Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АКТЫ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АКТЫ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АКТЫ / MUNICIPAL ACTS / КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE CONCEPT OF PUBLIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / MUNICIPAL TARGET PROGRAMS / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / POWERS OF LOCAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Светлана Павловна

Автор рассматривает вопросы, касающиеся реализации Концепции общественной безопасности в муниципальных правовых актах органов местного самоуправления на территории Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL ACTS IN THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE CONCEPT OF PUBLIC SECURITY

In this article the author considers issues relating to the implementation of the concept of public security in the municipal legal acts of local governments on the territory of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АКТЫ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

О^ ИННОВАЦИИ

УДК - 342 ПОПОВА Светлана Павловна,

ББК - 67.300г22 младший научный сотрудник

отдела конституционно-правовых исследований ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

e-mail: sp-8585@mail.ru

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АКТЫ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1

Аннотация. Автор рассматривает вопросы, касающиеся реализации Концепции общественной безопасности в муниципальных правовых актах органов местного самоуправления на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: муниципальные акты, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, муниципальные целевые программы, общественная безопасность, полномочия органов местного самоуправления.

POPOVA Svetlana Pavlovna,

junior researcher Department of constitutional legal studies оf the Russian state University of justice e-mail: sp-8585@mail.ru

MUNICIPAL ACTS IN THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE CONCEPT OF PUBLIC SECURITY

Abstract. In this article the author considers issues relating to the implementation of the concept of public security in the municipal legal acts of local governments on the territory of the Russian Federation.

Key words: municipal acts, the Concept of public security in the Russian Federation, municipal target programs, public safety, the powers of local authorities.

Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации.

Состояние общественной безопасности в Российской Федерации характеризуется как нестабильное. Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и раз-

1 Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-03-00187.

вития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут [4].

Среди перечня источников права международного и внутригосударственного характера, составляющих правовую основу обеспечения общественной безопасности, в Концепции отмечаются уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. При этом Концепция общественной безопасности в первую очередь выделяет устав муниципальных образований, а затем иные виды муниципальных правовых актов [1, с. 19-22; 2; 3, с. 4447; 14; 15].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

Хотелось бы отметить, что понятие «общественная безопасность» мало используется на уровне местного самоуправления. В своих актах органы местного самоуправления используют следующие категории: «общественный порядок», «экологическая безопасность», «пожарная безопасность», «безопасность дорожного движения». Представляется, что эти понятия являются более узкими по отношению к правовой категории «общественная безопасность» и отражают ее составные элементы.

Согласно положениям Концепции, под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности на территории каждого муниципального образования в Российской Федерации является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с положениями Федерального закона № 131-Ф3 [13] «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» задачи Концепции общественной безопасности реализуются путем выполнения органами местного самоуправления следующих основных полномочий: обеспечение пожарной безопасности на территории муниципального образования, обеспечение безопасности дорожного движения, обеспечение безопасности людей на водных объектах, защита жизни и здоровья населения, обеспечение охраны общественного порядка, гармонизация межнациональных отношений и т.д. (ст. 14—17).

В целом механизм обеспечения общественной безопасности на территории любого муниципального образования Российской Федерации предполагает тесное взаимодействие органов местного самоуправления и правоохранительных органов всех уровней, таких, как Министерство внутренних дел Российской Федерации, Феде-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

ральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и т.д.

Для обеспечения общественной безопасности органы местного самоуправления принимают следующие виды актов: постановления и распоряжения администрации муниципальных образований [10], решения представительного органа муниципального образования, муниципальные программы и т.д.

Механизм реализации Концепции общественной безопасности заложен в ее положениях и включает в себя два этапа. Со стороны органов местного самоуправления на первом этапе (2013-2016 гг.) предполагалась разработка и апробация комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности; корректировка муниципальных программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; реализация и мониторинг действующих программ в рамках осуществления основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности.

Вторым этапом (2017-2020 гг.) для органов местного самоуправления было запланировано принятие комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализация и мониторинг принятых комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности.

Таким образом, основной акцент сделан на использование органами местного самоуправления именно такого вида муниципальных актов, как муниципальные комплексные целевые программы, направленные на обеспечение общественной безопасности и отраслевые программы по профилактике правонарушений, социальных и

межнациональных конфликтов, предупреждение, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целом хотелось бы отметить, что для обеспечения общественной безопасности на органы местного самоуправления ложится серьезная нагрузка. Например, особого внимания заслуживают Южный и СевероКавказский федеральные округа, на территории которых постоянно ведется активная работа в данном направлении, так как там проживают представители значительного числа национальностей и народностей. С конца 1990-х гг. вследствие известных конфликтных событий на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов прибыло огромное количество мигрантов и вынужденных переселенцев, при этом данные процессы продолжаются до настоящего времени [5, с. 67-70; 16].

Анализ исследуемого вопроса в Российской Федерации показал, что органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией в данном направлении совершают ряд действий:

1)учреждают специальные комитеты правопорядка и безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности [12], управления общественной безопасности и противодействия коррупции [6] и т.д.;

2)принимают муниципальные целевые программы общественной безопасности [8], муниципальные программы по профилактике правонарушений и охране общественного порядка [7];

3)утверждают планы мероприятий по обеспечению общественной безопасности [9];

4) принимают правила обеспечения общественного порядка и общественной безопасности [11].

Однако эта практика является далеко неравномерной в муниципальных образованиях. Поэтому для реализации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации и достижения прогресса в исследуемом направлении рекомендуется на территории каждого муниципального образования учредить консолидирован-

ный орган общественной безопасности (комитет или управление по общественной безопасности), принять комплексную целевую программу обеспечения общественной безопасности и отраслевые программы по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также внедрить ежегодное утверждение плана мероприятий по обеспечению общественной безопасности.

Целесообразно, чтобы органы местного самоуправления уделяли больше внимания этому вопросу, более активно и эффективно сотрудничали с органами государственной власти. Но для достижения конкретных результатов требуется согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Ввиду особой важности вопроса, представляется, что уже давно назрела необходимость принятия Федерального закона «Об общественной безопасности» и четкого закрепления обязанностей по обеспечению общественного безопасности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления. Органы местного самоуправления особенно приближены к населению, имеют все возможности, чтобы проводить на местах комплекс профилактических мероприятий и в тесном контакте с правоохранительными органами оперативно устранять зарождающиеся угрозы.

Список литературы:

[1] Антонова Н.А. Место и роль нормативных правовых актов органов местного самоуправления в системе правового регулирования муниципальных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4.

[2] Баранов И.Н. Муниципальный нормативный правовой акт: понятия и признаки // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

[3] Бычкова Е.И. Некоторые аспекты систематизации муниципальных правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7.

[4] Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // СПС «Консультант-Плюс».

[5]Попова С.П. Особенности реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения гражданского мира и безопасности (на примере Северо-Кавказского и Южного федеральных округов) // Аграрное и земельное право. 2016. № 1(133).

[6] Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 28.10.2016 № 2055 «Об утверждении Положения об Управлении общественной безопасности и противодействия коррупции Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» // СПС «КонсультантРегион».

[7] Постановление администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края от 08.12.2014 № 3242 «Об утверждении муниципальной программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений и охране общественного порядка в муниципальном образовании Славянский район» на 2015-2017 годы»// «КонсультантРегион».

[8] Постановление Администрации муниципального образования «Теучежский район» от 07.12.2016 № 289 «О муниципальной программе муниципального образования «Теучежский район» «Профилактика терроризма и экстремизма, улучшение общественной безопасности, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Теучежский район» на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» // СПС «КонсультантРегион».

[9] Распоряжение администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 27.01.2017 № 20 «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению общественной и экономической безопасности в отдельных сферах деятельности на территории МО «Тахтамукайский район»// «КонсультантРегион».

[10] Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.11.2016 № 914 «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного поряд-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

ка на территории Краснодарского края» (вместе с «Составом краевого штаба по координации деятельности народных дружин на территории Краснодарского края», «Положением о краевом штабе по координации деятельности народных дружин на территории Краснодарского края») // СПС «КонсультантРегион».

[11] Постановление главы администрации Гусевского городского округа от 11.06.2015 № 652 «Об утверждении Правил обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий на территории муниципального образования «Гусевский городской округ» (вместе с «Правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований») // За доблестный труд. 18.07.2015. № 54.

[12] Постановление главы Луховицкого муниципального района МО от 30.10.2009 № 724 (ред. от 22.12.2014) «О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Луховицкого района Московской области» (вместе с «Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Луховицкого муниципального района Московской области») // Луховицкие вести. 20.11.2009. № 90.

[13] Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.

[14] Соловьев С.Г. Кодекс нормативных правовых актов муниципального образования -основа правопорядка в сфере российского местного самоуправления.

[15] Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит., 1994. - 136 с.

[16] Умнова И.А. О правовых и институциональных механизмах обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе и в других регионах Российской Федерации // Известия Горского аграрного государственного университета. 2010. № 47. Ч. 2.

Spisok literatury':

[1] Antonova N.A. Mesto i rol' normativny'x pravovy'x aktov organov mestnogo samo-upravleniya v sisteme pravovogo regulirovaniya municipal'ny'x otnoshenij // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2013. № 4.

[2] Baranov I.N. Municipal'ny'j normativny'j pravovoj akt: ponyatiya i priznaki / /

Municipal'naya sluzhba: pravovy'e voprosy'. 2012. № 2.

[3] By'chkova E.I. Nekotory'e aspekty' sistematizacii municipal'ny'x pravovy'x aktov // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samo-upravlenie. 2017. № 7.

[4] Koncepciya obshhestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 14.11.2013 № Pr-2685) // SPS «Konsul'tant Plyus».

[5] Popova S.P. Osobennosti realizacii polnomochij organov mestnogo samouprav-leniya v sfere obespecheniya grazhdanskogo mira i bezopasnosti (na primere Severo-Kavkazskogo i Yuzhnogo federal'ny'x okrugov) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2016. № 1(133).

[6] Postanovlenie Administracii gorodskogo okruga s vnutrigorodskim deleniem «gorod Maxachkala» ot 28.10.2016 № 2055 «Ob utver-zhdenii Polozheniya ob Upravlenii obshhest-vennoj bezopasnosti i protivodejstviya korrupcii Administracii gorodskogo okruga s vnutrigorod-skim deleniem «gorod Maxachkala» // SPS «Konsul'tantRegion».

[7] Postanovlenie administracii municipal'-nogo obrazovaniya Slavyanskij rajon Krasno-darskogo kraya ot 08.12.2014 № 3242 «Ob utverzhdenii municipal'noj programmy' «Kompleksny'e mery' po profilaktike pravo-narushenij i oxrane obshhestvennogo poryadka v municipal'nom obrazovanii Slavyanskij rajon» na 2015-2017 gody'»// «Konsul'tantRegion».

[8] Postanovlenie Administracii municipal'-nogo obrazovaniya «Teuchezhskij rajon» ot

07.12.2016 № 289 «O municipal'noj programme municipal'nogo obrazovaniya «Teuchezhskij rajon» «Profilaktika terrorizma i e'kstremizma, uluchshenie obshhestvennoj bezopasnosti, a takzhe minimizaciya i (ili) likvidaciya posledstvij proyavlenij terrorizma i e'kstremizma na territorii municipal'nogo obrazovaniya «Teuchezhskij rajon» na 2017 god i na planovy'j period 2018-2019 godov» // SPS «Konsul'tantRegion».

[9] Rasporyazhenie administracii municipal'nogo obrazovaniya «Taxtamukajskij rajon» ot

27.01.2017 № 20 «Ob utverzhdenii plana meropriyatij po obespecheniyu obshhestvennoj i e'konomicheskoj bezopasnosti v otdel'ny'x

sferax deyatel'nosti na territorii MO «Taxtamukajskij rajon»// «Konsul'tantRegion».

[10] Postanovlenie glavy' administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 21.11.2016 № 914 «Ob otdel'ny'x voprosax uchastiya grazhdan v oxrane obshhestvennogo poryadka na territorii Krasnodarskogo kraya» (vmeste s «Sostavom kraevogo shtaba po koordinacii deyatel'nosti narodny'x druzhin na territorii Krasnodarskogo kraya», «Polozheniem o kraevom shtabe po koordinacii deyatel'nosti narodny'x druzhin na territorii Krasnodarskogo kraya») // SPS «Konsul'tantRegion».

[11] Postanovlenie glavy' administracii Gusevskogo gorodskogo okruga ot 11.06.2015 № 652 «Ob utverzhdenii Pravil obespecheniya obshhestvennogo poryadka i obshhestvennoj bezopasnosti pri provedenii oficial'ny'x sportiv-ny'x meropriyatij na territorii municipal'nogo obrazovaniya «Gusevskij gorodskoj okrug» (vmeste s «Pravilami povedeniya zritelej pri provedenii oficial'ny'x sportivny'x sorevno-vanij») // Za doblestny'j trud. 18.07.2015. № 54.

[12] Postanovlenie glavy' Luxovickogo municipal'nogo rajona MO ot 30.10.2009 № 724 (red. ot 22.12.2014) «O sozdanii Komissii po preduprezhdeniyu i likvidacii chrezvy'chajny'x situacij i obespecheniyu pozharnoj bezopasnosti Luxovickogo rajona Moskovskoj oblasti» (vmeste s «Polozheniem o Komissii po preduprezhdeniyu i likvidacii chrezvy'chajny'x situacij i obespecheniyu pozharnoj bezopasnosti Luxovickogo municipal'nogo rajona Moskovskoj oblasti») // Luxovickie vesti. 20.11.2009. № 90.

[13] Sobranie zakonodatel'stva RF. 06.10.2003. № 40. St. 3822.

[14] Solov'ev S.G. Kodeks normativny'x pravovy'x aktov municipal'nogo obrazovaniya -osnova pravoporyadka v sfere rossijskogo mestnogo samoupravleniya.

[15] Tixomirov Yu.A. Konstituciya, zakon, podzakonny'j akt. M.: Yurid. lit., 1994. - 136 s.

[16] Umnova I.A. O pravovy'x i institucional'-ny'x mexanizmax obespecheniya mira i bezopasnosti na Severnom Kavkaze i v drugix regionax Rossijskoj Federacii // Izvestiya Gorskogo agrarnogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2010. № 47. Ch. 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.