УДК 338.24:332.1(470) ББК 65.050.22(2Рос)
О 36
Л.Л. Оганесян
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. E-mail: oganesyan_levon@mail. ru.
Формирование централизованных ресурсов развития региона в современных условиях
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается формирование централизованных ресурсов развития региона в современных условиях. Развитие рыночных отношений требует от субъектов хозяйствования поиска и оптимального использования экономических ресурсов развития. Региональные системы в данном аспекте не являются исключением. Определение источников и инструментов формирования, а также направлений расходования централизованных ресурсов регионального развития видится весьма актуальным. Проведенное исследование позволило классифицировать централизованные ресурсы регионального развития на основании инструмента их формирования и направления расходования.
Ключевые слова: региональное развитие, централизованные ресурсы регионального развития, источники формирования ресурсов регионального развития, инструменты формирования ресурсов регионального развития, классификация ресурсов регионального развития.
L.L. Oganesyan
Candidate of Economics, Associate Professor of Management, Marketing and Enterprise Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. E-mail: [email protected].
Formation of centralized resources of region development in modern conditions
Abstract. The paper examines formation of centralized resources of region development in modern conditions. Development of market relations requires from business entities searching and optimal use of the economic resources of development. Regional systems are not exception in this aspect. The identification of sources and instruments of formation, as well as directions of spending the centralized resources of regional development seems to be very urgent. This research allows a classification of the centralized resources of regional development on the basis of tools of their formation and direction of spending.
Keywords: regional development, centralized resources of regional development, sources of formation of resources of regional development, tools of formation of resources of regional development, classification of resources of regional development.
Глобальные негативные последствия мирового финансового кризиса находят отражение во всех сферах и секторах экономики, на всех уровнях хозяйственной системы. Исключением не стали и региональные системы, напрямую зависящие от экономического состояния субъектов хозяйствования - региональных предприятий, организаций. Снижение деловой активности в регионах вследствие финансового кризиса непосредственно сказывается на величине мобилизуемых в виде налогов и сборов средств региональных бюджетов, что влечет за собой сокращение темпов социально-экономического развития
территорий. Все это актуализирует проблему дифференциации и диверсификации источников и инструментов формирования централизованных ресурсов регионального развития. В свою очередь, под централизованными ресурсами регионального развития понимаются средства регионального бюджета, что обусловлено следующими положениями.
1 Региональный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ [1, с. 293].
2 Социально-экономическая функция всех уровней территориальной системы заключается в создании условий, обеспечивающих воспроизводство и рациональное использование региональных ресурсов, поддержании равновесия социальной, природной и экономической систем [2, с. 170], т.е. реализации процесса регионального развития.
3 Территориальное (региональное) развитие - «режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории» [3, с. 27].
Таким образом, средства регионального бюджета как финансово-материальная форма образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения режима функционирования региональной системы, ориентированного на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории, то есть для реализации целей территориального развития, являются централизованными ресурсами регионального развития.
Формирование централизованных ресурсов регионального развития происходит посредством передачи субъектами экономики части вновь созданного ими продукта в бюджет региона и лежит в плоскости распределительных и перераспределительных отношений [4].
Распределение созданного регионального продукта включает четыре стадии.
На первой стадии происходит распределение между следующими группами экономических субъектов:
1) населением региона;
2) предприятиями, объединениями, организациями;
3)государством.
При этом государство в лице институтов, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в госсобственности и/или осуществляющих деятельность от лица последнего, опосредует процесс передачи соответствующей части продукта, созданного предприятиями и организациями, принадлежащими региональным структурам.
На второй стадии средства распределяются между населением, предприятиями, государством и региональным бюджетом.
Часть созданного продукта в виде денежных средств населения направляется в региональный бюджет в форме налогов и сборов. Предприятия и организации также осуществляют перечисления налоговых платежей и сборов в бюджеты разных уровней, в том числе и в региональный.
На третьей стадии ресурсы через бюджетную систему региона направляются:
- населению через фонды общественного потребления;
- предприятиям и организациям на развитие местной промышленности и непроизводственной сферы;
- государству на покрытие государственных расходов.
Из государственного бюджета в региональный поступают трансфертные платежи, различного рода субсидии, дотации и субвенции.
На четвёртой стадии происходит перераспределение конечных доходов между субъектами региональной экономики посредством коммерческих банков, системы
межбюджетных отношений, систем заимствования и т.п.
Из вышеизложенного следует, что централизованными ресурсами регионального развития является часть вновь созданного субъектами экономики продукта, которая формируется за счёт:
- налогов и сборов;
- доходов от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в региональной госсобственности;
- доходов от платных услуг, оказываемых региональными органами государственной власти, а также находящимися в их ведении бюджетными учреждениями;
- средств от штрафов, конфискаций и т.п.;
- финансовой помощи и ссуд из федерального бюджета;
- части прибыли унитарных предприятий субъектов РФ.
Таким образом, формирование централизованных ресурсов регионального развития происходит за счет определённых источников и с помощью экономических инструментов.
Источниками формирования централизованных ресурсов регионального развития являются средства экономических субъектов, к которым относятся:
- население региона,
- предприятия и организации,
- государство.
В свою очередь, основными инструментами формирования централизованных ресурсов регионального развития являются:
- налог,
- региональный сбор,
- неналоговый платёж,
- трансферт,
- заём.
В зависимости от инструмента формирования следует различать собственные ресурсы регионального развития и заёмные ресурсы регионального развития [5; 6; 7].
К первым, соответственно, относятся ресурсы, аккумулируемые посредством налога, сбора, неналогового платежа.
Вторые - формируются с помощью займа [5].
Следует заметить, что централизованные ресурсы развития региона предполагают, с одной стороны, формирование, а с другой - расходование. Процесс расходования имеет место на третьей стадии распределительных отношений, обозначенных ранее, и реализуется в виде передачи централизованных ресурсов регионального развития субъектам региональной экономики в различной форме.
В зависимости от экономического содержания расходы подразделяют на капитальные и текущие [6; 7; 8].
К капитальным расходам относятся затраты на инновационную и инвестиционную деятельность, обеспечивающие расширенное воспроизводство региона.
Текущие - представляют собой затраты на финансирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, текущее финансирование отраслей, дотации и субвенции местным бюджетам, то есть обеспечивают простое региональное воспроизводство [9, с. 267].
В составе капитальных расходов может быть оформлен бюджет развития, средства которого направляются:
- во-первых, на финансирование экспортно-ориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов;
- во-вторых, на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов;
- в-третьих, на реализацию инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности;
- в-четвёртых, на формирование резервного фонда бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии [1, с. 289].
Текущие расходы, в свою очередь, составляют бюджет текущих расходов.
Таким образом, в составе централизованных ресурсов регионального развития относительно экономического содержания расходов возможно выделение ресурсов простого регионального воспроизводства и ресурсов расширенного регионального воспроизводства.
В результате централизованные ресурсы регионального развития представляются как фонд собственных и заёмных ресурсов простого и расширенного регионального воспроизводства.
Приведённая структура совокупности централизованных ресурсов регионального развития позволяет выделить четыре вида ресурсов относительно следующих классификационных признаков: 1) инструмента формирования; 2) экономического
содержания расходования.
Централизованными ресурсами регионального развития являются:
- собственные ресурсы простого регионального воспроизводства;
- заёмные ресурсы простого регионального воспроизводства;
- собственные ресурсы расширенного регионального воспроизводства;
- заёмные ресурсы расширенного регионального воспроизводства.
Таким образом, под централизованными ресурсами регионального развития понимается совокупность финансово-материальных средств субъектов региональной экономики (населения, предприятий и организаций, государства), формируемых посредством экономических инструментов (налога, сбора, неналогового платежа, трансферта, займа) и используемых в целях простого и расширенного регионального воспроизводства.
Наиболее значимую роль в формировании собственных ресурсов регионального развития играют средства предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории региона. Вторым по значимости источником ресурсов являются финансовые средства местного населения. Соответственно, средства от использования государственной собственности - самый незначительный ресурсный источник. При этом в составе инструментов формирования собственных ресурсов регионального развития приоритетное значение принадлежит налогу и региональному сбору. В условиях нормально функционирующей экономики собственные ресурсы регионального развития должны покрывать все текущие расходы бюджета, то есть, развитие экономики региона как минимум должно предполагать наличие собственных ресурсов простого регионального воспроизводства.
Аналогично собственным ресурсам, зёмные средства направляются на финансирование как текущих, так и капитальных расходов. На цели текущего финансирования региона используются краткосрочные кредиты, ссуды и займы, а на цели перспективного развития - долгосрочные кредитные ресурсы. Аккумуляция заёмных ресурсов регионального развития способствует мобилизации дополнительных внутрирегиональных финансовых ресурсов, что обосновывает их использование.
Несмотря на всю сложность сложившейся посткризисной обстановки, определённый оптимизм внушают позитивные тенденции развития экономики страны, которые начали себя обнаруживать в последнее время. Прежде всего, они связаны со стабилизацией общеэкономических показателей, ростом производства, позитивной динамикой мировых цен на энергоносители. Всё это ведёт к оживлению экономики и, как следствие, к увеличению доли собственных ресурсов регионов. Однако, рост собственных ресурсов региона не в состоянии полностью компенсировать затраты на цели регионального развития.
Действительно в современных условиях ресурсы развития, поступающие в виде налогов, составляют лишь часть от декларируемых расходов региона. При этом уровень бюджетных расходов находится несколько ниже норм финансирования социальной сферы. Существующий уровень налоговых поступлений и региональных сборов, которые должны практически полностью покрывать все расходы на цели простого воспроизводства, стал следствием сокращения базы налогообложения, в первую очередь, прибыли предприятий и доходов населения, то есть, налог как инструмент формирования ресурса регионального
развития не реализует своей функции. То же в равной степени относится и к другому инструменту - неналоговому платежу, опосредующему передачу дохода от использования региональной собственности.
Региональная собственность, представленная объектами социальной и непроизводственной инфраструктуры, опосредованно участвующими в процессе регионального производства и носящими некоммерческий характер, не играет значительной роли в формировании ресурсов регионального развития. В настоящее время, вследствие недофинансирования на протяжении длительного периода, объекты региональной собственности являются преимущественно дотационными, то есть доходопоглощающими.
Для того чтобы региональная собственность приносила значительный доход в казну региона, в ближайшем будущем необходимы крупные финансовые вливания в данную сферу хозяйства, что, в свою очередь, очень обременительно для территориальных бюджетов. В итоге, недостаток инвестиций по этим направлениям не позволяет ограничивать дотации, а финансирование этих объектов в полном объёме невозможно без чрезмерного роста их дефицита. Непосредственная продажа региональной собственности по действующему законодательству осуществляется только в целях покрытия имеющегося долга региона, но ни как не на развитие территории.
Схожей особенностью - покрытие только определённой части текущих расходов региона - обладают и трансферты, направляемые из вышестоящих бюджетов в качестве финансовой помощи региону. Более того, получение этих средств очень проблематично. Во многом это связано, во-первых, с тем, что бюджеты всех уровней от федерального до местного также нуждаются в ресурсах. Во-вторых, с неразработанностью правовых норм межбюджетных отношений в части методики расчёта выделяемых средств, что приводит к несоответствию направляемых ресурсов потребностям. В-третьих, с преимущественно политическим характером принятия решения о выделении трансфертных средств, а не в зависимости от социально-экономического состояния региона. Всё это также свидетельствует о недостаточной дееспособности трансферта как экономического инструмента.
Таким образом, собственные ресурсы регионального развития, представленные налогами, сборами и доходами от собственности и деятельности, а также трансферты недостаточны для обеспечения расширенного воспроизводства территориальной системы. В данных условиях регионам приходится прибегать к использованию альтернативных рыночных инструментов формирования централизованных ресурсов развития, которые могли бы обеспечить решение проблемы дефицита региональных бюджетов, реализации региональных инвестиционных программ, ослабления зависимости регионов от дотаций федеральных органов власти.
В качестве экономического инструмента, позволяющего мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы развития, может выступать заём администрации территориального образования. В частности, общемировая практика свидетельствует о том, что использование заёмных средств как ресурса региональных и местных бюджетов является перспективным проектом. Прежде всего, это касается использования привлечённых средств на цели социально-экономического развития территории. Так, например, в городе Нью-Йорк затраты на развитие в значительной мере финансируются за счёт облигационных заимствований [10, с. 4], то же справедливо и для ряда субъектов РФ, в частности, города Москвы.
Таким образом, следует заключить, что в современых посткризисных условиях региональным органам управления в целях поддержания уровня территориального развития необходимо использовать все имеющиеся источники и экономические инструменты формирования централизованных ресурсов развития региона.
Примечания:
1. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение. М.; Ростов н/Д: Тесса: Мар-Т, 2000. 416 с.
2. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. М., 1998. 192 с.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2000. 368 с.
4. Новосёлов А.С. Региональные распределительные отношения: проблемы
формирования и регулирования. Новосибирск, 1990.
5. Понятие о доходах бюджетов // Бюджетные организации. Экономика и учёт. 2001. № 7. С. 28-33.
6. Яндиев М.И. Региональные и местные бюджетные системы. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997.
7. Яндиев М.И. Финансы региональных органов власти. М.: Финансовый
издательский дом «Деловой экспресс», 1999. 360 с.
8. Понятие о расходах бюджетов // Бюджетные организации. Экономика и учёт. 2001. № 4. С. 21-30.
9. Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар, 2000. 384 с.
10. Данков А.Н. Проблемы развития муниципальных ценных бумаг в России // Препринт WP /98/049. М.: ЦЭМИ РАН, 1998. 19 с.
References:
1. Ignatov VG., Butov VI. Region study. М.; Rostov-on-Don: Tessa: Mar-T, 2000. 416
pp.
2. Marshalova A.S., Novoselov A.S. Foundation of the theory of regional reproduction. М., 1998. 192 p.
3. Leksin V.N, Shvetsov A.N. The state and regions. The theory and practice of state regulation of territorial development. М.: URSS, 2000. 368 p.
4. Novoselov A.S. The regional distributive relations: formation and regulation problems. Novosibirsk, 1990.
5. Concept about incomes of budgets // The Budgetary Organizations. Economy and the Account. 2001. No. 7. P. 28-33.
6. Yandiev M.I. Regional and local budgetary systems. М.: Economic Faculty of the Moscow State University, TEIS, 1997.
7. Yandiev M.I. The finance of regional authorities. М.: The “Delovoy Express” Financial Publishing House, 1999. 360 pp.
8. Concept about expenses of budgets // The Budgetary Organizations. Economy and the Account. 2001. No. 4. P. 21-30.
9. Popov R.A. Regional management. Krasnodar, 2000. 384 pp.
10. Dankov A.N. Problems of development of municipal securities in Russia // Pre-print # WP/98/049. M.: TSEMI of the Russian Academy of Sciences, 1998. 19 pp.