Научная статья на тему 'Муниципальное образование в системе организации власти и территориального управления России'

Муниципальное образование в системе организации власти и территориального управления России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
территория / стратегия / управление / социалка / экономика / система / факторы / механизмы / политика / ресурс / модернизация муниципалитет / финансы / самоуправление / регион / технологии. / territory / strategy / management / social sphere / economy / system / factors / mechanisms / policy / resource / modernization / municipality / finance / self-government / region / technology.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Н.Н., Васюкова В.А., Ионова А.Ч.

Цель исследования – разработка механизма территориального управления социально-экономического развития муниципалитета на основе создания алгоритма оценки ресурсного обеспечения, при условиях обеспечения равновесного приоритета в уровне жизнедеятельности населения для каждой единицы поселений по двум сценариям: возможности и реальности. В статье исследованы проблемы факторного влияния на развитие системы социально-экономического развития муниципальных образований, позволяющих повысить эффективность управления такими территориями. Акцентируя внимание на общепризнанных факторах, исследования затрагивают другие, наиболее актуальные на сегодняшний момент времени, а именно, фактор инновационных технологий и информационный фактор. Такой подход к проблеме развития территориальной социалке и экономики муниципального образования должен дополнить методы оценки системы управления. Разумеется, такое исследование занимает несколько больший объем, нежели публикация в одной статье, тем не менее затронутые вопросы по данной проблематике должны дать эффект в преобразовании не только территориальной социально-экономической площадки развития, но и более адресно – повысить жизненный уровень, проживающего населения на муниципальной территории. Определенно интерес к исследованию вышеуказанных факторов функционально и корреляционно касается всего спектра факториального влияния на развитие процесса управления муниципальным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal formation in the system of organization of power and territorial administration of Russia

The purpose of the study is to develop a mechanism for the territorial management of the socio-economic development of the municipality based on the creation of an algorithm for assessing resource provision, under the conditions of ensuring an equilibrium priority in the level of life of the population for each unit of settlements according to two scenarios: possibilities and reality. The article examines the problems of factorial influence on the development of the system of socio-economic development of municipalities, which make it possible to increase the efficiency of managing such territories. Focusing on generally recognized factors, the research touches upon others that are most relevant at the present time, namely, the factor of innovative technologies and the information factor. Such an approach to the problem of the development of the territorial social sphere and the economy of the municipality should complement the methods for assessing the management system. Of course, such a study takes up a slightly larger volume than publication in one article, nevertheless, the issues raised on this issue should have an effect in transforming not only the territorial socio-economic platform for development, but also more targeted to improve the living standards of the living population in the municipal territory. Definitely interest in the study of the above factors functionally and correlated with the entire spectrum of factorial influence on the development of the management process of the municipality.

Текст научной работы на тему «Муниципальное образование в системе организации власти и территориального управления России»

Municipal formation in the system of organization of power and territorial administration of Russia

Vorobyov Nikolay Nikolaevich, DSc of Economics, Professor, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol

Vasyukova Victoria Alekseevna, PhD of Economics, Associate Professor, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk

Ionova Asya Chagbanovna, PhD of Economics, Associate Professor, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol

The purpose of the study is to develop a mechanism for the territorial management of the socio-economic development of the municipality based on the creation of an algorithm for assessing resource provision, under the conditions of ensuring an equilibrium priority in the level of life of the population for each unit of settlements according to two scenarios: possibilities and reality. The article examines the problems of factorial influence on the development of the system of socio-economic development of municipalities, which make it possible to increase the efficiency of managing such territories. Focusing on generally recognized factors, the research touches upon others that are most relevant at the present time, namely, the factor of innovative technologies and the information factor. Such an approach to the problem of the development of the territorial social sphere and the economy of the municipality should complement the methods for assessing the management system. Of course, such a study takes up a slightly larger volume than publication in one article, nevertheless, the issues raised on this issue should have an effect in transforming not only the territorial socio-economic platform for development, but also more targeted - to improve the living standards of the living population in the municipal territory. Definitely interest in the study of the above factors functionally and correlated with the entire spectrum of factorial influence on the development of the management process of the municipality.

Keywords: territory; strategy; management; social sphere; economy; system; factors; mechanisms; policy; resource; modernization; municipality; finance; self-government; region; technology.

Воробьев Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь

Васюкова Виктория Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

viktoriya-vasyukova@yandex.ru

Ионова Ася Чагбановна, кандидат экономических наук, доцент, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь

asya.ionova.2015@mail.ru

Цель исследования - разработка механизма территориального управления социально-экономического развития муниципалитета на основе создания алгоритма оценки ресурсного обеспечения, при условиях обеспечения равновесного приоритета в уровне жизнедеятельности населения для каждой единицы поселений по двум сценариям: возможности и реальности. В статье исследованы проблемы факторного влияния на развитие системы социально-экономического развития муниципальных образований, позволяющих повысить эффективность управления такими территориями. Акцентируя внимание на общепризнанных факторах, исследования затрагивают другие, наиболее актуальные на сегодняшний момент времени, а именно, фактор инновационных технологий и информационный фактор. Такой подход к проблеме развития территориальной социалке и экономики муниципального образования должен дополнить методы оценки системы управления. Разумеется, такое исследование занимает несколько больший объем, нежели публикация в одной статье, тем не менее затронутые вопросы по данной проблематике должны дать эффект в преобразовании не только территориальной социально-экономической площадки развития, но и более адресно – повысить жизненный уровень, проживающего населения на муниципальной территории. Определенно интерес к исследованию вышеуказанных факторов функционально и корреляционно касается всего спектра факториального влияния на развитие процесса управления муниципальным образованием.

Ключевые слова: территория; стратегия; управление; социалка; экономика; система; факторы; механизмы; политика; ресурс; модернизация муниципалитет; финансы; самоуправление; регион; технологии.

5.2.3

Воробьев Н.Н., Васюкова В.А., Ионова А.Ч.

Муниципальное образование в системе организации власти и территориального управления России

Ведение

Проблемы местного самоуправления интересуют широкий круг исследователей в области эффективного менеджмента социально-экономическими процессами территориального развития.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день, технологические процессы развиваются ускоренными темпами, меняются подходы и инструменты в управлении территориального развития. В статье проведены исследования механизмов социально-ориентированной направленности развития муниципальных образований. Рассматривая и анализируя функционирование социально-экономической системы, в итоге авторы делают упор на благосостоянии населения и уровне качества жизни. Именно территориальное развитие является одним из наиболее проблемных вопросов в стратегическом управлении. Нельзя сказать, что на сегодняшний момент все проблемы разрешились, так как технологические процессы шагнули далеко вперед, изменились схемы управления, более мобильным стали средства и инструменты управления.

В связи с этим, и мы заинтересовались данной проблемой, аккумулируя свое исследование на механизме сочетания стратегического управления административных субъектов РФ, посредством создания территориальных – узловых механизмов социально ориентированного менеджмента.

Теоретической разработкой такого рода направлений занимались и занимаются многочисленный состав ученых экономистов и социологов: Н.Н. Шведова, Н.Н. Воробьев, И.В. Воробьева, Т.В. Желудкова, М.А. Задорина, И.А. Зайченко, В.П. Кирпанев, В.К. Николаев, К.А. Николаев, Т.М. Тхазеплов, И.П. Уваров, А.В. Фишер, Д.Г. Цкуа и др.

Нам бы хотелось сконцентрировать внимание на тех вариантах, которые направлены на исследование территориально обособленных муниципальных образований. Мы взяли за базовый вариант Ставропольский край и территориально привязанные к нему муниципалитеты.

Изначально определение цели нашего исследования формировалось как разработка механизма территориального управления социально-экономического развития муниципалитета, на основе создания алгоритма оценки ресурсного обеспечения, при условиях обеспечения равновесного приоритета в уровне жизнедеятельности населения для каждой единицы поселений по двум сценариям: возможности и реальности.

Однако на основании вышеизложенной цели возникли не только вопросы, но и задачи, которые требуется решить для достижения этой цели:

- определение критериев оценки сегодняшнего состояния территории;

- разработка сопоставимости показателей, как по горизонтальной оценки, так и по вертикальной;

- построить схему-алгоритм решения проблемы анализа ресурсного потенциала;

- создать балансировочную схему достаточности ресурса и потребности.

Основная часть

Исследование затронуло вопросы, которые необходимо рассматривать в контексте с законодательно-нормативной базой. К примеру, в Конституции Российской Федерации понятие «муниципальное образование» не содержится, а в процессе реформирования законодательства о местном самоуправлении данное понятие вместо конкретизации было значительно упрощено. [10] Согласно п. 8 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения» [12].

В то же время многие авторы выделяют в качестве обязательного качества отнесения к муниципальному образованию территориальный.

Так, К.А. Николаев и В.К. Николаев предлагают понимать под муниципальным образованием «политическую форму организации жизни местного сообщества…» [8; 11]. Мы частично согласны с мнением ученых, но хотелось бы заметить, что несмотря на такое определение муниципального образования можно дискуссировать по вопросам самоорганизации населения.

Э.Н. Амирханян [2] считает, что «муниципальное образование – это часть территории РФ, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов.

По мнению ученых Н.Н. Шведовой, И.В. Воробьевой, Т.В. Желудковой [13], исследования экономических процессов, несомненно, затрагивают социальную сторону развития территории.

Изученные материалы по различным подходам к оценке рисков, как отмечают авторы И.В. Воробьева, И.А. Зайченко, Фишер А.В. [7], посредством экономической категории доказывают функциональную связь между социальными и экономическими процессами, но технология расчетов требует еще доработки в части создания механизма обобщения показателей, сконцентрировав их в территориальном контексте.

В.П. Кирпанев, Т.М. Тхазеплов, И.П. Уваров [9] отмечают структурные факторы, определяют их долевое влияние, что доказывает возможность регулирования процессов с внешним и внутренним воздействием, направленным на улучшение уровня жизни населения, проживающего на конкретной территории.

Действительно, местное самоуправление, осуществляя деятельность на своей территории, обеспечивает поддержку управления на всей территории государства и способствует решению задач как местного уровня, так и федерального. Такие факты подтверждаются сегодняшними событиями, например, мобилизация, образовательная деятельность, туризм и т.д.

Следует отметить, что роль муниципальных образований в организации власти и территориальном управлении Российской Федерации не является равнозначной.

С точки зрения организации власти, система местного самоуправления, правовой статус органов местной власти и муниципального образования в целом регулируются Конституцией РФ (статьи 130, 132, 133) [10], федеральными законами и т. д. Однако на уровне региональных нормативно-правовых актов и в рамках местного законодательства наблюдается значительное разнообразие подходов к структуре органов местного самоуправления для каждого конкретного муниципального образования.

По мнению Н.Н. Воробьева, В.А. Васюковой [5], законодательно-нормативная база в Российской Федерации регламентирует конкуренцию в системе государственного регулирования национальной экономики, производит оценку конкурентных возможностей территориального значения, имеет возможность провести интерпретацию оценочным критериям.

С точки зрения территориального управления, муниципальное управление представляет собой «деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в области социально-экономического развития» [9] с целью повышения уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, роста экономического потенциала территории, улучшения качества жизни населения. Применение стратегического управления и планирования позволяет местным органам власти оценить потенциал и резервы муниципального образования, мобилизовать и наиболее эффективно распределить ресурсы в соответствии с целями и миссией управления, определить и реализовать комплекс действий для их достижения.

Для изучения и оценки результатов социально-экономического развития территории, по мнению А.Н. Адуковой, М.Ю. Корсун 1, можно выделить четыре блока: производственный, экономический, социальный, демографический Указанные блоки социально-экономического развития представлены на рисунке 1.

Отечественный опыт позволяет выделить внутренние и внешние факторы, влияющие в целом на социально-экономическое развитие территорий.

Рисунок 1 - Блоки социально-экономического развития муниципальных районов [1]

Анализируя основные факторы территориального развития, которые влияют на эффективность формирования и реализацию бюджетной политики, можно классифицировать по группам, отражающим уровень территориального развития и, прежде всего, бюджетный потенциал. Аккумулируем внимание на предложенный вариант дополнений к уже известным группам факторов. Это факторы, которые характеризуются как инновационные и блок информационных факторов.

Факторы состояния и развития инноваций на определенной территории имеют ряд положительного и негативного влияния, но в любом случае требуется внешнее решение и с обязательным условием генератора идей научно-технического прогресса, их апробации и внедрения.

В информационном блоке факторов самым существенным является влияние принципа, не только его доступности, но и скорости.

Мы предлагаем рассматривать данные факторы как основу развития социальной и экономической сферы территории, так как сегодняшний день уже не позволяет на прежних позициях (имеется ввиду факторах) оценивать ситуацию. Отсюда следует, что мы можем проработать оценочный критерий по данным факторам. Предлагаем следующий механизм:

- факторы инновационного характера, оценить по параметрам развития в каждом направлении территориального приоритета;

- факторы информационного характера, оценивать по доступности Интернет-ресурсов, компьютерных программ и т.д.

Если мы углубимся в исследование по первому фактору, то выясняется, что для территориального развития наличие высокотехнологических рабочих мест необходим критерий более высокого уровня (предлагаем средний по России). Создание высокотехнологических рабочих мест для рассматриваемых территорий не ниже 8%, это в стратегическом плане. Для этого необходим блок управленческих решений, касающихся разработок по каждому населенному пункту, наряду с этим, возникает необходимость решения проблем по второму – информационному фактору, который должен бы решаться параллельно с первым, так как функциональная зависимость просматривается на всем пути исследования.

Рисунок 2 – Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие территорий [составлено авторами]

Ряд вопросов в поднятой проблеме как раз и создают трудности в отсутствии такого информационного поля. Мы сегодня не можем с достоверностью сказать о доли влияния этих факторов, так как мониторинг такого рода не проводился. Отсюда следует, что на первом этапе необходимо дать оценку состояния дел по данной проблеме на конкретной территории. Предлагаем ввести индикатор развития информационного технологического обеспечения и конкурсную программу инновационных технологий на муниципальных территориях.

Шкала баллов оценочных критериев, на наш взгляд, должна быть в соответствии с наличием таких территорий, а внутри каждой – уже по наличию хозяйствующих субъектов.

Для многих муниципальных образований в РФ промышленной специализации основой формирования нового типа экономического роста должно стать направление на устойчивое их социально-экономическое развитие, основанное на следующих принципах: равенство между поколениями по отношению к удовлетворению собственных потребностей; социальные приоритеты; экологические ограничения.

Таким образом, муниципальное образование характеризуется неоднозначной ролью в организации власти и в территориальном управлении. В частности, необходимо отнести создание условий для реализации переданных отдельных государственных полномочий к вопросам местного назначения, прописанным в региональных нормативно-правовых актах об организации местного самоуправления. В отношении территориального управления муниципальное образование создает основу социально-экономического развития занимаемой территории согласно собственному стратегическому планированию и на уровне региона.

Осуществление муниципального уровня территориального управления на основе региональных документов стратегического планирования не дает эффективно обеспечивать устойчивость социально-экономического развития муниципальных образований. В связи с этим, для реализации основной цели муниципального управления необходимо соотнесение организации власти на данном уровне в части перечня полномочий с целями и задачами территориального управления в рамках сформированных муниципальных стратегии, прогноза и программ социально-экономического развития, с учетом региональных задач.

Заключение

Рассмотренный материал по стратегическому управлению муниципальной территорией все больше требует выполнения ряда задач, так как изучив структуру ресурсного обеспечения приходим к выводу, что не совсем точно ориентировано развитие как социального, так и экономического характера.

На наш взгляд, сегодняшний день уже требует модернизации системы управления посредством разработки стратегии для каждой взятой территории. Начать необходимо с первоначального запуска оценочных критериев ресурса не только сравнения (как это делается сегодня) с соседними территориями, а именно соотношения ресурса к площади и к численности населения.

Таким образом, создается целый алгоритм, цель которого - определение точек роста в социально-экономическом развитии по двум сценариям: возможности; реальности.

Дело в том, что сейчас к науке управления и экономике отношение несколько поверхностное и ей уделяется недостаточно внимания. Причина тому - отдаленность теоретического мышления от практического применения. В связи с этим мы постараемся увязать вопросы методологии и практического апробирования.

Сам алгоритм должен быть основан на реальной «картине» оценки имеющегося ресурса территории. Для этого необходимо определить стоимость территории обозначим ее через Q, затем решим проблему по отношению, к площади и населения, обозначив их через P и N. Таким образом, получим соотношение основных параметров: K1 = N/ Q - в это простое выражение мы включаем общее социально-экономическое положение население; другой коэффициент K2 = P/ Q, более сложен, в практическом применении необходимо определить состав, структуру ресурса, привести в стоимостной характер, применить к географическому соотношению расположения этого ресурса и определиться с границами самой площади. Для того чтобы оценить сам ресурс территории, необходим аудит этой местности - от земельной площади до производственных мощностей, с увязкой их с имеющимися возможностями на будущее.

Таким образом, можно говорить о решении влияния на внутренние факторы. Что касается внешнего характера, то здесь факторы могут лишь способствовать развитию, так как с первого шага необходимо учитывать стратегию управления регионом и в целом страны, увязать вопросы территориального роста с намеченными стратегическими задачами в пределах субъекта РФ.

Литература:

1. Адуков Р.Х., Адукова А.Н., Корсун М.Ю., - Государственное управление должно обеспечивать полноценную реализацию потенциала села // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2022. - №5. – С. 183-189. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-dolzhno-obespechivat-polnotsennuyu-realizatsiyu-potentsiala (дата обращения: 10.01.2023)

2. Амирханян Э. Н. К вопросу о терминологии в области организации муниципального образования // Вестник Университета. – 2014. – № 5. – С. 227–229.

3. Васюкова В.А. Проблемы и перспективы развития цифрового управления в регионе // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сб. тр. IV Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году науки и технологий в России. - Брянск, 2021. - С. 129-132.

4. Воробьев Н.Н., Васюкова В.А. Методологический инструментарий индикаторов конкурентоспособности территории // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сб. ст. - Ставрополь, 2022. - С. 140-147.

5. Воробьев Н.Н., Васюкова В.А. Модернизация системы управления технологиями: прогнозы и реальность // Инновационная траектория науки: становление, развитие, прогнозы: сб. ст. VIII Международной научно-практической конференции. – М., 2022. - С. 40-52.

6. Воробьев Н.Н., Васюкова В.А., Цкуа Д.Г. Управление кадрами отраслевой экономики территории: взаимосвязь профессиональной подготовки и практической деятельности // KANT. - 2022. - № 2 (43). - С. 19-26.

7. Воробьева И.В., Зайченко И.А., Фишер А.В. Проблемы стратегического управления экономическими рисками в территориальном контексте // KANT. - 2021. - № 2 (39). - С. 40-46.

8. Задорина М.А. Муниципальные образования и их виды в свете конституционной реформы основ территориальной организации местного самоуправления // Юридические исследования. – 2021. – № 10. – С. 87-101. Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36475 (дата обращения: 10.01.2023)

9. Кирпанев В.П., Тхазеплов Т.М., Уваров И.П. Оценка территориального уровня развития национальной экономики // KANT. - 2022. - №2(43). - С. 36-41.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http:// www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_28446/, свободный. – Загл. с экрана.

11. Николаев К.А., Николаев В.К. Термин «муниципальное образование»: смысл и значение в построении современной теории местного самоуправления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2013. – № 4 (48). – С. 55–60.

12. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс.–URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ свободный. – Загл. с экрана.

13. Шведова Н.Н., Воробьева И.В., Желудкова Т.В. Платформа оценочных показателей в системе управления территориальной экономикой // KANT. - 2022. - № 1(42). - С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.