ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
УШАКОВ А.С.
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК СКФО: МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Развитие финансовых рынков регионов СКФО характеризуется условиями, типичными для депрессивного финансового пространства: высокими рисками, обусловленными его дезинтеграцией; значительными масштабами грюндерства; низкой представительностью титульных ценных бумаг; высокой волатильностью курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг; высокой долей их спекулятивного оборота и дефицитом стратегических инвестиций в основной капитал; расширением рынка государственных долговых обязательств. В результате включение региональных финансовых рынков в национальный и глобальный рынки блокируется их фрагментарностью и относительной замкнутостью. В статье представлены региональные факторы, формирующие спрос и предложение на региональных финансовых рынках СКФО, определены конкретные каналы воздействия факторов, выявлены возможности согласования экономических интересов субъектов рынков.
Ключевые слова: Региональные факторы финансового рынка, инвестиционная привлекательность рынка, участники финансового рынка, локальные финансовые подсистемы, инвесторы; финансовая недостаточность экономической системы региона, рентабельность продукции, институциональная среда.
USHAKOV A.S.
FINANCIAL MARKET OF NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT: MESOECONOMICAL FACTORS OF DEVELOPMENT
Abstract. The development of financial markets of NCFD is characterized by the conditions typical for depressive financial space: high risks due to its desintegration; significant scale of speculative promotion; low representation of title securities; high volatility of share price and low investment quality of securities; high percentage of their speculative turnover and deficit of strategic investments in the main capital; expansion of the market of state debt obligations. As a result, the inclusion of regional financial markets in the national and global markets is blocked by their fragmentary nature and relative closedness. The article presents regional factors forming the demand and supply in the regional financial markets of NCFD, defines the specific channels of the impact of factors, finds opportunities of agreement of economic interests of market subjects.
Keywords: Regional factors of the financial market; investment attractiveness of the market; participants of the financial market; local financial subsystems; investors; financial inadequacy of the economic system of the region; profitability of products; institutional environment.
Региональные факторы финансового рынка СКФО позиционируются в пространстве регионов, составляющих округ, и ориентированы на решение следующих задач развития данного рынка:
- обеспечение дифференциации регионов-субъектов в финансовом пространстве, очерченном границами округа, формирование конкурентных преимуществ отдельных участников финансового рынка и инвестиционной привлекательности рынка в целом;
- инициация процесса внутренней структуризации финансового рынка, выделение отдельных зон в финансовом пространстве СКФО;
- реализация центробежных сил, объективно сложившихся в пространстве финансового рынка (в том числе дезинтеграция непродуктивных образований);
- обеспечение институционального упорядочивания сложившихся отношений финансового рынка на основе принятия региональных норм права, закрепления устойчивых форм контрактов, статусов и форм поведения отдельных участников финансового рынка.
В составе СКФО — 7 регионов-субъектов, локальные финансовые подсистемы которых
отличаются по многим параметрам, в том числе по размерам и структуре региональных бюджетов, доходным возможностям субъектов локальных рынков, представительности различных секторов финансового рынка, масштабам финансовых операций, ориентации инвестиционных потоков и др. Определенное представление о дифференциации интересующих нас региональных финансовых рынков внутри СКФО дают данные о рентабельности традиционного, во многом основополагающего для большинства регионов — субъектов данного округа вида деятельности — выращивания продукции растениеводства, поскольку соответствующие доходы формируют базу сбережений и инвестиционного процесса территории (табл. 1).
Таблица 1.
Группировка регионов — субъектов СКФО по уровню рентабельности продукции растениеводства, 2010 г. [1]
Группы регионов СКФО по уровню рентабельности продукции растениеводства, % Число регионов в группе Средний уровень рентабельности по группе, %
До 10 4 4,2
10,1-15 2 12,6
15,1-20 1 15,3
Свыше 20 - -
Итого 7 11,2
Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о значительных различиях в рентабельности продукции растениеводства в регионах — субъектах СКФО, что обусловливает существенные различия в базовых для экономики данных регионов потоках доходов, обеспечивающих образование капитала на локальных финансовых рынках.
Исходя из указанной выше дифференциации региональных финансовых рынков внутри СКФО, сфокусируем внимание на оценке финансового рынка «среднего», типичного для СКФО региона — РСО-Алания, для которого характерны относительная устойчивость эволюционного процесса; опора на доходные потоки, продуцируемые действующим металлургическим комплексом; средние позиции по рейтингам важнейших показателей развития финансового рынка. Представляется, что такой выбор позволяет сформировать вполне репрезентативное представление о воздействии группы региональных факторов на развитие локального финансового рынка.
Дадим общую характеристику финансового рынка РСО-Алания. Для него характерен комплекс условий, типичных для депрессивного финансового пространства, в том числе:
- концентрация запредельно высоких рисков в финансовом пространстве, обусловленная дезинтеграцией в зоне существования республики;
- значительные масштабы грюндерства, то есть агрессивной политики учреждения нежизнеспособных финансовых компаний, оттягивающих на себя значительные объемы финансовых ресурсов и подрывающих доверие к рынку;
- низкая представительность титульных ценных бумаг, предпочтение облигаций акциям, что способствует разрастанию совокупного долгового бремени территории; в регионе очень мало собственных эмитентов акций, что сводит ресурсную базу инвестиционного процесса к кредитным ресурсам банков;
- высокая волатильность курсов акций и низкие инвестиционные качества ценных бумаг;
- высокая доля спекулятивного оборота ценных бумаг, дефицит стратегических инвестиций в основной капитал и ценные бумаги эмитентов региона;
- расширение рынка государственных долговых обязательств как следствие высокого спроса территориальных органов власти на деньги, что сокращает сбережения и потенциал прямых инвестиций в основной капитал, а также потенциал вложений в ценные бумаги.
Обобщение приведенных выше положений позволяет сформулировать основное противоречие регионального финансового рынка РСО-Алания:
- с одной стороны, процесс формирования единого финансового пространства охватил всю РСО-Аланию; создание единой компьютерной сети в рамках федерального финансового рын-
ка, наличие в хозяйственном пространстве региона финансовых активов, привлекательных для внешних инвесторов, обусловливает включение локального финансового рынка в национальный и глобальный финансовые рынки;
- с другой стороны, вследствие неразвитости акционерных отношений и наличия существенных барьеров на пути образования финансового капитала, отсутствия адекватных механизмов защиты прав собственности владельцев ценных бумаг и других финансовых активов, нерешенности технических и организационных проблем инфраструктурного характера финансовый рынок РСО-Алания сложился как фрагментарный, относительно замкнутый рынок в пространстве регионального развития и не может быть квалифицирован как действительно открытая система.
Результаты анализа государственной составляющей финансовой подсистемы экономики РСО-Алания приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Территориальный бюджет и внебюджетные фонды РСО-Алания [1]
Показатели 2008 2009 2010
Консолидированный бюджет субъекта
Доходы, млн руб. 20 202,0 17 103,8 17 787,4
Налоговые 3 837,4 4 229,0 4 694,6
Неналоговые 1 743,8 1 454,3 2 424,2
Безвозмездные 14 620,8 11 420,5 10 668,6
Расходы, млн руб. 19 785,2 19 642,2 19 789,6
Промышленность, энергетика и строительство 6 283,3 4 984,3 3 906,9
Сельское хозяйство и рыболовство
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
ЖКХ 2 652,1 2 885,0 3 190,9
Социально-культурные мероприятия 8 439,3 9 730,4 10 369,3
Прочее 2 410,5 2 042,5 2 322,5
Профицит/дефицит 416,8 -2 538,4 -2 002,2
Исполнение бюджета пенсионного фонда
Поступление, млн руб. 11 562,5 14 928,3 21 078,3
Расходование, млн руб. 11 470,2 14 817,2 20 757,9
Исполнение бюджета фонда социального страхования
Поступление, млн руб. 476,4 456,8 562,8
Расходование, млн руб. 1 254,8 1 505,0 1 471,4
Исполнение бюджета фонда ОМС
Поступление, млн руб. 1 944,9 1 754,2 1 860,6
Расходование, млн руб. 1 844,9 1 971,2 1 864,5
Обобщение результатов анализа, представленных в таблице 2, позволяет сформулировать следующие выводы:
- для бюджетной составляющей финансовой подсистемы РСО-Алания характерно усиление зависимости от поддержки федерального центра;
- финансовая недостаточность экономической системы региона усиливается тем обстоятельством, что размер расходов пенсионного фонда превысил размер расходов консолидированного бюджета; регион не столько «зарабатывает» свои доходы, сколько «получает» их.
Результаты анализа рыночной составляющей финансовой подсистемы экономики РСО-Алания приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Кредитные организации и инвестиционный процесс в РСО-Алания [1]
Показатели 2008 2009 2010
Рынок кредитных организаций
Количество действующих кредитных организаций 6 6 6
Количество филиалов н/д 11 12
Прибыль кредитных организаций на конец года, млн руб. 64,6 92,0 115,0
Объем депозитов/вкладов на конец года, тыс. руб. 8 752 000 11 560 000 15 740 000
юр. лиц в рублях, тыс. руб. н/д н/д н/д
юр. лиц в иностранной валюте, тыс. руб. н/д н/д н/д
физ. лиц в рублях, тыс. руб. н/д н/д н/д
физ. лиц в иностранной валюте, тыс. руб. н/д н/д н/д
Задолженность по кредитам юр. лиц, в рублях, млн руб. 7 942,0 9 890,0 11 307,0
Задолженность по кредитам физ. лиц, в рублях, млн руб. 4 404,0 5 514,0 5 398,0
Задолженность по кредитам юр. лиц, в иностр. валюте, млн руб. 1 725,0 1 513,0 1 065,0
Задолженность по кредитам физ. лиц, в иностр. валюте, млн руб. 248,0 393,0 337,0
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 17 032,0 13 927,0 14 006,0
Иностранные инвестиции, тыс. долл. США, в том числе 4 145,0 1 451,0 -
прямые 4 145,0 1 451,0 -
портфельные
прочие
Обобщение результатов анализа, представленных в таблице 3, позволяет сформулировать следующие выводы:
- в секторе кредитных организаций РСО-Алания достаточно быстро растет объем вкладов; регион занимает одно из первых мест в СКФО по объему вкладов на душу населения;
- в структуре кредитов преобладают доля кредитов, выданных юридическим лицам, то есть кредитов, адресованных бизнесу и социальному развитию;
- для инвестиционного процесса характерно депрессивное состояние — последствия глобальной рецессии еще не преодолены, при этом иностранные инвесторы практически покинули регион.
Особо отметим, что данные по страховой деятельности и фондовому рынку по данному региону отсутствуют, что свидетельствует о редукции финансового рынка к одному лишь сектору кредитных операций.
Конкретизируем анализ, учитывая, что исследуемая группа региональных факторов воздействует на формирование спроса и предложения на финансовом рынке через конкретные каналы; оценим результаты такого воздействия применительно к финансовому рынку РСО-Алания:
а) коррекция параметров институциональной среды, форм контрактов, форм поведения отдельных участников финансового рынка. Выделим в данном отношении потребность в заключении стратегических контрактов между территориальными органами власти и крупнейшими банками, действующими в регионе, включая филиалы вертикально интегрированных банков. Отметим, что в финансовом пространстве РСО-Алания наряду с мощными филиалами Сберегательного банка и Банка Москвы действуют шесть небольших региональных банков, которые обладают следующей структурой ресурсов (табл. 4).
Таблица 4.
Структура формирования пассивов выборки региональных коммерческих банков РСО-Алания, % [2]
Элементы структуры пассивов (средневзвешенные величины, с учетом объема обязательств) 2005 2007 2009
1. Фонды и прибыль банка 14,5 15,2 18,9
2. Средства других кредитных организаций (межбанковские заимствования) 5,2 4,0 6,7
3. Средства клиентов, всего 73,9 75,6 70,7
в том числе:
средства на расчетных счетах юридических лиц 12,8 13,0 13,8
депозиты юридических лиц 1,3 1,4 1,9
средства на расчетных счетах индивидуальных предпринимателей 11,2 12,1 13,8
депозиты физических лиц 48,6 49,1 41,2
4. Выпущенные долговые обязательства банков (векселя, облигации) 5,1 3,8 2,2
5. Средства территориального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов 0,0 0,2 0,0
6. Прочие пассивы 1,3 1,2 1,5
7. Всего обязательств, к предыдущему году 102,3 106,1 92,1
Обобщение результатов анализа, представленных в таблице 4, позволяет сформулировать следующие выводы:
- основным источником расширения ресурсной базы совокупности региональных банков РСО-Алания являются вклады населения (до 48 % пассивов). Отметим, что феномен «бегства вкладчиков» из банков в условиях рецессии нанес удар по наполнению ресурсной базы и финансовой устойчивости региональных банков;
- отмеченное снижение объема обязательств региональных банков в фазе рецессии обострило проблему расширения ими пассивных операций и использования их ресурсов в продуктивных инвестиционных проектах развития экономической системы региона;
б) согласование экономических интересов отдельных субъектов рынка. В данном отношении востребованы региональные ассоциации профессиональных участников финансового рынка, позволяющие консолидировать потенциал данного рынка, защитить совместные интересы его субъектов и представлять данные интересы в органах власти и управления территории. В настоящее время такие ассоциации действуют лишь в Ставропольском крае;
в) вклад территорий в преодоление региональной поляризации; здесь регион, даже если он и стремится к сокращению отрыва от лидеров и снижению уровня финансовой зависимости от федеральных средств поддержки, попадает в следующие институциональные ловушки:
- достигнутый высокий уровень поддержки (зависимость от трансфертов) формирует нормативный барьер на пути наращивания инвестиционного кредитования территории депрессивного типа (50 % от ВРП), что при низкой базе ВРП практически останавливает инвестиционное кредитование;
- малейшее ухудшение финансового положения территории вынуждает власти идти по пути сокращения капитальных затрат в расходах территориального бюджета ради сохранения социальных гарантий населения и, прежде всего, людей, получающих заработную плату и пособия из бюджета; таким образом, инвестиционная часть бюджетных расходов территории депрессивного типа оказывается наименее защищенной;
г) участие бизнеса и органов власти территории в создании современной инфраструктуры финансового рынка. Характерно, что в Стратегии социально-экономического развития РСО-Алания на период до 2020 года, в отличие от аналогичной стратегии СКФО, финансовый рынок не сводится к одному лишь банковскому сектору, однако и здесь не сфокусировано внимание на приоритетных для региона вопросах создания тех элементов инфраструктуры финансового рынка, без которых регион и в дальнейшем будет восприниматься инвесторами как
обремененная высокими рисками периферия, где нет условий для реализации значимых проектов;
д) механизм взаимодействия субъектов бизнеса и органов власти территории в создании современной инфраструктуры финансового рынка — ГЧП. Характерно, что разработчики Стратегии развития региона приводят следующий перечень приоритетных направлений реализации возможностей ГЧП:
- создание и функционирование бизнес-центров, республиканского бизнес-инкубатора, особых экономических зон;
- развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, отраслевых и производственных кластеров;
- государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты;
- повышение результативности механизмов поддержки лизинга высокоэффективного технологического оборудования и современной техники [3].
Характерно, что инфраструктуре локального финансового рынка в приведенном перечне места не нашлось, хотя без нее никакие вложения внешних инвесторов в высокотехнологичные и наукоемкие проекты невозможны;
е) формирование системной региональной финансовой политики. Выделим в данном отношении потребность региона в создании и институциональном закреплении — с помощью регионального закона «Об экономической политике РСО-Алания» — особого системного компонента региональной экономической политики, адресованного развитию финансовой подсистемы территории. Представляется, что указанная потребность соответствует вектору структуризации и последовательного институционального упорядочивания региональной экономической политики.
Предложим следующие основные разделы указанного системного компонента региональной экономической политики:
- бюджетная политика;
- специальные фонды территории, находящиеся под контролем государства;
- банковский сектор;
- страхование;
- фондовые организации;
- оценка;
- финансовый контроль.
Сводные результаты институционального анализа группы региональных факторов, проведенного в данном разделе, приведены в табл. 5.
Таблица 5.
Матрица региональных факторов развития финансовых рынков экономических систем депрессивного типа (институциональный аспект)
Уровни риска Уровни эффекта Высокий риск негативного эффекта Средний риск негативного эффекта Низкий риск негативного эффекта
Высокий уровень негативного эффекта Отсутствие финансовых инструментов кризисного регулирования Несистемная организация территориальной инфраструктуры финансового рынка Ориентация территориальной финансовой политики на краткосрочные эффекты
Средний уровень негативного эффекта Отсутствие системного компонента в структуре региональной политики Дефицит стратегических контрактов с крупными инвесторами Слабая преемственная связь финансовой политики территории
Низкий уровень негативного эффекта Фрагментарность территориального мониторинга финансового рынка Неадекватное отражение приоритетов региона в инвестиционных программах Слабая координация участников рынка при защите совместных интересов
Таблица построена автором по материалам проведенного интернет-опроса участников финансового рынка регионов — субъектов СКФО (количество респондентов — 49 чел.).
Обобщение результатов анализа, представленных в таблице 5, позволяет установить приоритетные направления развития локальных финансовых рынков экономических систем депрессивного типа, обусловленных воздействием факторов регионального уровня:
- формирование специальных резервных фондов, обеспечивающих потребности кризисного регулирования;
- модернизация территориальной инфраструктуры финансового рынка;
- разработка компонента «Финансовая подсистема региона» в структуре региональной политики.
Литература
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Статистический сборник. — М., Рос-стат, 2012. — 990 с.
2. Сизоненко О. В. Формирование и использование пассивов региональных коммерческих банков в условиях модернизации экономики (на материалах РСО-Алания): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Майкоп, 2010. — 29 с.
3. Стратегия социально-экономического развития РСО-Алания на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/819054806.
References
1. Regions of Russia. Social-Economical Indicators. 2012. Statistical compilation. M., Rosstat, 2012, 990 p.
2. Sizonenko O. V. Formation and use of liabilities of regional commercial banks in the conditions of modernization of the economy (based on materials of RSO-Alania) / Autoabstract of Candidate's of Economic Science Thesis. Maykop, 2010. - 29 p.
3. Strategy of Social-Economical Development of RSO-Alania for the Period of up to 2025. [Electronic resource]. Retrieved from: http://docs.cntd.ru/document/819054806. - Title from screen.