Деловая стратегия — совокупность действий и подходов, направленных на обеспечение эффективной деятельности в одной конкретной сфере бизнеса.
Функциональная стратегия относится к управленческому плану действий отдельного подразделения, занятого конкретной сферой бизнеса.
Операционная стратегия определяет, как управлять ключевыми подразделениями, а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (закупки, управление запасами, транспорт, реклама).
ГЕРАСИМОВ А.Н.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ АПК
П
.о ь
и
CD 7
Как утверждают в своих исследованиях И. Ушачев, А. Алтухов и другие ученые, ключевым сектором национальной экономики обеспечивающим продовольственную безопасность страны является агропромышленный комплекс России. По мнению министра сельского хозяйства России А.В. Гордее-ва состояние и развитие АПК зависит от достижений науки, системы подготовки кадров, производственно-ресурсного потенциала, состояния рынка сбыта, труда, социальной инфраструктуры, управления инновационно-инвестициоными процессами [2].
Общеизвестно, что одним из главных факторов формирования высокоэффективного, конкурентоспособного сельского хозяйства является создание условий для его расширенного воспроизводства. Ь С точки зрения экономической теории воспроизводство можно определить как непрерывный и посто- N янно повторяющийся процесс производства продукции и услуг. Процесс воспроизводства предлага- § ет не только единство всех стадий, но и наличие пропорциональностей в их осуществлении. ГУ
Условия процесса воспроизводства подчеркивают необходимость и актуальность развития инвестиционной деятельности в условиях научно-технического прогресса. В текущий период сделан акцент на использовании собственно рыночных механизмов для регулирования воспроизводственного процесса в аграрном секторе экономики страны [3]. Это чётко отражено в «Основных направлениях агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы », g-согласно которым будет осуществляться политика выведения аграрного сектора страны из затянув- ™
шегося кризиса. Таким образом, в предстоящие годы в России определяющее значение будет иметь ^
о
новая инновационно-инвестиционная политика. о
Следует отметить, что несмотря на достаточно заметное в последние годы оживление инноваци- х онно-инвестиционных процессов, эффективной системы управления инновационными процессами в ™ АПК пока не сформировано, а сам процесс инновационной деятельности находиться, по сути, на на- g-чальной стадии развития. Положительную динамику инновационно-инвестиционная активность по- ^ лучила пока только в группе передовых сельскохозяйственных организаций и интегрированных о агропромышленных объединениях Московской, Белгородской, Орловской, Ленинградской и некото- о
о (3
ш
О
рых других областей, а также в некоторых предприятиях пищевой промышленности. Препятствием для осуществления инновационных процессов является слабая материально-техническая база, дефицит квалифицированных кадров, осуществляющих функции инновационного менеджмента, скудное о финансирование.
Проблемы, накопившиеся в АПК России, требуют продуманных системных решений, рассчитан- | ных на стратегическую перспективу. Примером такого подхода является подготовленный специали- о стами Минсельхоза РФ учеными Россельхозакадемии проект взвешенной и эффективной стратегии т развития аграрного сектора страны [1]. |
В целях улучшения ситуации в агропромышленном комплексе страны намечен и осуществля- ® ется ряд крупномасштабных мер: |
1. Разработана Стратегия развития агропромышленного комплекса и рыболовства, определившая основные направления развития АПК до 2015 года.
о
X
О О
2. Разработан и принят к реализации приоритетный национальный проект «Развития АПК» включающий в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
3. В 2006 году приняты две федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельхозназначения и агроланд-шафтов как национального достояния России на 2006- 2010 годы». Кроме этого в стадии разработки находится ряд целевых программ среди них федеральная целевая программа «Повышение эффективности и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства», ведомственные целевые программы: «Развитие животноводства»; «Развитие растениеводства»; «Кадровое обеспечение АПК и рыболовства»; «Научно-техническое обеспечение АПК и рыболовства»; «Развитие рынка зерна»; «Развитие и поддержка кредитования АПК»; «Обновление и использование основных производственных фордов предприятий АПК и рыбохозяйственного комплекса».
Небогатая практика стратегического управления агропромышленным производством показывает, что наиболее перспективным путем успешной реализации стратегических планов как в коммерческих организациях, так и на уровне муниципальных районов могут служить региональные (муниципальные) инновационно-инвестиционные проекты развития как определенных подкомплексов, так АПК региона в целом. Разработка структурно-динамической модели подготовки муниципальных инновационных проектов и ее осуществления на практике является чрезвычайно своевременной и актуальной. Составной частью региональных инновационно-инвестиционных проектов, являются отраслевые инновационные программы (ОИП) развития продуктовых подкомплексов региональных АПК, которые, будучи обеспечены надежными программно-методическими разработками, могут быть использованы в качестве перспективных моделей успешной реализации стратегических планов и планов маркетинга в общей концепции стратегического управления современным агропромышленным производством как в коммерческих организациях, так и на уровне региона (или административного района).
Отраслевые инновационные программы развития региональных АПК призваны стать доступными и понятными программно-методическими документами, четко указывающими средства и методы достижения устойчивого роста производства предпринимательских структур и доходов муниципальных бюджетов. Отраслевые инновационные программы должны обоснованно и доступно показать методы, формы и механизмы возрождения и успешного регулирования регионального АПК посредством оптимизации производственной жизнедеятельности отдельных продуктовых подкомплексов.
В процессе разработки инновационных программ развития продуктовых подкомплексов для каждого конкретного региона (или административного района) должен быть осуществлен и самым детальным образом проработан ряд вопросов:
- детальный анализ современного состояния АПК региона (административного района);
- определены основные цели, задачи, и принципы разработки отраслевых инновационных программ;
- определены и обоснованы этапы, сроки, и темпы реализации ОИП;
- обеспечена организационно-экономическая увязка отраслевых инновационных программ с имеющимися планами совершенствования структуры агропромышленного комплекса региона (административного района) и их дальнейшего развития на оперативную, тактическую и стратегическую перспективу;
- разработаны гибкие системы ведения хозяйственной деятельности исходя из природных особенностей региона;
- определено (до мельчайших деталей) финансовое обеспечение инновационной программы;
- гарантировано научное и кадровое обеспечение разрабатываемых ОИП.
Определение основных целей отраслевых инновационных программ должно осуществляться с учетом системы организационных, экономических, технологических и финансовых мероприятий, обеспечивающих рост производственного потенциала, снижения экологической напряженности сельскохозяйственного производства, создания условий устойчивого роста благосостояния тружеников села и всего населения региона. Основными принципами отраслевых инновационных программ должны быть:
- комплексное использование преимуществ и природно-экономического потенциала региона при
рациональном сочетании различных форм собственности и хозяйствования с учетом специфики природно-климатических условий;
- системный подход к решению экономических, социальных и экономических проблем;
- сочетание административных и экономических рычагов регулирования хозяйственной деятельности;
- гибкость концептуальных решений, обеспечивающая быструю адаптацию к изменяющимся рыночным и социальным условиям хозяйственной деятельности.
Основные задачи отраслевых инновационных программ в общем виде могут быть представлены следующим перечнем аспектов:
- многовариантная оценка перспективной динамики условий воспроизводства АПК региона, выявления «узких мест» и «точек роста»;
- мониторинг регионального рынка продовольствия и условий обеспечения продовольственной безопасности;
- совершенствование хозяйственного механизма с целью развития эффективных форм организации производства и товарного обращения;
- рациональное использование земельных, трудовых, материальных ресурсов, увеличение ин- ^ вестиционного потенциала; ^
- преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности;
- определение источников и способов мобилизации финансовых ресурсов, а также обоснова ние приоритетных направлений их эффективного использования;
- изыскание малозатратных и энергосберегающих резервов роста производства продукции АПК ^ на основе использования накопленного потенциала аграрной науки; ^
- освоение гибких систем ведения сельского хозяйства в увязке с отраслевыми инновационны- ^ ми программами. о
При разработки комплекса мероприятий, призванных устранить последствия кризиса в определенном продуктовом подкомплексе конкретного региона России, необходимо, на наш взгляд, руко- □ водствоваться следующими соображениями. С одной стороны требуется считаться с отсутствием зна- О чительных финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства, а с другой — учитывать возможность постепенного их накопления за счет наведения элементарного порядка в хозяйственной ^ деятельности. В связи с этим особенно важным следует признать: восстановление управляемости АПК, о существенное сокращение дефицита оборотных средств, как основного условия простого воспроиз- £ водства, мобилизацию малозатратных резервов экономического роста в конкретной отрасли. о
Совершенствование структуры агропромышленных комплексов регионов должно быть взаимо- ^ связано с состоянием и тенденциями динамики рыночного спроса, исходя из специфики природных и х социально-экономических условий производства и наличных ресурсов в административных районах о и хозяйствах. При этом следует иметь ввиду, что выполнение планов в условиях существенной нео- ° пределенности социально-экономической политики на федеральном уровне практически возможно ф лишь в том случае, если хозяйственному механизму будет придан тот уровень гибкости, который о
позволить достигнуть определенных в отраслевых инновационных программах рубежей, независи- о
^
о о
мо от изменений в сфере федеральной аграрной политики. Обеспечение такой гибкости требует существенного повышения экономической роли государственных органов управления на региональных и муниципальных уровнях. 2 Регулирующие функции могут реализоваться в плане посредством активизации роли государ- о
ш
ства (на региональном и муниципальном уровнях) как собственника условий хозяйственной деятельности, а также путем усиления позиций властных структур региона в качестве субъектов рыночного о оборота. ^
Создание благоприятной рыночной среды должно осуществляться на основе регионального законодательства по подавлению недобросовестной конкуренции, развитием рыночной инфраструкту- ф ры. С целью повышения ответственности управленческих структур за исполнением отраслевых инновационных программ необходимо при ежегодном рассмотрении годовых бюджетов обеспечить ^ соответствие намечаемых показателей стратегическим задачам. При этом предусматриваются сти- ® мулирование реализации ОИП. В системе рычагов, обеспечивающих совершенствование хозяйствен- 2 ного механизма необходимо обратить внимание на использование: о - регулируемых цен на социально значимый ассортимент продукции, реализуемый в порядке о
натурализации финансовых обязательств;
- вовлечение в оборот неиспользуемых мощностей предприятий переработки, реализации и хранения;
- банковского кредита под определенные гарантии краевой и районных администраций;
- льгот по налогообложению, а также привилегий на размещение и организацию хозяйственной деятельности для предприятий, обеспечивающих высокую бюджетную и мультипликативную эффективность;
- экономических санкций, стимулирующих рост производства и повышения конкурентоспособности продукции.
При разработке отраслевых инновационных программ основным источником финансовых ресурсов на уровне коммерческих организаций должны стать: формирование и накопление средств в инвестиционном, страховом, резервном фонде; выручка от реализации имущества, от вторичной эмиссии акций и использования коммерческих векселей, от аренды и залога; кредиты, займы; бюджетные дотации, налоговые льготы; прямые инвестиции предпринимательских структур.
В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов на уровне предприятий необходимо: концентрировать их на приоритетных направлениях, обеспечивающих большую отдачу в кратчайшие сроки; кооперирования их для решения общих задач увеличения объемов производства и качества конечной продукции; обеспечить систематический контроль за выполнением й уставных требований по соблюдению финансовой дисциплины, учёту и распределению финансов, .. ускорению оборачиваемости ресурсов, сокращению управленческих расходов.
П
.0 ь
и
Экономическая эффективность освоения инновационно-инвестиционных программ складывается из ее отдельных элементов, а именно, от эффективности внедрения новых и совершенствования существующих технологий, внедрения механизации технологических процессов, совершенствования о организации труда и перераспределения функций отдельных работников, повышения заинтересованности путем внедрения современных систем оплаты труда и мер морального и материального стиму-
Ь
^ лирования работников. Работа по повышению эффективности программ должна осуществляться и
□ контролироваться на всех этапа в соответствии с комплексным инновационно-инвестиционным фи-
^ нансовым планом.
^ Муниципальные инновационные проекты развития АПК призваны стать доступными и понят -
0 ными программно- методическими документами, четко указывающими аграрным товаропроизводи-
® телям средства и методы достижения устойчивого роста производства и доходов коммерческих орга-
0 низаций и местных бюджетов административных органов управления. Муниципальные инновационен ные проекты должны доступно и обоснованно показать все необходимые формы, методы и механиз-
1 мы успешного регулирования производственно- экономической деятельности в региональных АПК
0 через оптимизацию производственной деятельности отдельных продуктовых подкомплексов в инте-
1_
° ресах всего регионального хозяйства.
ф Посредством профессиональной разработки и не менее профессионального осуществления му-
о ниципальных инновационных проектов развития появляется реальная возможность решения проблем
о достаточного обеспечения населения субъектов РФ продовольствием собственного производства и в
^ ближайшем будущим, и в стратегической перспективе. Вполне возможно ожидать также повышения роли отдельных регионов в деле наращивания поставок продовольствия как на общероссийский, так и на зарубежный рынки.
о ЛИТЕРАТУРА. i—
0 1. Алтухов А. Методология и методика определения уровня продовольственной безопасности страны
II АПК: экономика, управление. 2GG6. № В.
1 2. Гордеев А.В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» II ф Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2GG6. № 1.
CÛ
3. Ушачев И. Продовольственная безопасность страны: проблемы и решения II АПК: экономика,
I управление. 2GG6. № 1G.
® 4. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от G6.1G.2GG3
i г. № 131-Ф3.
о
g Б. Harvey D. Which role should government take in the agri-food sector in the next decade? II Markte
^ der Agrar — und Ernahrungswirtschaft. Munster-Hiltrup, 1997.