ВАЛИУЛЛИН Динар Айратович,
аспирант кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета
e-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется деятельность муниципальных образований по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации об экологической безопасности.
Ключевые слова: муниципальные образования; экологическая безопасность; законодательство об экологической безопасности.
DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10614 УДК 342.5
VALIULLIN Dinar Ayratovich,
postgraduate student of sub - department of constitutional and administrative law, Kazan (Volga) Federal university
ACTIVITIES OF MUNICIPALITIES TO ENSURE COMPLIANCE WITH THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ENVIRONMENTAL SAFETY
Annotation. The article analyzes the activities of municipalities to ensure compliance with the legislation of the Russian Federation on environmental safety.
Key words: municipalities; environmental safety; legislation on environmental safety.
Экологическая безопасность является составным элементом национальной безопасности Российской Федерации. Понимание экологической безопасности, согласно конституционным нормам, складывается из взаимосвязанных правомочий каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Конституция РФ закрепляет вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в качестве предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «д» ч. 1 ст. 72) , что предполагает совпадение (конкурирование) [1] компетенции Российской Федерации и ее субъектов в части правового регулирования вопросов обеспечения экологической безопасности и, как следствие, допускает принятие субъектами Федерации собственных законодательных актов об экологической безопасности при условии их соответствия нормам федерального законодательства.
В юридической литературе справедливо отмечается, что в обеспечении экологической безопасности населения и территории России уча-
ствуют не только органы государственной власти федерального и регионального уровней, но и муниципальная власть[2; 3] (местное население и органы местного самоуправления) как наиболее приближенная к малым общностям. О наличии у органов местного самоуправления отдельных полномочий в сфере экологической безопасности свидетельствуют как федеральные, так и региональные нормы.
Так, на федеральном уровне принято и действует несколько федеральных законов, регламентирующих обеспечение экологической безопасности, включая полномочия муниципальных образований в данной деятельности.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г.№ 390-ФЗ «О безопасности» [4]закрепляет основные принципы обеспечения национальной безопасности государства и, следовательно, такого ее вида, как экологическая безопасность, устанавливает конкретные полномочия федеральных и региональных властей в части обеспечения, в т.ч. экологической безопасности, а также вовлеченность органов местного самоуправления в деятельность по обеспечению безопасности в виде, к примеру, правотворчества в сфере экологической безопасности (в пределах собственной компетенции),
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
координации деятельности по обеспечению безопасности (в пределах собственной компетенции) и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности.
Более подробно участие органов местного самоуправления в обеспечении экологической безопасности (охраны окружающей среды) регламентируются в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[5], где устанавливается обязательность и порядок участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды, их информирование о состоянии экологической безопасности, регламентация управления в области охраны окружающей среды посредством в т.ч. уставов муниципальных образований и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также уточняются вопросы местного значения по охране окружающей среды применительно к таким типам муниципальных образований, как муниципальный район и городской округ и т.д.
Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации[6] устанавливает, что принятые в соответствии с федеральными и региональными законодательством муниципальные правовые акты в сфере экологической безопасности, являются обязательными к исполнению на всей территории муниципального образования, в т.ч. и органами государственной власти обоих уровней. Вместе с тем, следует отметить, что федеральный законодатель предусматривает наиболее обширный перечень вопросов местного значения, раскрывающих функции муниципальных образований по обеспечению экологической безопасности, за такими типами муниципальных образований, как муниципальные районы, муниципальные округа и городские округа.
В частности, муниципальные районы в субъектах Российской Федерации наделены полномочиями по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей сре-ды;участию в организации деятельности по накоплению (в т.ч. раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; осуществлению мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;осущест-влению муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. Тогда как к
вопросам местного значения городских, сельских поселений Российской Федерации относится значительно меньший объем вопросов в сфере обеспечения экологической безопасности,как-то: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в организации деятельности по накоплению (в т.ч. раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также формирование и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Далее в данном блоке законодательных актов об обеспечении экологической безопасности отметим Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[7], согласно которому стратегическое планирование обеспечения национальной безопасности как деятельность по целе-полаганию, прогнозированию, планированию и программированию сферы обеспечения национальной безопасности в целом и экологической безопасности в частности, осуществляется, в т.ч.на местном уровне публичной власти с учетом согласованности с приоритетами и целями Российской Федерации и субъекта Федерации (муниципальное стратегическое планирование).
Другие же федеральные законодательные акты хоть прямо и не регулируют деятельность муниципальных образований по обеспечению экологической безопасности, но представляются частично взаимосвязанными с выше представленными федеральными законами в связи с тесной взаимосвязью экологической безопасности с иными видами национальной безопасности, к примеру, как-то: пожарная безопасность[8]; информационная безопасность[9]; безопасность дорожного движения[10]; безопасность объектов топливно-энергетического комплекса[11] и т.д.
Далее следует отметить отдельную роль внутригосударственных договорных актов, направленных, к примеру, насотрудничество[12] или на передачу части полномочий исполнительного органа государственной власти Российской Федерации в сфере национальной безопасности на уровень субъекта Федерации[13] или наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями в области обеспечения того или иного вида национальной безопасности.
Поскольку ст. 78 Конституции РФ предусматривает возможность передачи полномочий исполнительных органов государственной власти от федеральных органов региональным и наоборот, а ст. 19 содержит нормы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Федерации, в т.ч. в сфере обеспечения экологической безопасности, то подобные договоры (соглашения) также являются нормативной основной обеспечения экологической безопасности на территории муниципального образования.
Что касается регионального уровня регулирования деятельности муниципальных образований по обеспечению экологической безопасности, то здесь приняты и действуют специальные законы субъектов Российской Федерации, посвященные вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Наибольший интерес представляют те региональные законодательные акты, в которых, наряду с установлением общих полномочий муниципальных образований в сфере экологической безопасности, конкретизируется деятельность по обеспечению экологической безопасности применительно к отдельному типу муниципального образования.
К примеру, Экологический кодекс Республики Татарстан[14] распределяет вопросы местного значения в экологической сфере между поселениями, муниципальными районами и городскими округами как типами муниципальных образований Республики Татарстан.
В частности, к вопросам местного значения поселений Республики Татарстан законодатель относит: а) организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; б) благоустройство и озеленение территории поселения, использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, включая лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; в) предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на расположенных на территориях поселений водных объектах общего пользования; г) осуществление муниципального лесного контроля.
Тогда как к вопросам местного значения муниципального района в экологической сфере законодатель относит более объемные по содержанию и территориальному охвату вопросы, как-то: проведение мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; обеспечение утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; принятие правил пользования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
Практически идентичными полномочиями в экологической сфере, ограниченными пределами собственной территории обладает и городской округ (осуществление мероприятий по охране окружающей среды в границах городского окру-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
га;организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; принятие правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и доведение до граждан информации об ограничениях водопользования на расположенных на территориях городских округов водных объектах общего пользования).
Более того, судить о различиях в полномочиях отдельных типов муниципальных образований позволяют и уставы муниципальных образований, а также специальные муниципальные программы, направленные на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности на территории того или иного муниципального образования^].
Таким образом, муниципальные образования участвуют в обеспечении экологической безопасности в пределах своей территории и располагают в этих целях необходимыми полномочиями, закрепленными, во-первых, в законодательстве Российской Федерации об экологической безопасности, а во-вторых, в законодательстве Российской Федерации об иных видах безопасности.
Список литературы:
[1] Морозова А.С. Проблемы конституционно-правового регулирования совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Ленинградский юридический журнал. - 2008. -13 с.
[2] Удачин Н.О. Обеспечение экологической безопасности на муниципальном уровне // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - 3 с.
[3] Гаврилов Е.В., Исаков В.М., Цховребов Э.С. Проблемы обеспечения экологической безопасности на территории муниципального образования // ЭКОС-Информ. - 2005. - № 1. - С. 17-21.
[4] Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
[5] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
[6] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 6 октября 2003. - № 40. - Ст. 3822.
[7] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 30 июня 2014. - № 26 (ч. I). - Ст. 3378.
[8] Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. -26 декабря 1994. - № 35. - Ст. 3649.
[9] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. - 31 июля 2006. - № 31 (ч. I). - Ст. 3448.
[10] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. - 11 декабря 1995. - № 50. - Ст. 4873.
[11] Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. - 25 июля 2011. - № 30 (ч. I). - Ст. 4604.
[12] Соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Республикой Татарстан о создании полигонов по разработке и внедрению новейших технологий поиска, разведки, разработки и освоения трудноизвлекаемых запасов, ресурсов углеводородного сырья от 16 мая 2015 г. № 1. - Текст соглашения официально опубликован не был. Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант».
[13] Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Тамбовской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска людей на водных объектах. - Текст соглашения официально опубликован не был. Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант».
[14] Экологический кодекс Республики Татарстан от 15 января 2009 г. № 5-ЗРТ. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/917031992
[15] Постановление Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области от 27 января 2017 г. № 73 «Об утверждении муниципальной Программы «Охрана окружающей среды на территории муниципального образования «Майнское городское поселение» на 2017 - 2020 годы»». - URL: http://docs.cntd. ru/document/463720790; Постановление Администрации города Владивостока от 14 сентября 2018 г. № 2517 «Об утверждении муниципальной программы «Организация мероприятий по охране
окружающей среды, экологическому просвещению, образованию и информированию населения города Владивостока» на 2019 - 2024 годы». -URL: http://docs.cntd.ru/document/550193962
Spisokliteratury:
[1] Morozova A.S. Problemy konstitucion-no-pravovogo regulirovaniya sovmestnogo vedeniya Rossijskoj Federacii i ee sub»ektov // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. - 2008. - 13 s.
[2] Udachin N.O. Obespechenie ekologicheskoj bezopasnosti na municipal'nom urovne // Social'no-ekonomicheskie nauki i gumanitarnye issledovaniya. - 2015. - 3 s.
[3] Gavrilov E.V., Isakov V.M., Ckhovrebov E.S. Problemy obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti na territorii municipal'nogo obrazovaniya // EKOS-Inform. - 2005. - № 1. - S. 17-21.
[4] Federal'nyj zako not 28 dekabrya 2010 g. № 390-FZ «O bezopasnosti» // SZ RF. - 2011. - № 1. -St. 2.
[5] Federal'nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» // SZ RF.
- 2002. - № 2. - St. 133.
[6] Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ «Ob obshchih principah organizacii mest-nogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 6 oktyabrya 2003. - № 40. - St. 3822.
[7] Federal'nyj zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 30 iyunya 2014. - № 26 (ch. I).
- St. 3378.
[8] Federal'nyj zakon ot 21 dekabrya 1994 g. № 69-FZ «O pozharnoj bezopasnosti» // SZ RF. - 26 dekabrya 1994. - № 35. - St. 3649.
[9] Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologi-yah i o zashchite informacii» // SZ RF. - 31 iyulya 2006. - № 31 (ch. I). - St. 3448.
[10] Federal'nyj zakon ot 10 dekabrya 1995 g. № 196-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // SZ RF. - 11 dekabrya 1995. - № 50. - St. 4873.
[11] Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 2011 g. № 256-FZ «O bezopasnosti ob"ektov toplivno-energet-icheskogo kompleksa» // SZ RF. - 25 iyulya 2011. - № 30 (ch. I). - St. 4604.
[12] Soglashenie mezhdu Ministerstvom prirod-nyh resursov i ekologii Rossijskoj Federaciii Respub-likoj Tatarstan o sozdanii poligonov po razrabotke i vnedreniy u novejshih tekhnologij poiska, razvedki, razrabotki i osvoeniya trudnoizvlekaemyh zapasov, resursov uglevodorodnogo syr'ya ot 16 maya 2015 g. № 1. - Tekst soglasheniya oficial'no opublikovan ne byl. Dostup iz informacionno-pravovogo obespecheniya «Garant».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
[13] Soglashenie mezhdu Ministerstvom Rossi-jskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij sti-hijnyh bedstviji administraciej Tambovskoj oblasti o peredache drug drugu osushchestvleniya chasti svoih polnomochij v reshenii voprosov zashchity naseleniya i territorii ot chrezvychajnyh situacij prirod-nogo i tekhnogennogo haraktera i likvidacii ih posledstvij, organizacii i provedeniya avarijno-spasatel'nyh i drugih neotlozhnyh rabot pri chrezvychajnyh situaci-yah mezhmunicipal'nogo i regional'nogo haraktera, organizacii tusheniya pozharov silami Gosudarstven-noj protivopozharnoj sluzhby, organizacii osushchestvleniya na mezhmunicipal'nom i regional'nom urovne meropriyatij po grazhdanskoj oborone, osushchestvleniya poiska lyudej na vodnyh ob"ektah. - Tekst soglasheniya oficial'no opublikovan ne byl. Dostup iz informacionno-pravovogo obespecheniya «Garant».
[14] Ekologicheskij kodeks Respubliki Tatarstan ot 15 yanvarya 2009 g. № 5-ZRT. - URL: http://docs. cntd.ru/document/917031992
[15] Postanovlenie Administracii municipal'nogo obrazovaniya «Majnskij rajon» Ul'yanovskoj oblasti ot 27 yanvarya 2017 g. № 73 «Ob utverzhdenii munici-pal'noj Programmy «Ohrana okruzhayushchej sredy na territorii municipal'nogo obrazovaniya «Majnskoe gorodskoe poselenie» na 2017 - 2020 gody»». -URL: http://docs.cntd.ru/document/463720790; Postanovlenie Administracii goroda Vladivostoka ot 14 sentyabrya 2018 g. № 2517 «Ob utverzhdenii munic-ipal'noj programmy «Organizaciya meropriyatij po ohrane okruzhayushchej sredy, ekologicheskomu prosveshcheniyu, obrazovaniyu i informirovaniyu naseleniya goroda Vladivostoka» na 2019 - 2024 gody». - URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/550193962
4,
ЮРКОМПАНИ
www. law- books. ru
Л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020