Удк 336.763
региональные рынки ценных бумаг В российской федерации: особенности и факторы развития
А. А. МИЛЛЕР, аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: [email protected] Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
В статье рассмотрены особенности развития региональных рынков ценных бумаг в современныхусловиях. Выявлены критерии функционирования и факторы развития регионального рынка, предложено его современное определение. Произведена оценка состояния рынка ценных бумаг Омской области, и показаны возможные мероприятия по стимулированию развития регионального рынка ценных бумаг.
Ключевые слова:рынок ценных бумаг, регион, ценные бумаги, факторы развития, эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
теоретические аспекты функционирования регионального рынка ценных бумаг в современной экономике. В условиях развитой рыночной экономики функционирование рынка ценных бумаг (РЦБ) позволяет эффективно перераспределять инвестиционные ресурсы для удовлетворения финансовых потребностей хозяйствующих субъектов. Использование именно механизма рынка ценных бумаг обусловлено преимуществами ценных бумаг как финансовых инструментов:
— ликвидностью и возможностью более простого перехода права собственности;
— способностью приносить доход;
— наличием четких правил по выпуску, размещению и обращению ценных бумаг (для эмиссионных ценных бумаг).
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации о ценных бумагах реализован принцип единого рынка, который подразумевает:
— унифицированные правила выпуска и размещения ценных бумаг;
— обращение ценных бумаг на всей территории
РФ;
— наличие стандартов раскрытия информации;
— единые требования к осуществлению профессиональной деятельности и пр.
Таким образом, несмотря на отсутствие институциональных предпосылок существования региональных рынков ценных бумаг, в экономической литературе региональные рынки ценных бумаг рассматриваются как относительно самостоятельное явление. При этом в экономической науке прослеживаются следующие подходы к выделению регионального рынка ценных бумаг (РРЦБ).
1. Региональный рынок ценных бумаг — историческое понятие, связанное с низким уровнем развития рынка ценных бумаг и экономики в целом. «Региональность» — характерная черта слабых и развивающихся рынков, у которых отсутствуют развитые телекоммуникации, инфраструктура [5]. В условиях развитой экономики РРЦБ не существует.
2. Региональный рынок ценных бумаг существует объективно, так как экономическое развитие территории страны не является однородным: в определенных областях формируются локальные финансовые центры [1].
3. РРЦБ формируют ценные бумаги, обращающиеся на территории региона. Качество этих ценных бумаг является слишком низким, чтобы заинтересовать сторонних инвесторов [4].
4. На территории Российской Федерации существует единый рынок ценных бумаг. «Реги-ональность» проявляется лишь в деятельности
местных финансовых институтов — профессиональных участников РЦБ. Таким образом, региональный рынок ценных бумаг — это региональный рынок услуг на РЦБ (при этом под РЦБ-услугой можно понимать финансовую услугу, удовлетворяющую финансовые и инвестиционные потребности экономических субъектов [3]).
Действительно, в современной российской экономике невозможно выделить «чистые» региональные рынки ценных бумаг. Однако неодинаковый уровень экономического развития регионов обусловливает наличие неоднородных по количественным и качественным параметрам локальных рынков.
Влияние экономического развития региона на состояние регионального рынка ценных бумаг отражено в табл. 1. Представленные данные характеризуют зависимость количественных характеристик РРЦБ от уровня производственной и инвестиционной активности в субъекте РФ.
При характеристике региональных рынков ценных бумаг в России можно выделить следующие его особенности:
—участниками РРЦБ могут быть региональные эмитенты, а профучастники и инвесторы — как из данного региона, так и из других регионов;
— выпуск, размещение и обращение ценных бумаг осуществляются в соответствии с федеральным законодательством (у субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по нормотворческой деятельности в сфере РЦБ);
— обращение ценных бумаг может не ограничиваться пределами одного региона (не существует правовых ограничений на территорию обращения ценных бумаг);
— инфраструктура РЦБ представлена главным образом представительствами крупных национальных фондовых бирж, организаторов торгов, клиринговых организаций, регистраторов и депозитариев.
На основе указанных характеристик РРЦБ можно сделать вывод о том, что «региональность» может проявляться только при рассмотрении участников РЦБ. Таким образом, можно применять субъектный подход к исследованию рынка ценных бумаг.
При этом необходимо отметить, что рынок ценных бумаг для своих участников является сферой деятельности (рис. 1). Каждый из участников осуществляет свою деятельность на данном рынке. Инвесторы инвестируют временно свободные денежные средства. Эмитенты в процессе выпуска и размещения ценных бумаг привлекают ресурсы. Профессиональные участники являются торговыми и финансовыми посредниками, оказывают учетные, информационные и другие услуги. Саморегулируемые организации защищают интересы профессиональных участников и инвесторов, контролируют деятельность своих членов. Региональные отделения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг регулируют деятельность всех других участников.
Следовательно, при рассмотрении регионального рынка ценных бумаг критериями при его выделении может выступать деятельность участников регионального рынка:
— деятельность региональных эмитентов;
— деятельность региональных профессиональных участников и филиалов компаний из других регионов;
— деятельность региональных и «сторонних» инвесторов на региональном рынке;
Таблица 1
Показатели экономического развития регионов и состояния региональных рынков ценных бумаг
в Западной Сибири в 2009 г.
Субъект РФ Показатели экономического развития региона* Показатели состояния РЦБ
Число предприятий и организаций, ед.** Оборот малых предприятий, млрд руб. * Инвестиции в основной капитал, млн руб. Количество акционерных обществ, ед.** Количество участников финансового рынка, ед. **
Алтайский край 59 532 143,7 43 641 1 764 3
Кемеровская обл. 51 451 193,0 109434 1 936 15
Новосибирская обл. 155 610 289,8 101 421 5 663 44
Омская обл. 48 586 216,4 60 027 2 860 14
Томская обл. 33 041 91,9 77 131 937 5
Республика Алтай 10 110 8,1 6 952 614 -
* Значение показателя валового регионального продукта для Кемеровской и Томской обл. включает существенную долю продукта добывающей промышленности. Поэтому для общей характеристики уровня развития региональных экономик вместо показателя ВРП представлен показатель оборота малых предприятий. ** Средняя хронологическая за 2009 г.
рис. 1. Рынок ценных бумаг как сфера деятельности
— деятельность саморегулируемых организаций и их филиалов;
— государственное регулирование со стороны ФСФР России.
По каждому из данных критериев можно определить количественные и качественные характеристики РРЦБ.
По степени заинтересованности можно разделить субъекты на две группы (рис. 2):
1) субъекты, имеющие прямой интерес в функционировании РРЦБ: региональные эмитенты, инвесторы и профессиональные участники;
2) субъекты, имеющие косвенный интерес в функционировании РРЦБ: территориальные регулирующие органы, саморегулируемые организации (СРО), региональные власти. Эмитенты заинтересованы в привлечении
финансирования для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Большое значение имеют:
— возможность получить необходимые финансовые ресурсы;
— транзакционные издержки на привлечение ресурсов;
— использование преимуществ финансирования посредством ценных бумаг.
Инвесторы, являющиеся владельцами ценных бумаг, заинтересованы в прозрачности и открытости рынка ценных бумаг, в недопущении злоупотреблений и правонарушений на РЦБ, высоком качестве оказываемых на РЦБ услуг, в ликвидности и доходности ценных бумаг, которыми они владеют. Для потенциальных инвесторов также важно наличие достаточного выбора качественных инвестиционных активов.
Для профессиональных участников рынок ценных бумаг является рынком, на котором они осуществляют коммерческую деятельность (т. е. главная цель их деятельности — получение прибыли). Таким образом, в сферу интересов профессиональных участников входят:
— возможность осуществления профессиональной деятельности;
— недопущение недобросовестной конкуренции;
— высокий уровень инвестиционной активности индивидуальных и корпоративных инвесторов;
— финансовая грамотность населения.
Для регулирующих органов большое значение имеет обеспечение законности и прозрачности деятельности на рынке ценных бумаг.
Субъекты, имеющие прямой интерес
Кг
Региональный рынок ценных бумаг
Субъ
екты, имеющие косвенный интерес
рис. 2. Субъекты, заинтересованные в функционировании РРЦБ
Саморегулируемые организации (СРО) заинтересованы в защите интересов профессиональных участников - членов СРО, поддержании деловой репутации как самих участников, так и СРО в целом. Сокращение количества профессиональных участников рассматривается саморегулируемой организацией как негативное явление.
Для региональных властей функционирование РРЦБ представляет интерес в аспекте максимальной реализации инвестиционного потенциала региона, повышения деловой активности, структурной перестройки региональной экономики.
Особенностью регионального РЦБ является специфический характер реализации отдельных функций рынка ценных бумаг в целом. Можно выделить четыре специфические функции РРЦБ [2] (табл. 2).
1. Функция торгового и финансового посредничества вытекает из коммерческой (профессиональные участники, выступая посредниками на РЦБ, осуществляют деятельность в целях получения прибыли) и перераспределительной (торговое и финансовое посредничество обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов) функций.
2. Функция закрепления имущественных и неимущественных прав является выражением в региональном аспекте функции передела собственности.
3. Концентрация инвестиционных ресурсов (прямая концентрация - в капитале институтов коллективного инвестирования, в капитале самих
Специфические функции рег
профессиональных участников РЦБ - дилеров; косвенная концентрация - аккумулирование брокерами средств клиентов для исполнения их поручений) способствует реализации инвестиционной и спекулятивной функций.
4. Наконец, при размещении ценных бумаг на региональных рынках привлекаются финансовые ресурсы, т. е. реализуются перераспределительная и инвестиционная функции.
Условность выделения регионального рынка ценных бумаг и его связь с региональной экономикой также находят отражение и при анализе факторов, влияющих на развитие РРЦБ. Прежде всего на региональные рынки ценных бумаг оказывают влияние макроэкономические факторы, связанные с общим уровнем развития рынка ценных бумаг, его регулированием со стороны государства, а также рыночной конъюнктурой на национальном и мировом рынках. Данные факторы являются основой функционирования рынка ценных бумаг. При этом региональным рынкам присущи особенности, обусловленные развитием региональной экономики. Сложившийся в регионе уровень деловой активности может стимулировать, а может препятствовать учреждению и функционированию хозяйствующих субъектов (влиять на активность эмитентов по выпуску и размещению ценных бумаг). Наличие достаточного объема сбережений способствует развитию торгового и финансового посредничества в обращении ценных
Таблица 2
ального рынка ценных бумаг
Функции рынка ценных бумаг в целом Функции РРЦБ Содержание функции
Коммерческая, перераспределительная Функция торгового и финансового посредничества Посредничество в размещении ценных бумаг — профессиональные участники могут участвовать в размещении ценных бумаг, ускоряя данный процесс. Посредничество в обращении ценных бумаг — профессиональные участники осуществляют операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет (дилеры), от имени и за счет клиента (брокеры), а также от своего имени и за счет клиента (брокеры, доверительные управляющие) и способствуют обращению ценных бумаг между инвесторами
Функция передела собственности Функция закрепления имущественных и неимущественных прав Ценные бумаги являются формой закрепления отношений займа, прав собственности или долевого участия, в связи с чем у владельца ценной бумаги возникают имущественные и неимущественные права
Инвестиционная, спекулятивная Функция концентрации инвестиционных ресурсов Финансовые институты способны объединять капиталы множества инвесторов для централизованного осуществления инвестиций
Перераспределительная, инвестиционная Функция привлечения финансовых ресурсов Первичный региональный рынок ценных бумаг является для эмитентов сферой привлечения финансовых ресурсов посредством выпуска (дополнительного выпуска) долевых и долговых ценных бумаг, а также использования неэмиссионных ценных бумаг (например векселей)
бумаг. Инвестиционный климат оказывает влияние на привлекательность ценных бумаг региональных эмитентов. Однако подобное сочетание национальных факторов (как основы функционирования рынка ценных бумаг) и факторов региональной экономики (как потенциала развития регионального РЦБ) в каждом отдельном субъекте РФ является своеобразным. Данное своеобразие может выражаться в особенностях структуры профессиональных участников рынка ценных бумаг и специализации их деятельности, в развитии институтов коллективного инвестирования, в сложившемся уровне прозрачности региональных эмитентов, обращении ценных бумаг региональных эмитентов на биржевом рынке и пр. Таким образом, можно разделить все указанные факторы на три группы:
1) наиболее общие факторы — факторы национального рынка ценных бумаг;
2) факторы развития региональной экономики;
3) частные факторы — это специфические факторы функционирования РРЦБ (табл. 3).
Группировка факторов развития ]
Итак, можно сформулировать современное определение регионального рынка ценных бумаг. Региональный РЦБ — это условно выделяемый локальный рынок ценных бумаг, функционирование которого выражается в деятельности региональных участников РЦБ; это особый рынок, сформированный под воздействием института рынка ценных бумаг, экономического развития региона и непосредственной деятельности региональных субъектов рынка.
Оценка состояния рынка ценных бумаг Омской области. В целом, в Западной Сибири наблюдается тенденция сокращения количества эмитентов и участников финансового рынка (табл. 4). Сокращение числа эмитентов связано с тенденциями глобализации, а также процессами реорганизации (в частности, слияниями, поглощениями и преобразованиями). Уменьшение количества профессиональных участников (табл. 5) связано с вытеснением региональных профессиональных участников с региональных рынков, а также повышением норма-
Таблица 3
иональных рынков ценных бумаг
Фактор Природа фактора Механизм воздействия на фактор
Группа факторов национального рынка ценных бумаг (макроэкономический уровень): —законодательство о ценных бумагах и уровень развития РЦБ; — регулирование деятельности на РЦБ; — рыночная конъюнктура Существование «правил игры» при осуществлении деятельности на РЦБ. Общая экономическая ситуация Федеральная финансовая политика (особенно в области РЦБ)
Группа факторов региональной экономики (мезоуровень — региональный аспект): — итоги приватизации; — уровень экономического развития региона; — инвестиционный климат; — отраслевая структура экономики; — глобализация и интеграция; — процессы реорганизации Развитие региональной экономики и рынка ценных бумаг как одной из ее частей Региональная экономическая политика
Специфические факторы РРЦБ (мезо- и микроуровни): — деятельность региональных банков; — «специализация» РРЦБ; — прозрачность рынка; — развитие коллективного инвестирования Особенности развития РРЦБ как рынка (сферы деятельности) в отдельном субъекте РФ Специальные действия участников финансового рынка, саморегулируемых организаций, региональных отделений ФСФР России и региональных властей
Таблица 4
Динамика количества акционерных обществ (АО) Западной Сибири в 2008—2010 гг., ед.
Субъект РФ На 01.01.2008 На 01.01.2010 На 01.01.2011
АО Темп роста, в процентах к 01.01.2008 АО Темп роста, в процентах к 01.01.2008 АО Темп роста, в процентах к 01.01.2008
Алтайский край 2 322 1,00 1 700 0,73 1 725 0,74
Кемеровская обл. 2 423 1,00 1 877 0,77 1 889 0,78
Новосибирская обл. 10 945 1,00 6 001 0,55 5 702 0,52
Омская обл. 2 060 1,00 2 797 1,36 2 552 1,24
Томская обл. 1 398 1,00 828 0,59 902 0,65
Республика Алтай 849 1,00 657 0,77 627 0,74
Итого... 19 997 1,00 13 860 0,69 13 397 0,67
Таблица 5
Динамика количества профессиональных участников рынка ценных бумаг Омской области в 1997, 2000, 2005 и 2010 гг., ед.
Показатель 1997 2000 2005 2010
Количество региональных профессиональных участников 20 16 13 9
Количество кредитных организаций - - 6 4
Количество филиалов и иных обособленных подразделений - - 22 54
профессиональных участников, осуществляющих брокерскую
и/или дилерскую деятельность и/или деятельность по управлению
ценными бумагами
В том числе:
— некредитных организаций - - 4 8
— кредитных организаций - - 18 46
тива достаточности собственных средств профессиональных участников с 01.07.2010 и 01.07.2011.
Анализ данных табл. 5 позволяет сделать вывод, что «открытие границ» региональных рынков сторонними профессиональными участниками произошло в начале XXI в. В этот период в Омской обл. стали появляться филиалы крупных профессиональных участников.
Итак, рынок ценных бумаг Омской обл. по степени развития уступает РЦБ Новосибирской обл. и находится приблизительно на одном уровне с РЦБ Кемеровской обл. При этом рынок ценных бумаг Омской обл. развивается под воздействием множества факторов.
1. Факторы национального рынка ценных бумаг. К этим факторам относятся:
а) законодательство о ценных бумагах и уровень развития рынка ценных бумаг. Правовые основы современного российского рынка ценных бумаг были сформированы в 1994—1996 гг. с принятием Гражданского кодекса РФ (части первой), Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг». При этом сохраняется противоречие между гражданско-правовым законодательством и законодательством о ценных бумагах в отношении самого понятия ценной бумаги. Однако в целом законодательные основы функционирования рынка ценных бумаг достаточно четко регламентируют деятельность участников данного рынка;
б) регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В настоящее время происходит ужесточение требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Так, приказ ФСФР России от 30.07.2009 № 09-29/пз-н предполагает повышение нормативов достаточности собственных средств в два этапа: на 01.07.2010 и на 01.07.2011. Повышение данных нормативов уже привело к резкому сокращению количества участников финансового рынка в
регионах. В Западной Сибири количество профессиональных участников рынка ценных бумаг снизилось с 41 на 01.01.2010 до 30 на 01.01.2011 (на 27 %). Такое снижение сопоставимо с сокращением количества профессиональных участников РЦБ в кризисный период 2008—2009 гг. с 54 до 41 [6].
Одним из обоснований ужесточения требований к собственному капиталу профессиональных участников является противодействие учреждению и функционированию недобросовестных компаний. Действительно, крупные национальные профессиональные участники РЦБ могут являться более надежными компаниями. Но уменьшение конкуренции на региональных рынках ценных бумаг вряд ли может быть позитивным фактором как в экономическом (ослабевание конкурентной борьбы), так и в психологическом (некоторые инвесторы предпочитают работать с местными компаниями, а не филиалами финансовых компаний из других регионов) аспектах;
в) рыночная конъюнктура. С 01.07.2010 Банк России установил ставку рефинансирования на уровне 7,75 % (на начало 2010 г. действовала ставка 8,75 %) [7]. Индекс ММВБ вырос за 2010 г. на 23,2 %. В целом в российской экономике наблюдаются оживление деловой активности и стабилизация макроэкономической ситуации.
2. Факторы развития региональной экономики:
а) итоги приватизации. В 1990-х гг. массовая приватизация осуществлялась во всех субъектах Российской Федерации. Однако участие в данном процессе трудовых коллективов обусловило территориальную близость первых акционеров к акционируемым предприятиям.
Основа рынка ценных бумаг Омской обл. была сформирована в 1990-х гг. в процессе развития негосударственных форм собственности, а также приватизации государственных предприятий. Хотя удельный вес приватизированных государственных предприятий в общем количестве предприятий
недостаточно высок, наиболее крупные и экономически важные для региона хозяйствующие субъекты были образованы именно в процессе приватизации государственной собственности;
б) уровень экономического развития региона. В 2006—2008 гг. темпы роста валового регионального продукта на душу населения и инвестиций в основной капитал на душу населений в Омской обл. несколько отставали от средних темпов роста по Сибирскому федеральному округу (СФО) (табл. 6). Однако Омская обл. в указанный период опережала СФО в целом по показателям, характеризующим уровень сбережений граждан. Сбережения населения при наличии благоприятных условий могут быть направлены на развитие деловой активности в регионе и, как следствие — увеличить емкость локального рынка ценных бумаг;
в) инвестиционный климат. Между Группой ММВБ и рядом субъектов Российской Федерации, в том числе Омской обл. 03.03.2010 было подписано соглашение о сотрудничестве в области развития рынка инноваций и инвестиций (РИИ ММВБ) в интересах молодых инновационных компаний [8]. Данные мероприятия, по мнению представителей ММВБ и региональных властей, будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности инновационного бизнеса в регионах.
Кроме того, согласно исследованию Forbes. га, в 2010 г. г. Омск занимал 6-е место в списке лучших городов для ведения бизнеса (1-е место по группе показателей «инфраструктура», 3-е место по группе «деловой климат», но лишь 20-е место по комфортности ведения бизнеса) [9];
г) отраслевая специфика региона. В условиях плановой экономики для Омской обл. предполагалась специализация на нефтехимической промышленности. Нефтехимическая отрасль характеризуется значительной капиталоемкостью производства, а потому большинство крупных эмитентов ценных бумаг в Омской обл. — предприятия нефтехимического комплекса. Нефтехимия являлась также и основным научным направлением в регионе. В настоящее время региональные власти предпринимают меры по переориентации региональной экономики в сторону инновационного пути развития;
д) интеграционные процессы. В Омской обл. процессы интеграции и глобализации выражены в следующих тенденциях:
— как и в других регионах происходит слияние и поглощение хозяйствующих субъектов, в том числе компаниями из других регионов. Однако из-за увеличения количества эмитентов (см. табл. 4) и крайне низкой степени реорганизации предприятий (табл. 7) данная тенденция менее выражена;
Таблица 6
Показатели социально-экономического развития Омской обл. и Сибирского федерального округа
в 2006-2008 гг., руб.
Показатель Омская обл. сфо
2006 2007 2008 2006 2007 2008
Валовой региональный продукт на душу населения 129 306,8 146 405,7 175 062,5 124 432,3 152 805,1 178 595,6
Темпы роста базисные, в процентах к 2006 г. 1,00 1,13 1,35 1,00 1,23 1,44
Инвестиции в основной капитал на душу населения 23 171 34 378 43 406 24 638 36 223 48 367
Темпы роста базисные, в процентах к 2006 г. 1,00 1,48 1,87 1,00 1,47 1,96
Среднедушевые денежные доходы населения 8 993 11 318 13 626 8 346 10 286 12 889
Потребительские расходы в среднем на душу населения 5 621 7 094 8 945 5 791 7 204 8 998
Сбережения (доходы за вычетом потребительских расходов) 3 372 4 224 4 681 2 555 3 082 3 891
Темпы роста базисные, в процентах к 2006 г. 1,00 1,25 1,39 1,00 1,21 1,52
Удельный вес сбережений в структуре денежных доходов, % 37,5 37,3 34,4 30,6 30,0 30,2
Таблица 7
Регистрация выпусков ценных бумаг региональными эмитентами в Омской обл. и Западной Сибири в 2007-2009 гг., тыс. руб.
Показатель Омская обл. Западная Сибирь
2007 2008 2009 2007 2008 2009
Совокупная номинальная стоимость зарегистрированных выпусков ценных бумаг 655 982 1 869 776 2 741 890 8 190 802 8 666 596 16 267 515
Совокупная номинальная стоимость зарегистрированных выпусков ценных бумаг, связанных с реорганизацией 138 629 11 240 270 2 791 735 1 036 876 1 210 442
Доля эмиссии ценных бумаг, связанной с реорганизацией, в общей стоимости зарегистрированных выпусков ценных бумаг, % 21,13 0,60 0,01 34,08 11,96 7,44
— сокращается число региональных профессиональных участников рынка ценных бумаг (см. табл. 5);
— происходит выход ценных бумаг омских региональных эмитентов на национальные биржевые площадки. На 01.01.2011 на биржевом рынке котируются ценные бумаги лишь двух омских эмитентов — ОАО «Омская энергосбытовая компания» (РТС и ММВБ) и ОАО «Омскшина» (ММВБ). Ценные бумаги еще трех эмитентов (в 2008 г. — 15) котируются в режиме РТС-ВоаМ — информационной системы, предназначенной для индикативного котирования ценных бумаг, т. е. фактически обращаются на внебиржевом рынке [10];
е) реорганизация предприятий. Реорганизация юридических лиц (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование) фактически не приводит к получению хозяйствующими субъектами дополнительных финансовых ресурсов. Однако при этом номинально увеличивается число хозяйственных обществ и количество выпусков ценных бумаг. При этом в Омской обл. крайне низка доля эмиссии ценных бумаг, связанной с реорганизацией (табл. 7). В отличие от Западной Сибири в целом регистрация выпусков ценных бумаг эмитентами Омской обл. происходит одновременно с увеличением числа акционерных обществ (см. табл. 4). Следовательно, при эмиссии ценных бумаг эмитентами Омской обл. происходит увеличение емкости регионального рынка ценных бумаг, а эмитенты получают ресурсы, необходимые для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
3. Специфические факторы регионального рынка ценных бумаг:
а) деятельность региональных банков. В Омской обл. кредитные организации наиболее активно действуют на рынке ценных бумаг (табл. 8). В частности, по итогам 2007—2009 гг. АКИБ «Омск-банк»
(в настоящее время «Плюс-банк») входил в число 10 крупнейших компаний по обороту государственных ценных бумаг на СМВБ) [11];
б) «специализация» РРЦБ. В Омской обл. региональные профессиональные участники осуществляют брокерскую и дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также депозитарную деятельность (как правило, связанную с выступлением профессионального участника в качестве брокера). Ведение реестров владельцев именных ценных бумаг осуществляют крупные регистраторы из других регионов. Таким образом, сфера профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Омской обл. (как и множества других субъектов РФ) сужается до сферы торгового и финансового посредничества.
Кроме того, в настоящее время региональные профессиональнее участники работают преимущественно на биржевых площадках РТС и ММВБ. Операции с ценными бумагами региональных эмитентов, не котируемыми на биржевом рынке, практически не осуществляются.
Фактически, региональные профессиональные участники (в частности, брокеры, дилеры, доверительные управляющие) способствуют местному сосредоточению финансовых ресурсов для их последующего инвестирования в организованный национальный рынок ценных бумаг. В этом аспекте для региональной экономики преимуществом функционирования региональных профессиональных участников по сравнению с крупными «общенациональными» является лишь наличие налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты. В прочих отношениях как омские, так и сторонние профессиональные участники стимулируют развитие спекулятивной, а не инвестиционной составляющей рынка ценных бумаг:
Следовательно, на практике теоретическая модель взаимодействия региональных эмитентов,
Таблица 8
Количество кредитных организаций и участников финансового рынка — кредитных организаций
в Западной Сибири на 01.01.2010, ед.
Субъект РФ Общее количество кредитных организаций Профессиональная деятельность кредитных организаций Количество филиалов кредитных организаций в регионе
профессиональные участники — кредитные организации В процентах от общего числа региональных кредитных организаций В процентах от общего числа региональных профессиональных участников
Алтайский край 7 - - - 52
Кемеровская обл. 8 4 50 33,3 35
Новосибирская обл. 13 6 46,2 15 71
Омская обл. 6 4 66,6 36,3 47
Томская обл. 3 - - - 29
Республика Алтай 5 - - - 4
Итого... 42 14 33,3 20 238
инвесторов и профессиональных участников по вопросам выпуска и размещения ценных бумаг не функционирует надлежащим образом;
в) прозрачность рынка ценных бумаг. Инвестиционную привлекательность ценных бумаг региональных эмитентов снижает общая непрозрачность рынка ценных бумаг Омской обл. Низкий уровень раскрытия информации, искажение раскрываемой информации и прочие факторы в целом формируют неблагоприятную институциональную среду с низким уровнем доверия населения к коммерческой деятельности вообще и рынку ценных бумаг в частности. В данных условиях сбережения населения с меньшей вероятностью будут поступать на региональные финансовые рынки для обеспечения финансовых потребностей региональных хозяйствующих субъектов. В результате значительная часть инвестиционного потенциала населения либо не используется, либо направляется в банковские вклады, иностранную валюту, в меньшей степени — на биржевой рынок ценных бумаг. Таким образом, прямое финансирование хозяйствующих субъектов через механизм рынка ценных бумаг имеет место преимущественно при организации бизнеса непосредственно самим инвестором;
г) развитие коллективного инвестирования. На 01.01.2010 в Омской обл. было зарегистрировано 2 инвестиционных фонда под управлением УК «Октан». При этом количество коллективных инвесторов в регионе сократилось с четырех (два инвестиционных фонда и два негосударственных пенсионных фонда) на начало 2009 г. до двух в 2010 г. [6]. Необходимо отметить, что управляющая компания инвестировала средства данных фондов преимущественно в ценные бумаги, обращающиеся на биржевом рынке, т. е. реализовала функцию концентрации инвестиционных ресурсов для их последующего вложения в биржевой рынок ценных бумаг. На 01.11.2010 на территории Омской обл. не зарегистрировано ни одной управляющей компании [12].
Итак, перечисленные факторы оказывают разнонаправленное влияние на развитие рынка ценных бумаг Омской обл. (табл. 9). Глобальной проблемой развития рынка ценных бумаг остается политика ФСФР России в отношении ужесточения лицензионных требований к профессиональным участникам. Региональная экономика оказывает в целом позитивное влияние на развитие рынка ценных бумаг Омской обл. Специфические факторы РРЦБ в свою очередь оказывают скорее негативное влияние на развитие рынка.
Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем является изменение характера влияния
Таблица 9
Оценка влияния факторов на развитие регионального рынка ценных бумаг (РЦБ)
Фактор Влияние фактора
Законодательство о ценных бумагах и уровень развития РЦБ В целом нейтральное
Регулирование деятельности на РЦБ Негативное
Рыночная конъюнктура Благоприятное
Итоги приватизации На настоящий момент — нейтральное
Уровень экономического развития региона В целом позитивное
Инвестиционный климат В целом позитивное
Отраслевая структура экономики Смешанное
Глобализация и интеграция В целом нейтральное
Процессы реорганизации Нейтральное
Деятельность региональных банков Нейтральное
«Специализация» регионального РЦБ Смешанное (в части взаимодействия региональных ПУ и эмитентов — негативное)
Прозрачность рынка ценных бумаг Негативное
Развитие коллективного инвестирования Нейтральное
специфических факторов на развитие рынка ценных бумаг Омской обл.
Развитие регионального рынка ценных бумаг в современных условиях. При обобщении теоретических и практических разработок в области регионального рынка ценных бумаг можно сформулировать два основных вывода.
1. В современных экономических условиях выделение РРЦБ всегда условно, четко отделить границы и сферу функционирования одного регионального рынка ценных бумаг от другого невозможно. Поэтому фундаментальные исследования в области региональных рынков являются неактуальными. Однако сохраняют актуальность прикладные исследования РРЦБ, направленные на изучение и формирование инструментов развития регионального рынка ценных бумаг.
2. В свою очередь развитие РРЦБ не является самоцелью. Совершенствование механизма регионального рынка ценных бумаг должно оказывать положительный эффект на деятельность заинтересованных субъектов.
При этом региональные субъекты рынка ценных бумаг могут воздействовать именно на третью группу факторов развития РРЦБ (см. табл. 3) и, следовательно, разрешать связанные с данными факторами проблемы.
Таблица 10
Показатели, характеризующие количество малых предприятий и инновационную активность
в Западной Сибири в 2009 г.
Регион Число малых предприятий на 10 тыс. чел. населения Выдано патентов на изобретения и полезные модели, ед. Внутренние затраты на научные исследования и разработки, тыс. руб. Наличие ВФИвМПвНТС на 01.01.2009
Алтайский край 111 302 762 690 Нет
Кемеровская обл. 92 380 672 247 Нет
Новосибирская обл. 184 773 12 076 328 Есть
Омская обл. 100 382 2 828 301 Нет
Томская обл. 161 483 5 513 862 Есть
Республика Алтай 105 4 49 321 Нет
Источником финансовых ресурсов для стимулирования деловой активности и структурной перестройки региональной экономики могут стать институты коллективного инвестирования — фонды прямых и венчурных (особо рисковых) инвестиций. Данные фонды могут аккумулировать средства квалифицированных инвесторов и вкладывать их в предприятия Омской обл.
В Российской Федерации на 01.01.2011 было зарегистрировано 22 венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере (ВФИвМПвНТС), осуществляющие деятельность в 20 субъектах РФ [13]. Формирование данных фондов происходит с 2006 г. Их целью является финансирование деятельности инновационного малого бизнеса, распределяя свои инвестиции среди множества предприятий.
В Западной Сибири подобные фонды осуществляют деятельность в Томской и Новосибирской обл. При этом функционирование ВФИвМПвНТС дополняет инновационный профиль регионов (табл. 10). Разумеется более высокая степень развития малого бизнеса и инноваций не обусловливается только наличием венчурного фонда, а отражает комплексный подход властей Новосибирской и Томской обл. к сфере инновационного развития.
Соответственно, правительство Омской обл. при реализации программ инновационного развития региона может стимулировать становление институтов коллективного инвестирования, ориентированных на развитие именно региональных предприятий, а не «голубых фишек» на рынке ценных бумаг.
Необходимо отметить, что осуществлять инвестиции в фонды прямых и венчурных инвестиций могут только физические и юридические лица, признаваемые квалифицированными инвесторами. Данное ограничение связано с высокой рискованностью деятельности фондов. Однако существенный объем сбережений населения не может быть направлен на финансирование деятельности указанных фондов.
Финансовыми посредниками между фондами венчурных и прямых инвестиций и населением могут выступать страховые и кредитные организации. В данном случае критерий «региональности» инвестора не имеет существенного значения. Важным моментом является то, что объектом инвестиций выступают региональные предприятия.
Итак, условный характер выделения РРЦБ, отсутствие четких границ региональных экономик требуют комплексного подхода к изучению регионального рынка ценных бумаг. Исследование регионального рынка ценных бумаг может иметь огромное прикладное значение в совершенствовании региональной финансовой политики, так как РРЦБ способен стать эффективным механизмом перераспределения финансовых ресурсов внутри региона. Поэтому выделение региональных рынков (в данном аспекте их рассмотрения) приобретает актуальность для целей экономического развития регионов.
Список литературы
1. Едронова В. Н., Новожилова Т. Н. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. М.: Магистр. 2007. 684 с.
2. Миллер А. А. Региональный рынок ценных бумаг как фактор развития региональной экономики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 3.
3. Теория и методология исследования РЦБ-услуг. Екатеринбург: Изд. УГЭУ. 2009.
4. Ческидов Б. М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учеб. пособие. М. Эксмо. 2009.
5. Янукян М. Г. Практикум по рынку ценных бумаг. СПб.: Питер. 2007.
6. URL: http://www.nsk.ffms.ru/.
7. URL: http://www.cbr.ru/.
8. URL: http://www.micex.ru/.
9. URL: http://www.forbes.ru/.
10. URL: http://www.quote.ru/.
11. URL: http://www.sice.ru/.
12. URL: http://www.fcsm.ru/.
13. URL: http://www.nlu.ru.