Таким образом, роль фондового рынка заключается в функциях, которые он выполняет.

Благодаря эмиссии ценных бумаг и их обороту предприятия и организации имеют возможность привлекать инвестиционный капитал без вмешательства банковской системы.

С помощью фондового рынка происходит "перелив" свободных денежных средств

из одной отрасли промышленности в другую, в результате чего появляются структурные сдвиги в экономике страны.

Каждый региональный фондовый рынок должен иметь современную и качественно новую программу развития, где приоритетами могут быть:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) формирование института финансовых посредников;

2) становление материально-технической базы региональной инфраструктуры фондового рынка;

3) формирование региональной системы повышения квалификации участников фондового рынка;

4) информационно-аналитическое обеспечение эмиссионно-инвестицион-ной деятельности в регионах России;

5) создание слоя мелких и средних инвесторов;

6) выход региональных предприятий и организаций на общенациональный фондовый рынок.

Реализация указанной программы развития позволит объемнее использовать потенциал фондового рынка, переформировать его на развитие инвестиционного процесса непосредственно в регионе.

1 Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. - М., 2000.

2 Там же.

3 В.Н. Едронова, А.А. Кавинов Система показателей мониторинга устойчивости региональной финансовой системы // Финансы и кредит. - 2005. - № 8. С. 4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.