DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-9-58-62 УДК 631.15.33.
ОСНОВЫ ПЕРЕХОДА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОКА К ПЛАНОВО-РЫНОЧНОМУ ВЕДЕНИЮ ХОЗЯЙСТВА
Овсянко Лидия Александровна
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск [email protected]
Аннотация: Наша страна имеет богатый опыт административно-командного (планового) управления экономикой, который дал значимые результаты в развитии сельского хозяйства. Основными принципами такого подхода являлись директивность, адресность и срочность, что лишало производителей самостоятельности и инициативы. Главным же принципом современной рыночной экономики наряду с многоукладностью и использованием высокоразвитых технологий, выступает невмешательство государства. При этом участие государства в развитии отраслей и подкомплексов АПК носит преимущественно компенсационный характер через субсидии на возмещение части затрат на производство и процентных ставок по кредитам, исходя из бюджетных возможностей. В статье рассмотрены теоретические основы по осуществлению перехода сельскохозяйственных организаций к планово-рыночному ведению хозяйства и представлен его поэтапный алгоритм, способствующий развитию молочного скотоводства, ориентированного на прирост продуктивности.
Ключевые слова: Красноярский край, производство молока, планово-рыночный подход, эффективность.
UDC 631.15.33.
THE FOUNDATIONS OF THE TRANSITION OF MILK PRODUCERS BY PLANNING
TO MARKET ECONOMY
Ovsyanko Lidiya Aleksandrovna
Ph. D., associate Professor of the Department of accounting and statistics Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, Krasnoyarsk [email protected]
Abstract: Our country has a rich experience of administrative-command (planning) management of the economy, which gave significant results in the development of agriculture. The basic principles of this approach were directiveness, targeting, and urgency, which deprived the producers of independence and initiative. The main principle of the modern market economy, along with the diversity and use of advanced technologies, delivers the state neutrality. The state's participation in the development of industries and budkompleks APC is primarily compensatory in nature through subsidies for reimbursement of the cost of production and interest rates on loans based on the budget. The article considers the theoretical basis for the implementation of agricultural organizations in planning and market management of the
economy and presents its stepwise algorithm, contributing to the development of dairy cattle breeding oriented to increase productivity.
Keywords: Krasnoyarsk region, milk production, planning and market approach, efficiency.
В современных условиях инерционный характер развития молочно-продуктового подкомплекса недопустим с учетом решения поставленной задачи обеспечения продовольственной безопасности страны. По мнению автора, преодолению инерционного развития будет способствовать формирование планово-рыночного подхода к развитию отраслей и подкомплексов АПК, т.е. сочетание рыночных принципов ведения хозяйствования и элементов государственного участия через доведения до конкретных товаропроизводителей плановых объемов производства или определенного темпа его прироста, исходя из целей обеспечения продовольственной безопасности страны с возмещением части затрат, путем предоставления консолидированной поддержки, обеспечивающей планомерное развитие производства и его доходность.
Ключевым документом планового характера, в котором зафиксированы прогнозные ориентиры развития сельского хозяйства Красноярского края является долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае» на 20142020 годы, в частности подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2014 - 2020 годы. Определенные в программе и подпрограмме параметры являются абстрактными, они не выступают руководством к действию для конкретного хозяйства (табл. 1).
Таблица 1 - Достижение некоторых целевых индикаторов программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в Красноярском крае» на 2014 -2020 годы
Показатель 2014 г. 2015 г.
план факт отклонение
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), % в том числе: растениеводство животноводство 97,8 99,3 96,5 101,1 100,3 101,8 102,0 101,2 102,8 +0,9 +0,9 +1,0
Товарность молока: в хозяйствах всех категорий в сельскохозяйственных организациях 63,5 91,3 63,5 91,4 62,5 90,8 -1,0 -0,6
Доля регионального производства молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в общем объеме ресурсов, % 94,4 86,0 95,0 +9,0
Производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), тыс. тонн 329,4 387,2 284,7 --102,5
Производство масла сливочного и паст масляных, тыс. тонн 3,3 1,95 3,5 +1,55
Сохранность животных от инфекционных и инвазионных болезней, % 97,5 98,2 97,3 -0,9
Общий объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета, млрд руб. 4,0 3,7 4,5 +0,8
Рентабельность сельскохозяйственного производства с субсидиями, %: 14,7 15,3 21,3 +6,0
*по данным сборника Агропромышленный комплекс Красноярского края за 20112015 гг.
В регионе наблюдается невыполнение программных индикаторов по ряду показателей, что может быть связано с завышением прогнозных ориентиров или недостаточностью ресурсов. Также можно отметить, что среди индикаторов нет таких, как обеспеченность населения молоком и молочными продуктами (в пересчете на молоко), цена на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленного производство, используемую в АПК, уровень процентных ставок по кредитам и займам и т.п. В свою очередь эти показатели определяют условия развития сельскохозяйственного производства.
Принимая во внимание то, что в крае производится недостаточное количество молока, чтобы обеспечить потребность населения согласно медицинской норме, система управления процессом производства будет выступать в качестве подсистемы общепроизводственной системы управления сельскохозяйственной организации. Основной целью данной подсистемы выступает гармонизация целей и задач планово-рыночного подхода сельскохозяйственного производства молока и молочных продуктов с инновационным развитием отрасли, обеспечивающим окупаемость вложений. Поэтому мы предлагаем следующие направления по осуществлению перехода сельскохозяйственных организаций к планово-рыночному ведению хозяйства:
1. Изучение потребностей потребителей молока и молочной продукции и предприятий переработки на региональном уровне;
2. Выявление особенностей размещения и специализации молоко-производящих и -перерабатывающих организаций в разрезе природно-климатических зон;
3. Оценка количественного и качественного состава молочного стада в целях выявления резервов повышения его продуктивности;
4. Лабораторная оценка молока, а также окружающей природной среды в зоне функционирования предприятия на предмет их экологической безопасности и возможности производства экологически чистой продукции.
5. Выявление области (ей) внедрения инноваций, необходимых для достижения планируемых показателей развития молочного скотоводства в сельскохозяйственной организации.
6. Научно-обоснованная разработка бизнес-плана по переходу на планомерное увеличение надоев за счет инновационного развития отрасли.
7. Подача заявки на получение государственной финансовой поддержки проекта (в т.ч. с привлечением частных инвестиций)
8. Привлечение инвесторов к реализации проекта, поиск рынков сбыта, заключение долгосрочных контрактов с предприятиями по переработке молока.
9. Разработка оптимальной структуры производства и переработки молока, сглаживающей сезонность.
10. Инновационное развитие отрасли по приоритетным направлениям: организационно-экономическое, научно-техническое, опытно-биологическое, сервисно-экологическое, социально-психологическое.
11. Вхождение предприятия в ассоциации (союзы) производителей молока с целью оптимизации системы маркетинга и сбыта, прохождение сертификации, получение консультационно-информационных услуг.
12. Дальнейшее планирование производства молока в целях достижения заданной эффективности.
Так как именно сельскохозяйственные организации являются основными производителями более качественного молока в крае и получателями субсидий на развитие
отрасли, то нами разработана методика перехода сельскохозяйственных организаций к планово-рыночному ведению хозяйства. Такой переход целесообразно провести в несколько последовательных взаимосвязанных этапов, которые обеспечат эффективное функционирование молочно-продуктового подкомплекса в будущем. Предложенные этапы реализуются на уровне сельскохозяйственных организаций, принявших решение перейти к планомерному повышению продуктивности дойного стада (табл. 2). Повышение эффективности сельскохозяйственного производства предполагается за счет внедрения инноваций в различных областях сельскохозяйственного производства.
Таблица 2 - Алгоритм перехода сельскохозяйственных организаций к планово-рыночному ведению хозяйства*_
Этап Мероприятия
1-й Проведение мониторинга количественного и качественного состава молочного стада, в том числе по природно-климатическим зонам в целях выявления возможностей повышения их продуктивности
2-й Формирование реестра сельскохозяйственных организаций, планирующих увеличение продуктивности дойного стада и качества молока
3-й Проведение обучения (повышения квалификации) руководителей сельскохозяйственных организаций по вопросам перехода к планово-рыночному ведению хозяйства (составление бизнес-планов)
4-й Составление бизнес-плана по увеличению надоев и подача заявки на получение государственных субсидий и частных инвестиций.
5-й Заключение контрактов с молокоперерабатывающими организациями на реализацию произведенного молока
6-й Использование средств государственной поддержки на инновационное развитие отрасли молочного скотоводства в соответствии с бизнес-планом
7-й Ежегодный отчет сельскохозяйственных организации перед контролирующими органами о расходовании полученных субсидий (аванса) и о достижении плановых ориентиров
* - разработано автором
Таким образом, переход сельскохозяйственных организаций к планово-рыночному ведению хозяйства способствует не только наращиванию объемов производства молока, но и всестороннему развитию отрасли, укреплению позиций на рынке. В основе развития передовых сельскохозяйственных организаций региона лежит планово-рыночный подход -планомерное внедрение инноваций во все области (организационно-экономическую, научно-технологическую, опытно-биологическую, сервисно-экологическую и социально-психологическую), посредством бюджетных субсидий и привлечения научного потенциала.
Список литературы:
1. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2011-2015 гг. -Красноярск, 2016.
2. Закон Красноярского края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» от 21.02.2006 г. № 17-4487 (в ред. от 07.07.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krasagro.ru/.
4. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п об утверждении Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы».