УДК 631.115:338.436.33
АСПЕКТЫ БАЗИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНО-ПОДКОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АПК СТРАНЫ
Михайлушкин Павел Валерьевич к.э.н., доцент
Баранников Антон Александрович студент учетно-финансового факультета
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматриваются основные аспекты и принципы базирования кластрено-подкомплексной модели регулирования и развития АПК России. Также, поднимаются вопросы формирования кластеров в продуктовых подкомплексах АПК региона
Ключевые слова: АСПЕКТЫ БАЗИРОВАНИЯ, КЛАСТЕРНО-ПОДКОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, АПК
UDС 631.115:338.436.33
ASPECTS OF BASING OF DUSTER AND SUB COMPLEX MODEL OF REGULATION AND DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE COUNTRY
Mikhailushkin Pavel Valeryevich Cand.Econ.Sci., associate professor
Barannikov Anton Aleksandrovich
student of the Accounting and financial department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In the article, the main aspects and principles of basing of cluster and sub complex model of regulation and development of agrarian and industrial complex of Russia are considered. The questions of formation of clusters in product sub complexes of agrarian and industrial complex of the region are also presented
Keywords: ASPECTS OF BASING, CLUSTER AND SUB COMPLEX MODEL, REGULATION, DEVELOPMENT, AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Мировой финансовый кризис по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние несколько десятилетий развития глобальной экономики. Основная причина кризиса заключается в особенности циклического развития мировой экономики. Большинство экономически развитых стран, в первую очередь США и страны Западной Европы, после пика технологического и экономического развития в конце ХХ в. входят в новый цикл - в цикл снижения темпов экономического роста, а по мнению многих экспертов, даже в рецессию. Значительный спад отмечается в США и Европе по показателям темпов роста ВВП, индексам деловой активности, потребительского доверия и пр. Следовательно, проблему циклического развития в условиях сегодняшнего кризиса можно с уверенностью охарактеризовать как структурную трансформацию мировой экономки в преддверии роста за счет грядущего в недалеком будущем нового уклада.
Мировой финансовый кризис нашел свое отражение в России, и особенно в агропромышленном комплексе. В результате снижения покупательской способности населения на продукты питания упала закупочная цена торговых сетей, а в условиях роста цен на продукцию и услуги естественных монополий увеличилась себестоимость продукции, что, конечно же, сказалось на эффективности деятельности предприятий АПК. В настоящее время происходят свертывание и отмена многих программ модернизации предприятий. Так, группа компаний «Агрохолдинг» вынуждена «заморозить» реализацию инвестиционных проектов на общую сумму 5 млрд руб., в которые уже вложено 1,7 млрд руб. ГК «Русские фермы» отложила строительство молочной фермы на 10 тыс. голов; «Моссельпром» - проекты молочной фермы на 1,2 тыс. голов и свинокомплекса на 4,8 тыс. голов; «Мираторг» - строительство логистических центров по 6-8 тыс. т хранения, комбикормового завода, зернового проекта и проекта по индустриальному производству мясного крупного рогатого скота. Общая сумма заемных оборотных средств, требующихся предприятиям АПК в четвертом квартале 2010 г., составляет более 850 млрд руб., в том числе 300 млрд руб. - сельскохозяйственным предприятиям и 550 млрд руб. - предприятиям перерабатывающей промышленности. Кроме того, платежи предприятий АПК по долгосрочным банковским и облигационным займам в 2009 г. составили, по приблизительной оценке, более 100 млрд руб. К примеру, только ГК «Сибирский аграрный холдинг» для реализации начатого в 2007 г. проекта увеличения производства зерна и строительства федеральной сети хлебозаводов необходимо 5,5 млрд руб. Сахарной компании «Продимекс» для завершения процесса модернизации сахарных заводов в России в течение следующих двух лет требуется 2,2 млрд руб. [5;7].
Проблемы в АПК действительно достаточно глубокие, поэтому возникает объективная необходимость в трансформации экономики
России и переводе ее на инновационный путь развития. Основой является необходимость научного обоснования и практического применения новых агропромышленных формирований, способствующих вертикальной интеграции, объединяющих сельскохозяйственное производство с переработкой, сбытом продукции, снабжением и агросервисным обслуживанием. Развитие этих направлений обусловлено объективным экономическим процессом, связанным, с одной стороны, с общественным разделением труда и его специализацией, научно-техническим прогрессом, природно-экономическими условиями. С другой - с необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Аграрные организации вступают в это объединительное движение, стремясь снизить риск, связанный с производством и его зависимостью от климатических условий, стихийностью рынка сельскохозяйственной продукции, диктатом перерабатывающих организаций, необходимостью повышения конкурентоспособности производства. Перерабатывающие и обслуживающие организации также стремятся обеспечить себе стабильные доходы благодаря наличию надежной сырьевой базы, лучшему использованию сырья, повышению качества своей продукции, ее удешевлению и завоеванию рынков сбыта. Выбор той или иной формы интеграции зависит от производственно-экономической обстановки в регионе, состояния продовольственного рынка, форм объединения капитала и участия их в управлении, возможностей головного предприятия. Однако независимо от выбранной формы для всех агропромышленных формирований главным является то, что они объединяют весь воспроизводственный процесс, от сельскохозяйственного товаропроизводителя до потребителя готовой продукции. Участники системы обеспечивают продвижение продукта как собственности корпорации по всей цепочке: производство - переработка
- реализация, что, в конечном итоге, способствует достижению эффекта в борьбе с кризисом.
Однако представленная технологическая цепь не даст положительного эффекта без экономического влияния государства, науки, образования, развитой инфраструктуры и пр. Поэтому мы предлагаем использовать в качестве инструмента борьбы с мировым кризисом кластерный подход, который основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т. е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи. Для администраций: увеличиваются количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории [6].
Для бизнеса: улучшается кадровая инфраструктура, появляется инфраструктура для исследований и разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки.
Стратегия развития АПК региона должна быть основана на исследовании процесса создания «кластерной цепочки ценностей» производимой продукции, что позволит выявить недостающие этапы, исключить дублирующие подсистемы, осуществлять оптимизацию кластерной цепи, способствующей конкурентным преимуществам агропромышленного производства - в частности, и подкомплексов АПК региона в целом (рисунок 1).
Рисунок 1. Формирование кластеров в продуктовых подкомплексах АПК региона
Макрохарактеристики позволяют обосновать специализацию и концентрацию посевов и сырья в сырьевых зонах перерабатывающей промышленности и темпов экономического роста рассматриваемых сырьевых зон. На основе экономического и социального потенциала, наличия сырьевой базы перерабатывающих мощностей и рынков сбыта формируются стратегические направления развития кластеров в рамках продуктовых подкомплексов региона.
Микроанализ рассматривает «кластерную цепочку ценностей» региона, где проводится сбор исходной информации по процессам расширенного воспроизводства, при этом базой анализа служит региональная статистика.
Сопоставляя полученные результаты макро- и микроанализа, формируют кластеры в рамках продуктовых подкомплексов региона.
При детально разработанном и отлаженном экономическом механизме вертикально-интегрированной структуры кластер должен обеспечить: эквивалентность экономических отношений между структурными подразделениями формирования, усиление хозрасчетной заинтересованности подразделений в повышении эффективности агропромышленного производства, экономическую заинтересованность участников в углублении интеграционных процессов, оптимальное сочетание и рациональное использование главных производственных ресурсов и средств (земельных, трудовых, материальных, финансовых), ускорение темпов развития расширенного воспроизводства, инвестиционную привлекательность для внешних и внутренних инвесторов.
Как показывает отечественная и зарубежная практика, для создания и эффективного функционирования агропромышленного формирования необходимо соблюдение следующих основных принципов: добровольность выбора партнера и экономическая целесообразность, что позволяет оптимизировать состав интегрированных формирований; интеграция снизу, то есть объединение по инициативе самих хозяйствующих субъектов без давления со стороны управленческих структур; воздействие государства на интеграционный процесс только путем создания экономических условий, обеспечивающих его эффективность, или на основе участия государственного органа в качестве равноправного партнера объединений; организационная целостность интегрированных структур при единых стратегии, тактике, целях и задачах развития; выделение ведущего звена и приоритетных направлений совершенствования интегрированного формирования; равные экономические условия для всех участников интегрированных формирований как при их создании, так и при
функционировании; объединение не только организационно-хозяйственных структур, но и при определенных условиях их капиталов; коллективное управление собственностью, что повышает при совместной деятельности заинтересованность и ответственность каждого партнера, вовлекает в процесс агропромышленной интеграции торговый капитал, обеспечивает приток инвестиций в аграрную сферу.
Однако во многих регионах РФ существует ряд объективных причин, негативно влияющих и препятствующих созданию кластеров в продуктовых подкомплексах региона: низкий уровень культуры взаимоотношений, доверия и общей производственной идеологии; отсутствие общего экономического интереса между предприятиями, особенно между взаимосвязанными в рамках технологической производственной цепочки; недостаточный уровень экономического влияния региональных органов власти на предприятия, входящие в кластерную структуру; нестабильные связи между научно-исследовательскими институтами, вузами и производственными предприятиями; краткосрочная стратегия развития у предприятий и недостаточность долгосрочного интереса повышения конкурентоспособности у административных органов; низкий уровень развития бизнес-климата и инфраструктурной базы; недостаточный уровень конкурентной борьбы и ее интенсивности.
В настоящее время без дополнительных ресурсов и мероприятий по инновационному развитию невозможно сформировать сбалансированную систему материально-технического обеспечения. Например, в свеклосеющих хозяйствах наблюдаются высокий физический и моральный износ действующей техники и низкие темпы ее обновления, низкий
уровень научного потенциала по созданию новой техники, отсутствие в регионе собственной базы сельхозмашиностроения [3].
Практика свидетельствует о несовершенстве интеграции и кооперирования для решения задач инновационного развития системы материально-технического обеспечения АПК региона в целом, при этом роль государства сводится к стимулированию отдельных организаций. Отсутствует механизм системного инновационного развития региона. Поэтому комплексным решением проблемы инновационного развития продуктовых подкомплексов является формирование кластерной политики (таблица 1).
В результате структурной разобщенности предприятий свеклосахарного подкомплекса региона, сезонной деятельности свекловодства, низкого уровня транспортной инфраструктуры и, как следствие, слабой инвестиционной привлекательности нами выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на формирование свеклосахарного кластера (рисунок 2).
Для формирования и развития конкурентоспособных продуктовых кластеров в регионах необходимы следующие условия:
1. Развитая конкурентная среда, способствующая заинтересованности предприятий в снижении издержек производства.
2. Наличие общих экономических интересов участников кластера.
3. Общая корпоративная культура, обеспечивающая на долгосрочной основе взаимодействие участников кластера.
4. Формирование участников кластера, включающего предприятия по производству продукции с высокой добавленной стоимостью и максимальной комплексностью переработки сырья.
5. Законодательное обеспечение интересов государства по производству продукции с высоким рыночным потенциалом.
Таблица 1 Стратегическое позиционирование продуктового кластера региона (на примере свеклосахарного кластера)
Базовые положения формирования кластеров в свеклосахарном подкомплексе региона Стратегические возможности
- Работа в определенных сегментах
регионального рынка - Обеспечение растущих
- Развитие региональных производителей потребностей кластеров в
сахарной свеклы НИОКР, новых технологиях,
- Оказание помощи в развитии качественных материально-
семеноводства для увеличения технических ресурсах
конкурентоспособного потенциала региона - Формирование устойчивых
- Развитие потенциала перерабатывающих контактов с финансовыми и
предприятий (сахарных заводов) за счет кредитными учреждениями на
внедрения новых технологий и исполь- основе сформированного
зования новой техники имиджа кластера
- Увеличение инвестиционных потоков в - Развитие устойчивых
АПК региона торговых отношений с
- Создание устойчивого информационного поставщиками материально-
поля с обеспечением двусторонней связи технических ресурсов
между потребителями и производителями - Способствование развитию
продукции подкомплекса собственной материально-
- Взаимодействие с органами технической базы свекловодства
государственной власти для совместного и перерабатывающих
определения мер воздействия и пакета предприятий
законодательных актов для достижения
указанных целей
С учетом изложенных условий формирования кластера мы рекомендуем схему взаимодействия агропромышленных предприятий в кластерной структуре. Следует отметить отсутствие однозначного варианта кластерной структуры, ее содержание зависит от размещения и формирования продуктовой направленности кластера, транспортной инфраструктуры и других факторов. Кроме того, функционирование конкурентоспособного продуктового кластера включает четыре последовательных этапа.
Первый - анализ и диагностика условий формирования кластера на основе маркетинговых исследований, мотивации потенциальных участников, состояния их капитала и ресурсов, оценки перспектив дальнейшего развития предприятий-участников. Здесь оцениваются возможность формирования кластера и наличие заинтересованных его участников.
Маркетинговые исследования включают изучение рынка товаров и услуг, факторов спроса и предложения, ценовой динамики продукции, анализ конкурентов и оценку конкурентных преимуществ предприятий. При изучении рынка можно выделить следующие разделы:
1. Оценка неконтролируемых аспектов макросреды, которая включает экономический (ориентация и структура народного хозяйства, уровень инфляции, налоговая политика, состояние финансовой системы и покупательская способность населения), природный (климат, наличие сырьевых ресурсов, экология), политический (социально-политическое устройство, уровень, особенности и степень исполнения законодательства), технологический (уровень НТП, новые стандарты производства и потребления), международный (мировой рынок, динамика мировых цен),
социокультурный и демографический (культурные ценности, традиции, образовательный уровень и степень миграции населения) аспекты.
2. Оценка конкурентных преимуществ производства продукции в Краснодарском крае по отношению к другим регионам страны и зарубежным странам. Конкурентные преимущества выражаются в себестоимости и цене реализации продукции, более гибком производстве, позволяющем немедленно реагировать на возникающие потребности рынка, а также в степени внедрения новшеств в агропромышленное производство.
3. Оценка конкурентоспособности кластеров в продуктовом подкомплексе на региональном уровне. Выявляет степень внутриотраслевой конкуренции с проведением мониторинга действий возможных конкурентов и на основе сотрудничества предполагает разработку совместной кластерной стратегии продуктового подкомплекса региона.
4. Влияние ценового фактора, выступающего наиболее важным в определении конкурентных преимуществ предприятий. Уровень цен воздействует на привлечение новых покупателей, увеличение объема покупок, удержание покупателей стимулированием повторных покупок.
5. Анализ спроса на продукцию. Следует оценить, как предложение соответствует покупательским запросам.
Мотивация потенциальных участников будущей кластерной структуры обусловлена их функционированием и устойчивым развитием, ресурсной потребностью, инвестиционной привлекательностью, долгосрочным сотрудничеством на взаимовыгодных условиях и пр.
Рисунок 2. Факторы формирования и развития свеклосахарного кластера
Взаимосвязь предприятий повышает их конкурентоспособность на рынке и взаимозависимость. Главным аспектом стратегии развития
предприятий при увеличении доли рынка и расширении производственной деятельности становится потребность в инвестициях [3;1].
Анализ состояния капитала и ресурсов участников кластера предполагает определение капитала и его структуры, выявление скрытых резервов, потенциал финансирования, объем оборотного капитала, его оборачиваемость, ликвидность, фактор инвестиционной интенсивности и пр. Оценивается также кадровый состав (качество, работоспособность, степень участия в работе, климат на предприятии и политика оплаты труда). Результатом подобного анализа является обеспечение оптимального баланса обновления, сохранения и развития необходимого качественного и количественного состава кадров предприятий в соответствии с намеченными мероприятиями организации кластера, а также определение размера, структуры основных фондов, динамики их развития, показателей затрат на содержание оборудования, степени его изношенности, оптимальности размещения производственных мощностей, уровня и качества технологий производства, мобильности и гибкости производственного цикла и т. д.
Оценка перспектив дальнейшего развития кластера включает прогноз отрицательных последствий взаимодействия предприятий по критериям: различия в ценовой политике отдельных предприятий, злоупотребления положением лидирующих предприятий, отсутствие уровня корпоративной деятельности участников кластерной структуры.
Второй этап - разработка механизма формирования кластерной структуры включает следующие условия:
1. Выявление участников интеграционных процессов, образующих структуру кластера и влияющих на цепочку создания добавленной стоимости в кластере (например, семеноводческие и свеклосеющие хозяйства, сахарные заводы, торговые сахарные компании) с определением уровня их взаимозависимости для создания кластера, передовых
профильных образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих подготовку необходимых кадров, предприятий производственной инфраструктуры (энергоснабжение, транспорт, связь, маркетинговые и рекламные компании, лизинговые организации, банки и другие финансовые институты).
2. Определение принципов функционирования кластера на основе юридической независимости, сохранения хозяйственной и правовой самостоятельности, общей стратегической цели участников, совместной системы координации деятельности предприятий, единой корпоративной культуры кластера (единая система норм и ценностей, оценки результатов, сплоченность участников кластера, координация), интеграционной взаимосвязи.
3. Разработка положений и правил функционирования кластера, основанных на распределении и координации производственно-хозяйственных функций, возможности передачи части этих производственных функций другим участникам кластера на основе аутсорсинга: договорная система взаимодействия предприятий, соглашение о степени совместной деятельности.
4. Разработка положений о взаимосвязи и взаимозависимости участников, основанных на неимущественном принципе взаимодействия: на базе технологических связей, с использованием единой инфраструктурной базы, материально-технического обеспечения друг друга, осуществления совместных действий по маркетингу. При этом необходимо учитывать условия вхождения предприятия в кластер и выхода из него с последствием дальнейшего функционирования, а также нормативы кластерной этики.
5. Выявление кадрового потенциала участников включает наличие квалифицированных кадров предприятий кластера и его стабильность, расчет трудоемкости основных видов работ, кадровой потребности и возможности пополнения кадров.
Третий этап - функционирование кластерной структуры предполагает:
1. Организацию структуры управления в виде координационного совета (представители структурообразующих семеноводческих и свеклосеющих хозяйств, сахарных заводов, вузов, НИИ, инфраструктурных предприятий) для взаимодействия, распределения ответственности между участниками. Координационный совет контролирует долгосрочную кластерную стратегию развития, направление деятельности кластера, распределяет задачи между советом и участниками кластера (таблица 2).
2. Организацию хозяйственной структуры - распределение производственных функций, создание недостающих производств. Организация новых производств возможна на базе функционирующих предприятий кластера или путем создания нового производства. Определяется механизм совместной деятельности участников кластера (таблица 2).
3. Определение масштабов совместной деятельности предприятий кластера (взаимные поставки, номенклатура продукции, научно-исследовательская работа, и пр.) на основе минимизации издержек.
4. Формирование норм и правил взаимодействия между участниками кластера (время, сроки, количество и объемы поставок, возможность изменения этих параметров без согласования друг с другом). Предусматриваются: единые технологические стандарты; единый подход к производственной структуре; система управления качеством.
5. Анализ сформированности кадров на предприятиях кластера. Включает: качество кадрового обеспечения (уровень квалификации кадров и их стабильность, укомплектованность кадрами и возможность обучения работников предприятий кластера, трудоемкость основных видов работ), уровень взаимодействия между предприятиями и образовательными
учреждениями, прогноз кадровой потребности и способов привлечения специалистов.
Таблица 2 Права и обязанности координационного совета и участников
кластера
Обязанности Содержание обязанностей Координационный совет Участники кластера
Производство Стратегическое бизнес-планирование *
Ценообразование *
Оперативное планирование *
Исследования и разработки Разработка НИОКР и внедрение технологий * *
Разработка продукции *
Финансовая деятельность Инвестиционные проекты *
Расчеты с поставщиками и потребителями *
Кадровая политика Подбор кадров * *
Обучение, повышение квалификации *
Система вознаграждения *
Регулирование деятельности Контроль и управление качеством *
Четвертый шаг - оценка социально-экономической эффективности и дальнейшее стратегическое развитие кластера определяет результативные показатели экономической деятельности участников кластера, доли увеличения количества предприятий и организаций в кластере, увеличения
продукции в кластере с высокой добавленной стоимостью, увеличения доли малых и средних предприятий, кадрового обеспечения, объема привлеченных инвестиций в кластер, объема производства продукции кластера.
Следовательно, задача агропромышленного кластера, создаваемого в рамках продуктовых подкомплексов, состоит в том, чтобы придать производству сельскохозяйственных продуктов законченную форму организации и управления с рациональным решением технических, технологических, экономических вопросов, связанных с получением сырья, заготовкой, транспортировкой, переработкой, хранением и реализацией готовой продукции.
Исследование опыта кластеризации в других отраслях экономики, международного опыта позволило нам разработать концептуальную модель формирования стратегии регионального свеклосахарного кластера (рисунок 3).
Данная модель является универсальной и может быть применена для построения агропромышленных кластеров как внутрирегиональной, так и межрегиональной ориентации. Стратегия агропромышленного кластера может быть намечена и реализована только в условиях согласованных интересов партнеров, власти, бизнеса и обеспечит повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона. Структура кластерной модели развития продуктового свеклосахарного подкомплекса регионального АПК, по нашему мнению, должна содержать научно-обоснованную методологическую, практическую схему (рисунок 3).
Координационный центр (совет) является организационной основой управления всех взаимосвязанных элементов кластерной структуры для распределения полномочий и ответственности между участниками. В состав центра будут входить представители всех структурных элементов, органы власти и общественные организации, наука и образование,
представители инфраструктурных звеньев, представители сырьевых зон сахарных заводов, включая объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Механизмом реализации функций управления кластерной структуры является инновационная деятельность.
Наука и образование (кадры, НИОКР, инновации)
Административные органы власти
л
V
Координационный центр (совет)
ЛГ у.
Инфраструктура
НИИ, вузы, ССУЗы
Проектные отраслевые институты
Сахарный завод
Опытно -селекционная станция
Сырьевые зоны сахарных заводов
7
Сахарный завод
Сахарный завод
Семеноводческие хозяйства
Свеклосеющие хозяйства
Финансово -кредитные организации
Маркетинговые и рекламные компании
Консалтинговые компании
Инжиниринговые компании
Лизинговые компании
Логистическая инфраструктура:
- железнодорожный транспорт;
- автодороги;
ТОРГОВЛЯ
ПОТРЕБИТЕЛИ
Население Оптовая торговля Розничная торговля Промышленность Сельское хозяйство
Рисунок 3 Схема взаимодействия элементов кластерной структуры свеклосахарного подкомплекса АПК региона
Разработанная модель управления инновационными процессами является органичной составной частью формирующейся научно-инновационной структуры свеклосахарного кластера региона и направлена
на создание благоприятных правовых, организационных, экономических и финансовых условий развития активной инновационной деятельности всех субъектов с учетом ее особенностей.
Основной движущей силой кластера являются сырьевые зоны сахарных заводов, так как именно здесь реализует себя технологическая цепь: семеноводство - производство сырья (свеклосеющие хозяйства) -переработка (сахарные заводы) - реализация готовой продукции (торговля).
Исследования теории кластерного подхода подтверждают потребность в определении ядер развития создаваемой структуры, так как необходимо выявить базовые предприятия (предприятия-лидеры), определить ключевых партнеров, идентифицировать региональные возможности (условия факторов производства, их качества и степень специализации; условия для конкуренции и стратегического развития; условия спроса; связанные или поддерживающие отрасли), определить приоритетные рынки сбыта продукции. «Точками роста» в данном случае являются сахарные заводы, которые выступают в качестве полюсов концентрации факторов производства сырья и капитала, обеспечивающих эффективную отдачу инвестиций в границах кластера в целом и сырьевой зоны - в частности. При этом развитие экономического ядра невозможно без восстановления системы семеноводства сахарной свеклы и реализации интенсивных факторов ведения свекловодства. В результате реализации интенсивных факторов на основе научно обоснованной специализации и концентрации посевов сахарной свеклы численность свеклосеющих хозяйств составит не более 4-5 организаций (сейчас 15-20) в пределах каждой сырьевой зоны сахарного завода.
В рамках создаваемого свеклосахарного кластера необходимо углублять вертикальную интеграцию, так как производство сахарной свеклы и сахара не представляет собой завершенное технико-технологическое пространство. Более того, роль отраслей по производству
сырья и конечной продукции в современных интеграционных процессах принципиально меняется. Если несколько лет назад интеграция представляла собой попытку сгладить несовершенство рыночного механизма в свеклосахарном подкомплексе, то в рамках создания кластера назрела острая потребность в совершенствовании техники и технологий во всех отраслях подкомплекса региона, а также повышения конкурентоспособности отечественного рынка техники для нужд АПК.
В рамках кластерной структуры мы также предлагаем использовать научный и образовательный потенциал. Сегодня многие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и их структурные подразделения в большей степени не имеют практической связи с реальным сектором экономики [8]. Достаточно мало заказов на научные разработки, новые технологии, кадры и пр. Формирование кластера с участием науки и образования (НИИ, вузы, ССУЗы, проектные институты и пр.) дает преимущества как производственным структурам, так и самим научным, образовательным учреждениям. Предприятия технологической цепи реализуют синергетический эффект на основе технического и технологического переоснащения, помогают университету разрешить разные прикладные задачи. В свою очередь, вузам предоставляется возможность более полно использовать образовательный и научно-технический потенциал в области проведения фундаментальных исследований и предоставления образовательных услуг. Появляются возможности практического применения полученных знаний, расширения сферы научной деятельности, получения средств на развитие за счет осуществления консалтинговых и иных услуг, трудоустройства специалистов, окончивших данное образовательное учреждение, на предприятиях по специальности (последнее напрямую относится и к средним специальным учебным заведениям). Кроме того, важным аспектом для вуза является наличие связей с предприятиями
реального сектора экономики как одного из основных аккредитационных показателей, предъявляемых ВАК.
В кластере также оправдано присутствие организаций, реализующих функцию научно-технического обеспечения бизнес-процессов (рисунок 4).
Не менее важным элементом структуры свеклосахарного кластера является развитая инфраструктура, включающая финансово-кредитные организации (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие, лизинговые компании, логистические инфраструктуры, инжиниринговые компании). Проведенные исследования по оценке эффективности свеклосахарного производства в Краснодарском крае позволяют сделать вывод о том, что его функционирование происходит в условиях отсутствия полноценной рыночной инфраструктуры, важной составной частью которой является сеть районных и межрайонных оптовых рынков. Именно поэтому среди основных направлений работы свеклосахарного кластера целесообразно выделить следующие.
Рисунок 4. Роль научных учреждений в кластере http://ei.kubagro.ru/2013/04/pdf/08.pdf
Во-первых, развитие инфраструктуры регионального рынка, которое предполагает решение комплекса организационных вопросов, включающих организацию в крае сети районных и межрайонных оптовых рынков и осуществление контроля за их работой; реализация конкурсной системы закупок сахара для федеральных и региональных государственных нужд; подготовка проектов по созданию институтов рыночной инфраструктуры, а также обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговых, консалтинговых, юридических фирм и др.).
Во-вторых, информационное обеспечение, которое включает вопросы создания компьютерной сети с банком данных о региональном рынке сахара, сбор и обработку поступающей информации, распространение сведений о наличии сахара, текущих и прогнозируемых ценах, организацию обучения участников свеклосахарного кластера основам агробизнеса, маркетинга, биржевой торговли [2].
В-третьих, деятельность кластера должна основываться на результатах комплексных маркетинговых исследований, предполагающих анализ эффективности свеклосахарного производства как источника торговых ресурсов для регионального рынка и определение емкости рынка [4].
Ключевым элементом кластерной структуры свеклосахарного подкомплекса регионального АПК являются органы власти и общественные организации. Государственное участие должно представлять систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов многоуровневого формирования бюджетных средств и их использования на финансирование целевых агропродовольственных программ, НИОКР и пр. Организационно-экономический механизм участия государства в кластерной структуре должен представлять трехблочную систему: организационно-управленческий, экономический и правовой блоки.
Организационно-управленческий блок представлен
административно-управленческими структурами, координирующими развитие свеклосахарного производства, службами ценового маркетинга, системой информационно-консультационных центров, системой оптовых и розничных рынков, специальных кредитных учреждений, интегрированных формирований, общественных структур и пр. Экономический блок работает через ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и страховые рычаги. Источниками его являются бюджетное финансирование (инвестиции), лизинговые сделки, государственные кредиты и пр. Правовой блок представлен действующими законодательными актами, указами, постановлениями, приказами и распоряжениями, регламентирующими развитие системы кластера. Блоки связаны между собой элементами и компонентами, включая научное сопровождение, учет, анализ и контроль за использованием заемных и бюджетных ресурсов.
Развитие и регулирование регионального оптового рынка следует рассматривать в контексте целенаправленного воздействия федеральных и региональных органов власти, управления на сферу производства, реализации сырья и готовой продукции. Регулирование предполагает взаимодействие комплекса административно-организационных, правовых и экономических механизмов. Результативность этого взаимодействия определяется оптимальностью сочетания интересов трех групп участников свеклосахарного кластера: потребителей, производителей сырья и готовой продукции, государства. Приоритеты, конечно же, должны быть отданы потребителям готовой продукции свеклосахарного подкомплекса.
Таким образом, организация кластерных структур позволит, на наш взгляд, стимулировать инновационные процессы, улучшить инвестиционный климат отраслей свеклосахарного подкомплекса и, тем самым, повысить его конкурентоспособность. В регионах имеются все
предпосылки к созданию территориально-производственной структуры, которая основана на взаимодействии научно-образовательной сферы, предприятий АПК, торговли, сферы обслуживания и государства. Такой симбиоз станет точкой роста всего агропромышленного производства.
Список литературы
1. Кундиус В. А., Полтарыхин А. Л., Михайлушкин П.В. Инновационное развитие интеграционных процессов в свеклосахарном подкомплексе АПК: Монография. -Краснодар : Атри, 2011. - 362с.
2. Михайлушкин П.В., Полтарыхина Г.Б. Модернизация - основа реализации инновационных процессов в АПК: монография. -Краснодар: Просвещение -Юг, 2012. -231с.
3. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В. Рыночные отношения и рынки в АПК: Учебное пособие / Под общ. Ред. Академика РАСХН И.Т.Трубилина. -Краснодар : Просвещение -Юг, 2008. 220с.
4. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В. Цена и ценообразование в АПК / Под общей ред. акад. РАСХН И.Т. Трубилина. Краснодар: Экоинвест, 2005 - 219с.
5. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика России. -Краснодар :Просвещение-Юг, 2012. -349с.
6. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / В.В. Сидоренко, П.В. Михайлушкин -Краснодар : Издательство «Мир Кубани», 2011. -654с.
7. СидоренкоВ.В., Михайлушкин П.В. Современные товарные рынки: Курс лекций. Учебное пособие - Краснодар: ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2010. - 216с.
8. Чуев И.Н., Чуева Л.Н., Михайлушкин П.В. Экномика предприятия: Учебник. -М.: Изд-во «Атри», 2010. - 428с.
References
1. Kundius V.A., Poltarykhin A.L., Mikhaylushkin P.V. Innovatsionnoye razvitiye integratsionnykh protsessov v sveklosakharnom podkomplekse APK: Monografiya. -Krasnodar : Atri, 2011. - 362s.
2. Mikhaylushkin P.V., Poltarykhina G.B. Modernizatsiya - osnova realizatsii innovatsionnykh protsessov v APK: monografiya. -Krasnodar: Prosveshcheniye -Yug, 2012. -231s.
3. Rizgayev A.L., Mikhaylushkin P.V. Rynochnyye otnosheniya i rynki v APK: Uchebnoye posobiye / Pod obshch. Red. Akademika RASKhN I.T.Trubilina. -Krasnodar : Prosveshcheniye -Yug, 2008. 220s.
4. Rizgayev A.L., Mikhaylushkin P.V. Tsena i tsenoobrazovaniye v APK / Pod obshchey red. akad. RASKhN I.T. Trubilina. Krasnodar: Ekoinvest, 2005 - 219s.
5. Sidorenko V.V., Mikhaylushkin P.V. Agrarnaya politika Rossii. -Krasnodar :Prosveshcheniye-Yug, 2012. -349s.
6. Sidorenko V.V., Mikhaylushkin P.V. Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomiki: Uchebnoye posobiye / V.V. Sidorenko, P.V. Mikhaylushkin -Krasnodar : Izdatelstvo «Mir Kubani», 2011. -654s.
7. SidorenkoV.V., Mikhaylushkin P.V. Sovremennyye tovarnyye rynki: Kurs lektsiy. Uchebnoye posobiye - Krasnodar: FGOU VPO «Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet», 2010. - 216s.
8. Chuyev I.N., Chuyeva L.N., Mikhaylushkin P.V. Eknomika predpriyatiya: Uchebnik. - M.: Izd-vo «Atri», 2010. - 428s.