Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм государственного финансирования инновационного развития молочно-продуктового подкомплекса'

Организационно-экономический механизм государственного финансирования инновационного развития молочно-продуктового подкомплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное финансирование / организационно-экономический механизм / молочно-продуктовый подкомплекс / инвестиционные проекты / инновации. / state financing / organiza􏰃onal and economic mechanism / dairy subcomplex / investment projects / innova􏰃ons.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стадник Анатолий Тимофеевич, Шелковников Сергей Александрович, Овсянко Лидия Александровна

В настоящее время агропромышленный комплекс представляется одним из наиболее приоритетных и перспективных направлений развития российской экономики. Однако применяемые органами власти меры по обеспечению продовольственной безопасности страны, здоровья населения и качества его жизни во многом предопределены внешними вызовами санкционной политики ряда стран, технологическим отставанием отрасли от мирового уровня. В Российской Федерации и, в частности, в Красноярском крае не обеспечен уровень потребления молока согласно медицинской норме, ежегодно сокращается поголовье коров, растет доля импорта молока и молочных продуктов, сокращаются объемы государственной поддержки, снижается доходность отрасли. Поэтому в современных условиях актуальным становится вопрос совершенствования организационно-экономического механизма государственного финансирования инновационного развития молочно-продуктового подкомплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стадник Анатолий Тимофеевич, Шелковников Сергей Александрович, Овсянко Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-economic mechanism of state financing of innovative development of dairy-grocery subcomplex

Currently, the agro-industrial complex is one of the most priority and promising areas of development of the Russian economy. However, the measures taken by the authori􏰃es to ensure the country’s food security, public health and quality of life are largely predetermined by external challenges to the sanc􏰃ons policy of a number of countries, the technological lag of the industry from the world level. In the Russian Federa􏰃on and, in par􏰃cular, in the Krasnoyarsk region, the level of milk consump􏰃on according to the medical norm is not provided, the number of cows is reduced annually, the share of imports of milk and dairy products is growing, the volume of state support is reduced, the profitability of the industry is reduced. Therefore, in modern condi􏰃ons, the issue of improving the organiza􏰃onal and economic mechanism of state financing of innova􏰃ve development of the dairy subcomplex becomes urgent.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм государственного финансирования инновационного развития молочно-продуктового подкомплекса»

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

УДК 338.434 001: 10.24411/2587-6740-2019-13039

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

А.Т. Стадник1, С.А. Шелковников1, Л.А. Овсянко2

1ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», г. Новосибирск 2ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», г. Красноярск, Россия

В настоящее время агропромышленный комплекс представляется одним из наиболее приоритетных и перспективных направлений развития российской экономики. Однако применяемые органами власти меры по обеспечению продовольственной безопасности страны, здоровья населения и качества его жизни во многом предопределены внешними вызовами санкционной политики ряда стран, технологическим отставанием отрасли от мирового уровня. В Российской Федерации и, в частности, в Красноярском крае не обеспечен уровень потребления молока согласно медицинской норме, ежегодно сокращается поголовье коров, растет доля импорта молока и молочных продуктов, сокращаются объемы государственной поддержки, снижается доходность отрасли. Поэтому в современных условиях актуальным становится вопрос совершенствования организационно-экономического механизма государственного финансирования инновационного развития молочно-продуктового подкомплекса.

Ключевые слова: государственное финансирование, организационно-экономический механизм, молочно-продуктовый подкомплекс, инвестиционные проекты, инновации.

Организационно-экономический механизм государственного финансирования инновационного развития отраслей и подкомплексов АПК является составной частью механизма государственной поддержки отраслей и подкомплексов АПК, в развитии которого нами выделены четыре этапа:

• интенсивно-экстенсивное производство;

• бессистемное реформирование;

• медленное восстановление;

• приоритетное развитие (табл. 1).

Этап приоритетного развития характеризуется принятием законодательных актов, обеспечивающих переход к полноценному стратегическому планированию в агропромышленном

комплексе, выработке механизмов применения таких форм преимущественного государственного финансирования, помимо субсидий, как инвестиции и гарантии.

Организационно-экономический механизм государственного финансирования молочно-продуктового подкомплекса имеет свои специфические особенности, поэтому дадим характеристику его составным частям (табл. 2).

Молочно-продуктовый подкомплекс представляет собой многоуровневую структуру, поэтому необходимо рассмотреть организационно-экономический механизма его государственного финансирования в разрезе сфер воздействия (рис. 1).

Перечень мер государственного регулирования и поддержки может применяться на каждой из стадий «производство-переработка-реализация», а также для обеспечивающей их инфраструктуры: кормопроизводство, машиностроение, ветеринарный контроль, научно-исследовательское и техническое сопровождение и т.п.

Организационно-экономическая сущность приоритетного государственного финансирования создания инновационных производств в современных условиях должна проявляться в форме законодательной и управленческой деятельности органов государственной и муниципальной власти, содержанием которой

Таблица 1

Развитие механизма государственного финансирования отраслей и подкомплексов АПК*

Этап Ключевой документ Движущий механизм (направление)

До 1991 г. Интенсивно-экстенсивное производство Продовольственная программа СССР Пятилетние планы, государственные капиталовложения

1991-2004 гг. Бессистемное реформирование ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» Рыночные инструменты

2005-2012 гг. Медленное восстановление Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в 2006-2007 гг.; ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.; Доктрина продовольственной безопасности РФ Субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей процентных ставок по кредитам

2013 г.- настоящее время Приоритетное развитие Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.; ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.; Региональные и муниципальные программы развития АПК Приоритетное финансирование агропромышленного комплекса, инвестиции, гарантии, субсидии

*Разработано авторами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (369) / 2019

£

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

Таблица 2

Характеристика составных частей организационно-экономического механизма государственного финансирования молочно-продуктового подкомплекса

Характеристика Организационный механизм Экономический механизм

Сущность Совокупность мероприятий по организации производства, переработки и реализации продукции подкомплекса Совокупность финансово-экономических форм и методов воздействия на хозяйствующие субъекты с целью согласования их интересов, повышения эффективности производства

Особенности Производство продукции для удовлетворения планируемого внутрихозяйственного потребления и общественного спроса, обмена и распределения продукции по различным каналами реализации Финансирование производства для удовлетворения рыночного спроса, учета интересов участников межотраслевого обмена, повышения качества продукции и конкурентоспособности отрасли

Функции Эффективное использование фондов; проведение качественной племенной работы для воспроизводства стада; организация кормообеспечения; производство качественной продукции; рациональное размещение отрасли и установление ее специализации; определение оптимальной концентрации и размеров производства Материальное стимулирование производства и реализации продукции; сокращение издержек производства; ценообразование; выравнивание экономических условий деятельности производителей и переработчиков; установление паритетных отношений в межотраслевом обмене продукцией; баланс спроса и предложения; экспорт продукции

Сфера молочно-

продуктового Меры Ожидаемые результаты

подкомплекса

го ПРОИЗВОДСТВО Государственное финансирование (инвестиции, Планомерно-устойчивое

гарантии, субсидии); развитиемолочно-

1-и го Оперативное и стратегическое ориентирование продуктового подкомплекса

производителей молока;

s к ПЕРЕРАБОТКА Государственно-частное партнерство; Самообеспечение молоком

S Регулирование ценообразования; и молочными продуктами

го m Повышение инвестиционной привлекательности;

ш Формирование конкурентных преимуществ

и Ш ю РЕАЛИЗАЦИЯ отечественной молочной продукции; Удовлетворение

Государственный заказ; потребностей в

Пропаганда и повышение привлекательности качественном молоке и

молока и молочной продукции как составляющих молочной продукции,

здорового образа жизни экспорт продукции

Рис. 1. Сферы воздействия организационно-экономического механизма государственного финансирования молочно-продуктового подкомплекса региона (разработано авторами)

Таблица 3

Направления внедрения инноваций в молочно-продуктовом подкомплексе

Область Направления

Организационно-экономическая Внедрение эффективных организационных форм производства; совершенствование организации и оплаты труда; построение системы менеджмента качества продукции; управление конкурентоспособностью продукции: развитие интеграционных и кооперационных процессов; всестороннее развитие инфраструктуры на селе; повышение инвестиционной привлекательности отрасли; повышение эффективности производства и снижение периода окупаемости вложенных средств

Научно-техническая Научно-обоснованное комплектование стада с высокой продуктивностью; совершенствование технологий кормления и содержания животных; улучшение санитарно-гигиенического обслуживания; организация системы транспортировки; улучшение технологий первичной обработки и переработки молока

Опытно-биологическая Актуализация племенной работы в хозяйствах; внедрение трансплантации эмбрионов; улучшение существующего генофонда; выведение новых высокопродуктивных пород скота; селекция кормовых культур с высокой питательной ценностью; внедрение нанотехнологий для производства биологически активной молочной продукции

Сервисно-экологическая Производство экологически чистой молочной продукции; совершенствование процессов переработки; осуществление безотходного производства; безвредная утилизация отходов

Социально-психологическая Подготовка высококвалифицированных кадров; повышение заработной платы; улучшение условий и безопасности труда; повышение уровня жизни; улучшение бытовых условий сельских жителей

22 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (369) / 2019

является определение и достижение индикативных параметров производства и мер, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов для конкретных производителей и переработчиков молока, исходя из общей стратегии развития молочно-продуктового подкомплекса.

Осуществление приоритетного государственного финансирования молочно-продук-тового подкомплекса должно осуществляться по различным направлениям внедрения инноваций, реализация которых в комплексе обеспечит его планомерное развитие (табл. 3).

Успешность реализации региональных программ развития отраслей и подкомплексов АПК зависит от реализуемых в регионе инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов. При этом важны методы и источники финансирования инвестиционных проектов, что влияет на состав инвесторов, объемы и структуру инвестиций, а также этапы реализации проектов.

Авторами на примере Красноярского края разработан организационно-экономический механизм государственного финансирования молочно-продуктового подкомплекса, основой которого является деятельность государства, направленная на инновационное развитие и повышение доходности его субъектов (рис. 2).

Основой механизма является разработка и реализация инновационных программ развития на базе Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края (в ведении которого находятся служба по ветеринарному надзору Красноярского края и служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края) совместно с другими отраслевыми министерствами и ведомствами Красноярского края (министерствами финансов; экономики и регионального развития; здравоохранения; образования; спорта; культуры; экологии и рационального природопользования; строительства и ЖКХ; транспорта; центром стандартизации, метрологии и сертификации) с привлечением научно-исследовательских институтов и учебных заведений.

Программы также разрабатываются путем согласования между участниками финансирования индикаторов, тарифов, бюджетных лимитов, условий финансирования, кредитования, страхования, материально-технического обеспечения, строительства и т.д. в рамках реализации инновационных проектов субъектами АПК. Утверждаемые Законодательным собранием края программы содержат направления и индикаторы развития отраслей и подкомплексов АПК, разработанные в рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности.

Для разделения полномочий между региональным и муниципальными уровнями авторами предлагается создание в каждом сельскохозяйственном районе края инвестиционных советов, непосредственно взаимодействующих с отделом сопровождения инвестиционных проектов, с целью активизации инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей отдельных муниципальных образований. Деятельность таких инвестиционных советов

www.mshj.ru

Министерство финансов Красноярского края

Министерство экономики и регионального развития Красноярского края

Министерство здравоохранения Красноярского края

Министерство образования Красноярского края

Министерство спорта Красноярского края

Министерство культуры Красноярского края

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края

Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края

Министерство транспорта Красноярского края

Центр стандартизации, метрологии и сертификации Красноярского края

Министерство сельского хозяйства РФ

Доктрина продовольственной безопасности I лимиты, нормативы, софинансирование

Законодательное собрание Красноярского края

инновационные Программы, нормативы

законодательные акты

Правительство Красноярского края (Инвестиционный совет)

Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края

Отдел сопровождения приоритетных проектов (комиссия по отбору проектов)

межбюджетные трансферты

Муниципальные администрации (фонд развития АПК) Муниципальный инвестиционный совет

договора реализации инвестиционных проектов

государственные инвестиции на реализацию инвестиционных проектов

гарантии государства (цены, фонды и др.)

моносубсидия для выравнивания условий хозяйствования и компенсаций в результате ЧС

Сельскохозяйственные организации, КФХ, ЛПХ, перерабатывающие организации

Объединения субъектов АПК

материальное и финансовое обеспечение инвестиционных проектов

Отечественные потребители

Зарубежные потребители

Банки, лизинговые, страховые компании и др.

НИИ, ВУЗы (разработка и сопровождение инвестиционных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проектов кадры, инновации)

Инвесторы (промышленные, торговые и прочие)

Рис. 2. Организационно-экономический механизм государственного финансирования отраслей и подкомплексов АПК на примере Красноярского края (разработано авторами)

должна осуществляться во взаимосвязи с инвестиционным советом Красноярского края и включать:

• разработку индивидуальных планов мероприятий по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов для развития сельского хозяйства района;

• оценку потребности сельхозтоваропроизводителей района в реальных инвестициях;

• выявление потенциальных инвесторов и взаимодействие с ними;

• участие в консультировании и разработке инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов;

• рассмотрение предлагаемых проектов и выбор из их совокупности наиболее эффективных;

• сопровождение проектов на протяжении всего жизненного цикла;

• проведение многоэтапной оценки финансовой и экономической состоятельности проектов с учетом их особенностей;

• учет всех наиболее существенных последствий от реализации проектов;

• осуществление контроля за эффективностью использования бюджетных инвестиций и др.

Таким образом, инвестиционные советы районов должны способствовать более детальному изучению инвестиционных потребностей и потенциала хозяйствующих субъектов, тщательному отбору проектов, повышению заин-

тересованности хозяйствующих субъектов в реализации надежных проектов и разработке своих проектов, что повысит эффективность финансирования проектов.

Далее в рамках реализации инновационных программ развития отраслей и подкомплексов АПК определяются и заключаются при участии заинтересованных сторон соглашения или договоры на реализацию инвестиционных проектов по модернизации, реконструкции или созданию новых производств с конкретными сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, предприятиями торговли, а также их объединениями. Разработанные на научной основе НИИ и ВУЗами проекты развития субъектов АПК реализуются при участии и под контролем муниципальных органов власти и инвесторов по соблюдению условий, объемов и форм финансирования.

Ежегодно происходит отбор и корректировка инвестиционных проектов, реализуемых в рамках программы. Их осуществляет комиссия, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края. На сегодняшний день в регионе реализуется более 140 проектов, из них 70 проектов в сельском хозяйстве, в том числе 23 — в отрасли животноводства, 36 — в перерабатывающей промышленности (рис. 3).

В составе Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края функционирует отдел сопровождения приоритетных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

проектов, основная задача которого — формирование системы сопровождения инвестиционных проектов по развитию отраслей и подкомплексов АПК Красноярского края и повышения инвестиционной привлекательности региона. Основными функциями отдела являются: постоянный мониторинг нормативно-правовой базы в сфере инвестирования, а также инноваций в АПК; сбор информации по инвестиционным проектам в АПК, реализуемым компаниями-инвесторами на территории региона; формирование информационной базы о потенциальных инвестиционных площадках края; информационно-консультационная поддержка инвесторов и инициаторов инвестиционных проектов; сопровождение инвестиционной деятельности и др.

На сегодняшний день в молочно-продук-товом подкомплексе Красноярского края реализуются инвестиционные проекты преимущественно по созданию и расширению производственных мощностей за счет бюджетных инвестиций (табл. 4).

Элементами экономического механизма государственного финансирования отраслей и подкомплексов АПК также выступают бюджетные гарантии, выраженные в проведении интервенций, формировании фондов, установлении тарифов и т.д., а также бюджетные моносубсидии для выравнивания условий хозяйствования и компенсации затрат, возникших в результате чрезвычайных ситуаций.

- 23

ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (369) / 2019

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

Для реализации инвестиционных проектов в каждом муниципальном районе края за счет межбюджетных трансфертов предложено сформировать фонд развития АПК, средства которого перечисляются на соответствующий счет «Реализация инвестиционных проектов в АПК» территориального отделения федерального казначейства. Денежные средства со счета исполнителям проекта перечисляются только после согласования сметы расходов, объемов

и сроков финансирования. При этом инвестиционные советы районных администраций в рамках предоставленных им полномочий принимают решения по выделению средств фонда для реализации инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов (рис. 4).

При этом оплата услуг исполнителям проектов может осуществляться за счет собственных ресурсов хозяйствующего субъекта с привлечением средств муниципального фонда

развития АПК или полностью за счет средств фонда.

Важную роль в популяризации здорового образа жизни, в том числе потребления молока и молочной продукции, занимают средства массовой информации, поэтому они также являются неотъемлемым элементом организационно-экономического механизма государственного финансирования. СМИ выступают агентом между государством и населением,

Рис. 3. Осуществляемые в Красноярском крае инвестиционные проекты (по состоянию на 01.08.2018 г.)

Источник: http://krasagro.ru/pages/info/investAPK

Таблица 4

Инвестиционные проекты по развитию молочно-продуктового подкомплекса в Красноярском крае*

Название проекта Природно-климатическая зона, район Организация Объем инвестиций, млн руб. Мощность проекта Срок реализации Создаваемые рабочие места

Молочный комплекс беспривязного содержания с доением в доильном зале Восточная, Рыбинский ООО «ОПХ Солянское» 500 1160 гол. 2018-2020 гг. 41

Строительство животноводческих комплексов на 2010 голов Южная, Краснотуранский АО «Тубинск» Более 2200 2010 гол. 2018-2021 гг. х

Строительство животноводческого комплекса для производства молока на 2010 голов Южная, Шушенский ЗАО «Сибирь-1» Более 1100 16,7 тыс. т молока в год 2017-2021 гг. х

Строительство животноводческого комплекса на 3180 фуражных коров с полным циклом воспроизводства стада и откорма бычков до мясных кондиций Южная, Шушенский ИП, глава К(Ф)Х Зубарева Н.В. Более 2800 31,8 тыс. т молока в год 2017-2020 гг. l61

*Источник: http://krskinvest.ru

24 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № З (З69) / 2019 www.mshj.ru

Администрация муниципального района

Инвестиционный совет района

перечень проектов

объемы и сроки финансирования

Муниципальный фонд развития АПК

Территориальное отделение федерального казначейства (счет «Реализация инвестиционных проектов в АПК»)

смета, акты, счета на оплату

оплата услуг

Рис. 4. Схема финансирования инвестиционных проектов через территориальное отделение федерального казначейства (разработано авторами)

изучая и доводя до производителей потребительские предпочтения. В то же время информационные потоки предупреждают потребителей о полезности и качестве продукции или о выявленном фальсификате.

Информация о инновациях в сельском хозяйстве способствует активизации хозяйствующих субъектов в поисках их внедрения в производство через разработку инвестиционных проектов и поиск источников финансирования. В современных условиях информативность сайтов сельхозтоваропроизводителей позволяет судить об их инвестиционном потенциале и способствует привлечению инвесторов.

Реализация приоритетного подхода к государственному финансированию отрасли повышает самостоятельность и ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих организаций и способствует их переходу на новый инновационных уровень, осознанию его важности, значимости и сопричастности в реализации долгосрочных государственных программ развития молочно-продуктового подкомплекса.

Литература

1. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2017 году. Красноярск, 2018.

2. Закон Красноярского края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» от 21.02.2006 г. № 17-4487 (в ред. от 17.05.2018). Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Красноярского края. Режим доступа: http:// www.krasagro.ru

4. Официальный сайт Инвестиционного портала Красноярского края. Режим доступа: http://krskinvest.ru

5. Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 г. № 214 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (в ред. от 06.09.20l8). Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Pyzhikova N.I., Ovsyanko A.V., Ovsyanko L.A., Kavalenko E.I., Vlasova E.Y. Prospects of the Milk Production Development in the Region. Journal of Internet Banking and Commerce (ISSN12045357-Canada-Scopus). Canada. 2016. December, vol. 21, no. S6.

Об авторах:

Стадник Анатолий Тимофеевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, ORaD: http://orcid.org/0000-0002-8761-6697, direczia@rambler.ru

Шелковников Сергей Александрович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и статистики, ORaD: http://orcid.org/0000-0003-1568-5025, shelkovnikov1@rambler.ru

Овсянко Лидия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, ORaD: http://orcid.org/0000-0003-4724-5964, lidiya-ovs@mail.ru

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF STATE FINANCING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF DAIRY-GROCERY SUBCOMPLEX

A.T. Stadnik1, S.A. Shelkovnikov1, L.A. Ovsyanko2

'Novosibirsk state agrarian university, Novosibirsk Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russia

Currently, the agro-industrial complex is one of the most priority and promising areas of development of the Russian economy. However, the measures taken by the authorities to ensure the country's food security, public health and quality of life are largely predetermined by external challenges to the sanctions policy of a number of countries, the technological lag of the industry from the world level. In the Russian Federation and, in particular, in the Krasnoyarsk region, the level of milk consumption according to the medical norm is not provided, the number of cows is reduced annually, the share of imports of milk and dairy products is growing, the volume of state support is reduced, the profitability of the industry is reduced. Therefore, in modern conditions, the issue of improving the organizational and economic mechanism of state financing of innovative development of the dairy subcomplex becomes urgent.

Keywords: state financing, organizational and economic mechanism, dairy subcomplex, investment projects, innovations.

References

1. The agro-industrial complex of the Krasnoyarsk territory in 2017. Krasnoyarsk, 2018.

2. Law of Krasnoyarsk territory "On state support of subjects of agriculture of edge" of 21.02.2006 No. 174487 (in ed. from 17.05.2018). Access mode: http://www. consultant.ru/

3. Official website of the Ministry of agriculture of Krasnoyarsk region. Access mode: http://www.krasagro.ru/

4. Official website of The investment portal of Krasnoyarsk region. Access mode: http://krskinvest.ru/

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 01.03.2018 No. 214 "On amendments to the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and

food for 2013-2020" (in ed. From 06.09.2018). Access mode: http://www.consultant.ru

6. Pyzhikova N.I., Ovsyanko A.V., Ovsyanko L.A., Kavalenko E.I., Vlasova E.Y. Prospects of the Milk Production Development in the Region. Journal of Internet Banking and Commerce (ISSN12045357-Canada-Scopus). Canada. 2016. December, vol. 21, no. S6.

About the authors:

Anatoly T. Stadnik, doctor of economic sciences, professor, head of the department of management, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8761-6697, direczia@rambler.ru Sergey A. Shelkovnikov, doctor of economic sciences, professor, head of the department of finance and statistics, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1568-5025, shelkovnikov1@rambler.ru

Lydia A. Ovsyanko, candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting and statistics, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4724-5964, lidiya-ovs@mail.ru

lidiya-ovs@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (369) | 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.