УДК - 342 САРАНЦЕВА Виталия Сергеевна,
ББК - 67.300 младший научный сотрудник отдела
конституционно-правовых исследований ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
e-mail: [email protected]
12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
ПРОГРАММЫ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО МИРА
И БЕЗОПАСНОСТИ1
Аннотация. В статье рассматриваются Программы гармонизации межнациональных отношений, сравнивается состояние регулирования межнациональных отношений на примере отдельных субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: программы, межнациональные отношения, субъекты Российской Федерации, гражданский мир, безопасность.
SARANTSEVA Vitalia Sergeevna,
junior researcher department of constitutional and legal research оf the Russian state University of justice
PROGRAMS OF HARMONIZATION OF INTERETHNIC RELATIONS
IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MECHANISM OF ENSURING CIVIL PEACE AND SECURITY
Abstract. The article discusses the programs of harmonization of interethnic relations, and compares the state of regulation of interethnic relations by the example of individual subjects of the Russian Federation.
Key words: programs, interethnic relations, subjects of the Russian Federation, civil peace, security.
На федеральном уровне утверждена целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [12], целью и задачей которой является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России.
В Программе приводятся данные о том, что доля граждан, положительно оценива-
1 Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-03-00187.
ющих состояние межнациональных отношений, составит 65 процентов; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности — 85 процентов. Предусмотрено, что численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, составит 305 тыс. человек; все субъекты Российской Федерации будут осуществлять реализацию региональных программ, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений; 53 некоммерческих организации получат в рамках Программы поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
В настоящее время на региональном уровне из 85 субъектов Российской Федерации только 10 имеют программы гармонизации и развития межнациональных отношений и программы государственной национальной политики.
Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России составляют основу общероссийской идентичности, поэтому главными целями федеральной Программы является укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму.
Главными целями Программ, утвержденных на региональном уровне, являются: поддержание мира и согласия в сфере межнациональных отношений (Дагестан) [13]; сохранение и развитие национальных культур и языков; укрепление единства многонационального народа (Ингушетия) [11], гармонизация межнациональных отношений; обеспечение атмосферы межнационального мира и согласия (Кабардино-Балкарская Республика) [8]; поддержание стабильной общественно-политической обстановки и профилактики экстремизма (Карачаево-Черкесская Республика) [5]; гармонизация межконфессиональных отношений (Республики Северная Осетия-Алания) [9]; укрепление толерантной среды [7] (Астраханская область); укрепление дружбы между народами (Вологодская область) [10]; сохранение межнационального мира и согласия на основе ценностей многонационального российского общества (Ростовская область) [6]. Из всего перечисленного можно сделать вывод о том, что регионы, имеющие подобные документы, придерживаются одних целей - создания, укрепления, развития, поддержания, обеспечения, сохранения достойных межнациональных отношений, а также решения прикладных задач в профилактике экстремизма и терроризма.
Заказчиком федеральной Программы является Федеральное агентство по делам национальностей, а исполнителем — Министерство регионального развития Российской Федерации.
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2017
На региональном уровне в реализации целей и задач, предусмотренных в программах, участвуют такие органы, как местные администрации, Управление культуры местной администрации, Управление образования местной администрации.
Реализация Программ гармонизации предполагает тесное и постоянное сотрудничество соответствующих федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов.
На федеральном уровне взаимодействуют Государственный заказчик, координатор Программы — Федеральное агентство по делам национальностей, Основной разработчик Программы — Министерство регионального развития Российской Федерации
На примере Республики Ингушетии можно проиллюстрировать механизм реализации программ на уровне субъектов РФ. В Ингушетии для реализации программ постоянный контакт поддерживают такие органы, как Министерство здравоохранения Республики Ингушетия, Министерство образования и науки Республики Ингушетия, Министерство культуры Республики Ингушетия, Министерство по физической культуре и спорту Республики Ингушетия, Комитет по делам молодежи Республики Ингушетия, Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия (по согласованию), Совет Безопасности Республики Ингушетия (по согласованию), Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Республике Ингушетия (по согласованию), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию). В Астраханской области постоянный контакт поддерживают Управление образования, отдел социальной политики и организационно-контрольный отдел администрации Икрянинского района, национальные культурные общества, главы поселений района, казачьи общества, этнические советы.
Для развития межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания при Министерстве Республики
Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений действует общественный совет, образованный в 2005 г., где представлено 18 национально-культурных общественных организаций; образована постоянно действующая рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Республике, в состав которой входят представители национально-культурных обществ (НКО); в Республике осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих органов местного самоуправления, осуществляющих взаимодействие с национальными объединениями и религиозными организациями [4].
В Карачаево-Черкесской Республике в целях снижения уровня радикализации населения проводится мониторинг проявлений экстремизма и терроризма на территории Республики, выходят тематические материалы на телевидении, в печатных СМИ и в сети «Интернет», направленные на информирование населения о безопасном поведении в экстремальных ситуациях. Кроме того, проводятся республиканские творческие конкурсы журналистов печатных и электронных СМИ на лучший материал о профилактике терроризма и экстремизма; повсеместно проводятся «круглые столы», научно-практические конференции, массовые акции и мероприятия с участием представителей религиозных конфессий. С января по июнь 2014 г. в республиканских СМИ выпущено 68 материалов, направленных на профилактику терроризма и экстремизма. Периодически выходят материалы на тему гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Теме профилактики наркомании и формированию здорового образа жизни, спортивных достижений посвящены около двухсот материалов. Религиозной тематике посвящено более ста журналистских материалов [2].
Министерство национальной политики Республики Дагестан заключило со всеми муниципальными образованиями республики соглашения о сотрудничестве в сфере развития межнациональных отношений. В городах и районах реализуются про-
граммы, направленные на укрепление межнационального мира и согласия. Определены заместители глав муниципалитетов, на которых возложены вопросы курирования межнациональных отношений. В целях повышения квалификации муниципальных служащих организованы специализированные курсы на базе ДГУ по программе «Межнациональные процессы в Дагестане: проблемы и перспективы» (охвачены обучением 120 человек), прочитаны лекции для глав муниципальных образований и их заместителей по общественной безопасности. Подготовлены методические пособия и рекомендации, проведены семинары-совещания и круглые столы, в рамках которых особое внимание уделено приоритетным проектам развития РД «Безопасный Дагестан» и «Человеческий капитал» в муниципальных образованиях, реализации Стратегии государственной национальной политики, усилению разъяснительной работы по профилактике экстремизма и терроризма, укреплению межнационального мира и согласия, работе с молодежью [3].
В Республике Татарстан активно проводятся мероприятия, которые направлены на предупреждение проявлений экстремизма и терроризма, повышение уровня знаний, развитие у людей чувства бдительности, ответственности, толерантности, доброты и понимания. Так, например, в Бугульминском муниципальном районе Республики Татарстан отдел по киновиде-ообслуживанию населения Централизованной районной клубной системы принял участие в месячнике «ЭКСТРЕМИЗМУ НЕТ!» по профилактике терроризма, экстремизма и в целях укрепления межнационального и межконфессионального согласия. В ГАУСО «Реабилитационном центре Возрождение» проведено мероприятие «Мы — за мир на Земле!» с демонстрацией документального фильма «Путь в никуда». В Батырском сельском клубе и в Казанском инновационном университете ИЭУП (г. Бугульма) проведены мероприятия «Против фашизма!» с демонстрацией документального фильма «Путь в никуда» и художественных фильмов «Чужая мать» (в Батырском СК) и «22 минуты» (в инсти-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
туте). В МБОУ «Татарская гимназия № 14» имени Хади Атласи проведены классные часы «Мы дети солнца — мы против террора!». На каждой встрече с ребятами были проведены беседы о бдительности, правилах поведения в экстремальной ситуации. Методисты киноотдела рассказали детям о необходимости уважительного отношения к представителям других национальностей, недопущении конфликтных ситуаций среди своих сверстников.
В целях профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия ксенофобии Минкульту-ры Республики Марий Эл разработало Инструкцию по приему информации и рекомендовало создание контактного центра («горячей» телефонной линии) по приему информации о конфликтах в 2014 г. на базе системы «112». В настоящий момент функции коллцентра по приему информации о конфликтах выполняет отдел межнациональных и межконфессиональных отношений Минкультуры. По данным Всероссийской переписи 2010 г., в Марий Эл проживает более 50 национальностей, в том числе: 47,4% русских, 43,9% мари, 5,8% татар. В республике созданы и действуют республиканские центры русской, марийской и татарской культуры, в статусе муниципальных учреждений — чувашский и удмуртский центры, 32 национально-культурных общественных объединения.
Конфессиональный состав населения марийского края представлен в основном православными (55,6%), приверженцами марийской традиционной религии (17,4%), мусульманами (4,8%). Всего насчитывается 138 зарегистрированных религиозных организаций разных вероисповеданий.
Социологические исследования показывают высокий уровень национального самосознания населения: 78,8% испытывают гордость за принадлежность к своей национальности. На формирование национального самосознания оказывают влияние семья, родители, круг общения и средства массовой информации. Основными этно-консолидирующими факторами являются родной язык, народные обычаи и традиции, историческое прошлое и религия [1].
Список литературы:
[1] Государственное Собрание Республики Марий Эл // http://mari-el.gov.ru/parlament/ Pages/main.aspx.
[2] Доклад заместителя министра Адлера Туркменова о ходе реализации подпрограммы «Профилактика терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской республике на 2014—
2016 годы» // http://kchr.ru/.
[3] Доклад министра национальной политики Республики Дагестан Татьяны Гамалей // http://e-dag.ru/.
[4] Официальный сайт Республики Северная Осетия-Алания http://www.rso-a.ru/.
[5] Постановление администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 12.02.2015 № 59 «Об утверждении районной целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений и профилактика этнического экстремизма в Абазинском муниципальном районе на 2015—
2017 годы» // СПС «Консультант Плюс».
[6] Постановление Администрации г. Ростова н/Д от 04.12.2015 № 1191 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, гармонизация межнациональных отношений» // Ростов официальный. 16.12.2015. № 51.
[7] Постановление администрации муниципального образования «Икрянинский район» от 25.11.2014 № 256п «Об утверждении комплексной муниципальной программы «Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, профилактика проявления ксенофобий, укрепление толерантности в Икрянинс-ком районе на 2015 — 2017 годы» // СПС «Консультант Плюс».
[8] Постановление местной администрации Чегемского муниципального района КБР от 16.02.2016 № 44-па «Об утверждении муниципальной целевой программы «Гармонизация межэтнических отношений и укрепление единства российской нации в Чегемском муниципальном районе КБР» на 2016 — 2020 годы» // СПС «Консультант Плюс».
[9] Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.11.2013 № 416 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания на 2014—2018 годы» // СПС «Консультант Плюс».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
[10] Постановление Правительства Вологодской области от 11.12.2009 № 1948 «О Концепции участия в реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Вологодской области» // «Красный Север» № 146. 19.12.2009.
[11] Постановление Правительства РИ от 09.09.2014 № 175 «Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия «Укрепление межнациональных отношений и развитие национальной политики» // Ингушетия. 11.09.2014. № 139-142.
[12] Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» // СЗ РФ. 02.09.2013. № 35. Ст. 4509.
[13] Распоряжение Правительства РД от 19.08.2013 № 249-р «О Концепции республиканской целевой программы «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на 2013-2015 годы» // «Собрание законодательства Республики Дагестан». 30.08.2013. № 16. Ст. 1068.
Spisok literatury:
[1] Gosudarstvennoe Sobranie Respubliki Marij E'l // http://mari-el.gov.ru/parlament/ Pages/main.aspx.
[2]Doklad zamestitelya ministra Adlera Turkmenova o xode realizacii podprogrammy' «Profilaktika terrorizma i e'kstremizma v Karachaevo-Cherkesskoj respublike na 20142016 gody'» // http://kchr.ru/.
[3]Doklad ministra nacional'noj politiki Respubliki Dagestan Tat'yany' Gamalej // http://e-dag.ru/.
[4] Oficial'ny'j sajt Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya http://www.rso-a.ru/.
[5] Postanovlenie administracii Abazinskogo municipal'nogo rajona Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki ot 12.02.2015 № 59 «Ob utverzhdenii rajonnoj celevoj programmy' «Garmonizaciya mezhnacional'ny'x otnoshenij i profilaktika e'tnicheskogo e'kstremizma v Abazinskom municipal'nom rajone na 2015-2017 gody'» // SPS «Konsul'tant Plyus».
[6] Postanovlenie Administracii g. Rostova n/ D ot 04.12.2015 № 1191 «Ob utverzhdenii
municipal'noj programmy' «Profilaktika terrorizma i e'kstremizma, garmonizaciya mezhnacional'ny'x otnoshenij» // Rostov oficial'ny'j. 16.12.2015. № 51.
[7] Postanovlenie administracii municipal'nogo obrazovaniya «Ikryaninskij rajon» ot 25.11.2014 № 256p «Ob utverzhdenii kompleksnoj municipal'noj programmy' «Garmonizaciya mezhe'tnicheskix i mezhkul'turny'x otnoshenij, profilaktika proyavleniya ksenofobij, ukreplenie tolerantnosti v Ikryaninskom rajone na 20152017 gody'» // SPS «Konsul'tant Plyus».
[8] Postanovlenie mestnoj administracii Chegemskogo municipal'nogo rajona KBR ot 16.02.2016 № 44-pa «Ob utverzhdenii municipal'noj celevoj programmy' «Garmonizaciya mezhe'tnicheskix otnoshenij i ukreplenie edinstva rossijskoj nacii v Chegemskom municipal'nom rajone KBR» na 2016-2020 gody'» // SPS «Konsul'tant Plyus».
[9] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya ot 15.11.2013 № 416 «O gosudarstvennoj programme Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya «Razvitie mezhnacional'ny'x otnoshenij v Respublike Severnaya Osetiya-Alaniya na 2014-2018 gody'» // SPS «Konsul'tant Plyus».
[10] Postanovlenie Pravitel'stva Vologodskoj oblasti ot 11.12.2009 № 1948 «O Koncepcii uchastiya v realizacii gosudarstvennoj nacional'-noj politiki Rossijskoj Federacii v Vologodskoj oblasti» // «Krasny'j Sever» № 146. 19.12.2009.
[11] Postanovlenie Pravitel'stva RI ot 09.09.2014 № 175 «Ob utverzhdenii gosudarst-vennoj programmy' Respubliki Ingushetiya «Ukreplenie mezhnacional'ny'x otnoshenij i razvitie nacional'noj politiki» // Ingushetiya. 11.09.2014. № 139-142.
[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.08.2013 № 718 «O federal'noj celevoj programme «Ukreplenie edinstva rossijskoj nacii i e'tnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (20142020 gody')» // SZ RF. 02.09.2013. № 35. St. 4509.
[13] Rasporyazhenie Pravitel'stva RD ot 19.08.2013 № 249-r «O Koncepcii respublikanskoj celevoj programmy' «Realizaciya Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» na 2013-2015 gody'» // «Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Dagestan». 30.08.2013. № 16. St. 1068.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017